По Подолью и Буковине
велопоход второй категории сложности
30 апреля - 11 мая 2009г.
Маршрутная книжка 18/09
Руководитель группы: Шевчук Александр Викторович
Организация, проводящая поход
– СТК "Одесса"
Параметры
похода.
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяженность, км. |
Суммарный набор высоты, м. |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
общая |
ходовых дней |
|||||
Велосипед |
Вторая |
499 |
4050 |
11 |
9 |
30 апреля 11 мая |
Район
похода:
Подолье и Буковина
(Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Ивано-Франковская области Украины).
Нитка
маршрута:
Подволочиск – Мыслова –
Туровка – Сатанов – Гусятин –Сидоров - Скала-Подольская – Чорнокозинцы –
Малалевцы – Сурта - Каменец-Подольский – Хотин – Черновцы – Вижница - пер.
Черешенка – Берегомет – Долишный Шепот – пер. Шурдин (
Участники
похода.
№ |
Ф.И.О. |
Обязанности
в походе |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Шевчук
Александр Викторович Шевчук
Виктор Георгиевич Рыбалка
Олег Евгеньевич Есипов
Андрей Юрьевич Иванов
Виталий Витальевич Чалый
Юрий Павлович |
Руководитель Штурман Ремонтник Фотограф Завхоз Ремонтник |
Организация туристского спортивного похода.
Маршрут
путешествия.
При разработке
нитки маршрута за основу была взята часть маршрута по буковинским Карпатам,
начинающаяся из Черновцов, она была разработана еще в прошлом году, но не
пройдена из-за большого половодья.
Основной целью
нашей велосипедной экспедиции была разработка и прохождение предполагаемого
эталонного маршрута второй категории сложности по Подолью и Буковинским
Карпатам, богатых историческими памятниками, дворцами, замками, перевалами и
горными реками.
Частью
экспедиционной работы было: обследование состояния мостов, горных дорог вдоль
рек Серет, Путила, Черемош после наводнения
Наш поход был
еще учебно – тренировочным сбором, по подготовке руководителей велопоходов,
организованного по программе ,,Базовая подготовка" и нес агитационный
характер, был посвящен 50-ю союза журналистов Украины.
Так как этот
поход нес экспедиционный характер, частично, но незначительно приходилось
изменять нитку маршрута, сохраняя категорию сложности.
Транспорт.
Очень удобен
подъезд на маршрут поездом Одесса-Львов, отправляющегося из Одессы в 19-06 и
прибывающего в Подволочиск в 3-53. Из Черновцов поезда на Одессу отправляется
по четным числам в 15-50.
В Вижницу можно
отправиться дизелем в 21-15 с прибытием на конечный пункт в 23-45. Этим же поездом можно отправиться из
Вижницы в 4:50 с прибытием в Черновцы в 7 утра.
Через Гусятин
проходит несколько поездов соединяющих Тернополь и Каменец-Подольский.
Аварийные
выходы с маршрута
Аварийные выходы из любой точки маршрута можно
организовать железной дорогой по направлениям Львов-Одесса, Черновцы-Одесса,
Иванофранковск-Одесса, добравшись к ним на любом грузовом транспорте или
маршрутке.
Предпоходная
подготовка.
В предпоходную
подготовку вошли: комплектование группы, разработка основного и запасного
варианта похода, подготовка походной документации, комплектование ремонтного и
медицинского набора, питания и группового снаряжения.
Особое внимание
уделено физической подготовке участников похода. Было проведено 4 похода
выходного дня и участие в ежегодном велоралли ,,100 км за 10 часов" по
поясу славы.
27 апреля в
областном центре журналистов, в агитационных целях велотуризма, была проведена
пресс-конференция участников вело экспедиции посвященная 50 летию журналистов
Украины, и представителей СМИ. От СМИ участвовало 6 телекомпаний и около 30
журналистов. Отчет о пресс-конференции был представлен на телевидении, радио и
газетах (см. Приложение).
Питание.
Рацион питания
составлялся с учетом того, что весь маршрут проходит по населенной местности.
Для каждого дня были составлены дневные меню, предусматривающие определенный
набор продуктов.
При этом,
горячее питание в большинстве случаев планировалось двухразовым, состоящих из
двух блюд и перекус с чаем в обед. Как показал опыт похода, на данном маршруте
практически везде можно за 1-1,5 часа приготовить горячую пищу.
Для быстрого
приготовления пищи была использована складная печка-очаг (автор Шевчук В.Г.),
на которой в течении 45 минут можно приготовить обед с чаем при минимуме
топлива (хвороста). С чертежами этой печки можно ознакомится в книге ,,По родному
краю на велосипеде", автор В. Шевчук. Одесса – 2007г. Такая организация
питания позволили сохранить нормальную работоспособность на всем протяжении
маршрута.
