Буджакская степь
велопоход 27 - 30 июня 2020 г., 1-я категория сложности
|
"Цыганы
шумною толпой |
Район похода -
Нитка маршрута:
Измаил – Килия – Вилково – Белгородское гирло Дуная – Приморское – Татарбунары – Вишневое – Трихатки – мыс Камчатский Рожок – Тузлы – Курортное – Сергеевка – Беленькое – Прибрежное
Cтатистика по дням похода
День | Дата | Участок пути | Дневной пробег, км | Асфальт, км | Бетонка, км | Грунтовки и др., км | Метеоусловия |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 27.06 | Измаил – Старая Некрасовка – Кислица – Килия | 58.6 | 15 | 13.5 | 30.1 | безоблачно, температура до 32 град. |
2 | 28.06 | Килия – Вилково – Приморское | 63.4 | 32.7 | 2.9 | 27.8 | безоблачно, температура до 35 град. |
3 | 29.06 | Приморское – Глубокое – Борисовка – Татарбунары – Вишневое - Трихатки – мыс Камчатский Рожок | 91 | 41.5 | 0 | 49.5 | в середине дня ливень |
4 | 30.06 | мыс Камчатский Рожок – Тузлы – Курортное – Сергеевка – Беленькое – Прибрежное | 67.6 | 17.1 | 0 | 50.5 | В середине дня слабый дождь |
. | . | Всего: | 280.6 | 106.3 | 16.4 | 157.9 | . |
Участники:
Денис Проценко, механик | Александр Голубев, фотограф | Алена Диденко, завпрод | Федор Молодцов, штурман | Виталий Некрасов, костровой | Станислав Карчемский, медик | Василий Буз, руководитель |
Идея похода
Буджак (в переводе с турецкого "угол") - историческая область, расположенная между устьем Дуная и Днестра. Этот топоним, как и многие другие, сформировался в результате более 300-летнего вхождения этого края в состав Османской империи. Результатом достаточно сложных исторических процессов является пестрота национального состава, языковое и культурное разнообразие. Украинцы составляют лишь около трети всего населения, а в различных населенных пунктах преобладают представители разных национальностей - украинцы, молдаване, болгары, русские, гагаузы. Сохранился ряд крепостей и укреплений с многовековой историей.
Между равнинной сушей и морем в течение многих веков тоже существовало противостояние не слабее, чем между людьми. В результате образовалась сложная береговая линия с многочисленными лиманами, иногда пересыхающими. Местность представляет собой в основном равнинную степь, лесов здесь лишь около 6%. Степь в основном распахана и занята в основном сельхозугодьями.
Тем не менее регион достаточно популярен среди туристов в первую очередь благодаря трем основным достопримечательностям:
1. Побережье моря с протяженными песчаными пляжами.
2. Древнейший город Украины Белгород-Днестровский с крупной и хорошо сохранившейся средневековой крепостью.
3. Город Вилково в дунайских плавнях на месте поселения липован (староверов). Усилиями туристических фирм раскручен, как центр туризма.
Эти три достопримечательности затмевают все остальное и во многих случаях туристы проезжают мимо даже не пытаясь увидеть что-то еще. Вот некоторые из таких не очень популярных мест мы и хотели посетить.
Обзор проведенных велопоходов по бессарабской части одесской области приведен здесь: [1].
Целей у этого похода было несколько.
1. Турецкий летописец Эвлия Челеби, путешествовавший вместе с отрядами турецкой армии, оставил подробное описание крепостей и населенных пунктов этого региона по состоянию на середину 17 века. На сегодняшний день что-то из этого хорошо сохранилось, что-то находится в руинах, а что-то исчезло настолько, что и местоположение определить затруднительно. Одной из целей было сравнить современное состояние с описаниями Эвлия Челеби.
