К перечню велопоходов

 


 

Хороша страна Болгария

Велосипедный туристский поход по центральной и юго-западной Болгарии,
совершенный со 2 по 16 июля 2014 г.

 

Версия отчета для МКК

Нитка маршрута:


Подъезд: Одесса - Болград (автобус) - Вулканешты - Джурджулешты - Галац (вело 76 км) - Бухарест (поезд) - Джурджиу - Русе (вело 84 км) - Горна Оряховица (поезд)

Основной маршрут: Горна Оряховица - Велико-Тырново - Габрово - пер. Шипкинский - х.Узана - х.Мазалат - р. Тъжа - Тъжа - Калофер - Баня - Пловдив - Брестник - Гълъбово - Бяла Черква - Римски путь - х.Персенк - Кукувица - Широка Лъка - Солища - Гела - Магараджица - Мугла - Тешел - Борино - Доспат - Сатовча - Долно Дряново - Гоце Делчев - Места - Добринище - Банско - Разлог - Белица - Семково - пер. Канарский - оз. Рибни - Рильский монастырь - Рила - Дупница - Драгичево - София

Отъезд: София - Русе (поезд) - Джурджиу - Бухарест-Норд (вело 83 км) - Галац (поезд) - Джурджулешты - Рени (вело 24 км) - Одесса (автобус)

 

Протяженность основной части маршрута – 739 км, из них грунтовых дорог - 177 км. Общая протяженность велосипедной части с учетом подъездов - 1006 км

Общий набор высоты – 14140 метров (с учетом подъездов - на вело 15852 м)

Средняя высота ночевок – 1207 м

 

Схема основного маршрута

Схема подъездов и отъездов (вело)

 

 

 

Статистика по дням

День Дата Пробег, км Асфальт, км Грунт, км Время
движения
Cредняя
скорость, км/ч
Набор
высоты, м
Сброс
высоты, м
Высота
ночевки, м
подъезд 2.07 30,7 30,7 0 1:55 15,9 425 360 129
подъезд 3.07 64,3 64,3 0 3:51 16,7 482 605 60
подъезд 4.07 65 65 0 3:56 16,5 270 245 .
1 4.07 15,1 15,1 0 1:17 11,8 420 355 165
2 5.07 79,8 68,5 11,3 6:50 11,7 1931 885 1242
3 6.07 36,7 10,2 25,2 5:05 7,2 1166 981 1383
4 7.07 120,6 99,5 21,1 6:45 17,9 1067 1868 579
5 8.07 43,2 22 21,2 5:15 8,2 1602 609 1563
6 9.07 35,8 0 35,8 5:02 7,1 1015 864 1713
7 10.07 44,4 26,7 17,7 5:05 8,7 1335 1401 1651
8 11.07 114,1 97,8 16,3 7:35 15,0 1702 2802 544
9 12.07 89 85,6 3,4 6:37 13,5 1766 552 1757
10 13.07 19,2 0 19,2 5:18 3,7 835 674 1916
11 14.07 121,3 114,4 6,9 6:07 19,8 1166 2316 765
12 15.07 22,4 21,8 0,6 1:25 15,8 135 359 .
. ВСЕГО
основной
участок:
741,6 561,6 178,7 62:13 11,9 14140 13666 1207
отъезд 15.07 22 22 0 1:24 15,8 90 122 22
отъезд 16.07 85 85 0 4:55 17,2 445 368 .
. ВСЕГО c
подъездами:
1008,6 828,6 178,7 78:01 12,9 15852 15366 963

 

Участники:


Ольга Герасимова
начмед, начпрод, начфин

Илья Канкров
механик, фотограф, навигатор, печник

Василий Буз
все оставшееся, т.е. руководитель

 

 

 

Информация о районе путешествия

Территория Болгарии 110 550 км, что в пять раз меньше Украины. Страна расположена на западном побережье Чёрного моря, на севере граничит с Румынией, на юге - с Грецией и Турцией, на западе - с Сербией и Македонией. Несмотря на относительно небольшие размеры, ландшафт Болгарии весьма разнообразен.

Рельеф Болгарии неоднороден. На относительно небольшой территории страны находятся низменности, равнины, холмы, низкие и высокие горы, большое количество долин и глубоких ущелий. Главной особенностью топографии Болгарии является чередование полос высокого и низкого ландшафта, которые проходят с востока на запад через всю страну. Эти полосы (называемые геоморфологическими областями) с севера на юг носят названия: Дунайская равнина, Стара-Планина, Верхнефракийская низменность и Рила-Родопский горный массив. В Болгарии три горных системы: Пирин, Рила и Родопы. Самые восточные области у Чёрного моря холмистые, они постепенно набирают высоту к западу, а крайняя западная часть страны высокогорная. Более двух третей страны - равнины, плато или холмистые земли высотой менее 600 м. Равнины (ниже 200 м) составляют 31 % территории, плато и холмы (200-600 м) - 41 %, низкие горы (600-1000 м) 10 %, средние горы (1000 - 1500 м) 10 %, и высокие горы (более 1500 м) 3 %. Средняя высота Болгарии - 470 м.

Стара-Планина (Балканские горы) начинается в Долине Тимошко в Сербии и продолжается на юг до Софийской котловины в центрально-западной Болгарии. Оттуда горы уходят на восток до Чёрного моря. Балканские горы имеют длину около 600 км и ширину 30 – 50 км. Их самый высокий участок находится в центральной Болгарии, где находится гора Ботев, самая высокая точка Балканских гор высотой 2376 м. Балканские горы постепенно снижаются до скал Черноморского побережья. Южные склоны Балканских гор и Средна Гора переходят во Верхнефракийскую низменность и Софийскую котловину. Имеющая треугольную форму, Верхнефракийская низменность начинается в точке к востоку от гор недалеко от Софии и расширяется в восточном направлении к Чёрному морю. На ней находятся долина реки Марица и низменности, которые расположены между рекой и Чёрным морем. Подобно Дунайской низменности, большая часть Верхнефракийской низменности холмистая и не является равниной в обычном смысле. Большая часть территории пригодна для сельского хозяйства.

Относительно высокие горы занимают область между Верхнефракийской низменностью и Софийской котловиной и границей с Грецией на юге. На западе страны находятся три хребта: Витоша к югу от Софии, Рила далее на юг и Пирин в юго-западной части страны. Они являются наиболее высокой топографической областью Болгарии и всего Балканского полуострова. Хребет Рила включает гору Мусала высотой 2925 м, это самая высокая гора в Балканских странах. Около дюжины других гор в системе Рила имеют высоту более 2600 м. Для самых высоких гор характерны редкие голые скалы и отдельные озёра выше линии деревьев. Более низкие пики покрыты альпийскими лугами. Для хребта Пирин характерны скалистые пики и каменные склоны. Его самый высокий пик - Вихрен высотой 2915 м, второй по высоте пик Болгарии. Далее на восток расположены Родопы.

Площадь Болгарии невелика, однако её климат довольно разнообразен. Страна находится в континентальной и средиземноморской климатических зонах. Болгарские горы и долины являются естественными барьерами или каналами для воздушных масс, что создаёт резкий контраст в погоде на относительно коротких расстояниях. Зона континентального климата несколько больше, так как континентальные массы воздуха легко попадают на Дунайскую низменность. Воздействие континентального климата более сильное зимой, когда происходят сильные снегопады; влияние средиземноморского климата сильнее в течение лета, когда стоит горячая, сухая погода. Эффект барьера Балканских гор чувствуется по всей стране: в среднем в северной Болгарии на один градус холоднее и она получает на 192 мм осадков больше, чем южная Болгария. Так как Чёрное море недостаточно велико, чтобы быть главным фактором, оказывающим влияние на погоду в стране, оно оказывает преимущественное влияние только на его побережье.

Население Болгарии 7,2 млн человек, из них 73% живут в городах

 

Идея похода

Следует признать, что ранее мы (да и не только мы) сильно недооценивали велотуристские возможности Болгарии. Как возможный район для велопутешествия Болгария ранее рассматривалась, но этот район был далеко не в первом десятке среди мест, где хотелось бы побывать. Поэтому и поход туда из года в год откладывался. И в этом году мы тоже туда не собирались, а готовили велопоход по Восточной Турции и Грузии. Но, не было бы счастья, да несчастье помогло. Каскад неприятных событий заставил нас отказаться от планируемого похода по Восточной Турции. Это и события на востоке Украины, в результате которых был отменен самый удобный авиарейс в Кутаиси, события в Крыму, в результате которых отменен удобный паром Севастополь - Синоп и закрыт для нас проезд через Керченский пролив, в мае столкновения демонстрантов с полицией (с жертвами) прокатились по Турции, вспышка политических акций проходила в Абхазии. Плюс к этому в конце мая прошел мощный сель в Дарьяльском ущелье, в результате чего завалено пол километра Военно-грузинской дороги и закрыт на неопределенное время единственный сухопутный погранпереход Верхний Ларс. В этих условиях следует ожидать перегруз оставшихся транспортных линий. Все это сильно ограничивало варианты подъездов-отъездов. А политическая нестабильность в Украине требовала возможности быстрого и простого возвращения домой.

