Отчет
о
велосипедном туристском спортивном походе
по
украинским Карпатам,
совершенном
с 13 по 25 августа 2010 года.
1. Справочные
данные о туристском спортивном походе.
1.1.
Организация, проводимая поход.
2. Организация туристского спортивного
похода
3.2
Продольный профиль маршрута
4. Техническое описание маршрута.
5. Итоги туристского спортивного похода,
выводы и рекомендации.
Вид
туризма |
Категория
сложности |
Протяженность
активной части похода, км |
Суммарный
набор высоты, м |
Продолжительность |
Срок
проведения |
|
Общая |
Ходовых
дней |
|||||
Велосипедный |
Четвертая |
648 |
8174 |
13 |
13 |
13.08.2010-25.08.2010 |
Украина (Львовская, Закарпатская,
Ивано-Франковская области).
1.4.1 Заявленная нитка
маршрута (выделенный текст – места ночевок)
В.Синевидное - Межиброды - Тышивница -Труханов -
Бубнище - Поляниця - Буковец - Казаковка - Сукель - Каменка - Дубина - Сколе - Коростов - Козева - Тухолька - Нагорное - Долиновка - Сможе - Матков -
Верхнее Высоцкое - Либохора - пер. Ростока - Ростока - пер. Гусный - Тихий - пер. Люта - Люта - Заповедник Шепит - Турья Поляна - Порошково -
Турья Пасека - Раково - Турьи Реметы - Симер - Перечин - Невицкое
- Онокивцы - Ужгород - Барвинок - Среднее - Ракошино - Мукачево - Кольчино
- Чинадиево - Сусково - Свалява -
Голубиное - Поляна - Уклин - пер. Уклин
- Верхняя Гробовница - Подполозье - Верхн. Ворота - Н. Ворота - Воловец - Гукливый
- пер. Гукливый - Пилипец - Изки - Келечин - Репинное - Соймы - Майдан - Верхний Быстрый - Торунь - пер. Торунський
- траверс хр. Слобода (по хребту) - оз.
Синевир - Синевирская Поляна - р.
Озерянка - Синевир - Негровец - Колочава - пер. Прислоп - Комсомольск -
Руская Мокрая - Усть-Чорна - Лопухов - пер. Легионов - Быстрица -
пер. Столы - Поляница -
Татаров - Ворохта - Кривополье - пер. Кривополье - Ильцы - Верховина - Криворовня - Буковец -
пер. Буковецкий - Яворов -
Соколовка - Косов - Пистынь - Уторопы
- Яблонов - Стопчанов - Мышин - Верхний Вербиж - Коломыя.
Общая протяженность
маршрута:
Суммарный набор высоты:
1.4.2 Пройденная нитка
маршрута.
Верхнее
Синевидное – ур. Бубнище (Скалы Довбуша) (
1.6.
Отчет находится в библиотеке Одесской областной МКК по адресу: Старобазарная площадь 5 (Сквер Кирова).
При разработке нитки маршрута за основу
взят один из эталонных маршрутов четвертой категории сложности по Карпатам. Но
при детальной разработке были внесены некоторые изменения с элементами
первопрохождения маршрута, который одесские велотуристы не проходили.
Так участки: Верхнее Синевидное –
Труханов - ур. Бубнище (Скалы Довбуша) – Поляница – Козаковка - пер. Сукель –
Каменка – Матков – Либохора - пер. Ростока - с. Ростока – Люта - пер. Шипот -
заповедник Шипот – Турья Поляна были предложены председателем Одесской
областной комиссии Шевчуком Виктором Георгиевичем.
Основной целью нашей велосипедной
экспедиции была разработка и прохождение предполагаемого маршрута четвертой
категории сложности по украинским Карпатам, богатых историческими памятниками,
дворцами, замками, перевалами и горными реками. Этот поход является
продолжением велоэкспедиции начатой еще в 2008 году.
Частью экспедиционной работы было
обследование состояния мостов, горных дорог вдоль рек Прикарпатья, Закарпатья,
пострадавших от наводнения 2008 и 2010 годов, для последующего использования в
туристических походах.
Кроме этого, целью похода было повышение
спортивной квалификации участников экспедиции.
Очень удобен подъезд на маршрут поездом
Одесса - Львов. Отправление из Одессы в 19:00 и прибытие во Львов в 07:10.
Далее нужно пересесть на электричку Львов - Лавочное. Поезд Одесса - Ужгород
останавливается в Сколе, минуя Верхнее Синевидное.
Из Коломыи можно прибыть в Одессу на
любом проходящем поезде. Возвращение домой возможно и через Винницу. В 04:50 из
Винницы отправляется дизель в Черновцы, прибывающий в столицу Буковины в 07:00.
Из Черновцов поезда на Одессу отправляются по четным числам в 15:50.
Аварийные выходы из любой точки маршрута
можно организовать железной дорогой по направлениям Ужгород - Одесса, Ужгород -
Львов, Рахов – Ивано-Франковск, добравшись к ним на любом грузовом транспорте
или маршрутке.
В
предпоходную подготовку вошли: комплектованные группы, разработка основного и
запасного варианта похода, подготовка документации, комплектование ремонтного и
медицинского набора, питания и
группового снаряжения.
Особое внимание уделено физической
подготовке. На майские праздники был совершен поход первый категории сложности
по Одесской и Винницкой областях (руководитель Рыбалка О.Е.). В конце июля был
совершен велопоход второй категории сложности по Винницкой области
(руководитель Уразбахтин А.Б.). Кроме этого был совершен пеший поход выходного
дня в каньон реки Мертвовод, что в Николаевской области (руководитель Шевчук
А.В.).
Рацион питания составлялся с учетом того,
что почти весь маршрут проходит по
населенной местности. Для этого были составлены дневные меню, предусматривающие
определенный набор продуктов.
