ОТЧЕТ
о велосипедном спортивном туристском походе
второй категории сложности по Винницкой, Николаевской
и Одесской областям
совершенном с 28 июня по 2 июля
Маршрутная
книжка № 79/10
Руководитель группы – Уразбахтин А.Б.
1. Справочные данные о спортивном туристском походе
1.1. Организация – спортивный туристский клуб «Одесса»
1.2. Параметры
похода.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
вторая |
483 |
6 |
6 |
29 июля – 3 августа 2010 |
1.3. Район
похода – Украина,
Винницкая и Одесская области
1.4. Нитка
пройденного маршрута:
Вапнярка – Тульчин –
Немиров – Брацлав – Райгород – Ладыжин – Четвериновка – Бершадь – Голдышевка -
Саврань – Кривое Озеро - Михайловка
Схема маршрута здесь
1.5. Сведения об
участниках похода
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
Уразбахтин Александр Борисович |
2 |
Бачинский Александр Иванович |
2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода.
Для велотуристов Винницкая область является редкопосещаемым районом. Вместе
с тем, здесь сосредоточено множество интересных исторических и природных
объектов. Для одесских велотуристов юг Винницкой области особо привлекателен,
поскольку туда можно легко добраться электричкой или одним из многочисленных
поездов.
Интенсивность движения автотранспорта на большинстве дорог низкая, это
хороший район для полноценного отдыха с велосипедом. Также близость реки.
Цель – совершить спортивный поход второй категории сложности, а также
посмотреть многочисленные, но не широко известные достопримечательности этого
района. Проехать поближе к Южному Бугу, найти подвесные мосты.
2.2. Варианты подъезда и
отъезда
В начальный пункт похода ст. Вапнярка можно добраться электричкой. Но,
учитывая, что выезд планировался вечером перед праздничным днем, мы решили
ехать не переполненной электричкой, а пассажирским поездом, заранее взяв
билеты. Удобен поезд №610 Одесса – Христиновка, который отправляется из Одессы
в 22:28 и
прибывает в Вапнярку в 4:18.
Из конечного пункта маршрута легко добраться в Одессу любым автобусом. Или
выйти на ветку ж/д.
2.3. Аварийные выходы с
маршрута
При аварийном выходе с маршрута следует добираться автотранспортом или
своим ходом до ближайшей железнодорожной станции,
откуда можно уехать пассажирским поездом или электричкой в Одессу.
2.4. График движения
№ п/.п |
Дата |
Общее расстояниеза день, км |
Грунтовых дорог, км |
Ходовое время |
Средняя скорость, км/час |
Набор высоты, м |
1 |
29.07 |
16.1 |
|
0:46 |
21.0 |
|
2 |
30.07 |
119.34 |
42 |
7:38 |
15.63 |
|
3 |
31.07 |
86.6 |
63.2 |
6:18 |
13.73 |
|
4 |
1.08 |
111.27 |
57.2 |
6:40 |
16.67 |
|
5 |
2.08 |
90.55 |
49 |
6:12 |
14:60 |
|
6 |
3.08 |
59.64 |
2.4 |
3:00 |
19.9 |
|
Всего |
483.5 |
213.8 |
34:49 |
|
2844 |
2.5. Описание прохождения маршрута
Первый
день, 29 июля
Начали грузиться в поезд Одесса-Христиновка. Молодая
проводник попыталась повозмущаться, пришлось на корню пресекать, при этом
хотелось чтобы человек остался доволен тоже. Что успешно полулось. Особенно
подействовал аргумент, что вместо велосипедов могли бать кайты и прочая
сплавная техника. Откуда для себя сделали вывод про частоту
проезда здесь велосипедистов, хотя может что совсем зеленая проводница тоже. Погрузились неплохо. Толстые тётушки
приняли нас как за свою везу честь. Но стояла жара и развивать тему своей
«фортовости» и т.д. очевидно им не хотелось.
Ближе к ночи поезд делает получасовые привалы. В это
время духота успевала показать свою силу.
Второй
день, 30 июля
Поезд №610 Одесса – Христиновка прибыл на ст.
