К перечню велопоходов

 


 

Весна в самом ближнем зарубежье

24-25 апреля 2011 г.

 

Нитка пройденного маршрута:

Затишье - Фрунзовка - погранпереход Йосиповка - Новосеменовка - Гулянка - погранпереход Платоново - Дубоссары - Криуляны - Вадул-Луй-Водэ - Балабанешты - Шерпены - Спея - Телица - Калфа - Бендеры - Тирасполь - Кучурганы - Раздельная (Одесса)

 

Протяженность – 255 (305) км, общий набор высоты около 1500 м  

 

Схема маршрута

 

 

Участники:


Лев

Василий

Максим

Николай

 

 

 

Идея похода

Поездки по соседней Молдове для нас не столь уж редки, особенно вдоль берегов Днестра. Обычно это велопоходы по северной части Молдовы, а самый близкий участок Днестра ниже Дубоссар почему-то оказался за пределами нашего внимания. В этом двухдневном походе предполагалось из Затишья проехать в Григориополь, далее на Вадул-Луй-Водэ, затеем на юг вдоль Днестра до Кицкан, откуда через Тирасполь на Сербово и в Раздельную. На маршруте предполагалось осмотреть Григориопольский водопад, Шерпенский плацдарм, крепость в Бендерах, Кицканский плацдарм, Кардамичевский лес и родник, а также живописные берега Днестра. Некоторые сложности на границе заставили нас изменить маршрут на участках подъезда к Днестру и отъезда, однако он от этого не стал менее интересным.

Первый день, 24 апреля, воскресенье


Выезжать из Одессы мы решили утренней электричкой на Вапнярку, которая отправляется в 6:14. К вокзалу ехали в предрассветных сумерках. От церквей тихо по улицам перемещались многочисленные огоньки. Это свечи в корзинах с куличами и прочими вкусностями. Сегодня праздник - Пасха.

Выгрузились на станции Затишье и в 9:00 выехали в сторону Фрунзовки. Отличная погода, хороший асфальт, едется легко. Но все это удовольствие закончилось сразу за Фрунзовкой (13 км) - начался длинный подъем, брусчатка, а затем битый грейдер (фото 1).

Слева от дороги неподалеку от границы в лучах солнца сверкает обелиск из нержавейки (фото 2). Он установлен на месте высадки десанта Авдеева-Черноморского в январе 1944 г.

Через 25 км пути дорога привела к погранпереходу "Йосиповка". И вот тут-то нас ожидала первая неудача. Проверка показала, что один из нас является гражданином России! А так здорово маскировался под своего! Правда, странности и раньше замечались - он слишком часто доставал блокнот и записывал подробные сведения о маршруте. Теперь все ясно - шпиён! А погранпереход в Йосиповке межгосударственный, а не международный. Т.е. только для граждан Украины и Молдовы. А иностранных шпиёнов тут не пускают. Пришлось нам из интернациональной солидарности отказаться от попытки перехода границы в этом месте и совершить объезд через международный КПП в Платоново, куда чуть более 30 км. Но этот глухой приграничный район давно привлекал наше внимание, все не было формального повода сюда заехать. И вот - повод появился.
Вначале этого объезда мы катили по грунтовке вдоль контрольно-следовой полосы с синими табличками, информирующими, что тут граница (фото 3). Затем граница ушла куда-то влево, а мы продолжали ехать по грунтовке на север. Южнее села Маяки обнаружили странный обелиск с тремя звездами на верху. Оказалось, что на этом поле в 1941 году был аэродром, на котором впервые поднялся в небо трижды герой Советского Союза А.И.Покрышкин (фото 4).

Click here
1.Дорога к границе
Click here
2.Обелиск на месте десанта
Click here
3.Вдоль границы
Click here
4.Поле А.И.Покрышкина
Click here
5.


Дальше наш путь на запад. Лихо спустились по грунтовке на дно яра, где выехали на разбитый и ухабистый грейдер. Справа от дороги в селе Выжино уцелевший Ильич (фото 5) обречен молча смотреть на развалины брошенных хат, расположенных на противоположной стороне улицы.

В центре села Триграды обнаружили развалины необычного стороения (фото 6, 7). Архитектура явно неординарная, здание не похоже на всё, что строилось в здешних селах в советские времена. От здания остались одни стены и оно сильно заросло. Само название села - Триграды тоже не совсем обычное, это не какая нибудь Петровка. Что-то за этим стоит. Но в интернете это село известно только тем, что месяц назад здесь скончались два ребенка, отравившись парами ядохимикатов, которые хранились рядом с жилым домом.