2. Дунай является пограничной рекой и неудобен для туристского освоения как с точки зрения организации транспортного подъезда, так и с точки зрения пограничного режима. Другой целью этого велопохода была организация небольшого сплава по одному из рукавов дельты Дуная в походном режиме с велосипедами.
3. У побережья Черного моря в устьях впадающих речек образовались многочисленные лиманы, которые вытянулись от моря в сторону суши до нескольких десятков километров. В результате образовались редкопосещаемые, а порой и труднодоступные уголки. Третьей основной целью похода был объезд северо-западного побережья Тузловских лиманов с возможным бродом в гирлах лиманов. Ожидаемая протяженность таких бродов до 4 км. В зависимости от сезона, ветров и степени заполненности лиманов водой эти броды могут представлять собой либо цепочку островов из ракушек, либо соленое болото, либо сплошную водную гладь. Заранее состояние гирла лиманов неизвестно, поэтому мы были готовы вплоть до преодоления водных преград с помощью плавсредств. В этом смысле предшествовавший сплав по одному из рукавов дельты Дуная был своего рода тренировкой.
Кроме перечисленного, попутно хотелось посетить и ряд других достопримечательностей на маршруте - побережье лимана Сасык, старое кладбище на берегах лимана, плавни в устье рек Когильник и Сарата, Аккембетский курган и др.
Отчет мы старались не загромождать большим количеством текста, но привели много интересных ссылок, которые полезно почитать.
Изменения маршрута и их причины
Первый ходовой день, 27 июня, суббота.
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. |
1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 1.9. |
1.10. | 1.11. | 1.12. | 1.13. | 1.14. |
1.15. | 1.16. | 1.17. | 1.18. | 1.19. |
1.20. | 1.21. | 1.22. | 1.23. | 1.24. |
Второй ходовой день, 28 июня, воскресенье.
Третий ходовой день, 29 июня, понедельник.
Четвертый ходовой день, 30 июня, вторник.
Заключение и выводы
Продолжаем путь по грунтовой дороге, идущей по дамбе вдоль Степового рукава Дуная (фото 2.1)
61 км - Начинается бетонка. Вообще о Килие сложилось впечатление, что это город бетонных дорог. Причем, уложенных давным давно из плит с отбитыми краями и большими зазарами. Через 400 метров от начала бетонки подъезжаем к полуподземной церкви Святого Николая (фото 2.2). Храм основан в 1485 году и неоднократно перестраивался.
Далее подъезжаем к городскому парку с длинным озером.
62.1 км - мост через озеро (фото 2.5). Этот водоем ничто инее, как ров некогда стоявшей рядом крепости. Вид на этот ров с другой стороны на фото 2.6. Сохранился еще один ров, заполненный водой. Он находится внутри частного сектора. Мы объехали его вокруг, но так и не нашли среди заборов частного сектора подхода к водоему.
64.2 км - полуразрушенная колокольня (фото 2.9, 2.10), которая является единственной сохранившейся постройкой, имеющей отношение к Килийской крепости. Но попасть к ней весьма непросто - нужно проникнуть сквозь металлические ворота (фото 2.8) и пересечь двор. Как оказалось, здесь находится еще одна достопримечательность -
бывшее здание городской больницы, построенное графиней Толстой (фото 2.11, 2.12). Сейчас здание заброшено и медленно разрушается.
Четкое описение крепости составлено в начале 19 века военным инженером А.Мартосом и приведено в [3]:
"Крепость Килия в древности называлась от греков Ликостомон, построена турками, имеет четырехполигонную квадратную фигуру, лежит в долине на левом берегу Дуная, в окружности содержит до 800 сажень, обнесена с поля гласисом и тремя плацдармами, имеет четыре бастиона
и пять каменных башен, из коих две восьмиугольные, а три четырехугольные; ров окружающий
ее шириной в 7 сажень… наполняется водой из Дуная и со стороны сей реки выложен пиленым
камнем, ворот двое и через ров подъемных мостов два, сортий [малых ворот] двое. Внутри крепости находятся следующие здания: каменная мечеть, обращенная в христианскую церковь Успения пресвятой Богородицы, гаубтвахта 1, 8 флигелей со службами для штаб- и обер-офицеров,
5 солдатских казарм, каменный провиантский магазин, каменный в трех отделениях пороховой
погреб и два цейхгауза…"
65 км - вал, грунтовка
69.7 км - асфальт
72.5 км - грунт
74.5 км - асфальт
83.6-85.7 км - участок грунтовки. Далее снова асфальт.