Вапнярка в 4:20. Немного прохладно но
выпив гарячего зеленого чаю, предусмотрительного залито в термос руководителя,
накинув на себя по кофте неспешно тронулись.
0,4 – выехав с железнодорожного перрона и станции
попадаем на асфальтовую дорогу, идущую вдоль села. Едем влево, на юго-восток
2,5 – перекресток в конце села. Сворачиваем влево на
Тульчин. Через 0,5 и
6,0 – начинается лес по обе стороны дороги, далее –
спуск.
7,4 – конец леса и спуска, начало подъема (нижний перелом
дороги).
7,8 – заканчивается асфальт, начинается брусчатка
10,2 – нижний перелом дороги, за которым начинается село
Тимановка
10,4 – заканчивается брусчатка, начинается асфальт
11,8 – слева от дороги памятник, дом-музей Суворова,
который как поведал язык используется не по назначению. У здания музея истории села стоит совсем
старый трактор, по одаль валяется тара и семечки.
13,4 – нижний перелом дороги, заканчивается село
Тимановка
15,8 – подъём, лесопосадка
17,4 – спуск
19,1 – спуск, с. Суворовское. Осмотр трактора и
окрестностей парка дома Суворова
19,7 – спуск 21,1 – подъём
Перед г. Тульчин развилка. Едем влево. Далее крутой спуск
по разбитой асфальтовой дороге. Перед рынком справа – исторический музей
(естественно, закрыт) с двумя небольшмми чугунными пушками у входа. Дальше по
ходу церковь.
25,5 – справа по ходу движения дворец Потоцких. Его
строил тот же архитектор, что и Версаль.
Реставрация
идёт в правой части пристройки. Делают немного странновато. С подходом как
раньше у нас оперный. И да - сейчас в здании размещено учебное заведение,
госсредства…
26,6 – V, заканчивается г. Тульчин, слева озеро. Едем по автотрассе Ямполь
– Немиров в сторону Немирова. Наше внимание заняла вывеска с интересным и явно
нехарактерным названием, см. фото …
29,0 – в конце с. Нестерварка сворачиваем с автотрассы влево
на дорогу в сторону с. Тарасовка. Через
29,6 – снова начинается брусчатка, на сей раз – надолго.
Пытаемся ехать вдоль обочине. По паралельно идущей иногда грунтовке ехать ещё
хуже.
33,9 – спуск, с. Тарасовка
36,7
– лесничество, за ним лес. Узкая асфальтовая дорога идет между двумя стенами
леса
38,5
– лес заканчивается
41,0
– с. Бортники. Поехали по более интересной объездной дороге.
42,0
– спуск, слева пруд
43,2
– закончился асфальт, началась брусчатка
44
– закончилась брусчатка, началась грейдерная подсыпная дорога
47,7
– началась брусчатка
48
– начался разбитый асфальт.
50,4
– В Торкове - закупаемся сельским шоколадом «с мишками»
Едем
по асфальту из села, ищем грунтовую дорогу на срезку, но она частично заросла и
помня о Печере впереди, решаем пролететь по асфальту по трассам.
68,7 –
начало Печера. Фактически покоряем деревянную церковь Рождества Богородицы
Время было
обеденное, закупились в магазине хлебом и рожками и -
74 поехали
через мост за мельницы искать место.
77.67 Обед за ручьем, сиеста – почти напротив,
через реку, виднелся асфальтовый подъём. Через 100-200метров редкой посадки
едем максимально вдоль берега. Подъём
78.16 вправо вниз, село
78.35 – неожиданно нашли подвесной мост, по доскам
видно что недавно его ремонтировали
78.5 конец села, едем параллельно реке
80.19 пороги, островок на реке, продолжаем
ехать, слева лес
80.54 небольшая переправа см. фото …после едем
вправо вниз к реке
81.2 влево от реки
81.35 внутри леса
81.75 продолжительный подъем в село, упираемся
в сельскую дорогу, направо едем
82.78 T-образный , едем прямо, влево уходит к трассе
дорога
83.9 конец села Шелудки,
начинается полевая грунтовка
84.86 T-образный, продолжаем ехать прямо к
виднеющийся вжали церквушки В.Бушинки
86.83 проселочная дорога, едем по центральной
дороге села
87.4 гибридный советский памятник с крестами
88 упираемся в трассу
90.64 она же сливается с е15 спускаемся к
Немирову, утверждаемся в своих предположениях, что с проезжавших часто сельских
грузовиков, стоял запас браги. А водка названа в честь этого города. И сразу за
мостом – завод.
