К перечню велопоходов

 

Click here
Сиваш и Арабатская Стрелка.

Велопоход 6-8 июня 2009 г.

 

 

 

Нитка маршрута:

            Красноперекопск - Дружелюбовка - Новодмитровка - Геническ - коса Арабатская Стрелка - Львово - Владиславовка - Первомайское - Льговское - Пролом - Белая Скала - Белогорск - Симферополь

Общая протяженность - 389 км   

 

Схема маршрута

 

Карты отдельных участков:

1. Красноперекопск - Новоалексеевка
2. Соляное - Первомайское
3. Первомайское - Белогорск


Участники

 

Click here Александр Бачинский Click here Дмитрий Горчаков Click here Алена Диденко Click here Лев Феколин Click here Василий Буз Click here Константин Частюк Click here Александр Лепёхин

 

Общая идея похода

 

Из нескольких вариантов района похода мы остановились на степном Крыме и Арабатской Стрелке. Была надежда, что в начале июня здесь еще не все выжжено беспощадным солнцем, что мы еще застанем буйство степного разнотравья. С другой стороны, мелководное Азовское море должно быть уже по летнему теплым. Кроме того, большинство участников этого похода ранее не были на Арабатской Стрелке, хотелось посмотреть на ее просторы.

Общая протяженность маршрута около 400 км, которые предполагалось одолеть за три выходных дня.

Маршрут состоит из трех примерно одинаковых по протяженности участков:
- присивашские степи в северном Крыму и юге Херсонской области;
- коса Арабатская Стрелка;
- предгорный Крым между Арабатской Стрелкой и Симферополем.

Если со вторым и третим участками все было понятно - они пройдены многими велотуристами, написано множество отчетов, то с первым участком была полная неясность. Информации о велосипедных или пешеходных маршрутах в этом районе мы не нашли. Это тем более странно, что по карте здесь довольно замысловатая береговая линия, множество островов, озер, несколько соединяющих острова дамб, огромные площади, периодически заливаемые водой под действием нагонного ветра. Необычные и интересные места. Район заселен слабо. Также здесь расположен "Азово-Сивашский национальный природный парк", информации о маршрутах через который почему-то нет.

Для района Сиваша была найдена лишь информация о готовящемся пешеходном туре с переходом Сиваша вброд.

Группа получилась довольно многочисленной и, чтобы обеспечить прохождение маршрута за три дня, не исключалась возможность разделения группы на подгруппы с разным ритмом движения. Это было не сложно, поскольку все участники достаточно опытные туристы.


День 0, 5 июня.

В Одессе: пл. Деревянко – вокзал, 9 км.




День первый, 6 июня.

Красноперекопск - Пролетарка - участок производства рассола - м.Джангара - м.Кутара - Дружелюбовка - Васильевка - Новодмитровка - Новоалексеевка - Геническ - Стрелковое.
Общая протяженность - 156 км, из них асфальт и бетонка - 85 км, грунтовки и гравийки - 71 км.



Начало похода омрачено опозданием прибытия нашего поезда в Красноперекопск на час. И дело не столько в том, что возможное ходовое время уменьшено на час, сколько в том, что упущено самое удобное для езды время утренней прохлады.
Выехали в 9:30 (фото 1). Проехали мимо Крымского содового завода - ведущего предприятия по производству технической кальцинированной соды на Украине, по мосту пересекли Крымский канал (фото 2), проехали небольшой поселок Пролетарка и выехали на дамбу через оз. Красное (фото 3). Озеро укрыто слоем чего-то белого - полная иллюзия, что пришла зима. Но это не снег, а соль. Ветер согнал ее к южному берегу озера. Объехав это озеро мы с другой стороны увидели водную гладь этого озера ядовито лазурного цвета (фото 4-5). Сегодня озеро Красное является отстойником крымского содового завода. Экосистема озера за 36 лет эксплуатации завода уничтожена полностью. Далее проехали мимо нескольких небольших озер, берега и поверхность которых покрыты солью (фото 6-10).

