На юге Южного Буга
Велопоход по Николаевской области,
совершенный с 4 по 6 июня 2010 г.
Другая версия отчета об этом велопоходе (от Криворожских велотуристов)
здесь.
Нитка маршрута:
Вознесенск – Трикраты – Актово – Трикраты –
Александровка – Виноградный Сад – Богдановка – Петровка – Жовтневое – Степовое – Соколовка –
Ивановка – Гнилая балка – Южный Буг – Корабельная балка – Семеновка – Ивановка – Арбузинка (Вознесенск)
Общая
протяженность маршрута – 169 км
Участники:
Первый день, 4 июня, пятница
Электричка из Одессы прибыла в Вознесенск в 15:50 с опозданием на 15 минут. Сразу после высадки раздался звонок ребят из Кривого Рога, которые подъезжают к Вознесенску на авто. Договорились встретьться в самом центре Вознесенска,
хотя никто из нас не понимал где это. Оказалось, что представления о "центре" у нас совпадают, поскольку мы без дополнительных созвонов приехали к одному и тому же месту (фото 3).
В Вознесенске бросились в глаза европейские манеры этого города - раздельные контейнеры для мусора (фото 1) и велопарковки (фото 2).
Определив автомобиль на постой, около 17.00 выехали в направлении Братского по асфальтовой автодороге с редкими автомобилями. Через час в Трикратах свернули с дороги вправо в урочище Лабиринт. Лихо промчались по лесным тропам (фото 4-6) среди огромных деревьев,
осмотрели нагромождение камней вблизи устья реки Арбузинка (фото 7) и по брусчатке спустились к селу Актово. Перед мостом через реку Мертвовод нас подстерегал первый прокол (фото 8).
Проехав через село спустились в каньон (фото 9) и к 19.00 мы уже занимались обустройством лагеря. Под скалой возле большого дерева есть источник питьевой воды, оборудованный в виде колодца с крышкой.
А в это время трое одесситов прибыли на станцию Трикратное, потеряв еще в Одессе опоздавшего на электричку участника. Они двигались в направлении Актово к нам в лагерь. В этом же направлении с запада начали надвигаться тучи (фото 11).
1.Европа
2.Велопарковка
3.Встреча
4.Тропами урочища Лабиринт
5.Тропами урочища Лабиринт
6.Тропами урочища Лабиринт
Когда разбивка лагеря была завершена, а на костре весело булькала каша в котле, пошел дождь. Даже не дождь, а ливень. Даже не ливень, а ЛИВЕНЬ. Даже не ЛИВЕНЬ, а просто обрушилась находившаяся в небе вода, как будто из под нее резко убрали опору. Установленный тент (фото 10) с трудом выдерживал давление воды. К счастью, этот дождь был не продолжительным.
Но мы то уже "дома", а каково трем нашим коллегам, которых по нашим расчетам дождь должен был застать где-то в урочище Лабиринт? Но для них обернулось все очень удачно - к началу дождя они повстречали навес автобусной остановки возле дороги в Актово, где и переждали дождь.
Программа первого дня выполнена, хотя к нам не приехали несколько ожидаемых велотуристов.
За день пройдено 29 км.
7.Каменный лабиринт в урочище Лабиринт
8.Первый прокол
9.Спуск к реке Мертвовод
10.Кривой Рог приготовился к встрече дождя
11.Тучи ходят хмуро
Второй день, 5 июня, суббота
Утром сильная роса. Некоторые искатели приключений не обращая внимания на росу отправились осматривать каньон (фото 12-22), другие предпочли купание в реке.
Представленные фото (12-22) сделаны с правого берега р. Мертвовод. Передвижение по правому берегу в каньоне затруднено из-за отсутствия троп, нагромождения крупных камней и скал, зарослей деревьев и кустарников. По левому берегу через каньон вдоль реки есть тропа. Но она не сквозная - прерывается посреди каньона возле скалы, отвесно обрывающейся в реку.
12.Утро на р. Мертвовод
13.Вид на западную часть каньона с правого берега. Поляна лагеря справа внизу на противоположном берегу.
14.Восточная часть каньона с правого берега
15.
16.
17.Отдельная скала на левом берегу
18.Отдельная скала на правом берегу
19.Награда за преодоление скал
20.Цветы победителям
К десяти утра по тропе (фото 24) мы покинули уютную поляну на дне каньона (фото 23). Поднявшись по склону (фото 26), осмотрели каньон с левого берега (фото 27, 29) и поехали к селу Актово (фото 30)
21.
22.Как оказалось, это не отдельный камень, а монолитное продолжение скалы, которая под ним.
