К перечню велопоходов

 


 

На юге Южного Буга

Велопоход по Николаевской области,
совершенный с 4 по 6 июня 2010 г.

 

Другая версия отчета об этом велопоходе (от Криворожских велотуристов) здесь.

 

Нитка маршрута:

Вознесенск – Трикраты – Актово – Трикраты – Александровка – Виноградный Сад – Богдановка – Петровка – Жовтневое – Степовое – Соколовка – Ивановка – Гнилая балка – Южный Буг – Корабельная балка – Семеновка – Ивановка – Арбузинка (Вознесенск)

 

Общая протяженность маршрута – 169 км

 

Участники:

6 велотуристов из Одессы
+ 4 велотуриста из Кривого Рога

 

 

 

Первый день, 4 июня, пятница


Электричка из Одессы прибыла в Вознесенск в 15:50 с опозданием на 15 минут. Сразу после высадки раздался звонок ребят из Кривого Рога, которые подъезжают к Вознесенску на авто. Договорились встретьться в самом центре Вознесенска, хотя никто из нас не понимал где это. Оказалось, что представления о "центре" у нас совпадают, поскольку мы без дополнительных созвонов приехали к одному и тому же месту (фото 3).

В Вознесенске бросились в глаза европейские манеры этого города - раздельные контейнеры для мусора (фото 1) и велопарковки (фото 2).

Click here
1.Европа
Click here
2.Велопарковка
Click here
3.Встреча
Click here
4.Тропами урочища Лабиринт
Click here
5.Тропами урочища Лабиринт
Click here
6.Тропами урочища Лабиринт


Определив автомобиль на постой, около 17.00 выехали в направлении Братского по асфальтовой автодороге с редкими автомобилями. Через час в Трикратах свернули с дороги вправо в урочище Лабиринт. Лихо промчались по лесным тропам (фото 4-6) среди огромных деревьев, осмотрели нагромождение камней вблизи устья реки Арбузинка (фото 7) и по брусчатке спустились к селу Актово. Перед мостом через реку Мертвовод нас подстерегал первый прокол (фото 8).

Проехав через село спустились в каньон (фото 9) и к 19.00 мы уже занимались обустройством лагеря. Под скалой возле большого дерева есть источник питьевой воды, оборудованный в виде колодца с крышкой.

А в это время трое одесситов прибыли на станцию Трикратное, потеряв еще в Одессе опоздавшего на электричку участника. Они двигались в направлении Актово к нам в лагерь. В этом же направлении с запада начали надвигаться тучи (фото 11).

Click here
7.Каменный лабиринт в урочище Лабиринт
Click here
8.Первый прокол
Click here
9.Спуск к реке Мертвовод
Click here
10.Кривой Рог приготовился к встрече дождя
Click here
11.Тучи ходят хмуро


Когда разбивка лагеря была завершена, а на костре весело булькала каша в котле, пошел дождь. Даже не дождь, а ливень. Даже не ливень, а ЛИВЕНЬ. Даже не ЛИВЕНЬ, а просто обрушилась находившаяся в небе вода, как будто из под нее резко убрали опору. Установленный тент (фото 10) с трудом выдерживал давление воды. К счастью, этот дождь был не продолжительным.

Но мы то уже "дома", а каково трем нашим коллегам, которых по нашим расчетам дождь должен был застать где-то в урочище Лабиринт? Но для них обернулось все очень удачно - к началу дождя они повстречали навес автобусной остановки возле дороги в Актово, где и переждали дождь.

Программа первого дня выполнена, хотя к нам не приехали несколько ожидаемых велотуристов.

За день пройдено 29 км.

 

Второй день, 5 июня, суббота


Утром сильная роса. Некоторые искатели приключений не обращая внимания на росу отправились осматривать каньон (фото 12-22), другие предпочли купание в реке.

