Хождение к Ингул реке
20 февраля 2011 г.
Нитка маршрута:
Одеса - (поезд) - Кировоград - Бобринец - Васильевка - Береславка - Медвежья Балка - р.Ингул - ур.Монастырище - Ингульское - Березовка - Устиновка - Долинская - (поезд) - Николаев - (маршрутка) - Одесса
Общая
протяженность активной части маршрута – около 160 км
Участники:
Василий | йилисаВ |
Идея похода
Многим хорошо известны живописные скалы вдоль р. Южный Буг, вдоль р. Мертвовод в Актовском каньоне.
Да и знаменитые пороги Днепра, затопленные ДнепроГЭСом, из того же семейства. Можно предположить, что и на других реках этого региона
должно быть что-то подобное, ведь все реки здесь пробивают себе путь на юг через древний гранитный тектонический щит.
Одна из таких рек вычислена быстро - река Ингул. Скалистые берега здесь встречаются и возле села
Лозоватка, и в урочище
"Монастырище" возле села Завтурово, и в
Приингульском ландшафтном парке возле села Софиевка. Надо полагать, что и между ними тоже должны быть интересные места.
Дополнительную интригу создавал факт отсутствия дорог непосредственно вдоль реки, все дороги удалены от нее.
Вероятно, наибольшим скалистый участок был возле села Софиевка. Здесь по примеру ДнепроГЭСа была построена плотина и образовалось водохранилище.
Скалистые берега обрываются прямо в воду и сухого доступа к ним со стороны реки нет. Вот здесь и возникла мысль проехать водохранилище вдоль скал зимой по льду.
Но это не просто, учитывая нестабильные южные зимы - то морозов нет и нет надежного ледостава, то снегу навалило, что не пройти.
К середине февраля сложилась следующая метеоситуация. Фронт холода шел с востока и северо-востока. Но он быстро слабел и к Одессе, находящейся на юго-востоке, доходили лишь слабые отголоски 20-30 градусных морозов, установившихся на востоке Украины.
В поисках прочного ледостава на водоемах нужно ехать на северо-восток от Одессы, а это как раз упомянутые выше места на Ингуле.
При этом две недели почти не было осадков. Значит, лед на водоемах чистый и позволяет беспрепятственно ездить.
Накануне
За день до предполагаемого выезда вдруг повалил снег. И навалило его до 10 см. Изучив внимательно метеосводки, Василий отменил
предполагаемый выезд.
Мотивация - обилие снега при сильном ветре до 10 м/c создаст сугробы на дорогах, свежезаснеженные дороги не только не убраны, но и не раскатаны автотранспортом. Ожидаемые морозы порядка 15 градусов при сильном ветре также не способствуют велоезде.
А ведь протяженность запланированного однодневного похода около 200 км. Ну и главное - места,
через которые предполагалось проехать, удалены от железнодорожных магистралей и в случае необходимости сойти с маршрута и уехать домой довольно сложно.
Но с другой стороны, снег свежий и не должен создавать больших препятствий. Да и с дорог его, скорее всего, сдует. Да и ветер на бОльшей части маршрута почти попутный. Да и местность то, вцелом, населенная. А когда еще такие хорошие морозные условия будут? Надо ехать!
Вот такими сомнениями и был пронизан день перед выездом. В результате упорных размышлений ответ на вопрос "быть или не быть велопоходу?" так и не созрел. Произошло раздвоение личности. Вот эти две личности, указанные выше в списке участников, решили довериться жребию посредством взятия билетов на поезд.
Если билеты на нужный поезд будут - едем. Если нет - соответственно.
Один билет на двоих в поезд №64 Одесса-Днепропетровск (отправление 22:20) до Кировограда успешно был взят. Василий смирился с тем, что придется ехать. А йилисаВ торжествовал как крестьянин, которому завтра на дровнях предстоит обновлять путь.
Начало
В вечерней Одессе свежевыпавший и слегка подтаявший днем снег начал подмерзать. Температура была чуть ниже нуля.
А в 4 часа утра нас обоих встречал Кировоград 16-тиградусным морозом. Но, вопреки ожиданиям, ветра почти не было. А без ветра - и мороз не мороз. Точнее, ветер был, но довольно слабый и почти попутный.
В добавок к этому было абсолютно чистое небо, в котором висел мощный фонарь полной луны.
Тихий и безлюдный Кировоград ошалело смотрел на нас сквозь сон. Старые мои впечатления напомнили о главной особенности этого города - здесь улица Ленина и улица Карла Маркса располагались перпендикулярно друг другу, а не паралельно, как во всех нормальных советских городах.
