ПВД по Приднестровью и северо-западу Одесской области, май 2014
К перечню велопоходов
Днестр и его притоки
17 мая 2014 г. Однодневный маршрут
Нитка маршрута:
Слободка - Тимково - Плоть - Гараба - Бол. Молокиш - Белочи - Строенцы - Катериновка - Алексеевка - Загнитков - Баштанков - Сербы - Кодыма
Общая протяженность маршрута – 130 км, из них асфальт - 60 км, грейдер и бетонки - 50 км, грунтовки - 20 км
Общий набор высоты – 1680 метров
Температура воздуха – утром 12°С, днем 21°С, вечером 18°С
Ветер – утром штиль, днем южный, 3 м/с
Схема маршрута
Участник - Василий Буз
Идея похода
Днестр на значительной части своего пути течет в глубокой долине с крутыми, местами скалистыми склонами. Мы прошли довольно много маршрутов вдоль Днестра на разных его участках, но участок между Рыбницей и Каменкой
со стороны Приднестровья до сих пор был вне нашего внимания, несмотря на его сравнительную близость к Одессе. Причина этого в основном связана с тем, что этот регион разделен границей, погранпереходы расположены не удобно для прохождения притоков Днестра.
В этом однодневном походе была попытка осмотреть кроме Днестра долины некоторых его притоков - Молокиш, Белочи, Золотая.
Характеристики дорожного покрытия
Описание прохождения маршрута
Из Одессы выехал в час ночи поездом №10 Одесса-Киев. В 3:15 вышел в Котовске. Вообще удобнее было бы ехать до Слободки, но поезд там не останавливается, поэтому придется туда ехать своим ходом. После неспешной сборки велосипеда выехал по темноте. Транспорта на дорогах нет совсем.
На выезде из Котовска следует спуск и подъем с перепадом высот до 150 метров. Начало светать. Встреча рассвета в седле - это очень приятно (фото 1).
После подъема следует прямой почти горизонтальный участок. По сторонам трава покрыта обильной росой. По ярам стелется густой туман.
После трехкилометрового спуска в Тимково погранпереход с оформлением необходимых процедур. На украинской стороне просто вносят паспортные данные в компьютер, на приднестровской необходимо дополнительно заполнить миграционную карту, которую следует сдавать при выезде из Приднестровья.
После таможни безлюдный асфальт до с. Ивановка, поворот вправо, затем такой же безлюдный асфальт до с. Плоть. Далее съезд влево и движение по грунтовке в долине реки Молокиш. На траве сильная роса (фото 2, 4, 5). В густой траве в поисках чего-то полезного бродит большая стая аистов (фото 3).
Долина реки живописна (фото 2, 5, 6, 8). Лесистые склоны чередуются с травянистыми лугами.
1. Встреча рассвета в седле
| 2. Утро возле с. Плоть
| 3. Аисты
| 4. Утренняя роса
|
Дорога постепенно становится все более заросшей травой и через 3 километра на одном из лугов полностью исчезает. Найдена тропа, которая по левому склону поднимается вверх вдоль леса. Есть подозрение, что она просто обходит крутой лесистый склон. Но оказалось, что это не так и подъем был совершен зря.
Пройдя некоторое расстояние по полю вдоль края леса и уперевшись в лесистый овраг, пришлось спускаться вниз к реке напролом через лесные заросли, на что ушло немало времени.
Внизу была найдена заросшая дорога, которая вывела к броду на правый берег реки, где проходила вполне проезжаемая грунтовка. Вероятно еще от села Плоть следовало двигаться по правому берегу.
В селе Гараба начался грейдер, который далее через село Большой Молокиш выводит к Днестру. Привлек внимание большой родник у дороги (фото 7).
После 6 километров езды по асфальту вдоль Днестра перед подъемом в селе Белочи следует крутой поворот влево и съезд с автотрассы Рыбница - Каменка.
5. Долина р. Молокиш
| 6. Дорога к с. Гараба
| 7. Родник
| 8. Долина р.Молокиш вблизи устья
|
Еще 4 километра дорога идет вдоль Днестра через село до следующего ущелья, прорезающего склон Днестра. Здесь расположен центр села Строенцы, остатки имения, церковь, старая мельница, беседка, виноградник. На крутом склоне возвышается пятиметровая Башня Ветров (фото 11, 12), построенная
в память о фельдмаршале П.Х Витгенштейне его дочерью. В Строенцах проехал небольшую петлю по селу. Бросилось в глаза обилие крутых особняков с высокими заборами и видеокамерами. Здесь расположена дача президента Приднестровья, дача директора Рыбницкого металлургического комбината, и ряда других важных особ. Каскад водопадов так и не удалось посмотреть - постоянно натыкался на заборы.
