К перечню велопоходов
По южному краю Украинского гранитного щита
29 марта - 2 апреля 2014 г., велопоход 2 к.с.
Нитка маршрута:
Слободка – Балта – Кривое Озеро – Катеринка – Львово – Богдановка – Южноукраинск - Александровка – Актово – Великосербуловка – Куйбышевка – Водяно-Лорино – Софиевка – Завтурово – Ингульское – Седневка – Устиновка – Долинская
Общая протяженность маршрута – 402 км, из них грунтовых дорог - 172 км
Общий набор высоты – 2700 метров
Схема маршрута
График движения
День
| Дата
| Участок пути
| Общий пробег, км
| Грунтовки, км
| Время движения
| Cредняя скорость, км/ч
|
1
| 29.03
| Слободка - Лукановка
| 88
| 0
| 5:12
| 16,9
|
2
| 30.03
| Лукановка - Актово
| 108
| 45
| 6:42
| 16,1
|
3
| 31.03
| Актово - Водяно-Лорино
| 79,7
| 67
| 5:26
| 14,7
|
4
| 1.04
| Водяно-Лорино - ур. Монастырище
| 66,3
| 38
| 6:00
| 11,1
|
5
| 2.04
| ур. Монастырище - Долинская
| 60
| 22
| 3:50
| 15,6
|
.
| .
| Всего:
| 402
| 172
| 27:10
| 14,8
|
Участники:
Эдгар Степанян
| Василий Буз (руководитель)
| Эдуард Волошин
| Ярослав Концевой
| Артем Зиновеев
| Елена Приходько
| Александр Бачинский
| Николай Губарь
| Сергей Волколуп
|
Идея похода
Украинский гранитный шит - геологическая плита из магматических пород размером 1000 км на 250 км, которая без существенных тектонических деформаций существует 3 миллиарда лет.
Кристаллические породы в пределах украинского щита выступают выше базиса эрозии, временами как живописные скалы и пороги (так называемый гранитный пейзаж). ... Кристаллические породы выходят на поверхность лишь по речным долинам.
На остальном пространстве они покрыты незначительным слоем (от 0 до 50 м) рыхлых осадочных пород(из википедии). Примерами такого выхода на поверхность гранитных пород являются хорошо известные Бугский и Актовский каньоны.
Примечательно, что они расположены на южной границе украинского гранитного щита, где реки, прорываясь сквозь граниты, выходят в Причерноморскую низменность. Да и известные Днепровские пороги, ныне затопленные Днепрогэсом - это тоже прорыв Днепра сквозь гранитный щит. Можно полагать, что подобный речной ландшафт следует ожидать не только на реках Южный Буг и Мертвовод,
но и на соседних Громоклей, Ингул, и других.
Маршрут похода проложен по южной границе Украинского гранитного щита, проходит вдоль рек Южный Буг и Мертвовод в районе гранитных каньонов, а также вдоль берегов рек Еланец, Громоклей, Ингул, Березовка, где можно ожидать подобные выходы гранитов.
Схема Украинского щита и маршрута похода
|
Первый день (первые 100 км) - это фактически подъезд к основному району похода, здесь маршрут проложен по асфальту в основном вдоль р. Кодыма, не отвлекаясь на осмотр достопримечательностей. Далее, собственно, основные интересности маршрута.
Кроме каньонообразных долин рек предполагалось также осмотреть заповедник магматитов в с. Куйбышевка, заповедник "Еланецкая Степь" с нераспаханными ковыльными степями и стадом бизонов, остатки старинного парка и родника в с. Водяно-Лорино, имение Тропиных в с. Щорсово, Ингульское водохранилище и водопады возле плотины,
Пелагеевский Монастырь, заказник "Полозова Балка", урочище "Монастырище". Участники также надеялись увидеть поляны ранних весенних цветов - горицвета, фиалок, тюльпанов, а еще таинственный цветок с мистическим названием "Сон-трава".
На маршруте ожидается следующий набор достопримечательностей:
- c. Катеринка. Метеоритный град http://kmist.nm.ru/historykm.htm#13
- Региональный ландшафтный парк "Гранитно-Степное Побужье" Когда-то экологи и местные активисты пытались добыться статуса заповедника этим удивительным местам. Но Партия сказала, что нужно строить Южноукраинскую атомную. Значит, заповеднику быть не судьба.