23.Готовность №1
24.Тропа вдоль Каньона
25.Стадо в районе брода через р. Мертвовод
Дальше была обратная дорога в Трикраты по брусчатке. Езда осложнялась тем, что раскисшие от дождя обочины дороги еще не успели просохнуть. Облачно, холодный встречный ветер заставил одеться. Было ощущение, что вот-вот пойдет дождь.
Но ожидания не оправдались. От Трикрат по хорошему асфальту мимо железнодорожной станции Трикратное доехали до Александровки, где свернули вправо на автотрассу Вознесенск - Первомайск.
Нам нужно переехать на западный берег Буга. Сейчас это можно сделать по дороге, проходящей по плотине ГАЭС. Ведущая туда автодорога делает довольно длинный объезд. Кроме того, приходится ехать по загруженной автотранспортом магистрали.
Чтобы избежать этого мы заранее подготовили маршрут по тихим улочкам Александровки, выводящий нас кратчайшим путем к плотине (фото 35, 36).
26.Подъем по левому берегу
27.Левый берег
28.И тут цветы победителям
29.Каньон с левого берега
30.Дорога от каньона к с. Актово
Дальнейший наш путь пролегал вдоль живописных берегов водохранилища. Дорога - грунтовка, подсыпанная во многих местах гравием (фото 37) из расположенного неподалеку карьера. Грунтовка в основном успела просохнуть, лишь изредка встречались лужи (фото 38, 41, 42).
31.Поворот на Александровку южнее Трикрат
32.Дорога в Александровку
33.Возле станции Трикратное
34.В Александровке
35.Возле плотины
36.Нижняя плотина Ташлыкской ГАЭС
37.Вдоль водохранилища
38.Следы вчерашнего дождя
Попытка проехать вдоль берега водохранилища оказалась неудачной. Берег изъеден небольшими, но довольно крутыми оврагами, дороги здесь нет. Тропа, по которой мы ехали, потерялась в траве (фото 44, 45). Пришлось вернуться к удаленной об берега грунтовке, идущей через лес.
Далее едем вдоль леса, затем мимо полей цветущего мака (фото 46) выезжаем к окраине села Виноградный Сад. За селом начинается асфальтовая дорога в Богдановку. Спуск-подъем, за которым справа открывается Красивый вид на грандиозную плотину Ташлыкской ГАЭС, скалистые берега Южного Буга, город Южноукраинск.
Не доезжая Богдановки сворачиваем вправо на грунтовку и спускаемся к реке. Привал с купанием, костром и обедом.
39.Грунтовка вдоль водохранилища
40.Степные ароматы
41.Следы вчерашнего дождя
42.Следы вчерашнего дождя
43.
Место очень живописное (фото 48, 50). Неподалеку под скалой есть родник (фото 49). Здесь когда-то был самый мощный порог на Южном Буге - Гард. Сейчас он затоплен. Бросается в глаза большое количество ужей. Куда бы ни пошел - обязательно наткнешься на одного из них.
Встретили местного жителя, на лодке проверявшего расставленные им рыболовные снасти. Он с увлечением рассказал о наиболее интересных уголках этой местности, где пещера, где гнездо коншуна, где заброшенные ракетные шахты, где камень с надписью "Позор губителям природы" и т.п.
После купаний и обеда посетили нависающий огромный камень (фото 51), образовавший небольшую пещеру, называемый местными "Жидова школа".
44.Здесь тропа закончилась
45.Возвращаемся к дороге
46.Сезон маков
47.Перед селом Виноградный Сад
Возвращаемся к асфальтовой дороге и едем в сторону Богдановки.
Перед селом справа от дороги небольшой обелиск на месте, где было уничтожено более 54 тыс. евреев. На базе здешних коровников в начале войны здесь был организаван концлагерь, куда сгоняли евреев с юга и центра Украины.
Из-за большого скопления людей и тяжелых условий их содержания среди заключеных вспыхнула эпидемия тифа. Опасаясь распространения болезни, фашисты всех заключенных уничтожили. Небольшой полузаброшенный обелиск как-то трудно сочетается с числом жертв.
Недавно открытый в Вознесенске памятник Мишке Япончику выглядит более величественно.
Докупив некоторые продукты в Богдановке, продолжаем путь. Дима и Лариса поехали вдоль реки, как и предполагалось ранее, остальные движутся западнее с целью посмотреть остатки ракетной шахты, о которой рассказывал местный краевед.
Едем по пустынной дороге. Сначала это была грунтовка, затем старый битый асфальт. На дороге встречаем огромного тарантула (фото 55). Что-то в нем было не так - слишком большое брюхо и не было на нем характерного узора. Тогда мы не придали этому значения.
