К перечню велопоходов
Карпаты 2012
отчет о велопоходе 4 к.с., совершенном с 28 апреля по 9 мая 2012 г.
Нитка пройденного маршрута:
Старый Самбор - Турка - пер. Ужокский - Водораздельный хребет - Роcтока - г. Острая Гора - ур. Прелука - Турья Поляна - Свалява - Полонина Боржава - пер. Прислоп - Межгорье - Драгово - Угля -
Дубовое - Усть-Чорна - хр. Свидовец - Ясиня - пер. Яблунецкий - Делятин - Коломыя - Обертин - Золотой Поток - Русилов - Язловец - Нагоряны - Дзвиняч - Кривче - Чернокозинцы - Каменец-Подольский
Общая протяженность - 696 км, из них грунтовок - 272 км
Продолжительность - 12 походных дней
Суммарный набор высоты - 11600 м
Схема маршрута
Участники
Денис Проценко (руководитель)
| Александр Слюсаренко
| Руслан Куконеску
| Василий Буз
|
Информация о районе путешествия
Карпатская горная система расположена в центре Европы и принадлежат к северной ветви Альпийского складчатого пояса. Дуга Карпатских гор общей протяжностью 1500 километров пересекает территорию Румынии, Украины, Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, и достигает Сербии и Черногории.
Выделяют три основных части - Западные, Восточные и Южные Карпаты. Наивысшая вершина Карпат - гора Герлаховски Штит (2655 м) - находится в Татрах на территории Словакии.
Украинские Карпаты - это северо-западная часть Восточных Карпат. Их ширина составляет около 100 км, длина вдоль северо-восточного края достигает 280 км, общая площадь превышает 2400 квадратных километров.
Украинские Карпаты в основном средневысотные, не достигающие снеговой линии и лишенные современных ледников. Лишь на массиве Черногора, большей своей частью принадлежащем к главному водоразделу, несколько вершин имеют более 2000м, в том числе высшая точка Украинских Карпат г. Говерла - 2061 м.
Долины флишевых Карпат селеопасны. Сели формируются главным образом там, где обезлесены склоны, преимущественно на высоте 1000— 1100 м, реже на более высоком уровне. Развитию как селей, так и эрозионных процессов на обезлесенных участках гор способствуют ливневые осадки.
На склонах с обнажениями коренных пород образуются обвалы, осыпи. Во многих местах наблюдаются оползни. Твердые пласты песчаников и конгломератов на гребнях Черногоры выступают причудливыми скалами (“шпицы” и др.).
Климат Украинских Карпат в целом умеренно континентальный. В предгорьях на северном и южном склонах он теплый и влажный, свойственный широколиственно-лесным и лесостепным ландшафтам, с годовым количеством осадков от 500—600 до 800 мм, с более теплым летом и мягкой зимой в Закарпатье.
В горах понижаются температуры воздуха, возрастает количество осадков (до 1500 мм и более), увеличивается облачность. Максимум осадков летний. На Черногоре в июне - июле два дня из трех бывают с дождями. Летние дожди часто имеют ливневый характер. Толщина снежного покрова в горах значительна,
она колеблется от 40 до 120см. В долинах и котловинах наблюдаются температурные инверсии, горно-долинные ветры.
Погода региона очень неустойчива: солнечные дни даже летом нередко сменяются в высокогорье жесткой и длительной - до 3-5 дней непогодой. Горные склоны покрываются снегом намного раньше долин – к середине ноября тут стабильные сугробы. Максимальной мощности снежный покров достигает к началу марта – до 3 метров глубины.
Весеннее таяние снегов сопровождается значительным поднятием уровня рек в ущельях и долинах.
С ростом высоты в горах наблюдается закономерное снижение температуры. Так, в Ужгороде (высота 128 м) среднегодовая температура составляет +9,1°, средняя температура июля + 20,0° а января - 3,0°. В Микулиниче (высота 610 м) на Прикарпатье эти показатели составляют соответственно:
+6,2°, +16,2°, -5,4°, а на полонине Пожижевской (высота 1429м) в Чорногоре +3,1°, 11,0, і -6,0°.
Животный мир сохранился в Карпатах лучше, чем в соседних горных областях. Популяции неуловимой рыси, волка и медведя, не имеют равных в Европе. Водятся также куница, кабан, олень, косуля, заяц, белка, из птиц - тетерев, дятлы, совы и пр. Карпаты являются одной из самых богатых природными и лечебными ресурсами областей.
Здесь насчитывается более 2000 видов растений. Пологие склоны Карпат покрыты преимущественно буковыми и хвойными лесами. Здесь расположены так называемые буковые пралеса, стародавние девственные лесные массивы, создающие завершённый природно-экологический комплекс –
уникальный природный объект, включённый в список мирового наследия ЮНЕСКО. Выше этих лесов, на высоте 1000-1800 метров над уровнем моря находятся полонины – высокогорные альпийские и субальпийские луга, на которых в тёплое время года местные жители выпасают скот.
Подъезды и отъезды
В походе участвовали представители трех городов (Одессы, Киева и Запорожья). Для минимизации потерь времени на дорогу с учетом действующего расписания использована следующая схема подъезда и отъезда
Подъезд к месту начала похода
Отъезд из Каменца-Подольского
Погодные условия в период похода
Карпаты славятся своей дождливой погодой. Мы об этом хорошо знали и к этому готовились. С одной стороны, было подобрано соответствующее снаряжение, с другой стороны, проработаны запасные варианты маршрута в обход проблемных участков в случае непогоды. Вопрос о том,
берем ли мы с собой крем от загара, расценивался, как шутка. Но на сей раз погода преподнесла неожиданный сюрприз - первая неделя похода была вообще безоблачной, а температура воздуха в тени достигала 32 градусов. Такая погода для майских Карпат кажется просто невероятной.
Лишь к вечеру седьмого дня похода пошел дождь, но основная хребтовая часть маршрута к этому времени была уже пройдена.