- Актовский и Петропавловский каньоны
- с. Куйбышевка, Еланецкий р-н. Геологический заповедник магматитов
- Национальный заповедник "Еланецкая степь" - http://akond0fswat.de/elanezkaja-step . По отзывам заповедник находится в сильно запущенном состоянии. В вольере из некогда многочисленных степных животных осталось лишь небольшое стадо бизонов. И то не факт. Но просторы нераспаханных степей все равно посмотреть интересно. Пока трава не поднялась, наверно можно ехать просто по степи.
- Водяно-Лорино: каменные мостки с арчатыми сводами – остатки "царского тракта"; старинный родник в селе; усадьба декабриста и близкого друга Лермонтова; парк, заложенный по указанию Ришелье. Подробнее
- Щорсово: Усадьба и парк Тропиных.
- Софиевка: плотина водохранилища и водопады; приингульский ландшафтный парк. Собственно, здесь был примерно такой же каньон, как в Актово, но потом построили плотину и подняли уровень воды на 20 метров. Теперь по берегам водохранилища верхушки скал торчат из воды. http://www.youtube.com/watch?v=iCAGt-YHrGM
- Пелагеевка. Свято-Михайловский женский монастырь.
- Любовичка. Заказник "Любовичка" (http://ustin.kr-admin.gov.ua/tyrist-lubovuchka.html ) и "Полозова балка" (http://ustin.kr-admin.gov.ua/tyrist-poloz.html ).
- Завтурово. Урочище Монастырище (http://qigong.at.ua/news/mon/2012-08-18-163 ), которое еще называют украинским Стоунхенджем. Некоторые объяснения исследователей кажутся нереальными домыслами. Хотя – как знать…
- Еще любопытная информация. Оказывается в этих местах родился и вырос в еврейской сельскохозяйственной колонии Громоклей один из вождей мирового пролетариата Л.Д.Троцкий. Самой колонии уже нет, вроде остались лишь фрагменты фундамента построек. Но на кладбище хорошо сохранилась могила матери Троцкого, что удивительно, не смотря на многолетние преследования. Все это чуть в стороне от нашего маршрута, сейчас крюк делать не будем.
Но в какой-нибудь следующей поездке можно будет заглянуть на это место. Подробнее http://www.evkol.nm.ru/y_pasik-trotsky.htm.
Первый день, 29 марта, cуббота. Слободка - Балта - Кривое озеро - Лукановка. 88 км
Сбор на Одесском вокзале в 5:40. Как ни странно, электричка Одесса-Вапнярка уже была подана на посадку (отправление 6:02). Неторопясь выбираем удобный вагон и загружаемся.
В 10:11 высадились на ст. Слободка (фото 1). Проезжаем через сворачивающийся уже рынок, докупаем некоторые продукты, после чего выдвигаемся в сторону Балты. Дорога - асфальт, но местами изрядно разбитый.
Обещанный синоптиками сильный северо-восточный ветер пока не очень силен, но заставляет утепляться.
Через 4 км пересекли полотно железной дороги, а еще через 3 въехали в лес. Было несколько незначительных подъемов, но в основном спуск. К сожалению, длина лесного участка лишь 4 км - здесь безветренно и тепло. Вдоль дороги - приметы весны: поляны первых весенних цветов и активно копошащиеся муравьи в муравейниках.
В районе села Семено-Карповка (12 км) спуск заканчивается. Далее дорога идет по пологой речной долине (фото 2) через многочисленные села.
1. Слободка
| 2.Озеро за с. Семено-Карповка
| 3. Балта
| 4. c.Немировское
| 5. Г.Котовский
| 6. С.Орджоникидзе
| 7. Н.Щорс
|
В парке Балты (23 км) делаем привал и перекус, используя в качестве стола огромный пень (фото 3)
Во второй половине дня ветер усилился, но он был в основном боковой и встречно-боковой. Отдельные порывы ветра просто сдували нас с дороги на обочину.
По дороге от Балты до Кривого Озера довольно много крупных сел. Езда ничем не примечательна, разве что в с. Немировское Лена пыталась отобрать у усатого местного мужика понравившуюся запаску (фото 4) и встретили несколько нечасто встречающихся памятников - Г.Котовскому
в Балте (фото 5), С.Орджоникидзе в Познанке (фото 6) и Н.Щорсу в Бобрике (фото 7), чьи имена ранее носили местные колхозы.
В одном из колодцев на выезде из Кривого Озера заполняем все емкости водой для ужина и завтрака. Перед селом Лукановка справа обширный лес. Мы не доехали до планируемого места ночевки километров 20. Еще есть запас светлого времени и можно сократить это отставание.