При этом, горячее питание, в большинстве случав, планировалось
двухразовым, состоящим из двух блюд и перекус с чаем на обед. Как показал опыт
похода, на данном маршруте практически везде можно за 1,5-2 часа приготовить
горячую пищу. Для быстрого приготовления пищи нами была изготовлена складная алюминиевая печка-очаг, на которой в течение
45 минут можно приготовить обед с чаем при минимуме топлива (хвороста). С
чертежами этой печки можно ознакомиться в книге «По родному краю на
велосипеде», автор Виктор Шевчук. Такая организация питания позволила сохранить
нормальную работоспособность на всем протяжении маршрута.
День пути |
Дата |
№ уч. пути |
Участок пути |
Протяженность, км |
Средняя ско-рость, км/ч |
Набор высоты по карте, м |
Чистое ходовое время, мин |
Характер
пути, естественные препятствия, опасные участки |
Метеоусловия У: - утро,
Д: - день В: - вечер,
Н: - ночь |
Примеча-ния |
|
Общая |
Грунто-вых дорог |
||||||||||
1 |
1 |
Ж/М Таирова - Одесса
Главная |
11,05 |
0 |
17,46 |
22 |
0 ч 38 мин |
асфальт |
Д: солнечно, t °С +38 |
велосипед |
|
2 |
Одесса
Главная - Львов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
поезд, |
|||
2 |
1 |
Львов - Верхнее
Синевидное |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Д: малооблачно,
временами дождь, безветренно, t °С+25 В: пасмурно, дождь, t
°С+30 |
электричка |
|
2 |
Верхнее Синевидное -
Труханов Скалы Довбуша
-Поляница - Козаковка |
48,89 |
29,15 |
11,86 |
772 |
4 ч 07 мин |
асфальт, грейдерная
дорога, крутая размытая дорога (тропа) на Бубнище; спуск по грунтовой разбитой
дороге, броды, асфальт разбитый |
велосипед, пешком на Скалы Довбуша |
|||
3 |
Козаковка – пер. Сукель – Каменка
- Сколе |
грейдерная дорога,
крутой подъем и спуск с перевала |
велосипед |
||||||||
1 |
Сколе – Святослав –
Тухля - Плавье-Тухолька - Матков |
84,82 |
33,24 |
14,32 |
873 |
5 ч 55 мин |
Асфальт интенсивное движение
транспорта |
У: ясно, t °С+23 Д: малооблачно,
встречный ветер t °С+29 В: облачно, ветер, t °С+27 Н: гроза, дождь, ливень |
велосипед |
||
2 |
Матков – Гусиное -
Высоцкое - Либохора |
асфальт, грейдерная
дорога плохого качества, грунтовая дорога |
|||||||||
4 |
1 |
Либохора - пер.
Либохора - с. Ростока - верш. Кичерка - пер. Тихий - с. Тихий - пер. Люта -
с. Люта |
26,09 |
22,99 |
5,96 |
755 |
4 ч 22 мин |
на пер. Либохора
грунтовая размытая дорога, крутой подъем и спуск; пер. Тихий - крутые подъемы
и спуски по лесовозной грунтовой дороге, буреломы |
У: ясно, t °С+20 Д: ясно, t °С+27 В: пасмурно, дождь t °С+17 Н: ливень, гроза |
велосипед, подъем
пешком на перевалы и спуски |
|
5 |
1 |
с. Люта - вверх по
долине р. Люта - г. Полонина Руна – старая воинская часть - Лумшоры |
25,05 |
23,75 |
5,85 |
951 |
4 ч 17 мин |
грунтовая дорога вдоль
реки, болото, крутой подъем на Полонину Руну, броды, тропы через кустарник,
грунтовая дорога на плато и серпантине, спуск сложный в темноте |
У: пасмурно, t °С+16 Д: пер. облачность,
туман на Полонина Руне, видимость до В: пасмурно, t °С+11 |
велосипед, подъем на
Полонину пешком, сложный спуск в темноте |
|
6 |
1 |
Лумшоры – Турица - Турьи
Реметы – Перечин – Ужгород - карьер |
54,73 |
2,31 |
14,58 |
221 |
3 ч 45 мин |
асфальт, местами
разбитый |
У: малооблачно, t °С+17 Д: малооблачно, ветер
встречный, t °С+21 В: малооблачно, t °С+27 Н: дождь |
велосипед |
|
7 |
1 |
Дневка. 3 радиальных
выезда в Ужгород |
21,91 |
6,90 |
14,84 |
171 |
1 ч 27 мин |
асфальт |
У: Ясно, t °С+17 Д: небольшой дождь, t °С+22…+27 В: малооблачно, t °С+22…+25 |
велосипед |
|
8 |
1 |
Ужгород – Среднее -
Мукачево – Свалява - пер. Уклин -Подполозье -Н.Ворота - пер. Менчил –Воловец
- пер. Гукливый - Пилипец - Соймы |
146,24 |
1,20 |
16,15 |
1486 |
9 ч 03 мин |
асфальт, интенсивное движение
транспорта |
У: малооблачно, t °С+11 Д: небольшой ветер 5
м/с, t °С+16…+22 В: облачно, t °С+11 Н: пасмурно, t °С+6,
холодно |
велосипед |
|
9 |
1 |
Соймы – Межгорье -
пер. Межгорский – Синевир - Колочава-пер. Прислоп - Комсомольск – Усть-Чорна |
66,07 |
19,51 |
12,20 |
1012 |
6 ч 05 мин |
асфальт, крутой долгий
подъем на пер. Межгорский пешком; подъем и спуск очень сложный по крутым
склонам и разбитой тропе, по ручью и без дороги. Многочисленные броды.
Разбита дорога к Усть-Чорна. |
У: сильный туман,
видимость Д: ясно, t °С+22 В: ясно, t °С+13 |
велосипед, пешком на
перевалы |
|
10 |
1 |
Усть-Чорна – Лопухов -
Усть-Турбат – Пляйска - пер. Легионов - Быстрица |
47,05 |
32,80 |
9,33 |
867 |
5 ч 03 мин |
асфальт, грунтовая
дорога, лесовозная дорога; спуск с перевала сложный по смытой дороге 4- |
У: ясно, t °С+13 Д: малооблачно, t °С+22…+29 В: ясно, t °С+14 |
велосипед; подъем и спуск
с перевала пешком |
|
11 |
1 |
Быстрица - пер. Столы
– Буковель –Паляница - Татаров – Микуличин
- хребет и г. Ракета Великая - телевышка |
48,14 |
19,99 |
9,07 |
931 |
5 ч 18 мин |
грунтовая дорога,
тропа с буреломами, мокрая и затоптанная коровами, броды; асфальт, каменистая
лесная дорога с серпантином |
У: ясно, t °С+16 Д: малооблачно, t °С+22…+24 В: ясно, ветер на
вершине м/с, t °С+18 |
велосипед, подъем и спуск на пер.
