По хребтам и полонинам Карпат
велопоход 5 к.с., совершенный с 14 по 28 мая 2011 г.
Нитка маршрута:
Черновцы - Сторожинец - Берегомет - пер.Шурдин - Селятин - пер.Семенчук - хр.Томнатикул - лесоуч.Перкалаб - хр.Пневе - Шибены - хр.Русский Дэял - р.Белая Тиса - Рахов - хр. Урду-Флавантуч - хр. Апшинец - хр. Свидовец - хр. Шанта - хр. Красна - Колочава -
Нанково - Липча - Березники - пол.Боржава - Пилипец - Воловец - пер. Средневерецкий - Жупаны - Опорец - Славское - Ялынковатое - г. Черная Репа - хр. Водораздельный - пер. Торуньский - г. Вышковский Горган - оз. Синевир - Свобода - хр. Водораздельный - пол. Гыча -
Свича - Мысловка - Долина
Общая
протяженность маршрута - 710 км, из них грунтовок 420 км
Общий
набор высоты по альтиметру - 15448 м
Участники:
Денис Проценко, завмех | Александр Шевчук, завмед | Александр Ушаков, завпрод | Василий Буз, заврук |
График движения по дням:
|
Дата |
Пробег, км |
Набор высоты, м |
Ходовое время |
Средняя скорость, км/час |
||
всего |
асфальт |
грунт |
|||||
1 |
14.05 |
94 |
82 |
12 |
1391 |
7:14 |
12,9 |
2 |
15.05 |
61,4 |
0,8 |
60,6 |
1305 |
6:19 |
9,7 |
3 |
16.05 |
19 |
0 |
19 |
881 |
3:52 |
4,8 |
4 |
17.05 |
25,9 |
0 |
25,9 |
902 |
4:17 |
6,0 |
5 |
18.05 |
63,5 |
28 |
35,5 |
1110 |
5:59 |
10,6 |
6 |
19.05 |
37,5 |
0 |
37,5 |
1276 |
5:35 |
6,7 |
7 |
20.05 |
26,7 |
0 |
26,7 |
920 |
4:06 |
6,5 |
8 |
21.05 |
21,6 |
1,5 |
20,1 |
818 |
3:06 |
6,9 |
9 |
22.05 |
41,2 |
7 |
34,2 |
1167 |
6:01 |
6,8 |
10 |
23.05 |
101,2 |
88 |
13,2 |
878 |
6:28 |
15,6 |
11 |
24.05 |
58,6 |
43 |
15,6 |
1679 |
5:17 |
11,0 |
12 |
25.05 |
63,2 |
5 |
58,2 |
1201 |
6:49 |
9,2 |
13 |
26.05 |
42,2 |
0 |
42,2 |
1776 |
6:43 |
6,2 |
14 |
27.05 |
54,1 |
32 |
22,1 |
144 |
3:55 |
13,8 |
15 |
28.05 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В с
е г о |
710,1 |
293,3 |
416,8 |
15448 |
75:44 |
9,38 |
Идея похода
По гребням большинства карпатских хребтов проходят грунтовые дороги и тропы. Состояние таких дорог бывает разное, но в большинстве случаев они вполне проезжаемы. Граница леса обычно располагается на высотах порядка 1300-1400 м, а иногда безлесые полонины встречаются и на более низких высотах. Передвижение по таким открытым местам зрелищно
очень интересно, во все стороны открываются живописные панорамы гор.
Традиционные веломаршруты обычно проходят по дорогам вдоль речных долин, лишь изредка подымаясь на перевалы, чтобы перебраться в долину другой реки. Наш маршрут наоборот, проходит
в основном по горным хребтам, лишь изредка спускаясь к реке, чтобы перебраться на другой хребет.
Идею такого маршрута в Карпатах реализовать не так просто по ряду причин. Во первых - частые дожди. Кроме традиционных неприятностей они могут сопровождаться низкой облачностью, покрывающей
хребты и затрудняющей передвижение из-за отсутствия видимости. Во-вторых, могут встречаться участки с очень крутыми подъемами и спусками. В третьих, качество дорог и троп может быть очень разным. Иногда это хорошо укатанные грунтовки, но нередко они размыты ручьями, встречаются многочисленные участки "живых" камней разных размеров,
выходы скального грунта, сырые глинистые склоны. В лесной зоне завалы из упавших елей - обыденное явление даже на активно используемых дорогах и тропах.
Украинские велотуристы в последнее время стали все чаще ездить хребтовыми дорогами, особенно в рамках коротких походов, зачастую налегке.
Многие хребты уже освоены и мы здесь далеко не первые. Если говорить о велосипедных первопрохождениях в этом походе, то, вероятно, это хребет Красна, участок Водораздельного хребта восточнее Торуньского перевала, участок в верховьях Свичи, новое место подъема на Боржаву. Информации о велосипедном прохождении этих мест мы не встречали.
Горные хребты обычно не заселены, а в некоторых местах (приграничные районы Буковины, Горганы) даже в случае необходимости добраться до жилья довольно не просто.
Но прекрасные панорамы гор с лихвой окупают все перечисленные сложности.
При разработке маршрута мы хорошо понимали, что погода не позволит пройти нам весь желаемый маршрут. Мы были готовы в случае непогоды сойти на запасные варианты маршрута, проходящие по цивилизованным дорогам.
Несмотря на почти ежедневные дожди основную часть запланированного маршрута все же удалось пройти.
Изменения маршрута и их причины
Первый день, 14 мая, суббота.
Прибыли в Черновцы поездом в девять утра. Погода солнечная, температура около 20, вероятно днем будет жарко.
От вокзала едем влево по ул.Главная, которая, естественно, ведет в центр. От Центральной площади едем по закрытой для автотранспорта улице Кобылянской с только пешеходным движением (фото 1). В этом туристическом центре пока пустынно. Докупили кое-какие продукты и двинули в сторону Сторожинца, естественно, по улице Сторожинецкой.
До Сторожинца (фото 4) следует несколько подьемов и спусков от 20 до 100 метров с общим набором высоты порядка 400 м. Количество транспорта - умеренное (фото 3). В небе начали накапливаться облака, периодически заслоняя солнце. Пытался даже пойти дождь, но совсем незначительный.
1.Черновцы
2.Черновцы
3.Дорога на Сторожинец
4.Сторожинец
5.Панка
В Сторожинце длинный спуск по асфальту с многочисленными латками. Латочно-ямочная картина не меняется здесь который год. В конце спуска на Т-образном перекрестке сворачиваем вправо на северо-запад и едем в сторону Берегомета. Дорога идет по долине реки Сирет, без подъемов, автотранспорта мало. Неподалеку проходит железная дорога (правда, ничего ездящего по ней мы не увидели).
Села здесь довольно древние. Например, селу Панка более 500 лет (фото 5). На въезде достаточно информативный стенд о селе (фото 6).
На подъезде к Берегомету вдали появляются горы (фото 8), которые резко начинаются в конце села. На лугах обилие цветов становится еще больше (фото 9). Количество одуванчиков просто поражает (фото 10).
6.Характеристика села
7.Обитатель Буковины
8.Перед Берегометом
9.За Берегометом
10.Вездесущие одуванчики
Сразу за селом Долишний Шепот бетонный мост через ручей. Здесь после 84 км пути заканчивается асфальт. Здесь же начало подъема на пер. Шурдин (фото 11). Пологий 12-ти километровый подъем по многочисленным серпантинам грунтово-мелкокаменистой дороги почти весь преодолевается в седле. Общий набор высоты на этом подъеме чуть более 400 метров. Время подъема с остановками 1,5 - 2 часа. За все время подъема мы встретили три легковушки и грузовик на вершине перевала.
Все склоны перевала покрыты лесом. Лишь в одном месте в конце подъема дорога идет мимо вырубленного склона, где открывается прекрасный вид на начало Карпат (фото 12).
Перед седловиной перевала (фото 13) и за ней прямо у дороги есть родники.
Похолодало. Дует пронизывающий восточный ветер. Высота перевала 1174 метра. Снега нет, но сошел здесь он видимо, совсем недавно. На седловине перевала в 100 метрах северо-западнее дороги находим небольшую уютную поляну посреди леса, защищенную от ветра. Здесь ставим лагерь около восьми вечера.
11.Начало подъема и конец асфальта
12.Вид с дороги
13.перевал Шурдин
Второй день, 15 мая.
Утром около 6 градусов, роса, ясно.
На спуске с перевала было очень свежо, пришлось дополнительно утепляться. На повороте серпантина вправо от дороги уходит разбитая грунтовка в сторону села Фошки (фото 14). Преред этим поворотом у дороги заброшенная деревянная будка. Здесь когда-то был КПП пограничников.
Объезжая разбитые и размытые участки дороги быстро спускаемся к селу Русская (фото 15).