Но далее следует протяженный безлесый участок. Решаем остановиться на ночлег в этом лесу. Завтра ветер должен стихнуть и мы быстрее и с меньшей затратой сил нагоним отставание.
Пройдено за день - 88 км (все асфальт)
Ходовое время - 5:12
Средняя скорость - 16,9 км/ч
Второй день, 30 марта, воскресенье. Лукановка – Катеринка – Львово – Богдановка – Южноукраинск - Александровка – Актово. 108 км
Этой ночью произведен переход на летнее время, в связи с чем весь день была путаница со временем.
Вышли в 8 часов по-новому или в 9 по старому. Нет, наоборот. Проехав по лесным тропкам к дороге (фото 9), на краю леса фотографируемся с колоритным котом (фото 10).
Через 17 км ровной прямой дороги Кривое Озеро - Первомайск. В начале села Кумари сворачиваем вправо. Асфальтовая дорога петляет по селу и, перейдя в конце села в гравийную дорогу, выводит к мосту через р. Кодыма (фото 11).
За мостом основная дорога немного поворачивает вправо и уходит на подъем, а мы сворачиваем влево на грунтовку, ведущую вдоль долины реки в село Катеринку. Вначале небольшой участок песчаного грунта, затем обычная грунтовка (фото 12). Село как-то долго заканчивается.
На протяжении трех километров вдоль дороги расположены то благоустроенные дома, то остатки заброшенных, то пустыри.
В самом конце перед лесом какой-то энтузиаст организовал что-то типа этнографического подворья. Все обвешано глечиками, рушныками и прочими артефактами. А у дороги стоит очень древний трактор. Что это - не у кого было спросить.
8. Место первой ночевки
| 9. Лесными тропками
| 10. На краю леса перед Лукановкой
| 11. Мост через р.Кодыму в с.Кумари
| 12. Это все еще с. Кумари
| 13. Дорога лесом
|
Далее чуть меньше километра дорога идет через лес (фото 13), затем вдоль леса (фото 14) 2 км до начала села Катеринка. Слева красивый сосновый лес. Пополнив в придорожном колодце запасы воды, напротив церкви по совету местного жителя сворачиваем вправо в подъем.
Хотя лучше было бы проехать еще пол километра до пересечения с основной автодорогой, ведущей в с. Каменный мост.
Дорога начинает идти в обратном направлении, только чуть выше по склону. Через пол километра сворачиваем влево на тропу, ведущую по склону вверх (фото 15). Упираемся в грунтовую дорогу, по которой вдоль лесополосы выезжаем на ту самую автодорогу из Катеринки в Каменный Мост.
Проехав село Каменный Мост (фото 16), пересекаем автотрассу Кишинев-Полтава и по грунтовке (фото 17) едем на юго-восток в сторону села Зеленые Кошары. В селе начинается асфальт, а дорога сворачивает на восток. Через 5 км на перекрестке в центре села Степковка снова сворачиваем на юг.
Через 3,7 км пересекаем автотрассу Первомайск - Доманевка (фото 18), а еще через 5,8 км в конце села Жовтневое заканчивается асфальт (фото 19).
14. Вдоль леса
| 15. Подъем от Катеринки
| 16. Каменный Мост
| 17. Дорога в с. Зеленые Кошары
| 18. Пересечение автотрассы Первомайск - Доманевка
| 19. За Жовтневым асфальт закончился
|
Были несколько отворотов дороги, но мы все время едем прямо. Качество дороги постепенно ухудшается (фото 20).
Пересекаем село Львов и на живописном берегу р. Южный Буг устраиваем привал (фото 21). Далее была авантюрная попытка проехать по тропке низом вдоль берега (фото 22). Но тропка быстро закончилась и пришлось по склону взбираться вверх (фото 23). Зато вокруг поляны сон-травы, ирисов, фиалок, горицвета (фото 24).
Далее по грунтовке, идущей по верхнему краю склонов Буга (фото 25), доехали до с. Марьевка. По пути был прокол у Артема - фото 26.
20. Перед с. Львов
| 21. Привал на берегу Южного Буга
| 22. Тропка вдоль Буга
| 23. Подъем по склону
| 24. Горит на солнце Горицвет
| 25. Дорога вдоль реки
|
От Марьевки до Богдановки дорога идет низом вдоль берега (фото 27), затем подъем в Богдановку. Не подымаясь до центральной улицы проезжаем Богдановку нижними второстепенными улочками (фото 28) в направлении парома. Вдали виден Южноукраинск.