92.1-93.4 и 104.6-105.8 км - по бетонке радиалка к озеру
111.8-116 км - грунт, песок
122 км - лагерь
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.
2.22.
2.23.
2.24.
2.25.
2.26.
2.27.
2.28.
2.29.
2.30.
2.31.
2.32.
2.33.
2.34.
2.35.
2.36.
2.37.
2.38.
2.39.
2.40.
2.41.
2.42.
2.43.
2.44.
2.45.
2.46.
2.47.
2.48.
2.49.
Пройдено за день - 63.4 км, из них асфальт - 32.7 км; бетонка - 2.7 км; грунтовки, тропы и бездорожье - 27,8 км
Рассвет у моря (фото 3.1). Ждем, когда подымется солнце в надежде, что оно прогонит комаров. Утренние сборы несколько затянулись просушкой и укладкой плавсредства.
Стартуем по песчаной дороге. Дорога укатана и в основном проезжаема, но иногда приходится спешиваться на особо рыхлых местах.
124.7 км - через 2,7 км от места лагеря выезжаем на асфальт. В центре села Приморское посещаем магазин, закупаем воду и всякие лакомства. Далее едем по хорошему асфальту на север.
131.2 км - развилка (фото 3.2). Съезжаем с асфальта на грунтовку (фото 3.3). Через 8 км прямой полевой грунтовки на север сворачиваем вправо и еще через полтора километра упираемся в обрывистый берег лимана Сасык (фото 3.4).
Сейчас это пресноводный водоем, отгороженный от моря десятикилометровой дамбой, но когда-то он соединялся с морем и был соленым. В советские времена был грандиозный проект построения оросительной системы морского побережья от Дуная до Днепра.
Согласно проекту все лиманы подлежали опреснению Дунайской водой. Проект провалился, но Сасык все же почти опреснили. Подробнее здесь [38].
Проезд только поверху (фото 3.4-3.8), внизу тропы нет, вода упирается в глиняный обрыв. Иногда вблизи берега заросли камыша. Но в нескольких местах мы встречали прорытые в обрыве спуски вниз к воде.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Увлеклись ездой вдоль берега, чуть отклонились от запланированного трека и слегка попетляли перед селом Глубокое. Наша следующая цель - старое казацкое кладбище (фото 3.9-3.11) на обрывистом берегу лимана восточнее села Глубокое.
В восточной части кладбища в основном каменные казацкие кресты. Самая старая могила, которую мы видели, датирована 1704 годом (фото 3.9). Но эксперты утверждают, что это фальшивка, поселение здесь возникло лишь в середине 18 века.
В ходе опреснения уровень воды в лимане подняли и вода стала подмывать обрывистый берег, он стал обрушаться вместе с могилами. Из обрыва торчат остатки гробов и человеческие кости (фото 3.10, 3.11). Об этом в фильме [38] с 8-й минуты и с 21:40.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
156 км - За селом Глубокое выезжаем на асфальт. Еще через пол километра влево от дороги уходит Троянов вал (фото 3.12).
Вдоль дороги растут абрикосы со зрелыми плодами. Часто останавливаемся, чтобы съесть несколько штук и найти дерево с самыми вкусными плодами.
157.5 км - справа Борисовский Спасо-Преображенский женский монастырь. Заезжаем туда в надежде пополнить запасы воды. Неудачно, здесь есть источник, но к нему нужно спускаться к берегу лимана и вода там лечебная,
сильно минерализована и не пригодна для обычного питья. А пресная вода здесь привозная, поэтому откладываем водопой до села.