По изложенным причинам за месяц до сроков похода было решено изменить район путешествия. Выбор пал на Болгарию, как на стабильный район с удобными подъездами. Маршрут разрабатывался в сжатые сроки и без скрупулезной проработки. Такую проработку сложно было сделать еще и потому, что отчетов о велопоходах в этом регионе практически нет. Фактически известен лишь один отчет группы Галины Юрасовой. Еще есть несколько пешеходных отчетов по горным массивам Рила и Пирин (в основном киевского турклуба "Глобус"), которые порождали сомнения в возможности велосипедного прохождения этих массивов. Запланированный маршрут включал прохождение четырех горных массивов - Стара Планина (Балканы) между Шипкинским перевалом и наивысшей горой этого хребта Ботев върх, Родопы, Пирин, Рила. Причем, последние два вызывали сомнения в возможности их велосипедного прохождения, здесь были объездные запасные варианты. Причем, решено жертвовать в первую очередь прохождением массива Пирин. Вероятность его прохождения была низка и могла состояться только при каком-то очень удачном раскладе.

 

Изменения маршрута и его причины

1. Накануне похода в восточной части Болгарии прошло разрушительное наводнение. 19 июня за несколько часов выпала двухмесячная норма осадков. Двухметровый поток воды сносил все на своем пути. По информации СМИ это самое разрушительное наводнение за всю историю Болгарии. Погибли 11 человек. В стране объявлен траур. Разрушены не только мосты, но и участки дорог. Особенно пострадал северо-восток страны. По заявлению МВД Болгарии «Километровый участок дороги разрушен в Великотырновской области. На восстаноление потребуется около месяца. Движение по трассе "Проход на Республиката", соединяющей Северную и Южную Болгарию в районе Средней Стара Планина, сейчас приостановлено. Потоки транспорта перенаправлены через Шипку к Ришкия и Котленския проход.»

В связи с этим было решено отказаться от прохождения северо-восточного участка маршрута, тем более, что он не представлял особого интереса или сложности. Основной маршрут начат на ст. Горная Оряховица, куда можно добраться через Бухарест и Русе.

2. Как и предполагалось, от прохождение горного массива Пирин пришлось воздержаться из-за сложности этого участка. Мы его объехали восточнее по запланированному запасному варианту.

Остальная часть маршрута пройдена по основному варианту.

 

Подъезды и отъезды

Подъезд к началу основной части маршрута производился практически по кратчайшему пути следующим образом: Одесса - Болград (автобус) - Вулканешты - Джурджулешты - Галац (вело 76 км) - Бухарест (поезд) - Джурджиу - Русе (вело 84 км) - Горна Оряховица (поезд).

Отъезд из конечной точки маршрута был следующим: София - Русе (поезд) - Джурджиу - Бухарест-Норд (вело 83 км) - Галац (поезд) - Джурджулешты - Рени (вело 24 км) - Одесса (автобус)

Такие подъезд и отъезд включали велосипедные участки (всего более 250 км) и позволили ознакомиться с менее интересными в спортивном отношении районами Болгарии и Румынии.

 

 

ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА
Подъезд. 2 июля, cреда.


Изначально планировалась группа из шести участников. Но один, видимо, потерял интерес к походу и не оформил своевременно визу, у второго семейные обстоятельства заставили отменить участие в походе. Перед началом похода были готовы четыре участника с оформленными визами и выкупленными билетами. Но за день до выхода работодатель срочно затребовал явку на работу одного участника и ему пришлось отказаться от похода и не воспользоваться уже оформленной визой. Найти замену было уже невозможно, поэтому в поход мы отправились втроем.

Илья и Ольга прибыли на вокзал Одессы поездом №84 Ковель - Одесса в 10:40 с опозданием на 20 минут. Переехав на автовокзал, мы начали подыскивать подходящий автобус в нужном направлении. К сожалению, основная масса таких автобусов с утра уже уехала. Ближайшим подходящим был рейс Одесса - Болград - Виноградовка с отправлением в 12:35. По предварительной информации это должен был быть атобус и большими багажниками, в которых можно было разместить полуразобранные велосипеды. Но по факту подкатил микроавтобус. Началось длительное обсуждение проблемы с кассиром, диспетчером и начальником вокзала. В итоге нам вернули все деньги и предложили уехать следующим рейсом в Болград с отправлением в 14:10.

В 19:15 на автостанции Болграда мы собрали велосипеды и отправились на запад к погранпереходу между Украиной и Молдовой.

4,8 км - влево уходит отворот на Виноградовку. Здесь расположен родник (фото 1). Далее следует трехкилометровый подъем с набором 120 метров высоты. Через 600 метров от поворота на Виноградовку еще один родник у дороги

8,2 км - украинский погранпереход "Виноградовка".

11,3 км - пересекаем полотно железной дороги, за которым в двухстах метрах молдавский погранпереход "Вулканешты". Сразу за погранпереходом вправо уходит основная дорога дорога на Кишинев (фото 2). Первым селом на этой дороге являются Бурлачены, в котором до сих пор, согласно придорожному стенду (фото 3), расположен колхоз им. В.И.Ленина.

17,2 км - слева от дороги на вершине холма расположен 22-метровый монумент (фото 4, 5) в честь победы на этом месте русской армии над турками в 1770 г. Сразу за монументом начинается гагаузский г. Вулканешты.


1. Родник у дороги западнее Болграда

2.

3.

4. Монумент у г. Вулканешты

5. Монумент у г. Вулканешты

За Вулканештами витком серпантина начинается подъем с набором 100 метров высоты. Далее идет ровный прямой участок дороги среди полей, садов и виноградников. У охранников персикового сада набираем воды на ужин и завтрак в расположенном рядом колодце.

30,7 км - влево от асфальтовой дороги уходит грунтовка вдоль лесопосадки и виноградника. Отъехав по ней сотню метров, разбиваем лагерь (фото 6).

Пройдено за день - 30,7 км
Ходовое время - 1:55
Средняя скорость - 15,9 км/ч


 

Подъезд. 3 июля, четверг.


После завтрака в 6:40 продолжаем путь. По утренней прохладе ехать легко.

2,3 км - развилка. Прямо дорога идет на Рени, а мы сворачиваем вправо по указателю на Джурджулешты. Равнинный участок дороги заканчивается, начинаются подъемы и спуски (фото 7).

Примерно на 13-м километре перед селом Слобозия Маре появился вид на долину Прута. Еще через 6 км дорога стала идти вдоль Прута (фото 8).

29 км - в конце села Джурджулешты развилка: влево - на Рени, вправо - погранпереход. На молдавском переходе нас заверили, что на румынской границе нас ни за что не пропустят без велошлемов и жилетов со светоотражающими полосами. На деле румынам все это было глубоко безразлично.

От границы до Галаца 11 км ровной прямой дороги. Одна из первых неожиданностей в Галаце - необычные дорожные знаки с гужевой повозкой (фото 10), коих здесь на дорогах действительно немало.


6. Место первой ночевки

7. Дороги Молдовы

8. Река Прут

9. Город Галац

10. Дорожные знаки

Добравшись до вокзала в 9:23 мы обнаружили, что до отправления ближайшего поезда в Бухарест осталось две минуты. За это время нам предстояло найти билетные кассы, выяснить стоимость билета, найти обменник валюты и поменять необходимую сумму, купить билеты, уточнить процедуру провоза велосипедов, погрузиться в поезд. Конечно мы все это не успели и нацелились на переезд в Бухарест следующим поездом в 13:40.

Поменяли валюту в банке . Возле этого банка расположена остановка такси, у которой выстроилась очередь из полутора десятков машин в ожидании клиентов. После отъезда первой машины всем, стоящим в очереди, необходимо стдвинуться вперед на 3-5 метров. Видимо, из соображений экономии таксисты не заводят свои машины, а просто толкают их на нужное расстояние. Забавно наблюдать, как целую колонну автомобилей водители одновременно толкают вперед.

В железнодорожной кассе мы хотели взять билеты и на велосипеды, но нам отказали в этом, как мы поняли, потому, что нет багажного вагона. Пришлось традиционно упаковать велосипеды в чехлы и по рекомендации проводника удобно расположить их (фото 12) в тупиковой нише за тамбуром двухэтажного вагона. Поезд отправился в 13:40.