Представленные фото (12-22) сделаны с правого берега р. Мертвовод. Передвижение по правому берегу в каньоне затруднено из-за отсутствия троп, нагромождения крупных камней и скал, зарослей деревьев и кустарников. По левому берегу через каньон вдоль реки есть тропа. Но она не сквозная - прерывается посреди каньона возле скалы, отвесно обрывающейся в реку.

Click here
12.Утро на р. Мертвовод
Click here
13.Вид на западную часть каньона с правого берега. Поляна лагеря справа внизу на противоположном берегу.
Click here
14.Восточная часть каньона с правого берега
Click here
15.


Click here
16.
Click here
17.Отдельная скала на левом берегу
Click here
18.Отдельная скала на правом берегу
Click here
19.Награда за преодоление скал
Click here
20.Цветы победителям


Click here
21.
Click here
22.Как оказалось, это не отдельный камень, а монолитное продолжение скалы, которая под ним.
Click here
23.Готовность №1
Click here
24.Тропа вдоль Каньона
Click here
25.Стадо в районе брода через р. Мертвовод


К десяти утра по тропе (фото 24) мы покинули уютную поляну на дне каньона (фото 23). Поднявшись по склону (фото 26), осмотрели каньон с левого берега (фото 27, 29) и поехали к селу Актово (фото 30)

Click here
26.Подъем по левому берегу
Click here
27.Левый берег
Click here
28.И тут цветы победителям
Click here
29.Каньон с левого берега
Click here
30.Дорога от каньона к с. Актово


Дальше была обратная дорога в Трикраты по брусчатке. Езда осложнялась тем, что раскисшие от дождя обочины дороги еще не успели просохнуть. Облачно, холодный встречный ветер заставил одеться. Было ощущение, что вот-вот пойдет дождь. Но ожидания не оправдались. От Трикрат по хорошему асфальту мимо железнодорожной станции Трикратное доехали до Александровки, где свернули вправо на автотрассу Вознесенск - Первомайск.

Нам нужно переехать на западный берег Буга. Сейчас это можно сделать по дороге, проходящей по плотине ГАЭС. Ведущая туда автодорога делает довольно длинный объезд. Кроме того, приходится ехать по загруженной автотранспортом магистрали. Чтобы избежать этого мы заранее подготовили маршрут по тихим улочкам Александровки, выводящий нас кратчайшим путем к плотине (фото 35, 36).

Click here
31.Поворот на Александровку южнее Трикрат
Click here
32.Дорога в Александровку
Click here
33.Возле станции Трикратное
Click here
34.В Александровке
Click here
35.Возле плотины


Дальнейший наш путь пролегал вдоль живописных берегов водохранилища. Дорога - грунтовка, подсыпанная во многих местах гравием (фото 37) из расположенного неподалеку карьера. Грунтовка в основном успела просохнуть, лишь изредка встречались лужи (фото 38, 41, 42).

Click here
36.Нижняя плотина Ташлыкской ГАЭС
Click here
37.Вдоль водохранилища
Click here
38.Следы вчерашнего дождя


Click here
39.Грунтовка вдоль водохранилища
Click here
40.Степные ароматы
Click here
41.Следы вчерашнего дождя
Click here
42.Следы вчерашнего дождя
Click here
43.


Попытка проехать вдоль берега водохранилища оказалась неудачной. Берег изъеден небольшими, но довольно крутыми оврагами, дороги здесь нет. Тропа, по которой мы ехали, потерялась в траве (фото 44, 45). Пришлось вернуться к удаленной об берега грунтовке, идущей через лес.

Далее едем вдоль леса, затем мимо полей цветущего мака (фото 46) выезжаем к окраине села Виноградный Сад. За селом начинается асфальтовая дорога в Богдановку. Спуск-подъем, за которым справа открывается Красивый вид на грандиозную плотину Ташлыкской ГАЭС, скалистые берега Южного Буга, город Южноукраинск. Не доезжая Богдановки сворачиваем вправо на грунтовку и спускаемся к реке. Привал с купанием, костром и обедом.