График движения
День |
Дата |
Пробег, км |
Грунтовок, км |
Набор высоты, м |
Время движения |
Средняя скорость, км/час |
Участок маршрута |
1 |
28.04 |
65,9 |
1,5 |
964 |
5:56 |
11.1 |
Ст.Самбор - Турка - пер. Ужокский |
2 |
29.04 |
24,6 |
23,8 |
1228 |
5:04 |
4,9 |
пер. Ужокский - Ростока - г. Острая Гора |
3 |
30.04 |
22,7 |
22,7 |
509 |
4:04 |
5,6 |
г. Острая Гора - ур. Прелука - Турья Поляна |
4 |
1.05 |
55,1 |
18,1 |
1192 |
5:53 |
9,4 |
Турья Поляна - Свалява - Полонина Боржава |
5 |
2.05 |
31,9 |
31,9 |
1226 |
6:19 |
5,1 |
Полонина Боржава - пер. Прислоп - Тюшка |
6 |
3.05 |
72,8 |
21,3 |
801 |
6:34 |
11,1 |
Тюшка - Межгорье - Драгово - Россош |
7 |
4.05 |
61,8 |
24,6 |
905 |
6:40 |
9,3 |
Россош - Угля - Дубовое - Усть-Чорна - Яблоница |
8 |
5.05 |
53,8 |
40,5 |
1287 |
7:25 |
7,3 |
Яблоница - хр. Свидовец - Ясиня - Лазещина |
9 |
6.05 |
123,9 |
1,5 |
733 |
6:44 |
18,4 |
Лазещина - Делятин - Коломыя - Незвиско |
10 |
7.05 |
61,8 |
32,7 |
1016 |
4:56 |
12,5 |
Незвиско - Золотой Поток - Язловец - Нагоряны |
11 |
8.05 |
88,1 |
41,2 |
1195 |
6:50 |
12,9 |
Нагоряны - Дзвиняч - Кривче - Чернокозинцы |
12 |
9.05 |
33,8 |
11,7 |
556 |
2:32 |
13,4 |
Чернокозинцы - Каменец-Подольский |
Всего: |
696,2 |
271,5 |
11612 |
69:07 |
10,1 |
|
Общий высотный график
День первый, 28 апреля, суббота. Старый Самбор - Турка - пер. Ужокский
Пройдено за день, км |
65,9 |
Грунтовок, км |
1,5 |
Набор высоты, м |
964 |
Высота ночевки, м |
849 |
Время в движении |
5:56 |
Время выхода |
12:09 |
Время остановки |
20:18 |
|
|
Как и планировалось, Руслан приехал в Старый Самбор раньше нас на целых пять часов, совершил разведку местности и приметил удобное кафе для обеда. Первая общая фотография (фото 1), обед и - можно в путь.
2.04 - сразу за Старым Самбором справа от дороги проезжаем старое еврейское кладбище(фото 2).
Дорога - старый асфальт, местами изрядно разбитый, зато автотранспорта мало (фото 3)
Въехав в село Ясениця-Замкова мы поглядывали по сторонам в надежде увидеть хотя-бы руины какого-нибудь замка. Но никаких замков здесь нет. Зато есть
деревянная церковь архангела Михаила (фото 3а), расположенная у дороги слева (25,4 км от начала). На переднем плане фото почернелая от времени деревянная колокольня (1730г.), далее собственно церковь - тоже деревянная, но заметно более поздняя.
28,1 – в начале с. Розлуч справа от дороги в 100 метрах от дороги минеральный источник, но расход воды в нем очень маленький. Судя по
фото, неподалеку есть и более полноводные минеральные источники.
1.Перед стартом
| 2.Старое Кладбище
| 3.За с. Лопушанка
| 3а.Церковь в с. Ясениця-Замкова
| 4.Явора
|
35,7 – верхний перелом дороги, начало спуска. На спуске открылся красивый вид на водохранилище на реке Стрый (фото 5).
38 - После 2 витков серпантина спускаемся к р. Стрый. Развилка (фото 5). Влево - на Дрогобыч, а мы едем вправо, на Ужгород.
42,4 – в конце г. Турка начинается подъем.
44,9 – на переломе дороги в полутора км от г. Турка памятник советским воинам 18-й армии 4-го украинского фронта, освободителям г. Турка. Именно "освободителям". Такой памятник сегодня несколько необычен для Львовской области.
После очередного подъема открывается панорама карпатского горного массива Бещады (фото 6), расположенного на територии Польши.
61,2 – вправо отворот к селу Сянки и одноименной железнодорожной станции.
До Ужокского перевала ехали по асфальту. На нем немало выбоин (фото 3, 3а, 6), но велосипедной езде это почти не мешает. Зато автотранспорта здесь мало.
64,1 – На Ужокском перевале возле памятника Сечевым Стрельцам (фото 7) расположен большой лагерь автотуристов, в котором часто останавливаются в основном польские автотуристы.
Здесь мы свернули с асфальта влево на грунтовку.
65,7 – свернув с дороги влево и спустившись в 200 м от дороги нашли удобную поляну для лагеря рядом с ручьем.
5.Спуск к р. Стрый
| 6.На горизонте - польские Бещады
| 7.Ужокский перевал
|
День второй, 29 апреля, воскресенье. пер. Ужокский - Ростока - г. Острая Гора
Пройдено за день, км |
24,6 |
Грунтовок, км |
23,8 |
Набор высоты, м |
1228 |
Высота ночевки, м |
1180 |
Время в движении |
5:14 |
Время выхода |
9:03 |
Время остановки |
20:46 |
|
|
Ночь прошла спокойно.
Подъем начался с настоящих Карпат) Дорога расквашена лесовозами (Фото 8) с бревнами поперек, все как положено, но это оказывается исключением. Через пару километров обнаруживаем догорающий лес на склоне.
Забегая вперед можно сказать, что посещение пожаров, нормальное явление для этого похода. Аномальная жара и засуха дает, свои горькие плоды.
Огибаем гору Перейба и Блишня выходим на окраину села Карпатское (фото 9), перед ним по задумке нужно обогнуть овраг, в котором находится само село, не теряя высоты, но на месте оказывается что дорога
настойчиво ведет в село, а обходная весьма условная и еле видимая. Спускаемся в село.
8.
| 9.Перед спуском в с. Карпатское
| 10. В с. Карпатское
| 11.Подъем на Водораздельный хребет
|
73,0 - с. Карпатское, конец спуска и начало подъема на водораздельный хребет (фото 10). Перед самым верхом, в лесистой части склона, нас ждет сюрприз в виде
завалов из-за прошедшего бурелома (фото 12).