В селе натыкаемся на закрытый шлагбаум, возле которого на лавочке сидит пограничница, а после нашего подъезда появился и пограничник. Пока пограничница записывает наши паспортные данные в журнал, общаемся с пограничником. Объясняем, что двумя неделями ранее мы послали заявку в погрануправление с составом группы,
маршрутом и просьбой разрешить прохождение. Пограничник верит на слово, говорит, что потом это проверит. От него же узнаем, что ранее располагавшегося в селе Шипот КПП сейчас нет. Нет там и погранзаставы, она расформирована.
Беседа очень доброжелательная и любезная. Еще раз убеждаемся в большой разнице между украинскими и российскими погранпостами.
Вскоре наша дорога упирается в речку Сирет, сворачиваем вправо и едем вверх вдоль реки. Дорога идет вдоль пограничной "колючки", то вплотную к ней (фото 16), то на небольшом удалении. Несколько раз пересекаем Сирет по мостам. Между двумя мостами 800 метров асфальта, все остальное - грейдер (фото 16, 17, 19).
В Селятине проезжаем мимо странного заброшенного сооружения с толстенными бетонными стенами (фото 17). Его назначение осталось для нас загадкой.
В центре Селятина развилка. Основная дорога уходит на пер. Джоголь, а мы сворачиваем влево и продолжаем движение вдоль реки. Сразу за этой развилкой небольшой магазин (фото 18), в котором съедаем по мороженому и покупаем какие-то сладости к чаю.
14.На спуске с пер.Шурдин
15.с.Русская
16.Вплотную к границе
17.Странный бетонный объект
18.Охрана
19.Дорога перед с. Шипот
После нескольких пересечений ручья (где по мосту (фото 21), где вброд) ручей Олениу остается справа, а дорога начинает подъем по склону на перевал Семенчук. Сначала это разбитая лесовозами дорога (фото 22), затем лесовозный вариант дороги уходит куда-то вправо, а мы продолжаем движение по каменистой грунтовке (фото 24), которая постепенно становится все круче.
На дороге мирно отдыхала гадюка (фото 23), которая была не рада нашему появлению. Было довольно прохладно и ей сложно покидать облюбованное место.
20.Тупик. Местный погранпереход
21.Вдоль "колючки" трудно заблудиться
22.Приграничный гряземес
23.Встреча на дороге
24.Подъем на пер.Семенчук
25.Вид на Румынские Карпаты
Слева иногда видна пограничная "колючка", что свидетельствует о правильности нашего пути. Начали появляться небольшие участки нерастаявшего снега. Последний крутой участок - и мы на перевале. Дальше наш путь вправо по хребту Томнатикул, снова в небольшой подъем. Слева сверкают белизной снега вершины в Румынской части Карпат (фото 25).
Впереди на вершине г. Томнатик (1565) показались белые шары РЛС "Памир" (фото 26). Этот объект является "чудом" научно-технической мысли прошлого века, за что разработчики в свое время получили Ленинскую премию. Объект не действующий уже 16 лет, сейчас заброшен, но является броской достопримечательностью, поскольку его белоснежные шары хорошо видны с окружающих горных хребтов и вершин.
Интересный и совсем свежий рассказ о "Памире" представлен
здесь. Интересно, что автор этого рассказа был здесь лишь за неделю до нас. Глядя на эти фотографии недельной давности мы еще раз убедились, что очень правильно поступили, когда сместили вперед сроки похода.
26.На подъезде к базе ПВО "Памир"
27.Тучи над Памиром
28.Вид с Памира на северо-восток
29.
Пока мы осматривали объекты "Памира", тучи становились все гуще и чернее (фото 27). Пошел град, затем дождь. Пережидая дождь, мы устроили перекус под куполом одного из шаров. Но укрытие оказалось изрядно дырявым и мы с трудом находили места, где не сильно заливает.
Дождь начался внезапно, а стихал очень медленно, поэтому мы двинули дальше, не дожидаясь окончания дождя (фото 28). Дорога - каменистая грунтовка (фото 29). На полонине между г. Томнатик и г. Яровица несколько заброшенных и полуразрушенных изб. Здесь наш путь вниз по склону к реке Сарата (фото 30, 31).
30.На хребте Томнатикул
31.Сход с полонины
32.Гряземес под Яровицей
33.
Дорога входит в зону леса, где сильно разбита, изобилует грязевыми участками (фото 32). Но радуют глаз поляны подснежников на склонах (фото 34). Выйдя из леса, дорога выходит на сравнительно легко проезжаемую полонину (фото 33, 35) с несколькими разрушенными и полуразрушенными избами.
Далее был спуск к реке через лес (фото 36), местами крутой, местами очень крутой. Внизу - несколько жилых изб. Затем был переход по бревенчатому мостику через р. Сарата (фото 37), далее - дорога вдоль р. Сарата (фото 38). После небольшого привала у придорожного водопада (фото 39), подъезжаем к небольшому поселку "лесоучасток Перкалаб" (фото 40). Открывшаяся картина нас поразила.
34.
35.
36.Спуск крутой, местами очень.
37.Через р. Сарата
38.Вдоль р. Сарата
39.Водопадик у дороги
Мы много слышали о наводнениях в Карпатах, о том, как мощные речные потоки сносят мосты, дома и целые дороги. А тут неожиданное проявление стихии - несколько крупных деревьев под напором ветра рухнули на расположенный рядом дом, разрушив его крышу (фото 41). Как здесь в горах ветер может разгуляться до такой силы - не понятно.
Переезжаем по мосту р. Перкалаб, после чего сворачиваем влево (фото 41). Здесь, после слияния рек Перкалаб и Сарата начинается р. Белый Черемош. А мы отсюда едем вверх по р.Перкалаб, затем вдоль ручья Маскотин. На карте здесь нарисована дорога и даже несколько мостов. На деле нет ни того, ни друго. Точнее, место, где была дорога, кое-где угадывается (фото 42), но здесь встречаются непроходимые завалы.
А дорога идет прямо по руслу ручья (фото 43-46), к чему мы вынужденно привыкаем.
40.
41.Ветер немного размялся
42.Дорога вдоль р. Маскотин
43.Дальше дорога по ручью
44.
Через 5 км от устья Перкалаба в месте слияния двух ручьев угадывается уходящая круто вверх бывшая дорога (фото 47), по которой давно никто не ездил. В конце подъема она завалена упавшими деревьями и заросла. После крутой части подъема на границе леса и старой вырубки ставим лагерь (фото 48).
45.
46.
47.Начало подъема на хр.Пневе
48.Лагерь на границе леса
Третий день, 16 мая.
Выход в 8:40. С утра облачно. Дорога через дремучий лес местами завалена упавшими деревьями (фото 49). Местами ее местоположение с трудом угадывается. Но несколько старых деревянных мостов (фото 50), покрытых толстым слоем мха, подтверждали, что мы находимся на дороге.
Стояла потрясающая тишина. В голове невольно застряла одна мысль: "там на неведомых дорожках следы невиданных зверей...". Место сказочное и даже мистическое. На бывшей просеке с дорогой завалы становились все чаще и гуще (фото 51). Уходим вправо и, траверсируя склон с многочисленными упавшими деревьями, уходим вверх к границе леса (фото 52, 53).
Час подъема - и мы вышли из леса на полонину.
49.Здесь была дорога через лес
50.Мост на дороге
51.Бывшая дорога вдоль бывшей ЛЭП
52.Проще вверх без дороги
53.
По полонине идти не проще, чем по лесу. Здесь более полого и нет упавших деревьев. зато приходится идти по крупным кочкам, между которыми вода. Но этот участок не протяженный и вскоре мы выбираемся на хребтовую дорогу (фото 54). С первой вершины хребта Пневе открывается панорама Карпат (фото 55). Несмотря на облачную погоду
на юго-востоке хорошо видны белые шары "Памира". На склонах маленькие пятна нерастаявшего снега. Среди таких панорам нам предстоит проехать по этому хребту более 30 километров.
54.Дальше по полонине
55.Первая вершина хребта Пневе
56.Строгий учет пройденного
57.Хребтовая дорога лесом
58.Крокусы
По дороге полонина (фото 55, 60) чередуется с небольшими участками леса (фото 57, 61, 62). В зоне леса более сыро, раскисший грунт и многочисленные лужи.
Серость окружающей пасмурной погоды скрашивают поляны крокусов на полонинах (фото 58).
Пасмурность постепенно сгущалась, начался мелкий моросящий дождь, движемся в тумане (фото 62-64). Усиление дождя пережидаем под тентом, где заодно и обедаем.
59.Снег все чаще
60.По хребту Пневе
61.Наверху воды тоже достаточно
62.Облачность все ниже
63.
64.
Двигаться дальше по хребту в таком тумане было совершенно бессмысленно. Но у нас на такой случай предусмотрен запасной вариант - дорога внизу вдоль Черного Черемоша. В верховьях реки расположена погранзастава, к которой ведет эта дорога. Согласно сведениям из одного из отчетов, погранзастава действующая, значит и дорога должна быть действующая.
