Карпаты

отчет о велопоходе 5-12 июня 2010

 

 

Маршрут: Старый Самбор – Лимна - Турка – УричСколеПодобовец – Межгорье – Горинчево – Нижнее Селище – ИзаХустИршаваЧинадиево – Мукачево.

 

Схема маршрута

 

Участники: Лищинский Дмитрий (руководитель), Быстрика Олег (механик), Куимова Руслана (завхоз, медик), Богатырев Виктор (финансист), Воробьев Валерий (костровой).

 

Цель: Ознакомление с регионом Львовской и Закарпатской областей, посещение водопадов, замков, иных достопримечательностей.

 

Общий километраж – 461,75 км

Общий набор высоты – 5119м

 

 

День первый

 

Старый Самбор - Тершев - Стрелки - Днестрик Вовче, 54,17км  

 

Click here

 

Интересное: исток Днестра

 

Из Одессы добирались до Львова поездом. Высадившись во Львове, группа по страшноватой мокрой брусчатке перебазировалась на второй вокзал и разделилась – кто-то остался ожидать электричку, а кто-то в бодром темпе пошел гулять по старинному городу. Только накануне ночью прошел последний дождь, с утра довольно прохладно и везде лужи, однако солнышко пригревает и вселяет надежду на хорошую погоду.

 

 

Click here
Фото 1.Костел во Львове
Click here
Фото 2.Православный храм во Львове

 

Успешно погрузившись, электричкой доехали до Старого Самбора, где увязали баулы, сфотографировались и отправили СМС. Все, поход начался!

 

Click here
Фото 3.На вокзале г. Старый Самбор

 

Потянулись узкие рельефные улочки городка. Первое впечатление после выезда за город – бурный, мутный и грязный Днестр. Даже берут сомнения, что легко найдем чистые ручьи после непрерывных дождей. Дорога первый десяток км очень приличная, однако еще не вечер, впереди есть интересные участки, и один из них - сегодня. На обед забираемся в район каких-то дач, найдя по пути первую грязь и едва отыскав более или менее сухое место – земля очень сырая.

 

Click here
Фото 4.По пути на с.Днестрик

 

После с. Стрелки - поворот направо, с приличной дороги на убитые остатки асфальта с многочисленными лужами в выбоинах. Так, пробираясь по паутинкам целых кусочков дороги, едем до Днестрика, где нам нужно повернуть направо, на совсем уж грунтовку, и начинается тот самый первый подозрительный кусок маршрута. К Лимне по карте ведет грунтовка, странным образом пересекающая Днестр три раза – река в этом месте образует несколько загогулин. Была надежда, что есть мостики. Оказалось – местный транспорт нормально проезжает вброд, нам же это не подходит, Днестр нынче довольно бурный. По пути наткнулись на остатки моста. Пытаемся проехать по правому берегу, но разведав все направления, потеряв время, возвращаемся в село, где начинаем допросы местного населения. По нескольким невнятным наводкам находим старый мосток через Днестр, спрятанный за заброшенным двором, и начинаем искать проезд по левому берегу Пересекая несколько потоков, снова ткнулись неверно, после чего все-таки ушли по единственно верному и самому грязному направлению – траверсом вдоль реки и одиноких дворов. После грязюки тропа забирает вверх, через воротца возле последнего двора – хозяин разрешил проехать. Поднимаемся, выезжаем на полянки с перелесками. Встречаем людей из Лимны – говорят, осталось немного, но впереди, по их словам, скальный участок с сыпухой. Его мы прошли аккуратно (благо это был спуск, не то пришлось бы велы тащить вдаоем), выбравшись, наконец, к окраинам Лимны. Впереди – всего километр отборной, беспросветной грязи, все уже не обращают внимания на мокрые грязные ботинки и просто толкают велы.

Итак, всего 3 часа со времени въезда в Днестрик – и отрезок, визуально по карте равный 4-5км, пройден.. По спидометру с крюками вышло восемь. Время потеряно, люди устали.

 

Click here
Фото 5.«Лавка» - языком местных мосток, кладка в Днестрике
Click here
Фото 6.Участок выхода скал с сыпухой
Click here
Фото 7.Дорога к Лимне.

