8 марта – в Крым за подснежниками :)

Велопоход 1 к.с., совершенный с 8 по 11 марта 2012г.

 

Нитка маршрута:

Симферополь – Алушта (троллейбус),   Алушта – Солнечногорское – Рыбачье – Морское – Веселое  -  Кутлакская бухта - радиальный пеший выход на м. Капчик - радиальный пеший выход на м. Ай – Фока-– Веселое –Междуречье – пер. Маски – пер. Ворон (радиальный выход)–– Земляничное-Белогорск– Белая Скала  - Вишенное – Зибины – Жемчужина – Дрофино – Ястребки – Найденовка – Анновка – Тургенево – Новожиловка – Владимировка – Литвиненково - Симферополь (вел)  

 

Трек 8 марта

Трек 9 марта (без путешествия к Капчику)

Трек 10 марта (без пешего подъема на пер. Ворон)

Трек 11 марта


Общая протяженность маршрута – 262 км, из них грунтовок – 25 км (из них 21 – пешком с велосипедом по снегу)  и 9 км пройдено пешком налегке;

Общий набор высоты – 4571 м


Участники:



Диденко Елена Владимировна (идеолог, завхоз, финансист, руководитель)

Кириллова Александра Юрьевна (Эколог)

Быстрика Олег Григорьевич (Механик)


Лепёхин Александр Александрович (летописец, Политрук)

Бачинский Александр Иванович (костровой)

Губарь Николай Георгиевич (Медик, Философ)


Волошин Эдуард Владимирович (фотограф)

Лещенко Виктор Евгеньевич (механик)

Молодцов Федор Васильевич (штурман)

График движения по дням:

 

Дата

Пробег, км

 

Набор высоты за день, м

Общее ходовое время

Участок маршрута

Метеоусловия,

Характеристика дороги

Всего, км

по спидометру

 

асфальт

без твердого покрытия

Всего за поход

1

08.03

78

76

2

 

78

2034

9 ч.

Алушта – Солнечногорское – Рыбачье – Морское – Веселое  - Кутлакская бухта

Утром - солнце, к обеду – снег, вечером - мороз.

Асфальт, длинные подъемы и быстрые спуски.

2

09.03

28

12

16

+

 8 км пеше

 

106

+

 8 км пеше

1283

6,5 ч.

радиальный пеший выход на м. Капчик - радиальный пеший выход на м. Ай – Фока -  Веселое –Междуречье – пер. Маски

Солнце, ночью – мороз (до -10-15 град.)

До Междуречья – асфальт, дальше – грунтовка, засыпанная снегом. 7 км с места обеда – подъем на перевал - тропили по целине J

3

10.03

42

33

9

+

 1  км пеше

 

148

+

 1  км пеше

597

8,3 ч.

пер. Маски – пер. Ворон (радиальный выход)–– Земляничное-Белогорск– Белая Скала 

Солнце, ночью – мороз (до -15 град.)

До Земляничного - грунтовка, засыпанная снегом, дальше – асфальт, съезд на грунт к Белой скале.

4

11.03

105

104

1

 

253

+

 9  км пеше

657

8 ч.

Белая Скала  - Вишенное – Зибины - Жемчужина – Дрофино – Ястребки – Найденовка – Анновка – Тургенево – Новожиловка – Владимировка – Литвиненково-  Симферополь

Солнце

асфальт

Идея похода

Наличие  4 выходных дней закрыло глаза на не совсем обычную и не очень благоприятную для велотуризма погоду (обилие снега и морозы), нужно было куда- то уехать. Крым был выбран как наиболее южная часть Украины (там должно быть теплее J )  и легко  доступная (утром можно быть уже на маршруте и проехать полноценный день). Поскольку даже передвижение по асфальту ставилось под сомнение после обильных снегопадов – была выбрана ЮБК как наименее загруженная транспортом в это время, легко достигаемая на троллейбусе даже с велами и красивая. Дальше строить планы было достаточно неблагодарным делом, т.к. было абсолютно неизвестно – можно ли пройти на хребет. Ехать просто по асфальту не хотелось, решили посмотреть , намучиться и уже тогда если что – вернуться на трассу и с чистой совестью раскатываться перед сезоном по асфальту, сделав круг через Феодосию. Коллектив подобрался сильный, опытный, у большинства был опыт зимних походов.

 

Изменения маршрута и его причины

Маршрут пройден  по запасному варианту -  исключен отрезок пер. Ворон -  пер. Шелен, на пер. Ворон сделан пеший радиальный выход

 

Подготовка к походу

Составлена раскладка (по максимуму, на ужин – и первое, и второе (и компот :) ).Тушенка запакована по порциям (чтоб на морозе не ковыряться), сделан лимон с сахаром, мед с лимоном и имбирем, привальные  (орехи, изюмы, курага). Взято 3 термоса  общим объемом 2,6 литра,  2 горелки, т.к. в случае осадков возиться с мокрыми дровами времени и желания не было.

Решили взять 2 палатки, чтобы не отселять 2 чел в отдельную (холодно). Было тесно, но тепло (5+4чел)

Взят минимальный ремнабор и аптечка.

Выезд поездом Одесса – Симферополь, 7 марта,

Описание прохождения маршрута

Первый день, 8 марта, четверг.
Алушта – Веселое- Кутлакская бухта . Пробег - 78 км (асфальт 99 %), набор высоты  2034  м.