160,5 км - Перед селом Борисовка недалеко от берега виден странный остров (фото 3.13). Он крупнее виден в фильме [38] в 14:18. Это, вроде бы, остатки недостроенного причала во времена СССР.
160,5 км - Через полтора километра в центре села Борисовка привал у магазина с поглощением мороженого и водопоем. Жарко. Но в стороне начинают собираться черные тучи, возможен ливень.
Асфальтовая дорога идет в подъем и за селом проезжаем наивысшую точку нашего маршрута - 48 метров над уровнем моря.
167 км - в Татарбунарах возле автостанции обнаруживаем кафе в помещении бывшей советской столовой. Донимает жара. После некоторых колебаний решаем здесь пообедать.
Райцентр Одесской области город Татарбунары [27] известен прежде всего по одноименному восстанию 1924 года. В переводе Татарбунар означает татарсктий источник. Сам источник отлично сохранился, а вот татарского здесь не осталось совсем ничего, все существовавшие ранее постройки разобраны пришлыми поселенцами.
Одним из главных сооружений была крепость, подробно описанная Эвлия Челеби [31]. Кстати, эта крепость сейчас изображена на гербе города и идут разговоры о ее воссоздании. Подробнее о крепости в [28].
Проехав от кафе порядка 700 метров переулочками Татарбунар попадаем к месту предполагаемого расположения крепости. И точно - среди плотно застроенного частного сектора возвышается пустырь со следами фундамента крепости (фото 3.14, 3.15).
3.11.
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
Далее круто спускаемся на север к речке Кагач, где у основания холма крепости расположен источник, в честь которого назван город. В нескольких местах из под земли прорывается мощный поток прозрачной прохладной воды. Довольно странно такое видеть в засушливой степи. Здесь благоустроена купель (фото 3.16). Только мы собрались в ней смыть с себя дорожную пыль, как с неба хлынул мощный поток воды. Переждав ливень, продолжаем движение.
Рядом с источником расположен сквер пушкина с памятником поэту. Документально известно о его пребывании здесь.
Закупив продукты на предстоящий автономный участок по побережью лиманов, покидаем Татарбунары. По плану мы собирались пересечь в верховье Сасыка и устье рек Когильник и Сарата что-то типа плавней с бродом нескольких проток. Но после прошедшего ливня соваться туда бессмысленно. Едем по асфальту до села Вишневое в надежде, что далее грунтовки не очень пострадали от ливня.
Преодолев небольшой холм между реками Когильник и Сарата, по мосту проезжаем канал, которым теперь являвтся спрямленное русло Сараты (фото 3.17).
На окраине Заречного запасаемня водой (фото 3.18) на ужин и завтрак, поскольку на побережье лиманов источников воды нет.
Раскаленный за день асфальт быстро подсыхает (фото 3.19). Да и дождь здесь был явно слабее, чем в Татарбунарах.
191 км - В конце села Вишневое асфальт заканчивается, дальше грунтовка (фото 3.20), вначале со следами подсыпки гравия, дальше чистый грунт. Грунтовка сырая, но проезжаемая.
3.16.
3.17.
3.18.
3.19.
3.20.
197 км - перед селом Трихатки сворачиваем на восток и через 2,5 км полевых грунтовок (фото 3.21) выезжаем к берегу лимана Шаганы (фото 3.22). Далее на протяжении шести километров побережья проезжаем три заболоченных косы (фото 3.24 - 3.28), протяженностью от 100 до 800 метров, отделяющих оз. Мартаза и два безымянных водоема от лимана Шаганы. На удивление эти заболоченные участки в значительной степени проезжаемы, хотя в конце концов колеса забились грунтом и заклинили. Пришлось чиститься.
3.21.
3.22.
3.23.
3.24.
3.25.