Нужно только найти спуск вниз. Перед горой Каменец находим старую, давно не езженную, но обозначенную на карте дорогу (фото 65).
Дорога постепенно превращается в тропу (фото 66) и затем растворяется в лесу на крутом склоне. Уклон около 40 градусов (фото 67). Ситуация осложняется тем, что лес перешел в сравнительно молодой и густой ельник (фото 68). Видимо, это самопроизвольно заросшее место старой вырубки. Плюс все мокрое и скользкое.
Как-то преодолеваем все это и спускаемся к ручью, вдоль которого сквозь завалы и заросли (фото 70, 71) выходим к Черному Черемошу чуть выше устьтя ручья Попадынец.
Сквозь деревья были видны какие-то постройки. Это придало оптимизма - сейчас выйдем к дороге, сядем и поедем. Но действительность была обескураживающей.
Добротные каменные дома смотрели на мир глазами пустых окон (фото 73). Поселок был нежилым. И, видимо, давно. С существованием действующей погранзаставы выше по реке тоже, вероятно, ошибка.
Дорога, на которую мы вышли, обрывалась в реку (фото 72). Проходим вниз по реке с целью разведки. Дорога смыта полностью, на ее месте река, упирающаяся в каменистую осыпь (фото 74). Проход здесь исключен. Нашли место для переправы. У нас с собой 60 метров веревки, так что переправиться не проблема. Но внимательно изучив карту с петляющей рекой, приходим к выводу,
что до цивилизации из-за прижимов с такими же осыпными или обрывистыми склонами нам предстоит сделать около десятка переправ. Если возникнут какие-то непредвиденные проблемы посреди этого пути, будет совсем печально. Вот тебе и запасной вариант...
65.По этой бывшей дороге уходим вниз, к Черемошу
66.Пока очень приличная тропа
67.Тропа закончилась
68.Лес все гуще
69.
70.
Нужно возвращаться обратно в туман, вверх на хребет. Путь, по которому мы пришли, крайне неудобен для этого. На карте по соседнему отрогу на хребет ведет тропа. В действительности это оказалась вполне сносная грунтовка (фото 75, 76), по которой взбираемся вверх. Вошли в туман. После выхода из леса на полонину усилился дождь, дует крепкий ветер. Холодно.
Термометр показывает два градуса тепла. Пересекаем какие-то окопы явно военного назначения (фото 77). Неужели эти Богом забытые места кто-то когда-то оборонял? Поднимаемся на хребтовую дорогу, рядом с которой среди небольших елей ставим лагерь на сравнительно пологом склоне (фото 78). С костром не заморачиваемся и ужин готовим на горелке.
71.Ручей в конце спуска
72.Дорога в никуда
73.Поселок-призрак
74.Здесь была дорога
75.Снова вверх
76.Выше - сплошная облачность
77.Окопы
78.Лагерь
Четвертый день, 17 мая.
Дождь шел всю ночь и все утро. Отоспались до боли в боках. Получилась незапланированная полудневка. Вышли в начале перового. Дождь прекратился, но туман еще висел (фото 79-83). Несколько раз попадали на развилки дорог, где пришлось напрячься с выбором пути.
Склоны хребта во многих местах заняты брусничниками. В некоторых местах брусники довольно много и мы прерываем движение для сбора этого лакомства (фото 81). Снег здесь сошел совсем недавно и открылись поляны свежемороженной брусники.
79.
80.
81.Брусника
82.
83.
Внезапно наткнулись на провал прямо на дороге (фото 84). Чуть выше на дне небольшой линзы еще один провал (фото 85). Вероятно, здесь расположены какие-то карстовые пустоты. Если эта информация интересует спелеологов, то координаты этого места lat="47.954605" lon="24.721859"
Доехали до места, где пора спускаться в поселок Шибены (Зеленая). Вопреки ожиданиям какой-то очевидной дороги туда мы не нашли. В поисках спуска пришлось даже перемещаться по травянистым склонам без тропы. Хорошо, что трава пока еще не поднялась.
Нашли активно используемую тропу (фото 86), расчищенную, с совсем небольшим количеством упавших деревьев. Кое-где получается ехать, несмотря на крутизну спуска. Внизу тропа идет по руслу небольшого ручья и каменистой осыпи (фото 87).
В поселок Шибены мы вышли очень удачно - в самый центр прямо к мосту через Черемош. Перед мостом - погранзастава. За мостом чуть ниже по течению - КПП (фото 88). У моста к нам подошел пограничник, началась стандартная процедура проверки документов. Узнав, куда мы едем, сообщил, что здесь, где мы находимся, достаточно паспорта.
А вот туда, куда мы едем, нужен еще и пропуск. Мы ему сообщили о факсе в погрануправление и пограничник ушел на заставу чего-то выяснять. Минут через 15 он вернулся с нашими паспортами, подтвердил, что на заставу пришла телеграмма о нас, т.е. пропуск есть. Пограничник коротко рассказал о предстоящем пути, сообщил, что перед границей на хребте еще один КПП.
После этого мы поехали дальше с пожеланиями счастливого пути.
В поселке мы планировали докупить продукты. Здесь есть два магазина в виде обычных вагончиков. Но оба они оказались закрыты. Разыскать продавца оказалось не просто. Это мы сделали с помощью местных жителей. Через некоторое время прибежала запыхавшаяся продавщица, которая с извинениями начала рассказывать, что картошку нужно сажать, а погода не позволяет.
Вот случилось несколько часов приемлемой погоды и она этой посадкой занялась. Ассортимент в магазине весьма скудный. Но нам много и не нужно.
84.Провал в пещеру на дороге
85.Еще один ход в пещеру
86.
87.
88.Прохождение пос.Шибены
89.Начало подъема на хр. Русский Дзял
После закупок направились вверх на хребет Русский Дзял по старой румынской дороге (фото 89). Дорога с небольшим уклонам поднимается по многочисленным серпантинам. Подъем вместе с привалом на перекус занял чуть меньше двух часов.
Дорога мощеная, но ее структура хорошо видна лишь на самом верху (фото 90, 91). На подъеме дорога сильнее разбивалась и ремонтировалась простой подсыпкой камней.
Тучи начали постепенно расходиться. Но расположенная на севере гора Поп-Иван по-прежнему оставалась окутана тучами (фото 92). Нас волновала погодная обстановка там, поскольку завтра предполагалось восхождение на эту гору.
Вблизи горы Роге на северо-западном склоне хребта вблизи границы леса ставим лагерь. Воду получаем из расположенного неподалеку снежника. Особенностью стоянки было то, что дрова здесь невероятно мокрые, что вызвало большое количество дыма от костра. Но ни пограничники, ни румыны на этот сигральный костер не отреагировали.
90.Подъем завершен
91.Старая румынская дорога
92.г.Поп-Иван вечером
Пятый день, 18 мая.
Утро было почти безоблачное, но к уже к нашему выходу (8:30) небо стали быстро затягивать облака.
Быстро доехали до одинокого дома на полонине (фото 94), рядом с которым шлагбаум. Это пограничный КПП, о котором нас предупреждали. Ни души. Пытаемся попасть в здание, но на пороге с недовольным взглядом лежит овчарка. Тихо уходим назад, чтобы не провоцировать пса на какие-либо действия.
Видимо не судьба нам отметиться у пограничников. Обходим шлагбаум и, чтобы случайно не попасть в Румынию, направляемся правее основной дороги к вышке. Это было неправильное направление и хорошо, что метров через 200 нас окриками остановили пограничники. Возвращаемся.
Пограничники с сонными лицами проверяют документы и заносят наши данные в журнал. Традиционная доброжелательная беседа о том, откуда и куда, небольшой инструктаж, советы о дальнейшей дороге, после чего мы едем дальше к границе. Метров через 700 - развилка (фото 95). То, что вероятно является старой румынской дорогой
(трудно сказать точно, поскольку никаких следов мощения здесь нет) идет прямо к границе, а мы сворачиваем вправо и едем по грунтовке вдоль границы на запад. Обочины дороги обильно покрыты крокусами (фото 96).
93.Утро туманное. Но почти безоблачное
94.Снова пограничный пост
95.Развилка
96.Не такой, как все
Здесь граница заметно более ухоженная - дыр в "колючке" практически нет, четко видна контрольно-следовая полоса (фото 98, 100, 102). Очень приятный участок пути. Ехать сравнительно легко, с дороги открываются прекрасные панорамы Карпат как с украинской, так и с румынской стороны (фото 97-106).
Это своего рода компенсация за предыдущие два дня, когда мы ползали по хребту Пневе, ничего не видя вокруг. Отлично виден Черногорский хребет со всеми украинскими двухтысячниками (фото 101, 104-106). С румынской стороны сверкают снегами горы Фэркэу и Михайлек (фото 100).