Утро началось  с цветов  и вкусняшек (в широком ассортименте), заботливо положенных на стол в купе, где спали мы с Сашей Кирилловой. Спасибо большое ребятам, очень приятно! К слову сказать, шоколадными конфетами  и шоколадками мы баловались до последнего дня (причем все вместе ), так что праздник удался…

В Симферополь приехали по расписанию, в 7.25 , покатили на троллейбусную остановку.  Водитель  стоящего на погрузку  троллейбуса на Алушту отказался брать нас всех – только  4 чел. с велами  в один троль, никакие уговоры,  намеки на праздник и доплату не помогли. Пешики  уже заняли заднюю площадку  L. Следующий отправлялся через 20 мин (в 8.10). Времени было жаль, вечером его может не хватить (так и получилось L) Сразу договорились, что он возьмет всех, если мы купим по 2 билета  (9гр.х2 /чел).  Конечно же соглашаемся, грузимся, едем…

Полотно дороги чистое, что очень радует. На Ангарском перевале - снег. После перевала –  его гораздо меньше. Расчет на то, что снег быстрее подтает на  ЮБК себя оправдал J.

В 9.50 вышли на въезде в Алушту (пересечение с трассой  Р29 на Судак), в  10.10 уже собрали велосипеды (а ведь молодцы – быстро), контрольное фото

и первый подъем.  Едется тяжело, все не раскатаны, не торопимся, но планы наполеоновские и надо просто ехать. L Трасса пустая и чистая (без снега и машин), нормальные граждане отдают годовую дань женскому полу …  Никто не мешает нам наслаждаться видами на море. Первый раз еду по ЮБК и она мне очень понравилась. Жаль, что летом здесь жарко и оживленно.

11.00 – 7 км – поворот на Лучистое

Пошел снег, ничуть не омрачив отличного настроения. 

12.00 – 16 км - Прокол у Вити, пока он клеится все отдыхают, жуют конфеты, фотографируют.

12.45 – 23 км – Солнечногорск. На спуске хлопья снега залепляет очки, но очень красиво – просто сказка J

27 км – проехали Малореченское , Красивый храм святителю Николаю  – одновременно музей, посвященный катастрофам на море. Останавливаемся, распиваем термос с чаем.

13.40 – 30 км – Рыбачье.  Здесь запланирован обед, дорога идет у самого моря (впадение реки), но на территории поселка на берегу моря неуютно и грязно (идет снег и нетрезвый местный контингент). Ищем какое-нибудь не работающее кафе с крышей/навесом, но ничего подходящего не видем. Решаем проехать чуть дальше (по карте после поселка есть  еще выход дороги к морю). Начинается подъем, группа растягивается, по хорошему конечно лучше обедать после подъема, но ему нет конца

 звоню первому участнику Вите  (оба телефона  выключены), отправляю SMS.  Саша, (которая едет второй) отвечает, прошу выбрать красивую поляну для обеда и тормозить остальных. Собираемся ( 14.10 - 34 км), доедаем ББ, так как обед у Вити  J. Одного термоса с чаем 1.2 л - очень мало на 9 чел, но лучше, чем ничего. Проблема питья при движении ниже 0 для меня - самая острая и пока неразрешимая L.  Три термоса (2.6 л) расходились легко, с трудом экономили что-то на обед и то не всегда. А пить холодную воду, разбивая лед во фляге, - не очень хорошо (у меня – сразу ангина, даже флягу в этот раз специально не брала, чтоб соблазна не было).

Возвращается Витя, он не заметил, что это было Рыбачье и ждал (как положено) в конце подъема (а телефон глючит). На въезде в поселок я таблички тоже не видела, но на выезде была.

 Немного отдыхаем, но холодно и хочется ехать, да и некогда рассиживаться.

Добираем подъем, красивый спуск (как и все на ЮБК J).

16.10 – 52 км - поворот на Приветное. Проезжаем р. Ускут, опять подъем.

17.30 - 64 км  - Морское – жажда достигла предела, ходим ищем воду и магазин. Находим вдалеке от трассы, накупаем соки/воды, напиваемся…

Темнеет, но не это страшно (осталось каких-то 10 км) – после того, как солнце спряталось за тучи и начало подмораживать, вода на асфальте от подтаявшего на обочине снега образовывает тонкую корочку, увидеть которую очень сложно. Один раз велосипед ушел у Саши, один раз у меня (неприятное чувство, но очень довольна собой, потому что даже не успев понять что происходит – высчелкнула левую (!) ногу и стала на нее (вел лег на руль). Новичков в группе нет, поэтому продолжаем движение – временами пешком, временами осторожно едем. Медленно, не торопясь, приближаемся к цели. Перед Веселым затяжной подъем, потом спуск.

19.42 - 71 км – Веселое – сворачиваем с трассы направо к морю, спуск .

На берегу моря поворачиваем на грунтовку направо к мысу Ай-Фока (не доехали до мыса 2 км), останавливаемся за виноградниками на обрыве, экономим 60 гр. (в сезон за палатку здесь берут мзду в 30 гр)

20.55 – все бодры и веселы, ставим лагерь , готовим еду. Мы это сделали! Мы молодцы J

Думаем, что холодно (это была самая теплая ночевка J ), насобирали дров, решаем готовить на костре (брали 2 горелки ).

Празднуем международный женский день, долго сидим у костра. Шум моря, огромная полная луна, вид в сторону мыса Капчик , звездное небо…. Банально, но очень красиво J

Пройденное за день расстояние – 78 км, 2034 м набора высоты J (5.53 – время в пути, средняя скорость 13.2 км/ч)

трек 8 марта -
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=bybpgwrskyrhqtax 

 

Второй день, 9 марта, пятница.

