руководитель Балецкий В.П.
СТК «Одесса», участники группы – члены СТК «Одесса» и турклуба «Романтик» ОНПУ г. Одессы
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяженность активной части похода, км. |
Общая продолжительностьдней |
Ходовых дней |
Сроки проведения |
велосипедный |
первая |
256 |
5 |
5 |
22-26 июня |
Николаевская и Одесская области.
Трикратное – Актово – Трикратное – Александровка – Новокантакузовка – Новоселка – Кременевка – Градовка – Зеленое – Березовка – Тилигульский лиман – Петровка – Коминтерново – Одесса.
Итого активным способом передвижения –
Из них по дорогам с
покрытием –
Набор
высоты –
2 июня 2011г.
Время выезда (от ст.Трикратное) – 16-30
Время и место остановки на ночевку – 19-45, Актовский каньен.
Пройденное расстояние - 22 км
Время движения – 1-39 часа
Средняя скорость - 13.5 км\час
Погода - Солнечно, тепло, легкий встречный ветер
Т.к. коллектив весь с пос. Котовского, то грузится на электричку Одесса-Помошная решили на Восточной. Не смотря на будний день, народа на перроне собралось достаточно и пошло легкое волнение, как получится загрузиться с груженными велосипедами. Но перед прибытием стали в шеренгу на ширину в 1,5 вагона, чтобы в любом случае три двери были наши. Где-то так оно и получилось. Сразу велики были в тамбурах, Галка в соседнем вагоне, но постепенно люди выходили, мы сняли баулы, переместили велосипеды в вагон, а после Буялыка основная масса пассажиров освободила вагон, что позволило нам комфортно расположиться и отобедать.
Фото 1. В электричке
Между тем электричка стала опаздывать, поэтому в Трикратном после 15-ти минутной стоянки вдруг решили выгрузиться, что бы осталось время посмотреть на каньон. Одна минута – и мы на перроне.Еще 4минуты – и мы готовы ехать. До Трикрат хороший асфальт, почти нет машин, вдоль дороги много шелковицы, хорошо, что группа ее не замечает. На въезде в Трикраты колодец без ведра. Проезжаем мимо, в расчете на другие колодцы. Но с водой здесь сложно, колодцев нет, вода привозная. Но ведро воды нам вынесли. На выезде с села первый прокол у Иры, гвоздь тридцатка. Дальше до Актово булыжник, но есть накатанная обочина. Перед мостом на въезде в село сворачиваем на правый берег р.Мертвовод и едем грунтовкой вдоль каньона созерцая окрестности. Выехав на обзорную площадку, устраиваем длительный привал.
Фото 2. Осмотр Актовского каньона
Фото 3 Актовский каньон
Впитавши в себя местные красоты, едем дальше в расчете найти красивое место для лагеря. Но дорога уходит в сторону от речки и мы, съехав с дороги, по краю поля выезжаем на речку с высокими скальными берегами где и ставим лагерь.
Фото 4. Лагерь на берегу Актовского каньона
Обзорную прогулку к реке совмещаем с купанием. Красивые виды, костер, отсутствие комаров, хорошее настроение и посиделки за полночь.
Фото.5 с.Трикраты
23 июня 2011г.
Время выезда – 7-55
Время и место остановки на ночевку - 19-00, берег озера вблизи с.Криворучка
Пройденное расстояние - 59 км
Время движения – 4-28 часа
Средняя скорость - 12.5 км\час
Погода - Солнечно, тепло, легкий встречный ветер
Подъем в 5-30, красивый восход, завтрак, долгая паковка и в 8 часов мы уже в пути. Возвращаемся на ст. Трикратное. Но вначале заезжаем на вчерашнюю обзорную площадку и ищем очки, что Ира вчера здесь потеряла. Полюбовавшись видами решаем прекратить поиски и сразу же в траве находятся очки. В Трикратном в колодце своим котелком набираем воду во фляги. Дальше начинаются препятствия в виде шелковиц вдоль дороги, где приходится делать вынужденные привалы. В Александровке закупаем продукты на два дня, т.к. по маршруту предполагаются только очень маленькие (и глухие) села.
Фото 6. В Александровке закупаем продукты
Фото 7 плотина ГЭС в Александровке
В Актовских ставках съезжаем на грунтовую дорогу вдоль Буга и найдя красивое место становимся на обед. Т.к. место красивое, то конечно много мусора. Делаем небольшую уборку поляны, собирая мусор хотя бы в одну кучу. На улице тепло, поэтому 2,5 часа обеда купаемся в реке. После обеда продолжаем ехать грунтом вдоль реки.