75.5 – Поднялись на хребет. На хребте в ложбинах с северной стороны кое, где лежит снег (фото 13, 14). Безжалостное солнце жарит в апреле месяце как в августе.
76.6 – г. Дрогобычский камень. Сам хребет плотно населен туристами, причем, никого кроме поляков не встречали. Граница рядом, полякам безвизовый въезд, вот и шастают, кому не лень. Позабавил нас одиночный польский турист. Попросив сигарету, он спросил, а далеко ли до ближайшего родника, а то жарко, а у него питьевая вода закончилась. Махнув рукой в сторону ближайшего снежника говорим,
что из под каждого снежника течет ручей. Но он категорически замахал руками - "Нет, это нельзя! Воду можно пить только из родников, причем, только тех, которые обозначены на карте!" и начал что-то пальцем показывать на своей карте. Желаем ему успеха в поиске родника и движемся дальше по водораздельному хребту. Во все стороны открываются красивые панорамы (фото 14-18).
По пути несколько непроездных участков, по которым только пешком (фото 16, 17), но в основном все проезжаемо (фото 14, 18).
12.Первые завалы на лесной дороге
| 13.Первые участки снега на пути
| 14.Вдоль по хребту
| 15. г. Старостина
|
78.8 – г. Старостина
79.9 – сворачиваем вправо , начинаем спуск с хребта в долину реки Жденевка. Спуск крутой и напряженный - крутые повороты, ухабы, камни, ветки.
82.2 – выезжаем на дорогу Ждениево - Ужок чуть ниже перевала Гусный. Грейдер, через 2 км в с. Ростока 800 метров асфальта.
85.4 – справа магазин, в котором пополняем запасы продуктов. Перед магазином вправо вдоль ручья уходит грунтовка, по которой и продолжаем подъем в сторону Полонины Руна (фото 19).
16.
| 17. Тропа по хребту
| 18. Спуск к с. Розтока
| 19. Начало подъема
|
87.0 – видимая тропа уходит от ручья влево вверх. Нам нужно дальше вдоль ручья, но тропы там нет - нагромождение камней разных размеров вперемешку с бревнами. Идем в подъем по видимой тропе (фото 20).
87.9 – вышли из леса на дорогу по гребню хребта. Тропа к Полонине Руна осталась где-то справа внизу. Решаем не спускаться и не разыскивать ее, а по тропе вдоль гребня хребта выйти к г. Острая, откуда спуститься к ур. Прелука и далее продолжить запланированный маршрут.
Тропа местами хорошо набита, местами теряется в траве (фото 21-23). На севере хорошо виден водораздельный хребет (фото 21). Далее тропа становится круче и идет по северному склону, покрытому снегом (фото 24, 25). Делаем продолжительную разведку.
20.Подъем по лесной дороге
| 21.Вид на Водораздельный хребет
| 22.Тропа к г. Острая Гора
| 23.
|
Северный склон, по которому проходит тропа, довольно крутой, покрыт лесом и занесен снегом, который местами в тени елей имеет толщину более метра. Южный склон заметно более крутой, содержит крупные камни и фрагменты скал, сильно зарос деревьями. Та же картина на гребне хребта, т.е. двигаться придется по заснеженному северному склону.
Радует только то, что длина этого участка лишь около 400 метров, далее тропа выходит на полонину (фото 30). Но, поскольку дело к вечеру и есть опасность встретить ночь посреди заснеженного склона, преодоление этого участка переносим на завтра. Находим удобное место для лагеря (фото 26), правда, чтобы забраться туда приходится преодолеть крутой склон, густо поросший колючими ветками малины.
90.5 – место ночевки с отличными горными панорамами (фото 27). Для приготовления ужина топим снег. День сегодня необычный - день рождения Саши. Повезло ему встретить этот день в интересном месте.
24.Набираем высоту
| 25.Набираем высоту
| 26.Второй лагерь
| 27.Солнце ушло в Европу
|
День третий, 30 апреля, понедельник. г. Острая Гора - ур. Прелука - Турья Поляна
Пройдено за день, км |
22,7 |
Грунтовок, км |
22,7 |
Набор высоты, м |
509 |
Высота ночевки, м |
370 |
Время в движении |
4:04 |
Время выхода |
9:26 |
Время остановки |
19:50 |
|
|
С утра преодолеваем заснеженный участок северного склона (фото 28, 29). Все оказалось проще, чем казалось вечером.
Снег заканчивается с выходом из леса. Далее тропа по брусничнику (фото 30) выводит на травянистую полонину. По траве и небольшим снежникам движемся вдоль северного склона хребта (фото 31).
91,9 - Через седловину между горами (фото 31) переходим с северного склона хребта на южный. Далее по тропе траверсируем южный склон г. Острая (фото 32, 33). Тропа хорошо набита и можно ехать. Но она узкая и педали цепляются за ветви мелкого кустарника, растущего по бокам.
28.
| 29.
| 30.
| 31.Подъем на г. Острая Гора
|
92,6 – вышли на отрог, соединяющий г. Острая с перевалом, через который идет дорога от ур. Прелука к с. Люта. Логично по этому отрогу спуститься к перевалу, но туда нет внятной тропы. Делаем пешеходную разведку и в итоге решаем продолжить траверс г. Острая на юг. Огибаем еще два отрога и на третьем (94,0 км) сворачиваем на тропу (фото 34) вниз к ур. Прелука. На спуске встречаем группу пешеходников из Ужгорода, идущую на г. Острая. Они нам сообщают, что в этом году как никогда много бурелома, тропа вниз во многих местах завалена упавшими деревьями, проехать будет проблематично.
Тропа действительно изрядно завалена (фото 35, 36), удобнее двигаться правее и выше трорпы через лес, петляя между упавшими деревьями.
32.Траветс г.Острая Гора с видом на полонину Руна
| 33.Траверс г.Острая Гора
| 34.Спуск с г.Острая Гора
| 35.Тропа к ур. Прелука
|
95,7 – закончился лес и основной спуск. Выехали на большой луг – ур. Прелука (фото 37). Отсюда видна Полонина Руна (фото 37). Далее мимо пары деревянных домов подъезжаем к лесу, переходим вброд ручей и снова едем по лесной дороге, заваленной буреломом (фото 38, 39). Дома, которые мы проехали, жилые. Неужели к ним ничего не ездит?
