к другим отчетам

 

 

По Подолью и Буковине

велопоход второй категории сложности

30 апреля - 11 мая 2009г.

 

Маршрутная книжка 18/09

Руководитель группы: Шевчук Александр Викторович

 

 

Организация, проводящая поход – СТК "Одесса"

 

Параметры похода.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность, км.

Суммарный набор высоты, м.

Продолжительность

Срок проведения

общая

ходовых дней

Велосипед

Вторая

499

4050

11

9

30 апреля 11 мая 2009 г.

 

Район похода:

Подолье и Буковина (Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Ивано-Франковская области Украины).

 

 

Нитка маршрута:

Подволочиск – Мыслова – Туровка – Сатанов – Гусятин –Сидоров - Скала-Подольская – Чорнокозинцы – Малалевцы – Сурта - Каменец-Подольский – Хотин – Черновцы – Вижница - пер. Черешенка – Берегомет – Долишный Шепот – пер. Шурдин (1178 м.) - с. Фошки – Путила - Усть-Путила – Вижница - Черновцы.

 

Схема  маршрута

 

 

Участники похода.

 

Ф.И.О.

Обязанности в походе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Шевчук Александр Викторович

Шевчук Виктор Георгиевич

Рыбалка Олег Евгеньевич

Есипов Андрей Юрьевич

Иванов Виталий Витальевич

Чалый Юрий Павлович

Руководитель

Штурман

Ремонтник

Фотограф

Завхоз

Ремонтник

 

Организация туристского спортивного похода.

Маршрут путешествия.

 При разработке нитки маршрута за основу была взята часть маршрута по буковинским Карпатам, начинающаяся из Черновцов, она была разработана еще в прошлом году, но не пройдена из-за большого половодья.

 Основной целью нашей велосипедной экспедиции была разработка и прохождение предполагаемого эталонного маршрута второй категории сложности по Подолью и Буковинским Карпатам, богатых историческими памятниками, дворцами, замками, перевалами и горными реками.

 Частью экспедиционной работы было: обследование состояния мостов, горных дорог вдоль рек Серет, Путила, Черемош после наводнения 2008 г. для последующего использования в туристских походах.

 Наш поход был еще учебно – тренировочным сбором, по подготовке руководителей велопоходов, организованного по программе ,,Базовая подготовка" и нес агитационный характер, был посвящен 50-ю союза журналистов Украины.

 Так как этот поход нес экспедиционный характер, частично, но незначительно приходилось изменять нитку маршрута, сохраняя категорию сложности.

 

Транспорт.

 Очень удобен подъезд на маршрут поездом Одесса-Львов, отправляющегося из Одессы в 19-06 и прибывающего в Подволочиск в 3-53. Из Черновцов поезда на Одессу отправляется по четным числам в 15-50.

 В Вижницу можно отправиться дизелем в 21-15 с прибытием на конечный пункт в  23-45. Этим же поездом можно отправиться из Вижницы в 4:50 с прибытием в Черновцы в 7 утра.

 Через Гусятин проходит несколько поездов соединяющих Тернополь и Каменец-Подольский.

 

Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы из любой точки маршрута можно организовать железной дорогой по направлениям Львов-Одесса, Черновцы-Одесса, Иванофранковск-Одесса, добравшись к ним на любом грузовом транспорте или маршрутке.

 

Предпоходная подготовка.

 В предпоходную подготовку вошли: комплектование группы, разработка основного и запасного варианта похода, подготовка походной документации, комплектование ремонтного и медицинского набора, питания и группового снаряжения.

 Особое внимание уделено физической подготовке участников похода. Было проведено 4 похода выходного дня и участие в ежегодном велоралли ,,100 км за 10 часов" по поясу славы.

 27 апреля в областном центре журналистов, в агитационных целях велотуризма, была проведена пресс-конференция участников вело экспедиции посвященная 50 летию журналистов Украины, и представителей СМИ. От СМИ участвовало 6 телекомпаний и около 30 журналистов. Отчет о пресс-конференции был представлен на телевидении, радио и газетах (см. Приложение).

 

Питание.

 Рацион питания составлялся с учетом того, что весь маршрут проходит по населенной местности. Для каждого дня были составлены дневные меню, предусматривающие определенный набор продуктов.

 При этом, горячее питание в большинстве случаев планировалось двухразовым, состоящих из двух блюд и перекус с чаем в обед. Как показал опыт похода, на данном маршруте практически везде можно за 1-1,5 часа приготовить горячую пищу.

 Для быстрого приготовления пищи была использована складная печка-очаг (автор Шевчук В.Г.), на которой в течении 45 минут можно приготовить обед с чаем при минимуме топлива (хвороста). С чертежами этой печки можно ознакомится в книге ,,По родному краю на велосипеде", автор В. Шевчук. Одесса – 2007г. Такая организация питания позволили сохранить нормальную работоспособность на всем протяжении маршрута.

Специальное оборудование.

 На велосипеде руководителя похода было установлено переднее колесо с генератором внутри втулки, а также разработано более усовершенствованное специальное зарядно-коммутирующее оборудование для двух аккумуляторов по 6 В 4,5 Ач для подзарядки телефонов и фотоаппаратов.

 Благодаря этому устройству, было отснято свыше 2000 фотоснимков и несколько видеороликов.

 

 

График движения.

День

пути

Дата

Участка

пути

Участок пути

Протя-жен-ность, км

Чистое ходовое время, мин

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

1

30.04

1

Таирово-Одесса Главная

11

38 мин.

Асфальт

Солнечно

2

Одесса-Подволочиск

 

 

 

 

2

1.05

1

Подволочиск-Окружная дорога-Мыслова-Ореховец-Рожиск-Туровка

22

2 ч.

Асфальт, разбитый асфальт, усыпанный спиленными ветками.

t=12°

2

Туровка-Красное-Сатанов

22

2 ч.