Большой паром перед нами ушел на тот берег. Рядом курсирует небольшой катер. Двумя ходками на катере переправились на левый берег (фото 29), что оказалось быстрее, чем ждать паром. Стоимость переправы на катере 2 гривны.
После переправы через с.Константиновка поднимаемся в г. Южноукраинск (фото 30).
26. Прокол
| 27. Перед Богдановкой
| 28. Впереди - Южноукраинск
| 29. Переправа
| 30. От парома к Южноукраинску
| 31. Шпиён
|
В Южноукраинске на высоком берегу Южного Буга расположен мемориал с образцами военной техники (фото 31, 32). Отсюда же открывается красивая панорама долины Южного Буга (фото 33). После осмотра мемориала в универсаме докупаем продукты и мимо Южноукраинской АЭС (фото 34) направляемся в сторону Вознесенска.
Автотранспорта на дороге было сравнительно немного и асфальт неплохого качества, так что наши опасения оказались напрасными.
Перед селом Александровка сразу за АЗС справа сворачиваем влево на грунтовку (лучше было бы проехать еще 400 метров по автотрассе и там светнуть, чтобы не петлять по селу). Преодолев овраг на окраине Алексантровки (фото 35) через два километра полевой грунтовки пересекаем железнодорожное полотно вблизи станции
Трикратное и далее по асфальту почти без автотранспорта едем к селу Трикраты (8 км).
32. Мемориал
| 33. Каньон Южного Буга
| 34. Южноукраинская АЭС
| 35. Овраг в Александровке
| 36. В Трикратах
|
В Трикратах сворачиваем вправо по указателю на Актово (фото 36). Туда ведет 3,5 км брусчатки. Перед спуском в Актово забрались на мегалиты на холме, откуда в закатных лучах открывается прекрасная панорама Арбузинского и Актовского каньонов. Засветло добрались до запланированного места ночевки рядом с источником воды.
Пройдено за день - 108 км, из них грунтовок 45 км
Ходовое время - 6:42
Средняя скорость - 16,1 км/ч
Третий день, 31 марта, понедельник. Актово – Петропавловка - Великосербуловка – Куйбышевка – Новосафроновка - Новоалександровка - Водяно-Лорино. 79,7 км
С утра после осмотра каньона снизу (фото 38) и завтрака (фото 39) поднимаемся (фото 40) на вернее плато, где открываются прекрасные панорамы каньона (фото 41, 44, 45). По пути встречаются заросли краснокнижной сон-травы (фото 43) - необычного и довольно редкого цветка в пушистом наряде (фото 42).
37. Место лагеря
| 38. р.Мертвовод
| 39. Завтрак
| 40. Под этой скалой есть источник
| 41.
| 42. Сон-трава
| 43. Заросли сон-травы
|
Обогнув овраг восточнее Актово, снова выезжаем к каньону реки Мертвовод (фото 47), который здесь называют Петропавловским в честь расположенного севернее села Петропавловка.
В центре село довольно обжитое, а на окраине много брошенных домов. Но это еще мелочи, через 10 км полевых грунтовок (фото 49) попадаем в село Малосербуловка, которого, собственно, и нет. Есть остатки асфальтовой дороги (фото 50), заросли деревьев по сторонам, в которых кое-где видны остатки развалин домов.
На южной окраине этого бывшего села сворачиваем влево на дорогу с покрытием из жерствы.
Перед спуском в Великосербуловку (фото 51) небольшой привал в связи с ликвидацией прокола - последствия езды по грунтовкам вдоль акациевых посадок.
Начался асфальт. В Великосербуловке после проезда по мосту русла ручья сворачиваем вправо, на юг. В одном из дворов села пополняем запасы воды. С удивлением узнаем, что питьевая вода здесь привозная, поскольку в колодцах вода соленая. Кстати, протекающая неподалеку речка так и называется - Соленая.