Столы и Ракету пешком |
|
12 |
1 |
г. Ракета Великая - пер.
Ракета – Лючки – Люча – Яблонов - Мишин - Коломыя |
57,63 |
8,95 |
18,98 |
99 |
3 ч 02 мин |
грубая каменистая
дорога с серпантином, буреломы; спуск сложный, длиной в |
У: ясно, t °С+15 Д: ясно, t °С+25 |
велосипед, местами
пешком |
|
2 |
Коломыя
- Львов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
поезд
|
|||
3 |
Львов - Одесса Главная |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
поезд |
|||
13 |
1 |
Одесса-Главная
– пос. Таирова |
10,35 |
0 |
17,75 |
14 |
0 ч
35 мин |
асфальт |
У: ясно t °С+27 |
велосипед |
|
|
|
|
Итого: |
648,02 |
167,90 |
12,95 |
8174 |
52 ч 58 мин |
|
|
|
3.2
Продольный профиль маршрута
Участок
пути: ж/м Таирова
(ул.Королева - ул.Вильямса) - Одесса Главная (ж/д вокзал).
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 0 ч 38 мин.
Средняя скорость:
Так как большая часть нашей команды
проживает в районе ул. Ак. Вильямса Киевского района (пос.Таирова), то сбор
назначен в 17 часов на этой улице. В
бювете на ул. Маршала Жукова заправили фляги водой и далее продолжили путь по
ул.Комарова, Краснова и Среднефонтанской. В 18:20 прибыли на вокзал Одесса
Главная.
Саша Уразбахтин, проделав 20-ти
километровый путь из пос. Котовского, прибыл на вокзал в 18:45. Наш поезд
Одесса-Львов отправился в путь в 19:00.
Участок
пути: с.Верхнее
Синевидное - с. Межиброды - с. Тышивница - Скалы Довбуша (ур. Бубнище) (
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 4 ч 07 мин.
Средняя скорость:
Прибыли во Львов в 7:10 14 августа (фото 1). Узнаем о поломке багажника у руководителя похода.
Собрав велосипеды, покинули главный вокзал (фото 2) и
проехав по городу около двух километров, прибыли на вокзал пригородных поездов.
Взяли билеты, докупили кое-что из продуктов, пересели в 8:26 на электричку
№6187 Львов - Лавочное, на которой в 10:37 прибыли в Верхнее Синевидное -
начальную точку нашего путешествия (фото 3). Быстро собрав
велосипеды, мы уже в 11:10 вышли на маршрут. Стояла превосходная погода: ясно,
температура воздуха +250С.
С привокзальной площади немного проехав,
поворачиваем вправо и выезжаем на центральную улицу, по которой проходит шоссе
Е50-М06. Через
Да, путь оказался нелегким. Крутая,
мокрая тропа вьется серпантином по лесистому склону (фото 6).
С трудом удерживаем велосипеды, толкая их вперед. Пару ручьев преодолеваем
вброд. Перед нами прошел довольно сильный дождь, размыв дорогу. Приходилось
идти по тропе, идущей параллельно дороге.
Через
Здесь мы сделали привал, чтобы отдохнуть
и пофотографировать.
Небольшой дождик нам не помешал
ознакомиться с достопримечательностями. Позже он усилился и остался позади нас.
Крутой четырехкилометровый спуск в долину
реки Сукель проходит по грунтовой дороге, местами разбитой. Сходу приходилось
преодолевать небольшие ручьи. Руки немели от нажатия тормозов. Спуск занял 10
мин, и мы уже на трассе Т-0911 - грунтовой разбитой дороге, покрытой жерствой (фото 10), в километре ниже небольшого села Поляниця на
автобусной остановке в 15:30 вблизи магазина. Там мы попросили кипятка для чая,
пообедали. Через
В Козаковке сворачиваем вправо и продолжаем двигаться
вверх по грунтовой дороге на запад, по долине реки Сукель к одноименному
небольшому населенному пункту (фото 13). За селом река
сворачивает влево, а дорога начинает крутой подъем на перевал Сукель (
Временами приходится идти пешком к
седловине перевала, скрытой буковым лесом.
В 18:20, будучи на перевале (фото 16), у квартального столбика 13/14 (фото
17) сделали небольшой привал.
Спуск с перевала оказался круче и сложнее
чем подъем, так как дорога около километра была разбита глубокими колеями (фото 18). А уже через
Автомобильная грунтовая дорога теперь
проложена по узкому и глубокому ущелью, переходя с одного берега на другой, пересекая
Национальный Заповедный парк. В четырех километрах от Каменки, на границе с
Заповедником, мы проехали летнюю турстоянку (фото 19, 20, 21), расположившуюся на пологом
склоне у родника. Здесь мы пополнили
свои запасы воды для бивуака.
Через
Местные жители подсказали, что можно
остановиться на ночлег на берегу озера, расположенного на левом берегу реки. Бивуак
устроили между озером и рекой в небольшом лесочке в 20:30 (фото
24, 25, 26).
Участок
пути: пгт. Сколе - с.
Гребенов -с. Тухля - с. Головецько - с. Рыков - с. Плавья - с. Брымовка - с.
Тухолька - пер. Нагорный (
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 3 ч 55 мин.
Средняя скорость:
Проснулись в 6:15, привели себя в
порядок, позавтракали, собрались и вышли на маршрут, держа путь на Святослав (фото 27). Едем по
шоссе Е50-М06 на юго-запад
Едем прямо, на юг, в сторону Славское.