Радиальные выходы на м. Капчик и м. Ай- Фока – 8 км (пешком)

Веселое – Междуречье – пер. Маски. Пробег - 28 км (асфальт около 40%), набор высоты  1 283  м.

 

6.00 – подъем для желающих сходить на  м. Капчик  (спасибо Эдику, что пожелал :) – вставать утром совсем не хотелось, подустали)

6.17 – вышли после сборов и фотосессии восхода -

В очередной раз убеждаюсь – «кто рано встает...»

Проходим обратно мимо виноградников (после вела идти так медленно J ), пересекаем  пляж,

 находим начало тропы на Новый Свет (так я еще не ходила). Довольно быстро поднимаемся к поляне Рая и Ада.

Немного не растаявшего снега, не раскрывшиеся крокусы (еще рано и холодно)-

Как хорошо, что я их все равно сфотографировала – больше цветов в этом походе мы не видели (конечно, кроме подаренных нам  ребятами утром)-

Думаю, мне простительна такая скрытая реклама – уже есть у меня велосипеды и легче, и резвее, но Автор – как первая любовь – греет до сих пор :)

А про мыс Капчик рассказывать невозможно – туда нужно ездить –

8.15 – мы в лагере, нас не ждали так рано (не верили, хоть мы обещали в 8 вернуться – идти час в одну сторону и час обратно). Да …, никакой дисциплины L, зато желающие могут спокойно сбегать посмотреть  м. Ай – Фока – мы с Олегом пробираемся у воды (в одном месте выступ и очень не хочется соскользнуть в воду)-

 а Эдик находит  таки тропу чуть выше по склону  и спускается дальше на пляж.

Пробегаем до мыса, фотосессия, красиво…

10.20 -выезжаем обратно в Веселое. Солнечно, виды на снежные вершины вдалеке – нам туда J -

11.10 - 7 км – поворот с трассы на Междуречье

« Ущелье реки Ворон начинает постепенно сужаться, небольшие горы подступают все ближе и ближе. Справа остаются величественные зубцы Кызыл-Кая и горы Бигла, а прямо по курсу вырастает 500-метровая Хашки. Здесь ущелье раздваивается. Основной рукав – Ворон уходит западнее к одноименному селу, а нам направо, восточнее, по притоку Ворона Ай-Серезу (что в переводе означает Святой Сергей). Еще одно доказательство проживания здесь греческих колонистов.»

11.35 - 11.5 км – Междуречье (поворот на Ворон – 9 км) –

решаем ехать на Маски – вроди как здесь красивее, хоть асфальт закончится раньше и неизвестно насколько проезжабельны грунты. Решение было правильным – как оказалось позже, на пер. Ворон снега больше J

В Междуречье заезжаем в магазин, закупаемся соком, напиваемся впрок, выезжаем из села по грунтовке, покрытой снегом вдоль русла реки. На выезде из села справа за рекой – обустроенный родник (набираем воды).

Подъем пока плавный, еще можно ехать J. Солнце , вершины в снегу – ну разве это Крым?

Все чаще приходится идти пешком, снега все больше…

12.10 - 16.5 км

12.47 - 18.8 км – подъем по ущелью

13.35 -  21 км – на нашем пути - оборудованная площадка с голым снеговиком явно мужеского полу (снеговики оказывается тоже бывают неприличного вида) , большим столом под навесом. Решаем раз такое дело  пообедать, заодно обуваем ботинки/сапоги и бахилы/фонарики (у кого они есть).

14.20 – выходим, переходим реку чуть ниже места обеда, движемся по серпантину вверх и вверх. Витя бессменно тропит

 когда загнали его совсем – немного подменяли, но конечно Виктор – герой дня, политрук Лепехин присваивает ему внеочередное звание и уговаривает всех отдать Вите сэкономленную вчера колбасу J. Дальше разговоров конечно дело не пошло – но реально молодец, вытянул нас на своем колесе J

На карте нарисована более прямая дорога, мы ее периодически видим, но подниматься там с велами конечно же тяжелее. Я много снимаю и как бы само собой получаюсь сзади, на уже накатанной колее. Но виды потрясающие и фотографировать хочется много, воображаю себя как минимум на Кавказе J Причем чем выше – тем красивее

17.00 - вышли на безлесый хребтик, политрук взывает к милости богов –

17.40 – вышли на перевал Маски (высота 625 м ) Последние сотни метров снежные, но безумно красивые, просто не верится, что мы здесь (и с велосипедами J )

Остановились на ночлег прямо на перевале, костер, сосны в снегу, звездное небо…

Пройденное за день расстояние – 28 км, набор высоты - около 1283 м

трек 9 марта 
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fpbbqbajnmkribxt 

 

Третий день, 10 марта, суббота.

пер. Маски – пер . Ворон (радиально) – Земляничное - Белогорск. Пробег - 42 км (вел), (асфальт около 45 %), набор высоты  - 597 м.  

 

Начало подъема – 7.00  - персональное спасибо Николаю за разведение костра (кстати, не знала, что на таком морозе угли могут держать тепло до утра)

 Жаль, что нет термометра (рассчитывала на Аленкин комп.) - думаю, что многие побили свои рекорды холодных ночевок  ( мы еще не знали, что завтра опять их побъем J)

 

9.40 – выходим, спускаемся до развилки на пер. Ворон

 желающие бегут на перевал,

остальные – отдыхают :)

Это энцифалитные клещи катались на санках :)-

Спуск по дороге, огибающей массу ручьев (некоторые даже с водой). Много снега (или усталость), но идти тяжело.