Но быстро собирающиеся облака стали концентрироваться вдоль Черногорского хребта. Будет дождь. Сам по себе дождь не страшен, хуже то, что придется идти в тумане. Учитывая это, а также то, что мы уже отставем от графика из-за дождей и вынужденного спуска к Черемшу, решаем не проходить Черногорский хребет, а спуститься к Черной Тисе и выйти вдоль нее на Рахов.
Жаль. Вершина Поп-Иван была совсем рядом (фото 108). Но это было правильное решение - в течение дня мы не раз наблюдали Черногорский хребет, плотно окутанный дождевыми облаками.
97.
98.
99.
100.Заграница
Возле вершины Стог (фото 100-102, 109) дорога уходит от границы по хребту на север. Здесь встречаются туристские указатели - стобики с белыми пластинами-стрелками, на которых нет никаких надписей. От одного из таких анонимных столбиков (фото 107) спускаемся вниз, предварительно заменив тормозные колодки (фото 106).
101.
102.
103.
104.хр.Черногорский
105.
106.
107.
Спуск крутой и довольно напряженный (фото 110). Не позволяет расслабиться ни на секунду. Участки гряземеса сменяются крупными камнями и выходами скального грунта, крутые повороты, глубокая колея, куски бревен и все это на крутом склоне со сбросом 700 метров высоты. Это вам не румынская дорога.
108.г.Поп-Иван. В следующий раз
109.
110.
111.
112.
113.
114.
Спустились к ручью (слева). Дорога стала более пологой (фото 111), но качество ее существенно не изменилось.
Появилась первая цивилизация – горный курорт «Уединение» (фото 113). Это недавно построенные современные коттеджи на живописном склоне горы. Строительство продолжается, построена плотина и небольшая ГЭС для питания коттеджей. Этот курорт «Уединение» действительно находится на отшибе и на удалении от остальных сел. Дорога стала чуть получше (фото 114), а в поселке Говерла выехали на асфальт (фото 115). Автотранспорта почти нет, легко и приятно катить вдоль живописных берегов реки. Но постепенно берега становятся все более заселенными, транспорта все больше. Подъезжаем к Рахову. Перед въездом устроили небольшую помывку в Тисе и переодевание в одежду, имеющую терпимый для цивилизации вид. В Рахове посетили кафе с целью поесть и зарядить аккумуляторы фотоаппарата. Также закупили продуктов на ближайшие три дня и докупили на всякий случай тормозных колодок – уж больно быстро они стираются.
Далее нас ждал восьмикилометровый подъем на перевал Камень-Клевка и далее на хребет Урду-Флавантуч. На перевал ведет старая разбитая дорога, вначале это брусчатка со следами положенного на нее асфальта, а затем неопределенная дорога – фрагменты асфальта, грейдер и грунтовка.
На подъеме нас застал небольшой дождь. Но основные дождевые события разворачивались там, куда мы предусмотрительно не пошли - на Черногорском хребте (фото 117).
115.Богдан
116.В центре Рахова
117.Над Раховом. Черногора в тучах
118.Начало движения по хребту между реками Тиса и Косовская
В конце подъема на превал в одном из родников запасаемся водой. Не доходя седловины перевала сворачиваем вправо на грунтовую дорогу, идущую на север по хребту (фото 118). Подъем продолжается. На гребне дует ощутимый восточный ветер. На склоне легко продуваемый лиственный лес. Лагерь разбиваем возле одинокой густой ели, заслоняющей от ветра (фото 119). Ужинаем с видом на закат (фото 120).
119.
120.
Шестой день, 19 мая.
Утром сильная роса. Хорошо, что трава пока не высокая.
Долина Тисы залита густым туманом (фото 121). Вид потрясающий. Интересно, что на другом склоне в долине Косовской тумана нет совсем. Вероятно это связано с тем, что со стороны Тисы вечером прошел дождь.
В конце завтрака стал слышен приближающийся грохот. Вскоре на нас вышло "стадо кастрюль и котелков" (фото 122). Это стадо овец, а у каждой овцы на шее висело подобие колокольчика, сделанное из металлической банки. Этот многоголосый оркестр бодро проследовал мимо нашего лагеря. Сразу после этого и мы двинули в противоположную сторону.
Некоторое время вплоне проезжаемая дорога шла по лесу (фото 123) то спускаясь, то вновь поднимаясь. Затем лес кончился (фото 124) и дорога далее шла по полонинам.
121.На дне этого облака - город Рахов
122.Утренние пришельцы
123.Овцебан
124.Вид на Рахов с г.Магурица
Справа примкнула идущая снизу от Рахова дорога заметно лучшего качества. Эта дорога идет к расположенной на г. Терентин вышке мобильной связи. Вероятно, подниматься на хребет из Рахова проще и быстрее по этой дороге, а не так, как сделали мы.
На склонах горы Терентин кое-где из камней сочатся родники. Здесь запасаемся водой.
Далее нас ждал долгий и красивый путь по полонинам хребта Урду-Флавантуч. Справа под разными ракурсами был виден Черногорский хребет (фото 125, 130). Слева - долина реки Косовская (фото 127).
Перед урочищем Перелесок стоит одноименная турбаза. Перед ней на дороге развилка с указателем (фото 128). Вправо вниз уходит дорога к с. Билин, до которого 6 км и 900 метров сброса высоты.
125.Черногорский хребет
126...стоит без окон, без дверей. И без крыши.
127.Долина реки Косовская
128.Развилка возле т/б Перелесок
129.Квадроциклы
130.Черногору опять поливает
Перед полониной Белина с юга стал слышен приближающийся многоголосый рев и грохот. Впечатнение, будто на нас движется танковая колона. Вскоре появился и источник этого шума - десять квадроциклов с квадроциклистами проследовали мимо нас "не повернув головы кочан" (фото 129). Европа, что с них взять...
Тучи становились все больше и темнее. На соседних хребтах шли дожди. Стало ясно, что дождя и нам не избежать.
С первыми каплями дождя оставляем велосипеды и укрываемся тентом в 50 метрах от них. Пошел град, который через некоторое время перешел в ливень.
131.От дождя нам тоже не уйти
132.Остатки града
133.После дождя
134.Черногора в дождях
135.
После дождя на траве остались следы града (фото 132). А мы продолжаем движение в сторону Близницы (фото 133-135). На склонах встречаются поляны нарциссов (фото 136). Это настоящие дикие нарциссы, а не клумба под Хустом для доверчивых туристов.
Прямо под Близницей на поворотах дороги в оврагах все чаще встречаются небольшие участки снега (фото 137, 140, 142, 143).
Дорога, траверсируя склон Близницы, постепенно снижается. В конце нас ждет крутой спуск к ручью, а за ним снова подъем на полонину Урда (фото 144). Спуск усыпан доволно крупными камнями, нужно соблюдать осторожность. У нас здесь было одно небольшое падание. Даже не падение.
Денис вовремя спрыгнул с велосипеда, а велосипед упал, причем, неудачно - погнулась рулевая колонка.
136.Настоящая поляна нарциссов на склоне Близницы
137.
138.Близница все ближе
139.
140.
141.
142.Под Близницей
143.Снова снежный язык
144.От Близницы на полонину Урда, Ярошеска и хр. Апшинец
Внизу у ручья (фото 146) крест с фотографией погибших здесь четверых молодых ребят.
Далее следует подъем с набором 450 метров высоты. Пытается идти дождь, но почти безрезультатно. В конце подъема выходим на дорогу по хребту Апшинец.
Здесь уже можно ехать (фото 148, 149). На северном склоне хребта остатки снега (фото 149).
145.Верховья р.Косовская
146.
147.
148.
Проехав чуть более 4 км по хребту, спускаемся к озеру Догяска, где ставим лагерь. Мы надеялись, что крутые и скалистые склоны у озера защитят нас от поднявшегося холодного пронизывающего ветра. Но ветер каким-то образом здесь всеравно свободно гулял.
Дров никаких. Ужин готовим на горелке.
149.По хребту Апшинец
150.
151.
152.Неподвижный тритон
Седьмой день, 20 мая.
С утра прекрасная почти безоблачная погода (фото 153). Но тучи со всех сторон поднимаются быстрее, чем поднимается солнце. Выход получился поздним - в 9:30. Но мы еще успели застать освещенные солнцем поляны крокусов на склонах (фото 154). Поднявшись на хребет, мы могли наблюдать прекрасную панораму пройденного вчера маршрута (фото 155) и горные вершины Котел, Стиг, Близница, а также Говерла и Петрос.
Небольшая остановка на вершине 1762,9 с крестом и оградой, и далее движемся по Свидовцу (фото 156-159).