Сильно разбитая дорога, грейдеры со щебенкой, крутые подъемы, асфальт.

Переменная облачность

t=12°

3

Сатанов-Вився-Закупное-развилка на Гусятин-Карбитный завод-перелесок

30

2 ч. 40 мин.

Плохой асфальт, хороший асфальт, грунтовая дорога

Облачно

t=16-18°

3

2.05

1

Перелесок-Ольховцы-Гусятин-Суходол-Сидоров-Коцюбинчики

32

3 ч. 15 мин.

Грунтовая полевая дорога, грязь, асфальт, разбитый асфальт, грунтовая дорога, брод через речку, полевая дорога

Солнечно

t=20-23°

2

Коцюбинчики-Бесиры-Бурдяковцы-Скала-Подольская-р. Збруч

20

2ч. 05 мин.

Разбитая дорога, асфальт.

Солнечно

t=20-23°

4

3.05

 

р. Збруч-Гуков-Чернокозинцы-Мысловцы-Вольное-Рихта-Суржа

68

6 ч. 20 мин.

Асфальт, щебенка, разбитый асфальт, гравийная дорога, крутая грунтовая дорога, разбитая грунтовая дорога, щебенка, асфальт

Солнечно

t=21-23°

5

4.05

 

Суржа-Должок-Каменец-Подольский-Жванец-Хотин

50

3 ч.

Лесная грунтовая дорога, асфальт, бруковка, асфальт, грунтовая дорога.

Ясно

t=23-25°

6

5.05

1

Хотин-Недобоевцы-Диновцы-Припрутье-Баяны-Магала-Черновцы

70

5 ч.

Асфальт

Ясно

t=20-23°

2

Черновцы-Вижница  (поезд)

 

7

6.05

 

Вижница-пер. Черешенка-Берегомет-Долишный Шепот (Шепот)-Правый приток р. Сирет

46

4 ч.

Асфальт, грунтовая дорога

Переменная облачность, кратковременный дождь, ночью дождь.

8

7.05

 

Правый приток р. Сирет-Шепот-пер. Шурдин

(1178 м.)-с. Фошки-

с. Сергии-Путила

43

7 ч.

Грунтовая дорога, 12% подъем, грейдерная дорога, глубокие колеи грунтовой дороги, травяной склон, броды, раскисшая дорога, глубокие лужи, щебенка, брод.

Ясно

t=20-25°

9

8.05

 

Путила-Дихтинец-Усть-Путила-Ростоки-Подзахаричи

48

3 ч. 25 мин.

Щебенка, разбитый асфальт, щебенка, асфальт

Ясно

t=23-25°

10

9.05

 

Подзахаричи-Вел. Рожин-Тюдов-Куты-Вижница

16

1 ч. 10 мин.

Щебенка, асфальт

Ясно

t=25-28°

11

10.05

1

Вижница-Черновцы  (поезд)

ночь

2

Черновцы-Одесса

10

3 ч.

Бруковка

Ясно

t=25-28°

ночь

12

11.05

 

Одесса-Главная-Таирово

11

40 мин.

Асфальт

Ясно

t=20°

 

                                                                                                 Всего: 499 км.

 

 

Техническое описание маршрута.

30 апреля – 1 мая

Сбор группы на улице Ак. Вильямса 67 в 1730. Благо все пятеро «велоцыган» (так себя назвала молодежь) проживают на одном «хуторе» - Таировский жил массив. До жд. Вокзала (11 км) добрались без происшествий за 38 минут. Все семеро посадимся на Львовский поезд (отправление в 1906). Прибыли в Подволочиск в 353 утра. Стоянка всего 2 минуты. С высадкой управились довольно быстро. Когда отправился поезд, оказалось, что в суматохе забыли на верхней полке велосипед руководителя. На вокзале нас уже ждал еще один участник похода – Чалый Юрий Павлович. По телефону дежурного по вокзалу быстро связались с Тернополем. Поездка в Тернополь за велосипедом и обратно на такси заняло 2,5 часа и обошлась около 200 гривен.

В 745 вышли на маршрут. От жд. Вокзала сворачиваем вправо на центральную асфальтовую дорогу, ведущую нас через город и которая через 3х километрового подъема выводит нас на окружную трассу Тернополь – Хмельницкий. Сворачиваем влево и через 2 км у бара «Стоп» сворачиваем на плохую асфальтированную дорогу, спускающуюся к с. Мыслова. За селом дорога сворачивает вправо, мы продолжаем ехать прямо по узкой разбитой дороге, усыпанной ветками спиленных деревьев. За селом Рожиск открывается красивый вид на р. Збруч, широко разлившейся по долине. Через 3,5 км., после небольшого подъема, спускаемся на шоссе к с. Туровка. Через 3 км. по всхолмленной возвышенности шоссе приводит нас к развилке к селу Монастыриха. Едем прямо по сильно разбитой дороге, местами грейдерной, посыпанной щебенкой. Здесь произошел первый прокол. Стало ясно и жарко. На этом участке несколько спусков и подъемов. К с. Красное мы преодолеваем 4х километровый тягун. Выезжаем на асфальтированную трассу Т-0903. За селом идет 2х километровый крутой подъем к вершине холма 336 км., с последующим спуском через с. Волица, Калачановка к г. Станов. От моста через р. Збруч идет крутой подъем к останкам замок.

Замок в Сатанове – еще одно звено вдлинной цепи Подольских замков, которые должны были охранять нашу землю от татарских орд. Первое упоминание о Сатанове появилось в исторических документах в 1941 г. Сатанов приобрела семья Одровонжев, которая владела им на протяжении 300 лет. Чтобы защитить население от нападения татар, Ордвонжи возвели еще в ХV  в. Каменный замок. С середины ХVI в. Станов переходит в собственность Сенявских, которые перестроили и укрепили крепость.