Шоссе проложено по узкой долине реки Опир вдоль железной дороги. Дует встречный
ветер, до 10м/с. Через
(фото 28, 29), а еще через
Свернули влево и по левому берегу ручья
продолжили путь по разбитой с глубокими колеями дороге. Через
На самом деле расстояние от указателя до
приюта оказалось 700-800 метров вместо 400. В приюте есть электричество,
электро- и газовая плита, электрочайник и любая посуда. Комнаты на 3 человека,
поэтому принесли еще одну кровать с соседней комнаты.
Во время приготовления ужина началась
сильная гроза. Вскоре все село и наш приют остались без света. Ужинали при
свечах (благо они здесь были), а в 23:30 наконец-то легли спать. Воду брали в
ручье.
И все-таки мы приняли правильное решение
остановится на ночлег в приюте, т.к. было уже очень поздно, а спать в палатках
возле села, да еще на крутом подъеме на перевал перед наступающей грозой, было
неразумно. А ведь гроза продолжалась до 2 часов ночи. А в приюте мы кроме
ужина, просушили вещи на газовой плитке и немного поджарили один кроссовок
Максима.
Участок пути: с. Либохора (т/п "Русский Путь") - пер. Либохора (1109 м.) - с. Ростока - пер. Ростока (г. Кичорка, 934 м.) - с.Тихий - пер. Тихий (749 м.) - с. Люта - р. Люта.
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 4 ч 22 мин.
Средняя скорость:
Еще с вечера договорились с хозяйкой
приюта, оставив паспорт под залог, что подъем будет таков, чтобы к 8 утра выйти
на маршрут. Хозяйка пришла утром и первым делом проверила наличие всей посуды.
Удалось выйти только в 8:30. Теперь держим путь на перевал Ростока (Либохора) (фото 41, 43). От указателя (фото 42) мы прошли чуть больше
На верху хребта заросшая травой дорога,
сворачивает влево и идет вдоль хребта. Через
шестеренок
(фото 49). Потратили около часа на устранение
неисправности, методом перестановки стоек, рассверлив плоской отверткой
имеющееся отверстие
Во время ремонта, по дороге проехало
около 20 машин польских автотуристов (фото 51).
Через
Один из местных жителей подсказал, что в
поселок Тихий можно проехать не только грунтовой дорогой (фото 54), но и старой
грунтовой дорогой через лес (фото 55, 56), мол, так проще и легче. Основная
дорога на Тихий (фото 54) круто поднимается вверх и продолжает свой бег по
хребту на северо-запад. Мы же решили проверить возможность прохождения старой
дорогой через лес.
Поднявшись гравийной дорогой
При подъеме на перевал Люта, разразилась
гроза с сильным ветром, и движение по лесовозной дороге вверх выдалось довольно
сложным (фото 61). На высоте с металлическими
велосипедами во время грозы с молниями мы чувствовали себя очень некомфортно.
Поднимаемся пешком еще
Карта - схема прохождения перевалов
Либохора (Ростока), Тихий (г. Кичорка), Люта.
20:00. Время искать место для бивуака.
Проехав
Участок пути: р. Люта - зап. Шипот - г. Полонина Руна (1479 м.) - т/б "Полонина" - с. Лумшоры (б/о "Лумшоры").
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 4 ч 17 мин.
Средняя скорость:
Проснулись в 6:30 утра в мокрых палатках.
Сыро, температура +160С, хорошо, что в термосе у нас был чай.
Немало вещей, в том числе и палатки, были
промокшими до нитки. Рюкзак Максима, хотя он находился в полиэтиленовом мешке,
каким-то образом полностью был в воде.
Позже, при сборе палаток, из последней выгребли
30 кружек воды. С трудом растопили печку-очаг сырыми дровами. Приготовили
завтрак, кое-что просушили из вещей. Позавтракали и собрались только к 10 часам
утра и вышли на маршрут. Проехали
Мы решили идти по левой дороге, круто
поднимающейся по отрогу Полонина Руны, чтобы взойти на вершину. Через
Дальнейший путь теперь идет по разбитой
лесовозной дороге с глубокими заболоченными колеями (фото 71).
Постоянно приходится переносить велосипеды. Справа внизу по склону полностью
вырублен лес (фото 72). В этом районе остановились в
12:40 на устранение неисправностей велосипедов. В течение часа были
отремонтированы тормоза и багажник Максима, сделана профилактика других
велосипедов.
Через
Поднимаясь еще
Александр Уразбахтин перед походом купил
новый телефон Nokia с GPS, а теперь решил испытать его в действии. Загрузил
карты из интернета телефоном, подключенного к оператору Киевстар. Удается
определить координаты нашего нахождения - 48048'36" и 22047'5",
а также высоту -
Рядом, на старом костровище, мы немного
прибрали мусор в полиэтиленовые мешки, оставленные тут ранее кем-то; повсюду
валялись пивные банки, оставленные автотуристами, приехавшими на пикник. Чуть
выше были видны свежие следы разворота грузовой машины. Согревшись, т.к. во
время остановок резко становилось холодно, отдохнув, продолжили путь.
Вышли из лесу на поляну с густопоросшей
высокой травой (из-за чрезвычайной сырости), проехали
Видимости никакой. Наверху мы попали в
облако. Стало холодно t°C
+11 (фото 86), видимость около
км)
очень сложный, дорога сильно заросшая и разбитая, местами с глубокими колеями. Переходим
несколько ручьев вброд. Спускались к турбазе уже в темноте с фонариками. Мест
на турбазе не оказалось, и мы продолжили путь уже по асфальту к селу Лумшоры (фото 89), ища место для ночлега. В Лумшорах, на базе отдыха
«Лумшоры» (фото 90), принадлежавшей ОАО
"Ужгородский Турбогаз",
остановились на ночлег в одном из домиков-вагончиков, как их тут
называют. Стоимость проживания 40 грн в сутки с человека. Есть только горячий
душ и обогреватель в номере. Приготовить еду самому не на чем. Есть столовая,
работает в определенное время.