 

За Лимной снова начинается дырявый асфальт, покрытый жидкой грязью, но он теперь кажется огромным благом. Дальнейшая дорога – сплошной тягун вверх вдоль Днестра по селам, которые выросли впритык друг к другу. Бросаются в глаза канавы вдоль улиц – для стока воды, для меня это новинка. Позже я связал напрямую состояние и оформление таких каналов с благополучием села и аккуратностью местных жителей – они варьировались от полузамуленных узких траншей с прокинутыми к дворам досками (в лучшем случае) до выложенных камнем и оснащенных мостиками. Как говорится в классике – разруха не в сортирах, а в головах, но взаимосвязь налицо. Быстро сфотографировав Днестр в Вовчем, где он местами всего 3 метра в ширину, едем искать стоянку – надо, хотя бы, выехать за села.

 

Click here
Фото 8. Днестр в с. Вовче
Click here
Фото 9. с. Вовче

 

Темнеет, после утомительного подъема начинаем подмерзать на спуске за селом, активно присматриваем место для ночевки. Окрестности мокрые, стать за асфальтом практически негде, трава чавкает. Наконец, перейдя поток, на небольшом возвышении среди сосен и неподалеку от пары муравейников, находим симпатичное место и останавливаемся. Место очень красивое и уютное.

 

Итоги дня:

- Имеем отставание от графика

- Исток Днестра решили уже не искать, учитывая потери времени и его труднодосягаемость – и вообще, и в таких мокрых .условиях.

- В первый же день загрязнили механизмы, для очистки и смазки предполагаются потери еще в два часа – и это при ясном солнце и хорошей погоде.

- При непогоде и грязи лучше от Стрелок до Яворов двигаться через Розлуч, выбросив исток Днестра из программы.

 

Расстояние - 54.17 км; средняя скорость - 11.4 км/ч; время в пути - 4 ч 43 мин; набор высоты по Google - 756 м

 

День второй

Вовче-Турка-Сходница-Урыч, 59,91км

 

Click here

 

Интересное: скальный город-крепость Тустань

 

С утра довольно долго отмываемся и смазываемся, устраняем мелкие неисправности и настраиваем велы. Выезжаем за 11 утра, а ведь впереди еще есть «интересные» участки, где даже грунтовка по генштабу обрывается. Хотя транспорт как-то ездит. Въезд в Турку ознаменовался табличками на домах и появлением храмов. Когда я спросил местную девушку, что это за село – она хмыкнула высокомерно и ушла себе дальше. Оказывается, Турка – город! По состоянию дороги, правда, и не скажешь, но за городом асфальт становится вполне приемлемым, идем некоторое время по трассе. Впрочем, скоро мы сворачиваем на более дырявую дорогу - на Явору.

 

Click here
Фото 10. Указатель

 

По пути на Сходницу дорога побитая, местами до безобразия, но ехать можно.

 

Click here
Фото 11. Не раз в Карпатах мы встречали подобные дороги-броды
Click here
Фото 12. Сколевские Бескиды

 

Погода установилась жаркая, ближе к обеду теряем еще немного времени – корежится и рвется новая дорогая цепь. После переклепки через 10 км рвется в другом месте. Анализ нескольких походов показал, что качество шимановских цепей резко упало, а при использовании цепи в походных условиях щуп измерения износа проваливается уже через несколько сотен км при нормальных звездах.

На обед становимся на перевале за Ясеницей и Кондратовым – погода жаркая, а внизу под местом стоянки течет ручей, можно было хорошенько освежиться.

 

Click here
Фото 13. Встреча с единомышленниками
Click here
Фото 14. Живописный мост через р. Стрый

 

К вечеру приезжаем в Урыч, набираем вкусной воды, доезжаем до указателя «Тустань» и решаем заглянуть туда сегодня же, заодно и подыскать ночлег. Предчувствия не подвели – это очень хороший и положительный этап нашего похода.

 

Click here
Фото 15. Скалы, на которых был организован деревянный оборонный комплекс
Click here
Фото 16. Вид на защищаемую долину

 

Поднимаемся пару километров от указателя к комплексу, рядом с площадками под транспорт и торговые павильончики есть полянка для палаток. Вход в крепость с 10.00 до 18.00 стоит 5 гривен. В остальное время – бесплатно. Заплатив 20 гривен с группы, с удовольствием прикасаемся к старине, много фотографируем, экскурсию нам провел директор музея. Неподалеку находится оборудованный источник с целебной водой, также можно сходить по нескольким маркированным маршрутам и даже, если есть желание – полазить в долинке по возведенным для исторических реконструкций тарану и оборонительным сооружениям.