Click here
1. Красноперекопск, 9:30
Click here
2. Крымский канал и содовый завод - соседи
Click here
3. Озеро справа называется Красное
Click here
4. С другой стороны того же озера
Click here
5.Озеро Красное. Не верь глазам своим
Click here
6.
Click here
7.
Click here 8. Здесь хорошо растут только столбы


Вообще-то мы планировали ехать через села Смушкино и Надеждино к Сивашу. Но, как позднее оказалось, для этого нужно было где-то свернуть вправо с асфальта на второстепенную дорогу. А мы несколько увлеклись ездой по асфальту. Далее был закрытый шлагбаум, который легко объехать на велосипеде, что мы и сделали. Несколько километров дорога шла мимо перегороженных дамбами отстойников с водой разного цвета. Так мы ехали, пока перед насосной станцией не наткнулись на уазик с двумя охранниками (фото 11). Как нам объяснили, это закрытая для посещения территория крымского содового. Фигасе! Мало того, что загадили все озера вокруг, так они еще и объявили запрет на посещение огромной территории! Охранники нам пояснили, что дальнейшее наше передвижение нужно согласовать с начальством. Это начальство на телефон не откликалось, приходилось ждать, убивая время беседами о жизни с охранниками. Узнав дальнейший наш маршрут, они стали рассказывать про обломки самолета на острове Русский, про танк, увязший в Сиваше и т.п. По ряду очевидно недостоверных фактов стало понятно, что нам вешают лапшу. Вообще казалось, что охранники умышленно тянут время. Затем состоялась долгожданная телефонная беседа и на нас стали оформлять какие-то протоколы. Как пояснили охранники, для нас эти протоколы не имеют никаких последствий, это внутренние служебные документы. Чтобы мы снова не заблудились на дамбах отстойников, уазик вывел нас кратчайшим путем к дороге, ведущей к мысу Джангара и мосту через Сиваш. Встреча с охраной была безобидной, но обернулась потерей почти двух часов времени. В конце охранники нас предупредили, что с той стороны моста (мыс Кутара) есть пост со шлагбаумом, который обычно закрыт, и крупными собаками, которые могут быть отвязаны.

Click here
9. Берега усыпаны солью.
Click here
10.Почти радуга вдоль берега
Click here
11.Охрана
Click here
12.
Click here
13.


Дорога - что-то среднее между грунтовкой и грейдером. Прямой четырехкилометровый участок с небольшим подъемом и спуском - и мы перед мостом через Сиваш (фото 14). Проехали мост и пост на мысе Кутара. Действительно здесь есть немаленькие собаки, но они оказались привязанными. Из охранников поста нас никто не удостоил своим вниманием. От мыса едем на север по дороге с каменистой подсыпкой. По этой тряской дороге ехать неприятно, но вскоре параллельно справа появляется хорошо укатанная грунтовка. Во все стороны в степи растет дикая трава и никаких сельскохозяйственных посевов. Это непривычно для украинской степи.

В трех километрах восточнее за заливом на соседнем мысе маленькой белой точкой виден памятник. Там в 1943 году начинался брод через Сиваш, по которому на отвоеванный плацдарм переводились войска и техника.

 

Click here
14. Дорога через Сиваш
Click here
15. Начало Херсонской степи
Click here
16.
Click here
17.
Click here
18.
Click here
19.
Click here
20.
Click here
21.Дамба через Сиваш
Click here
22.Владения ООО "Айленд"
Click here
23.В тени одинокого дерева
Click here
24.
Click here
25. Справа и слева одна и та же дорога южнее с. Заозерное (180 градусов)
Click here
26.
Click here
27.
Click here
28.

 

День второй, 7 июня.


Стрелковое - Соляное - Львово - Владиславовка.
Общая протяженность - 104 км, из них асфальт - 9 км, грунтовки и гравийки - 95 км.


Подъем был назначен на 5:00. Выход - около 6:00.

 

Click here 28.Лагерь южнее Стрелкового Click here 29.Источник воды на Арабатке Click here 30.Будет очередной забор Click here 31.Начало погранзоны Click here 32.
Click here 33. Click here 34.Привал у моря Click here 35.Зайцы Click here 36.Артезианка Click here 37.Арабатка. Вдали - Сиваш
Click here 38. Click here 39.Мираж над раскаленным песком Click here 40. Click here 41. Click here 42.Вдали за Сивашом - горы
Click here 43. Click here 44.Возле крепости Click here 45.Закат

 

День третий, 8 июня.