 Подходим к разрушенному мосту

Вот как раз  переправы нам для единички и не хватало J. По описаниям я знала, что все переходят ручей ниже моста. Спускаемся с Эдиком на разведку, ребята сверху советуют где посмотреть. Заваливаю сухой ствол в рост человека возле ручья (все-таки суровая я женщина, жаль, что участники не видели сего действия J ) , бросаю его через ручей.

Спуск к ручью сложен тем, что V- брейковые тормоза у всех безнадежно замерзли (вот про дисковые надо поспрашать их обладателей) и снега много. А подъем очень крутой, прошу ребят поднимать велы по двое, не рвать. Отдельные (особо крепкие) участники тащут свой вел сами – понятно, что здоровье есть, но это не рационально, лучше вместе ( это хорошо видно на видео). Все уставшие, но надеюсь, что довольные J

Продолжаем спуск (иногда переходящий в подъем), часто отдыхаем. Очень красиво J - солнце, снег, лес… Но снег подтаивает и затрудняет движение

Не выдерживаем, распиваем термос чая (капля в море жажды L), жуем привальные  - отдельное спасибо Саше Лепехину за добычу и изготовление этой энергетической смеси из орехов (грецких и арахиса), изюма 2х видов и кураги (порезанной).

Витю мы вымотали окончательно, ребята (Эдик и Олег ) пытаются его подменять, считаем по GPS оставшееся расстояние чуть ли не в метрах (каждый километр – достижение) На развилке уходим по треку вправо (Спасибо Федору за трек и его заливку J)

13.50 – 8 км- видим дома Земляничного, останавливаемся на обед.  Ходим по снегу, Эдик плавает -

(1 место за артистизм, но знатоки сказали (пережевывая бутерброд с салом), что ногами слабо работает, над техникой надо поработать J)

Въезжаем в село-

15.00 – 9 км- переобуваемся в центре Земляничного (одеваю контакты, снимаю полностью мокрые 2 пары носков и ботинки) – асфальт!  Можно ехать! Правда сначала по мокрому снегу и льду, но уже в центре села довольно уверенно.

15.15 – 11 км- выехали на трассу М17 , повернули налево в сторону Белогорска

16.40 – 31 км – Белогорск

17.35 – 36 км- доехали до Суворовского дуба – он через поле напротив Белой скалы – съезд у остановки «Яблочное»

По трассе Т-01-12 доехали до остановки Белая Скала и свернули в село направо к скале (лучше это сделать позже) – ищем место для стоянки, находим со второго раза.

19.10 – лагерь, топим снег, опять костер, звездное небо, луна, очень холодно…

После всех издевательств над коллективом гнать  народ на круг в сотню км не хотелось. Но Федор сказал – конечно  поедем!  - за что ему – персональное спасибо !  J В конце концов всем нужно раскатываться перед сотней – и это было правильно.

Пройденное расстояние – 42 км, набор высоты - 597 м J

трек 10 марта 
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sdmjisliqkdzwbmg 

 

Четвертый день, 11 марта, воскресенье.

Белая Скала – Вишенное-   Зибины - – Жемчужина – Дрофино – Ястребки – Найденовка – Анновка – Тургенево – Новожиловка – Владимировка – Литвиненково  - Симферополь.  Пробег - 105  км (асфальт 99 %), набор высоты =  657 м.

 

 6.00 – начало подъема J - персональное спасибо Эдику за разведение костра – ты герой J 

Ну оочень холодно (за бортом палатки).  Кутаясь в спальник я говорила себе – Алена, ты же руководитель J, сегодня нужно рано выехать, вставай, как тебе не стыдно! Но другой голос тихо шептал – ну ты же женщина, что изменится, если ты выйдешь? Пусть мужчины разведут огонь и хотя бы подтопят снег… J

Эдик даже успел сбегать на скалу и посмотреть на нас сверху… Больше желающих не нашлось J)

(вид на лагерь сверху)

8.30 – выход  точно по плану – дисциплина у нас хромала, но делали все быстро - за что всем спасибо J.

Едем вдоль скалы в сторону Вишенного, переезжаем мостик и через сады (думаю, что в сезон здесь все перекрыто) выезжаем на трассу.

9.10- Вишенное

9.40 – Зибины

10.05 – 22 км – поворот на Октябрьское (до него 41 км). Отвалы снега выше пояса по обеим сторонам дороги. Что же здесь творилось зимой? Часто дорога была расчищена только для проезда одной машины. Но сейчас машин мало, солнце, асфальт достаточно чистый – только кати..

13.35 – заехали в деревню, закупились соком

13.57 – 72 км – остановились на обед у дороги – солнце, безветрие.

Кажется, все подустали :)

Или просто загараем?

14.52 – выезжаем (заметьте – меньше часа на обед и сон! )

15.30 – 80 км - доехали до трассы, поворачиваем направо на Симферополь. Даже эти 19 км трассы утомительны :( - машины, загазованность ) . Хорошо, что поехали вокруг :)

16.17 – 93 км – знак Симферополя, фото. На въезде в город - грязь, суета, маршрутки. Испачкались больше , чем за весь поход...

17.20 – 105 км отмечаем поход в кафе «Влтава»  (где нас приняли в прошлом году – грязных и страшных :) ), расположенном в конце парка через дорогу слева при движении от вокзала. Цены уже не такие демократичные, но вкусно.

Мне сказали, что это лучшее фото за поход –

Пройденное за день расстояние –  105 км,   набор высоты - 657 м.

трек 11 марта 
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=srpahxljypyygvvb 

 

Заключение и выводы.