Участок пути: с. Лумшоры (б/о "Лумшоры") - с. Турички - с. Турица - с. Турьи Реметы – с. Симер - пгт. Перечин - с. Каменица - с. Невицкое - с. Оноковцы - г.Ужгород (Карьер).
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 3 ч 45 мин.
Средняя скорость:
В 11:15 мы без завтрака, только заправив
термос кипятком в столовой, вышли на маршрут. Асфальтированное шоссе вначале
идет по правому берегу р. Туричка, а затем пересекает несколько раз реку через
мосты. В с. Турички (
В Турьих Реметах, на перекрестке, мы
сворачиваем на трассу Р-153, идущую вниз по левому берегу реки Турья, по
широкой долине. Через
Первым делом по приезду в Ужгород, мы
искали обувной магазин, чтобы купить обувь Максиму. С большим трудом отыскав
подходящий и купив кроссовки 48 размера, нашли также на этом квартале
веломагазин «Кант», находящийся по адресу
ул. Волошина, 26, ТЦ «Эдельвейс». Тут
мы
купили грипсы для велосипеда Олега и багажник для Александра Шевчука, у которого
алюминиевый багажник полностью развалился и пришел в негодность (фото 100). В веломагазине нам подсказали хорошее место для
ночлега (фото 101), в бывшем мраморном карьере (фото 102, 103) у завода ЖБН. Этот
карьер находится в северо-восточной окраине города. Здесь имеется глубокое
озерцо глубиной до
ДНЕВКА
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 1 ч 27 мин.
Средняя скорость:
Сегодня дневка (фото
104). Хорошо отоспались, приводили в порядок снаряжение. Дважды ездили в
Ужгород за покупками на рынок "Зеленый". На улице Верещагина 18, в КСС, стали на учет,
и отметили документы (фото 105). Потом опять в
веломагазин "Кант". У руководителя неожиданно взорвалась велокамера с
покрышкой заднего колеса. Пришлось купить и заменить испорченные шину и камеру.
Вечером приготовили плов, и даже торт из коржей и сгущенки. Ели арбуз.
Участок пути: г.Ужгород (Карьер) – с. Баранинцы - с. Глубокое - с. Среднее - с. Бенедиковцы - с. Русское - г. Мукачево – с. Кольчино - с. Чинадиево - с. Сусково - с. Голубиное - с. Солочин - с. Поляна - Уклин - пер. Уклин (559м.) – с. Верхн. Грабовница - с. Подполозье - с. Нижн. Ворота - с. Верх. Ворота - пер. Менчил (605м) - пгт. Воловец - с. Гукливый - пер. Гукливый (732м.) - с. Подобовец - с. Пилипец - с. Изки - с. Келечин - с. Репинное - с. Соймы (р. Рика).
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 9 ч 03 мин.
Средняя скорость:
Т.к. сегодня предстоит тяжелый день (мы
решили сегодня доехать до с. Соймы), поднялись в 6 часов утра, и в 7:30 вышли на
маршрут. От карьера по улицам Гранитная, Дворжака и переулкам, выезжаем на
центральную улицу Гагарина, по которой выезжаем из города на автотрассу Е50-М17
ведущую в Мукачево. Отличный асфальт, ровный рельеф, попутный ветерок, дают
развить нам хорошую скорость. Проскакиваем небольшие села: Вел. Лазы, Глубокое,
Ниж. Солотвино. По объездной дороге, не въезжая в поселок Среднее (
В 12:15 продолжили путь по улице
Университетской до трассы М-06-Е471. Через
Через
С погодой нам повезло: днем температура
до t °С+22, малооблачно, попутный не сильный ветер.
Спускались с перевала по небольшому
серпантину, на большой скорости проскочили село Верхняя Грабовница,
растянувшееся вдоль дороги, вплоть до р. Жденевка (
Двухкилометровый спуск с перевала Менчил
в долину реки Вича очень крутой, идет по серпантину, огибая обрывы и скалы. В
конце серпантина мы въезжаем в пос. Воловец - райцентр, железнодорожную
станцию.
В центре поселка мы докупили продукты,
пообедали в одном из кафе (чтобы не тратить время на приготовление пищи). Ведь
нам еще предстоит осилить около
В 17 часов продолжаем наш путь в Соймы.
Через
Участок
пути: с. Соймы (р. Рика) – пгт. Межгорье – пер.
Межгорский (
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 5 ч 26 мин.
Средняя скорость:
Поднялись в 9:00. Утро сырое, холодное,
температура t °С+6 (фото 120) и сильный туман (фото 121), почти ничего не видно. Решили идти по запасному
варианту, через Межгорский перевал (фото 122). Примерно
через
Колочаву,
сворачиваем вправо и продолжаем движение по селу уже по грунтовой, сильно
разбитой дороге (фото 127). В конце села в 15:00 стали
на обед. Ясно, тепло, безветренно.
От места привала поднимаемся по
серпантинам по сильно размытой и разбитой грунтовой дороге с большими глубокими
колеями на перевал Прислоп (
Очень большая проблема найти место для
ночного бивуака. Было потрачено много времени на поиски ночлега. Только в 23
часа мы остановились на ночлег в Усть-Чорна на футбольном поле в одном
пустующем открытом павильоне (фото 143). Похолодало до t
°С+13. Звездно.
Участок
пути: с. Усть-Чорна
(футб. поле) - с. Брустуры (с. Лопухов) - дол. Усть-Турбат - дол. Пляйска -
пер. Легионов (
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 5 ч 03 мин.
Средняя скорость:
Утро ясное, прохладно, температура t
°С+14.
Выехали в 10:55. Вернулись к мосту через
р. Тереева (
Вправо уходит грунтовая дорога в долину
р. Яблуница. Проезжаем здание сельсовета (
км
– справа - мост через реку. Едем прямо. Через
Долина реки становится шире, окружающие
горы ниже.
