Сиваш и Арабатская Стрелка.
Велопоход 6-8 июня 2009 г.
Нитка маршрута:
Красноперекопск - Дружелюбовка - Новодмитровка - Геническ - коса Арабатская Стрелка - Львово -
Владиславовка - Первомайское - Льговское - Пролом -
Белая Скала - Белогорск - Симферополь
Общая протяженность - 389 км
Карты отдельных участков:
Участники
Александр Бачинский | Дмитрий Горчаков | Алена Диденко | Лев Феколин | Василий Буз | Константин Частюк | Александр Лепёхин |
Общая идея похода
Из нескольких вариантов района похода мы остановились на степном Крыме и Арабатской Стрелке. Была надежда,
что в начале июня здесь еще не все выжжено беспощадным солнцем, что мы еще застанем буйство степного разнотравья.
С другой стороны, мелководное Азовское море должно быть уже по летнему теплым. Кроме того, большинство участников этого
похода ранее не были на Арабатской Стрелке, хотелось посмотреть на ее просторы.
День 0, 5 июня.
В Одессе: пл. Деревянко – вокзал, 9 км. День первый, 6 июня.
Красноперекопск - Пролетарка - участок производства рассола - м.Джангара - м.Кутара - Дружелюбовка -
Васильевка - Новодмитровка - Новоалексеевка - Геническ - Стрелковое.
День второй, 7 июня.
Стрелковое - Соляное - Львово - Владиславовка.
День третий, 8 июня.
Владиславовка - Новопокровка - Первомайское - Кринички - центр подготовки морской пехоты - Льговское - Муромское - Пролом - Белая Скала - Белогорск - Зуя - Симферополь.
Заключение
1. Маршрут успешно пройден в намеченные сроки. Протяженность трехдневного участка маршрута составила 389 км, из них грунтовых и гравийных дорог 186 км. Общий набор высоты около 900 м.
График движения Дата Участок Текущий км Протяжен- ность, км Характеристика дороги 1 5.06 ж/м Южный - Вокзал 0 9 асфальт 2 6.06 Красноперекопск
- северо-крымский канал 9 6,2 асфальт 3 северо-крымский
канал - Пролетарка 15,2 1,8 гравийка 4 Пролетарка
– пост охраны 17 15,6 Асфальт по
насыпям вдоль отстойников. Автотранспорта нет. 5 пост
охраны – а/д Вишневка -Новониколаевка 32,6 9,7 грунтовка 6 а/д -
Дружелюбовка 42,3 5,7 гравийка,
грунтовка. Автотранспорта нет. 7 Дружелюбовка
- Васильевка 48 3,5 асфальт 8 Васильевка
– дамба через Сиваш 51,5 17,5 грунтовка 9 дамба
через Сиваш 69 4,3 гравийка 10 дамба
через Сиваш – рыб.участок 73,3 3,4 грунтовка 11 рыб.участок
- Заозерное 76,7 3,7 Асфальт
вдоль канала 12 Заозерное
– Новодмитровка 80,4 13,6 Грунтовка
вдоль канала 13 Новодмитровка
– Геническ – Стрелковое 104 56 Асфальт,
бетонка. Умеренное движение транспорта 14 Стрелковое 160 3 2 Гравийка грунтовка,
песок Всего пройдено за день 15 7.06 Стрелковое
- Соляное 165 75,5 грунтовка,
песок 16 Соляное –
поворот за крепостью 240,5 7,5 гравийка 17 поворот за
крепостью - Львово 248 3,5 грунтовка 18 Львово –
начало асфальта 251,5 8,5 гравийка,
грунтовка 19 Начало
асфальта - Владиславовка 260 9 асфальт Всего пройдено за день 20 8.06 Владиславовка
– Первомайское 269 24 асфальт 21 Первомайское
– поворот на полигон 293 6 асфальт 22 поворот на
полигон – Льговское 299 15 Гравийка,
грунтовка 23 Льговское –
поворот на Белую Скалу 314 26 асфальт 24 поворот –
Белая Скала 340 3 грунтовка 25 Белая
Скала – Белогорск 343 6 асфальт 26 Белогорск