1.      Заявленный маршрут успешно пройден . Всего за 4 ходовых дня пройдено на велосипеде 253 км, радиальные выходы пешком – 9 км. Набор высоты составил  4 571  метров. По этим параметрам поход вполне соответствует первой категории сложности по действующей в Украине методике категорирования велопоходов.

2.      Солнечным днем  даже при отрицательных температурах  снег на асфальте подтаивает и при заходе солнца (за тучи или вечером) образовавшаяся на асфальте вода  замерзает и образует тонкую скользкую поверхность, что очень усложняет и замедляет движение;

3.      Для  ходьбы по снегу хорошо иметь сменную обувь  (ботинки) и бахилы. Простейшая полоска ткани (обрезанные старые штаны желательно из непромокаемой ткани) + резинки сверху и внизу + резинка под пятку очень облегчат жизнь (как сделать бахилы подробно расписано в инете). В месте контактов снег тает от тепла ноги, попадает внутрь, замерзает. Педали у меня все время были контактные, что не мешало  катить вел рядом. Эдик снял педаль, чтобы не била по ноге, что вообще идеально (если не лень);

4.      Для того, чтобы обувь можно было одеть утром в мороз рекомендую на ночь положить ее под голову между полиэтиленом (если он есть) и дном палатки. Либо в пакете в палатку. Воду (когда она была) также мы прятали в палатку (бросали в ноги) , хоть на последней ночевке и это не помогло J ;

5.       Преимуществом зимнего велотуризма является возможность топить снег и не тащить воду на перевал (если есть снег) J, большим минусом – невозможность сохранить ее в жидком состоянии долго и необходимость перебивать жажду жеванием изюма с курагой и мелкими порциями чая из термоса;



Список ссылок.

1.      Видеоролик о походе -http://youtu.be/CfwWOTvFpvA

2.      Фото мои - http://photoshare.ru/office/image.php?id=8649694

3.      Фото Саши Кирилловой - http://photoshare.ru/office/album.php?id=316548

4.      Фото Эдика - http://photoshare.ru/album318008.html

5.      Фото Николая  - https://plus.google.com/photos/113403630591058064490/albums/5720900919199005521?banner=pwa

6.      http://bike-crimea.com/blog/tag/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8/

 

 

Смета расходов на поход

  

Вид расходов

 

 

 

1

Транспорт

178 гр

75 гр

18 гр

85 гр

 

Билеты Одесса – Симферополь

Билеты Симферополь - Алушта

Билеты Симферополь - Одесса

2

Продукты

    102 гр/чел

 

Согласно раскладки + соки/водыдозакупка  в дороге

3

Прочие расходы

 

 

ББ (большой бутерброд) в дорогу

Отмечание похода в кафе в Симферополе

 

В  с  е  г  о:

280 гр / чел.+

ББ + кафе

 

 

Аптечку брали минимальную ( населенка рядом). Пригодились леденцы от горла и уже в поезде мазали колени траумелем (просто холодно было это делать раньше) Ну и гигиеническая помада  нужна была ежедневно и спасателем мазали носы от облезания.

Рем. набор был у Вити, он же и прокололся один раз. Больше проблем до меня не доходило (не считая замерзших тормозов и расстроенного переклюка – я бы тоже расстроилась от такого обращения :))

Раскладка стандартная, максимальная ввиду холодов. Остались только печеньки и то потому что было много неучтенных шоколадок и конфет. Готовили утром кашу с тушенкой, обед – бутеры с колбосой/салом/сыром, ужин – суп и каша. Чай – кофе – капучино в ассортименте. Очень хорошо пошел лимон , измельченный с сахаром и лимон с медом и имбирем. Горелки не использовали ни разу – просто хотели костер (да и теплее). Кроме первого дня – топили снег (нужно учитывать, что времени это требует больше, чем при готовке на воде)

Информация о районе путешествия

Ю́жный бе́рег Кры́ма (ЮБК, укр. Південне узбережжя Криму, крымскотат. Yalı Boyu) — полоса черноморского побережья Крыма, от мыса Айя на западе до горы Кара-Даг на востоке протяжённостью около 150 км и шириной 2-8 км; с севера ограничена склонами Главной гряды Крымских гор. Занимает территории Севастопольского, Ялтинского, Алуштинского и Судакского регионов Крыма.

Храм святителю Николаю   

в 2007 году, на крутом обрыве, прямо надо морем, был возведен храм-маяк во славу Николая Чудотворца. Храм святителя Николая относится к московскому патриархату, посвящён памяти погибших на водах и странствующих. Новый храм — самый высокий в Крыму. Высота двухпрестольного храма с верхним и нижним уровнями составляет, по разным сведениям, 54–65 метров. Вместо традиционного купола церковьвенчает золотой крест, под которым шар - символ Земли. Именно внутри позолочено шара и устроен маячный фонарь для морских судов. В декоративном обрамлении использована морская тематика – корабельные якоря и якорные цепи, под главным крестом. Маяк ещё не включён в корабельные лоции, но этот вопрос будет решён в будущем.

 В цокольном этаже церкви открыт единственный в мире Музей Морских катастроф, которых в Черном море было не мало. Каждый зал, оформленный как морское дно, полон морскими экспонатами: старинным оружием и якорями, поднятыми из морской пучины, оборудованием и одеждой моряков, остатками судов, поднятыми с морского дна энтузиастами и поисковиками. (http://po-ua.com/otdyh-na-dikom-plyazhe)

Создатели Музея катастроф, черниговские художники, утверждают: такого в мире больше нет. В экспозиционных залах музея, стилизованных под затонувший корабль можно узнать подробности самых трагических катастроф в истории мирового мореплавания и самого разрушительного цунами.