На 28,3 км - конец крутого спуска, далее
едем на восток вдоль ручья. Когда-то, 7 лет назад, одесские велотуристы проезжали
через перевал Легионов - здесь была легкопроезжаемая дорога и тропа. Все
неприятности были связаны только с тем, что несколько раз нужно было пересечь
небольшой ручей. Сейчас из-за выборочной валки леса картина изменилась до
неузнаваемости. Примерно километровый участок пути ехать почти невозможно -
ручей изуродован лесовозами и лесорубами и паводком 2008 года. Беспорядочное
нагромождение грунта, камней, бревен, и среди
этого
как-то пробивает себе русло ручей Рафайловец (фото 151, 152, 153). Далее проезжие участки
чередуются пешими, а с
Через
Через
Метров через 200 асфальт заканчивается, и
далее едем около
Здесь когда-то была узкоколейка.
Лесовозная ветка УЖД Быстрица - Довжинец (
До
Несколько ручьев преодолели вброд, не
вставая с велосипеда. Далее постройки заканчиваются, и мы едем лесом
заповедника. Через
Участок пути: р. Довжинец - пер. Столы (1104 м.) – кур. "Буковель" - с. Паляница – с. Татаров - пгт. Микуличин - хр. Ракета - г. Ракета Великая (1110,7 м.).
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 5 ч 18 мин.
Средняя скорость:
Подъем в 6:30, выходим на маршрут в 9:30.
Утро ясное, температура t °С+16. Вышли на основную дорогу, преодолели небольшой
подъем. Здесь, на переломе, дорога была разворочена лесовозами (фото 159). Вышли к старому указателю «Проезд и проход
воспрещен. Обвал леса» (фото 160, 161).
Пройдя
Сделали короткий привал. Сориентировались
на местности и сделали разведку. Перебрались вброд через р.Пискун, и вышли
вновь на грунтовую дорогу, заросшую травой. Вскоре эта дорога превращается в
тропу, по которой перегоняют скот (фото 163, 164). Эта тропа длиною в
Попрощавшись с хозяевами, мы начали спуск
в сторону Буковели (с. Паляница).
Спуск с пер. Столы был немного легче,
нежели подъем на него по тропе. Тропа проложена по лесистому берегу реки
Гнилица. Спускаясь тропой, иногда удавалось садиться на велосипед и ехать до
следующего поваленного дерева (фото 178). Встречались
мостики через ручьи (фото 174). Местами встречались и
заболоченные участки тропы (фото 175, 176,
177). Через
Несмотря на то, что Буковель зимний
горнолыжный курорт, здесь по-прежнему много отдыхающих. Здесь к услугам
многочисленные бары, рестораны, многоэтажные парковки (фото
183). Подъемником можно подняться в ресторан, находящийся на хребте. Курорт
расширяется, постоянная стройка. Везде охрана, шлагбаумы, машины.
Покинув Буковель и Поляницу (фото 184), далее, по хорошему асфальту мы спускаемся
-Чемеговский.
Проехав
Участок пути: г. Ракета Великая (1110,7м) - с. Лючки – с. Средний Березов - с. Нижн. Березов - с. Люча - с. Яблонов - с. Стопчатов - с. Мышин - с. Верх. Вербиж - г.Коломыя (ж/д вокзал).
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 3 ч 02 мин.
Средняя скорость:
Сегодня последний день нашего похода. Утро
нас порадовало: тепло, t °С+15, солнечно и ясно. Выходим на маршрут в 8:26.
Возвращаемся на дорогу к той вышке. Оставив велосипеды на дороге, решили
подняться вновь на вершину и полюбоваться утренней чарующей красотой гор (фото 199, 200). Теперь дорога идет
на восток около километра по седловине перевала Ракета между вершинами Великой
и Малой Ракеты (фото 201). У подстанции мы круто
сворачиваем влево на север. Теперь дорога круто спускается с хребта Ракета к
узкому водораздельному отрогу рек Лючка и Ослава. Грунтово-каменистая дорога с
довольно крупными камнями продолжает круто спускаться по серпантинам теперь уже
по лесу. Дорога настолько крутая и опасная на спуске, что приходилось дважды
останавливаться на отдых из-за сильно уставших рук (фото 202).
Все время приходится
спускаться
на тормозах и быть очень внимательным. Несколько раз проехали мокрые места
дороги и пересекли один ручей. Тяжелый пятикилометровый спуск вскоре привел нас
к автобусной остановке в с. Лючки (фото 203), на
асфальт, хотя и разбитый. У с. Нижний Березов (фото 204)
у Олега Рыбалка дважды произошел прокол колеса. Теперь дорога спускается вниз
по долине р. Лючка через села Средний, Нижний Березов, Люча (фото
205) к поселку Яблонов (
Первым делом поехали на ж/д вокзал и
купили билеты на проходящий поезд Черновцы – Ковель (купе), а также на Львов –
Одесса (плацкарт). Вернулись к р. Прут, скупались, ознакомились с городом и его
достопримечательностями.
Вернулись снова на ж/д вокзал, проколесив в сумме по Коломыи 14,5 км. Сели
на проходной поезд Черновцы - Ковель в 17:13 до Львова. Во Львов поезд пришел в
22:03. Не доставая велосипеды из чехлов, перешли на другой перрон, где нас уже
ждал поезд Львов - Одесса. Отправление поезда в 22:59.
Участок
пути: Одесса Главная
(ж/д вокзал) - ж/м Таирова (ул.Королева - ул.Вильямса).
Протяженность:
Набор высоты:
Ходовое время: 0 ч 35 мин.
Средняя скорость:
В Одессу поездом прибыли 25 августа в
10:44 утра. По ул. Среднефонтанской, Краснова, Люстдорфской дороге, Вильямса мы
на велосипедах добрались до пос. Таирова (
5.1. Заявленная нитка похода и пройденный
нами маршрут была составлена согласно «Методике категорирования спортивных
велосипедных походов» от 26 февраля 2006 года.
Несмотря на некоторые изменения в нитке
маршрута при прохождении, маршрут может быть оценен четвертой категории
сложности.
При прохождении маршрута оказалось, что
многие дороги в плохом состоянии. 60% всех шоссейных дорог, проходящих в черте
села (3-
5.2.