92.87 поднимаемся к площади Ленина. Надо
отметить, что это место не простое: здесь был трипольский город, вернее, городище, а
позже — скифское поселение. За 600 лет до Нашей Эры скифы, предки
украинцев, создали здесь свое городище. Периметр валов больше
95.4 осмотр бывших уделов графини Щербатовой,
превращенных, уже привычно в санаторий. Кушаем мороженое, бананы и докупаем
сладкого. Смотрим на танчик в детском садике уже
бывшем
102 Проезжаем город, и с окружной едем в
сторону Муховцев
(103-112.5) злостная булыга – Подольская
дорога уходит влево, а мы в Муховцам едем прямо в Стрельченцы, набираем воды с колодца, фотографируемся у
памятника
106.5 лес с 2-х сторон
107.13 отстойники
110.5 село
112.6 довольно интересный (и наверное тяжелый
так как острые камни) спуск к реке
112.8 почти двухсторонний мост через реку,
Осмотр. Возвращаемся частично поднимаемся обходя дома и овраг, спускаемся к
реке (нам теперь по течению реки)
113.37 вверх вдоль реки по тропинку и по
валунам, частично едем
114,1 внезапно видим жипы,
грунтовка вдоль реки и леса, начинаем искать место ночевка, так как при
форсировании валунов у одного из участников, который пытался ехать круто вверх
подражая руководителю, очевидно перенапряглась связка
достаточно много отдыхающих на машинах по
формуле: дети + рыбалка + еда
115.17 Воробиевка
116.2 ещё один мост через реку. Сразу за селом
началось засилье всяких платных стоянок
118.63 покидаем этот ужас
119.34 встречаем туристов-водников из
Житомира. Они показывают окруженное деревьями и возле реки чудесное место, и в недалеке ручей. Сами становятся в
И вид с места лагеря: http://io.ua/15706011p
http://io.ua/15706023p http://io.ua/15706026p
Итого 119.34 (без учета отклонений)
Total
odo 119; max 53.87; aug
15.63; triptime 7:37:56
Третий
день, 31 июля
Утро начинается с осмотра поляны фестиваля. А смотреть
то и нечего. Поляна как поляна. Только всё поросло травой. Ну и река с неплохим
течением внизу. А вверху лесок. Прокатились вдоль реки по поляне по тропинке
частично заросшей, выехали на
1 колейка лесная
2.13 подъём и прикольная цепь ограждает дорогу
машинам к реке, впрочем чуть выше есть обходная, которая минуя лесок прямо к
поляне
2.3 на подъёме упираемся в село Гвоздев. Едем
поверху. Основное направление вдоль реки.
3.35 пересекаем гравийную дорогу идущую снизу
реки вверх. Продолжаем держаться курса, при этом грунтовка петляет снизу-вверх
объезжая овраги. Думаем как жалко нету жпс чтобы
отобразить это на высотном графике.
10 Алексеевка переходящая в Соколец. Овраги продолжаются. Но и колодцы тоже появляются.
11.3 видна вдали деревянная церковь в Печоре
11.44 выехали на сельскую дорогу
12.89 асфальт трассы. Отмечаем это дело
порцией мороженого. Спускаемся через мост и поворачиваем к реке и едем
по-другому берегу. С ностальгией смотрим на полянку нашего вчерашнего обеда.
Перед этим посмотрев творение Городецкого мельницу.
13.04 Поднимаемся по ещё асфальтовому подъёму
в Забужье
14.5 заканчивается асфальт,
начинается грейдер.
17.5 грейдер
переходит в брусчатку. Едем по грунтовке, идущей правее параллельно основной дороге
за лесополосой.
19.5
брусчатка
24 подъехали к селу Вышковцы,
брусчатка временно закончилась
24.5 Т-образный
перекресток, сворачиваем влево. Грейдерная дорога содержит камни и неровности.