 На карте мира отмечены места, где произошли самые глобальные катастрофы на водах. Здесь – суда, затонувшие в Черном, Азовском морях. Знаменитый английский "Принц", корабль, затонувший у берегов Балаклавы

По легенде, на его борту были сокровища. Их, кстати, не нашли. В музее- 13 залов. Один из них рассказывает о самом разрушительном цунами в истории человечества. Снимки можно отнести в разряд шокирующего видео, считают туристы. 5 лет назад, в результате столкновения тектонических плит в Индийском океане, количество освободившейся энергии было эквивалентно взрыву, примерно, 20 тысяч атомных бомб.

На берега Индонезии, Индии, Тайланда обрушились гигантские волны высотой больше 15 метров. В бегущей строке на экране сменяют друг друга названия кораблей, затонувших в водах Мирового океана. Экспозиция, посвященная самому известному кораблекрушению - гибели "Титаника". В залах музея собраны предметы, поднятые со дна моря в районе Большой Алушты. Показывают туристам и водолазное оборудование. Экскурсовод проворачивает колесо трехцилиндровой водолазной помпы. С помощью такого прибора подавали воздух водолазам.

Заместитель директора музея Сергей Тонканов рассказывает: хотят пригласить в Музей катастроф вдов погибших моряков. Например, в этом зале увековечены имена погибших на подводной лодке «Курск». Особое место занимает экспозиция, посвященная гибели теплохода "Армения". В этом году, рассказывают экскурсоводы, водолазы вновь будут обследовать предположительное место гибели теплохода "Армения". Возможно, воды Черного моря откроют тайну самой большой катастрофы времен Великой Отечественной войны...

Мыс Капчик

Караул-Оба – это гора, расположенная за Царским пляжем. Попасть на вершину можно, если пойти по Второй экологической тропе, которая начинается у западной окраины посёлка Новый Свет. В средней части маршрута можно спуститься к Царскому пляжу, небольшая тропинка к которому проходит через небольшой овраг, но если пойти дальше, то вы окажитесь на западном побережье Нового Света, которое, пожалуй, является самым красивым местом в его окрестностях.

Сначала дорога до Караул-Обы спокойно тянется вдоль относительно пологого холма. Слева перед вами откроется прекрасный вид на Царский пляж и мыс Капчик, на котором хорошо видно окончание Тропы Голицына и вход в Сквозной грот. По пути вы обязательно обратите внимание на огромное засохшее дерево, стоящее на скале рядом с обрывом. Мощный ствол буквально врос в камень. Размеры дерева поражают взгляд: оно как минимум в два раза больше любого из окружающих его соседей.

алее тропа идёт вдоль крутых боков Караул-Обы, петляя между скал и утёсов. Перед вами откроется множество разнообразных видов на мощные скалистые обрывы, за которыми плещутся необыкновенного цвета морские волны. Тропа доходит до развилки между подъёмом на вершину и спуском к подножию горы в Райскую долину

На вершине Караул-Обы можно осмотреть уникальные святилища древних аборигенов полуострова – тавров и полюбоваться окрестностями Нового Света. С вершины Караул-Обы открывается особенно захватывающий вид.

В начале спуска находится знаменитое Кресло князя Голицына, на котором он любил сидеть и любоваться красотами побережья. От кресла идёт спуск по лестнице, которая была вырублена ещё во времена тавров, и которая была лишь немного отреставрирована во времена князя Голицына. Она ведёт к совершенно потрясающему по красоте месту – Райской долине. Это дикий луг, утопающий в зелени и отгороженный со всех сторон высокими скалами. Растительность настолько бурная по сравнению с привычным покровом крымских холмов, что создаётся ощущение, как будто находишься в лиственном лесу. Ещё более удивительно, что всё это растёт на скалах. Главное богатство местной флоры – рощи реликтовых можжевельника древовидного и сосны Станкевича сохранились здесь в первозданном виде.

Если пройти немного далее, то можно найти место, которое местные жители называют «холодильником». Он расположен на небольшой площадке между скалами и уникален тем, что в нём даже летом в самые жаркие дни температура держится в районе +8 – +10 градусов. Однако будьте осторожны и не задерживайтесь в нём слишком долго, от такого перепада температур очень легко простудиться.

Мыс Ай – Фока

Мыс Ай-Фока – протяженный мыс со складчатыми обрывами над морем. Юж. продолжение г. Панаянын-Каясы, в 5,5 км к ЮЗ от нп Веселое (Судак.), в 2 км к ЮЮВ от г. Ай-Фока; замыкает с З Кутлакскую бухту – греч. Святой Фока Д–9.. В Крыму выделяются пласты крымскотатарских, русских, греческих, немецких, армянских географических названий, а также субстратные топонимы, языковая принадлежность которых не установлена. Например, Аутка, Чигинитра. Кроме того, существуют двуязычные названия, такие как Ай-Фока-Бурун (ай - святой, греч., бурун - мыс, кр.тат., мыс святого Фоки)