Уже это должно было предопределять какую-то нестандартность города, которой я в свое время так и не смог разглядеть.
Неторопясь пересек по мосту ту самую речку Ингул, к которой я еду, но южнее. Здесь льда на реке нет. Видимо, слишком много своего тепла вложили в реку жители Кировограда.
За мостом свернул влево и покатил по пустынной полуосвещенной заснеженной улочке со старинными кирпичными зданиями, вероятно, позапрошлого века постройки.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Чего это вдруг меня пробило на Блока - не знаю. Но уж очень все натурально. Еще бы в предпоследней строке "канала" заменить на "Ингула".
Незаметно выкатил из Кировограда на автотрассу Н14. На дороге транспорта нет, снега нет, свет не нужен, поскольку достаточно света луны.
По мере приближения луны к горизонту тени от деревьев и сугробов вытягивались, снежная поверхность становилась все более рельефной.
А еще через некоторое время картина стала совсем необычная - справа заходящая луна (фото 1) отбрасывает длинные тени на восток, а слева небо засветилось от собирающегося взойти солнца и тоже стремилось создать свои нечеткие тени на запад. А посреди этой борьбы теней - я.
1.Справа
2.Слева
3.р.Сугоклея
4.р.Сугоклея
5.Бобринец
Довольно быстро выкатилось солнце, окрасив все вокруг красным цветом (фото 2). Прямо иллюстрация к картине "Солнце красно поутру - ..."
К восьми утра я уже завтракал на берегу речки Сугоклея (фото 3, 4), что непосредственно перед Бобринцом. Пока все в графике, к 10 - 10:30 я, вероятно, доберусь до Ингула.
Но даже после сравнительно непродолжительного завтрака долго пришлось отогревать замерзающие руки. Мороз нипочем, пока движешься.
В Бобринце карту не смотрел - просто ехал прямо. Не хотелось останавливаться, да еще не хотелось лишний раз снимать перчатки. Но за Бобринцом пришлось и остановиться, и смотреть карту, и задуматься. Окружная дорога, на которую я выехал, не обозначена на Генштабовской километровке,
поэтому я не сразу понял, что нужно доехать до другой дороги , по ней вернуться обратно в Бобринец и лишь затем искать нужную мне дорогу к Ингулу.
6.Дорога в Васильевку
7.Храм в Васильевке
8.к Береславке
9.за с.Береславка
10.за с.Береславка
Трасса Н14 проснулась. Туда-сюда начали летать фуры, рядом с которыми было очень неуютно, а на краю дороги и на обочине нагромождение наледи, где движение вообще труднопредсказуемо. Но я вскоре свернул с Н14, вернулся в Бобринец и нашел нужную дорогу к Ингулу.
Неприятности шли по нарастающей. Ветер, во-первых, окреп, во-вторых, стал частично встречным в связи с моим поворотом на юго-восток. Начались небольшие подъемы-спуски, асфальт закончился и началась жесткая брусчатка при заваленых снегом обочинах.
На развилке (вправо - Васильевка, влево - Устиновка) опять спор между Василием и йилисаВ. Первый говорит, что нужно ехать по дороге в Васильевку, чтобы сократить неизвестный путь по руслу реки, второй утверждает, что нужно ехать влево, кратчайшим путем к реке,
чтобы не барахтаться в дорожных сугробах. А по руслу реки ехать проще - на то есть личный опыт. Решающим фактором стала дорога. По заснеженному грейдеру в Васильевку (фото 6, 7) ехать приятнее, чем по голой брусчатке. Ехать снова легко и весело, снег поет под колесами, лишь иногда происходят заносы.
За Васильевкой картина несколько изменилась. Плохо раскатанная дорога с колеей в снегу часто заставляет спешиваться. Ну а за Береславкой вообще настал полный финиш. Там по заснеженной дороге еще никто не ездил, я первый (фото 9). Правда, вскоре на дороге появился автомобильный след, но стало не на много легче (фото 10).
Да и автомобиль счел более разумным ехать не по занесенной сугробами дороге, а в стороне от нее по полю (фото 11). Я поступил так же (фото 12). Через пару километров дорога сворачивает влево на ВСВ и картина резко меняется. Снега на дороге становится значительно меньше, даже местами виден дорожный асфальт (фото 13, 14), можно ехать.
Единственная неприятность - ветер четко в лицо. Но иногда все равно встречались немалые сугробы (фото 15). В местах, где ветер сдул с дороги снег, была видна основная причина сложностей для езды - это наледи на дороге. Прошлый снег здесь не растаял полностью в период оттепели, а лишь подтаял и замерз в виде самых разных кривых форм.