При разборке и упаковке одного из велосипедов обнаружена трещина в основании пера вилки. Трещина небольшая и пока позволяет ехать, но, видимо, это не надолго. Скорее всего какая-то неприятность произошла при транспортировке велосипеда в багажнике автобуса. Разного багажа там было довольно много, а качество дорог еще то. В общем, при первой же возможности будем искать замену вилке.


11.

12.

13.

14. Румынский евромобиль

На подъезде к Бухаресту начался ливень. Во время остановки в Бухаресте он чуть стих, но потом снова пошел с новой силой. Пришлось пережидать это усиление дождя.

Поезд прибыл в 18:40 на станцию Бухарест-Норд, а нам нужно на юг, поэтому пришлось пересекать весь город по мокрым улицам с довольно интенсивным движением. Перед выездом из Бухареста на оставшиеся леи накупили продуктов. По пути в одном из сел окресностей Бухареста запасаемся водой для ужина у местных жителей. С русским языком здесь не очень, путь выезда из Бухареста приходилось выяснять на английском.

После небольших петляний выбираемся на автотрассу Бухарест - Джурджу. За речкой Сабар справа начинается лес. В конце леса справа примыкает дорога. Отъехав от автотрассы на 200 метров и слегка углубившись в лес, ставим лагерь (фото 15).

Пройдено за день - 64,3 км
Ходовое время - 3:51
Средняя скорость - 16,7 км/ч




Подъезд. 4 июля, пятница.


Утром cнова прошел небольшой дождь. Выход в 10:20.

48 км (12:40) - на кольцевой развязке перед Джурджу сворачиваем влево. Через километр дорога упирается в какой-то шлагбаум и сворачивает влево в объезд к погранпереходу (фото 17). Проверка документов и таможенный контроль здесь произврдится только на въезде в страну, т.е. при въезде в Болгарию - только с болгарской стороны, при въезде в Румынию - только с румынской стороны. Беспрепятственно въезжаем на мост через Дунай и проезжаем его по мосту (фото 18, 19). Дорога здесь узкая, по одной полосе в каждую сторону. Всего этот участок дороги вместе с пересечением каналов, островов и, собственно, Дуная составляет около 3 км.


15. Место первой ночевки

16. Мост через р. Арджеш

17. Подъезд к границе

18. Дунай

Болгарский пограничный пункт пропуска прошли довольно быстро - вопросы о целях визита, проверка паспортов, и - здравствуй, Болгария! (фото 20) На часах 13:10. Нужно заехать в город Русе, поменять валюту, узнать о возможности замены пострадавшей велосипедной вилки, выбрать наиболее быстрый и удобный вариант дальнейшего движения к г. Горна Оряховица (поезд или своим ходом).

Едем в центр и в первом попавшемся банке легко решаем вопрос обмена. Далее находим веломагазин, но нужной вилки там нет. Едем на вокзал, поезда ждать довольно долго, склоняемся к езде своим ходом. При подсказке местных жителей находим веломастерскую. Там есть вилка, почти как нужно, но немножко не такая. Хозяин веломастерской, сделав несколько звонков, сообщил, что скоро сюда подъедет велосипедист, который проведет нас к магазину, где должно быть то, что нам нужно. Этим велосипедистом оказалась милая девушка, которая каким-то замысловатым образом провела нас к магазину, совершив попутно небольшую экскурсию по центральной части города.

Веломагазин оказался довольно большим, покопавшись где-то в закромах, продавец нашел то, что нам нужно. Ура, можно начинать поход. Чтобы не тратить время, вилку пока не меняем.


19. Пограничный мост через Дунай

20. Болгания

21. Электоричка Русе-София

22. Начало основного маршрута

Еще раз внимательно оцениваем путь до Горной Оряховицы и решаем все же воспользоваться поездом. Поезд на Софию через Горну Оряховицу отправляется в 16:20. Билет стоит 6 левов (3 евро), что значительно дешевле, чем подобная поездка в Румынии. Мы разобрали велосипеды и упаковали их в последний нерабочий тамбур. Как никак - чужая страна. Но все это оказалось излишним, поскольку в нашем вагоне кроме нас троих за все время поездки так никто и не появился (фото 21). Точнее, появилась проводница с целью проверки билетов и какой-то мужик с ней. С ней мы уже беседовали на перроне вокзала. Сначала она потребовала, чтобы мы в кассе взяли билеты на велосипеды, а потом сказала, что не нужно, так договоримся, и предложила сесть в последний вагон. Когда поезд отправился, эта же проводница нам сообщила, что билет на вилосипед в кассе стоит 2 лева, а если его покупать у проводника, то он стоит 20 левов (10 евро). Такой развод и такой путь договориться нам сильно не понравился, что мы и сообщили достаточно настойчиво проводнице. Но потом она пояснила, что лишь информировала нас, а запросила она за три вела 6 левов, т.е. как и в кассе (но без квитанции).

На нужную нам станцию прибыли в 18:30. Здесь выяснилось, что пострадавшая велосипедная вилка дальнейшей эксплуатации не подлежит (фото 22). Пришлось с ней распрощаться и поставить купленную в Русе.

Пройдено в этот день на подъездах - 65 км
Ходовое время - 3:56
Средняя скорость - 16,5 км/ч




Первый день. 4 июля, пятница.


Трек дня

Дальнейший путь в этот день уже является частью основного маршрута. От вокзала едем на запад.

1,6 (19:04) - упираемся в автотассу Русе - В.Тыронво и сворачиваем на нее влево в подъем через лесной массив.

3,2 - конец подъема, далее небольшой спуск через город.

4,6 - выезд из Горной Оряховицы, начало 2,5-километрового подъема с набором высоты около 200 метров.

6,9 - начало спуска (фото 25). К концу спуска открывается красивая панорама г. Велико Тырново (фото 26).

9,9 - по мосту пересекаем р. Янтра и поднимаемся вдоль обрывистого берега и крепостной стены замка (фото 26). Глубокий каньон реки со скалами очень живописен. Эта излучина реки с каньоном, укреплениями и военно-историческим событиям несколько напоминает наш Каменец-Подольский.

13 - перед выездом из города расположена весьма замысловатая двухуровневая транспортная развязка. Здесь сходятся пять дорог, но при этом достроено больше десятка всяких связующих дорог, все это выглядит, как дорожный хаос, в котором непонятно, куда ехеть.

14,8 - сворачиваем на примыкающую слева дорогу, затем сразу вправо на грунтовку. Здесь во все стороны большой и красивый лес. Но крутые склоны затрудняют поиск места для лагеря. Проехав еще метров 200 по заросшей травой грунтовке ставим лагерь неподалеку от реки.


23. Горна Оряховица

24. Оряховица закончилась, а подъем продолжается

25. Спуск в В.Тырново

26. Велико Тырново

27. Велико Тырново

Пройдено основного маршрута - 15,1 км
Ходовое время - 1:17
Средняя скорость - 11,8 км/ч




Второй день. 5 июля, суббота.


Трек дня

Выход в 8:30. Через 1.5 км в конце небольшого подъема вправо отворот на Дебелец. Едем прямо.

15.5 - вправо отворот к селу с забавным названием (фото 29). Сразу возникла версия, что село основали украинские казаки во время похода на Турцию. Видимо, завпрод им сала недодавал, его подвергли народной люстрации, а память об этом событии осталась в названии села.

26 (10:00) - в трех километрах за г. Дряново влево уходит отворот (фото 30) к Дряновскому монастырю Св. Архангела Михаила. Основанный в 12 веке монастырь был полностью разрушен турками в 15 веке, но отстроен и в 19 веке был центром освободительного движения в Болгарии.

27,4 - первый тоннель на маршруте (фото 31), длиной порядка 200 метров.


28.

29.

30.

31. Первый тоннель

32. Габрово

38,3 (10:50) - начало Габрово (фото 32). За плавным поворотом влево начинается небольшой спуск и открывается панорама Габрово (фото 33). На этом фото на горизонте виден хребет Стара Планина, на котором сегодня нам предстоит ночевать.
Одна из задач, которую нам следует выполнить в Габрово - закупить продукты на ближайшие три дня. Выбор пал на универсам Billa. Закупив все, что надо, осматриваем симпатичный центр города (фото 34, 35) и делаем привал с перекусом на лавочке в одном из парков.

Примерно в 13:00 направляемся из Габрово в сторону Шипкинского перевала. От Габрово до перевала чуть больше 20 км хорошего асфальта и около 800 метров набора высоты. Все бы ничего, но жарко.