36.Тропа к ур. Прелука
| 37.Вид на Полонину Руна с ур. Прелука
| 38.Дорога от ур. Прелука
| 39.Дорога от ур. Прелука
|
Пересекли вброд ручей (фото ) и вышли к шлагбауму, за которым развилка (фото ). Влево - вниз, в цивилизацию, вправо - вверх на Полонину Руна. А мы, указывается, приехали по дороге из фермерского хозяйства (фото ).
Далее дорога уже расчищена от бурелома и по ней уже можно уверено ехать (фото 40 - 42). Уклон постепенно возрастает. Дорога устлана крупными камнями (фото 41, 42), велосипед на спуске бросает в разные стороны, нужно соблюдать осторожность.
101,3 – мост через руч. Воеводин. Слева от дороги удобное место для привала с двумя деревянными столиками и лавками. После перекуса часть группы совершает пешую радиалку к водопаду воеводин, а часть отдыхает. Тропа по правому (орографически) берегу ручья быстро заканчивается и далее идет трудоемкий путь по крутому склону ручья с крупнными камнями и многочисленными стволами упавших деревьев. А от водопада (фото 44) шли по прекрасной ровной аллее на левом берегу ручья (фото 45).
После привала едем по отличной каменистой дороге вдоль живописного ущелья р. Шипот (фото 43).
40.Дорога вдоль р. Прелучный
| 41.Дорога вдоль р. Прелучный
| 42.Дорога вдоль р. Прелучный
| 43.Дорога вдоль р. Шипот
|
106,3 – перед форелевым хозяйством выезжаем на асфальт и тут же сворачиваем с него влево, по мосту переезжаем р. Шипот и начинаем подъем к горе Косяк. Вначале дорога производила видимость используемой дороги, но вскоре постепенно перешла в заброшенную (фото 46). В конце подъема в колее дороги росли деревья порядка 10 см диаметром. Местами дорога сильно заросла и завалена упавшими деревьями. Нередко приходилось идти по лесу напролом параллельно дороге.
109,2 – вышли на дорогу по гребню хребта (фото 47), которая явно чище и более приемлема для езды. Но по мере спуска количество завалов и бурелома увеличивалось (фото 48).
111,2 - влево уходит сильно заросшая дорога. Решаем ехать дальше прямо по более чистой дороге. Но эта дорога постепенно забирает вправо и спускается к ручью впадающему в р. Шипот в районе с. Турья Поляна. Отворотов влево на спуске мы больше не видели. Мы хотели попасть в Родниковку, а придется теперь делать крюк через Турью Поляну и еще один перевал. Следовало сделать более внимательную разведку в месте заросшего отворота влево.
113,2 – на поляне у ручья разбиваем лагерь.
44.Водопад Воеводин
| 45.Дорога к водопаду по левому берегу ручья
| 46.Подъем к г.Косяк
| 47.По хребту между г.Косяк и г. Корна
| 48.По хребту между г.Косяк и г. Корна
|
День четвертый, 1 мая, вторник. Турья Поляна - Свалява - Полонина Боржава
Пройдено за день, км |
55,1 |
Грунтовок, км |
18,1 |
Набор высоты, м |
1192 |
Высота ночевки, м |
967 |
Время в движении |
5:53 |
Время выхода |
9:36 |
Время остановки |
20:24 |
|
|
К поселку Турья Поляна пришлось по утру пробираться через грязь и бревна набросанные прямо на дороге (фото 49). Выше по ручью и южнее ведутся лесоразработки и дорога вдоль ручья сильно разбита лесовозами.
115,2 - переезжаем по мосту р. Шипот, за которым начинается с. Турья Поляна.
117 - упираемся в Т-образный перекресток, перед которым справа расположено здание дирекции заповедника. Раньше здесь был шлагбаум, а сейчас почему-то нет.
Еще чуть менее 2 км едем вдоль села Турья Поляна (фото 50). Далее выезжаем на дорогу Перечин - Свалява с лучшим качеством асфальтового покрытия.
Между селами Свалявка и Оленевка преодолеваем небольшой перевальчик с набором высоты около 150 м.
В районе с. Оленево справа от дороги нас ждет сюрприз в виде газировки вытекающей прямо из трубы в земле (фото 51). Правда сиропа нам, почему то не предложили)
144,9 - проехав под автомобильным мостом, въезжаем в г. Свалява.
49.Участок перевалки леса
| 50. с. Турья Поляна
| 51.Минеральный источник
| 52.Свалява
| 53.Мемориал в Сваляве
|
В Сваляве докупили продукты, поскольку впереди автономный участок до трех дней. Искали место для обеда, но встреченные кафе в основном предназначены для попить пива.
153,2 - Остановились в кафе перед отворотом вправо с асфальта в селе Сасовка (фото 54). Жарко, поэтому привал был продолжительным.
В конце села Сасовка уклон возрастает. Дальше пешком, никаких мыслей о езде (фото 55, 56).
Саму Боржаву запланировали взять со стороны горы Иволово, предварительно пройдя соседний хребет с вершинами Брдо, Жлобки, Розпута и в конце пройти гору Магура.
Почти выбравшись на гребень хребта и потеряв дорогу на одной из вырубок (фото 56), находим хорошо накатанную грунтовку несколько левее. Но оказалось, это зря потраченное время и силы - грунтовка в конце концов привела нас к свежей вырубке, где и заканчивалась. Возвращаемся и по заросшей травой грунтовке траверсируем южный склон хребта (фото 57).
Вскоре дорога выходит на безлесый гребень хребта и около 4 км идет по нему (фото 58, 59). Этот участок проезжается сравнительно легко.
54.Обеденный привал в Сасовке
| 55.Начало подъема на Боржаву
| 56.Подъем
| 57.Вдоль хребта
| 58. Справа г. Магура, слева г. Стой. Наш путь через обе вершины
|
165,2 - Дальше снова тропа входит в зону леса и приходится преодолевать бесконечные завалы (фото 60, 61).