А свежий снег лишь сверху замаскировал все эти ледяные капканы.
11.Зимняя дорога
12.Колея эта только моя
13.Поворот в Медвежью Балку
14.
Далее было село Медвежья Балка. Это ж надо, такое название села в центре Украины! Когда-то это было довольно большое село. Сейчас слева и справа видны многочисленные развалины хат. Жилых домов осталось процентов 20, а может и меньше.
Не доезжая села Ингульское свернул с Дороги вправо и через поле, а затем по занесенной грунтовке спустился к реке Ингул (фото 16). Ну вот, цель достигнута.
15.
16.Ингул ниже с.Ингульское
17.Русло Ингула с перекатами
Кульминация
Берега у реки крутые, местами скалистые, не везде можно спуститься к реке. Скалы на берегах очень похожи на скалы в Актовском каньоне (фото 18-20).
Лед серьезный, судя по рыболовным лункам, порядка 20 см. Но на быстринах есть проталины (фото 17), а перекаты не замерзли вообще. Далее подстерегало главное разочарование поездки -
ехать по льду не очень получалось. Через каждые 10 метров приходилось останавливаться или вообще спешиваться. Причина все в тех же кривых наледях от прошлого снега. Если не заморачиваться с ездой, а просто идти вдоль берега (фото 21), то получается не медленнее, чем с попытками ехать.
Идти по льду довольно легко, лишь иногда приходится обходить перекаты по берегу.
18.Скалы на Ингуле
19.
20.
Так незаметно добрался до языческого капища в урочище "Монастырище" (фото 22-25). Место, безусловно, интересное и наверняка привлекало сюда людей как в дохристианский период, так и позднее. Его причисляют к местам силы и приписывают всякие невероятные события. Но я ничего не прочуствовал. Наверно нужно было сегодня больше снегов преодолеть, чтобы повысить свою чувствительность.
21.По реке Ингул
22.Монастырище
23.Монастырище
Дальше разгорелся самый крупный спор между участниками поездки. Один утверждал, что ехать дальше по реке нельзя - уже половина четвертого и до темна к автотрассе не успеть. А попасть в ночь посреди водохранилища со скалистыми берегами и без каких либо дорог перспектива малоприятная. Нужно выходить к ближайшему асфальту (а это дорога в трех километрах восточнее) и выезжать в цивилизацию, лучше всего к железной дороге.
Другой говорил, что разницы между асфальтом и неасфальтом сейчас из-за наледей почти нет, поэтому нужно кратчайшим путем двигать на юг к автотрассе Кривой Рог - Вознесенск. Так будет быстрее.
А в это время на западе над Монастырищем зависли два ложных солнца (фото 25) - фрагменты гало, являющиеся предвестником непогоды и усиления ветра. В спор вмешался встреченный след Запорожца. Что он здесь делал - не ясно, то ли рыболовов возил, то ли охотников, то ли язычников для осуществления жертвоприношения в святом месте. Но это не важно, по его следам можно выйти в люди.
След очень логично вел к месту, где по карте обозначена грунтовка, идущая на восток к асфальту. Но на деле никакой грунтовки не оказалось, пришлось по примеру запорожца пересекать озимое поле. Дальше стало еще интереснее, озимое поле закончилось и началось просто вспаханное поле. Запорожец сдался и свернул на север к селу Ингульское, пришлось проследовать по его следам.
24.Монастырище
25.Внизу левее солнца - с. Завтурово, правее - Монастырище
26.
В Ингульском выехал на цивилизованную дорогу, к которой стремился. Но она оказалась не более приспособленной для езды, чем озимое поле. В период оттепели здесь немало ездили, в результате чего образовались ледяные колеи, занесенные снегом.
Перед селом Березовка наткнулся на придорожную стеллу (фото 26). Оказывается, местные жители до сих пор стоят коммунизм!
На выезде из Березовки начало темнеть и холодать. Мокрая обувь обледенела и перестала сгибаться. Нужно переобуться и переодеться. На ветру это делать сложно, но на выезде из Березовки целая улица нежилых полуразрушенных домов, где можно укрыться от ветра.
Теперь я знаю, счастье - это когда нет ветра и когда сухая обувь.
Финец
В темноте мысли о езде по обледенелой и заснеженной дороге окончательно оставлены, только пешком. Глаза постоянно искали отворот вправо, к автотрассе Кривой Рог - Вознесенск, но его почему-то не было. Неприятность была еще и в том,
что восточнее Березовки у меня не было карт, я их с собой не брал. Ведь планировалось ехать на запад. Но по памяти я знал, в северо-восточном направлении находится райцентр и железнодорожная станция Долинская, только не совсем понимал, сколько туда километров.