Легче ехать по идущей рядом грунтовке.
27.1 начинается
асфальт
30.1 Марксово. Небольшой подъем, спуск и снова подъем.
33.35 развилка. Спуск после асфальта.
37.3 Брацлав. 500м по трассе Немиров – Тульчин, она уходит вправо, а мы возле церквей в
продуктовый магазин. Покупаем мороженое и какие грузинские колбаски, сельский
шоколад с мишками, кетчуп к макаронам. Спрашиваю у хозяйки что интересного у
них посмотреть. – церкви, церкви… Тут заходит мужичок по типажу сельской
умельца выдумщика. Он начинает вдруг предлагать иконы. Отказываюсь. Спрашиваю
за Сорокодубы. Он себе и продавщиче
– точно КОПАТЕЛИ… Перекус в тени, набор воды с колонки
После разбитой дороги спуск к Грабовцям. Так как поворот и замечанную
грейдерную дорогу проехали. Решили проверить пару грунтовок которые уходили
частично через лес не доезжая до поворота на Саленцы
с основной дороги(44.11) Проверив и набрав попутно высоты, вернулись к карьеру.
47.34 карьер. Надо сказать что там кто-то
основательно выкачал воду.
Далее поехали вдоль реки. Объезжая лужи и
попутно ища место обеда. В знаменитой дубовой роще хоть и детей не было, зато
основательно загажено или занято людьми-центнерами. Так как один из участников
способен был купаться только голышем, то руководитель
принял решение, несмотря на наступающую жару ехать дальше. В результате стали
за Сайленцами возле реки. Тем более у нас по плану
был Райгород и подвесной мост.
56.73 обед. Далее вдоль реки, заросшая тропинка, но ехать можно было. На повороте за которым просматривался Райцентр пришлось спешиться и пройти 500-ровку по валунам.
60.8
Мост! До другого берега довольно далеко. Шатался довольно ощутимо. Всё-таки
решили пробовать. Даже были попытку по нему поехать. Но уткнувшись на очередную
плохо прибитую доску решили спешиться.
61.4
после моста и небольшого подъёмчика уперлись в
железку, причём на первой колее стоял товарняк. Поехали, пошли вправо. Перешли
колею – дальше там железка идёт через завод. А мы вверх к трассе е15.
74.16
Поворот направо на Кузьмынци. Так как время позднее,
а объектов при реке не ожидалось, то проехались в бодром темпе за 30-ть по
трассе.
За
километр до села началась булыга. Причём это всё на спуске.
81.82
Кузьмынци. Недолго думая, стали у колодца, набрали 3
ведра и итоге…
Продолжился
булыжный спуск в село, а затем такой же булыжный подъём и разбитая булыга на Сокольцы. Но так как туда ехать не входило в наши планы, то
83.97
на перекрестки съехали на едва видимую но хорошо накатанную грунтовку.
84.22
Через время пошел спуск пока не уперлись в лес, там же чуть выше вправо
развилка на Сокольцы, вниз к реке, и на хутор
Павловский.
Спускаемся
ещё ниже к хутору в конец улицы, там встречаемся и находим общий язык с
языками. Нам советует не пытаться ехать в Березовский лес, так как там его
сдали в аренду. И там разводят для элит-охоты
разводят косуль, кабанов и прочее. В результате нам показывают классное место
возле реки (это где на развилке прямо вниз к реке вдоль посадки) и мало того
подвозят дрова … Эта было одна из самых ночевок в плане сна. Все дружно даже позалазили в спальники и мало того – ещё застегнулись на
молнии. Ветерок был свежим. Звезды. Картина Василия Перова «Охотники на
привале» так сама и вспоминалась.
86.6
лагерь
http://io.ua/15706058p + http://io.ua/15706059p + http://io.ua/15706061p + http://io.ua/15706062p
Triptime 6:18:15; ср. 13.73; max 54.36; total odo
205; totaltime13:56
Четвертый
день, 1 августа
С самого утра в районе Ладыжина по всем признакам шел дождь. Тучи и нас закрыли, поэтому до последнего ждали стихию, но она не перешла на наш берег. Но капли немного обозначили себя.