44. Актовский каньон
| 45. Актовский каньон
| 46. Актовский каньон
| 47.Анютины глазки закосили под фиалки, или фиалки строят анютины глазки
| 48.Петропавловский каньон
|
49. Дорога из Петропавловки в Малосербуловку
| 50. Центральная улица бывшего села Малосербуловка
| 51. Великосербуловка с северо-запада
| 52. Дозор на въезде в Великосербуловку
| 53. с. Нововладимировка
| 54. Геологический заповедник возле с. Куйбышевка
| 55. Привал южнее Куйбышевки
|
На краю села Нововладимировка (фото 53) в 5,5 км от поворота в Великосербуловке упираемся в автотрассу Вознесенск - Кривой рог, сворачиваем на нее в лево, а через 200 метров съезжаем с нее вправо на грунтовку в направлении с. Куйбышевка. Севернее села на протекающей здесь р. Соленая расположен пруд, возле которого должен располагаться заповедник магматитов. Но ничего каменистого не видно.
Возможно пруд затопил выходы гранитов? И действительно, ниже пруда вдоль русла реки расположены выходы гранитов, высотой до 5 метров (фото 54). Эти гранитные валуны особого впечатления не производят, хотя, возможно, с геологической точки зрения они и представляют большой интерес.
Вблизи южной окраины села расположен старый заброшенный парк с полуразрушенным каменным забором. Что это за парк - выяснить не удалось.
Отъехав от села полтора километра за остатками некогда крупной фермы, найдя место, закрытое от ветра, делаем привал и перекус (фото 55).
По травянистым склонам спускаемся вниз и находим грунтовку (фото 56), по которой продолжаем движение вдоль р. Соленая. В четырех километрах от Куйбышевки была развилка, на которой, возможно, лучше было уйти вправо, но мы поехали по более накатанной левой дороге, которая уперевшись в овраг и перейдя его уходит на северо-восток, куда нам совсем не надо.
Едем на юго-восток вдоль лесополосы (фото 57). Через 1,5 км сворачиваем на юг и по исчезающей дороге (фото 58) снова спускаемся к реке. Точнее не к реке, а к верховьям водохранилища. Въезжаем рощу с не по сезону высокой и зеленой травой (фото 59). Такого травостоя мы не встречали больше на всем маршруте. Поторопились мы немножко с привалом, здесь его нужно было делать.
56.
| 57.
| 58.
| 59.
| 60.
| 61. Водные угодья вблизи устья р. Соленая
|
Продолжаем движение вдоль берега (фото 60, 61) водохранилища, где активно готовятся к сезону стаи водоплавающих птиц.
Глядя на все это буйство природы, некоторые участники тоже решили временно стать водоплавающими (фото 62).
Дале едем по травянистому берегу с полянами горицвета (фото 63, 64) к селу Новосафроновка. Спускаемся к р. Еланец и пересекаем ее по пешеходному мостику (фото 66).
Севернее села Новосафроновка, в котором мы находимся, расположено село Каменка, само название уже говорит о наличии там каких-то камней. Но по описаниям мы там ничего значительного не обнаружили, поэтому едем на восток к более интересной по нашему мнению достопримечательности - заповеднику "Еланецкая степь". Это 17 километров полевых грунтовок (фото 67, 68).
62. Некоторым стало жарко, хотя с утра был иней.
| 63.
| 64. Подъезд к с. Новосафроновка
| 65. с. Новосафроновка
| 66. Мост четез р. Гнилой Еланец
| 67. Между селами Новосафроновка и Новоалександровка
|
История такова. Когда-то здесь был богатый колхоз. Председатель колхоза оказался большим любителем природы и оставил нераспаханной часть колхозных земель, организовав здесь что-то типа колхозного зоопарка - был сооружен огромный вольер, в котором паслись стада оленей, зебр, бизонов и других степных животных. Здесь же было построено здание пионерского лагеря для отдыха детей. Но это у колхоза были деньги
на строительство и содержание всего этого, а у государства, образовавшегося после развала Союза, таких денег нет. На момент нашего посещения в вольере паслось лишь стадо бизонов (фото 70). Но судя по комментариям здесь бизоны в конце прошлого года должны были быть неофициально проданы директором запаведника. Весьма возможно, что судьба зебр и оленей была такой же.
Пересекли заповедник с запада на восток. Ничего особенного, обычная степная балка. Таких много можно найти в разных местах. Достопримечательностью является только вольер со стадом бизонов.
Продолжаем движение степными грунтовками на восток к автотрассе Николаев - Кировоград. Издалека видны перемещающиеся по ней фуры, но движутся они почему-то очень медленно. Подъехав к этой автотрассе все стало понятно. Сказать, что дорога разбита - это ничего не сказать. Это цепочка даже не ям, а котлованов. Велосипед на этом участке трассы оказался самым быстрым средством передвижения.