Из-за бурелома продвижение замедлилось, пришлось заночевать раньше, чем планировали и до желанного снега, как источника воды, не добрались. Был шанс остаться без горячего ужина, ввиду отсутствия воды. Но всемогущий GPS и генштабовские километовки спасли ситуацию (фото 62). Родник оказался точно в обозначенном месте. Правда, он бежал внутри камней и сверху был присыпан листьями, поэтому
его местоположение определяли на слух.
168,3 - место ночевки (фото 63).
59.Дорога по хребту
| 60.Исчезающая в завалах тропа
| 61.Исчезающая в завалах тропа
| 62.Замаскировавшийся родник
|
День пятый, 2 мая, среда. Полонина Боржава - пер. Прислоп - Тюшка
Пройдено за день, км |
31,9 |
Грунтовок, км |
31,9 |
Набор высоты, м |
1226 |
Высота ночевки, м |
673 |
Время в движении |
6:39 |
Время выхода |
10:12 |
Время остановки |
20:16 |
|
|
По утру продолжили упражнения по перетаскиванию велосипедов с поклажей через бревна (фото 64, 65). Но постепенно лес становится все реже и наконец выходим на травянистую полонину (фото 66).
Дальше катить стало и легче, и красивее (фото 66-70).
63.Утро в лагере
| 64.Бурелом на тропе
| 65.Бурелом на тропе
| 66.Вышли из зоны леса
|
67.Подъем на г. Стой
| 68.Подъем на г. Стой
| 69.Под вершиной
| 70.По Боржаве
|
174,3 - К полудню поднялись по достаточно приличной тропе (фото 70) на гору Стой. На самой вершине (фото 71) довольно оживленно, кроме поляков есть и наши соотечественники. Большинство налегке, явно не надолго и из комфортабельного лагеря.
Далее спуск (фото 72), траверсируем склон горы Великий Верх (фото 73) и далее по хребту на юго-запад. Здесь вцелом идет сброс высоты, хотя и встречаются отдельные крутые подъемы.
Со склона г. Великий Верх открывается живописная панорама долины р. Боржава (фото 74). Дно долины уже охвачено буйной зеленью, а на верху природа еще не пробудилась и еще лежит снег. В течении дня можно не раз попасть из зимы в лето и наоборот.
71.Вершина г. Стой
| 72.По Боржаве
| 73.Траверс г. Великий Верх
| 74.Долина р. Боржава
|
От г. Великий Верх до г. Гемба склоны Боржавы охвачены пожаром (фото 75, 76). Неделю стоит непривычная для Карпат сухая и жаркая погода, это привело к тому, что многие горные склоны охвачены пожарами.
181,8 - г. Гемба
184,1 - г. Магура-Жиде
187 - г. Граб (фото 77).
75.Спуск с г. Великий Верх
| 76.
| 77.Спуск с г.Граб
| 78.По Боржаве
|
193,1 - тропа входит в зону леса. Снова начинается преодоление бурелома (фото 79).
195,1 - пер. Прислоп (фото 82). Далее гребень хребта в значительной части покрыт лесом и неизбежен бурелом на тропе. По этой причине решаем не продолжать дальше движение по гребню хребта, а спуститься вниз
и продолжить движение на юг по дороге вдоль р. Рика.
В ходе спуска ищем приемлемую поляну для места ночевки. Спустились вниз к с. Тюшка и не нашли подходящего места. Вдоль ручья выехали вверх за окраину села, где и нашли на берегу ручья подходящее место.
200,2 - место ночевки.
79.Дорога входит в зону леса
| 80.Спуск к перевалу
| 81.Спуск к перевалу
| 82.Пер. Прислоп
|
День шестой, 3 мая, четверг. Тюшка - Межгорье - Драгово - Россош
Пройдено за день, км |
72,8 |
Грунтовок, км |
21,3 |
Набор высоты, м |
801 |
Высота ночевки, м |
405 |
Время в движении |
6:34 |
Время выхода |
9:52 |
Время остановки |
19:50 |
|
|
На сегодня запланирована асфальтная дневка. В начале дня преодолеваем несколько оврагов с ручьями и пробираемся по окраинам сел. До самого поселка Лозянский идет грунтовая дорога, а от него до Межгорья уже нормальный асфальт.
Половина пути проходит вдоль реки Рика. Само ущелье очень живописно и в тоже время густо заселено. Каждый ровный участок и использован на полную, нет ни единого свободного места.
За с. Березово устраиваем привал и перекус. От села Сюрюк начинается подъем на перевал к Драгово. В конце села попадаем в чей то двор, где нам с такой охотой показываю дорогу что даже возникает желание скорее на нее попасть.
В принципе в любом Карпатском селе люди доброжелательны к путникам, и еще не разу нам не отказали в помощи и каждый раз узнавали есть ли у нас еда, есть ли где переночевать и есть ли теплые вещи.
Немного поблуждав по местному лесу попадаем в соседнее село и как не странно опять в чей то огород. На этот раз без хозяев, только проходящая женщина указывает нам направление и наказывает остерегаться собак на пастбище.
В Драгово делаем закупки и отправляемся Россошь, от которого идет спуск к реке Малая Угля. В конце дня начинается гроза. Лагерь пришлось ставить недалеко от дороги, и по этому до самого позднего вечера мы
слушали песни проезжающих мимо местных работяг. Ну чем не радио.
83.Путь на Межгорье
| 84.Небольшой перевал между с.Тюшка и с.Лозянский
| 85.Межгорье
| 86.Межгорье
|
87.Дорога на Хуст
| 88.Дорога на Хуст
| 89.Теребля-Рикская ГЭС
| 90.Березово
| 91.Через отроги хр.Бовцарский Верх
|
92.Через отроги хр.Бовцарский Верх
| 93.Поземка из лепестков в Драгово
| 94.Поворот к с. Кичерели
| 95.Подъем к с.Россош
| 96.Долина р. Теребля
|
День седьмой, 4 мая, пятница. Россош - Угля - Дубовое - Усть-Чорна - Яблоница
Пройдено за день, км |
61,8 |
Грунтовок, км |
24,6 |
Набор высоты, м |
905 |
Высота ночевки, м |
1143 |
Время в движении |
6:40 |
Время выхода |
11:01 |
Время остановки |
20:21 |
|
|
Ранним утром прошел небольшой дождь, подтверждая правильность нашего решения не идти через угольский заповедник. От этого дождя тент палатки покрылся слоем салатовой пыльцы с деревьев.