3.26.
3.27.
3.28.
3.29.
206.5 км - Путь преграждает протока, соединяющая лиманы Шаганы и Будуры. Лиманы сильно обмелели, но протока все равно осталась. Слой воды небольшой, но толстый слой вязкого ила. Он же лечебная грязь. После небольшой разведки лечимся, переходя протоку вброд (фото 3.30 - 3.32).
Далее 2 км пути вдоль узкой косы (фото 3.33, 3.34) из рыхлого слоя ракушек и затвердевшей до состояния пластилина грязи. Здесь пешком, ехать не получается. Средняя часть косы покрыта зарослями бурьянов, которые облюбовали птицы для гнездовий. Прошлые разы они сопровождали нас с громкими криками, а сейчас почему-то тихо и пусто.
В конце косы выбираемся на проезжаемую грунтовку (фото 3.35), по которой через 3 км выезжаем южной оконечности суши, разделяющей лиманы Шаганы и Алибей - мысу Камчатский рожок (фото 3.36). Название, вероятно, связано с его удаленностью.
Но недавно руководством нацпарка "Тузловские лиманы" принято решение переименовать этот мыс в мыс профессора Александрова. Почему бы этим именем не назвать, например, соседний безымянный мыс или какой-нибудь другой безымянный объект? У кого-то просто зуд ломки сложившихся традиций. Важно не увековечить память, а обязательно что-то переименовать.
3.30.
3.31.
3.32.
3.33.
3.34.
Далее нам предстояло преодолеть одну из ключевых преград этого похода - четырехкилометровый брод гирла лимана Карачаус. Объезд по берегу это примерно 25-30 км пути. Обычно здесь расположена цепочка вытянутых островов из ракушек - несформировавшаяся коса. Эти острова формируются течениями, которые сильно зависят от ветра. Их конфигурация и размеры могут из года в год меняться. В худшем случае мы были готовы использовать имеющиеся у нас плавсредства. Дело шло к вечеру (фото 3.37), но часа два светлого времени у нас еще было.
За это время можно было бы пройти этот брод и остановиться на ночлег на противоположном берегу, где есть лес (на горизонте в центре фото 3.38). Но визуальный осмотр с берега был не очень оптимистичным, слишком много водной глади и островов почти нет. На второй половине пути они вообще не просматривались. Был риск заночевать где-то посредине лимана, стоя по колено в воде. Решено отложить брод на утро.
213 км - ставим лагерь (фото 3.38, 3.39).
3.35.
3.36.
3.37.
3.38.
3.39.
Пройдено за день - 91 км, из них асфальт - 41.5 км; грунтовки, тропы и бездорожье - 49,5 км
На рассвете проведена разведка брода, на что потрачено еще полтора часа. Но это была интересная и красивая пешая радиалка. Все оказалось намного проще, чем ожидалось. Из-за падения уровня воды в лиманах количество остравов увеличилось. Фактически на всем пути было 3-4 брода протяженностью до ста метров. Более того, толщина слоя воды не превышала 15 см, а дно оказалось твердым в отличие от предыдущих поездок сюда, когда слой ила местами был более полуметра.
Сворачиваем лагерь (фото 4.1) и - в путь! Практически весь путь пройден пешком, хотя местами при желании можно было ехать (фото 4.15). Тот, кто берег велосипед, переносил его в руках, не погружая в воду (фото 4.8, 4.10). Здесь вода заметно соленее, чем в море и опасна коррозией.
Переход всего четырехкилометрового брода представлен на фото 4.2 - 4.16.
4.1. Лагерь утром
4.2. Нам к той полоске земли на горизонте
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
Всего 3,5 км косы и бродов пройдено за 1 час 10 минут. Мы вчера вечером вполне бы успели пройти все засветло. Край брода с восточного берега представлен на фото 4.17. Здесь расположен лесной массив. Были опасения, что в этот тупик нет дороги. Но сюда приезжают отдыхающие и раскатали дорогу. Даже оборудовали стоянку со столиком и лавками в тени деревьев. Нужно отметить, что здесь достаточно чисто, случайные отдыхающие сюда не добираются.