Впереди на тропе показались фигуры двух туристов пешеходников. Догоняем - это два туриста из Польши идут в Усть-Чорну. Желаем удачи друг другу, обгоняем и едем дальше. Удивительно быстро эти два туриста превратились в две маленькие точки за спиной. Это наглядно демонстрирует, что Свидовец лучше преодолевать на велосипеде, чем пешком.
На Свидовце происходит пародоксальная борьба двух желаний - с одной стороны, хочется остановиться и поедать глазами окружающие панорамы, с другой стороны, хочется мчаться вперед не останавливаясь.
153.Лагерь у оз.Догяска
154.Из под земли рвутся синие крокусы
155.Вид от г.Догяска на юго-восток
156.По Свидовцу
Между двумя вершинами Куртяска наше стремительное движение останавливает необходимость мелкого ремонта - нужно подтянуть крепления тормозных рычагов на одном из велосипедов (фото 161). Есть возможность осмотреться, понять, куда мы едем (фото 160) и что вокруг (фото 162).
157.
158.Спуск с Унгаряски
159.
160.Наш путь - на г.Тэмпа
161.Снова подтяжка резьбовых соединений
До горы Темпа осталось совсем немного (фото 163), но все чернее и все ближе окружающие нас тучи. Достигнув этой вершины, не тратим время на извлечение записки из тура, лишь несколько быстрых снимков (фото 165, 166) - и быстрее вниз от дождя (фото 167, 169). Под колесами снова поляна нарциссов, но останавливаться некогда, дождь начнется вот-вот.
Здесь спешка сыграла свою негативную роль. Перед началом леса нам надо бы уйти чуть правее в сторону с. Красна, но в траве не видно тропы в ту сторону. Не тратим время на поиски и едем левее по более накатанной хребтовой дороге (фото 168) в надежде, что к крупному селу Красна будет вести еще немало троп.
Через 300 метров нашей езды по лесной зоне начался дождь. Точнее - град. Паркуем велосипеды у одного из лежащих стволов деревьев, а сами усаживаемся на другое примерно в 50 метрах от велосипедов, укрываясь полиэтиленовым тентом. Град все крупнее и интенсивнее. Начинаем сожалеть об отсутствии велошлемов. Самые сообразительные отламывают крупные куски коры со ствола дерева и укрывают ими головы. Град сменяется ливнем.
Периодически подпрыгиваем на стволе дерева от раскатов грома и вспышек молний. Дождь начал стихать, но снова пошел град. Затем снова дождь, и так три раза.
Не дожидаясь полного прекращения дождя, продолжаем движение. Удивительно, но вправо к крупному селу Красна почему-то нет троп.
162.Там, далеко внизу - с.Лопухов
163.Дорога исключает уход вправо или влево
164.Оказывается, бывают здесь и горизонтальные участки
165.г.Тэмпа
Начался крутой подъем. Набрав примерно 300 метров высоты, выходим из леса на склоне горы Апецка. Оглянувшись, можем на горных отрогах увидеть места, где мы предположительно могли пропустить тропу. А по сторонам снова прекрасные панорамы Карпат (фото 172). Дальше подъем еще круче, а тропа по хребту должна нас вывести к перевалу Водицкий, куда нам совсем не надо. Принимаем решение возвращаться и тщательнее искать тропу к селу Красна.
Сбрасываем с таким трудом набранную высоту. Находим заброшенное ответвление дороги вниз, на запад. По ней наверняка попадем в Красну. Но это будет завтра. А сегодня - лагерь на почти горизонтальной площадке в начале отворота (фото 174).
166.От этой тучи уйти не удалось
167.По хребту Шанта
168.Зря мы сюда. Нужно бы правее
В ходе поисков нужной тропы наткнулись на оленьи рога (фото 173). Мощное животное. Не лень же ему носить на себе такие тяжести. Нет, с велосипедом определенно легче.
169.Бегство от дождя
170.
171.
172.Долина р. Малая Шопурка
173.Рога оленя
174.Лагерь
Восьмой день, 21 мая.
Наша тропа местами была завалена деревьями (фото 175), местами шла просто по руслу ручья (фото 176), но в конце обрела вполне четкие признаки дороги (фото 177). Эта дорога нас вывела в село Красна. Здесь мы предполагали докупить продукты, если получится, поесть в какой-нибудь кафешке и зарядить аккумуляторы к фотоаппарату.
Неудачи продолжали нас преследовать. В кафе мы перекусили совсем не так вкусно, дешево и быстро, как ожидали. В каждом посещаемом нами магазине обязательно чего-то не было, и мы вынуждены были посетить четыре продуктовых магазина, пересекая трижды село вдоль. Затем начались мучительные поиски выхода из села в сторону от дороги на нужную нам тропу.
Разные местные жители почему-то направляли нас в противоположные стороны. Село Красна нас сначала не подпускало к себе, а теперь не отпускает.
Мощное красивое тело полутораметрового желтобрюхого полоза яростно извивалось на обочине дороги, закручивая последние в своей жизни кольца (фото 178). Неподалеку стоял местный житель, который гордо нам заявил: "Это я ее убил." Мы промолчали и не стали объяснять, что он был не прав. Тем более, что мы не знаем специфики отношений местных жителей с природой. Может у него и были какие-то мотивы.
Наконец то найден выход из села. Поднимаемся по тропе круто вверх. Становится жарко. Начинают одолевать слепни и еще какие-то мухи. Наверно, нужно было начинать поход на неделю раньше.
Дорогу "перебежал" полоз. Такой же, как тот, которого убили в селе.
Вышли к началу хребта, подъем стал не таким крутым, появились травянистые луга (фото 180), стало видно, где мы идем (фото 179). Но появилась угроза дождя (фото 181), который не заставил себя долго ждать. Пережидаем дождь в вовремя подвернувшейся колыбе (фото 182, 183).
Дело к вечеру. В безлесую зону подниматься нельзя, там будут проблемы с дровами и водой. Да и дождь, видимо, не окончательно завершил свое дело. На ночлег решено остановиться в одной из колыб (фото 185), неподалеку от которой расположен родник. Пока ходили к роднику, встретили несколько саламандр. Говорят, это к удаче.
175.На спуске
176.Опять дорога по ручью
177.Дорога вдоль р.Тиховец
178.Полоз
179.Подъем на полонину Красна. Вид на р.Тересва и с.Дубовое
180.
181.
А еще в колыбе живут удивительно крупные мыши. Мы их пытались выгнать, но тщетно. Пришлось просто подвесить наиболее лакомые с мышиной точки зрения продукты к потолку.
Далее был прохладный, но чем-то приятный вечер с как всегда вкусным ужином (фото 186) и созерцанием заката (фото 187).
182.Идет дождь
183.Пережидаем дождь в случайной колыбе
184.Долина р.Красна
185.Место ночевки
186.
187.
Девятый день, 22 мая.
Учитывая сложившуюся погодную тенденцию - с утра почти ясно, к середине дня - облачно и дождь, решено несколько изменить дневной график: с утра легкий перекус и выход чуть раньше, плотный завтрак будет позднее вместо перекуса. Вышли в 7:10 (фото 188).
Среди преимуществ раннего выхода еще и возможность застать почти безоблачное небо, хорошую видимость окружающих хребтов, туман в речных долинах (фото 189).Но погода, видимо, тоже внесла коррективы и еще до 11 утра нас накрыла первая волна дождя.
Путь к полонинам хребта Красна оказался не таким простым, как хотелось бы. Несколько раз приходилось нырять куда-то вниз, затем взбираться вверх по крутым склонам (фото 188). Но высота постепенно возрастает и с выходом на хребет Красна (около 1300 метров) окончательно выходим из зоны леса (фото 190). После спуска на фото 190 справа примыкает дорога из Усть-Чорна.
Здесь мы встретили поднимающийся из Усть-Чорна ГАЗ-66, переоборудованный в автобус для перевозки людей (фото 191). Сбоку на кузове было написано "Зеленый туризм. Эскурсия в горы". А внутри сидело несколько человек этих самых зеленых туристов. Вначале автомобиль нас обогнал метров на 200, но затем наши скорости движения были примерно одинаковы. И не удивительно,
учитывая качество дороги (фото 192).
188.Утренний разгон
189.Долина р.Красна
190.Хребет Красна
191.Так вот ты какой, зеленый туризм
Перед горой Климова была еще одна вершина на хребте, которую мы обошли справа по тропе (фото 193), заодно нашли здесь родник. На горе Климова (фото 194) сняли записку группы туристов из Киева, полюбовались окружающими панорамами, сделали несколько фотографий и продолжили движение по хребту (фото 195-197).
Собираются тучи, скоро будет дождь. Начинаем двигаться быстрее, чтобы найти удобное место для пережидания дождя. Расплата за поспешность наступает тут же - на одном из спусков Денис пробивает камеру об острые камни. Клеимся (фото 198).
192.
193.Родник у вершины
194.г.Климова
195.
Пока фотографировали панорамы с вершины горы Гропа (фото 199), снова начался дождь. Традиционно пережидаем его усиление под тентом.
