Велопоход
по зимнему Крыму
2 –
7 января
Нитка маршрута:
Симферополь – Бахчисарай – Соколиное – пер. Ай-Петри – Ялта – Алушта – Морское – Судак – Грушевка – Каменское – Щелкино – зап. Казантип – Новониколаевка – Керчь
Протяженность – 463 км
Схема маршрута:
Участники:
|
|
Игорь Швак |
Борис Карраско-Косьяненко |
Первый день, 2 января
Поезд из Одессы прибыл в Симферополь в 7-25. Сразу поразила температура +6 (в Одессе перед отъездом было около -3). На вокзале нас встретил и помог со сбором велосипедов товарищ Бориса.
Долго не задерживаясь в Симферополе начинаем крутить в сторону Бахчисарая, ветер встречный, температура плюсовая. Ощущения зимы нет, снега нет, больше похоже на весну или осень. Еще не доезжая до Бахчисарая принимаем решение попытаться взять перевал Ай-Петри вместо запланированного Бечку.
Где-то между Бахчисараем и Соколиным мы встретили группу симферопольских байкеров, ребята подтвердили наши опасения что Бечку сейчас это грустное болото а Ай-Петри проезжаем. Получив столь нужную нам информацию начинаем карабкаться вверх. Подъем на Ай-Перти зимой выглядит не так как летом или осенью, уже на шестиста метровой высоте начинается заснеженная дорога, знакомые завитки серпентина выглядят совершенно по-другому, есть что поснимать на фото/видео.
Ночевку сделали на высоте
Второй день, 3 января
Проснулись в 6-00,снегопад, штиль. Темпера - 3. Зная непостоянство погоды в горах быстро завтракаем и едем на перевал. Как по заказу на яйле снег прекратился, выглянуло солнце. К ресторанчикам и смотровой площадке добирались долго – наслаждались красотами.
На смотровой площадке ничего не увидели, наползло облако. Берег моря открылся лишь на минуту да и то не четко. Нам предстоял спуск вниз по серпантинистой обледенелой дороге да еще и с плохой видимостью. Спускались медленно и аккуратно соблюдая все возможные меры безопасности. Отличный пример того когда подниматься на гору легче чем спускаться.
К середине спуска лед на дороге исчез и начался просто мокрый асфальт. К Ялте подъехали уже под дождем. Свернули на восток и покатили в сторону Алушты, основная трудность дня была преодолена и теперь мы старалились как можно больше проехать до заката по хорошей дороге.
На ночевку встали за Малореченским, сразу после ужина
начался дождь и лил всю ночь. Температура + 5. Дневной пробег
Третий день, 4 января
К 6-00 дождь прекратился и мы смогли нормально позавтракать.
Сегодня у нас наполеоновские планы - доехать до Судака далее Грушевский перевал и финиш в Кировском. Так как ночевка планировалась в квартире, где нас уже ждали, то мы могли себе позволить проехать последние километров двадцать/тридцать ночью.
С первых километров стал ощущаться порывистый северный ветер, к середине дня порывы стали на столько сильными что сдувало с дороги. К счастью это длилось недолго и через несколько часов ехать стало легче. Температура 0.
За Судаком мы свернули на север к Грушевке. Подъем несложный, ближе к Грушевке на дороге появился снег и лед но ехать было возможно. Нам удалось засветло проехать перевал и спуститься в Старый Крым, далее уже по равнине мы катили при свете фар. Еще во время подготовки маршрута мы планировали проезд участка Старый Крым – Кировское ночью и поэтому велосипедный свет и отражатели у нас были наготове.
Последние пятнадцать километров ветер стал попутным и мы на скорости под
тридцать по хорошему асфальту въехали в Кировское где
нас ждал горячий душ и вкусная еда. Так закончилась горная часть похода.
Дневной пробег
День четвертый, 5 января
Стартовали в 9-00, температура -3.
Сразу же едем к Каменскому по новому пути не через Владиславовку как мы обычно ездили а через села Синицино и Васильковое. Дорога хорошая, к Каменке доезжаем без задержек.
В Каменке традиционно спускаемся в каменоломни, греемся и обедаем. Набираем воды из подземного колодца. Колодец находится достаточно глубоко, человеку незнакомому с системой каменоломни искать не рекомендуется.
Далее движемся вдоль берега на восток. Грунт подмерз и стал проезжаем. На подъезде к Калиновке наткнулись на размытую дамбу, немного проехались/прошли по воде.
За Калиновкой по хорошему асфальту быстро доезжаем до Крымской АЭС, делаем фото. На данный момент территория АЭС охраняется, и поделена между частным конторами. Еще не совсем разрушенные помещения используются предпринимателями как автостоянки, загоны для скота и пр.