Это бывший "царский тракт". Увидел бы царь, что с ним сделали!
Маневрируя между ямами и обгоняя грузовики, подкатили к селу Водяно-Лорино. Дело к вечеру, нужно запастись водой и искать место для лагеря за селом. Сначала была мысль набрать воду в старинном роднике .
Но местные жители нам не советовали этого делать. Родник есть, но он разрушен, затоптан скотом и там воду можно брать в лучшем случае рано утром. Заправляем свои емкости водой в придорожном колодце и едем дальше через село. Справа за каменным забором дремучие заросли деревьев и кустарника. Догадываемся, что это тот самый старинный парк, который был заложен по указанию одесского градоначальника Ришелье.
Дорога стала заметно менее разбитой. В трех километрах за селом, справа от дороги, в небольшом лесном массиве остановились на ночлег (фото 74).
68. Подъезд к с. Новоалександровка
| 69. Начало заповедника
| 70. Бизоны в украинской степи
| 71. Заповедник
| 72. Спуск в балку Прусакова
| 73. Водяно-Лорино
|
Пройдено за день - 79,7 км, из них грунтовок 67 км
Ходовое время - 5:26
Средняя скорость - 14,7 км/ч
Четвертый день, 1 апреля, вторник. Водяно-Лорино – Воссиятское - Софиевка – Пелагеевка - Новорозановка - Завтурово - ур. Монастырище. 66,3 км
С утра сильный северный ветер, периодически моросит дождь. Задача - добраться против ветра до автотрассы Вознесенск - Кривой Рог (около 9 км), там сворачиваем на восток и ветер будет боковой.
Рядом с дорогой встречаются остатки старого "царского тракта" с каменными мостками (фото 75).
В Воссиятском, как и планировали, свернули на восток (фото 76), ехать стало легче и теплее. Далее 20 км асфальта до с. Софиевка. Пересекаем русло р. Громоклей (фото 77), как и ожидалось, в русле выходы гранитных плит и камней (фото 78), но здесь все это имеет довольно невзрачные размеры.
В Софиевке решаем сначала проехать вдоль реки на юг и в с. Щорсово осмотреть "панський маєток" - усадьбу Тропиных. Спускаемся к реке, но там дороги нет, поскольку периодически путь преграждают небольшие, но живописные скалы (фото 79).
Но здесь довольно легко ехать не только по тропкам, но и просто по травянистым лугам. Подъем-спуск в объезд скалы - и выезжаем к пешеходному навесному мостику через реку (фото 80). Далее на нашем пути парк с огромными старыми деревьями. Парк хоть и заброшенный, но не имеет такого дремучего вида, как в Водяно-Лорино. Здесь протоптаны просторные тропинки, по которым легко проезжаем парк.
74. Лагерь
| 75. Остатки "царской дороги"
| 76. Перекресток в Воссиятском
| 77. р. Громоклей
| 78. Майдан на дороге
| 79. Ингул южнее Софиевки
|
На краю парка расположено одноэтажное здание (фото 81, 82) и несколько хозяйственных построек. Крышу здания недавно кто-то перекрыл металлочерепицей и внитри наметилась какая-то реконструкция. Видимо, у здания появился новый хозяин.
Старая черепица сложена в соседней пристройке, но во дворе немало обломков, которые ребята пытаются сложить (фото 82, 83). Интерес вызывают и каменные жернова (фото 84).
По тому же навесному мостику (фото 85) возвращаемся обратно в Софиевку (фото 86).
80. Навесной мостик
| 81. Имение Тропиных
| 82. Складывание пазла
| 83. Результат
| 84. Жернова
| 85. Тот же мостик
| 86. Софиевка
|
Пополнив запасы продуктов в придорожном магазине, продолжаем путь на север, но едем не верхом по дороге через село, а низом по тропкам вдоль реки (фото 87), чтобы не пропустить водопады. Добравшись до плотины водохранилища, наблюдаем один из каскадов слива воды (фото 88). На склонах немало ранних весенних цветов, в частности, диких ирисов (фото 89).
Поднимаемся по склону и выходим к краю плотины. Она огорожена забором из колючей проволоки и всякими запрещающими знаками. Хотя эти запреты, видимо, вряд ли кто-то контролирует. Здесь же схама водохранилища (фото 90).
В южной части водохранилища берега покрыты примерно стометровой полосой лесного массива. Сквозь него вдоль берега местами протоптаны тропки, по ним и едем (фото 91). Найдя в этом лесном массиве укромное место, защищенное от холодного северного ветра, среди полян фиалок делаем привал и перекус.