К моменту выхода тучи разошлись и выглянуло солнце. От места лагеря (фото 97) спустились вниз и продолжили путь по каменистой дороге (фото 98). Через 5 км эта дорога стала уходить вправо, на запад.
Сворачиваем влево на заросшую травой грунтовку (фото 99) вдоль небольшой речки и озера, которая вскоре потерялась и мы по травянистым лугам (фото 100) доезжаем до с. Колодне.
97.Место ночевки
| 98.Дорога вдоль р.Одаров
| 99.Пруд на р.Одаров
| 100.К с. Колодно
| 101.с.Угля
|
Далее был подъем по асфальту через села Угля (фото 101), небольшой перевал между селами Груники и Ольховцы, спуск к р. Тересва, движение вверх по реке через села Ганичи (фото 102), Калины, Дубовое (фото 103), Усть-Чорна (фото 109).
Все чаще встречаются бетонные укрепления по берегам русла реки. Но иногда и они не помогают, река смывает эти укрепления вместе с асфальтом и дорожной насыпью, которую впоследствии восстанавливают (фото 106).
На асфальте много выбоин, но для велосипеда они проблем не доставляют. Местность становится все более живописной (фото 107, 108). Перед Усть-Чорной встретили встречную группу велотуристов (фото 108).
102.Ганичи
| 103.Дубово
| 104.Родник у дороги
| 105.Дорога на Усть-Чорну
| 106.Река "откусила" кусок дороги
|
107.Вдоль р.Тересва
| 108.Встреча с велотуристами
| 109.Усть-Чорна
| 110.Поворот на Лопухов
| 111.Яблоница
|
За Усть-Чорной сворачиваем с асфальта вправо на мост через реку в сторону Лопухова (фото 110), куда ведет каменистый грейдер. Недоезжая Лопухова в селе Яблуница (фото 111) сворачиваем вправо и движемся вдоль одноименной речки.
Постепенно дорога становится все более каменистой (фото 112). Через 6 км после поворота с дороги на Лопухов возле устья ручья Берлин сворачиваем влево под шлагбаум (фото 113) и движемся вверх по каменистой дороге (фото 114).
Небо стали затягивать тучи. Слышны раскаты грома. Усилился ветер. Но к началу дождя мы почти успеваем к навесу возле родника (фото 115). Был сильный ливень и град. Решили не ставить палатку на мокрой траве,
а расположиться на ночлег прямо под навесом на сухом деревянном настиле, укрывшись от ветра полиэтиленовым тентом.
В два часа ночи были разбужены проезджающим мимо грузовиком. Какие-то мужики набрали воды в роднике, обменялись с нами каким-то фразами (типа вопроса, как пройти в библиотеку), и уехали дальше вверх на полонину.
112.Вдоль р.Яблоница
| 113.Начало подъема на хребет
| 114.Дорога на хребет
| 115.Место ночевки
|
День восьмой, 5 мая, суббота. Яблоница - хр. Свидовец - Ясиня - Лазещина
Пройдено за день, км |
53,8 |
Грунтовок, км |
40,5 |
Набор высоты, м |
1287 |
Высота ночевки, м |
853 |
Время в движении |
7:25 |
Время выхода |
10:48 |
Время остановки |
20:42 |
|
|
Утро было пасмурным и прохладным. Моросил дождь, поэтому мы не торопились с выходом. К половине двенадцатого продолжили подъем по такой же каменистой дороге (фото 116, 117). Видимость плохая (фото 117).
После выхода на хребет дорога идет по северному склону, здесь мы попали в снег (фото 118, 119). Но этот участок не был слишком протяженным. Дальше нас ждала обычная хребтовая дорога (фото 122) с иногда встречающимися снежниками (фото 120, 123)
Привал на г. Подпула, 1629, (фото 121) был недолгим, долго задерживаться на вершине не давал сильный юго-западный ветер. Но этот ветер давал надежду на то, что облака разойдутся.
Наконец наткнулись на следы велосипедов. Раньше мы все недоумевали, почему этих следов нет, поскольку точно знали что перед нами прошла другая группа, с которой мы разминулись буквально на пол дня.
Следы вели от горы Тэмпа на Свидовец. Значит, эта группа подымалась другим путем - по тропе от Усть-Чорна на г. Стоги. Интересно, как у них обстояло дело с буреломом на тропе в зоне леса.
116. Продолжение подъема
| 117.
| 118.
| 119. хр.Шаса
| 120. хр.Шаса
|
121.г.Подпула
| 122.Справа - г.Тэмпа, в центре в облаках - г.Унгаряска
| 123.
| 124.
|
Далее была езда вдоль Свидовца по красивой дороге (фото 125-131). Взобравшись на г. Геришаска (фото 127, 128), мы вынуждены были быстро с нее съехать, поскольку на нас наползала черная дождевая туча.
Но это не помогло, дождь нас изрядно намочил. Но сразу после этого тучи стали расходиться и сквозь них проглядывало синее небо (фото 130, 131).
Далее нас ждал спуск на турбазу Драгобрат (фото 132, 133). Количество коттеджей со времени последнего посещения здесь значительно выросло, причем, строительство активно продолжается. Единственное, что не изменилось –
убитая каменистая дорога на спуске из Драгобрата в Ясиня, где уже начинается асфальт вдоль Тисы.
125. По Свидовцу
| 126. По Свидовцу
| 127. г.Геришаска
| 128.Вид на Близницу, Петрос, Говерлу за 3 минуты до дождя
|
129.По Свидовцу
| 130.Близница
| 131.По Свидовцу
|
В Лазещине (фото 135) основная дорога сворачивает влево к Яблуницкому перевалу (фото 136). Здесь предполагалось двигаться прямо и шрурмовать склоны Говерлы с выходом на т/б Заросляк.
Но в условиях большого количества бурелома, возможных снегов в лесу на северном склоне и начавшихся дождей мы решили воспользоваться запасным вариантом по асфальту через Яблуницкий перевал, который и был предусмотрен на случай неблагоприятных погодных условий.