– Симферополь 349 49 асфальт Всего пройдено за день 27 9.06 Вокзал - ж/м Южный 398 9 асфальт Список ссылок 1. http://arabatka.boom.ru/index.html
- Арабатская Стрелка от А до Я 2. http://www.4turista.ru/node/70 - Путеводитель по Арабатской Стрелке 3. http://azov.kiev.ua – Арабатская Стрелка 4. http://www.arabatka.in.ua - Геническ и Арабатская стрелка 5. http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=383
- Достопримечательности степного Крыма 6. http://www.investor.ks.ua/rayon.php?lang=ru&§ion=henichesk
– Генический район 7. http://www.investor.ks.ua/rayon.php?lang=ru&§ion=novotroyitsk
– Новотроицкий район 8. http://road-crimea.narod.ru/2003/arabatka.htm
- В Крым по Арабатской Стрелке 9. http://www.tour.crimea.com/EVENTS/grachev.shtml
- Владимир Грачев. Вокруг Крыма - за восемьдесят дней. 10. http://www.onixtour.com.ua/prj/09051945/000070.htm
- Томашевка, памятник воинам 4-го Украинского фронта 11. http://www.jankoy.org.ua/page.php?id=3268
- Вброд через Сиваш - Ворота Крыма Джанкой, Крым. 12. http://212.118.35.130/otch/poxods.asp?page=0&raion=34&upsort=0&downsort=0&nomsort=00000&find=
- Библиотека отчетов о велопоходах. Крым 13. http://jorik15.livejournal.com/2008/11/18 –
велопоход 2 к.с., октябрь 2008, рук. В.Шолин. 14. http://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?552
- отчет о велопоходе 2 к.с., июнь, 2007, рук. Д.Романов 15. http://www.ulej.ru/forum/lofiversion/index.php/t51.html
- отчет о велопоходе в Крым (май 2006) 16. http://fstc.leonidv.com.ua/?p=182 - Отчет о спортивном вело-парусном походе 1
к.с. по заливу Сиваш
Общая протяженность маршрута около 400 км, которые предполагалось одолеть за три выходных дня.
Маршрут состоит из трех примерно одинаковых по протяженности участков:
- присивашские степи в северном Крыму и юге Херсонской области;
- коса Арабатская Стрелка;
- предгорный Крым между Арабатской Стрелкой и Симферополем.
Если со вторым и третим участками все было понятно - они пройдены многими велотуристами, написано множество отчетов,
то с первым участком была полная неясность.
Информации о велосипедных или пешеходных маршрутах в этом районе мы не нашли. Это тем более странно,
что по карте здесь довольно замысловатая береговая линия, множество островов, озер, несколько соединяющих острова дамб, огромные площади,
периодически заливаемые водой под действием нагонного ветра. Необычные и интересные места. Район заселен слабо. Также здесь расположен "Азово-Сивашский национальный природный парк", информации о маршрутах через который почему-то нет.
Для района Сиваша была найдена лишь информация о готовящемся пешеходном туре с переходом Сиваша вброд.
Группа получилась довольно многочисленной и, чтобы обеспечить прохождение маршрута за три дня, не исключалась возможность разделения группы на подгруппы с разным ритмом движения.
Это было не сложно, поскольку все участники достаточно опытные туристы.
Общая протяженность - 156 км, из них асфальт и бетонка - 85 км, грунтовки и гравийки - 71 км.
Начало похода омрачено опозданием прибытия нашего поезда в Красноперекопск на час. И дело не столько в том, что возможное ходовое
время уменьшено на час, сколько в том, что упущено самое удобное для езды время утренней прохлады.
