К перечню велопоходов

 


 

Плавни и побережье Днестровского лимана

однодневный велопоход 12 февраля 2012 г.

 

Нитка пройденного маршрута:

Одесса, пл. Деревянко - Сухой Лиман - Новая Долина - Марьяновка - Надлиманское - р. Днестр - р. Глубокий Турунчук - Днестровский лиман - Красная Коса - Семеновка - Б-Днестровский - (электричка) - Сухой Лиман - Одесса

 

Общая протяженность активной части маршрута – 104 км  

 

Схема маршрута

 

 

Температурные условия в день похода

 

Участник - Василий Буз

 

 

Не раз, стоя на цитадели Белгород-Днестровской крепости, я всматривался в таинственный северо-западный горизонт. Там, в 20-25 километрах от крепости, едва различимой полоской протянулась цепочка деревьев на берегу лимана. За этой цепочкой было безбрежное море камышей днестровских плавней, а перед – водная гладь одного из самых больших причерноморских лиманов. И попасть на эту полоску посуху – никак. Но это летом. Зимой, когда побережье лимана сковывалось льдом, появлялась возможность туда добраться. Лет пять назад я уже пробовал зимой пробиться к этой полоске по самому короткому двухкилометровому пути от автотрассы Одесса – Измаил. Но найти сколько-либо доступный проход в стене камышей не удалось.

И вот в начале февраля 2012 крепкие морозы прочно сковали все водоемы в округе, к заветной полоске земли теперь можно подъехать с разных сторон. Замысел состоял в том, чтобы на велосипеде проехать по руслу Днестра и Глубокого Турунчука в дельте Днестра и по одной из проток в плавнях выехать к северному побережью лимана, далее проехать по льду вдоль берега по возможности до Белгорода-Днестровского. Кроме упомянутого участка побережья лимана интерес еще представлял участок западного берега между селами Красная Коса и Садовое, где берег с суши не везде доступен из-за крутых склонов, оврагов и обрывов.

С утра 15 градусов мороза, почти отсутствие ветра и полное отсутствие снега на грунте - все, что ранее выпало, уже высохло. Грунтовки очень разные. Встречались прекрасно раскатанные ровные грунтовки, но от морозов они покрылись сетью трещин (фото 1), отчего езда по ним напоминала езду по бетонке. Встречались участки, которые застыли в расквашенном колесами автомобилей состоянии (фото 2), но и они проезжались без проблем. Далее была неожиданная встреча с обитателями большого вольера (фото 3). Примечательно, что с внешней стороны забора, ограничивающего вольер, грунт вытоптан животными интенсивнее, чем с внутренней. Вероятно дикие животные зимой стремились попасть внутрь вольера. Далее дорога стала заброшенной (фото 4) и вскоре исчезла совсем. Пришлось идти вдоль посадки по вспаханному полю.

Click here
1.Грунтовка за Марьяновкой
Click here
2.Еще одна грунтовка
Click here
3.Обитатели вольера
Click here
4.Редкий участок со снегом
Click here
5.Карагольский залив


В Надлиманском спустился к берегу лимана и проехал вдоль него до русла Днестра. Еще на подъезде стало понятно (фото 5), что рыбаков на Днестре будет много. Но их там оказалось очень много (фото 6, 7).

Я издавна езжу на дорожном велосипеде "Украина", без велошлема, без велоформы и без стандартного велобаула. Одна из главных причин этого - стремление "закосить" под своего местного жителя. В большинстве случаев это удавалось в самых разных географических районах. Еще в предыдущих поездках я подметил, что местные рыбаки для зимней рыбалки используют велосипеды. Правда, по льду они только ходят, ездят на подъездах к водоему. Вот и сейчас я был принят за своего. Скучающие от отсутствия клева рыбаки охотно пытались общаться со мной и задавали всякие вопросы. Давая уклончивые ответы, из общения довольно быстро понял, что приехал я "на окуня", не задавая никаких вопросов легко узнал, где сейчас находятся рыбинспектора, где и какой сегодня был клев, что судак пропал совсем и т.п. Но это на Днестре. Позднее на лимане, возле Красной Косы, я осознал, что вышел я "на въюна" и что сейчас не лучшее время для этого.

Дойдя через 3 км до разветвления Днестра, свернул влево, в русло Глубокого Турунчука. Здесь на быстрине был участок незамерзшей воды (фото 8), несмотря на то, что остальное русло сковано толстым 20-30-сантиметровым льдом. По руслу Днестра и Турунчука я не ехал, а только шел. Тому были две причины - во-первых, езде мешали многочисленные лунки на льду (фото 6-7), во-вторых, не хотелось разочаровывать рыбаков тем, что я не свой. Можно только представить, какое количество комментариев вызвала бы моя езда по льду и, не дай Бог, падение.