На подъеме к перевалу за селом справа от дороги на небольшом возвышении в лесу находим удобную поляну для лагеря и небольшой ручей рядом.
132.Спуск в Драгобрат
| 133.Спуск в Драгобрат
| 134.Спуск в Ясиня
| 135.Лазещина
| 136.Перед перевалом
|
День девятый, 6 мая, воскресенье. Лазещина - Делятин - Коломыя - Незвиско
Пройдено за день, км |
123,9 |
Грунтовок, км |
1,5 |
Набор высоты, м |
733 |
Высота ночевки, м |
168 |
Время в движении |
6:44 |
Время выхода |
11:30 |
Время остановки |
20:08 |
|
|
Преодолеваем оставшуюся часть подъема до Яблоницкого перевала и далее следует длинный спуск по асфальту вдоль р. Прут через Татаров (фото 137), Яремчу (фото 138), Делятин (фото 139, 140). В Яремче в районе водопада у дороги стояли несколько автобусов, скопилось много туристов, поэтому не останавливаясь едем дальше. В конце Делятина основная дорога уходит влево на Ивано-Франковск, а мы едем прямо на Коломыю (фото 140). Прощальный взгляд на Карпаты с холма между Делятином и Добротовым (фото 141) и через 30 км равнинного асфальта мы в Коломые (фото 142).
137.Татаров
| 138.Яремча
| 139.Делятин
| 140.Делятин
| 141.Прощальный взгляд на Карпаты
|
Докупаем продукты и дальше едем на север к Днестру через Пядыки, Годи-Доброводку, Великую Каменку, Обертин. Перед Обертином и за ним открываются прекрасные панорамы равнинных полей (фото 144), которые кажутся ничуть не менее красивыми, чем горные пейзажи.
На окраине Герасимова справа от дороги красивый старый парк с круглым озером и островом посредине, по которому прогуливаются местные жители, выпасая на лужайках парка своих коров. Слева от дороги родник (фото 145).
В селе Незвиско упираемся в автодорогу Р20, сворачиваем на нее вправо, а через 500 м. влево по указателю на Луку и Бучач (фото 146). Подъезжаем к мосту через Днестр и решаем не переезжать его, а разбить лагерь на более крутом и лесистом правом берегу. Возвращаемся, проезжаем по мосту небольшую речку и далее едем по берегу Днестра на северо-запад (фото 147). Лагерь разбиваем в живописном месте в километре от села на небольшой поляне у граница леса на склоне Днестра. Чуть дальше по берегу порядка 200 м есть родник.
142.Коломыя
| 143.
| 144.Дорога севернее пос.Обертин
| 145.Родник за с.Гарасимов
| 146. с.Незвиско
| 147. Вечер на Днестре
|
День десятый, 7 мая, понедельник. Незвиско - Золотой Поток - Язловец - Нагоряны
Пройдено за день, км |
61,8 |
Грунтовок, км |
32,7 |
Набор высоты, м |
1016 |
Высота ночевки, м |
206 |
Время в движении |
4:56 |
Время выхода |
12:18 |
Время остановки |
20:19 |
|
|
Сегодня у нас полудневка, приводим в порядок себя и снаряжение. С утра прекрасная тихая погода и живописная панорама Днестра (фото 148). Получаем удовольствие от купания в Днестре.
После сборов возвращаемся в село Незвиско и по мосту переезжаем Днестр (фото 149) в Луку. Мост с деревянным настилом находится в аварийном состоянии и движение грузового транспорта по нему запрещено. Далее следует десятикилометровый пологий подъем по разбитому асфальту и участку грейдера (фото 150) к селу Возилов (фото 151). Сначала от с. Лука 3 км подъема по степи, затем 3 км через лес (фото 150). Здесь Днестр описывает большую дугу, длиной почти 20 км, но между берегами Днестра справа и слева от дороги лишь около 600 м. Жаль, здесь вдоль дороги растет густой лес и Днестр в этом месте не виден.
148. Вдоль Днестра
| 149. Мост через Днестр
| 150.Дорога между селами Лука и Возилов
| 151.Возилов
| 152.Замок в с.Золотой Поток
|
За Возиловым следует спуск с потерей 150 м высоты и подъем, после которого попадаем в село Золотой Поток с полуразрушенным замком (фото 152-154). Спрашиваем у местных нашу дальнейшую дорогу и они единодушно показывают на разбитую дорогу, ведущую на восток. Затем эта дорога вообще поворачивает на юго-восток, хотя нам нужно на север. В полукилометре от Золотого Потока понимаем ошибку – нужно внимательнее быть при опросе местного населения. Соколец и Соколов – это два разных села, расположенных почти в противоположные стороны от Золотого Потока. Сворачиваем влево на грунтовку, чтобы кратчайшим путем выехать к нужному нам селу Русилов.
В Русилове расположено несколько мощных родников (фото 155), формирующих ручей, который чуть дальше на крутом склоне р. Стрыпа образует каскад живописных водопадов.
153.Замок в с.Золотой Поток
| 154.Подземелья замка
| 155.Источник в с.Русилов
| 156.Встреча с велотуристами из Севастополя
| 157.Один из Русиловских водопадов
|
В Русилове встречаем группу из Севастополя, совершающую велопоход 3 к.с. Обмен впечатлениями в ходе небольшого перекуса (фото 156) и продолжаем движение в противоположных направлениях. Мы спускаемся мимо водопадов (фото 157, 158) к р. Стрыпа и далее едем по долине р. Стрыпа (фото 159).
Раньше здесь был навесной пешеходный мостик, который периодически река смывала, но местные жители его упорно восстанавливали. Но после последнего смыва его почему-то не восстановили. Севастопольцы говорили, что ниже по реке есть бревно, по которому можно переправиться. Но возвращаться не хочется, находим место брода и переходим через Стрыпу на левый берег (фото 160).
Далее едем вдоль вырубки на левом берегу (фото 161), поднимаемся по каменистой дороге через лес, после чего спускаемся в с. Язловец (фото 162, 163). В селе руины костела (фото 163) и замка (164).