Click here
44.Здесь тропа закончилась
Click here
45.Возвращаемся к дороге
Click here
46.Сезон маков
Click here
47.Перед селом Виноградный Сад


Место очень живописное (фото 48, 50). Неподалеку под скалой есть родник (фото 49). Здесь когда-то был самый мощный порог на Южном Буге - Гард. Сейчас он затоплен. Бросается в глаза большое количество ужей. Куда бы ни пошел - обязательно наткнешься на одного из них.

Встретили местного жителя, на лодке проверявшего расставленные им рыболовные снасти. Он с увлечением рассказал о наиболее интересных уголках этой местности, где пещера, где гнездо коншуна, где заброшенные ракетные шахты, где камень с надписью "Позор губителям природы" и т.п.

После купаний и обеда посетили нависающий огромный камень (фото 51), образовавший небольшую пещеру, называемый местными "Жидова школа".

Click here
48.Лагерь напротив скалы Пугач
Click here
49.Очередь к роднику
Click here
50.Наш лагерь - слева за заливом
Click here
51.Камень-пещера "Жидова школа"


Возвращаемся к асфальтовой дороге и едем в сторону Богдановки. Перед селом справа от дороги небольшой обелиск на месте, где было уничтожено более 54 тыс. евреев. На базе здешних коровников в начале войны здесь был организаван концлагерь, куда сгоняли евреев с юга и центра Украины. Из-за большого скопления людей и тяжелых условий их содержания среди заключеных вспыхнула эпидемия тифа. Опасаясь распространения болезни, фашисты всех заключенных уничтожили. Небольшой полузаброшенный обелиск как-то трудно сочетается с числом жертв. Недавно открытый в Вознесенске памятник Мишке Япончику выглядит более величественно.

Докупив некоторые продукты в Богдановке, продолжаем путь. Дима и Лариса поехали вдоль реки, как и предполагалось ранее, остальные движутся западнее с целью посмотреть остатки ракетной шахты, о которой рассказывал местный краевед.

Едем по пустынной дороге. Сначала это была грунтовка, затем старый битый асфальт. На дороге встречаем огромного тарантула (фото 55). Что-то в нем было не так - слишком большое брюхо и не было на нем характерного узора. Тогда мы не придали этому значения. Лишь дома разглядывая фотографию стало все понятно - спина тарантула была покрыта множеством мелких тарантулят (фото 55).

Click here
52.Тропа вдоль берега
Click here
53.Памятник на месте бывшего концлагеря
Click here
54.Маковые владения
Click here
55.Тарантул на дороге
Click here
56.Сельхозавиация за работой


За селом Жовтневое выехали на хороший асфальт, вдоль которого росло много шелковицы (правда, пока не совсем зрелой).

Возле села Степовое наблюдали любопытную картину, как небольшой самолет совершал над полем фигуры высшего сельскохозяйственного пилотажа (фото 56, 57). Он что-то распылял на посевы, причем, над полем летел очень низко, чтобы ветер не сносил распыляемое зелье, а затем на краю поля резко взмывал вверх, чтобы не наткнуться на высокие деревья в лесополосе, окружающей поле. Забавно было наблюдать это воздушное шоу. Саша несколько зазевался, наблюдая за самолетом, и был обработан химикатами.

Бывшую воинскую часть, о которой рассказывал местный краевед, мы нашли (фото 58, 59). Но там только гараж и всякие нежилые дома. Никаких ракетных шахт. Кто-то сейчас активно использует территорию воинской части - здесь расположен большой свинарник, пасека. Но ни единой живой души нам обнаружить не удалось. Как мы позднее поняли, следовало ракетные шахты искать чуть западнее.