33. Спуск в Габрово

34. Габрово

35. Габрово

36. Шипка

37. Веломаршруты Шипки

68 (15:30) - Шипкинский перевал (фото 36). Привал, обед. Далее (17:00) движемся на запад по грейдерной дороге, которая быстро перешла в грунтовую. Встречаются таблички маркированного велосипедного маршрута (фото37), что радует, значит по хребту вполне можно проехать. Но вскоре маркированная велосипедная тропа ушла куда-то вниз, а мы продолжаем держаться хребтовой дороги. Встречаем местных лесозаготовителей, которые в некоторых местах сделали дорогу непроезжей. Все почти как в Карпатах, только подозрительно сухо.

71 (17:40) - вышли из леса и поднялись на полонину (фото 39). Высота чуть больше 1300. Вперед на запад уходит Старопланинский хребет, по которому нам предстоит двигаться. На юге открывается вид (фото 40) на Казанлыкскую котловину, которую еще называют долиной фракийских царей или долиной роз, а на востоке видна г. Шипка с ориентиром - памятником на вершине.

Начался спуск и снова въезжаем в лес. Дорога перешла в каменистую тропу (фото 41), которая круто уходит вниз со сбросом почти 200 метров высоты.


38. Лесозаготовки

39. Стара Планина

40.

41.

73,7 - пересекли ручей. За ручьем вышли на дорогу и прехали по ней влево. Но это была ошибка, дорога уходит вниз по южному склону хребта. Вернулись и снова вверх на запад по каменистой топе с набором 200 метров высоты. В конце подъема на краю леса место для привала (видимо, здесь пересечение маршрутов) с указателями и схемой природного парка "Болгарка" (фото 42). Далее по полонине спускаемся вниз к хиже Узана, представляющей собой несколько турбаз. От них дальше идет асфальт.

Метрах в 30 от дороги лежит большой камень, из которого торчит стальная труба и из нее течет вода. В 200 метрах севернее в небольшом островке ельника находим закрытое от ветра отличное место для лагеря (фото 45). Но до того сначала нас надолго задержала поляна земляники, а потом мы наткнулись на такое изобилие грибов, что ужин был обречен быть грибным (фото 44).


42. Схема природного парка "Болгарка"

43. Спуск к хиже Узана

44. Расчистили место под палатку

45. Место лагеря

Пройдено - 79,8 км
Ходовое время - 6:50
Средняя скорость - 11,7 км/ч




Третий день. 6 июля, воскресенье.


Трек дня

Выход в 9:30

Вернулись на дорогу и едем на северо-запад по асфальту. Через километр пути проезжаем мимо стендов, определяюших границу природного парка "Болгарка". Надо понимать, что мы выехали из этого парка.
Катим по асфальту, начался спуск.

2,4 - Развилка. От нашей дороги круто влево, почти назад, но чуть ниже, ответвляется дорога чуть поуже и с разбитым асфальтом. Вправо вверх уходит тропа. Есть указатели, но не сразу понятно, что есть что. Определяемся, что нам нужно по дороге круто влево к хиже "Партизанска песен" (4 км), а прямо дорога идет в Габрово (22 км).

6,5 - хижа Партизанска песен. Здесь нам следовало чуть левее найти тропу, которая идет чуть выше и параллельно дороге. Но мы не сразу это заметили, поскольку асфальтовая дорога почти совпадает с требуемым треком. Ошибка стала понятна лишь когда асфальтовая дорога стала заметно уходить вправо и вниз. Пришлось возвращаться. Получилось лишних 3 км. Но по асфальту.
Выходим на нужную нам дорогу (фото 46). Все стало совсем как в Карпатах, даже лужи на дороге появились.

Далее дорога становится изрядно каменистой (фото 47, 48), ехать сложно.


46.

47.

48.

49. На южном склоне г. Бухала

50. Причина задержки

13,6 (11:40) - в начале безлесого склона г. Бухала (высота порядка 1400) надолго застряли на земляничной поляне (фото 49, 50).
С вершины горы Бухала (1528 м) открывается отличный вид на наш дальнейший путь (фото 51).

Перебираемся на северный склон горы, там идет хорошо набитая тропа (фото 52). Тропа входит в лес. Здесь движение затрудняют встречающиеся завалы (фото 53, 54). Иногда заставляют спешиваться подъемы (фото 55), но в основном тропа проезжаема.


51. Вид на запад с г. Бухала

52. Тропа вдоль склона Бухала

53. Завалы на тропе

54. Завалы на тропе

55.

17,9 (13:20) - Тропа выходит из леса на большую поляну (фото 56) и примыкает к грунтовке, поднимающейся справа снизу. Справа у дороги стоит стенд, информирующий о том, что мы въезжаем в нац. парк "Центральный Балкан", а слева стенд со схемой парка (фото 57).

19,5 - хижа Мазалат (фото 58). Это лишь один дом и несколько деревяных подсобных пристроек - довольно скромная хижа по сравнению с тем, что мы видели в других местах.

Дорога закончилась. Далее следует непродолжительный, но крутой подъем по тропе (фото 58). За переломом тропа становится более пологой, можно ехать (фото 59).


56.

57. Схема нац. парка "Центральный Балкан"

58. Хижа Мазалат

58. Дороги закончились

59.

20.9 - перевалив через очередной отрог делаем привал и обед (фото 60). Перед нами отличный вид на хребет и ближайшие 4 километра пути.

Траверсируя склон, через 300 метров тропа выходит на хребет и далее идет прямо по гребню (фото 61). В некоторых местах езду затрудняет обилие камней на тропе.

22,5 - пологий участок закончился, начался полукилометровый участок крутого подъема (фото 62-64, 66). Затем идет сравнительно пологий участок подъема к вершине г. Караборун (фото 67). Сзади на востоке - красивый вид на пройденную часть хребта (фото 65). Левее хребта на фото 65 - заповедник "Поющие скалы".


60. Наш путь - по гребню хребта

61.

62.


63.

64.

65. Взгляд на пройденный путь

Вблизи вершины идет почти горизонтальная и хорошо набитая тропа, которая легко проезжается (фото 68, 69). С названием этой вершины (1975 м) есть некоторая неопределенность. На картах Генштаба она называется Караборун, а на картах gpsies.com - Русоватец.


66.

67. Подход к г. Караборун

68.

69. Тропа вдоль склона г. Караборун

Еще издали на склонах просматривалась светлая линия серпантинов дороги, ведущей к вершине г. Триглав. И вот эта дорога стала отчетливо видна (фото 70). Спускаемся к седловине и выезжаем на дорогу (25,4 км).
Эта дорога когда-то давно была асфальтом. Кое-где его следы еще сохранились. Но в основном этот асфальт куда-то исчез и сейчас эта дорога издали сверкает белизной светлого гравия (фото 71). Но ехать по этому гравию довольно неприятно.

В центре фото 71 видна вершина г. Ботев (2376 м) - наивысшей горы Балканского хребта.

27 - Дорога проходит вблизи вершины г. Гроба (1887 м). Далее следует шестикилометровый спуск к ручью со сбросом 450 метров высоты (фото 71). Слева видны красивые скалы и угадывается грандиозное ущелье.

33,5 - перед речкой Тыжа на впадающем в нее ручье сделана запруда и образовалось небольшое озеро. Здесь же стоит дом. На нашей дороге у озера установлен закрытый шлагбаум. После некоторых размышлений решаем не ехать в сторону г. Ботев, а двигаться по ущелью р. Тыжа вниз. Мотивация следующая: мы уже увидели характерные пейзажи, особенности дорог и троп Балканского хребта, вряд ли мы увидим что-то принципиально новое. Но это будет дополнительно минимум день потери времени. Лучше это время использовать для прохождения более сложного и интересного массива Рила или Пирин. Кроме того, уж очень заманчиво выглядели скалы и ущелье реки Тыжа. Но это мы тогда так рассуждали. Как оказалось, верховья соседней р. Калофер не менее интересны, чем Рила или Пирин. Сейчас даже трудно сказать, какой вариант более предпочтителен. Но тогда выбор был сделан.


70. Дорога с г. Триглав

71. Дорога с г. Триглав

72. Начало спуска влоль р. Тыжа


Вначале р. Тыжа течет в сравнительно пологих берегах (фото 72) и не представляет ничего особенного. Но постепенно ущелье становится все глубже и скалы все выше (фото 73). Еще издали начиная со спуска с г. Гроба привлекала внимание гора Козя стена (1709 м), которая с востока отвесно обрывалась в ущелье р. Тыжа, а вблизи вид этой стены был просто грандиозный. Напротив, на левом склоне ущелья, расположился еще более грандиозный объект - водопад Кадемлийско прыскало (фото 74), высотой 72 метра. К сожалению, фото не передает величие этого зрелища.

Останавливаемся на ночлег здесь же на небольшой полщадке рядом с дорогой (фото 74). Нужно отметить, что единственный автомобиль проехал мимо нас по дороге лишь на следующее утро.


