К перечню велопоходов

 


 

Пляжный несезон

велопоход по побережью Черного моря юго-западнее Одессы, 25 - 26 января 2014 г.

 

Нитка пройденного маршрута:

cт. Бугаз - Будакская коса - Курортное - Николаевка - Лебедевка - Базарьянка - Долиновка - Полевое - Белгород-Днестровский

 

Общая протяженность маршрута – 90 км  

 

Схема маршрута

 

 

Погодные условия в период похода

 

 

Общая идея


От пляжных комплексов курорта Затока на юго-запад до поселка Курортное протянулась песчаная коса, разделяющая море и Будакский лиман. Длина косы чуть меньше 20 км, ширина 50-100 метров. Летом это полоса песчаных пляжей, а зимой почти безлюдная территория. Далее на юго-запад до пос. Лебедевка 20 км обрывистого берега, а затем снова песчаная коса, длиной почти 40 км, отделяющая море от лиманов Бурнас, Алибей и Шаганы. Езда по этим косам на велосипеде летом затруднительна - иногда по мокрому песку по полосе прибоя удается ехать, но в основном приходится идти, вспахивая рыхлый песок колесами велосипеда. А вот зимой, когда мокрый песок смерзается, побережье легко проезжаемо на велосипеде. У нас уже стало традицией, дождавшись морозного периода, прокатиться по косам, совершив небольшой поход, продолжительностью от одного до трех дней. Основные погодные условия, позволяющие осуществить такую поездку:
- температура воздуха не выше минус 6-8 градусов,
- ветер северный, северо-западный или северо-восточный, чтобы на берег не было большого наката волн.

В этом году - вторая половина января, а зима в Одессе еще не начиналась. И вот, после нескольких дождливых дней температура упала ниже нуля и продолжала снижаться до -10. Ветер - северо-восточный. Мокрый после длительных дождей песок на морозе должен смерзнуться, что позволит ехать по нему, как по твердой поверхности. Прогноз благоприятный, решено проехать маршрут по косам 25-26 января.



Участники:

1. Денис Проценко
2. Василий Буз



Первый день, 25 января, суббота


От ТЦ "Маршал" выехали в 8:45 в направлении железнодорожной платформы Сухой лиман. В 9:18 успешно загрузились в электричку Одесса - Белгород-Днестровский. В 10:37 столь же успешно вышли на станции Бугаз (фото 1). Еще на подъезде было видно, что не спокойно синее море. Выход на берег вообще шокировал - сильный ветер оказался скорее восточным, чем обещанный синоптиками северо-восточный. В результате этого произошел нагон воды и море затопило практически всю пляжную зону, волны достигали границы построек (фото 2). Ехать негде.
Решили проехать по дороге застроенную зону пос. Затока в надежде, что за пределами поселка мы все же найдем пригодную для езды по косе тропинку.

Вид косы был не очень благоприятным для езды (фото 3). Причем, неприятности доставляли не столько волны, сколько морская пена. Точнее даже смесь пены с песком. Эта пена не замерзала, от нее мокла одежда и обувь, части велосипеда, на котоорые налипал песок. По следам пены и снега на песке было видно, что ветер дует под углом 20-30 градусов к береговой линии, т.е. он является восточно-северовосточным. Местами накат волн покрывал всю прибрежную песчаную поверхность и нам приходилось передвигаться через заросли сухой травы (фото 5, 8). В нескольких местах были видны свежие следы перелива волн через косу в лиман. Но значительная часть косы была все же проезжаема (фото 4, 7, 9-13). Песок везде достаточно твердый. В итоге на проезд косы до Курортного (фото 14) ушло около двух часов.

В Курортном заглянули в магазин и после долгих раздумий решили на ужин себе приготовить пельмени, благо погода позволяла их беспрепятственно везти.

Выехали на дорогу Курортное - Базарьянка. Эта дорога поразила своей чистотой и сухостью - ни на дороге, ни на обочинах, ни за ними не было никаких следов льда, снега, луж и т.п. Это сильно контрастировало с закованными в лед одесскими дорогами.

По ветру быстро докатили до Николаевки, где свернули влево к морю. В Балабановке - прокол у Василия. Найдя сравнительно безветренное место, меняем камеру и заодно перекусываем бутербродами с салом.

За Балабановкой грунтовка идет в незначительный подъем вдоль обрыва к Лебедевскому лесу. Перед лесом несколько лет назад развернулось бурное строительство коттеджей, сгладили участок обрывистого берега. Мы ожидали, что сейчас там путь может быть перегорожен забором. Но, как оказалось, строительство заморозилось, волны моря начали восстанавливать первоначальный вид берега, никаких заборов - грунтовка ведет прямо к лесу.