Фото 8. р.Ю.Буг
Не желая отдаляться от берега, сворачиваем на тропинку и сразу у Галки ветка в колеса, перекидка в спицах – сломан петух.
Фото 9 Меняем петух
Меняем и едем дальше по коровьим тропам. Очень быстро это нам надоедает и полем выходим на проселок на Новокантакузовку. Тут я увлекшись рассматриванием навигатора поздно замечаю резкий подъем и, не успев до конца переключиться, давлю на педали и в результате цепь на земле. Пока вожусь с цепью, остальные в селе находят колодец и заправляются водой. Подъезжаю – у Иры опять прокол – канцелярская кнопка. За селом живописный проселок среди пшеничных полей.
Фото 10 Дорога к озеру
Жара добавляется к усталости, но наша цель сегодня – озеро в р-не с.Криворучка. Озеро в аренде, предлагается платная рыбалка (200грн), стоянки скорее всего заняты рыбаками. Поэтому через лесок без дороги выходим на берег озера (вдали от рыбаков) и после купания ставим лагерь.
Фото 11 Лагерь на озере
24 июня 2011г.
Время выезда - 7-30
Время и место остановки на ночлег - 18.40, лес между с.Градовка и с.Новониколаевка
Пройденное расстояние -
Время движения - 4-45 часа
Средняя скорость - 13 км\час
Погода - солнечно, жарко,
слабый ветер
Что бы больше проехать без жары,
общий подъем в 5-00, но выехать раньше 7-30 все равно не получается. В верховье
озера на дамбе встречаемся с хозяином озера, каким-то образом принявшего нас за
нелегальных рыбаков. После непродолжительного крика, он смог оценить, что на
велосипедах у нас баулы, а не удочки и что рыбу его мы не воровали
и уже нормально рассказал о местных полевых дорогах. Попытались заехать
на аэродром, но военные его не покинули, берегут еще на случай войны, хотя
самолетов уже нет и он почти не охраняется. Поэтому
разворачиваемся и едем на Новоселку, где заправляемся водой на день.
Фото 12 Иногда
дороги оказывались перекопанными
За селом на спуске, перестраиваясь с
колеи в колею, Люба теряет контроль над педалями и пытается разбить каску об
дорогу. Падение обошлось без серьезных травм, но Галя уколола обезболивающее, и
мы делаем полуторачасовой привал в ближайшей посадке.
Фото 13 Привал
Жара усиливается и, разгрузив Любу,
не спеша выдвигаемся на Кременевку
с расчетом пообедать на страусиной ферме. Там мы были
радушно встречены гостепреимными хозяевами. Был
предложен душ, чай из самовара с вареньями и просто тень и прохлада.
Фото 14 На
ферме
Пока готовился омлет из одного яйца, хозяин показывал и рассказывал о своих питомцах. А после обильного
обеда провел интересную экскурсию по небольшому зоопарку и остальному
хозяйству. Мне понравилась восстановленная старинная кузня, Галке – бассейн с
японскими карпами.
Фото 15 Музей с кузней
К слову, денег с нас взяли только за
обед (110грн на 6 человек). Отдохнув 3 часа и переждав жару, выдвигаемся на
маршрут. На небе начинают собираться тучи и за с.Градовка в небольшом лесу разбиваем лагерь.
Фото 16 Лагерь за с.Градовка
25 июня 2011г.
Время выезда - 9-00
Время и место остановки на ночлег – 20-00, берег Тилигульского
лимана
Пройденное расстояние 55
км
Время движения 4-32 часа
Средняя скорость 12 км\час
Погода Пасмурно, ветер умеренный, в первой половине дня временами
дождь, гроза.
С утра идет небольшой дождик, поэтому подъем отодвигается до 7-00. Собираемся не спеша, в расчете на то, что подсохнет грунт. В 9-00 выезжаем, на колеса не налипает, но над горизонтом тучи ходят. В Новониколаевке выезжаем на асфальт и нас накрывает ливнем. Между деревьев на обочине растягиваем тент и пережидаем дождь.
Фото 17 Пережидаем дождь
Через
Фото 18 Помывка
Ира начинает ехать и через 10м колеса не крутятся от грязи. От такого зрелища Люба чуть не падает в лужу. Но дальше грязи становится все меньше, и уже едется. За с.Раздол начинается битый асфальт, которому мы очень рады.