А вот и село Гулянка, где нам предстояло свернуть на асфальт вправо, на север, к автотрассе Полтава-Кишинев. Мы искали табличку с необычным названием села, но так и не нашли. Пришлось сфотографироваться возле щита на трассе (фото 8).
После грунтовок и разбитого грейдера по автотрассе ехать приятно (фото 9).

Click here
6.
Click here
7.
Click here
8.
Click here
9.Подъезд к границе


Далее были погранпереходы Украины и Приднестровья со стандартными процедурами проверки паспортов, внесением в компьютер и заполнением миграционных карточек.

После километрового подъема следовал длинный прямой участок дороги (фото 10, 11). Но нельзя сказать, что по этой дороге ехать приятно - это бывшая стратегическая бетонка, которая сейчас сверху закатана асфальтом. Только в отличие от украинского участка этой дороги здесь асфальт на стыках плит отвалился и колеса велов ритмично отбивали "тыкдык-тыкдык-тыкдык-тыкдык", что без особой радости воспринималось отдельными частями тела. 13 километров такого "тыкдык" - и мы спустились к Днестру в районе Дубоссар и к погранпереходу Приднестровья. Снова регистрация в компьютере, сдача миграционок, после чего едем по мосту через Днестр. У моста - посты миротворцев. За ними никаких постов Молдовы, даже милицейского.

Click here
10.Дорога по Приднестровью
Click here
11.Рядом с Дубоссарами
Click here
12.Выезд из Приднестровья
Click here
13.Молдова
Click here
14.


Сворачиваем влево и едем вдоль Днестра через цепочку молдавских населенных пунктов Криуляны, Слободзея-Душка (фото 12), Оницканы, Кошерница, Вадул-Луй-Водэ (фото 13). За последним решено искать место для лагеря. Но это оказалось не просто. Лесной массив возле Днестра превращен в обширную зону отдыха с многочисленными частными строениями, пляжами и увеселительными заведениями. Местами это похоже на Аркадию в Одессе, местами на Затоку. Проехав все это вдоль берега Днестра, снова оказались на автодороге у начала села Балабанешты. Мысль о ночевке на берегу Днестра оставили, пересекли Балабанешты и заночевали в лесу в конце подъема (фото 16). За день пройдено 115 км, из них около 35 км грунтовки и грейдер. Общий набор высоты 780 метров.

 

 

Второй день, 25 апреля, понедельник

Выход в 7:40. Продолжаем движение через лес (фото 17). За лесом сворачиваем на северо-восток и едем по грунтовке среди цветущих черешен (фото 18), затем вдоль цепочки прудов (фото 19-21). Здесь по Генштабовской карте дорога делает зигзаг, который в реальности оказался несколько иным. Да и пруды расположены не так, как указано на карте. В итоге мы проскочили нужный поворот.

Click here
15.Вдоль Днестра
Click here
16.Лагерь
Click here
17.Дорога от Балабанешты
Click here
18.Аллея среди черешен
Click here
19.


Но в нужный момент мы встретили местного жителя, который на велосипеде направлялся в Шерпены, куда и нам нужно. На привале после подъема наш попутчик достал пластиковую бутылку с вином и предложил утолить жажду (фото 23). Говорит: "Дорога не близкая, а вдруг пить захочется. Но не везти же воду. Знал бы, что вас встречу, больше бы взял".

Перед селом Шерпены мы расстались с нашим попутчиком (фото 24) и свернули влево к мемориалу.

Click here
20.
Click here
21.
Click here
22.
Click here
23.
Click here
24.


Мемориал Шерпенского плацдарма (фото 25, 26) сооружен на высоком берегу, с которого открывается живописная панорама долины Днестра (фото 27, 28). Мемориал сооружен лишь 6 лет назад и выглядит очень ухоженным (фото 29). Создание мемориала проведено по инициативе президента Молдовы, коммуниста В.Воронина и имеет очевидный политический подтекст. Но в любом случае 11 тысяч павших здесь советских воинов заслуживают памяти и подобного мемориала.
У входа висит табличка, информирующая, что посещение мемориала платное (2 лея). Но никого из охранников или смотрителей не было, поэтому наше посещение было бесплатным.