3.38
Вернулись к Кузьминцам набирая высоту, но не въезжая
в село. Сразу направо.
3.9
Потом когда уперлись в поле, между селом и полем
4.82
Поворот направо на полевую дорогу.
10.25
с. Харпачка. И сразу булыга.
10.83
въехали на межсельскую трассу, мы немного вправо до
первого поворота влево.
Довольно
серьёзный, наверное, подъём, переходящий в камни с грунтовкой, а затем и просто
в грунтовку.
14.75
уперлись почти напротив эл.станции, где-то вдали
справа виднелся понтонный мост.
17.86
мост виден напрямую, а нам ещё объезжать грунтовые насаждения вдоль берега и
овраги. Пару километровая переправа сначала по грунтовке, затем по заросшей
грунтовке, потом по невытерпевшей тоже машине прямо
по полю. Выехали на окончательную грунтовку вдоль реки под деревьями вдоль
реки. Стали видны признаки городской жизни.
20.26
выехали и уперлись в асфальтовую дорогу, впереди вправо понтонный мост. В
городе скупились в супермаркете. На стоянке один веллер
аж на Команче, что-то начал говорить за велодвижение,
потом спросил откуда мы. Традиционно ответили прямо – с Вапрярки…
25.42
мост через реку по автотрассе Гайсин-Ладыжен
28.5
за мостом бетонка вправо
29.65
мостик через речку
29.97
участок асфальта
30.28
вправо по гравийке
31.13
Справа лес, а у нас тень
33.46
развилка песочных дорог – поехали по средней, а не вдоль леса. Затем
700метровый подъём по грунтовке полевой
36.8
уперлись в асфальт: http://io.ua/15706070p http://io.ua/15706071p
40.5
станция Губник – началась бетонка
42.2
с. Губник
42.25
переезд ж/д
43.5
конец брусчатки
43.85
сильрада – что естественно, так как кусок асфальта.
Довольно быстро находим место спуска переправы. Свернув в нужную улицу. Вдруг
незаметно набираем высоту,. Вернуться, оказывается перед началом подъёма есть поворотик налево.
Переправляемся
ручным паромом и сразу ищем место для обеда. Как оказалось потом более
интересные места с порогами-джакузи со стороны Губника.
Немного задерживаемся с поисками. Но попутно рассматриваем карьеры, заброшенную
технику и насосную станцию. Всё же находим место возле ручья и со спуском в
нормальную воду.
Поднимаясь
видем справа колючую проволоку исправительного
учреждения, расположенного в аккурат над гранитным карьером.
52.4 въезжаем в Четвериновку.
Слева монумент в честь победы над Батагом. Там же
внизу напротив монумента поближе к реке и, находяться
казацкие колодцы.
53.57
центр церковь. Дорога вправо. Зная что на срезке маковые поля и не проехать,
заранее решаем ехать на Бершадь по дорогам. Хотя пообщавшись с местными узнаём
что в этом году мак не сеяли, а 2 года назад да он был.
По
выезду из села через пару км слева, заметна огромная стройка, видно что кладут
в поле асфальт и т.д.
61.8
поворот по трассе влево. По трассе стабильно держим за 35-ть. Машин почти нет.
68.79
Гордиевка. Длинный спуск и подъём.
При
въезде в Бершадь набираем воды по полной. Докупаем чай.
98.75
Выехали из Флорино, переехали узкоколейку. Время
поджимает. Решаем доехать до Голдышевки и там стать
возле пруда. Даже находим свой темп по булыжной трассе. Рядом иногда
параллельно внутри посадки дорога, но там давно никто не ездил и пауки поразвешивали свои сети.
Перед
поворотом на Лесничье пытаемся помочь незадачливым
сельчанам. Так и застряем минут на 40-к. Тем временем
темнело. Стаём через время в заросшем лесу на небольшой полянке. До дороги три плотных ряда деревьев. Когда таскали
ветки для костра, до заметили следы «обработанного» кабеля – вот уж точно
скрытое место.
111.27 лагерь
6:40:02; средняя16.67; max 52.74; totalodo
3.17; t time 20:37
Пятый
день, 2 августа
6.62 Поехали конец вчерашней булыжной дороги, поворот налево
6.8
Голдышевка, спуск, брусчатка похуже качеством
продолжается.