Выехали в 9:30 (фото 1). Проехали мимо Крымского содового завода - ведущего предприятия по производству технической кальцинированной соды на Украине, по мосту пересекли Крымский канал (фото 2), проехали небольшой поселок Пролетарка и выехали на дамбу через оз. Красное
(фото 3). Озеро укрыто слоем чего-то белого - полная иллюзия, что пришла зима. Но это не снег, а соль. Ветер согнал ее к южному берегу озера. Объехав это озеро мы с другой стороны увидели водную гладь этого озера ядовито лазурного цвета (фото 4-5). Сегодня озеро Красное является
отстойником крымского содового завода. Экосистема озера за 36 лет эксплуатации завода уничтожена полностью.
Далее проехали мимо нескольких небольших озер, берега и поверхность которых покрыты солью (фото 6-10).
1. Красноперекопск, 9:30
2. Крымский канал и содовый завод - соседи
3. Озеро справа называется Красное
4. С другой стороны того же озера
5.Озеро Красное. Не верь глазам своим
6.
7.
8. Здесь хорошо растут только столбы
Вообще-то мы планировали ехать через села Смушкино и Надеждино к Сивашу. Но, как позднее оказалось, для этого нужно было где-то свернуть вправо с асфальта на второстепенную дорогу. А мы несколько увлеклись ездой по асфальту. Далее был закрытый шлагбаум, который легко объехать на велосипеде, что мы и сделали.
Несколько километров дорога шла мимо перегороженных дамбами отстойников с водой разного цвета. Так мы ехали, пока перед насосной станцией не наткнулись на уазик с двумя охранниками (фото 11). Как нам объяснили, это закрытая для посещения территория крымского содового. Фигасе! Мало того, что загадили все озера вокруг, так они еще и объявили запрет на посещение огромной территории!
Охранники нам пояснили, что дальнейшее наше передвижение нужно согласовать с начальством. Это начальство на телефон не откликалось, приходилось ждать, убивая время беседами о жизни с охранниками. Узнав дальнейший наш маршрут, они стали рассказывать про обломки самолета на острове Русский, про танк, увязший в Сиваше и т.п. По ряду очевидно недостоверных фактов стало понятно, что нам вешают лапшу.
Вообще казалось, что охранники умышленно тянут время. Затем состоялась долгожданная телефонная беседа и на нас стали оформлять какие-то протоколы. Как пояснили охранники, для нас эти протоколы не имеют никаких последствий, это внутренние служебные документы.
Чтобы мы снова не заблудились на дамбах отстойников, уазик вывел нас кратчайшим путем к дороге, ведущей к мысу Джангара и мосту через Сиваш. Встреча с охраной была безобидной, но обернулась потерей почти двух часов времени. В конце охранники нас предупредили, что с той стороны моста (мыс Кутара) есть пост со шлагбаумом, который обычно закрыт, и крупными собаками, которые могут быть отвязаны.
9. Берега усыпаны солью.
10.Почти радуга вдоль берега
11.Охрана
12.
13.
Дорога - что-то среднее между грунтовкой и грейдером. Прямой четырехкилометровый участок с небольшим подъемом и спуском - и мы перед мостом через Сиваш (фото 14). Проехали мост и пост на мысе Кутара. Действительно здесь есть немаленькие собаки, но они оказались привязанными. Из охранников поста нас никто не удостоил своим вниманием.
От мыса едем на север по дороге с каменистой подсыпкой. По этой тряской дороге ехать неприятно, но вскоре параллельно справа появляется хорошо укатанная грунтовка. Во все стороны в степи растет дикая трава и никаких сельскохозяйственных посевов. Это непривычно для украинской степи.
В трех километрах восточнее за заливом на соседнем мысе маленькой белой точкой виден памятник. Там в 1943 году начинался брод через Сиваш, по которому на отвоеванный плацдарм переводились войска и техника.
14. Дорога через Сиваш
15. Начало Херсонской степи
16.
17.
18.
19.
20.
21.Дамба через Сиваш
22.Владения ООО "Айленд"
23.В тени одинокого дерева
24.