Несмотря на усилия владельцев, замок не стал надежной защитой. Его часто занимали татары. Но твердыню восстанавливали, развивался и город. Из становских мещан происходит известный бунтарь XVI в. Северин Наливайко. Трудным для Cатанова становится XVII в. В 1617 г. Его разграбили татары, в 1651 г. – татары и козаки. В 1672 г. Сатанов захватили турки, которые владели им до 1699 г. В 1711 году возвращаясь из прусского похода здесь у хозяина замка, великого коронного гетьмана Адама Сенявского, гостил Петр I. В 20-х годах XVIII в. Владелец станова обновил замок и установил над въездными воротами  таблицу с латинским текстом «Адам Никола из Гранова Сенявский… для общественной безопасности эту твердыню восстановил в году Христовом  1722, имел намерение стенами защитить родину, что ее столько раз защищал грудью…» ворота это сохранились. Остались так же руины круглой и трех пятигранных  башен с фрагментами стен.

«Велоцигане» облазили  и сфотографировали все уголки остатков замка. Теперь наш путь на иванковцы. Если вернуться назад до первого поворота асфальтированной дороги влево, то этой дорогой можно попасть в село Иванковцы. Но нам местные аборигены, все в один голос заявили, что лучше ехать прямо ( окружной путь) до развилки. Едем мы 7 км. До развилки на с. Клиновое. Сворачиваем вправо. Плохая асфальтированная дорога идет по всхолмленному плоскогорью с последующим спуском в с. Вився и тягуном к с. Закупное. В селе запаслись водой. От Закупного до развилки на Гусятин - 4 км. Сворачиваем вправо и по хорошему асфальту и подъезжаем к заброшенному карбитному заводу. Справа от дороги, за всхолмленным полем, виден перелесок. Едем краем поля по грунтовой дороге по кромке леса, пока в лесу не нашли подходящее место для ночлега. Всю ночь работали трактора.

Проехали за день 74 км.

 

Click here1.

Click here2.

Click here3.

Click here4.

Click here5.

 

Click here6.

Click here7.

Click here8.

Click here9.

Click here10.

 

2 мая

Подъем общий в 6 ч. утра (как и в следующие дни). Пасмурно, возможно будет дождь. После завтрака, Олег Белоусов и Лена Вернигора изъявили желание вернуться в Одессу, сославшись на недомогание (вчера они были в отстающих). Вышли в 915 уже под дождем. Вчерашнюю дорогу за ночь распахали трактора. Пришлось идти 1 км по кромке поля и леса, с налипшей грязью на колесах велосипеда. Последующие 8 км до гусятина преодолеваем по хорошему асфальту, минуя с. Ольховцы. В центре города, за мостом через р. Збруч, влево уходит дорога на Суходол. Как говорят в Одессе, нам крупно повезло. Уже давно окончился дождь и мы радуемся солнышку.

За Гусятином начинается крутой подъем и спуск к с. Суходол.Два последующих подъема и спуск приводят «велоцыган» к развилке в с. Сидоров. В поселке есть интересные памятники XVIXVII века: средневековый действующий костел и остатки замка, расположенные на излучине р. Суходол. Поход к замку затруднен. Мы полюбовались остатками замка издалека.

Замок возведен на холме, окруженном с трех сторон оврагами, по которым протекает стремительный ручей. Фортификации тут построил в первой половине XVII столетия гетман Мартин Калиновский. Это должен был быть не только пункт обороны, но и резиденция, достойная богатого черниговского воеводы. Крепость, напоминающая корабль, словно выплывает из-за холма. У нее сложная удлиненная форма, что объясняется конфигурацией территории. В 1672 году замок захватили и уничтожили турки. В 1675 году их изгнали, а замок  отстроили. Но турки еще не раз возвращались сюда, неся разорение. Они были настолько навязчивыми, свои набеги совершали с такой систематической настойчивостью, что гарнизон замка решил, что лучше будет оставить твердыню и перебраться в Теребовлю. Замок «ожил» в 1718 году благодаря Мартину Калиновскому.

В XIX веке замок превратили в величественные руины. В 1939 году советские войска подорвали замок, чтобы уничтожить этот «бастион феодолизма». Взрыв был мощным. Но когда рассеялся дым, увидели, что руины стоят, как и стояли. Так стоят они и сегодня.

Продолжаем путь по селу по грунтовой дороге с лужами на край села. За последним двором вправо уходит вверх по косогору крутая грунтовая дорога. Подъем преодолеваем пешком до первой развилки дороги на с. Зеленое. Мы едем прямо и вскоре круто спускаемся к броду небольшой речке. Перейдя речку вброд, шириной 5-6 м., мы останавливаемся на правом берегу на обед.

Далее крутая грунтовка теряется в траве. Делаем разведку. Огибая влево зеленое поле. Находим грунтовую дорогу, которая привела нас к могиле с липой и калиной. После могилы поворачиваем влево и вскоре после крутого спуска и подъема под ЛЭП, дорога выводит нас к окраине села Коцюбинчики. Разбитая дорога (6 км) ведет «велоциган» через небольшое село Бесиры к развилке к с. Бурдлковцы.за селом выезжаем на трассу Т-0901, ведущую к пос. Скала-Подольская. Здесь мы осмотрели остатки средневекового замка.

Скала-Подольская – это тихая провинциальная местность, где почти ничто не напоминает о той важной исторической роли . которую она играла. Дело в том, что на протяжении столетий Скала, размещенная на торговом пути, что вел из Крыма через Каменец-Подольский к Львову и Кракову, была одним из стратегических пунктов древнего Подолья. Свидетели этих событий – развалины замка, которые поднимаются на крутой скале над Збручем.