196.
197.
198.Прокол
199.
Продолжаем движение вдоль прекрасных панорам (фото 200-202). Хребет Красна, наверно, самый сложный хребет из пройденных в этом походе за счет многочисленных крутых подъемов, камней на дороге, но зрелищно он один из самых интересных. Но, красота красотой, а есть все равно хочется. Перед горой Сигланский - наибольшей вершиной хребта, устраиваем привал и перекус.
200.
201.
202.
После обеда вид на северо-западе, в верховьях реки Мокрянки, заставил нас встревожиться. Там в атмосфере скопилось что-то ужасно черное. Просто оттуда на нас надвигалась ночь. Пытаемся убежать на северо-восток, где пока прекрасная погода. Траверсом по тропе на левом склоне проходим вершину Сигланский (фото 203). Черные тучи приближаются, а наш темп движения увеличивается.
И снова за это наступает расплата - о камни пробита камера у Саши. Меняем камеру, а тучи приближаются (фото 205).
Глубоко внизу под нами популярный у велотуристов перевал Прислоп (фото 206). Очень необычно его видеть под таким углом.
203.Траверс вершины Сигланский
204.
205.Опять прокол
206.Внизу - пер.Прислоп
Недоходя до отворота влево к горе Топас, замечаем уходящую вправо и вниз к селу Колочава натоптанную тропу (фото 207). Усилились порывы ветра, появились первые капли дождя. Решено уходить с хребта вниз, в Колочаву. Начинается стремительный сброс почти километра высоты (фото 209),
набранной с таким трудом. Удивительный контраст погоды на перевале Прислоп (фото 210) - справа такая черная темень, что не видно контуров ближайших гор, а слева - прекрасная солнечная погода.
207.
208.Радуга опирается на пер.Прислоп
209.Наперегонки с дождем
210.Контраст погоды на пер.Прислоп. Слева - Колочава, справа - Усть-Чорна. Действительно Чорна.
Тропа на травянистом склоне становилась все менее заметна, и вскоре потерялась совсем. Спускаемся к границе леса, где снова находим едва заметную тропу. Местами тропа почти исчезает (фото 212), а местами очень хорошо видна (фото 213). Вблизи села выходим на травянистый луг, где тропа снова теряется. Устремляемся к небольшой калитке в заборе, откуда хозяин дома проводит нас через огороды и выводит на тропу, ведущую к дороге (фото 214). Мы в Колочаве!
Дождь нас намочил лишь слегка. Далее было долгое пересечение Колочавы и выезд в конце на асфальтовую дорогу, по которой едем вниз вдоль реки теребля.
На окраине села новинка - совсем недавно созданный музейный комплекс "Линии Арпада". Это сейчас модное течение в туристическом бизнесе Закарпатья - создавать музейные и туристические комплексы вдоль оборонительной линии Арпада, приглашать туристов из Европы, чтобы те посмотрели, какую систему оборонительных укреплений от Советской Армии создали их деды.
211.
212.Внизу тропа была такая...
213.и такая
214.В Колочаве
215.Новый музей в Колочаве
216.Минеральный источник за рекой
217.Мостик к источнику
Проехав немного вдоль реки по асфальту перед селом Мерешор останавливаемся у большого щита с надписью «Минералиный источник Колочава» (фото 216), перебираемся по мостику (фото 217) на левый берег, испив минеральной воды возвращаемся к дороге.
В районе селе Мерешор дорога разбита настолько, что на ней не осталось никаких следов асфальта. За селом начинается водохранилище, Дорога слегка подымается по правому склону. Находим удобный съезд с дороги к водохранилищу и останавливаемся на ночлег на удобной поляне (фото 219).
Десятый день, 23 мая.
По водохранилищу плавали острова пластиковых бутылок. Но поднявшийся утренний ветерок сносил их к противоположному берегу. Хорошо, что купание в водохранилище было совершено вчера, в вечерних сумерках. Утром, глядя на заваленные всевозможным мусором берега водохранилища, купаться расхотелось. Все, что сбрасывается населением в реку выше по течению, оседает на берегах водохранилища. Обидно, ведь берега водохранилища по живописности, пожалуй, превосходят широко известный Синевир. Но у водохранилища другая судьба…(фото 218).
С утра отличная солнечная погода, но по уже богатому нашему опыту не сложно предсказать, что к середине дня, когда мы взберемся на следующий хребет – Бовцарский Верх, пойдет дождь. С грозой и градом. Нас уже несколько утомило это систематическое убегание от дождей по хребтам. Поэтому сегодня решили сделать дневку. И не просто дневку, а асфальтовую дневку, т.е. целый день прогулочно ездим по асфальтовым дорогам в объезд хребтов, отдыхаем от таскания велосипедов по крутым каменистым склонам.
Неторопливые сборы с приведением в порядок личных вещей и поздний выход около 10:00.
В конце водохранилища – плотина Теребля-Рикской ГЭС (фото 220), здесь вода из водохранилища по тоннелю сквозь хребет уходит к руслу соседней реки Рики, уровень которой значительно ниже и там стоят турбины ГЭС. В результате этого после плотины воды в реке Теребля практически нет (фото 221).
218.Тереблянское водохранилище
219.Лагерь
220.Плотина Теребля-Рикской ГЭС
221.Ниже плотины реки практически нет
Асфальт дороги вдоль реки местами разбит, но для велосипеда это никаких проблем не составляет. Несколько напрягает крепкий встречный ветер, но все равно ехать по асфальту вниз достаточно легко.
В конце села Драгово развилка с памятником Богдану Хмельницкому, на ней сворачиваем вправо. Горы закончились, за спиной на горных хребтах собираются тучи (фото 222), скоро там будет дождь. Через 2 км после развилки в Драгово снова вправо (фото 223) на примыкающую второстепенную дорогу. Асфальт сменяется на пыльный грейдер (фото 224). Еще через 2 км небольшой перевал и спуск по серпантинам ухабистой дороги, из которой местами торчат крупные камни. Но в конце спуска снова начинается асфальт.
222.За Драгово. Ушли из гор и из туч
223.Поворот к Нанково
224.За поворотом дорога совсем иная
225.
226.
В селе Иза Т-образный перекресток, на котором сворачиваем вправо. Здесь движение автотранспорта заметно интенсивнее. Но через 6,5 км после поворота влево (фото 227) оно снова ослабевает. Проезжаем по мосту р. Рика (фото 228) и снова углубляемся в массив невысоких гор. Дорога постепенно набирает высоту и за селом Липецкая Поляна преодолеваем небольшой перевал. Далее спуск в с. Долгое. В центре Долгого соседствуют православная церковь, греко-католическая церковь и римо-католический костел необычной архитектуры (фото 230)
Дождь, кажется, понял, что мы его надули и зря он свирепствовал на Бавцарском Верхе – нас там не было. Но он нас вычислил, стали сгущаться тучи и в Долгом начал накрапывать дождь. А перед селом Бронька (фото 231) пошел полноценный дождь, но мы успели спрятаться под навесом вовремя подвернувшейся автобусной остановки. Но дождь был не продолжительным и не сильным.
227.
228.Мост через р.Рика в с.Липча
229.Монастырь
230.Церковь и костел в с.Долгое
231.с.Бронька. Сейчас будет дождь
На развилке в с. Керецки сворачиваем вправо к с. Березники (фото 234). В центре села асфальт заканчивается. В конце села дважды пересекаем реку Боржава по мостам и едем вдоль ее западного берега. Перед третьим мостом следовало бы свернуть на примыкающую слева грунтовку и остаться на западном склоне, но встреченные мужики посоветовали нам дальше ехать по восточному берегу реки.
У размытого и полуразрушенного моста встретили автомобиль. Мужик при нем сказал, что дороги на полонину не знает, но вверх по ручью ушли лесники, которые скоро должны вернуться, они наверняка знают. Направляемся вдоль этого же ручья. Дорога стала значительно хуже. Здесь прошел более сильный дождь. Сыро, по дороге ползает множество саламандр, для них это самая замечательная погода. Встречаем лесников, которые подтвердили, что мы едем неправильно, лучше было подниматься по дороге вдоль западного склона реки. Но можно и здесь подняться на полонину, лесники указали на едва заметную тропу, которую без них мы вряд ли бы нашли. Указав тропу, один из лесников добавил: «Только я бы вверх по этой тропе не полез ни за какие деньги».
Подъем по тропе будет завтра, ставим лагерь у начала тропы на поляне при слиянии двух ручьев.
232.Кушница
233.От границы Свалявского района асфальт заметно получше
234.В центре Березников асфальт заканчивается
235.Вдоль р.Боржава
236.
237.Лагерь
Одиннадцатый день, 24 мая.