Встреченное село Устиновка я поначалу принял за Долинскую, но был несколько расстроен, узнав, что до Долинской еще около 30 км.
За Устиновкой выехал на асфальт Бобринец - Долинская почти без наледей на дороге. Можно ехать, но почему-то не едется. Встречный ветер разошелся не на шутку, хотя в архиве погоды написано, что в среднем он был лишь 5-7 м/c. По мне, так явно больше. Монотонное завывание ветра действовало убаюкивающе. Трехчасовый сон в поезде прошлой ночью требовал дополнительного внимания к себе.
И пустынная дорога с одним автомобилем за пол часа тоже шептала "не напрягайся, отдохни...".
А два участника все продолжали спорить. Один говорил: "Хороший хозяин велосипед в такую погоду из дому не выкатит. Говорил же, что нужно отменить поездку!". А второй возражал:"Это все потому, что некоторые испугались пройти несколько километров напрямую на юг к дороге. Асфальт ему, видите ли, подавай! Мы бы уже к Вознесенску подъезжали, причем, при попутном ветре".
Свет я выключил, без него лучше видно окружение. Луна в небе лишь изредка просматривалась, но было очень светло, как для ночи.
Деревья вдоль дороги своими ветками рисовали контуры каких-то зданий. Иногда я их видел настолько отчетливо, что даже останавливался, разглядывая повнимательнее.
Неоднократно я засыпал и просыпался от того, что колесо начинало шуршать по обледенелым и заснеженным обочинам. Стоп! С этим надо завязывать. Привал в защищающей от ветра автобусной остановке, перекомпоновка одежды, перекус и последние глотки едва теплого чая.
Что-то произошло. Сон ушел, ехал я дальше не спешиваясь, не взирая на озверевший ветер, всякие галюники с домами из веток деревьев исчезли. Вместо них выросли вполне реальные очертания Долинской. Я держал курс на возвышающийся над поселком элеватор. И не прогадал, железнодорожная станция оказалась рядом с ним.
Дальше было блаженство нахождения в теплом помещении вокзала и аж несколько поездов, готовых вот-вот отвезти меня из этого заполярья в южный город Николаев.
А в Николаеве первый же встреченный водитель маршрутки согласился везти меня в Одессу с велосипедом (причем, отправление через 10 минут). Более того, он остановил мои попытки снять переднее колесо:"Зачем? Пассажиров будет не много, поставишь велосипед просто так. Более того, водитель отказался брать плату за провоз велосипеда, только билет на меня по тарифу. Наверно я все-таки чего-то набрался в этих местах силы.
Осадок
Датчик велокомпьютера, естественно, в снегу сбился, поэтому данные по треку - общая протяженность чуть больше 160 км, из них более 50 км пешком. Набор высоты 650 м. Общее время движения чуть менее суток. Минимальная температура - утром минус 17, максимальная - в середине дня минус 8. Ветер от СВ до ВСВ, средняя скорость ветра от 4 до 7 м/c.
Задача до конца не выполнена, участок водохранилища выше села Софиевка не пройден, но в целом получился поход, очень насыщенный информационно, эмоционально и физически.
Район похода весьма интересен и при благоприятных условиях в будущем попробуем пройти весь задуманный маршрут. Более того, район интересен и для летних велопоходов. Нужно только еще раз внимательно проанализировать возможные варианты подъезда и отъезда.
В плане борьбы с переохлаждением, конечно, больше всего проблем было с руками. В походе приходится совершать какие-то работы, которые невозможно сделать в перчатках, и тем более, в варежках. Приходится их снимать, а на морозе и ветре пальцы мерзнут очень быстро. Потом достаточно долго приходится их отогревать.
Вторым в заботе о переохлаждении было лицо. Я не применял защитных масок, балаклав и т.п., это мне не удобно. Лицо все время было открытым. Во время езды я периодически корчил гримасы, чтобы чувствовать состояние поверхности лица.
Третьими по степени внимания были ноги. Но здесь все достаточно просто - при замерзании ног нужно пройтись (или пробежаться), катя рядом велосипед, до согревания.
Костров я не разводил. Костер хорош для длительных привалов. А для коротких остановок на него тратится много сил и времени с незначительной пользой.
В зимнем походе, наверно, падения неизбежны. Особенно в случаях ледяной колеи и наледей, присыпанных снегом. К ним нужно быть готовым, а также ограничивать скорость, чтобы сделать падение безопасным.
Технических проблем с велосипедом в ходе поездки не было.