8.77
остановка за мостом, влево. Перед мостом тоже влево (всё по центральной
дороге). Но через
11.00
подъём закончен. Справа дома, свиду даже село, но на
карте это 3 дома, там работает мини-заводик, очевидно дома разрослись
11.37
T-образный перекрёсток. Едем вправо вдоль посадки
слева, поле справа, накатанная грунтовка
14.31
(16.82) развилка, прямо камыши, дорога влево и вправо. По правой вдали лесок.
Проверяем. Дорога влево через 50м плавно выравнивается
20.42
развилка. Едем и спускаемся влево к реке. Надо сказать что она уже разливается
и уже не похоже на вымирающий ручеек в Голдышевке.
21.87
Поднялись вверх обратно по трассе до развилки. Едем вправо, потом влево
выравниваем.
30.57
упираемся в асфальтную дорогу Бандурово-Песчаная.
Перед лесом заканчивается район и заканчивается хорошее покрытие. Начало леса.
Съезжаем за шлагбаум. Останавливаемся. Чтобы охладиться пьём зеленый гарячий чай из термоса, делаем маленький перекус. Решаем поблукать по лесу, найти центр леса где пустырь, который
оказался огорожен деревянным не высоким забором за которым растёт баштан.
Срывать не стали, рассуждая что если бы разросся за пределы – то тогда да.
Дорога вдоль этого места заросла высокой травой. Поехали вдоль наезжаных колеек. По количеству
пауков и травы – стало понятно, что во второй части давно никто не ездил. Плюс
начались дороги смешиваться с колеями от машин на которых вырубали лес, добывая
дерево нужной ширины. Решили выехать на дорогу и не искать в конце леса озеро.
35.25
Выехали из леса в «лесн.». А там колодец, который
пришелся кстати. Пообщалисьс молодой парой, он
выпаливает из дерева уголь. Также увидели рядом пасеку, коров. Да ещё собачки
чуть ли не плясали когда мы набирали и набирали воду из колодца. Делаем перекус,
доедая халву в шоколаде, запивая холодной водой.
37.5
Начинается холмистый грейдер с камнями в направлении Песчаной. Заканчивается
лес, основная дорога прямо, мы влево вниз на полевую вдоль леса
42
развилка полевых дорог. Ловит всё – телефонная пауза. Налево в Савранское, мы же направо в сторону трассы перед Песчаной.
Вниз приличный спуск, здесь компьютер фиксирует максималку
за день.
42.5
подъём
43
налево
45.81
(53.22) спускаемся к асфальтной трассе, едем в Песчану
48
Песчаная
64.72
магазин в Концебе, один из участников подтягивает тросики на переднем переклюке.
Перед
Савранем ловим бабушку с коровой, цена 3л за 10 грн. И минут 15 подождать когда дойдут домой и подоятся. Даём 2л и 1,5л бутылки (литровой нету),
заказываем 3л. В результате нам выносят
Итого
за день:
6:11:51;
ср.14:60; max 55.34; odo 407; TT 26:49
Шестой
день, 3 августа
0 поиск шлема.
2.4 выехали на трассу в направлении
Киев-Одесса
9 киевская трасса
28 Кривое Озеро
42 Михайловка автовокзал. Садимся на
Первомайску маршрутку типа Спринт ,учитывая будни не полная. Причём сзади в
багажники удачно кладутся велы без передних колес
один на один через каремат. Баулы водитель кладёт в
боковые отсеки. Или из-за редкости велосипедиста или от радости что 2 человека
до Одессы, но за дополнительную оплату велов вопрос
не ставился, а мы и не заикались. Заплатили по сорок гривень
до Одессы как и стоит билет. И уже через 3 часа собирали велы
на автовокзале. Делим оставшие продукты (незапланировано вмешавшаяся в рацион кукуруза виновата).
Начинаем планировать следующие походы. Разъезжаемся в разные стороны
города. и уже через час все были дома.
Итого за день: 59.64км
2:59:54; ср. 19.89; max 55.34; odo 467; TT
29:49