Погостив за огромным столом и отведав карпатского травяного чаю, ночевать встаем рядом на полянке, дров вдоволь. Прямо из палаток видны все еще грозные скалы. Таким образом, наше отставание от графика подарило нам возможность насладиться и закатными, и рассветными видами Тустани.

 

Расстояние - 59.91 км; средняя скорость - 13.4 км/ч; время в пути - 4 ч 28 мин; набор высоты - 831 м

 

 

День третий

 

УрычКорчин — рольшая Речка — Корчин — Сколе — Святослав, 45.88 км

 

Click here

 

Интересное: музей в Урыче, поиски водопада Гуркало

 

С утра, по приглашению директора, заехали в музей Тустани в Урыче. Вначале торопились, потом втянулись и пофотографировали, пощупали все вволю. Там же пристроен магазинчик со всем, чем угодно – я, к примеру, разжился иголками для починки баула, взамен утерянной.

 

Click here
Фото 17. Реконструкция крепости и линий обороны, включая затопляемые низины
Click here
Фото 18. В музее

 

В Корчине возле магазинчика я остановил группу, чтобы выяснить, где же поворот на водопад. Проскочили, судя по карте! Вернувшись на 800м назад, обнаружили крохотный указатель, сразу за мостом через речку (я больше по ориентирам вычислил, что тут должен быть поворот), сворачиваем на одну из незаметных, но ухабистых сельских грунтовочек. Начинается подъем вдоль реки с ориентированием. На развилке потоков  вычисляем Большую Речку, идем по ней с не очень крутым набором. Виды красивейшие, солнышко светит! Пришлось совершить один небольшой брод в широком и бурном месте, дальше уже пересекали речку и потоки, не разуваясь.

 

Click here
Фото 19. По пути к водопаду Гуркало вдоль Большой Речки
Click here
Фото 20. Переход речушки в верховьях

 

Привал и обед делаем у приблизительного места водопада, где дорога-грунтовочка в очередной раз пересекает речку. Ажиотажа вокруг достопримечательности никакого нет, даже спросить не у кого местонахождение – только по карте. Делимся на две группы, ходим по очереди налегке, пока вторая половина готовит обед/обедает. Однако, кроме пары «не тех» водопадиков, так ничего и не нашли. Даже с GPS (когда вспомнили о нем) – точное местонахождение было неизвестно, а судя по карте - мы его истоптали вдоль и поперек... Вверх по потоку, по бурелому да камням, идти искать его было опасно, да и некогда. В результате получается полудневка с купаниями. А вообще - на этом куске великолепные виды и места для дневок и ночевок. Здесь же, на обратном пути, Олег, ехавший на труднопробиваемых шинах, каким-то образом на ровной каменистой тропе вырвал себе ниппель.

 

Click here
Фото 21. Небольшой водопадик на Большой Речке
Click here
Фото 22. Замена камеры с вырванным носиком

 

От с. Верхнего Синевидного до г. Святослава едем по шоссе Львов — Ужгород, по великолепному покрытию, однако движение очень плотное, местами нас пугают фуры, обгоняющие другие фуры, ехать и дышать тяжеловато, близится вечер. После развилки налево на Славское дорога спокойнее и хуже, но километров 15 стать практически негде, потому почти сразу же покупаем проход через мост у местных предпринимателей, выстроивших коттеджи с баром прямо перед этим мостом. Ночуем на другом берегу реки Славска между рекой и железной дорогой, почти под ЛЭП.

 

Click here
Фото 23. На трассе Львов-Ужгород
Click here
Фото 24. Ночлег

 

Не очень удачный выбор места ночевки, однако нужно ремонтировать небольшие, но неприятные поломки, поднастроить велики при свете дня, да и выспаться, чтобы наконец-то делать нормальные расстояния, хотя завтра по плану должна была быть дневка, которая нам уже не светит..