73. Дорога вдоль ущелья р. Тыжа

74. Лагерь


Пройдено - 36,7 км
Ходовое время - 5:05
Средняя скорость - 7,2 км/ч




Четвертый день. 7 июля, понедельник.


Трек дня

Выход в 10:30. Продолжаем любоваться видами ущелья р. Тыжа (фото 75,76). Дорога идет вдоль склонов почти не теряя высоты, в то время, как река значительно ушла вниз.

6,9 (10:45) – выезд из нац. парка (фото 77).


75. Кадемлийско прыскало

76. Вид на ущелье р. Тыжа

77. Выезд из заповедника


С серпантинов дороги периодически открывается красивый вид на долину роз и наш дальнейший путь (фото 78). склоны гор тоже весьма живописны (фото 78, 79).

18,5 – начало нас. пункта Тыжа. Начало асфальта.

19,7 (12:00) - центр г. Тыжа.

За населенным пунктом сзади открывается живописный вид крутого и высокого хребта Стара Планина на фоне долины (фото 80).

21,7 (12:15) – железнодорожный переезд.


78. Вид на долину роз и наш дальнейший путь

79.

80. За г. Тыжа

81. Автотрасса Стара Загора - София


22,3 - упираемся в автотрассу Стара Загора - София и сворачиваем на нее вправо. Дорога идет по ровной долине, движение автотранспорта не напряженное (фото 81, 82).

31,9 (13:40) - авторасса поворачивает вправо но северо-запад. А нам нужно на юг-югозапад. Какие-то второстепенные дороги идут в том направлении, но изучив карту и для верности спросив местных жителей, убеждаемся, что нужно ехать по трассе и срезать путь тут не получится.
Начинается двухкилометровый подъем. В конце подъема справа открываются виды на небольшой город Калофер, родина Христо Ботева. Далее следует несколько витков серпантина на спуске. На чуть более двух километрах идет сброс порядка 150 метров высоты, но за счет нескольких крутых поворотов создается ощущение, что сброс высоты больше.

42,5 (13:44) – Сворачиваем влево по указателю на Пловдив (по указателю 56 км). Через 200 метров пересекаем железнодорожный переезд.

51,5 (14:06) – Т-образный перекресток (фото 83), влево на Пловдив (по указателю 46 км). За поворотом по мосту проезжаем над железной дорогой, а сразу за ним начинается небольшой городок с забавным названием Баня (фото 84), который известен прежде всего благодаря минеральным ваннам. Здесь немало термальных источников с температурой 43-56 градусов. В 10 километрах расположен город Хисар, который славился своими целебными ваннами еще со времен Римской империи. Сзади открывается красивый вид на хребет Стара Планина.

59-60 - проезжаем населенный пункт с не менее забавным названием Песнопой. Основное занятие местного населения - розоводство для производства розового масла и виноделие. В таких условиях поневоле запоешь.
Еще дальше перед Пловдивом следует населенный пункт с названием Труд (фото 85).


82. Автотрасса Стара Загора - София

83. Поворот на Пловдив

84. Баня

85. Труд


Жарко. На участке до Пловдива делаем два привала. На одном объедаемся придорожной алычей, на втором съедаем купленный на небольшом рынке арбуз.

93 – вправо отворот на Софию, едем прямо (фото 86). Въезжаем в Пловдив (фото 87).
Пловдив - второй по величине город Болгарии с населением более 300 тыс. человек. Это древнефракийский город, основанный более 6 тыс. лет назад, т.е. он старше Афин и Рима. Город расположен на шести холмах, которые возвышаются над долиной, как терриконы. Два больших холма, остальные поменьше. Холмы хорошо видны на подъеме в горы за г. Берестник (фото 91). На одном из холмов установлен памятник русскому солдату Алеше. Вообще-то когда-то холмов было семь, но один разобрали на камни при строительстве города.

99,6 – универсам Билла (17:25). Закупаем продукты на 3 дня.

101,5-102,5 - бродим по старому городу (фото 88). Широко известный памятник солдату Алеше видели издалека, ехать к нему не стали.

109 - сворачиваем с автомагистрали вправо.


86.

87. Пловдив

88. Старый город

89. Брестник

90. Источник

91. Начало подъема


112 - перекресток с кольцевым движением. Сворачиваем влево. Через 300 метров развилка - снова влево.

Перед г. Берестник нас остановили несколько деревьев черешни, растущих у дороги. Ее сезон уже прошел, ягод осталось немного, но они невероятно сладкие. Еще здесь обнаружили дерево абрикоса с несколькими плодами. Это было единственное абрикосовое дерево у дороги, которое мы видели. Удивительно, но самое обычное дерево вдоль дорог юга Украины здесь отсутствует напрочь - вокруг сплошная алыча.

19:20 - въезжаем в Берестник (фото 89). В центре сооружен источник (фото 90), в память кого, мы так и не поняли, но, вероятно, в память героев освободительной борьбы. Набираем в источнике воду, хотя этого можно было и не делать - на месте лагеря был родник.

118 – на краю Берестника заканчивается асфальта и начинается подъем (фото 91). Дальше - грунтовка, а еще дальше - тропа. Эта тропа нас выводит к часовне, рядом с которой есть источник (фото 92).

120,6 - ставим лагерь.

Пройдено - 120,6 км
Ходовое время - 6:45
Средняя скорость - 17,9 км/ч






Пятый день. 8 июля, вторник.

Трек дня

Утром наблюдаем красивый рассвет над верхнефракийской долиной (фото 92).
Выход 8:50

Поднимаемся на северо-запад по каменистой тропе (фото 93). Через 0,7 км тропа сворачивает на север и идет через лес. Туда нам не нужно, поворачиваем обратно и ищем в траве тропу в нужном направлении. Подвергаемся нападению собак, охраняющих пасущееся неподалеку стадо овец. Здесь важно не растягиваться, держаться вместе и занять круговую оборону. Дожидаемся пастуха на лошади, который отводит собак. Находим приемлемую тропу (фото 94).


92. Часовня Св. Ивана Рильского

93.

94.

95.


1,2 – родник (фото 95). Далее тропа идет через лес, затем крутой каменистый подъем (фото 96).

2,5 – часовня, пересекаем асфальт (фото 97). Далее грунтовая дорога.

2,9 – родник. Дальше тропа уходит в лес и круто подымается по склону (фото 98)

3,3 – выполаживание, поляна (фото 99). Влево уходит тропа с зеленой маркировкой к хиже Руен. Движемся прямо по тропе с красной маркировкой (фото 100). Тропа постепенно переходит в грунтовую дорогу.


96.

97.

98.

99.

100.


4,2 – маркированная тропа уходит влево вверх. Едем прямо по дороге, начинается спуск.

6,0–7,9 – с. Гылыбово. Дорога – грейдер.

7,9 – слева порядка 300 м на подъеме в лесу - часовня Св. Ильи.

7,9 – асфальт. Подъем серпантином

10,4 – справа у дороги родник (фото 101)

16,3 – привал. Слева часовня. Рядом есть вода. Вокруг базы отдыха.

29,9 – конеферма. Родник. Конец асфальта. Влево вверх дорога к летовке Бела Черква. Едем прямо.

31,1 – родник слева.

33,1 – развилка (фото 102). На развилке табличка, приглашающая посетить овцеферму (фото 103). Вроде бы место уже достаточно удаленное от мест массового отдыха. Принимаем решение заехать на ферму. От развилки едем влево на овцеферму по указателям (фото 104).


101. Родник у дороги

102. На развилке едем влево

103. Указатель на Баш-Мандра

104.

105.


35,1 – овцеферма (фото 105, 106).

дождь (фото 107)

43,2 - лагерь (фото 108)


106.

107.

108. Лагерь у часовни




Пройдено - 43,2 км
Ходовое время - 5:15
Средняя скорость - 8,2 км/ч


Шестой день. 9 июля, среда.

Трек дня

Выход в 10:20. По лесной тропе (фото 109) траверсируем склон, постепенно набирая высоту влево.

1,1 – влево вверх тропа с указателем к часовне Св. Ильи. Делаем пешую радиалку (порядка 400 метров с набором высоты порядка 80 метров). Часовня расположена на вершине покрытой лесом небольшой горы, высотой 1705 м, которая так и называется - Свети Ильи. Часовня - это просто навес над установленными иконами (фото 110). С открытой площадки рядом открывается красивый вид на окружающую местность (фото 111). Любопытно, что на пологой вершине горки есть несколько конических возвышений. Также есть абсолютно ровная горизонтальная площадка, на которой камнями выложен круг, разбитый на сектора. Есть подозрение, что это результат деятельности язычников.

Тропа выполаживается, можно ехать (фото 112), но мешают встречающиеся завалы (фото 113).