«Ну, за деньги я бы тоже сюда ни за что не полез» - воскликнул Саша в конце первого, самого тяжелого участка подъема. Подъем можно разделить на три основных участка. 1 – тропа в лесу (фото 238-240), которая через полтора километра подъема выходит на старую заброшенную грунтовку (лесники говорили, что внизу эта дорога размыта и обрушилась). 2- более пологий подъем по местам старых вырубок до границы леса. Здесь встречаются заросли кустарника, крапивы и упавшие деревья (фото 241-242). 3 – подъем по дороге выше границы леса (фото 244, 245). Зрелищно последний участок наиболее интересен.
238.Это только начало
239.
240.Пытка подъемом
241.Пытка крапивой
242.На тропе
243.Цветы победителям подъема
Далее движемся на северо-запад по тропе на вершине хребта (фото 246-250).
244.верховья р.Боржава
245.Гора Стой. - Доползу и стану
246.Боржава. Вид на юго-восток
247.Боржава. Вид на северо-запад
У остатков старого окопа останавливаемся на перекус (фото 250).
С хребта на северо-восток в сторону села Пилипец уходит хорошо накатанная грунтовка. Спуск с Боржавы мы предполагали сделать немного дальше перед Воловцом. Но тучи начали сгущаться, где-нибудь через час здесь будет дождь. Мы не уверены, что в пределах часа мы найдем удобный спуск, поэтому решено спускаться здесь. Вначале спуск был сравнительно пологий, а дорога ровная (фото 251). Но дальше дорога становилась круче, на ней встречались крупные камни, промоины от ручьев. В целом спуск был напряженным и тяжелым. В курортном поселке на окраине Пилипца упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее вправо, затем едем до автодороги Межгорье – Воловец, на которую сворачиваем влево.
248.По Боржаве
249.По Боржаве
250.Перекус в окопе
251.Пытка спуском
252.Канатка над Пилипцом
На перевале Подобовец встречаем группу велотуристов из Минска, которые едут из Ужгорода через Полонину Руна и Воловец в Межгорье, затем через Торуньский перевал в Долину. Короткий обмен впечатлениями – и спускаемся к Воловцу, где нас застал небольшой дождь. Но основные дождевые события, судя по тучам, развернулись выше, откуда мы успели сбежать.
В Воловце закупаем продукты (удивительно вкусный хлеб и булочки в местной пекарне при магазине) и взбираемся на небольшой перевал Менчил (фото 255). За ним длинный пологий спуск к селу Нижние Ворота. За Верхними Воротами справа от дороги несколько огромных деревьев, родник и ухоженный памятный знак в честь отмены панщины в 1848 году (фото 257). Памятник дважды обновлялся – в 1928 и 1989 годах. Подобных памятников встречается немало на Западной Украине. Удивительна народная память к, казалось бы, не очень значительному событию полуторавековой давности.
Перед автотрассой Ужгород – Львов сворачиваем вправо, а в центре Нижних Ворот еще раз вправо. За селом Вербяж начинается подъем по многочисленным серпантинам на перевал Средневерецкий. Асфальт, автотранспорта нет, пологий подъем по серпантинам – все очень хорошо, только нужно искать место для лагеря. За 3 км до перевала у дороги находим ручей родникового происхождения и отличную травянистую поляну.
253.Конец спуска
254.Встреча с велотуристами из Минска
255.пер.Менчил
256.Снова радуга на перевале
257.Памятник отмене панщины
258.Поворот в Нижних Воротах
259.Лагерь
Двенадцатый день, 25 мая.
Утро было не обычным по погоде – было облачно, шел дождь. Но вскоре дождь прекратился, а ветер принялся разгонять облака и к середине дня уже была безоблачная погода.
Выезжаем на перевал (фото 260), где установлен новый памятник борцам за независимость Украины, затем спускаемся по многочисленным серпантинам (фото 261). В трехстах метрах за мостом через речку Стрый сворачиваем вправо в сторону с. Жупаны (фото 262).
260.Перевал Средневерецкий
261.Спуск с перевала
262.Дорога на Жупаны
263.Подъем на хребет за Жупанами
264.
265.
Проехав через Жупаны по заброшенным грунтовкам и тропам (фото 263) поднимаемся к г. Станеша, от которой по хребту на юго-восток спускаемся к перевалу Опор (фото 264-267). Далее по накатанной грунтовке спускаемся к верховьям р. Опир, но дальше эта дорога уходит вверх на запад, т.е. в противоположном нам направлении. По заброшенным лесовозным дорогам (фото 268-270) движемся вниз вдоль реки, а затем по руслу реки, по которому идет дорога (фото 271, 272). Выходим к железнодорожному мосту через р. Опир, от которого идут уже обычные грунтовки. Пересекаем с. Опорец, вновь поднимаемся в гору с целью проехать на восток к селу Волосянка. Поднявшись на хребет, встречаем грузовик и группу лесорубов. Узнав, куда мы едем, они начинают шумно спорить между собой, как правильно нас послать. В конце спора, найдя общее решение, объясняют нам, что дорога, по которой мы едем, содержит крутые подъемы, лучше их объехать справа через лесную вырубку.
266.
267.
268.
269.
270.
Дорога через старую вырубку (фото 275) – это еще та дорога, на ней валяются куски бревен, глубокая колея, заросли кустарника. Толи лесорубы нам что-то не так объяснили, толи мы что-то не так поняли, но дорога привела в тупик. Точнее, из этого тупика одинокий бульдозер еще ездил через лес куда-то, но все его треки упирались в тупики. Полонина, с которой легко попасть в Волосянку была видна и была совсем рядом, но попасть туда невозможно – нас разделяли то глубокий овраг, то непроходимые заросли. Потратив кучу времени на многочисленные разведки, мы решили вернуться обратно (фото 276). Ехать по изначально намеченной нами дороге уже поздно – мы не успеем в Волосянке закупить продукты на предстоящие два автономных дня.
Решаем сделать объезд по цивилизованным дорогам через Славско, где мы гарантированно успеем закупить продукты. Насчет «цивилизованности» дороги мы несколько погорячились. Хотя, когда-то здесь был даже асфальт, судя по сохранившимся кое-где фрагментам. Но эту дорогу после асфальта многократно улучшали подсыпкой местных камней. В результате получилось что-то среднее между грунтовкой и грейдером с крупными и многочисленными выбоинами, созданными лесовозами. Дорога очень пыльная и встреча с каждым автомобилем неприятно. Благо автотранспорт на этой дороге встречался редко.
271.по р.Опир
272.по р.Опир
273.с.Опорец
274.с.Опорец
275.Поиски дороги на Волосянку
В Славском (фото 278) сохранился участок настоящего неразбитого асфальта. Закупаем продукты в центре села и едем на юг вдоль речки Славска. Здесь ведется мощное строительство коттеджей, гостиниц, и прочих построек для отдыха туристов. Неужели сюда приезжает такое количество народа, что могут все это заполнить? Грузовики, возившие стройматериалы, превратили дорогу в полосу препятствий. Преодолев все это, выезжаем на пер. Ялынковатый. Начало темнеть, резко похолодало, дует сильный восточный ветер. На границе леса среди крупных елей находим удобную площадку для лагеря.
276.
277.с.Тернавка
278.с.Славско
Тринадцатый день, 26 мая.
Утром ясная солнечная погода. По тропе вдоль трассы газопровода поднимаемся на хребет (фото 279, 280). В конце подъема – прекрасная панорама гор (фото 281). Дальше наш путь по водораздельному хребту к Торуньскому перевалу (фото 282-286). Здесь немало подъемов и спусков, но в целом дорога идет с понижением высоты.
279.Подъем от пер. Ялынковатый
280.Подъем
281.На хребте. Вид на Боржаву
282.Подъезд к г. Черная Репа
283.С горы Черная Репа на юго-восток по Водораздельному хребту
На Торуньском перевале братская могила и монумент в честь погибших в первой мировой войне (фото 287).
284.
285.
286.
287.пер.Торуньский
288.пер.Торуньский
Восточнее Торуньского перевала дорога становится хуже. Местами она теряется в траве на полонинах (фото 289), местами засыпана камнями разных размеров (фото 290).
Перед Вышковским Горганом встречаем полезную схему туристских троп (фото 291)
При спуске с Вышковского Горгана на камнях тропы встречаем несколько змей (фото 293, 294), причем, они не очень спешат покидать облюбованное место, надуваются, шипят и ведут себя агрессивно.
289.Восточнее Торуньского перевала
290.Перед г.Вышковский Горган
291.Схема троп возле Вышковского Горгана
292.
293.Гадюка обыкновенная
294.Через 100 м снова. Это просто гадюшник какой-то
Спускаемся к Озерянскому перевалу, откуда вниз к Синевиру идет хорошо набитая туристская тропа (фото 295), ехать по ней легко, нужно лишь внимательно следить за выступающими в некоторых местах на тропе корнями деревьев и камнями. Тропа обычно перед каждым сезоном расчищается, но все равно можно наткнуться на завалы на тропе (фото 296).