 

Расстояние - 45.88 км; средняя скорость - 14 км/ч; время в пути - 3 ч 16 мин; набор высоты - 464 м

 

День четвертый

Святослав - Славское - Опорец - перевал Воловецкий (Бескид) - Гукливый - Подобовец - водопад Шипот, 66,49км

 

Click here

 

Интересное: панорамы в районе Славского, монументальный ж. путепровод в р-не Опорца, Воловецкий перевал, водопад Шипот

 

До самого Опорца вдоль дороги тянутся села, плавно перетекающее одно в другое. От Святослава до Славского неплохой асфальт, от Славского до Опорца – очень разбитый.

Последняя точка, где что-либо можно купить перед перевалом – в Славском. Далее – если повезет найти местных предпринимателей (встречаются подобия магазинчиков, как правило, закрытых). От Опорца потихоньку идем в грунтовый подъем на перевал – виды чудесные, дорога ужасная, разбита тяжелой техникой и вымыта до приличных уступов, по которым приходится груженый велосипед просто помалу тащить - на большинстве участков ехать нельзя. Как оказалось – нам еще повезло: даже в такую жаркую погоду подъем у нас был относительно сухим, нескользким, а вот спуск – лесистый, был очень мокрым и опасным, с небольшими завалами камней и деревьев и обилием грязи. Ехать обратно было бы в разы тяжелее! Примерно на середине подъема встречается небольшой ручеек, где можно передохнуть и освежиться.

 

Click here
Фото 25. Железнодорожный путепровод в районе с. Опорец
Click here
Фото 26. Подъем на Воловецкий перевал

 

Сам перевал зарос деревьями, толком ничего не видно, основная дорога уходит наверх по хребту - и это сбивает с толку. Главное - не пропустить вовремя поворот направо, на спуск с перевала. В месте поворота много молодых елочек.

 

Click here
Фото 27. Вид с перевала перед развилкой
Click here
Фото 28. Спуск с перевала

 

Ориентирумся по карте, GPS и по отдаленным звукам выезжающих из тоннелей поездов. На спуске встречаются две речки, возле одной присаживаемся быстренько пообедать, однако стать было бы негде – очень неровно, да еще и сильно изрыта дорога. Впереди – неприятная по ощущениям дорога вдоль с. Скотарское, местами с выездом на страшно убитую бетонку..

Только от Гукливого начинается хороший асфальт, после подъема немного промахиваемся свернуть на короткую грунтовку Подобовец-Пилипец, однако уставших людей со спуска уже не вернуть, лучше сделаем крюк с тягунком по хорошему асфальту. В Пилипце поворачиваем на водопад Шипот. Дорога визуально идет под горку, но, оглянувшись, заметно, что едем вверх, а не просто выбились из сил и еле пыхтим с горочки. Люди устали, некоторые что-то натерли, хорошо еще, что по последней, затейливой части села я абсолютно точно знаю дорогу на водопад (точнее – ухабистое направление), и вот – Шипот!!! Красивый, свежий, полноводный.

 

Click here
Фото 29. Водопад Шипот

 

Проход к водопаду - 2 грн с человека, но после 7-8 часов вечера осмотр водопада, видимо, бесплатный. На щите-карте возле входа на территорию обозначены места для установки палаток, но поскольку уже поздно и, кроме нас, никого нет, то мы разбиваем лагерь прямо перед подъемом к водопаду, возле первого мостика. Спать жестко, зато шикарно! И столики есть - для посиделок, ужина и завтрака.

 

К великому сожалению, мы отстаем, потому дневка отменяется, а было бы замечательно сделать радиальный выход на Боржаву – до этого я сюда только спускался оттуда.

 

Расстояние - 66.49 км; средняя скорость - 12.5 км/ч; время в пути - 5 ч 19 мин; набор высоты - 1184 м

 

День пятый

 

Водопад Шипот – Пилипец – Межгорье – Липча – Нижнее Селище, 90,69км

 

Click here

 

Интересное: потрясающие виды, сбросы воды с ГЭС,  сыроварня в Нижнем Селище.