Впервые в нашей группе (среди одесских велотуристов) удалось пройти по
тропе и описать интересный участок пути: Верхнее Синевидное - Труханов - ур. Бубнище (Скалы Довбуша) - Поляница;
посетить заповедник: Козаковка - Сукель - пер. Сукель - Дубина. Также впервые
были пройдены и описаны перевалы Либохора (Ростока), Тихий (г. Кичорка, 932,8
м), Люта, совершено восхождение на гору Полонина Руна (
5.3. Меню и запас продуктов, взятых на
несколько дней, себя оправдал. Дважды в день, а то и трижды готовилась горячая
пища. На обеденный перекус всегда был горячий чай. Благодаря складному
переносному очагу при малом количестве топлива в течении 45 мин. готовился
завтрак или ужин из двух блюд. Всегда была горячая вода для мытья посуды. При
необходимости группой докупались продукты в крупных селах и поселках.
5.4. Из поломок велосипедов необходимо
отметить: 4 поломки багажников, срез винтов крепления багажников, взрыв
покрышки заднего колеса, 9 проколов колес, замена багажника, ремонт тормозов,
замена тормозных колодок, замена покрышки заднего колеса и камеры.
5.5. На маршруте было несколько падений
на малых скоростях на лесных дорогах с глубокими колеями, травмирование ног
педалями при движении по лесным заболоченным тропам и завалам, ушиб грудной
клетки. Всегда оказывалась первая медицинская помощь при ссадинах и небольших
ранах.
5.6. Подводя итоги, необходимо отметить,
что маршрут довольно сложен в техническом, физическом отношениях и может быть
рекомендован подготовленной в техническом, физическом и моральном отношении
группе.
Маршрут спортивного похода очень
интересен своим разнообразием, как в эстетическом, так и в познавательном
значении. Здесь можно увидеть глубокие ущелья и равнинные долины, леса и
быстрые реки, болота, отвесные скалы и пологие склоны, а также много
исторических памятников, городов 14-18 веков и современную архитектуру церквей
и католических костелов, берегинь-каплычек.
Участники похода приобрели опыт
передвижения на велосипедах по горным дорогам, серпантинам с разбитым
грейдерным покрытием и глубокими колеями, преодоления бродов и заболоченных
участков местности с грузом и велосипедами, опыт ориентирования на местности,
опыт ремонтных работ, повысили свое мастерство, уровень физической подготовки.
Все участники велопохода выдержали походные испытания, получили хороший опыт
спортивного велопохода в сложных метеоусловиях по сложным и тяжелым дорогам и
могут быть допущены в дальнейшем к участию в походах пятой категории сложности.
5.7.
Рекомендации.
Используя опыт прохождения маршрута, сведения
местного населения, картографический материал, а также погодно-климатические
особенности района похода, использующим пройденный маршрут или его части,
следует учесть следующее:
Поход может проводится в сроки со второй
половины апреля по октябрь включительно; наиболее благоприятное время
прохождения - июль-сентябрь, когда температура воздуха наиболее оптимальна,
относительно сухо и имеется много ягод, фруктов, овощей.
Несмотря что вода в реках пригодна для
использования в пищу, каждому участнику необходимо иметь по 2 полиэтиленовые
емкости для большей автономности группы;
Маршрут можно начать из г.Стрый, подъехав
на поезде Одесса-Ужгород, а также из г. Трусковцы - поезд Одесса-Трускавец.
Предлагаем включить в маршрут посещение
замков 14-18 веков в Урич (Тустань), Невицкое, Ужгород, Среднее, Мукачево,
Карпаты, Чинадиево, Долгое, Квасы, Виноградов, Королева, Хуст, Пнев; предлагаем
приобрести путеводитель «Замки Западной Украины», в котором описаны 69
исторических архитектурных сооружений 8-ми областей Украины, который облегчит
составить маршрут по интересным местам.
Для разработки ниток маршрутов, а также
для ориентирования на местности пригодны топографические карты различных
областей масштаба 1:50000, 1:100000 и 1:200000, которые можно приобрести в книжных
магазинах или на сайте http://maps.vlasenko.net.
№ п/п |
Наименование |
Расход на 1 чел., грн |
Расход на группу из
4 чел., грн |
1 |
Проезд Одесса - Львов (плацкарт) |
80 |
320 |
2 |
Проезд Львов - Верхнее Синевидное
(электропоезд) |
16 |
64 |
3 |
Проезд Львов - Одесса (плацкарт) |
80 |
320 |
4 |
Проезд Коломыя - Львов (купе) |
46 |
184 |
5 |
Питание |
300 |
1200 |
6 |
Ремнабор |
40 |
160 |
7 |
Медаптечка |
20 |
80 |
8 |
Расходы по отчету |
30 |
120 |
9 |
Прочие. Проживание на турбазах |
60 |
240 |
10 |
Итого: |
672 |
2688 |
КСС |
Адрес |
Ответственный |
Телефоны |
||
Рабочий |
Мобильный |
Домашний |
|||
ЗАКАРПАТСКАЯ
КОНТРОЛЬНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА |
|||||
Закарпатский
ГПСО |
88006, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул.
Верещагина, 18 E-Mail: zak.resque@tn.uz.ua |
Опаленик Виктор Иванович (командир отряда) |
+3 80312 671413 |
+3
8097 5856685 +3
8050 2335677 |
+3
803122 30949 |
Ужгородский
ГПСП |
88006, Закарпатская обл., г.