Click here
25.
Click here
26.
Click here
27.
Click here
28.


От мемориала мы направились на юг, пересекли село и спустились вниз в долину Днестра. В селе у дороги оборудованный родник (фото 30). Покинув Шерпены, едем вдоль леса к селу Спея (фото 31). В начале села на краю леса небольшой обелиск у пересохшего родника (фото 32), посвященный тем же защитникам Шерпенского плацдарма.

Село Спея начинается необычно - на улице у домов растут огромные дубы (фото 33). Проехав около километра по селу свернули вправо в подъем. В конце подъема упираемся в автодорогу Делакеу - Бульбоака и сворачиваем на нее влево. Сразу за поворотом слева еще один памятник советским воинам, а чуть дальше что-то, обнесенное забором и железными воротами, закрытыми на замок. Судя по надписи на стене внутри ограждения (фото 35) - это могила Леонарда Павла Егоровича. Интернет подсказывает, что это крупный помещик, предводитель дворянства Бессарабской губернии с 1875 по 1881 г. Как все это устояло при Советской Власти - не совсем понятно. Возможно у этого помещика были какие-то заслуги, это следует еще узнать.

Click here
29.
Click here
30.
Click here
31.
Click here
32.


С высокого холма хорошо видна долина Днестра (фото 36). Прекрасно виден обелиск мемориала на Шерпенском плацдарме, несмотря на то, что до него около 10 км. У села Телица сворачиваем с дороги влево и по грунтовке едем к селу Калфа. Перед селом переезжаем по мосту речку Бык (фото 37), затем преодолеваем подъем с набором высоты 150 метров. Далее выезжаем на оживленную автотрассу Кишинев - Бендеры, въезжаем на территорию Приднестровья, пройдя обычную процедуру на погранпереходе с внесением данных в компьютер и заполнением миграционных карт.

Далее был осмотр крепости в Бендерах (фото 38-43). Часть этой крепости сравнительно недавно освобождена воинской частью и сейчас здесь ведутся активные работы по восстановлению крепости и созданию из нее привлекательного туристского объекта.

Click here
33.
Click here
34.
Click here
35.
Click here
36.


Click here
37.
Click here
38.
Click here
39.
Click here
40.
Click here
41.


Click here
42.
Click here
43.
Click here
44.
Click here
45.Тирасполь. До Одессы 100
Click here
46.Пикник на обочине


Далее мы планировали ехать вдоль Днестра в Кицканы. Но уже три часа дня и надо подумывать, как добираться в Одессу. После некоторых колебаний решено оставить на следующий раз все, что не успели и кратчайшим путем через Тирасполь ехать в Кучурганы.

В Кучурганах была попытка уехать в Одессу маршруткой, но был конец праздничных дней, желающих уехать было слишком много и нам с велосипедами сложно было с ними конкурировать. После неудачной попытки с маршруткой, мы разделились. Николай и Максим своим ходом поехали в Одессу, а Лев и Василий уехали в Раздельную, откуда поездом в Одессу. Дневной пробег у Льва и Василия составил 140 км, у Николая и Максима около 190 км.

 

 

Заключение и выводы

Непредвиденные сложности на пограничном переходе в Йосиповке заставили нас изменить маршрут и пройти вдоль границы до следующего пограничного перехода Платоново. С одной стороны, это лишило нас возможности осмотреть Григориопольский водопад и участок Днестра в Приднестровье. С другой стороны, мы проехали по удаленному от оживленных автомагистралей приграничному району, обнаружили руины здания нетривиальной архитектуры в селе Триграды, случайно нашли поле, где в 1941 был аэродром, на котором совершил свой первый полет трижды герой Советского Союза А.И.Покрышкин.

Крепость в Бендерах до недавнего времени была закрыта для доступа, поскольку в ней располагалась воинская часть. Собственно, и сейчас с доступом не просто, поскольку в крепости ведутся строительно-восстановительные работы. Но нам удалось осмотреть почти все, что сегодня там можно посмотреть.

Совсем недавно сооруженный мемориал Шерпенского плацдарма на высоком живописном берегу Днестра выглядит ухожено, красиво и современно, увиденное заставляет зарыться в интернет в поисках более детальной информации о событиях 1944 года в этих местах.



Еще фотоотчет о походе

 



Hosted by uCoz