Владиславовка - Новопокровка - Первомайское - Кринички - центр подготовки морской пехоты - Льговское - Муромское - Пролом - Белая Скала - Белогорск - Зуя - Симферополь.
Общая протяженность - 129 км, из них асфальт - 109 км, грунтовки и гравийки - 20 км.


Проснулись до 5:00 (до восхода солнца). Но из за завтрака и ремонта проколотой камеры выехали лишь около 7:00. Собственно, мы не очень и торопились, поскольку к нашему вечернему поезду наверняка успеваем.

По утреннему асфальту доезжаем до Первомайского, где делимся на две группы: Лев и Дмитрий едут по шоссе Феодосия - Симферополь, остальные более северными второстепенными дорогами доезжают до Белой Скалы, затем из Белогорска также по феодосийской трассе в Симферополь.

 

Click here 46. Click here 47. Click here 48. Click here 49. Click here 50.
Click here 51. Click here 52. Click here 53. Click here 54
Click here 55 Click here 56 Click here 57 Click here 58 Click here 59
Click here 60

 

 

Заключение

 

1. Маршрут успешно пройден в намеченные сроки. Протяженность трехдневного участка маршрута составила 389 км, из них грунтовых и гравийных дорог 186 км. Общий набор высоты около 900 м.

2. Как и предполагалось, Арабатская Стрелка в начале июня изобилует цветущим разнотравьем. Нас сопровождали запахи цветущей маслинки, чабреца и другие неизвестные, но приятные запахи. Еще не наступила пора активного разложения водорослей в Сиваше с отравлением его и всего окружения сероводородом. Купание и в Азовском море, и в Сиваше доставляли большое удовольствие. Вечером и утром были комары, но они не создавали серьезных неудобств.

3. Прохождение Арабатской Стрелки с учетом палящего солнца, встречного ветра, отсутствия воды, сложной дороги является непростым испытанием. Но весь этот участок маршрута довольно однообразен, с нетерперием ждешь, когда же это все закончится. А вот участок Сиваша с многочисленными заливами и островами довольно интересен. Сейчас мы понимаем, что наиболее интересные места на Сиваше мы проехали стороной.

4. Запасы воды пополняли из артезианских колодцев между Васильевкой и Заозерным, южнее Стрелкового, восле Владиславовки, из источников в Льговском и восточнее Некрасовки, а также вечером в одном из магазинов пос. Счасливцево. Горячую еду готовили на костре. Дров в районе ночевок южнее Стрелкового и у Владиславовки достаточно. Хотя в целом дров в районе Сиваша почти нет.

5. Участок производства рассола севернее Красноперекопска, состоящий из многочисленных озер, разделенных дамбами, считается частной территорией и принадлежит Крымскому содовому заводу. Территория не ограждена, но на дороге есть шлагбаум (со стороны Красноперекопска). Встреча с охраной не чревата серьезными последствиями, но может привести к потере часа и более времени.

6. На дороге у мыса Кутара стоит нормально закрытый шлагбаум. Пост охраняется собаками, которые, как утверждает охрана Крымского содового, иногда могут быть отвязаны. На участке дороги от Северокрымского канала возле Красноперекопска до Дружелюбовки никакого автотранспорта мы не встречали (кроме машины охраны).

7. Территория, обозначенная на карте, как Азово-Сивашский национальный природный парк, огорожена забором и согласно придорожным табличкам принадлежит ООО "Айленд", что непонятно как сочетается со статусом национального природного парка.

8. Арабатская Стрелка южнее Стрелкового является контролируемым пограничным районом, т.е. возможны встречи с пограничниками и проверка документов.

9. Проезд через военный полигон между селами Кринички и Льговское, вроде бы, не запрещен. Запрещающих знаков нет, нас никто не останавливал.

10. Самым сложным препятствием этого похода является палящее солнце. За ним следует встречный ветер, затем "шифер" дорог Арабатской Стрелки.

График движения

 

Дата

Участок

Текущий км

Протяжен-

ность, км

Характеристика дороги

1

5.06

ж/м Южный - Вокзал

0

9

асфальт

2

6.06

Красноперекопск - северо-крымский канал

9

6,2

асфальт

3

северо-крымский канал - Пролетарка

15,2

1,8

гравийка

4

 

Пролетарка – пост охраны

17

15,6

Асфальт по насыпям вдоль отстойников. Автотранспорта нет.