Ужгород, ул. Верещагина, 18 |
Чизман Олег Петрович (командир пункта) |
+3
80312 671413 |
+3 8050
5407597 |
+3
80312 667151 |
КООРДИНАТИ
КАРПАТСЬКОЇ СЛУЖБИ ПОШУКУ ТА РЯТУВАННЯ ТУРИСТІВ В ГОРАХ |
|||||
Івано-Франківське
регіональне відділення |
78000 м. Ів-Франківськ
вул.Франка 6 |
Ковтун Олег Ярославович |
+3
803422 22165 |
|
+3
80342 779463 |
Львівське
регіональне відділення |
79905 м. Львів вул. Залізнична 16. E-Mail: kpcpoc@hotmail.com |
Яворівський Михайло Володимирович |
+3
80322 395470 |
+3
8067 7875617 |
+3
80322 395070 |
Чернівецьке
регіональне відділення |
58000 м.Чернівці,
вул.Турецька 14 |
Шуліма Іван Георгієвич (командир) |
+3
80372 223849 |
|
+3
803722 76757 |
Ужгородське
регіональне відділення |
88000 м. Ужгород, вул. Робоча
6 |
Павловський Володимир Володимирович |
+3 803122
34122 +3
803122 23639 |
+3
8099 0269758 |
+3
803122 23639 |
Верховинський
рятувальний підрозділ |
78700 смт.Верховина, вул. Жаб’євська 94/7. E-Mail: skala2002@ukr.net
|
Кобилюк Василь Олексійович |
+3 803432
21941 |
+3
8096 3724400 |
+3
803432 21971 |
Воловецький
рятувальний підрозділ |
89100, смт. Воловець, вул.
Леніна 100 |
Вербещук Василь Іванович |
+3
803136 22290 |
+3
8068 5028550 |
+3 803136 22794 |
Ворохтянський
рятувальний підрозділ |
78595 смт. Ворохта, вул.
Д.Галицького 41 |
Савчук Михайло Васильович |
+3
803434 41149 |
|
+3
803434 41397 |
Говерлянський
рятувальний підрозділ |
90630 с. Лазіщина, урочище
Депо |
Климпуш Дмитро Васильович |
+3
803132 44052 |
|
+3
8067 9471492 |
Косівський
рятувальний підрозділ |
78600 м. Косів, вул. Над
Гуком 15а |
Задорожнюк Петро Іванович |
+3
803478 21677 |
|
+3
803433 93276 |
Міжгірський
рятувальний підрозділ |
90000 смт. Міжгір’я, вул.
Шевченка 16 |
Рябич Володимир Юрович |
+3
803146 22345 |
+3
8097 8476041 |
+3
803146 27710 |
Осмолодський
рятувальний підрозділ |
77762 с. Осмолода
Рожнятівського району |
Люклян Ігор Якович |
+3
803474 36247 (пошта) |
|
+3
803474 36247 (пошта) |
Рахівський
рятувальний підрозділ |
90600 м. Рахів, вул. Шевченка
126 |
Вербищук Юрій Іванович |
+3
803132 21013 |
|
+3
8067 9161641 |
Cлавський
рятувальний підрозділ |
82660 м. Славське,
Сколівського району, вул. Устиновича 2 |
Синевудський Михайло Васильович |
+3
803251 42102 |
|
+3 803251
42503 |
Усть-Чорнянський
рятувальний підрозділ |
90520 смт. Усть-Чорна,
Тячівського району, вул. Підгірна 5 |
Костяк Юрій Петрович |
+3
803134 76383 |
+3
8097 9331976 |
+3
803134 76255 |
Яремчанський
рятувальний підрозділ |
78500 м. Яремче, вул. Дачна 6 |
Ліхацький Василь Григорович |
+3
803434 22208 |
|
+3
803475 44165 |
Ясінівський
рятувальний підрозділ |
90630 смт. Ясіня, Рахівського
району, вул. Набережна 4а |
Ропчук Степан Степанович |
+3
803132 42323 |
+3
8067 7957444 |
+3 803132 42099 |
1.
Отчет
велопохода по Украинским Карпатам,
2.
УкрЗалізниця.
Расписание движения поездов. http://www.uz.gov.ua/?m=services.transppl.ScheduleOra&lng=uk
3.
Расписание
пригородных поездов львовской железной дороги. http://www.railway.lviv.ua/index.php?id=21
4.
Топографические
карты генштаба масштаба 1:200000, 1:500000. http://maps.vlasenko.net/
5.
Топографические
карты генштаба масштаба 1:50000, 1:100000. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1467991
6.
Туристическая
Карта: Горганы (Карпаты, 1:50000)
(Помимо всего прочего на карте обозначены популярные туристические маршруты по
Горганам) http://pingvin.org.ua/maps/karpati/gorgany.jpg
7.
Схема
знакованих маршрутів. http://stezhky.org.ua/Content/Rozdorizhya/Marshruty1.gif
8.
WikiMapia. Информационная база географических
объектов всей планеты. http://wikimapia.org/
9.
Электронная
энциклопедия "Википедия". http://ru.wikipedia.org
10.
Тропосферная
сеть управления и связи "Барс", узлы 103, 109 - Гора Космечара и
Полонина Руна. http://pioneer-club.at.ua/publ/gora_kosmechara/8-1-0-83
11.
Перевал
Прислоп. http://ukr-tourism.kiev.ua/forums/viewtopic.php?f=19&t=83&p=234#p234
12.
Гірські
пошуково-рятувальні підрозділи. http://www.karpaty.info/ua/info/useful/telephone
13.
Узкоколейные
железные дороги Ивано-Франковской области. http://narrow.parovoz.com/UAIF.php
14.
Отчет
пешеходного похода по Горганам, июль
15.
"Майские
Горы 2010. Карпаты" . Фотоотчет о автомобильном походе. http://dikiy.io.ua/
16.
Топографическая
карта. Украинские Карпаты. Масштаб 1:200000. Изд."КВКФ" 2006.
17.
Топографическая
карта. Закарпатская область. Масштаб 1:200000. Изд."КВКФ" 2004.
18.
Топографическая
карта. Львовская область. Масштаб 1:200000. Изд."КВКФ" 2004.
19.
Топографическая
карта. Черновицкая область. Масштаб 1:200000. Изд."КВКФ" 1999.
20.
Топографическая
карта. Ивано-Франковская область. Масштаб 1:200000. Изд."КВКФ" 1999.
21.
Украина.
Атлас автомобильных дорог. Масштаб 1:500000. ГНПП "Картография",
2010.
22.
Программа
Google Планета Земля. Обзор местности
для создания треков велопохода, обзор фотографических материалов. Создание
графиков.
23.
Проект
GPSies. Создание треков и графиков. http://www.gpsies.com