109. Тропа

110. Часовня Св.Ильи

111. Вид с г. Св. Ильи

112. Тропа

113. Завал


2,5 – выход на дорогу (каменистая грунтовка). Сойти с тропы на грунтовку оказалось непросто, дорога подрезает склон и он в этом месте крутой.

3,0 – слева тур.стоянка (навес, столы, кострище).

Дорога – лужи, заболоченность.

5,1 – родник справа.

Справа сочатся родники, ручейки.

5,7 – полонинка (фото 114). Дорога переходит на правый склон хребта.

9,1 – хижа Персенк (фото 115). Это около десятка разных домов, предназначенных для отдыха туристов. Но самих туристов не видно, все довольно пустынно.

9,7 – слева строения. Несколько троп круто вверх. По одной из троп поднимаемся круто вверх. Тропа исчезает. Разведав, находим едва заметрую тропу.

10,1 – вышли на набитую тропу.

10,3 – родник, завал.

Оборудованный родник с табличкой, установленной в 1980 г туристами одного из Пловдивских заводов в память о партизанах. Мощеная тропа (Римский путь) (фото 116, 117).

11,9 – на одном из деревьев у тропы установлена мед. аптечка (фото 118). В ней определенный набор лекарственных средств. Скорее всего эта аптечка мало кому нужна, но такая забота приятна.

12,1 – поляна.

13,9 – сворачиваем на развилке вправо вверх.

14,1 - привал, обед (15:10-15:50). На поляне рядом остатки сооружений родника, но он пересох.
Мы движемся по тропе на высоте около 2000 метров, но вокруг такой могучий еловый лес, что высота кажется раза в 2-3 меньше.

14,4 – в конце луга развилка. Едем влево.


114.

115. Хижа Персенк

116. Римский Путь

117. Римский Путь

118. Медаптечка

119.


15,6 – слева примыкает дорога снизу. Едем прямо.

18,1 – поляна, поленницы, пересечение дорог, едем по указателям.

19,0 – поляна, родник.

21,0 – родник справа (фото 119).

21,3 – родник справа. За ним поляна длиной порядка 300 метров. У дороги сложены поленницы дров.

23,3 – поляна, развилка. Впереди подъем в гору через лес. туда идет старая заброшенная дорога, которая метров через 300 становится заваленной и тудноразличимой. В объезд горы вправо и влево идут дороги. Влево более раскатанная. Едем по ней.

25,3 – хижа Изгрев (справа). Здесь можно вправо мимо хижи по тропе, но мы продолжаем спуск по дороге.

27,2 - в конце небольшого подъема Т-образная развилка. Впереди хутор с 3-4 избами. Едем вправо. Через 200 метров дорога входит в лес.

29,3 - лес закончился, впереди небольшое село. В центре села совершаем ошибку и уходим по основной дороге вниз по серпантину. Приходится возвращаться в село. От села едем по разбитой грунтовке (фото 120), траверсируя лесистый склон и постепенно набирая высоту.

34,6 - пересекаем ручей.

35,8 - Вышли на перевал. Здесь большая травянистая поляна. Решаем не ехать дальше вниз, а лагерь ставить здесь, слегка спустившись в лес. Палатку ставим прямо на площадке под навесом для туристов (фото 121). Воду набираем в ручье, вернувшись по дороге вниз.


120.

121.




Пройдено - 35,8 км
Ходовое время - 5:02
Средняя скорость - 7,1 км/ч




Седьмой день. 10 июля, четверг.

Трек дня

С утра профилактика и мелкий ремонт. Выход 11:15

7,8 – грунтово-каменистая горная дорога переходит в битый асфальт

8,9 – упираемся в асфальт, едем вправо.

Широка Лука. Небольшой городок, явно заточенный под посещение туристов.

11,0 – сворачиваем влево не Селище

15,1 – Селище

16,5 – возврат, влево вниз

17,0 – конец спуска, конец асфальта. Грейдер + битый асфальт

19,2 – Стикал. Конец а+гр, мелкокаменистая дорога.

21,2 – асфальт

22,6 – развилка, обе дороги делают поворот вправо, едем левой дорогой. Битый асфальт, битая бетонка, грейдер.

~23 – каменка

29,0 – верхний перелом дороги. Фото с указателем (16:50)

38,5 – слева мост (не переезжаем). Битый асфальт


122.

123.

124.

125.



126.

127.

128.



129.

130.

131.

132. Мугла



133. Мугла

134. Ужин в Мугла

135. Мечеть в Мугла

136. Мугла

137.




Пройдено - 44,4 км
Ходовое время - 5:05
Средняя скорость - 8,7 км/ч




Восьмой день. 11 июля, пятница.

Трек дня

Выход 9:15. Спуск

1,0 – большая поляна в долине и снова подъем

4,4 – верхний перелом дороги

5,6 – хижа Чарски озера

6,6 (10:30)- за ручьем привал, завтрак.

7.9 – арка

9.6 – мост на правый берег

15.0 – мост на левый берег

15,5 – мост на правый берег

16,3 – упираемся в асфальт, едем вправо

22,5 – слева грунтовый отворот в резерват "Казаните", едем прямо

24,3 – упираемся в крутой поворот дороги (фото 155). Едем влево на Доспат (24 км по указателю).

25,8 и 29,9 – верхние переломы дороги (фото 157).

31,2 – Борино

33,7 и 38,6 – верхние переломы дороги

43,5 – конец подъема (фото)

48,6 – начало спуска (фото)

49,8 – центр Доспат

54,6 – верхний перелом

58,7 – нижний перелом

59,2 – верхний перелом

63 – крутизна спуска существенно увеличивается

73,7 – центр г.Сатовча

83 – начало крутого спуска

86 - Долно Дряново


138.

139.

140. Чарски озера

141.



142.

143.

144.

145.

146.Триградское ущелье

147.Триградское ущелье

148.Триградское ущелье



149.

150.

151.

152.

153.

154.



155.

156. оз. Тешел

157.



158. Доспат

159. Сатовча

160. Долно Дряново

161. Гоце Делчев


Пройдено - 114,1 км
Ходовое время - 7:35
Средняя скорость - 15,0 км/ч




Девятый день. 12 июля, суббота.

Трек дня

Выход в 9:30

16 - слева примыкает дорога из с. Кремен

18 - Места

33,3 - минеральный источник

35,2 -

47,2 (13:10) - центр г. Разлог.

54 - сворачиваем влево в направлении Белицы

61,6 - развилка, едем влево

66,2 - сворачиваем влево на примыкающую дорогу из Белицы (фото 168)

69,4 - слева примыкает дорога из Разлога

70,3 - центр Белицы, небольшой привал

71,3 - край Белицы, лесничество

75,8 - мемориал партизанам (фото 170)

78,6 - Казаните (водопад внизу)

83,9 - на развилке едем вправо

85,6 - курортный комплекс Семково

87,9 - родник у дороги

88,6 - пересекаем ручей

89,0 - лагерь


162.

163.

164. Места

165. Термальный источник

166.





167.

168.

169. Белица

170. Мемориал партизанам




Пройдено - 89 км
Ходовое время - 6:37
Средняя скорость - 13,5 км/ч




Деcятый день. 13 июля, воскресенье.

Трек дня

Выход 8:30

2,4 - вход в национальный парк

3,8 - справа недостроенное (или полуразрушенное) здание

3,9 - конец дороги. Дальше тропа. Эта тропа не очень то натоптана, несколько раз сбиваемся с нее и разыскиваем в лесных зарослях.

4,2 - конец леса. Дальше идут заросли низкорослой горной сосны (жереп), курумник, многочисленные ручьи.

6,2 (11:50) - перед поворотом тропы вправо слева в прогалине зарослей жерепа внизу открывается вид на небольшое нижнее Вепское озеро (фото 176). Берега у него низкие и, видимо, заболоченные, поэтому тропа огибала его восточнее по более высоким склонам. За озером на юге вдали в облаках видны вершины Пирина.

6,6 - озеро Вепское.

6,8 (12:10-13:05) - привал, обед

Дальше травянисто-каменистый склон довольно крутой, путь подъема не очевиден, тропы нет. Ориентируемся по небольшим каменным турам, выложенным на наиболее крупных камнях.


171. Въезд в заповедник

172.

173.

174.

175.



176. Нижнее Вепское озеро

176А. Верхнее Вепское озеро

177. Проход вдоль озера

178.

179.



180.

181.

182.

183.