 

С утра возвращаемся через Пилипец, на вчерашнем спуске, который оказался подъемом, легко разгоняемся до 40 км/час. От Пилипца и до самой Липчи - хороший спуск с неплохим асфальтом и небольшими подъемами. Это очень красивый участок пути - зеленые стены ущелья, реки с пляжами, подвесные мостики. Запомнился момент, когда ребята спрашивали, что за чудная река, вдоль которой мы идем и купаемся – я отвечал на ходу: «Река!» - так она и называется. Речка, действительно, загляденье – чистая, холодная, с красивыми берегами, местами отвесными стенками. Временами навстречу двигались груженые велосипедисты, а мы им не завидовали – ничего себе тягунок, 70 км.

 

Click here
Фото 30. Мостик

 

После Липчи поворачиваем налево к Нижнему Селищу. Дорога идет через небольшой перевал в условиях дикой послеобеденной жары – торопимся, чтобы застать кого-то на сыроварне, которая и находится в Нижнем Селище - "Селиська сироварня".

 

Click here
Фото 31. Здание Селиськой сыроварни
Click here
Фото 32. На экскурсии – в подвалах-«сырохранилищах»

 

Эта сыроварня - социальный проект, она постороена на базе швейцарской техники, использует только экологически чистое местное сырье и безвредна для окружающей среды – все отходы проходят очистку тростником. Экскурсия с дегустацией стоят порядка 30 грн с человека. Приезжать надо до 16.00, а лучше вообще в первой половине дня. Мы немного опоздали, но дозвонились к дочери директора и на экскурсию все-таки попали. Девушка оказалась совершенно штучной – имея знания всего технологического процесса и ответы на все наши самые каверзные вопросы по биологии, ботанике, экологии и экономике, она заканчивала 11й класс и собиралась стать экономистом. Впрочем, это предприятие она вполне ведет самостоятельно. Рядом с сыроварней в рамках проекта построен общественный бювет с родниковой водой, проведенной за несколько км в село все теми же людьми.

Пока ждали экскурсию, мы с Витей съездили на разведку и отыскали-таки место ночлега рядом с селом. Если, стоя возле сыроварни, повернуться к ней спиной и поехать прямо, то на выезде через километр будет небольшой поворот налево через ручеек в зарослях. Если проехать чуть дальше прямо, обнаружится небольшой хлипкий мостик, по которому мы аккуратно перешли на полянку для ночевки. Воду стоит набрать в бювете в селе, ручей маленький, вода в нем сточная и со всяческим мусором (хотя видали и похуже).

 

Click here
Фото 33. Сыр, вымачивающийся в рапе
Click here
Фото 34. Мостик к ночлегу

 

Расстояние - 90.69 км; средняя скорость - 18.5 км/ч; время в пути - 4 ч 54 мин; набор высоты - 802 м

 

День шестой

Нижнее Селище - Иза - оленья ферма - Иза - Великая Копаня - Иршава - Загатье – Бабичи, 90,36км

 

Click here

 

Интересное: оленья ферма под Изой, Иза - центр лозоплетения

 

Из Нижнего Селища едем в Изу (позиционируется как центр карпатского лозоплетения), где сворачиваем на трассу направо в сторону Межгорья на оленью ферму. Через километров восемь – еще раз направо на грунтовку в сторону леса, через 800м му у ворот фермы.

Ремарка. До этого поворота на грунтовку мы вчера с другой стороны по трассе не доехали километр и свернули в Нижнее Селище, но тогда мы торопились на экскурсию в сыроварню, так что маршрут можно оптимизировать на добрых 15-20км.

Вход на ферму - 5 грн с человека, попадаем в «предбанник» перед большой территорией, огороженной сеткой с крупной ячеей, через которую можно кормить оленей из торбы с сухарями (приобретаются за небольшие деньги). За сеткой пасутся олени, наиболее смелые с удовольствием хрупают сухарями с рук. Интересно, но не более того – мне было жаль смотреть на оленей, над которыми в жару вьются тучки из мух.

 

Click here
Фото 35. Кормежка оленей сухарями
Click here
Фото 36. Территория оленьей фермы

 

Возвращаемся в Изу, по обе стороны от дороги – множество плетеных товаров, щедро разбавленных китайскими поделками, которые можно купить везде.. Свободное время – полтора часа, все вволю примеряют этновещи, покупают сувениры.