 Более цивилизованные и высококультурные греки у горных источников и на вершинах отдельных гор возводили многочисленные храмы и монастыри. Святость культового сооружения постепенно распространялась на источник и гору, которые становились почитаемым уголком природы и получали название по имени храма. Таковы, сохранившиеся до нашего времени, оронимы: гора Ай-Петри (на её вершине существовал храм св. Петра), гора Ай-Тодор у с. Малый Маяк и одноименные мысы в Гаспре и у с. Малое Садовое – здесь были храмы, посвященные св. Федору, мыс св. Иоанна, мыс Ай-Фока, скала св. Ильи, гора Ай-Никола (св. Николай), гора Ай-Серес (св. Сергий), гора Ай-Савва (св. Савва), гора Ай-Даниль (св. Даниил) и многие другие. После нашествия тюркских народов в XIII – XV веках большинство христианских монастырей в Тавриде было уничтожено. Но людская память сохранила названия вершин, на которых были возведены средневековые храмы, и теперь эти топонимы зачастую являются единственным признаком существования на них в прошлом культовых сооружений. Иногда имя монастыря все же стиралось из памяти поколений, но и в этом случае горы получали какое-нибудь название с религиозным смыслом, что указывало на святость места. Таковы, например, мыс Айя (святой), скала Ай-язми-кая (священная скала), холм Азис (святой), гора Сотира (Спаситель), топонимы Эклизи-бурун, Кильсе-бурун и Кильсе-кая (церковный мыс, скала) и др.

    На мысе Ай-Фока (Кабаний) находятся руины древнего монастыря. Здесь сохраняется небольшая роща реликтовой пицундской сосны (сосны Станкевича), занесенной в Красную книгу Украины. Сосна эта более значительными массивами встречается на Южнобережье еще, кроме массива Папаякая, в двух местах: на мысе Айя (западнее) и в горах Нового Света (восточнее). Кроме сосны пицундской, на Папаякае произрастает еще ряд редких видов дендрофлоры: можжевельник высокий, сосна крымская, фисташка туполистая.

Разрушенный мост на дороге пер. Маски - Земляничное

мост этот действительно Чёртов, так его называют местные. Хотя есть у него и более старое название — Улан-Баглан (в вольном переводе: «связанные в узел растения»). Говорят, что каменный мост взорвали партизаны ещё в Великую Отечественную войну, а позже дорожники так и не построили новый, бросив через теснину несколько стволов деревьев. Именно из-за этого, а также из-за сложного характера местности — упавших камней и огромных буков, преграждающих путь, нескольких оползней — извилистая дорога из села Земляничного на юг потеряла своё прежнее транспортное значение

Только от Земляничного (ранее Орталан) до перевала Маски насчитывается семнадцать крутых поворотов — извивов дороги. В этих краях такие загогулины по сходству называют «подковками». Причём пять из «подковок» укреплены каменными подпорными стенками — крепидами. Было и два полноценных моста — уже известный нам и ещё один, ближе к Орталану, ныне тоже разрушенный, безымянный.

Эти камни на поворотах дороги и есть самая большая историческая загадка здешних мест. Никто точно не знает, с каких времён существуют эти памятники-крепиды, как, впрочем, и сама дорога. Известная крымская исследовательница Марина Мальгина изучала именно её и в итоговой статье высказала очень интересную мысль. К дорогам никогда не относились как к самостоятельным памятникам истории, разве только как к её немым свидетелям

В работах же по истории дороги рассматриваются лишь в качестве места, направления проезда того или иного важного путешественника и только в некоторых случаях — как факт, историческое событие, например, в случае со строительством шоссе Симферополь — Алушта. В сугубо археологических исследованиях эти важные пути сообщения упоминаются разве что только при описании «длинных стен» страны Дори. В обобщающих же работах об этом говорится лишь опосредованно, а в популярной литературе дорожный вопрос иной раз доходит до абсурда. «Небольшой опыт написания данной статьи вскрыл главную проблему: историей, географией и геополитикой старых крымских путей никто не занимается и не занимался, тем не менее вопрос настолько животрепещущий, что сам напрашивается на поиск ответов, причём любых, даже самых нелепых. В современных условиях развития туризма и глухого научного молчания рождаются статьи о тропе то атлантов, то римских легионеров, которая опоясала весь горный Крым», — написано историком-краеведом несколько лет назад в журнале «Историческое наследие Крыма»

И именно в этой статье сделана попытка развенчать или обосновать несколько версий возникновения самых загадочных дорог Крымских гор, а главное — понять, что за дорога идёт от Ворона на Орталан. Попробуем разобраться и мы, отмеряя километры по подсыпанной щебёнкой дороге. Наличие крепид, подсыпки, мостов указывает на то, что дорога эта не просто путь, естественно сложившийся между селениями, а планомерное и, вероятно, единовременное сооружение, потребовавшее немало рабочей силы, инженерного расчёта и определённых денежных затрат. Возникает вопрос: кто и когда организовал прокладку дороги в этой местности?

Нет, римляне не строили этот путь: слишком уж притянута за уши экскурсоводами-любителями тема римского дорожного строительства в горном Крыму и на Южном берегу. Да, найдены в Херсонесе и в крепости Харакс алтари с посвятительными надписями бенефициария XI Клавдиева легиона. Но они сами по себе не являются фактом, доказывающим присутствие в Таврике всего легиона и уж тем более его строительную деятельность здесь. Дороги для древних римлян — всегда были понятием государственным, широким, затратным

Да и византийцы, уже в средние века, тоже вряд ли строили этот путь, хотя их «длинные стены» историки ещё ищут и дискутируют по поводу найденного. Более вероятным кажется строительство дороги от побережья до горных деревень предприимчивыми генуэзцами и венецианцами — итальянцами приморских республик. Но и тут появляется много вопросов, хотя некоторые местные селения — нынешние Переваловка, Ворон, Шелен, монастырь святой Параскевы в Топлах — и упоминаются в генуэзских документах

«Век золотой Екатерины» тоже не оставил о себе никаких отметок на пути Ворон — Орталан. Несмотря на досужие домыслы некоторых экскурсоводов, российская императрица вовсе не собиралась ехать по лесным кручам. Прочтём строки самого устроителя путешествия, светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина. В опубликованных ордерах барону Игельштрому за 1784 год — время активной подготовки к путешествию императрицы — упоминаются и крымские дороги

«Для будущего Её Величества в Таврическую область следования нужно осмотреть места для станций от Перекопа по дороге в Бахчисарай… Дорогу как от Бахчисарая через горы в Ахтиар и назад через Бельбек поправить; так от Бахчисарая к Судаку; оттоль же на Старый Крым в Кафу. К производству помянутых строений употребить солдат с выдачей им заработанных денег каждому по 5 копеек в день.»