25. Справа и слева одна и та же дорога южнее с. Заозерное (180 градусов)
26.
27.
28.
Общая протяженность - 104 км, из них асфальт - 9 км, грунтовки и гравийки - 95 км.
Подъем был назначен на 5:00. Выход - около 6:00.
28.Лагерь южнее Стрелкового
29.Источник воды на Арабатке
30.Будет очередной забор
31.Начало погранзоны
32.
33.
34.Привал у моря
35.Зайцы
36.Артезианка
37.Арабатка. Вдали - Сиваш
38.
39.Мираж над раскаленным песком
40.
41.
42.Вдали за Сивашом - горы
43.
44.Возле крепости
45.Закат
Общая протяженность - 129 км, из них асфальт - 109 км, грунтовки и гравийки - 20 км.
Проснулись до 5:00 (до восхода солнца). Но из за завтрака и ремонта проколотой камеры выехали лишь около 7:00. Собственно, мы не очень и торопились, поскольку к нашему вечернему поезду наверняка успеваем.
По утреннему асфальту доезжаем до Первомайского, где делимся на две группы: Лев и Дмитрий едут по шоссе Феодосия - Симферополь, остальные более северными второстепенными дорогами доезжают до Белой Скалы, затем из Белогорска также по феодосийской трассе в Симферополь.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54
55
56
57
58
59
60
2. Как и предполагалось, Арабатская Стрелка в начале июня изобилует цветущим разнотравьем.
Нас сопровождали запахи цветущей маслинки, чабреца и другие неизвестные, но приятные запахи.
Еще не наступила пора активного разложения водорослей в Сиваше с отравлением его и всего окружения сероводородом.
Купание и в Азовском море, и в Сиваше доставляли большое удовольствие. Вечером и утром были комары,
но они не создавали серьезных неудобств.
3. Прохождение Арабатской Стрелки с учетом палящего солнца, встречного ветра, отсутствия воды, сложной дороги является непростым испытанием.
Но весь этот участок маршрута довольно однообразен, с нетерперием ждешь, когда же это все закончится. А вот участок Сиваша с многочисленными заливами и островами довольно интересен.
Сейчас мы понимаем, что наиболее интересные места на Сиваше мы проехали стороной.
4. Запасы воды пополняли из артезианских колодцев между Васильевкой и Заозерным, южнее Стрелкового, восле Владиславовки, из источников в Льговском и восточнее Некрасовки, а также вечером в одном из магазинов пос. Счасливцево.
Горячую еду готовили на костре. Дров в районе ночевок южнее Стрелкового и у Владиславовки достаточно. Хотя в целом дров в районе Сиваша почти нет.
5. Участок производства рассола севернее Красноперекопска, состоящий из многочисленных озер, разделенных дамбами, считается
частной территорией и принадлежит Крымскому содовому заводу. Территория не ограждена, но на дороге есть шлагбаум (со стороны Красноперекопска).
Встреча с охраной не чревата серьезными последствиями, но может привести к потере часа и более времени.
6. На дороге у мыса Кутара стоит нормально закрытый шлагбаум. Пост охраняется собаками, которые, как утверждает охрана Крымского содового, иногда могут быть отвязаны.
На участке дороги от Северокрымского канала возле Красноперекопска до Дружелюбовки никакого автотранспорта мы не встречали (кроме машины охраны).
7. Территория, обозначенная на карте, как Азово-Сивашский национальный природный парк, огорожена забором и согласно придорожным табличкам принадлежит ООО "Айленд",
что непонятно как сочетается со статусом национального природного парка.
8. Арабатская Стрелка южнее Стрелкового является контролируемым пограничным районом, т.е. возможны встречи с пограничниками и проверка документов.
9. Проезд через военный полигон между селами Кринички и Льговское, вроде бы, не запрещен. Запрещающих знаков нет, нас никто не останавливал.
10. Самым сложным препятствием этого похода является палящее солнце. За ним следует встречный ветер, затем "шифер" дорог Арабатской Стрелки.