Уходим от берега водохранилища за полосу лесного массива - там проходит обычная грунтовка, по ней и продолжаем движение. Встречаем щит, информирующий о том, что мы находимся на территории Приингульского ландшафтного парка (фото 92).
87. Ингул в с. Софиевка
| 88. Николаевские водопады
| 89. Ирисы
| 90. Схема водохранилища
| 91. Вдоль водохранилища
| 92. Приингульский ландшафтный парк
|
Преодолев небольшой овраг, въезжаем на холм, с которого открывается вид на водохранилище (фото 94) и на село Пелагеевка (фото 95) с монастырем. Спускаемся к монастырю (фото 96-98), осматриваем красивые монастырские постройки, пополняем запасы воды и продолжаем движение на север против ветра (фото 99, 100).
Севернее Пелагеевки лесного массива нет, берега водохранилища открытые, поросли редким кустарником. В районе села Новорозановка огибаем глубокий овраг. Через 8 км пути от Пелагеевского монастыря снова по тропкам спускаемся к реке. Здесь противоположный берег уже существенно возвышается над водой, местами есть небольшие скалы (фото 101, 102). Тропа становится все хуже, все чаще заросли шиповника.
Но тропа в основном проезжаема (фото 103). Шиповник просто так нас не пропускает, вскоре - прокол, замена камеры.
93.
| 94. Вид на южную часть водохранилища
| 95. Пелагеевка
| 96. Пелагеевский монастырь
| 97. Пелагеевский монастырь
| 98. Пелагеевский монастырь
|
Далее движение вдоль берега становится совсем проблематичным нагромождения камней увеличиваются, тропа исчезает (фото 104). Взбираемся по склону наверх и находим там грунтовку вдоль склона.
Севернее Розановки расположен остров, в северо-западной части которого находится одиночная скала "Столп". Напротив острова с высокого правого берега открывается красивый вид на эту часть водохранилища (фото 105)
Дальнейший наш путь на север преграждает глубокий овраг, на дне которого расположена поросшая камышом р. Столповая. Брод совсем не большой, но лезть в воду все равно не хотелось. После непродолжительных поисков особо находчивые участники все же нашли место, где речку можно было перейти посуху (фото 106). Далее едва заметная тропа круто поднималась вверх (фото 107), а затем исчезла на травянистом склоне.
Здесь расположено урочище "Полозова балка". Поиски какой-либо тропы (не звериной) не дали результатов. Пришлось пробираться около 2 км по сухому прошлогоднему травостою и кустарникам, после чего напротив устья р. Березовая вышли на грунтовую дорогу.
Далее был подъем по склону и движение по грунтовке к с. Завтурово. Перед селом преодолели глубокий овраг. Село производит какое-то угрюмое впечатление. Есть немало брошенных домов, но и жилых достаточно. При этом не видно никаких признаков жизни, на улицах ни души. А мы хотели набрать воды для ужина. Наконец в одном из домов нашли хозяйку, которая по нашей просьбе начала наполнять наши многочисленные пластиковые бутылки водой из колодца.
В ходе беседы узнаем, что, оказывается, воды в селе нет, в колодцах вода привозная. Нам стало неловко, что мы можем отобрать значительную часть запасов воды, прекращаем водозабор, спускаемся круто вниз к реке и переходим на левый берег реки по мостику (фото 108). Там есть естественный колодец с неограниченными запасами воды в котором и заправляемся (фото 109).
Чуть больше 2 км по грунтовке - и мы в урочище "Монастырище". Находим удобную поляну для лагеря в 150 метрах севернее мегалита.
104.
| 105.
| 106.
| 107.
| 108. Мостик в с. Завтурово
| 109. Запасаемся водой
|
Пройдено за день - 66,3 км, из них грунтовок - 38 км
Ходовое время - 6:00
Средняя скорость - 11,1 км/ч
Пятый день, 2 апреля, среда. ур. Монастырище - Ингульское – Седневка – Устиновка – Долинская. 60 км
Утро было ясным и морозным. Трава была обильно покрыта инеем (фото 110). По мере просыпания участники постепенно направлялись осматривать одну из целей поездки - мегалит урочища Монастырище (фото 110). На его вершину можно забраться разными путями, но самый простой - по тропке с юга. Сверху открываются красивые виды окрестностей (фото 111). На плоской вершине разбросано несколько крупных камней (фото 112).