158.Другой Русиловский водопад
| 159.Долина р.Стрыпа
| 160.Брод р.Стрыпа
| 161.Левый берег Стрыпы
|
От замка 4,7 км некрутого подъема по разбитой асфальтовой дороге, после чего сворачиваем вправо к с. Свершковцы (6 км).
За селом Дорогичевка основная дорога сворачивает вправо к селу Шутроминцы. Чтобы срезать угол по пути к Джуринскому водопаду решаем ехать прямо по грунтовке к лесу. Через лес спустились к р. Джурин в трех километрах выше водопада. Перешли вброд речки, после чего поднялись в Нырков, в магазине докупили продукты. После небольших колебаний решаем не ехать дальше на Нагоряны, а спуститься к водопаду и остановиться там на ночлег.
Лагерь расположили на правом берегу р. Джурин на небольшой поляне в 50 метрах от водопада. Заканчивали готовить ужин уже под дождем, который с разной интенсивностью шел всю ночь.
162.Спуск в Язловец
| 163.Язловец
| 164.Замок в Язловце
| 165.Брод р.Джурин
|
День одиннадцатый, 8 мая, вторник. Нагоряны - Дзвиняч - Кривче - Чернокозинцы
Пройдено за день, км |
88,1 |
Грунтовок, км |
41,2 |
Набор высоты, м |
1195 |
Высота ночевки, м |
159 |
Время в движении |
6:50 |
Время выхода |
11:30 |
Время остановки |
20:37 |
|
|
Утром продолжался дождь, поэтому вышли поздно. Перешли вброд речку под водопадом (фото 166), проехали по дороге мимо руин костела и замка (фото 167), после чего по серпантину поднялись в Нагоряны. На подъеме открывается красивый вид на долину р. Джурин (фото 168). На въезде в урочище установлен большой щит (фото 169) с правилами поведения. Из него следует, что самым серьезным противоприродным действием является бесплатный въезд.
166.Вдоль Джуринского водопада
| 167.Червоноградский замок
| 168.Червоноград
| 169.Въезд в урочище
|
За Нагорянами следует спуск с потерей 70 м высоты и подъем, после которого пересекаем автодорогу Р24 (фото 170). Здесь асфальт заканчивается, До Торского едем по грейдеру.
После подъема из Торского при пересечении автотрассы Е85 сворачиваем на нее вправо, а через 10 км съезжаем с нее влево. Далее едем по дороге с редкими автомобилями, попутным ветром и отличным недавно постеленным асфальтом.
В с. Городок после проезда по мосту через р. Сереет сворачиваем с основной дороги вправо на грунтовку (фото 171), по которой намерены проехать вдоль берега Днестра. Дорога переходит в тропу вдоль крутого берега (фото 172, 173). В селе Виноградное узнаем, что дальше вдоль берега прохода нет. Нужно подниматься вверх. По грунтовке через Зозулинцы (фото 174) доезжаем до асфальта на Синьков (фото 175). Как оказалось Синьков – родина известного бизнесмена Дмитрия Фирташа. Сейчас перед въездом в Синьков справа от дороги этот бизнесмен строит огромный тепличный комплекс. В самом селе тоже активно ведется строительство нескольких крупных зданий.
170.Из Нагорян в Торское
| 171.Днестр в устье р. Серет
| 172.
| 173.Вдоль Днестра
| 174.Зозулинцы
|
В конце подъема из Синькова устраиваем привал и готовим обед на газовой горелке.
В 400-х метрах за Залесьем сворачиваем влево и через пол километра дорога входит в лес. Далее предстоит двухкилометровый спуск через красивый лес. Единственная неприятность – покрытие дороги (каменистая грунтовка). За селом Забручанское выезжаем к р. Збруч, по мосту переезжаем реку и с той стороны реки начинаем поиски места для лагеря. Остановились на ночлег на поляне севернее Чернокозинцев с видом на замок (фото 179). Рядом - родник.
175.Сынькив – родина Фирташа
| 176.Путь к с.Кривче
| 177. Кривче
| 178. Костел в с. Залесье
|
День двенадцатый, 9 мая, среда. Чернокозинцы - Каменец-Подольский
Пройдено за день, км |
33,8 |
Грунтовок, км |
11,7 |
Набор высоты, м |
556 |
Высота ночевки, м |
253 |
Время в движении |
2:32 |
Время выхода |
8:29 |
Время остановки |
11:47 |
|
|
Последний день похода.
С утра осматриваем остатки замка в Чернокозинцах (фото 180, 181). В основном по грунтово-каменистым дорогам местами с участками брусчатки доезжаем до с. Залесье Первое, откуда идет асфальтовая дорога в Каменец-Подольский (фото 182).
Решили не дожидаться вечернего киевского поезда, а ехать электричкой до Хмельницкого. В этом случае был шанс успеть на ряд проходящих поездов.
179.Лагерь у р. Збруч
| 180.Чернокозинцы
| 181.Остатки замка в Чернокозинцах
| 182.Каменец-Подольский
|
Итоги и выводы
1. Заявленный маршрут успешно пройден по основному варианту с несколькими переходами на запасные варианты. Всего за 12 ходовых дней пройдено почти 700 км, из них 270 км грунтово-каменистых дорог, троп и бездорожья. Набор высоты составил более 11 тыс. метров.
2. В течение недели до похода и в ходе первой недели похода стояла редкая для этого времени в Карпатах жаркая, сухая и почти безоблачная погода. Температура в тени достигала 32 градуса. Следы снежного покрова сохранились лишь вблизи вершин.
3. Основная часть запланированного похода проходила по вершинам горных хребтов и полонинам. В связи с высокой вероятностью дождей в Карпатах, опасностью передвижения в тумане облаков, а также в связи с тем, что заранее невозможно предугадать, на каком из хребтов нас застанет непогода, почти вдоль всего основного маршрута были проложены запасные варианты в объезд хребтов по обычным дорогам вдоль рек. Спуск с основного маршрута на запасные варианты обычно не прост, но это на случай, если передвижение по основному маршруту станет невозможным или опасным. Большая часть маршрута пройдена по основному варианту. Произведенные изменения перечислены в разделе 2.4.
4. Существенных технических проблем в походе не было. Было лишь 2 прокола, утерян один винт крепления, заменены тормозные колодки.
|