 

Click here
Фото 37. Плетеный транспорт

 

Затем в центре скупаемся на базаре и в супермаркете и едем по открытой жаркой трассе на Великую Копаню. Короткая остановка у монумента Червоне Поле, и через некоторое время поворачиваем вправо и вверх по серпантину, где объявляется «соло» со сбором наверху в леске, где и останавливаемся на двухчасовый обед, чтобы переждать жару и обслужить велосипеды. Далее следует отличный спуcк почти до самой Иршавы.

 

Click here
Фото 38. Перед Иршавой

 

Перед Иршавой мы оккупировали туалет на заправке ОККО, где все освежились в умывальной комнате, покатили дальше. За Иршавой выезжаем в сторону Загатья, дорога хорошая, машин практически нет, села довольно богатые – канавы вдоль дворов обложены камнем, наведены мостики. За Бродами сворачиваем налево к речке, где отлично купаемся. После въезда в Загатье ищем нужный нам поворот на Бабичи, но я подустал к тому времени и пропустил поворот (который и не видно, он справа уходит резко разбитой дорогой почти в противоположном направлении). Заподозрив после части подъема ошибку, я остановил машину, водитель уверяет что мы едем правильно.. Это была также ошибка - я забыл, что для легковушки плохие старые дороги могут быть непроезжаемыми.. После небольшого спуска тормозим у таблички «Завидово», разворачиваю группу и возвращаемся к нашему повороту. На подъеме затариваемся водой у хозяина местного бара (сам оказался из Енакиево) и спрашиваем старую дорогу – мужик был слегка навеселе, все рассказал и добавил, что кратким путем мы обгоним тех, что на Завидово ушли. Он никак не мог усвоить, что это мы же и были. После подъема сворачиваем с дороги на Климовицу - налево на Бабичи, на жуткую каменную дорогу, по которой пробираются лишь вездеходы и трактора, да и то частенько в объезд по полевым колеям. Темнеет, ищем место для ночлега. Нашли неподтопленное место слева от дороги, немного проехав вдоль изгороди и переехав небольшую речушку. Место ровное, от дороги скрыто зарослями вдоль речки.

 

Расстояние - 90.36 км; средняя скорость - 17.5 км/ч; время в пути - 5 ч 09 мин; набор высоты - 729 м

 

День седьмой, потрясающе богатый позитивом.

Бабичи - Чинадиево - Карпаты - Чинадиево – Мукачево, 54,25км

 

Click here

 

Интересное: замок Сент-Миклош, замок Шенборнов, замок Паланок, Мукачево

 

Утром выбираемся на ненавистную полуразвороченную и промытую булыжниковую кладку, продолжаем путь в Бабичи, ехать удается далеко не везде. Ближе к селу дорога вверх похожа на небольшую стенку, взбираемся, поворачиваем направо и.. попадаем на разбитую дорогу в горку по селу длиной в несколько километров, ехать получается только местами. Наверху сворачиваем на асфальт в сторону Чинадиево, и начинается просто головокружительный спуск! Минута – пролетает несколько километров и я едва успеваю записывать километраж в очередном селе. По сторонам отличные виды, машин почти нет до самого Чинадиево, куда мы въезжаем по мосту. Далее – случился небольшой, но очень счастливый курьёз. Я слышал о замке Шенборнов и мог даже что-то рассказать, но в интернете нашел примерное местонахождение другого замка, как оказалось, куда мы и двинули - за мостом налево. По правой стороне мы видели красивый костел (по рассказам местных, на алтаре находится крест, найденный в расколовшемся дереве), далее нашли указатель налево на замок – туда и повернули во двор.

 

Click here
Фото 39. Замок в Чинадиево

 