8,1 (14:50) - закончили подъем. Вышли на пологую седловину, по которой идет хорошая тропа. Во все стороны открываются прекрасные панорамы гор (фото 183, 184).
Дальше по тропе ехать довольно легко (фото 185, 186). Но такой езды было лишь около километра по хребту. Эта тропа идет с юго-востока по хребту. Сколько видно, она вполне проезжаемая. Возможно, мы выбрали не самый удачный путь подъема с велосипедом, возможно восточнее тропа более велосипедная.
С края хребта открываются красивые виды на верховья р. Искыр, озеро Канарско и вершины Рильских гор (фото 187). Дальше был небольшой крутой спуск (фото 188) и двухкилометровый траверс скально-осыпного склона (фото 189-191) . Приходится передвигаться по камням разных размеров. В начале этого пути были опасения, что за пер. Канарский нас может ждать непроходимый с велосипедом скалистый склон. Был вариант поиска тропы вниз, к реке Искыр. В связи с этим была сделана пешая разведка, которая показала, что и до перевала, и после него, хорошо видна тропа, которая за перевалом по крутому травянисто-осыпному склону многочисленными серпантинами спускается к Рыбным озерам.


184.

185.

186.

187.

188.

189.

190.

191. Путь к перевалу Канарский


11,6 (16:40) - перевал Канарский, 2450 м (летом - н/к, зимой и в межсезонье 1Б) - фото 192. Паспорт перевала (весна). С перевала открывается красивый вид на Рибни озера и верховья реки Рила (фото 193). Склон очень крутой, на тропе много сыпучего грунта и мелких камней, что требует особой осторожности на спуске. Да и взгляд трудно удержать на тропе, он хочет осматривать окружающие панорамы (фото 194).

12,7 - спустились к ручью. Дальше до хижи идет проезжаемая тропа.

13,1 (17:35-18:30) - хижа Рибни Озера (фото 195). Привал. Хижа предназначена для обслуживания туристов. Есть ночлег и еда. Ну, ночлег еще рано, а вот предложением поесть мы решили воспользоваться.

Мы надеялись, что от хижи будет идти дорога, по которой можно будет хоть как-нибудь ехать. На самом деле тропа стала еще хуже, много камней, местами тропа едва видна (фото 196)

15,0 - пересекаем ручей и выходим на набитую тропу. Но по тропе ехать получается очень редко - на ней много камней разных размеров, а также местами довольно круто.

За зарослями жерепа мощно шумит водопад. Но мы в зарослях так и не смогли найти удобную точку обзора.
Постепенно заросли жерепа переходят в обычный лес.

16,0 - ручей и обрушенный пешеходный мостик через него (фото 197).

16,4 (19:50) - тропа выходит на дорогу. Дальше можно уверенно ехать.

18,5 - появляются следы асфальта на дороге. Но эти следы редкие и незначительные, вскоре они полностью пропадают.




192. перевал Канарский

193. Рибни озера

194.

195. хижа Рибни озера



196.

197. Мостик

198. Лагерь


19,2 - слева от дороги большая травянистая поляна на берегу реки, остатки разрушенного навеса из веток и кострище. Видимо, здесь была туристская стоянка. Место удобное, ставим здесь лагерь (фото 198).

Пройдено - 19,2 км
Ходовое время - 5:18
Средняя скорость - 3,7 км/ч








Одиннадцатый день. 14 июля, понедельник.

Трек дня

Ночью и утром дождь. Выход 10:50.

6,3 - начало асфальта, хижа Кириллова Поляна (фото 201).

9,9 - поворот дороги влево, в полукилометре справа с набором высоты порядка 80 метров - часовня Св. Иоана Рильского, пещера и источник. Совершаем радиальный пеший выход к часовне.

13,9 (12:20) - Рильский монастырь (фото 202, 203)

34,0 (13:25) - дорога проходит сквозь сужение ущелья и скалы с двух сторон. За сужением внутри скалы - водопад. Здесь заканчивается ущелье и заканчивается заповедник.

34,7-37,0 - г. Рила

40,7 - слева примыкает дорога из с. Стоб, где согласно указателю находится природная достопримечательность - Стобские пирамиды.


199. Утренняя дорога

200. Долина р. Рила

201. Хижа Кириллова Поляна

202. Рильский монастырь

203. Рильский монастырь


46,2 (14:05) - упираемся в автодорогу Благоевград - София. Сворачиваем вправо (фото 204), по указателю до Софии 86 км. Дорога - асфальт с незначительными подъемами и спусками. Но мешает встречный северо-восточный ветер.

48,3 - съезжаем на грунтовку справа и за небольшой рощей устраиваем привал и обед.

Движение довольно оживленное, дорога узкая, по одной полосе в каждую сторону, периодически приходится съезжать на обочину, уворачиваясь от крупных грузовиков.

67 - центр г. Дупница. Здесь в банке меняем валюту. Все банки закрываются в 17:00, едва успеваем до закрытия банка.

Оказывается, вернуться на трассу в Софию здесь не так просто. Здесь из автотрассы сделана автомагистраль, вдоль всей дороги построен забор и выехать на нее можно лишь в определенных местах. С одной стороны, по правилам нам здесь уже ехать нельзя, но с другой стороны - а как иначе? Да и ехать стало значительно проще, чем до Дупницы - теперь здесь есть широкая нулевая полоса, закрытая для автотранспорта, на ней нам никто не мешает (фото 206).

На окраине Дупницы проехали сквозь 300-метровый тонель.

116 (18:30) - остановились (фото 207) на подъеме в километре за довольно мудреной двухуровневой развязкой с дорогами на Перник и Драгичево и железной дорогой. В Софию въезжать на ночь глядя не очень удобно. Нам бы заночевать где-нибудь здесь. Впереди есть лесной массив, но вдоль магистрали забор, да и вода нужна. Решаем вернуться обратно, свернуть в Драгичево, набрать там воды и поискать там место для ночлега. Да и в Софию, наверно, будет удобнее въезжать не по этой автомагистрали, а по обычной дороге, что идет несколькими километрами правее.


203. Выезд из гор

204.

205.

206.

207.


Набрали воды и нашли место для лагеря на краю скошенного поля возде лесополосы вдоль железной дороги (фото 208). Здесь протекает небольшой ручей, но использовать для питья эту воду мы не рискнули.

После установки лагеря к нам наведались соседи - за изгибом лесополосы палатку разбили туристы из Австрии. Супружеская пара путешествует с детьми по Болгарии на автомобиле.

Пройдено - 121,3 км
Ходовое время - 6:07
Средняя скорость - 19,8 км/ч




Двенадцатый день. 15 июля, вторник.

Трек дня

Выход 9:10

Возвращаемся в село на дорогу. Далее следует подъем с набором порядка 100 м высоты.

3,1 - конец подъема, едем через небольшой лес.

4,1 - упираемся в автотрассу и сворачиваем на нее влево. Длинный спуск по асфальту в Софию. Движение транспорта интенсивное.
Железнодорожный вокзал находится в северной части города, поэтому пришлось пересечь весь город.
В кассе берем билеты на ближайший поезд до Русе. Отправление в 13:00, прибытие в Русе в 19:58. Стоимость 18 левов + 2 лева велосипед.

София произвела довольно удручающее впечатление. В Болгарии мы встречали немало интересных и красивых городов, София в это число не входит.


208. Последняя ночевка в Болгарии

209. София

210. София

211. Прощальные пейзажи


Пройдено - 22,4 км
Ходовое время - 1:25
Средняя скорость - 15,8 км/ч




Отъезд. 15-16 июля.



Велосипеды разместились в отдельном багажном вагоне. За окном вагона мелькают удивительные скалистые ущелья, в которых мы пока не побывали (фото 211). Во второй половине пути поезда шел сильный дождь. В Русе прибыли с опозданием уже в темноте. Зато дождь прекратился. Решаем переехать границу и заночевать уже в Румынии. Едем по уже знакомой дороге и знакомому мосту через Дунай. Теперь погранпереход с Румынской стороны.

Проехав чуть более километра за окраину Джурджиу (от Русе 22 км), справа в 50 метрах от автотрассы за лесопосадкой на краю кукурузного поля ставим палатку. От дождя грунт очень сырой и сильная роса.

С утра продолжаем путь по знакомой трассе в Бухарест. Автотрасса поразила огромным количеством тел сбитых различных животных. Когда ехали первый раз, было вроде все чисто.
Вокзал Бухарест-Норд находится, естественно, на северной окраине города. Поэтому тоже приходится пересечь весь город. Это примерно 15 км плотно загруженных дорог с многорядным движением и довольно хитрыми пересечениями улиц.

С утра до вокзала проехали 63 км. Отправление поезда в Галац в 13:40. Времени как раз, чтобы неторопясь поменять валюту, взять билеты, на остатки местных денег купить что-нибудь вкусненькое и упаковать велосипеды в чехлы, поскольку багажного вагона нет. Два велосипеда установили в последнем тамбуре и один в начале салона. Проводник немножко повозмущался тем, что мы ему все загромоздили, но международного скандала устраивать не стал.