Click here
57.
Click here
58.Напоминание бойцу Советской Армии
Click here
59.Беспрепятственно через КПП
Click here
60.Подведение итогов дня
Click here
61.Альтернативная форма подведения итогов


По грунтовке выехали к селу Соколовка, а затем на трассу М21. Через 2 км практически без потерь времени на ожидание встретились с Димой и Ларисой, которые подъехали к этой трассе от села Романова Балка. Еще через 2 км свернули с автотрассы влево на грунтовку, затем по дороге вдоль Гнилой балки спустились к Южному Бугу, где и разбили лагерь.

За день пройдено 89 км.



 

Третий день, 6 июня, воскресенье.


Утром обильная роса покрыла цветущее разнотравье. Приятно походить по траве босиком. А еще приятнее искупаться в Южном Буге, что мы и делали. Неторопливые сборы (фото 62) и выход в 10:30. Спешить нам некуда - до Первомайска осталось около 15 км. Даже очень не торопясь мы успеваем на пригородный поезд Первомайск - Котовск в 14:38 и сегодня вечером будем в Одессе. Но не хочется смазывать приятные впечатления от похода долгой ездой в электричках, да еще с пересадкой, да еще в воскресенье вечером. Поэтому решаем проехать обратно в Южноукраинск вдоль другого берега и оттуда ночной электричкой уехать в утреннюю Одессу. Но поскольку для езды в Южноукраинск у нас еще много времени, для начала продолжаем движение вдоль Южного Буга в сторону Первомайска.

У ребят из Кривого Рога планы более однозначные - нужно ехать в Вознесенск, где их с нетерпением ожидает оставленный автомобиль. Это более дальняя дорога, поэтому от катания в сторону Первомайска они отказываются и сразу едут в противоположную сторону.

Видимо, что-то мы сделали не правильно, нас просто так не отпускает место последнего лагеря - и через 300 метров прокол у Ларисы.

Езда вдоль живописного берега реки очень приятна. Дорога едва заметна в траве (фото 63, 64), а местами вообще исчезает. По этой причине мы проскочили нужный нам поворот наверх, пришлось возвращаться. Дальше езда по тропам сквозь лес и по гунтовке через поле (фото 65). Чуть не проехали нужный нам отворот на дорогу вдоль Гнилой балки. Если бы вчера по ней уже не ехали, то сегодня вряд ли нашли бы эту заросшую травой дорогу (фото 66).

Click here
62.Последний лагерь. Пора собираться домой
Click here
63.Вдоль Южного Буга
Click here
64.Вдоль Южного Буга
Click here
65.Хлеба налево, хлеба направо...
Click here
66.Вдоль Гнилой балки


Перед выездом с травянистой дороги на обычную полевую грунтовку нас ожидал сюрприз - огромное поле молодого гороха. Получился длинный привал (фото 67).

Дальше мы выехали на автодорогу М13, проехали мост через Южный Буг (фото 68), на котором с воплями и визгом совершали свои прыжки джамперы. Пока Василий втыкал на мосту, группа резво ушла по асфальту вверх и скрылась за переломом дороги. Пришлось догонять и убеждать, что лучше вернуться к мосту. Не сразу, но группа согласилась на обратный путь. От моста по тропке (фото 69, 70) спустились вдоль крутого каменистого склона к грунтовке вдоль реки и сразу не пожалели о возвращении - места очень живописные и ехать здесь намного приятнее, чем по автотрассе.

Переходить глубокий и илистый брод в устье речки Корабельная не захотелось, поэтому проехали по тропе вдоль этой речки и нашли импровизированный мостик из двух бревен (фото 71). Дальше по каменистому склону Корабельной балки поднялись на верх (фото 72).

Click here
67.Обед нас застал в гороховом поле
Click here
68.Мост через Буг
Click here
69.Спуск в Корабельную балку
Click here
70.Спуск в Корабельную балку
Click here
71.Переход через р. Корабельная


Проехав еще немного по грунтовке, попали в село Семеновка, где пополнили запасы воды (фото 73), в магазине докупили продуктов. Среди продуктов мы зачем-то купили три плитки шоколада, который начал таять, как только мы вышли из магазина. Но мы никак не растроились этому факту (а некоторые даже обрадовались) и мгновенно шоколад был съеден.