Известно, что уже в начале XIV в. здесь была оборонная деревянно-земляная крепость, построенная на месте древнерусского городища. Литовские князья Кориатовичи, которые с 1331 г. Владели  Подольем, возвели каменный замок. Он стал еще одним звеном в длинной цепи подольских крепостей, что должны были охранять эту землю от экспансии ислама. В 1339 году великий литовский князь Витольд отобрал Скалу у Федора Кориатовича. После его смерти Скала вошла в состав Подольского королевства, и в 1515 году стала собственностью Лянцкоронских. Первый среди них каменецкий староста Станислав (1465 – 1535г.г.) значительно расширил крепость. Замок словно вырастает из естественной скалы, сливаясь с ней в одно целое. В плане он имеет своеобразную вытянутую форму, что объясняется рельефом местности. С трех сторон он был защищен скалами и рекой, и только с юга  замок охранял глубокий ров, высокие оборонные стены., что сходились под острым углом и крутая башня «Пороховая».

Несмотря на высокие оборонные способности, Скалу неоднократно брали разные завоеватели. В 1538 году замок взяли волохи; потом, в 1648 году – казаки, в 1657 году семиградский князь Д’ердь Ракоци; неоднократно его атаковали татары и турки. В конце XVII в. крепость постепенно теряет свое оборонное значение. В начале XVIII в. Адам Тарло построил на территории замка роскошный двухэтажный дворец. В начале XIX в. замок был очень поврежден, после чего уже не восстанавливался. До наших дней сохранились руины Пороховой башни, фрагменты стен и дворца.

После осмотра и ознокомлением экскурсионного объекта, выезжаем за пределы городка и недалеко от моста через реку Збруч, мы разбиваем лагерь на правом берегу, любимом месте местных  рыбаков. Здесь есть небольшая лесопосадка. Пытались рыбачить но все напрасно.

За день пройдено 52 км.

 

Click here11.

Click here12.

Click here13.

Click here14.

Click here15.

 

Click here16.

Click here17.

Click here18.

Click here19.

Click here20.

 

3 мая

Сегодня теплое, солнечное утро.

На подъеме, за мостом, мы встретили 5 велотуристов из Запорожья. Хорошая дорога идет сквозь красивый лес к большому лесу Гуков. В 4 км за ГУковым – развилка. Сворачиваем вправо. Состояние дороги резко изменяется. Асфальт сменяется щебенкой, разбитым асфальтом. Рельеф на протяжении 25 км – всхолмленная равнина с небольшими спусками и подъемами. На четвертом (звездном) перекрестке, стоит стела «Чернокозинцы». Сворачиваем в юго-западном направлении  к селу Чернокозинцы. Гравийная дорога круто поднимается на холм (4 км). Затем начинается крутой спуск к селу Чернокозинцы, расположенному на крутом берегу р. Збруч. При подъезде к селу, на пригорке осмотрели остатки екископского замка.

Еще одна из почти забытых теперь подольских крепостей, густая линия которых составляла когда-то мощь и силу «оплота христианства». Чернокозинцы издавна были собственностью каменецкого католического  епископства. Следовательно и замок здесь был частной собственностью, епископский. Чернокозинцы находились на татарском Волошском пути.

Набеги татарских орд были частыми. В начале XVI в. они происходили почти каждый год. Самым страшным татарский набег в 1516 г., когда военные старшины спорили между собой, и из-за этого отдали Подолье. Нападали на край и волохи. В 1538 г. волошский хозяин Петр потерпел поражение под чернокозенецким замком, но уничтожил все поселение за его стенами. В 1588 гю местечко получило привилегию Магдебургского права. В 1617 – 1640 г.г. крепость перестроили по приказу епископа Павла Пясецкого, который расселил здесь военный гарнизон. Однако это не стало препятствовать туркам. Гарнизон выбили и в 1672 г. замок попал в руки султана.

С середины XVIII ст. Чернокозинцы были только резиденцией епископа, наверное, не очень удобной, потому что вскоре каменецкие отцы построили для себя возле основания Замковой горы новый дворец. Но уже в 1795 г. царица Екатерина конфисковала его, подарив одной из дочек Потемкина. Замок в Чернокозинцах был небольшой, в плане представлял вытянутый четырехугольник. По углам его с северной стороны было две круглые башни, соединенные стеной, посредине – ворота. На северной стороне замкового четырехугольника стоял большой двухэтажный дворец, который тянулся во всю ширину. С западной стороны дом венчала круглая башня, которая словно охраняла збручанскую долину. Время не пожалело Чернокозинцы. От крепости осталась только куча камней над долиной Збруча.

Ознакомившись с руинами замка и полюбовавшись красивыми видами долины реки, мы отправились в путь. Поколесив немного по селу, поднимались пешком по очень крутой сильно разбитой грунтовой дороге к церкви, расположенной на крутом косогоре. Дорога продолжает идти прямо в сторону леса. Ты туда не ходи, ты сюда ходи! Мы сворачиваем влево, оставляя церковь справа. Отсюда влево уходит грунтовая дорога с глубокими колеями к излучине р. Збруч, а далее к селу Маливцы. На излучине реки, на удобной поляне расположились на обед. Вода в реке грязная, красноватого цвета. Пообедав, посушив вещи и немного отдохнув, снова отправились в путь в 1500. Преодолев несколько крутых подъемов, с осторожностью двинулись по глубоким колеям, заполненным водой. Через 6 км пути мы подъезжаем к роднику, расположенному на околице села Маливцы.

На автобусной остановке, у дома душевнобольных, мы сворачиваем влево на щебенчатую дорогу, а далее круто поворачиваем вправо и вскоре выходим к хорошему шоссе. Здесь на развилке опять встретили запорожских велотуристов. Обменялись адресами, они у нас приобрели на память книгу «По родному краю на велосипеде».

Далее путь продолжаем по шоссе Кудринцы - Каменец-Подольский до села Суржа. Проехали небольшие села Вольное и Рыхта, преодолев на этом участке 2 крутых подъема и 3 спуска. В Сурже заправились водой, узнали дорогу на озеро, на котором мы решили остановиться на ночлег. Здесь на правом берегу, на большой лесной поляне среди сосен, собралось много автолюбителей на маевку. Но с наступлением темноты. Мы остались одни хозяевами этой поляне. Рыбалка оказалась неудачной.