Проезжаем несколько километров в
направлении Щелкино и становимся на ночевку в
заброшенном саду. Дневной пробег
День пятый, 6 января
Подъем в 6-00, завтрак, сборы, температура -1.
Заехали в Щелкино, проехались по пляжу, город выглядит заброшенным, грустно. Далее проезжаем Мысовое и поднимаемся в заповедник Казантип. Мы не оформляли пропуск и поэтому ограничились панорамными видами на въезде. Казантипский заповедник выглядит как атолл с красивыми бухтами по окружности и нефтяными буровыми вышками в центре, оригинальный такой заповедник ))). Основные постройки пограничников и лесников находятся на западном побережье и поэтому подъем по восточной дороге менее проблематичен.
Едем вдоль казантипского залива. Дорога песчаная, напоминает Арабатскую стрелку, местами «стиральная доска». В районе села Азовское посещаем ветроэлектростанцию. Нам удалось подняться и осмотреть неработающий ветряк.
Продолжаем движение к Нижнезаморскому, дорога начинает петлять, много поворотов и развилок. Помог трек построенный в «Google Планета Земля». Температура поднялась до +4. Замерзшие лужи начали таять затрудняя движение
В Нижнезаморском начинается нормальный асфальт, мы едем к Новониколаевке. По пути видим еще группу ветряков.
Ночевка около трассы М17(Е97) не
доезжая Горностаевки. Пробег
День шестой, 7 января
Утром пасмурно, температура +2.
Без остановок доезжаем до Керчи. На ж.д. вокзале берем билеты на ночной поезд.
Далее до Бондаренково и на грязевые вулканы. Последние километры к вулканам проходим пешком по раскисшему грунту. Короткая фотосессия и снова пешком к трассе. Пару километров по асфальту и снова грунтовка на Аджимушкай, тут нам повезло больше, почва оказалась каменистая и мы таки доехали к следующей интересной точке.
Аджимушкайские каменоломни (катакомбы) широко известны, тут построен мемориальный комплекс и все обустроено. К сожалению, седьмого января комплекс был закрыт, и на экскурсию попасть не удалось. Буквально в ста метрах от мемориала можно найти с десяток входов в каменоломни. Именно там чувствуется грандиозность и размер каменоломен. Стоит взглянуть на сквозную дыру от поверхности к туннелю диаметром двадцать метров и глубиной столько же. Нашли макет (или не макет) авиационной бомбы просто лежащей на земле, вторую, побольше установленную на подставке. Скорее всего, скоро близлежащую территорию обустроят под музей. В общем, стоит прогуляться в окрестностях. В пятистах метрах ниже находится «Царский курган». Он так же закрыт сегодня для посещения. Делаем фото на память и едем в Керчь.
Возле ж.д. вокзала в автопарке заезжаем на автомойку и облегчаем наши велы
от болота и готовим к перевозке в поезде. Дневной пробег
Выводы
В целом, поход пройден по запланированному маршруту. Замена перевала Бечку перевалом Ай-Петри была обусловлена хорошей погодой на последнем, и точной информацией что перевал проезжаем. Только на этом перевале мы увидели много снега ))).
Горная часть похода, первых три ходовых дня (Бахчисарай –Ялта – Судак – Грушевка – Старый Крым) не изобилует достопримечательностями но богата на красивые горные виды. Вторая часть - степная (Старый Крым – Каменское – Казантип - Керчь) наоборот, имеет много интересных мест для посещения.
Список интересных мест что мы посетили во время похода:
· перевал Ай-Петри (очень красивый зимой)
· Акмонайские катакомбы (интересны, если есть проводник)
· Крымская АЭС (постиндустриальный пейзаж)
· заповедник Казантип (интересное природное место)
· ветроэлектростанция возле Азовского (интересна в первую очередь тем что все можно потрогать ))) )
· грязевые вулканы (на любителя)
· Аджимушкайские каменоломни (стоит взглянуть для общего развития)
· Царский курган (выглядит интересно, находится рядом с каменоломнями аджимушкая)
Маршрут пройденный нами за шесть дней достаточно
сложный для зимнего времени и требует предварительной подготовки. Суммарный
километраж похода
Рекомендации
Стоит отметить что в крымских горах зимой погода очень изменчива, это необходимо учитывать при планировании маршрута. Грунтовые участки проезжаемые при морозе превращаются в грязевое месиво уже при небольшом плюсе. Такие места лучше перестраховывать альтернативным маршрутом.
Следует правильно продумать снаряжение, так как возможны заморозки, дожди, туман, гололед. Мы каждый вечер уточняли погоду на завтра, это помогало спланировать следующий день и избавило от многих неожиданных сюрпризов.
Еще одна сложность зимнего похода это короткий световой день. Для наиболее эффективного использования светлого времени приходилось делать ранний подъем (6-00) который в свою очередь компенсировался ранней установкой лагеря на ночевку (16-20).