Далее был осмотр озера Синевир, спуск вниз на восток к дороге, и затем в отличие от большинства туристов едем на северо-восток к селу Свобода по каменистой грунтовке. Перед этим селом горы расступаются и перед нами открывается слабохолмистая местность. Просто не верится, что водораздельный хребет в километре-двух отсюда.
Проехав село, едем дальше вдоль ручья, несколько раз пересекая его. Затем по старой лесовозной дороге уходим круто вверх (фото 298). Нам повезло, что этот подъем проходил в сухую погоду. Далее движемся по хребтовой дороге. Здесь также есть немало подъемов и спусков, но встречаются и горизонтальные участки с крупными лужами и раскисшим грунтом.
На краю вырубки замечаем оленя без рогов (в этом походе олени - отдельно, рога - отдельно). Но подойти поближе к нему для фотографирования не удалось, олень удалился в лесную чащу.
Выходим к полонине Гыча и на ее окраине ставим лагерь.
295.Тропа к Синевиру
296.Завал на тропе
297.оз.Синевир
298.Подъем восточнее с.Свобода
Четырнадцатый день, 27 мая.
Обследование полонины Гыча (фото 299) ранним утром дало печальные результаты. Тропа, на которую мы рассчитывали и по которой мы шесть лет назад спускались к верховьям реки Молода завалена буреломом и непроходима. Еще две старые тропы находятся примерно в таком же состоянии. Тупик. С полонины Гыча выхода нет.
Перед полониной Гыча от дороги к полонине на север по хребту уходит тропа. Эта тропа сырая и сильно размочалена копытами табуна лошадей, самостоятельно живущего на полонине. Но – выбирать не приходится. Согласно туристскому указателю эта тропа должна вывести к верховьям р. Свича и старой узкоколейке, ведущей в Долину, откуда поездом можно уехать во Львов. Решаем вынужденно изменить концовку маршрута, вместо реки Молода двигаться вдоль реки Свича, а маршрут завершать не в Калуше, а в Долине. Такой выход в цивилизацию с основного маршрута получается даже более коротким, чем планировавшийся.
На начальном пологом участке тропа хорошо видна, а на спуске через лес она теряется, спасает туристская маркировка на деревьях. В конце спуска выходим на заросшее молодыми елями полотно узкоколейки (фото 300). Как ни странно, рельсы не сняты, как на других старых узкоколейках. Приспосабливаемся двигаться по шпалам. Местами удается ехать. Далее на обширном лугу полотно узкоколейки просело и полностью погружено в воду, включая рельсы. Идем по рельсам, так мельче.
Выходим на более сухую тропу, на которой замечаем старый след медведя (фото 301).
По шпалам полотна дороги удобно переходить русло реки (фото 302), но в некоторых местах железнодорожный мост разрушен рекой, остались только висящие рельсы и на них несколько шпал.
299.Полонина Гыча
300.Заброшенная узкоколейка
301.Медвежий след
302.Мост через речку
303.
304.Снова вдоль по реке
На месте станции Свича сохранился деревянный дом. Людей нет. Но есть полезная схема туристских троп (фото 305). Дальше вдоль узкоколейки идет автомобильная грунтовка. Правда, пришлось несколько раз пересекать вброд речку, а один раз дорога пошла привычным для Карпат способом – по руслу реки (фото 304).
На станции Бескид встретили действующий локомотив (фото 308) к которому были прицеплены грузовые площадки. Перед локомотивом на рельсах лежало противоугонное устройство – бревно.
За селом Людвиковка упираемся в автотрассу Межгорье – Долина. Сначала сворачиваем влево в село Мысловка, где закупаем продукты, затем у реки делаем привал с перекусом и приведением себя и велосипедов в цивилизованный вид, а затем легко и быстро мчимся по асфальту вниз, к г. Долина. На этом участке еще и ветер был попутный.
В Долине решаем не ждать электричку, а ехать маршруткой во Львов, откуда поездом в Одессу.
305.Тропы в районе лесоуч. Свича
306.Рельсы не всегда паралельны
307.Кордон Бескидского лесничества
308.Действующий тепловоз
309.Схема троп в районе Мысловки
310.Людвиковка (Мысловка), асфальт
Заключение и выводы.
1. Заявленный маршрут успешно пройден по основному варианту с несколькими переходами на запасные варианты. Всего за 14 ходовых дней пройдено 710 км, из них 416 км грунтово-каменистых дорог, троп и бездорожья. Набор высоты составил более 15 тыс. метров. По этим параметрам поход вполне соответствует пятой категории сложности по действующей в Украине методике категорирования велопоходов.
2. Из-за неблагоприятного прогноза погоды изначально запланированные сроки похода по согласованию с МКК были сдвинуты на две недели. Это было сделано очень удачно, поскольку в Карпатах в начале мая произошло резкое ухудшение погоды, выпал снег. Во время прохождения маршрута с 14 по 28 мая почти ежедневно проходили дожди, однако они были не столь продолжительными и не сделали невозможным прохождение основной части маршрута.
3. Основная часть запланированного похода проходила по вершинам горных хребтов и полонинам. В связи с высокой вероятностью дождей в Карпатах, опасностью передвижения в тумане облаков, а также в связи с тем, что заранее невозможно предугадать, на каком из хребтов нас застанет непогода, почти вдоль всего основного маршрута были проложены запасные варианты в объезд хребтов по обычным дорогам вдоль рек. Спуск с основного маршрута на запасные варианты обычно не прост, но это на случай, если передвижение по основному маршруту станет невозможным или опасным. Большая часть маршрута пройдена по основному варианту. Произведенные изменения перечислены в разделе 2.4.
4. Существенных технических проблем в походе не было. Всего на группу было 6 проколов (большинство – пробои об острые камни), сломана стойка багажника, утерян один винт крепления, стерты по две пары колодок на каждом колесе.
5. Проблем с перемещением в погранзоне не было. За две недели до похода мы позвонили в Черновицкий погранотряд по телефону 0372 – 59-19-58, где нам рекомендовали факсом на номер 0372 - 59-19-51 послать маршрут, сроки, состав группы и паспортные данные участников. Следовало бы перед выходом на маршрут убедиться в получении разрешения, но мы этого не делали. На погранзаставе нам подтвердили, что получили телеграмму с разрешением нашего прохождения через погранзону. Наличие паспортов у всех участников обязательно.
6. Как руководитель похода считаю, что май – лучшее время для походов по Карпатам. Хотя почему-то среди туристов сложилось мнение, что в мае там мокро, а лучшее время – август. Но в Карпатах мокро всегда, а самые разрушительные паводки из-за дождей происходили как раз именно в августе. Обилие ягод – это, пожалуй, единственный довод за август (хотя в мае мы неоднократно проходили поляны только оттаявшей прошлогодней брусники и с удовольствием лакомились ею).
Преимущества мая
1. Прошлогодняя трава примята снегом, а новая еще не выросла. Это упрощает ориентирование – видны тропы на полонинах, которые трудно заметить в выросшей траве, позволяет ездить по полонинам даже без троп, меньше мокнут ноги от росы, появляющейся на траве от дождя либо естественным образом утром.
2. На Карпатских хребтах и полонинах в мае нет назойливых мух, слепней и других насекомых. Этому есть две причины. Во-первых, из-за предшествовавших холодов они просто не успели размножиться, во-вторых, местные жители еще не выгоняли стада животных на полонины из-за отсутствия там травы. Нет животных – нет мух и слепней.
3. Буковые леса из-за нераспустившейся листвы прозрачны, сквозь лес видны соседние хребты. Это делает передвижение по лесу более интересным и упрощает ориентирование.
4. В мае на вершинах хребтов в некоторых местах еще лежит снег. Это решает проблему воды при передвижении вдоль хребтов.
5. Зрелищно майские Карпаты намного интереснее, чем в августе. Цветовая гамма шире – это и пятна белых снегов, и светло-рыжие поляны прошлогодней травы, и ярко-зеленые пятна молодой травы, и ярко-желтые поляны одуванчиков, белых ромашек в речных долинах, и фиолетовые поляны крокусов на полонинах. Кстати, поляны крокусов – это потрясающее зрелище, особенно пробивающиеся сквозь слой снега. Только ради того, чтобы это увидеть, стоит подниматься высоко в горы. На полонинах встречаются и поляны нарциссов, не тех, что на широко разрекламированной для доверчивых туристов клумбе под Хустом, а настоящих. Лесистые склоны гор также весьма разноцветны - ярко-светлозеленая молодая листва грабов в нижней части склонов сменяется фиолетово-коричневыми в общей массе нераспустившимися ветвями буков вверху склонов. И все это разбавлено елями с темно-зеленой хвоей. А в августе все и везде одинаково зеленое, или даже серо-зеленое.
Список полезных ссылок