Пройдено за день 68 км.

 

Click here21.

Click here22.

Click here23.

Click here24.

Click here25.

 

Click here26.

Click here27.

Click here28.

Click here29.

Click here30.

 

4 мая

От места ночевки продолжаем путь по лесной дороге вдоль дачного поселка. Утро ясное и теплое. Через 3,5 км мы выезжаем на шоссе Т-2323, ведущее в Каменец-Подольский. На окраине с. Должок, в кафе «Горячие пирожки» слегка перекусили: кефир с булочкой. Отсюда до Каменец-Подольского рукой подать. По бруковке попадаем в экскурсионный комплекс «Старая крепость», где под крепостной стеной остановились для осмотра объекта и поездки в город за продуктами мелкого ремонта.

Весь старый город вымощен гладкой бруковкой. Старый замок построен в первой половине 16-го века Корнатовичами. Место расположения очень уникальное. Замок возведен там, где речка Смотрич обазует петлю, обтекая высокую скалистую гору, что соединяется с городом тонкой полоской скалы, на которой построен так называемый Турецкий мост.

Дорога (бруковка) на Хотин идет через Турецкий мост и обходя крепость с правой стороны поднимается круто вверх. Непосредственно перед выходом на маршрут, группа сделала экскурсию по старой крепости. Билет – 8 гр.

Обогнув крепость, дорога сворачивает влево, и дальнейший наш путь идет прямо уже через село Зиньковцы, где мы остановились у небольшого кафе «Горячие пирожки». Здесь мы немного перекусили и продолжили путь в Хотин по шоссе Н-03. Местность немного волнистая, а от села Говриловцы  начался спуск в долину р. Днестр, к селу Жванец (20 км). Если остановиться у магазина и свернуть вправо, понебольшой улочке можно добраться до музея Жванецкого замка. Жванецкий замок расположен на самом южном конце Каменеччины, на скале над речкой Жванец, рядом с Днестром. У замка, занимавшего площадь около одного гектара, было два въезда с башнями над воротами – один главный, в середине западной стороны, другой на юго-восточном углу, со стороны городка. До наших дней сохранились южная башня, которая стоит над обрывом напротив речки Жванец, фрагменты стен и восточной башни. Вход в музей был закрыт.

Перебрались по мосту на правый берег в с. Атаки. отсюда начался крутой подъем в г. Хотин Черновицкой области. При подъезде к развилке дорог, у родника, мы пополнили запасы воды.

На развилке, вправо, дорога уходит на Черновцы, прямо - в центр Хотина, левая – к крепости(1 км). на скалистом мысе правого берега Днестра поднимается суровая и грозная Хотинская крепость – свидетель кровавых боев и героических подвигов многих поколений. В X-XI ст. здесь находился один из самых важных оборонных пунктов Киевской Руси, а позже – Галицкого княжества. В  XV веке замок основательно перестроили. С определенными изменениями его внешний вид сохранился до наших дней. Теперь Хотинская крепость принадлежит историко-архитекторскому заповеднику. Ведутся реставрационные работы. Входной билет на территорию крепости – 6 гр.

            Ознакомившись с архитектурой крепости, мы вернулись к роднику. Решили остановиться на ночлег на реке Днестр и по возможности порыбачить. На ночлег мы отправились к реке по грунтовой дороге мимо кладбища, расположенного напротив родника (около 1 км). расположились на ночлег среди кустов ракитника. Сегодня  Андрей поймал одну небольшую рыбку, которую в последствии возил весь поход.

Пройдено за день – 50 км.

 

Click here31.

Click here32.

Click here33.

Click here34.

Click here35.

 

Click here36.

Click here37.

Click here38.

Click here39.

Click here40.

 

Click here41.

Click here42.

Click here43.

Click here44.

Click here45.

 

5 мая – день прессы

Утро прекрасное, тепло и солнечно. Плотненько позавтракав, пешком вернулись к роднику. Преодолев крутой подъем. От родника в центр города Хотин, мы преодолеваем еще один тягун. Поколесив немного по городу «велоцигане» выезжают на черновицкую трассу М-20 (А-269). Как-то незаметно пролетели 13 километров по сильно оживленной трассе к с. Недобоевцы, вдоль красивых лесопосадок. Уже въехав на территорию села, слева от дороги стоят два старых ветряка среди высоких деревьев лесопосадки. Теперь здесь разместился бар. Когда, еще в 1978 году одесские велотуристы на II слет туристов Украины, соверша велопоход II кос., то на этом месте стояли только эти два одинаковых ветряка среди прутиков лесопосадки. Теперь эти места трудно узнать. Далее, в километре от этих мест, справа от дороги восстанавливают еще один ветряк.

Уже в селе Недобоевцы, дорога резко поворачивает влево, на юго-запад, и продолжает бежать по водоразделу рек Рынгач и Черлена, притоков реки Прут. За селом Диновцы, среди голых полей, начались лопаться камеры заднего колеса у Юры Чалого. Оказалось, что корд покрышки прохудился и камера вылазила из-под корда. До села Припрутье, несколько раз ремонтировались. В этом большом селе, селе мастеров-кузнецов и художников, возле каждого двора устраиваются выставки-продажи кузнецкого искусства, дверей, окон, оберегов и колодцев. И в этом селе покрышек для велосипда не оказалось. Решили выслать в Черновцы авангард велотуристов для поиска покрышек. Остальной участок до Черновцов идет по хорошей дороге, но сильно оживленной. Минуя с. Бояны, Магала  к клеверному мосту (15 км). здесь мы сворачиваем влево и направляемся в пригород Черновцов. Здесь начался поиск веломагазинов. С большим трудом в одном из веломагазинов в центре города нашли покрышку. Но уже было 1900, сбор группы был назначен на ж.д. вокзал Черновцы – Северный (Ценральный). Отремонтировав колесо, мы решили потерянное время наверстать за счет подъезда. В Берегомот теперь дизеля не ходят, а только до Стоеоженца. Мы сели на дизель Черновцы – Вижница, отправляющийся в 2109. По прибытию на конечный пункт в 2345 мы остановились на ночлег на территории автошколы, напротив ж.д. вокзала.