От магазина сворачиваем вправо, переезжаем балку притока Буга и возле церкви сворачиваем влево. Долго едем вдоль кладбища (слева). Кладбище огромное, причем, значительная его часть сильно заросла кустарником и могил не видно. Село большое, и, видимо, очень старое.

За селом снова спускаемся к реке и едем вдоль нее по грунтовке, которая становится все менее езженной, пока не исчезает вообще. Едем по травянистым лугам вдоль реки (фото 74, 75).

Привал, костер, обед, купание в реке. В перекате, цепляясь за камни, купаться особенно приятно (фото 76)

Click here
72.Корабельная балка
Click here
73.Заправка в Семеновке
Click here
74.Вдоль реки
Click here
75.Тропа закончилась
Click here
76.Купание в перекате


Здесь закончилась "вдольречная" часть маршрута. По вновь появившейся грунтовке (фото 77) поднялись к каким-то садовым участкам, а от них проехали к селу Ивановка. Здесь прокол произошел у Дениса. Пока ожидали замену камеры, к нам подошел местный мужик с естественным вопросом: "Это не из вашего батальона четыре парня три часа назад проехали в сторону Вознесенска?"
Ага, значит ребята поехали не по трассе, а вдоль реки. И очень правильно сделали.

Далее следовал выезд на автотрассу Первомайск - Вознесенск. Это был единственный трехкилометровый участок маршрута, на котором было сравнительно много автотранспорта. Почему-то нам расхотелось ехать в Южноукраинск и весь вечер проводить в цивилизации. Мы свернули влево на тихую асфальтовую дорогу в сторону Арбузинки (фото 78) с целью доехать до маленькой станции с аппетитным названием Кавуны (фото 82).

Click here
77.Здесь мы уходим от Буга к с. Ивановка
Click here
78.Почти приехали
Click here
79.Вид на Южноукраинскую атомную
Click here
80.Случайная вишня
Click here
81.Финишная лента из рельс
Click here
82.Теперь точно домой


Всю дорогу мы вынуждены были справа лицезреть контуры Южноукраинской АЭС (фото 79). Также по дороге были обобраны попавшиеся деревья черешни и вишни (фото 80).

Как оказалось, станция Кавуны на ночь закрывается, билеты не продаются. Зачем тогда здесь останавливаются пассажирские поезда, если в них невозможно сесть - непонятно. Значит, однозначно едем электричкой в два часа ночи.

По карте в полутора километрах от станции мы обнаружили небольшой лесок, где у костра и провели оставшееся время.

За день пройдено 51 км.



 

Заключение


Вместо предполагавшейся встречи участников конкурса велопоходов получилась совместная покатушка велотуристов Одессы и Кривого Рога, но и она была успешной и полезной.

Маршрут проходит по очень живописным местам. Поход проведен в период буйного цветения степного разнотравья и кустарников, воздух был насыщен различными ароматами, что доставляло дополнительное удовольствие от похода. Вдоль маршрута на каменистых склонах рек много чабреца, у реки встречается мята - все это было прекрасными добавками к чаю (возникал вопрос, а нужен ли в таких условиях сам чай вообще?).

На маршруте были длительные привалы, сопровождавшиеся купанием в реке. Кто-то даже сказал: "Три полудневки на два дня пути - это несколько многовато".

Фрукты и ягоды еще не вызрели. Спелая земляника попадалась лишь изредка на солнечных полянах, хотя вообще земляники много. Шелковица, черешня, вишня только начали созревать. Чтобы полакомиться ими сюда лучше приезжать недели через две.

Нам так и не удалось посмотреть некоторые интересные объекты - заброшенные ракетные шахты, святилища язычников. Значит, приедем сюда еще.



----------Отчеты о других велопоходах----------

 



Hosted by uCoz