Нашли традиционно используемый для лагеря зимой участок соснового леса, который лучше всего закрывает от ветра, и остановились в нем на ночлег. Вообще был еще приличный запас светлого времени и можно было бы попробовать проехать и следующую косу, но вряд ли нынешние условия позволят проехать ее быстро. А ночевать на косе без дров при морозе на таком ветру не очень хотелось. Да и может к утру погода как-то поменяется в лучшую сторону.

За день пройдено 36 км, из них 18 км по косе.


1. Бугаз

2. Берег моря

3. Начало пути по косе

4.



5.

6.

7.

8.



9.

10.

11.

12.



13.

14. Вид на Будакскую косу со стороны Курортного

15. Курортное

16. В Лебедевском лесу



17. Обрывистый берег в Лебедевском лесу

18. Лагерь




Второй день, 26 января, воскресенье

Утром мы с сожалением вынуждены были констатировать, что заметных изменений в направлении и силе ветра не произошло. Более того, совсем не было снегопада, обещанного синоптиками еще со вчерашнего вечера. Но пока мы собирали лагерь и завтракали, наверху кто-то опомнился и открыл снежную заслонку. К моменту выезда дорога уже была припорошена снегом (фото 19).

Учитывая непростую проезжаемость побережья из-за неправильного ветра, решено не ехать на вторую косу, а повернуть в сторону Белгорода-Днестровского, откуда можно уехать домой вечерней электричкой. Туда чуть больше 50 км пути, но учитывая сильный встречный ветер, это будет не просто.

До Базарьянки докатили сравнительно легко, ветер боковой, местами от него прикрывают придорожные деревья. За Базарьянкой решили не сворачивать вправо на Курортное по асфальту (и против ветра), а ехать дальше на север грунтами до Долиновки.

Твердые замерзшие грунтовки не отличить от слегка разбитого асфальта. Но местность стала более открытой - Буджакская степь как-никак. Усилился встречно-боковой ветер и снег (фото 20). Вскоре грунтовка резко свернула вправо, куда нам, вроде бы, не надо. Да еще против ветра! Пытаемся ехать прямо по каким-то посевам, вероятно, рапса. По твердому замерзшему грунту, оказывается, это сравнительно не сложно (фото 21). Через километр это поле закончилось, но признаков дорог нигде не появилось. Едем дальше напрямик по посевам озимых еще 2 км. А за этим полем натыкаемся на поперечную грунтовку (фото 22), по которой и продолжаем долгий путь до Долиновки по грунтовкам (фото 23-25). Направление дорог чуть изменилось и встречно-боковой ветер стал больше встречным, чем боковым, как видно по снежным наметам на фото 25. Ключевое село маршрута Долиновка встречало нас развалинами кирхи (фото 27) и развалинами еще сравнительно недавно жилых двухэтажек (фото 26). Здесь мы выехали на дорогу с покрытием, в самой Долиновке это бетонка, далее - грейдероасфальт, иначе трудно его назвать. За Долиновкой настал полный капец. Ветер четко в лоб, дорога стала широкой, никакого прикрытия от ветра придорожных деревьев (фото 29). Снежинки больно колют лицо, ветер выжимает замерзающую слезу и заунывно насвистывает в ушах единственную мелодию: "Степь да степь кругом...".

На подъезде к Белгороду на дороге стало появляться все больше льда (фото 30), а в самом городе вообще сплошной каток. Медленно движемся по тротуарам. В результате такого движения мы на 15 минут опоздали на электричку. Пришлось снимать колесо, упаковываться в чехлы и грузиться в маршрутку.

За день пройдено 54,5 км при наборе высоты 200 метров. Но от движения против ветра ощущение в коленях, что набор высоты составил километра два.


19. Дорога в Лебедевском лесу

20.

21.

22.



23.

24.

25.

26. Долиновка

27. Руины былых времен



28. Руины современные

29.

30. Белгород-Днестровский


 

Выводы и заключение

Несмотря на некоторую суровость условий, поход доставил массу приятных эмоций. Даже в таких штормовых условиях Будакская коса оказалась вполне проезжаемой.
Мы отказались от прохождения второй косы. Хотя, возможно, путь по этой косе до Приморского и далее в Татарбунары был бы не труднее нашего пути против ветра в Белгород.
Одна из причин притягательности катания по косам в том, что морское побережье не бывает одинаковым. В каждой поездке есть какие-то неожиданности, каждый раз это фактически новый маршрут. На сей раз это штормовое море и волны, заливающие почти всю песчаную часть берега. Но и в этих условиях по косам вполне можно ехать.