За день было пройдено 70 км.

 

Click here46.

Click here47.

Click here48.

Click here49.

Click here50.

 

6 мая

Успели приготовить завтрак как утром пошел небольшой дождь. Накрыв велосипеды и накинув плащи, мы тронулись в путь. Перешли ж.д. пути, свернули влево и по набережной р. Черемош доехали до развилки на Берегомет (3 км). Вскоре дождь прекратился, пасмурно. От развилки до Берегомота 17 км. Первые километры шоссе круто поднимаются по песистому логу на перевал Черешенка. Молодые «велоцигане» явно любуются окружающими красотами природы: хвойными лесами, спокойным рельефом окружающих гор, на каждом шагу фотографируясь.

Так и незаметно поднялись на перевал Черешенки (450 м), водораздел рек Черемош и Сирет. На обширном перевальном плато расположились небольшие дачные поселки Багна и Черешенки. Через некоторое время наша дорога вливается в шоссе А-271, посередине поселка Берегомот. Сворачиваем влево и через 1 км мы уже в центре городка. Здесь мы докупили продукты, хлеб, готовое мясо на шашлык. Решили вечером его приготовить. Таким образом отметить прошедшие праздники. Начинает накрывать дождик, но вскоре он прекратился.

Продолжаем свое путешествие, уже теперь, по долине реки Сирет. Сравнительно хорошее шоссе плавно поднимается вверх по долине. Вокруг красивые очертания окружающих лесных гор. Местами видны следы прошлогоднего наводнения. Сейчас в этих местах идут укрепительный работы. Берегомот плавно переходит в село Лопушное. А через 5-6 км подъезжаем к селу Шепот ( на картах – Долинный Шепот). Здесь стоит пограничный пост. Прверили наши паспорта, а мы пограничникам вручили грамоту союза журналистов (см. Приложение). Они нам подсказали возможное время ночевки. После крутого подъема, за церковью, влево уходит горная дорога к мосту через речку Сирет, а далее по правому притоку к перевалу Чемирнад. Поднявшись пеши по крутой дороге около километра, мы остановились на ночевку у беседки с мангалом. Здесь рядом есть местная достопримечательность 2,5 метровый водопад. Вода в реке очень чистая. Вечером на ужин был шашлык с пивом. Вечер был тихий, ночь звездная.

За день проехали 46 км.

 

Click here51.

Click here52.

Click here53.

Click here54.

Click here55.

 

Click here56.

Click here57.

Click here58.

Click here59.

Click here60.

 

7 мая – день радио

Под утро пошел дождь, немного залил одну палатку. Но вскоре выглянуло солнце, стало теплее. Подсушили тенты, приготовили завтрак, собрались и продолжили свое путешествие. Сегодня необходимо преодолеть перевал Шурдин. В село Шепот возвращались тем же путем. На окраине села, у конечной автобусной остановки, оканчивается асфальт. Отсюда начинается 11 километровый подъем на перевал. Крутой 12% подъем идет по смешанному лесу. Мелкогравийная дорога поднимается на перевал по длинным серпантинам, которых насчитывается 12. Подъем занял 3 часа. Местами приходилось идти пешком. На всем протяжении подъема нам не встречался ни один родник. Только под самым перевалом, слева у дороги, есть хороший благоустроенный родник. Перевал Шурдин высотою 1179м, представляет собою широкую седловину, на которой находится несколько построек – беседка, ларек, переносной пограничный шлагбаум. Вдоль седловины , среди елей, сохранились окопы времен ВОВ. Перевал назван в честь русского военного инженера Шурдина, построившего дорогу через перевал еще в австрийскую войну.

1230. Решили остановиться на обед, ведь место очень удобное, красивое. Жарко. Посушили палатки, спальники, тенты.

Спуск  с перевала осуществляли по 12 коротким, но очень крутым серпантинам. Дорога гравийная, на поворотах разбитая, с крупной щебенкой и галькой. Через 4 км спуска, выезжаем на полонину. Отсюда открывается красивый вид на заснеженные вершины Восточных Карпат Украины и Румынии. Подъехали к постройкам пограничного поста. Пограничники нам подсказали нам дорогу на Фошку. Чуть ниже долина, у скамейки, начинается крутой спуск в долину р. Фошка. Отсюда, где-то внизу вдалеке просматривается село. Глинистая дорога, проложена в глубоком жолобе с колеями. Спуск практически невозможен на велосипеде, приходится идти пешком. Далее спуск продолжаем слева от дороги по травянистому склону. Андрей, увлекшись спуском, совершил воздушный полет с трамплина. Отделался небольшими царапинами. Затем дорога делает правый поворот, и мы здесь  попадаем в настоящий ад. Переправляемся вброд через ручей и сворачиваем влево на грунтовую разбитую дорогу с глубокими колеями, заполненными жидким болотом. Раздался голос:

- Эй, начальник, слушай сюда! Шо ми тепер будем делать?

- Ша, цыгане. Начальник будет говорить. Вы спрашиваете шо ми будем делать? Брать болото. Не руками, а ногами! Смотрите на лужи, там как на том камне написано: «Пойдешь вправо – ноги намочишь, пойдешь влево – ноги поломаешь, пойдешь прямо – утонешь. Вперед орёлы!

И мы пошли брать болото. Кто справа, кто слева, но не прямо. Справа крутой мокрый травянистый склон, слева нагромождение длинных бревен. Когда мы вышли на более сухое место, то подсчитали свои потери: только Андрей промочил ноги.