Click here
6.Днестр
Click here
7.Днестр
Click here
8.Участок чистой воды
Click here
9.Берег Глубокого Турунчука
Click here
10.Протока в лиман


Через километр от разветвления Днестра свернул вправо в пятиметровую протоку (фото 10), ведушую кратчайшим путем к лиману. Здесь уже можно ехать. Но это не очень получалось - уровень воды упал, лед просел и в этой узкой протоке изобиловал трещинами и неровностями.

Преодолев километровую протоку, вышел на простор лимана. Хоть и скользко, но по ровному льду ехать вполне можно. Более того, в седле чувствуешь себя даже несколько увереннее, чем пешком на льду. Правда, всегда нужно быть готовым к неожиданным падениям и быстро группироваться. Погода для зимнего катания была просто идеальная - ветра почти нет, снега на льду нет, умеренный мороз в 10 градусов и солнце в дымке не позволяли поверхности льда подтаивать.

Вскоре я заметил особенность: на расстоянии 100-200 метров от берега тянулась петляющая, иногда прерывающаяся полоска замерзшего мокрого снега (фото 11-13). По нему ехать было совсем легко. Вероятно здесь проходила трещина и некоторое вздутие льда, за которым намело небольшой снежны сугроб, снег намок от воды из трещины и замерз. Неожиданностью для меня было несколько участков чистой воды без льда (фото 13 справа).

Температурные деформации льда в лимане привели к тому, что образовались трещины в основном параллельно берегу. Позднее я заметил, что здесь мелко и лиман вообще промерз до дна. Об этом свидетельствовали и комья ила и песка, выдавленные в месте трещин (фото 16).

Click here
11.Лиман с полоской заснеженной дороги
Click here
12.
Click here
13.
Click here
14.Нерукотворная скульптура


Берег лимана плавно изгибался, вместе с ним изгибались и линии основных трещин. Изменился угол берега по отношению к ветру, смерзшийся снег возле трещин исчез, а глыбы льда, выдавленные в месте трещин, становились все больше и достигали двух метров (фото 15). При этом оставшиеся 200 метров до берега были ровными и с небольшим количеством трещин. Вероятно полоса со вздыбливанием льда (фото 15) соответствовала границе промерзания мелководной части лимана до дна.

Проехал к берегу (фото 17, 18), где организовал небольшой перекус. Здесь берег в основном порос не камышом, а рогозом, который примят и уложен ветром на поверхность воды, где и замерз (фото 18). По нему тоже вполне можно ехать, но неприятности доставляли периодические провалы в воздушные пустоты под тонким льдом.

Click here
15.Льду на лимане тесно
Click here
16.Грунт поверх льда
Click here
17.Берег лимана
Click here
18.Берег


Вдоль берега на расстоянии нескольких метров от него тянулась полоса шероховатого льда (фото 19). Это не замерзший снег, а, вероятно, принесенный ветром к берегу и смерзшийся слой шуги. На нем при езде слегка трясло, было не так комфортно, как на ровном льду, но зато было заметно менее скользко. Чередуя езду по такой шуге и участкам гладкого льда приблизился к селу Красная Коса. Но ледовая обстановка все ухудшалась, спешиваться приходилось все чаще. Лед становился "горбатым", представлял собой смерзшиеся крупные куски льда и все меньше был пригоден для езды. За Красной Косой береговая линия значительно поворачивает влево, плавневая часть побережья лимана заканчивается, берег становится крутым и обрывистым (фото 20, 21). Поверхность льда стала совсем неприятной - это пластины наломанного в лимане льда 2-3-сантиметровой толщины и размером до полуметра, смерзшиеся в хаотическом порядке, углубления между которыми занесены снегом (фото 20). Встречались и сугробы уплотнившегося снега, в которые периодически проваливалось заднее колесо. Дальнейшее передвижение по льду становилось бессмысленным, нужно выбираться на грунтовые дороги вдоль берега. Но в этих местах берег обрывистый и изрезан оврагами, вдоль берега дороги просто нет. Пробирание сквозь заросшие кустарником овраги отбирает слишком много времени, поэтому, чтобы не опоздать на электричку, решено выехать на асфальтовую дорогу в районе села Семеновка и по этой дороге доехать до Белгорода.

Click here
19.Вдоль берега
Click here
20.Берег за Красной Косой
Click here
21.Берег за Красной Косой


Несмотря на неудавшийся проезд по берегу в конце маршрута, в целом поездка была вполне успешной. Закрыто еще одно белое пятно на велосипедной карте одесской области.



Hosted by uCoz