Некоторые исследователи утверждают, что в их расположении есть некоторая система. А самые смелые вообще утверждают, что весь мегалит - рукотворное создание, украинский Стоунхендж.
После осмотра достопримечательности - завтрак, приведение в порядок и упакувка снаряжения (фото 115). Это последний день похода, вечером нужно быть готовым к погрузке в поезд. А некоторые успели даже попытаться половить рыбу (фото 114).
110. Морозное утро в ур.Монастырище
| 111. Ингул в районе Монастырища
| 112. На "крыше" Монастырища
| 113. Некоторые говорят, что камни подгнаны вручную
| 114. Сейчас клюнет
|
Едем на север по грунтовой дороге сначала лесистым берегом, а затем вверх по склону мимо зарослей кустарника (фото 116), затем мимо полуразрушенной фермы в сторону довольно крупного села Ингульское. Главной его достопримечательностью является исправительное учреждение, мимо которого проезжаем по центральной улице.
По разбитому асфальту попадаем в соседнее село Анно-Теребиновка, а затем через полтора километра брусчатки с облегчением сворачиваем влево на грунтовку. После семи километров на север по этой грунтовке сворачиваем на запад к реке. Проехали мимо небольшого озера, а дальше грунтовая дорога теряется на травянистых склонах. Но ехать вполне можно и без дороги по степи (фото 117).
Выезжаем на грунтовку, которая идет на север в 100-200 метрах от реки. Дорога проходит через брошенное село с разрушенными избами. Сначала мы решили, что село полностью не жилое, но в конце обнаружили две целые избы, вероятно, жилые. Далее дорога теряется, и мы снова едем по степи (фото 119, 120). Иногда встречаются следы дороги (фото 118).
Любопытно, что здесь в некоторых местах луга усыпаны множеством белых полупрозрачных камней мелких и средних размеров.
115. Место лагеря
| 116. Дорога к с. Ингульское
| 117. Степь вдоль Ингула
| 118. Степь вдоль Ингула
| 119. Ингул вблизи Седневки
| 120. Ингул вблизи Седневки
|
В селе Седневка (фото 121) выезжаем на асфальт (фото 122), по которому едем к райцентру Устиновка и далее к станции Долинская. Асфальтовая дорога местами сильно разбита. По пути рядом с дорогой встречаются каменные мостки старой дороги (фото 123), памятники событиям Великой Отечественной войны (фото 124).
Перед Долинской справа от дороги протянулся более чем на 4 км гигантский комбинат. Он имеет явно нерабочий вид. Поначалу мы решили, что это одно из заброшенных и полуразрушенных производств. Оказалось, что это
Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд. Он строится с 1985 г. и не разнушен, а недостроен. Стоимость объекта - $ 2,4 млрд. За 20 лет в строительство вложено более $1,6 млрд. Готовность комбината составляет 66%.
По мнению экспертов это одна из многочисленных ненужных гигантских строек, которые способствовали развалу Союза.
В центре Долинской бросается в глаза характерная примета времени - постамент без памятника - фото 127. Ну и как на любой крупной железнодорожной станции есть памятник в виде паровоза - фото 128.
В ожидании поезда расположились в кафе, где пообедали и отогрелись.
Нужно еще сказать, что из Долинской нет прямого поезда в Одессу, ехали пригородным поездом до ст. Помошная, где пересели в электричку на Одессу.
121. Фронтон ДК в Седневке
| 122. Выезд из Седневки
| 123. Дорога на Устиновку
| 124. Памятник освободителям Устиновского района
| 125. В Устиновке
| 126. Долинская
|
127. А постамент сохранили...
| 128. Наш паровоз вперед летел
| 129. Вокзал Долинской
|
Пройдено за день - 60 км, из них грунтовок - 22 км
Ходовое время - 3:50
Средняя скорость - 15,6 км/ч
Заключение и выводы
Запланированный маршрут успешно пройден.
Еще фото об этом походе:
1. https://plus.google.com/photos/113403630591058064490/albums/5998388200560107505?banner=pwa
2. http://fotki.yandex.ru/users/shatuny/album/424335
3. https://plus.google.com/photos/107367165224076524678/albums/5998156208700923969?authkey=CJ_xvP2i8dr12QE
4. https://plus.google.com/114209319810994744520/posts/RKJTkcFkyiP
Обсуждение на форуме - http://bike.od.ua/forum/viewtopic.php?f=8&t=28181