По рассказам местного населения, здесь было сильное наводнение, снесены все мосты, сильные оползни. Девятикилометровое путешествие по селу предоставляет большие трудности: приходится то круто подниматься по разбитой дороге пешком, то круто спускаться, перебираться по хлипким мосткам, преодолевать на велосипедах вброд ручьи и речушки, ехать по щебенчатой дороге. В селе уже построено несколько хороших мостов, укрепляются берега реки Фошка.

Вскоре выезжаем на трассу Селятин – Путила, к окраине села Сергин. У развилки дорог зашли в магазин. А в магазине тушенка. А нам она не надо, у нас она взята на весь поход. Здесь так же идут круглосуточно восстановительные и укрепительные работы берегов реки Путина и автодорог. Не удивительно, но дорога местами в большей степени покрыта щебенкой. Вскоре дорога переходит на левый берег реки Путила по восстановленному мосту, в том месте, где над дорогой нависает огромная скала с осыпями. Далее дорога идет вплоть до городка Путила по левому берегу.

По сообщениям СМИ Путиловский район вместе с его центром сильно пострадали. Несколько разрушенных мостов в Путиле так и не восстановлены.

В поселке набрали воду, посоветовались, где можно остановиться на ночлег. Посоветовали остановиться на реке Сторонец. Но мест подходящих для ночевок здесь практически мало. Все заселено. Поднимались по грунтовой дороге, вдоль реки Сторонец до строящегося моста около 1,5 км. Здесь дорога переходит вброд на другую сторону реки и круто поднимается вверх по берегу к селу Рыжа. Мы перебрались на другую сторону реки вброд или по хлипкому мостику. На правом берегу расположена закрытая база отдыха «Гостиный двор». На территории этой базы остановились на ночлег. Здесь имеются все удобства для отдыха: туалет, место для костровища, ручей с чистой водой, площадка, покрытая травой, столы и лавки. Зото здесь всю ночь было шумно, шла работа бульдозеров планирующих дорогу, ездили груженные самосвалы и другая техника.

За день пройдено – 43 км.

 

Click here61.

Click here62.

Click here63.

Click here64.

Click here65.

 

Click here66.

Click here67.

Click here68.

Click here69.

Click here70.

 

Click here71.

Click here72.

 

8 мая

Утром холодно. Ночью был заморозок, такой, что на палатке образовался лед. Сегодня ожидается очень теплый день, без осадков.

После завтрака, из подручных досок навели переправу, соорудив узкий мостик. Тем же путем вернулись в Путину.  А далее наш путь по щебнистой дороге до с. Усть-Путила. Миновав небольшой поселок Дихтинец. По дороге часто останавливались сфотографироваться на фоне окружающих красот: гор и рек. Особенно там, где река делает крутой поворот влево. Здесь к реке круто спускаются отвесные склоны хребта Ракова.

На перекрестке, в Усть-Путиле, сворачиваем вправо и выезжаем на асфальтированную дорогу, идущую правым берегом реки Черемош. Но вскоре асфальт кончается, начинается щебенка. Здесь, как и на р. Путина идут укрепительные и ремонтные работы. За с. Белоберезка построены 2 понтонных моста на левый берег реки, так как дорога по правому берегу Черемоша сползла во время оползней. Теперь подъем на перевал Нимчич невозможен. По мосту переправляемся на левый берег, минуем пос. Ростоки по пыльной дороге. В районе Подзакаричей  и Межбродами по подвесному мосту переправляемся на левый берег. Ищем место для ночлега. Расположились на песчаном берегу в 20-30 м от воды. Здесь много дров, плавника. Вечер был очень теплым.

Пройдено за день 48 км.

 

9 мая – День Победы

Сегодня у нас полудневка. Хорошо плспали, отдохнули. Днем приводили в порядок велосипеды, снаряжение. Ребята пытались рыбачить, поймали всего одну тюльку. Мимо нас проплыли на катамаране водники из Черновцов. В 1700 часов выходим на маршрут. Перебравшись по подвесному мосту на правый берег, у Александра вдруг залетел задний переключатель в спицы. Ремонтируем, рихтуем. Хорошо, что спицы все целые.

В районе с. Межиброды дорога переходит на левый берег у излучины реки по новому мосту. Здесь над рекой нависает высокая скала, дорога здесь покрыта крупным щебнем. И только от с. Тюдов аж до г. Вижница мы продолжаем путь по асфальту. В поселке Куты пересекли Черемош по большому мосту и въехали на окраину Вижницы, продолжили свой путь к ж.д. вокзалу. Узнав расписание поездов, купив пиццу и пиво, возвращаемся сюда к мосту, где в роще у костра посидели аж до отправки поезда. За 30 гривен проехали до Черновцов. Билет 6 гр. 03 коп. Здесь требуют за провоз велосипедов дополнительную плату. В Черновцы дизель из двух вагонов отправляется в 430 и прибывает на конечный пункт в 7 утра.

 

10 – 11 мая

Сделали экскурсию по городу, ища союз журналистов, побывали в двух редакциях местных газет. Но все напрасно. Сегодня выходной день, даже во многих магазинах. Мы собирались встретиться с журналистами. Чтобы передать им грамоты Одесского союза журналистов в честь 50летия союза журналистов Украины. ведь наш поход посвящен этой годовщине. Убедившись, что это бесполезно, оставшееся время до отхода поезда провели в парке отдыха. В 1553 сели на поезд в Одессу. Прибыли в Одессу в 856 утра. Благополучно доехали на Таировский микрорайон (11 км).

Поход окончен!

 

Итоги туристского спортивного похода, выводы и рекомендации.

1. Заявленная нитка похода и пройденный нами маршрут была составлена согласно «Методике категорирования спортивных велосипедных походов» от 26 февраля 2006 г.