Как видим, речи и не было о предмете нашего исследования

Можно выдвинуть ещё ряд гипотез, относя дорогу-кручёнку ко времени Крымского ханства или расцвету в здешних краях армянских поселений в семнадцатом веке, а можно согласиться и с тем, что строилась она в конце позапрошлого века, а обустраивалась перед Первой мировой войной

Как бы там ни было, но это — факт нашей истории, и его важно сохранить. Исследователи считают, что определить истинный возраст тех или иных дорог невозможно, потому что большинство из них проходит по путям, существовавшим всегда. Чаще всего невозможно ограничить и хронологическими рамками возведение тех или иных сооружений, так как оно, как правило, растянуто во времени. А вот отнесение таких элементов к интереснейшим и охраняемым историко-археологическим объектам важно и необходимо.

Белая скала

В нескольких километрах к северу от Белогорска поднялась обрывистая Внутренняя гряда, увенчанная живописнойскалой Ак-Кая. Издали она похожа на нарядный белокаменный дворец. Впечатление о дворце с совершенными архитектурными формами усиливается в летний солнечный день ослепительной белизной известняков и мергелей, которыми сложена Ак-Кая. Поэтому очень удачно ее крымскотатарское название, обозначающее не что иное, как Белая скала. 
Белая скала занимает площадь 2028 га. Высота над уровнем моря 325 м, над долиной Белая Скала возвышается на 150 м. Белая скала образовалась в результате эрозии и выветривания верхнемеловых известняков и мергелей.

Белогорск - древний крымский город, раньше называвшийся Карасубазаром (крымскотатарское название, обозначающее Рынок на Карасу). В средние века через него проходил важный торговый путь, связывавший! восток Русской равнины со Старым Крымом и черноморскими портами Феодосия и Судак. Ныне от древнего Карасубазара почти ничего не осталось, кроме руин постоялого двора Таш-Хан. 
Чтобы пройти к Ак-Кае, из центра города направимся на северо-восток к шоссе на Нижнегорск. Долина, щедро орошаемая водами Биюк-Карасу, утопает в фруктовых садах, плантациях розы, лаванды и шалфея. Пять километров приятного пути, и мы у подножья Ак-Каи. Ее вершина, на сотню метров взметнувшаяся над долиной, может показаться труднодоступной. Но это обманчивое представление, так как на нее можно подняться по нескольким тропам без особых усилий. 
Ак-Кая интересна во многих отношениях. В пещере у ее подножья в первые века нашей эры жили сарматы, оставившие на стенах знаки из соединяющихся и пересекающихся прямых линий и дуг. В средние века скала была местом казни: с вершины сбрасывали осужденных. В окрестностях Ак-Каи войска А. В. Суворова в 1777 г. без боя рассеяли и обратили в бегство турецко-татарское войско. Вскоре в 1783 г. князь Г. А. Потемкин на плато Ак-Каи принял от крымских татар присягу на верность России.

Суворовский дуб

Дуб поражает своими размерами, возраст его превышает 700 лет. Высота – около 18 метров, обхват ствола возле основания – около 12 метров. Чтобы обнять дерево, нужно 10-12 человек, что и делают с большим восторгом туристы, которые обычно посещают дуб перед экскурсией на Белую скалу. Раньше могучую крону дерева поддерживали четыре ствола (за это дуб называли «четыре брата»), но после сильного снегопада одна из ветвей не выдержа веса снега, обломилась. И все равно дуб, сохранивший в этих местах красоту былых огромных старинных дубрав, прекрасен и велик. Особено интересно он смотрится на фотографиях на фоне Белой скалы. За свою уникальность могучий красавец получил статус памятника природы местного значения.

Суворовский дуб, согласно старинным преданиям принимал под своей кроной в 1777 году великого русского полководца. Генерал-поручик Александр Васильевич Суворов вел переговоры с представителями турецкого султана. Эти переговоры стали отправной точкой важных событий, результатом которых стало присоединение Крыма к Российской империи. Суворовский дуб самая почитаемая святыня пророссийски настроенной части жителей Белогорска. Здесь даже бытует пословица: «Кто под Суворовским дубом не бывал, тот крымского царя лесов не видал».



Дополнение.
На правах члена выпускавшей МКК сделаю маленькое замечание. Утверждение в выводах "поход вполне соответствует первой категории сложности" является не верным. Правильнее было бы написать "параметры похода не ниже, чем предъявляемые к походам первой категории сложности". МКК выпустила группу в этот поход не потому, что он соответствует первой категории, а потому, что группа достаточно подготовлена для такого похода, что, собственно, они и подтвердили. Безусловно, ребята молодцы. Поздравляю с отличным походом. А то, что эта единичка на самом деле не единичка - это не их вина, это недостаток методики категорирования, которая не предусматривает возможность совершения подобных походов.
Василий Буз


Hosted by uCoz