Лишь дома разглядывая фотографию стало все понятно - спина тарантула была покрыта множеством мелких тарантулят (фото 55).
48.Лагерь напротив скалы Пугач
49.Очередь к роднику
50.Наш лагерь - слева за заливом
51.Камень-пещера "Жидова школа"
За селом Жовтневое выехали на хороший асфальт, вдоль которого росло много шелковицы (правда, пока не совсем зрелой).
Возле села Степовое наблюдали любопытную картину, как небольшой самолет совершал над полем фигуры высшего сельскохозяйственного пилотажа (фото 56, 57). Он что-то распылял на посевы, причем, над полем летел очень низко, чтобы ветер не сносил распыляемое зелье,
а затем на краю поля резко взмывал вверх, чтобы не наткнуться на высокие деревья в лесополосе, окружающей поле. Забавно было наблюдать это воздушное шоу. Саша несколько зазевался, наблюдая за самолетом, и был обработан химикатами.
Бывшую воинскую часть, о которой рассказывал местный краевед, мы нашли (фото 58, 59). Но там только гараж и всякие нежилые дома. Никаких ракетных шахт. Кто-то сейчас активно использует территорию воинской части - здесь расположен большой свинарник, пасека.
Но ни единой живой души нам обнаружить не удалось. Как мы позднее поняли, следовало ракетные шахты искать чуть западнее.
52.Тропа вдоль берега
53.Памятник на месте бывшего концлагеря
54.Маковые владения
55.Тарантул на дороге
56.Сельхозавиация за работой
По грунтовке выехали к селу Соколовка, а затем на трассу М21. Через 2 км практически без потерь времени на ожидание встретились с Димой и Ларисой, которые подъехали к этой трассе от села Романова Балка. Еще через 2 км свернули с автотрассы влево на грунтовку,
затем по дороге вдоль Гнилой балки спустились к Южному Бугу, где и разбили лагерь.
За день пройдено 89 км.
57.
58.Напоминание бойцу Советской Армии
59.Беспрепятственно через КПП
60.Подведение итогов дня
61.Альтернативная форма подведения итогов
Третий день, 6 июня, воскресенье.
Утром обильная роса покрыла цветущее разнотравье. Приятно походить по траве босиком. А еще приятнее искупаться в Южном Буге, что мы и делали. Неторопливые сборы (фото 62) и выход в 10:30. Спешить нам некуда - до Первомайска осталось около 15 км. Даже очень не торопясь мы успеваем на пригородный поезд Первомайск - Котовск в 14:38 и сегодня вечером будем в Одессе.
Но не хочется смазывать приятные впечатления от похода долгой ездой в электричках, да еще с пересадкой, да еще в воскресенье вечером. Поэтому решаем проехать обратно в Южноукраинск вдоль другого берега и оттуда ночной электричкой уехать в утреннюю Одессу.
Но поскольку для езды в Южноукраинск у нас еще много времени, для начала продолжаем движение вдоль Южного Буга в сторону Первомайска.
У ребят из Кривого Рога планы более однозначные - нужно ехать в Вознесенск, где их с нетерпением ожидает оставленный автомобиль. Это более дальняя дорога, поэтому от катания в сторону Первомайска они отказываются и сразу едут в противоположную сторону.
Видимо, что-то мы сделали не правильно, нас просто так не отпускает место последнего лагеря - и через 300 метров прокол у Ларисы.
Езда вдоль живописного берега реки очень приятна. Дорога едва заметна в траве (фото 63, 64), а местами вообще исчезает. По этой причине мы проскочили нужный нам поворот наверх, пришлось возвращаться. Дальше езда по тропам сквозь лес и по гунтовке через поле (фото 65).
Чуть не проехали нужный нам отворот на дорогу вдоль Гнилой балки. Если бы вчера по ней уже не ехали, то сегодня вряд ли нашли бы эту заросшую травой дорогу (фото 66).
Перед выездом с травянистой дороги на обычную полевую грунтовку нас ожидал сюрприз - огромное поле молодого гороха. Получился длинный привал (фото 67).
Дальше мы выехали на автодорогу М13, проехали мост через Южный Буг (фото 68), на котором с воплями и визгом совершали свои прыжки джамперы. Пока Василий втыкал на мосту, группа резво ушла по асфальту вверх и скрылась за переломом дороги.
Пришлось догонять и убеждать, что лучше вернуться к мосту. Не сразу, но группа согласилась на обратный путь. От моста по тропке (фото 69, 70) спустились вдоль крутого каменистого склона к грунтовке вдоль реки и сразу не пожалели о возвращении - места очень живописные и ехать здесь намного приятнее, чем по автотрассе.