Несмотря на некоторые изменения в нитке маршрута при прохождении маршрут может быть оценен второй категории сложности.

При прохождении маршрута оказалось, что многие дороги в плохом состоянии, и что многие села соединены между собой старой бруковкой или щебенкой и ездить по ним очень сложно и трудно. 80% всех шоссейных дорог проходящих в черте села (3 – 5 км), очень разбиты и их не ремонтируют.

 

2. Меню и запас продуктов, взятых на большую часть маршрута, себя оправдал. Дважды в день готовилась, (а то и трижды) горячая пища. На обеденный перекус всегда был горячий чай. Благодаря складному переносному очагу при малом количестве топлива, в течение 45 мин. Готовился завтрак или ужин из двух блюд. Всегда была горячая вода для мытья посуды.

При необходимости группой докупались продукты в крупных селах и поселках. Необходимо отметить, что мясных консервов на всем протяжении маршрута купить не удалось. Тушенка была только в Каменец – Подольском и в с. Сергии.

 

3. Из поломок велосипедов необходимо отметить: 2 лопнувших корда на шине заднего колеса и одна спица и 5 двойных проколов камер. (На ухабах и ямах камеры раздавливались об обод).

 

4. На маршрутах было несколько падений на малых скоростях на лесных дорогах с глубокими колеями. В одном из случаев была оказана мед. Помощь (повреждена кожа на руке).

 

5. Из специального снаряжения взятого на маршрут необходимо отметить комплект зарядного устройства электронных приборов, (фотоаппарата и мобильных телефонов). Этот комплект состоял из генератора, вмонтированного в переднюю вилку колеса, цифрового вольтметра, двух аккумуляторов по 6V, адаптера с разъемами и карманного компьютера – записной книжки и 3-х карт памяти. Многие приборы были разработаны и изготовлены Александром Шевчуком. Безотказная работа аппаратуры позволила отснять свыше 2х тысяч фотоснимков и несколько видеороликов. Во время похода отказал в работе один из фотоаппаратов.

 

6. Подводя итоги, необходимо отметить, что маршрут довольно сложен в техническом отношении и может быть рекомендован подготовленной в техническом, физическом и моральном отношении группе.

Маршрут спортивного похода очень интересен своим разнообразием, как в эстетическом, так и в познавательном значении.

Здесь можно увидеть глубокие ущелья и равнинные долины, перевалы с серпантинами, леса и быстрые реки, отвесные скалы и пологие склоны, а так же много исторических памятников и городов, замков VIVXVIII в.в. и современную архитектуру церквей и католических костелов, берегинь-каплычек.

Участки похода приобрели опыт передвижения на велосипедах по горным дорогам с разбитым грейдерным покрытием и глубокими колеями, преодоления Заболотных участков местности с грузом и велосипедами, опыт ориентирования на местности, опыт ремонтных работ, повысили свое мастерство, уровень физической подготовки.

По итогам учебного тренировочного похода можно отметить, что участок нашего похода Шепот – пер. Шурдин – Фошки – Сергии – Путила, можно рекомендовать для всех УТП, так как на этом участке все виды естественных препятствий: плохой асфальт, крутые гравийные подъемы и по серпантинам на перевал  и короткие крутые спуски по виражам, травянистым склонам, глубокие колеи грунтовых дорог, броды, глубокие заболоченные лужи, дороги покрытые средним щебнем и т.д. По словам участников похода, первая часть похода (по Подолью) оказалась более сложной, чем в Карпатах из-за сильно пересеченной местности, где набор высоты составил свыше 2000 м. К сожалению, с маршрута на второй день сошли два участника по болезни, не выдержав сложности и быта туристического похода.

Все оставшиеся участники велопохода выдержали походные испытания, получили хороший опыт спортивного велопохода по сложным и тяжелым дорогам и могут быть допущены в дальнейшем к участию в походах до четвертой категории сложности.

7 Рекомендации.

Использующим пройденный маршрут или его часть, следует учесть следующее:

7.1 Поход может проводиться в сроки со второй половины апреля по октябрь включительно. Наиболее благоприятное время прохождения – май и сентябрь, когда температура воздуха наиболее оптимальна, относительно сухо, а осенью имеется много фруктов и овощей.

7.2 Так как вода в реках малопригодна для использования в пищу, каждому участнику необходимо иметь 2 полиэтиленовых емкости по 2 л., для большей автономности группы.

7.3 Маршрут можно начать с любой ж.д. станции веток Одесса – Львов, Одесса – Ковель или Одесса – Черновцы.

7.4 предлагаем включить в маршрут участок национального парка «Подольские Товтры» по р. Збруч. Здесь можно посетить ландшафтный памятник «Медоборы», ряд замков XVIXVIII в. – Кудринцы, Чернокозинцы, Высечка, Скала Подольская, Сидоров, Сатанов, Токи. На правобережье реки Стрипа можно ознакомиться с замками Золотой Поток, Бучач и Подзамочек. Только в тернопольской области находится 22 замка, а в хмельницкой – 8.

Предлагаем приобрести путеводитель «Замки Западной Украины», в котором описаны 69 исторических архитектурных сооружений 8 областей Украины, который облегчит составить маршрут по интересным местам.

7.5 Если продолжить данный маршрут от Сергии на Русскую, а далее – Селятин – пер. Джорголь – Черный или Белый Черемош – Косов – Ив.Франковск, то можно совершить путешествие III к. с. По двум разным районам Подолья и Карпатам.

7.6 Для разработки ниток маршрутов, а так же для ориентирования на местности пригодны топографические карты различных областей масштаба 1:100000 и 1:200000, которые можно приобрести в книжных магазинах или на сайте http://maps.vlasenko.net/.

7.7 Пройденная нами нитка велосипедного маршрута может быть рекомендована для занесения в Единый перечень классифицированных эталонных маршрутов Украины, как эталонный маршрут второй категории сложности.

 



Hosted by uCoz