Фото 19 Начало асфальта
В очередной раз купаем велосипеды в луже и только начинаем ехать, как у Гали каким-то образом перекидка оказывается в спицах. Петух погнут, но вроде цел. Пытаюсь его выровнять. Два предыдущих моих подобных опыта закончились обломом. Но в этот раз петух был сохранен, хоть и помят. Но перекидка отказывалась работать, в крайних положениях выкручиваясь на излом. Укоротив цепь и немного подогнув перо и перекидку удалось добиться посредственной работы переключения. Регулируя тормоза у Зои, обнаруживаю восьмерку, исправляя восьмерку, обнаруживаю ( и устраняю)большой люфт во втулке. Тут же и обедаем. В общем, стоянка затянулась на 2,5 часа, а поехав, за 20мин добрались до Березовки.
Фото 20 Березовка
Закупили продукты в гастрономе, заправились водой у пожарников. До Донского хорошая дорога, по большей части асфальтированная, а за Донским опять грунт. Засмотревшись в экран навигатора, поздно замечаю резкий подъем. Решаю не рисковать переключением, а встаю на педали, что бы выкрутить. Раздается уже знакомый треск, и цепь змеей сползает в пыль. Пока занимаюсь цепью, Галя уговаривает Любу подкачать колесо, та отказывается, Галя качает сама. Дело заканчивается сломанным золотником и я ставлю на Любин велосипед запасную камеру.
Фото 21 Донская балка
В с.Донская
балка выезжаем на Березовскую трассу, и проехав по ней
Фото 22 На
лимане
Фото 23 Лагерь на берегу Тилигульского лимана
26 июня 2011г.
Время выезда - 12-40
Время и место остановки на ночлег - 18-50, Одесса
Пройденное расстояние -
Время движения - 3-48 часа
Средняя скорость - 16 км\час
Погода - Дождь, сильный ветер, температура 12-15градусов
Всю ночь идет дождь, поэтому встают
все кто как хочет. В палатке сидеть скучно, поэтому постепенно все располагаются
под тентом. Завтрак готовим на газовой горелке, с тоской глядя на низко
проносящиеся тучи.
Фото 24. Утренний кофе
К полудню дождь ослабевает
и мы сворачиваем лагерь. Пользуясь передышкой от дождя поднимаемя на высокий берег и стараемся не попадать на
размокшую землю.
Фото 25 Поднимаемся
на высокий берег лимана
Преодолев
Фото 25 Опять
асфальт
Меняем у Любы проколотую камеру,
высвобождаем трещетку на Зоиной машине от намотанной
травы с грязью и через пол часа мы в Петровке осматриваем разграбленные
развалины имения Куриса.
Фото 26 Петровка
Фото 27. Бывшее Покровское поместье
начальника канцелярии Суворова Ивана Онуфриевича Куриса, пожалованное ему за военные заслуги в Причерноморской
компании.
Фото 28 В
имении.
Поражает, как раньше могли красоту
создавать, а теперь мы можем ее разрушать. В бывшей зале под открытым небом и
моросящим дождем девчонки вальсируют, а я звоню в Одессу и узнаю, что на
ближайшие два дня обещают дождь, ветер до 20-ти метров и температуру 14-16
градусов. А посему решаю отказаться от дальнейших грунтов до и по Куяльнику и став на асфальт
уходить по запасному варианту в Одессу. Участники путешествия пытаются немного
сопротивляться, требуя продолжения банкета, но потом смиряются, и в 14-50 мы
выруливаем на трассу в южном направлении. Из-за отсутствия крыльев, заливает
водой снизу, немного заливает сверху, машины иногда обдают водой с боку, а
иногда ободряюще приветствуют. Сильный северный ветер в нашу пользу и в четыре
по полудню мы уже в Коминтерново, где в кафе пьем
горячий чай, заодно и обедаем. Прибор показывает 12 градусов жары и мне с
трудом удается уговорить девчонок прикрыть голые коленки штанами, дабы не
смущать встречных водителей. За Коминтерново трасса
немного меняет направление и приходится сбавлять ход, когда ветер становится
боковым. На часах еще нет семи, а мы уже в Одессе.
Фото 29 До
Одессы
Прощаемся с легкой грустью и чувством
незавершенности…
P.S. Спустя двенадцать дней группа собирается на ул.Бочарова на краю поля с велосипедами, снаряжением,
запасами еды и воды и в 17-00 выезжает в северном направлении, что бы вернуться
на основной маршрут и проехать, что планировали сначала и не получилось из-за непогоды.