Обшарпанное хмурое здание оказывается старым оборонным замком известнейших исторических личностей Закарпатья – Илоны Зрини и ее сына Ференца II Ракоци. Замок называется "Сент-Миклош", как и назывался город Чинадиево до прихода власти Советов. Он взят в аренду удивительным человеком Йосифом Бартошем и его супругой и ныне реставрируется ими самостоятельно, за личные средства, а также стараниями местных и зарубежных худохников, частично при поддержке венгерских культурных программ. В замке открыт музей, находятся мастерские местной школы искусств, учащиеся которой вносят посильный вклад в восстановление замка. Велосипеды мы оставили у сторожей, которые видели нас еще в Бабичах, выезжая утром на работу. Навстречу нам вышел сам Йосиф Бартош – полный человек с длинными седыми волосами, одетый в оранжевую футболку, штаны и в шлепанцах. На вопрос о стоимости экскурсии он сказал, что проводит ее бесплатно, а желающие могут оставить пожертвования на реставрацию замка. Дальше произошло маленькое чудо. Войдя в это суровое, но унылое здание, мы попали в Сказку. На первом этаже титаническими усилиями и многими талантами уже создана экспозиция, частично сделан ремонт, облагорожены образцы старой кладки и редкого камня, из которого делались откосы и пороги. На почетном месте висит портрет Илоны Зрини. Йосиф из пузатого человечка превращается в волшебника, чей красивый и глубокий голос переносит нас в средневековье, рассказывая историю этого необычайного места, с которого началось освободительное движение венгерского народа.. Я увидел там очень много необычного, интересного, захватывающего, да и все мы вышли мы оттуда ошарашеные. Я впервые увидел многочисленные ходы в стенах и между этажами, просто удивительно как сохранился этот застенок НКВД и казарма – с соответствующим отношением к архитектуре и вообще всему. Чего только стоит то, что разрушили одну из несущих стен и сгноили простоявшую не одну сотню лет кровлю из мореного дуба.

 

Click here
Фото 40. Вестибюль замка
Click here
Фото 41. Экспонаты, созданные талантливой закарпатской художницей – потрясающие миниатюры вырезаны лезвием на крашеных яйцах

 

Click here
Фото 42. Второй этаж. Развалины обнажили уникальные образцы старинной кладки, которую собираются законсервировать в таком виде
Click here
Фото 43. Первый этаж, реставрированный зал с экспонатами. В центре – дубовая мебель, копия венгерских старинных образцов, выполненная местным умельцем из дуба

 

Далее мы держали пусть в тот самый замок Шенборнов – в 6-8 км на восток за Чинадиево есть санаторий Карпаты, одно из его зданий и есть охотничий дом Шенборнов. Мы  подозревали, что в замке Шенборнов не получим такого мощного впечатления, однако заехать хотелось.. Конечно, там мы поняли слова Йосифа Бартоша – «К СОЖАЛЕНИЮ, теперь там санаторий «Карпаты»..» Вход в санаторий находится прямо напротив живописной ж станции «Карпаты», стоит 2 грн. Мы берем пародию на экскурсовода и получаем малоинформативную и низкоинтеллектуальную экскурсию по санаторию.

 

Click here
Фото 44. Замок Шенборнов снаружи
Click here
Фото 45. Замок внутри – красивый вестибюль с камином

 

Возвращаемся в Чинадиево и едем в Мукачево. От Чинадиево до самого Мукачево идет брусчатка, лично меня мало вдохновляющая, особенно учитываю зеркальную фотокамеру в нарульной сумке. В Мукачево узнаем расписание электричек (поезд отходит из Чопа) и отправляемся по дикой жаре (а ведь уже 16.00!) в замок "Паланок". В замке нам провели довольно познавательную, хоть и без особых восторгов, экскурсию. Поход формально окончен, мы покатались по Мукачево, посидели в кафешке в центре.

 

Click here
Фото 46. Последний указатель похода
Click here
Фото 47. Памятник Кириллу и Мефодию в Мукачево

 

Click here
Фото 48. Замок Паланок
Click here
Фото 49. Памятник трубочисту

 

На ночевку выехали в сторону Берегово – в этом направлении вдоль трассы раскинулось лесничество. К сожалению, по обеим сторонам находилось форменное болото, да еще и отгороженное канавами… Просто чудом находим через 8км более-менее сухое место для ночлега, где незамедлительно заночевали, так как комары были огромные и злющие, запросто прожигали через одежду.

 

Утром, проснувшись раньше комаров, мы спаслись от них бегством в Мукачево и уехали (около 8 утра) электричкой в Чоп. В Чопе оставили велосипеды в камере хранения, а в Ужгород отправились налегке маршруткой (маршрутки – за сквозным зданием вокзала). По Ужгороду мы вдоволь нагулялись, посетили замок, дегустационный зал, и поспешили в Чоп на свой поезд.

 

Расстояние - 54.25 км; средняя скорость - 16.8 км/ч; время в пути - 3 ч 14 мин; набор высоты - 353 м



Hosted by uCoz