5

пост охраны – а/д Вишневка -Новониколаевка

32,6

9,7

грунтовка

6

 

а/д - Дружелюбовка

42,3

5,7

гравийка, грунтовка. Автотранспорта нет.

7

Дружелюбовка - Васильевка

48

3,5

асфальт

8

Васильевка – дамба через Сиваш

51,5

17,5

грунтовка

9

 

дамба через Сиваш

69

4,3

 гравийка

10

дамба через Сиваш – рыб.участок

73,3

3,4

грунтовка

11

 

рыб.участок - Заозерное

76,7

3,7

Асфальт вдоль канала

12

 

Заозерное – Новодмитровка

80,4

13,6

Грунтовка вдоль канала

13

Новодмитровка – Геническ – Стрелковое

104

56

Асфальт, бетонка. Умеренное движение транспорта

14

 

Стрелковое

160

3

2

Гравийка

грунтовка, песок

Всего пройдено за день 156 км, из них асфальт и бетонка - 85 км, грунтовки и гравийки - 71 км.

15

 

7.06

Стрелковое - Соляное

165

75,5

грунтовка, песок

16

Соляное – поворот за крепостью

240,5

7,5

гравийка

17

поворот за крепостью - Львово

248

3,5

грунтовка

18

 

Львово – начало асфальта

251,5

8,5

гравийка, грунтовка

19

 

Начало асфальта - Владиславовка

260

9

асфальт

Всего пройдено за день 104 км, из них асфальт - 9 км, грунтовки и гравийки - 95 км.

20

8.06

Владиславовка – Первомайское

269

24

асфальт

21

Первомайское – поворот на полигон

293

6

асфальт

22

поворот на полигон – Льговское

299

15

Гравийка, грунтовка

23

Льговское – поворот на Белую Скалу

314

26

асфальт

24

 

поворот – Белая Скала

340

3

грунтовка

25

 

Белая Скала – Белогорск

343

6

асфальт

26

 

Белогорск – Симферополь

349

49

асфальт

Всего пройдено за день 129 км, из них асфальт - 109 км, грунтовки и гравийки - 18 км.

27

9.06

Вокзал - ж/м Южный

398

9

асфальт

 

 

 

 

 

 

 

 

Список ссылок

1. http://arabatka.boom.ru/index.html - Арабатская Стрелка от А до Я

2. http://www.4turista.ru/node/70  - Путеводитель по Арабатской Стрелке

3. http://azov.kiev.ua – Арабатская Стрелка

4. http://www.arabatka.in.ua  - Геническ и Арабатская стрелка

5. http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=383 - Достопримечательности степного Крыма

6. http://www.investor.ks.ua/rayon.php?lang=ru&&section=henichesk – Генический район

7. http://www.investor.ks.ua/rayon.php?lang=ru&&section=novotroyitsk – Новотроицкий район

8. http://road-crimea.narod.ru/2003/arabatka.htm - В Крым по Арабатской Стрелке

9. http://www.tour.crimea.com/EVENTS/grachev.shtml - Владимир Грачев.  Вокруг Крыма - за восемьдесят дней.

10. http://www.onixtour.com.ua/prj/09051945/000070.htm - Томашевка, памятник воинам 4-го Украинского фронта

11. http://www.jankoy.org.ua/page.php?id=3268 - Вброд через Сиваш - Ворота Крыма Джанкой, Крым.

12. http://212.118.35.130/otch/poxods.asp?page=0&raion=34&upsort=0&downsort=0&nomsort=00000&find= - Библиотека отчетов о велопоходах. Крым

13. http://jorik15.livejournal.com/2008/11/18 – велопоход 2 к.с., октябрь 2008, рук. В.Шолин.

14. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?552 - отчет о велопоходе 2 к.с., июнь, 2007, рук. Д.Романов

15. http://www.ulej.ru/forum/lofiversion/index.php/t51.html - отчет о велопоходе в Крым (май 2006)

16. http://fstc.leonidv.com.ua/?p=182  - Отчет о спортивном вело-парусном походе 1 к.с. по заливу Сиваш

 

 

Hosted by uCoz