Через с.Светлое и Благодатное доезжаем до
железнодорожной линии, возле которой и ночуем в лесочке. На следующий день
через с.Новое едем в Кирово,
где посещаем фермерское хозяйство, занимающееся разведением роз. Через два
часа, нанюхавшись цветов и наливок, продолжаем свой путь на ст.Буялык, где посещаем и осматриваем бывший военный
аэродром. Прокатившись по взлетной полосе, с которой растащили плиты,
становимся на обед среди вишневых деревьев. Отобедав два часа, двигаем полями
на Русскую Слободу. По дороге Галка умудряется порвать цепь на ровном месте.
Уже привычный ремонт, и через час мы в Русской слободе, где берем мороженого и
знакомимся с егерем, который направляет нас на ставок, где мы окунаем свои
горячие тела в прохладную и чистую воду. Дальше едем вроде как вдоль Куяльницкого лиман, только лимана там уде нет, сухое дно.
Пытаемся доехать до воды, но лиман стал короче километров на 6-7, и мы ставим
лагерь возле бывшего дна лимана, а ныне возле покрытого солью поля. На
следующий день преодолеваем
Ура!!! Это было здорово!!!!
3.1 График движения
по маршруту
Дата |
Время |
км |
событие |
Прим. |
|
||||
22.06.11 |
16-30 |
0 |
Старт ст.Трикратное |
|
|
||||
|
17-20 |
9 |
С.Трикраты |
|
|
||||
|
17-40 |
12 |
Прокол у Иры |
7 мин |
|
||||
|
18-10 |
15 |
С,Актово |
|
|
||||
|
19-45 |
23 |
Лагерь на берегу р.Мертвовод |
|
|
||||
23.06.11 |
7-55 |
0 |
Старт |
|
|
||||
|
9-10 |
10 |
С.Трикраты, магазин, забор воды |
|
|
||||
|
9-45 |
15 |
Привал под шелковицей |
15мин |
|
||||
|
9-30 |
25 |
С.Александровка, закупка продуктов |
25мин |
|
||||
|
11-45 |
27 |
С.Прибужаны |
|
|
||||
|
12-50 |
37 |
Обед на берегу Ю.Буга |
До 15-40 |
|
||||
|
15-40 |
41 |
Сломан петух |
20мин |
|
||||
|
16-20 |
45 |
Порвана цепь |
25мин |
|
||||
|
17-10 |
46 |
С.Новокантакузовка, забор воды |
30 мин |
|
||||
|
19-00 |
59 |
Лагерь на берегу озера |
|
|
||||
24.06 |
7-30 |
0 |
Старт |
|
|
||||
|
8-50 |
7 |
Военный аэродром |
|
|
||||
|
9-40 |
18 |
привал |
10мин |
|
||||
|
10-55 |
25 |
С,Новоселка забор воды |
|
|
||||
|
11-15 |
28 |
Падение Любы, привал |
1,5 час |
|
||||
|
13-30 |
41 |
Страусиная ферма в Кременевке |
3 часа |
|
||||
|
17-50 |
52 |
привал |
254 мин |
|
||||
|
18-40 |
57 |
Лагерь перед Новониколаевкой |
|
|
||||
25.06.11 |
9-00 |
0 |
старт |
|
|
||||
|
9-30 |
4 |
дождь |
1 час |
|
||||
|
11-25 |
11 |
Грунтовка за с.Зеленое |
|
|
||||
|
12-30 |
15 |
Помывка на насыпи |
|
|
||||
|
13-25 |
19 |
С.Раздол, помывка, ремонт перекидки и колеса, обед |
2-35 часа |
|
||||
|
16-20 |
25 |
Березовка, магазин, набор воды |
45 мин |
|
||||
|
18-00 |
36 |
Привал |
5мин |
|
||||
|
18-25 |
40 |
Ремонт цепи и замена камеры |
20мин |
|
||||
|
19-20 |
45 |
привал |
5 мин |
|
||||
|
20-00 |
55 |
Лагерь на берегу Тилигульского лимана |
|
|
||||
26.06.11 |
12-40 |
0 |
Старт |
|
|
||||
|
13-20 |
2,5 |
Трасса, прокол у Любы |
25 мин |
|
||||
|
14-10 |
8 |
Петровка, осмотр имения |
40мин |
|
||||
|
15-35 |
20 |
Раскрчены винты крепления багажника у Любы |
5мин |
|||||
|
16-05 |
27 |
С.Коминтерново, обед |
35мин. |
|||||
|
17-25 |
42 |
привал |
10мин |
|||||
|
18-15 |
50 |
Привал на автозаправке на въезде в Одессу |
-50 |
|||||
|
18-50 |
62 |
Г.Одесса, финиш. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||||
4. Выводы и
рекомендации
4.1 Выводы
Район хорошо подходит для простых походов. Даже при отсутствии сложных препятствий, можно найти интересные объекты для посещения. Красивые места гранитно-степового Побужья , берегов Ю.Буга и лиманов позволяют проложить интересные маршруты. При этом следует помнить о дефиците воды и жаркую погоду в летнее время. Прокладывая маршрут по грунтовым и полевым дорогам, надо иметь запасные варианты на случай затяжных дождей.