По очень крутой тропе взобрался к Башне ветров (фото 11, 12), откуда открывается прекрасный вид на Днестр (фото 13).
В некоторых источниках говорится о том, что в окрестностях Строенцев сохранились следы оборонительных сооружений небольшой крепости.
Они представляли собой остатки рвов и земляных валов, которые еще в 80-е годы ХХ века четко виднелись на поверхности земли. Но где расположены эти остатки - непонятно.
9. Днестр
| 10. Родник в честь архитектора, спроектировавшего водяную мельницу в Строенцах
| 11. Башня ветров
| 12. Башня ветров
| 13. Днестр от Башни ветров
|
В Строенцах и окрестностях много родников. Большинство из них благоустроены (фото 10, 14).
Еще двумя километрами выше по реке расположен следующий овраг. Здесь заканчивается село Строенцы. А выше по оврагу расположен монастырь.
Проехав мимо очередного родника, взобрался по тропе на крутой склон. Отсюда также открываются замечательные виды на долину Днестра (фото 15, 16)
Углубившись в лес, наткнулся на старую мощеную дорогу (фото 18), которая не обозначена на картах и, судя по ее виду, редко используется. Некоторое время дигался по ней. Но далее эта дорога переходит в грунтовку и теряется.
Попытка проехать вдоль верхнего края склона Днестра и осмотреть окрестности была неудачной - из-за деревьев почти ничего не видно.
Решено прекратить движение вдоль Днестра, выезжать в село Катериновка и далее к погранпереходу в Украину. По пути к Катериновке удивило огромное поле кинзы.
14. Родник в Строенцах
| 15. Днестр выше Строенцев
| 16. Днестр выше Строенцев
| 17. Ковыль-трава
|
18. Мощеная дорога в лесу
| 19. Вдоль леса
| 20. Ленин в Катериновке
| 21. Штольни возле Загниткова
|
Местами грунтовка вдоль леса была мокрой после прошедших дождей (фото 19). Приходилось объезжать по травянистым лугам.
В Катериновке по-прежнему Владимир Ильич чему-то учит детей (фото 20). Далее была езда по пыльному грейдеру до границы и обычный переход границы. В километре за погранпереходом влево уходит отворот к селу Алексеевка, куда и еду. Далее полевой дорогой доехвл до Загниткова.
Памятуя, что в прошлой поездке найти пещеру Кармалюка в ущелье просто так не удалось, загодя начал опрашивать местное население. Странно, но никто внятных объяснений дать не смог. Единственная полезная рекомендация - внизу среди множества брошенных домов есть один жилой. Там живет дед, который все объяснит.
Но спустившись в овраг, в густых зарослях сразу нужный дом не нашел, попытки самостоятельно что-то поискать тоже безуспешны, в зарослях деревьев и кустарников почти ничего не видно. Очередное подозрение на вход в пещеру оказалось штольней каменоломни (фото 21). Но панорамы долины р. Золотая все равно прекрасны (фото 22).
Но нужно прекращать поиски и ехать на станцию Кодыма, особенно с учетом ветра и облачности, угрожающей дождем.
Вопреки опасениям, в Кодыму прибыл за 30 минут до прихода электрички. Успел еще слегка помыть и протереть велосипед.
22. р.Золотая возле Загниткова
| 23. Пионер Загниткова
|
Заключение и выводы
В Приднестровье пройдена живописная долина р. Молокиш, далее – вдоль Днестра. Окрестности с. Строенцы осмотрены лишь отчасти, там сейчас что-то типа местного "Межигорья" - дачи президента и его окружения. Речка на всем своем протяжении находится за забором.
Там должен быть искусственный каскад водопадов, но я его так и не увидел. Взобрался к "Башне ветров", расположенной на крутом Днестровском утесе. Между селами Строенцы и Рашков берега Днестра высокие, крутые и местами скалистые. Это одно из самых красивых мест на Днестре.
На сей раз пытался пройти верхом по краю скал. Эту идею быстро отверг, поскольку из-за густого леса мало чего видно. И пробраться можно не везде. Самой неожиданной находкой была старая заброшенная мощеная дорога, идущая посреди дремучего леса.
Пещеру Кармалюка снова не нашел, несмотря на упорные опросы местного населения. Но уже почти понятно, где это, на детальные поиски просто не хватило времени – уже нужно было ехать к электричке.
В лесах нередко встречались участки сырого грунта, но вцелом они заметных неприятностей не доставили.
Получилась очень насыщенная и красивая поездка.