Переходить глубокий и илистый брод в устье речки Корабельная не захотелось, поэтому проехали по тропе вдоль этой речки и нашли импровизированный мостик из двух бревен (фото 71). Дальше по каменистому склону Корабельной балки поднялись на верх (фото 72).
62.Последний лагерь. Пора собираться домой
63.Вдоль Южного Буга
64.Вдоль Южного Буга
65.Хлеба налево, хлеба направо...
66.Вдоль Гнилой балки
Проехав еще немного по грунтовке, попали в село Семеновка, где пополнили запасы воды (фото 73), в магазине докупили продуктов. Среди продуктов мы зачем-то купили три плитки шоколада, который начал таять, как только мы вышли из магазина. Но мы никак не растроились этому факту (а некоторые даже обрадовались) и мгновенно шоколад был съеден.
От магазина сворачиваем вправо, переезжаем балку притока Буга и возле церкви сворачиваем влево. Долго едем вдоль кладбища (слева). Кладбище огромное, причем, значительная его часть сильно заросла кустарником и могил не видно. Село большое, и, видимо, очень старое.
За селом снова спускаемся к реке и едем вдоль нее по грунтовке, которая становится все менее езженной, пока не исчезает вообще. Едем по травянистым лугам вдоль реки (фото 74, 75).
Привал, костер, обед, купание в реке. В перекате, цепляясь за камни, купаться особенно приятно (фото 76)
67.Обед нас застал в гороховом поле
68.Мост через Буг
69.Спуск в Корабельную балку
70.Спуск в Корабельную балку
71.Переход через р. Корабельная
Здесь закончилась "вдольречная" часть маршрута. По вновь появившейся грунтовке (фото 77) поднялись к каким-то садовым участкам, а от них проехали к селу Ивановка. Здесь прокол произошел у Дениса. Пока ожидали замену камеры, к нам подошел местный мужик с естественным вопросом: "Это не из вашего батальона четыре парня три часа назад проехали в сторону Вознесенска?"
Ага, значит ребята поехали не по трассе, а вдоль реки. И очень правильно сделали.
Далее следовал выезд на автотрассу Первомайск - Вознесенск. Это был единственный трехкилометровый участок маршрута, на котором было сравнительно много автотранспорта. Почему-то нам расхотелось ехать в Южноукраинск и весь вечер проводить в цивилизации. Мы свернули влево на тихую асфальтовую дорогу в сторону Арбузинки (фото 78) с целью доехать до маленькой станции с аппетитным названием Кавуны (фото 82).
72.Корабельная балка
73.Заправка в Семеновке
74.Вдоль реки
75.Тропа закончилась
76.Купание в перекате
Всю дорогу мы вынуждены были справа лицезреть контуры Южноукраинской АЭС (фото 79). Также по дороге были обобраны попавшиеся деревья черешни и вишни (фото 80).
Как оказалось, станция Кавуны на ночь закрывается, билеты не продаются. Зачем тогда здесь останавливаются пассажирские поезда, если в них невозможно сесть - непонятно. Значит, однозначно едем электричкой в два часа ночи.
По карте в полутора километрах от станции мы обнаружили небольшой лесок, где у костра и провели оставшееся время.
За день пройдено 51 км.
77.Здесь мы уходим от Буга к с. Ивановка
78.Почти приехали
79.Вид на Южноукраинскую атомную
80.Случайная вишня
81.Финишная лента из рельс
82.Теперь точно домой
Заключение
Вместо предполагавшейся встречи участников конкурса велопоходов получилась совместная покатушка велотуристов Одессы и Кривого Рога, но и она была успешной и полезной. Маршрут проходит по очень живописным местам. Поход проведен в период буйного цветения степного разнотравья и кустарников, воздух был насыщен различными ароматами, что доставляло дополнительное удовольствие от похода. Вдоль маршрута на каменистых склонах рек много чабреца, у реки встречается мята - все это было прекрасными добавками к чаю (возникал вопрос, а нужен ли в таких условиях сам чай вообще?). На маршруте были длительные привалы, сопровождавшиеся купанием в реке. Кто-то даже сказал: "Три полудневки на два дня пути - это несколько многовато". Фрукты и ягоды еще не вызрели. Спелая земляника попадалась лишь изредка на солнечных полянах, хотя вообще земляники много. Шелковица, черешня, вишня только начали созревать. Чтобы полакомиться ими сюда лучше приезжать недели через две. Нам так и не удалось посмотреть некоторые интересные объекты - заброшенные ракетные шахты, святилища язычников. Значит, приедем сюда еще.----------Отчеты о других велопоходах----------