4.2 Рекомендации
- Перед походом необходимо проводить тренеровочные выезды для проверки снаряжения и техники, а также для обучения технике и тактике езды на велосипеде.
- В виду дефицита воды и пожароопасности, удобно иметь лопатку для засыпания кострища.
- На каждый день надо планировать обязательное посещение интересного места.
- Групповой тент, газовая горелка для приготовления кофе, сигнализация на велосипеды – все это создает дополнительный комфорт и удовольствие от похода.
- Не зависимо от сложности, ремнабор должен охватывать широкий спектр возможных поломок. В дождливую погоду, вероятность поломок значительно увеличивается.
- Целесообразно иметь в группе двух механиков
- Даже на густонаселенном юге страны, желательно иметь двухдневный запас продуктов, т.к. во многих небольших селах магазинов нет или они не всегда работают.
5. Приложения
5.1 Список ремнабора
инструмент |
|
|
зап.части |
|
|
|
|
|
|
ключ конусный 15*13 |
1шт |
|
рубашка с наконечниками |
18см |
ключ конусный 15*14 |
1шт |
|
спицы разной длины |
10шт |
ключ рожковый 15*17 |
1шт |
|
тормозные колодки |
2 пары |
ключ рожковый 8*10 |
1шт |
|
задняя перекидка 8ск |
1шт |
ключ рожковый 15*13 |
1шт |
|
3-4 звена цепи 9ск |
|
съемник кассеты |
1шт |
|
тросик тормозной |
2шт |
хлыст |
1шт |
|
тросик
переключения |
2шт |
плоскогубцы малые |
1шт |
|
шарики подшипников |
|
круглогубцы малые |
1шт |
|
латки и клей |
2 к-та |
пинцет |
1шт |
|
камеры |
10шт |
выжимка цепи |
1шт |
|
|
|
спицевой ключ |
1шт |
|
другое |
|
набор 6-гранников |
2 к-та |
|
|
|
отвертка плоская |
1шт |
|
винты М5 разной длины |
20шт |
отвертка фигурная |
1шт |
|
проволка стальная |
3м |
натфиль |
1шт |
|
жгут резиновый |
2м |
напильник круглый |
1шт |
|
шнур 2мм |
20м |
напильник плоский |
1шт |
|
нитки капроновые с иголкой |
1кат |
лопатки монтажные |
3шт |
|
клей "Момент" |
1тюб |
насос |
3шт |
|
пряжки пластик |
3шт |
дрель ручная |
1шт |
|
изолента |
0,3рулона |
сверла 3,2, 4,2, 5,5 |
1шт |
|
ветошь |
|
|
|
|
смазка WD 40 |
|
|
|
|
смазка Литол |
|
|
|
|
смазка цепи Zefal |
|
|
|
|
батарейки АА |
8шт |
|
|
|
|
|
5.2
Список общественного снаряжения
|
вес, кг |
Палатки – 2 шт (3+3) |
4,6 |
Тент групповой 4*4 |
0,93 |
Полиэтилен на велосипеды |
0,58 |
Тросик страховочный с сигнализацией |
0,25 |
Стойки костровые |
0,65 |
Тросик костровой |
0,21 |
Пилка |
0,23 |
Лопатка |
0,19 |
Кастрюли (3 шт), |
1,48 |
Поварешка |
0,09 |
Аптечка |
2,5 |
Ремнабор |
5 |
GPS (1шт с питанием) |
0,25 |
Горелка( 1 шт.) |
0,37 |
Газ (2 б.) |
0,6 |
Лейка для воды |
0,07 |
Фары (мин. 2 шт.) |
0,35 |
Фотоаппарат |
2 |
Компас, комплект карт |
0,1 |
спальник 2шт (3-х месные) |
2,7 |
Итого |
20,5 |