Дальше наступило очередное испытание. Часа через полтора после отъезда от Бухареста наш поезд стал в чистом поле. Как сказал проводник, поломался локомотив и нужно ждать, когда приедет замена из Бухареста. Ждать пришлось без малого два часа. Оно бы ничего, но вместе с поломанным локомотивом отключилось электропитание, а с ним и кондиционеры. Вагон не приспособлен существовать без кондиционеров, все окна без форточек задраены герметично. На солнцепеке температура в салоне достаточно быстро поднялась градусов до 40. Вот такая румынская версия украинского Хюндая.

В 18:30 отправились от вокзала Галаца в сторону Молдавской границы по пустынной дороге. В семь вечера на погранпереходе пересменка, поэтому пришлось немного подождать. Но мы уже никуда не спешим.

После прохождения Румынско-Молдавской границы через 2 км прошли Молдавско-Украинскую границу. И далее 7 км до центра Рени. Всего пройдено за день 85 км.

Узнав, что первый автобус будет в пять утра, мы заправились водой и поначалу по привычке хотели выехать на ночлег куда-то за пределы населенного пункта. Но на полпути нас остановили надвигающиеся тучи и сверкающие молнии. Вернулись на автостанцию. Там достаточно просторный навес и несколько длинных лавок, где мы и расположились. Всю ночь и весь следующий день шел дождь.

В пять утра загрузились в автобус Рени-Одесса и к 10 утра были в Одессе



 

Питание в походе


На основном маршруте мы дважды воспользовались услугами кафе - в с. Мугла (нужно было зарядить аккумуляторы) и в хиже Рибни озера (просто хотелось там посидеть и отдохнуть). В остальных случаях питание готовили самостоятельно. У нас была газовая горелка и два баллона к ней на случай отсутствия дров или запрета разведения костра, также активно использовалась компактная печка Бонда, ну и по мере возможности разводили костры.

Продукты питания закупали в универсамах крупных населенных пунктов в среднем на 3 дня пути. Такие закупки производились в городах Будапешт, Габрово, Пловдив, Широка Лука, Разлог, София. В мелких населенных пунктах иногда докупался хлеб.



Финансовые расходы


Продукты из дому - 220 грн

Расходы на маршруте (по обмену валюты в банках):
Галац – 80 долларов (обмен на леи)
Русе 100 евро (обмен на левы)
Дупница 50 евро (обмен на левы)
Бухарест 40 евро + 30 долларов (обмен на леи)

Расходы включали проезд (на одного участника):
Галац – Бухарест (поезд) – 76 лей * 0,28 = 21,28 USD
Русе – Горна Оряховица (поезд) 8+2(вело) =10 лев * 0,688 = 6,88 USD
София – Руссе (поезд) 18+2(вело) =20 левов * 0,688 = 13,76 USD
Бухарест – Галац (поезд) – 76 лей * 0,28 = 21,28 USD

Остальное - питание и прочие расходы.

Кроме того, на территории Украины были следующие расходы (в расчете на одного участника):
Оформление визы в визовом центре Ровно – 55 евро
Оформление визы в консульстве в Одессе – 35 евро + 130 грн страховка
Проезд Ровно – Одесса (поезд) - 120 грн
Проезд Одесса-Болград (автобус) - 135 грн
Проезд Рени – Одесса (автобус) - 150 грн
Проезд Одесса – Ровно (поезд) - 120 грн

Общие расходы на одного участника составили от 160 до 190 евро (различие связано с разным способом оформления визы и дополнительным подъездом к Одессе)



Заключение и выводы

Успешно пройден маршрут по центральной и юго-западной Болгарии. Маршрут превзошел все ожидания. Горная Болгария – прекрасный район для велопоходов c очень разнообразными условиями. В рамках этого похода мы пересекли три горных массива - Стара планина (Балканы), Родопы и Рила. Четвертый массив (Пирин) мы не решились проходить в рамках этого похода и объехали его по запасному варианту. Все три пройденных массива очень разные. Стара Планина при движении по хребту местами несколько напоминает Карпаты, но более сухо и встречаются скальные участки. Но при спуске вниз картина кардинально отличается от Карпат глубокими скалистыми ущельями. Родопы удивили своими лесами. Даже на высоте 2000 метров растет лес, причем, не какой-нибудь низкорослый чахлый стланник, а могучий еловый лес. Такая картина немыслима для тех же Карпат. Также в Родопах поразили ущелья с отвесными скалами. А Рила и Пирин - типичные скалистые горы с обилием камней и небольших высокогорных озер.

Кроме участков с грунтовыми горными дорогами и тропами, были весьма интересные участки асфальтовых дорог со сравнительно слабой интенсивностью движения автотранспорта. Это прежде всего дороги от Голобово до Бяла Черква, дорога в потрясающем Триградском ущелье, дорога с шикарными панорамами Борино - Доспат - Гоце-Делчев, ну и великолепный спуск по Рильскому ущелью.

Состояние дорог в Болгарии разное. На крупных автомагистралях и дорогах средней интенсивности движения обычно хороший асфальт. На второстепенных дорогах может быть разбитый асфальт, возможно, еще советских времен, или каменистый грейдер. В качестве примера можно привести случай в центре Софии, когда мы решили свернуть с центральной улицы на второстепенную, чтобы уйти от огромного количества автомобилей. Там мы наткнулись на такие ухабы и дорожные ямы, которых у себя давно не видели. Горные дороги могут быть весьма каменисты. Может даже более каменисты, чем в популярных велотуристских районах Кавказа и Средней Азии.



Как ни странно, туристские тропы и турбазы оказались довольно пустынны. Оказывается, в это время основная масса отдыхающих едет к морю. А в горах основной сезон наступит зимой. На всем маршруте мы встретили лишь одну группу велотуристов из Испании и несколько одиночных велосипедистов. Туристов-пешеходников мы встретили несколько человек в двух местах на Старой Планине неподалеку от хижи Мазалат, троих пешеходников встретили в Родопах неподалеку от хижи Персенк и небольшую группу в начале подъема на Рилу. Вот и все. Хотя, судя по информации в интернете, на популярных горных маршрутах Болгарии народу бывает довольно много. Может у нас маршрут был не очень популярный.

Горы Болгарии расположены примерно на таком же расстоянии от Одессы, что и, например, Карпаты. Но горная Болгария значительно разнообразнее и возможности для построения здесь интересных и сложных веломаршрутов намного больше.

Цены на продукты питания в Болгарии по нашим оценкам в период нашего пребывания были выше, чем в Украине, процентов на 30. Вероятно до падения гривны эти цены были практически одинаковы. Следует учитывать специфику питания болгар. Например, в магазинах практически нет гречки. Мы видели ее лишь в одном месте среди всяких экзотических продуктов по цене в 8 раз дороже, чем в Украине. Много какой-то чечевицы и разных видов бобовых.

Население к туристам относится очень доброжелательно. Кроме традиционного гостеприимства здесь немаловажную роль играет тот факт, что в условиях, когда сильно изменились или вообще разрушены старые сферы экономики, туризм для многих стал важным источником дохода.
С языком проблем нет. Не помню случая, чтобы приходилось переходить на английский. С болгарами мы обычно понимали друг друга, говоря каждый на своем языке. А некоторые из них знают русский.

Вообще к России сохранилось весьма уважительное отношение. Сохранены и выглядят достаточно ухоженными памятники российским воинам прошлого и позапрошлого веков, нередко можно встретить вывешенные российские флаги.



Еще фото об этом походе:
1. https://plus.google.com/photos/117284095833548608029/albums/6038047359493852737?banner=pwa&gpsrc=pwrd1



Перечень ссылок

1. http://livecrimea.com/node/1259 - отчет о велопоходе по Болгарии, рук. Г.Юрасова, май 2010.

2. http://www.tkg.org.ua/node/23672 - отчет о пешеходном туристском походе 2-й к.с. по массивам Рила и Пирин, рук. Наконечний А. О. , август 2009

3. http://www.tkg.org.ua/node/18048 - отчет о пешеходном туристском походе 1-й к.с. по массивам Рила и Пирин, рук. Гоголев А. Ю., август 2010

4. http://www.tkg.org.ua/node/8887 - отчет о пешеходном туристском походе 3-й к.с. по массивам Рила и Пирин, рук. Соколов А. М., август 2008.

5. http://www.tkg.org.ua/node/7700 - отчет о пешеходном туристском походе 3-й к.с. по массивам Рила и Пирин, рук. Соколов А. М., май 2006.

6. http://clubs.dir.bg/postlist.php?Board=turizym - форум туристов Болгарии

7.http://visitcentralbalkan.net – национальный парк Центральный Балкан

8.http://www.bulgarian-mountains.com – Болгарские горы.

9.http://bdz.bg – Болгарская железная дорога (расписание).

10.http://www.cfr.ro/index.php/trenuri-directe – железная дорога Румынии (расписание).