С крайней оконечности мыса, разделяющего лиманы Карачаус и Алибей едем на север-северовосток по грунтовке (фото 4.18) вдоль лесополосы на западном берегу лимана Алибей. Вчера здесь, видимо, тоже прошел ливень, видны следы потоков воды на дороге, местами грунт сырой (фото 4.18).
Через 9 километров подъезжаем к косе справа (фото 4.19), отделяющей лиманы Алибей и Хаджидер. По ней когда-то проходила дорога между селами Тузлы и Желтый Яр, которая даже была обозначена на картах, как дорога республиканского значения. Но илистый лиман поглотил мост, а вслед за ним исчезла и дорога. Но кое-где до сих пор встречаются остатки деревянных свай (фото 4.23).
232 км - справа рядом с дорогой село Веселая Балка. На краю села в колодце набираем воду. Дальше идет грейдер, но он изрядно разбит, лучше ехать паралельно по грунтовке слева.
4.16. Табор уходит в море
4.17. Конец брода
4.18.
4.19.
4.20.
Спускаемся с высокого берега на косу и едем по ней на восток (фото 4.19 - 4.21). Через 2 км упираемся в промоину, соединяющую лиманы Алибей и Хаджидер. Но промоина пересохла чуть севернее, ее можно обойти (см. трек). Но часть участников предпочла короткий брод обходу (фото 4.22).
По местам бывшей дороги (фото 4.23) выбираемся на грунтовку (фото 4.24), по которой едем в сторону села Тузлы. Тузла - в переводе с турецкого соль. Когда-то здесь на берегах лиманов был развит соледобывающий промысел.
4.21.
4.22. На перископной глубине
4.23. Здесь был мост. И дорога
4.24.
4.25.
Пересекаем Тузлы до Свято-Архангело-Михайловской церкви (фото 4.25), расположенной на высоком берегу лимана над обрывом и далее от нее сворачиваем влево. Подмываемый лиманом берег угрожал обрушением церкви, чтобы это предотвратить, по инициативе сотрудников нацпарка на берегу были установлены заграждения из виноградной лозы, чтобы течения намыли сюда ил лимана. На фото 4.26 видно, что определенный положительный эффект от этого есть. Но все же более важно то, что лиман обмелел.
Жарко. В центре села Тузлы в магалине накупаем всекой влаги и здесь же утоляем жажду (фото 4.27). С северо-запада заходят темные тучи, слышны раскаты грома. Наш путь на восток, пытаемся убежать от дождя. После спуска от Тузлов (фото 4.29) по мосту пересекаем лиман. Начинается слабый дождь, но он совсем не мешает езде. Легкая морось сопровождала нас на протяжении 30 км до Сергеевки, но серьезный дождь остался где-то сзади.
4.26.
4.27. Тузлы
4.28.
4.29.
4.30.
В Приморском с основной асфальтовой дороги свернули вправо и проехали высоким берегом Будакского лимана (фото 4.30 - 4.33) до Сергеевки. Далее в Беленьком по пешеходному мосту через Аккембетский залив и кратчайшей грунтовкой к остановке электрички в Прибрежном.
До электрички чуть более получаса. Приводим в транспортный вид себя и велосипеды и загружаемся в электричку.
4.31.
4.32.
4.33.
Пройдено за день - 67.6 км, из них асфальт 17.1 км; грунтовки 50.5 км
С небольшими изменениями запланированный маршрут пройден. Мы посетили ряд мест, в которых туристы бывают редко, несмотря на обшую популярность региона.
Поход заявлен первой категорией сложности, хотя на нем встречаются непростые протяженные и локальные препятствия.
Серьезным препятствием, особенно во второй день, была жара.
Ссылки