Специальное
оборудование.
На велосипеде
руководителя похода было установлено переднее колесо с генератором внутри
втулки, а также разработано более усовершенствованное специальное
зарядно-коммутирующее оборудование для двух аккумуляторов по 6 В 4,5 Ач для
подзарядки телефонов и фотоаппаратов.
Благодаря этому
устройству, было отснято свыше 2000 фотоснимков и несколько видеороликов.
График движения.
День пути |
Дата |
№ Участка пути |
Участок пути |
Протя-жен-ность, км |
Чистое ходовое время, мин |
Характер пути, естественные препятствия, опасные
участки |
Метеоусловия |
1 |
30.04 |
1 |
Таирово-Одесса Главная |
11 |
38 мин. |
Асфальт |
Солнечно |
2 |
Одесса-Подволочиск |
|
|
|
|
||
2 |
1.05 |
1 |
Подволочиск-Окружная
дорога-Мыслова-Ореховец-Рожиск-Туровка |
22 |
2 ч. |
Асфальт, разбитый асфальт,
усыпанный спиленными ветками. |
t=12° |
2 |
Туровка-Красное-Сатанов |
22 |
2 ч. |
Сильно разбитая дорога,
грейдеры со щебенкой, крутые подъемы, асфальт. |
Переменная облачность t=12° |
||
3 |
Сатанов-Вився-Закупное-развилка
на Гусятин-Карбитный завод-перелесок |
30 |
2 ч. 40 мин. |
Плохой асфальт, хороший
асфальт, грунтовая дорога |
Облачно t=16-18° |
||
3 |
2.05 |
1 |
Перелесок-Ольховцы-Гусятин-Суходол-Сидоров-Коцюбинчики |
32 |
3 ч. 15 мин. |
Грунтовая полевая дорога,
грязь, асфальт, разбитый асфальт, грунтовая дорога, брод через речку, полевая
дорога |
Солнечно t=20-23° |
2 |
Коцюбинчики-Бесиры-Бурдяковцы-Скала-Подольская-р.
Збруч |
20 |
2ч. 05 мин. |
Разбитая дорога, асфальт. |
Солнечно t=20-23° |
||
4 |
3.05 |
|
р. Збруч-Гуков-Чернокозинцы-Мысловцы-Вольное-Рихта-Суржа |
68 |
6 ч. 20 мин. |
Асфальт, щебенка, разбитый
асфальт, гравийная дорога, крутая грунтовая дорога, разбитая грунтовая
дорога, щебенка, асфальт |
Солнечно t=21-23° |
5 |
4.05 |
|
Суржа-Должок-Каменец-Подольский-Жванец-Хотин |
50 |
3 ч. |
Лесная грунтовая дорога,
асфальт, бруковка, асфальт, грунтовая дорога. |
Ясно t=23-25° |
6 |
5.05 |
1 |
Хотин-Недобоевцы-Диновцы-Припрутье-Баяны-Магала-Черновцы |
70 |
5 ч. |
Асфальт |
Ясно t=20-23° |
2 |
Черновцы-Вижница (поезд) |
|
|||||
7 |
6.05 |
|
Вижница-пер.
Черешенка-Берегомет-Долишный Шепот (Шепот)-Правый приток р. Сирет |
46 |
4 ч. |
Асфальт, грунтовая дорога |
Переменная облачность, кратковременный дождь, ночью
дождь. |
8 |
7.05 |
|
Правый приток р.
Сирет-Шепот-пер. Шурдин ( с. Сергии-Путила |
43 |
7 ч. |
Грунтовая дорога, 12%
подъем, грейдерная дорога, глубокие колеи грунтовой дороги, травяной склон,
броды, раскисшая дорога, глубокие лужи, щебенка, брод. |
Ясно t=20-25° |
9 |
8.05 |
|
Путила-Дихтинец-Усть-Путила-Ростоки-Подзахаричи |
48 |
3 ч. 25 мин. |
Щебенка, разбитый асфальт,
щебенка, асфальт |
Ясно t=23-25° |
10 |
9.05 |
|
Подзахаричи-Вел.
Рожин-Тюдов-Куты-Вижница |
16 |
1 ч. 10 мин. |
Щебенка, асфальт |
Ясно t=25-28° |
11 |
10.05 |
1 |
Вижница-Черновцы (поезд) |
ночь |
|||
2 |
Черновцы-Одесса |
10 |
3 ч. |
Бруковка |
Ясно t=25-28° ночь |
||
12 |
11.05 |
|
Одесса-Главная-Таирово |
11 |
40 мин. |
Асфальт |
Ясно t=20° |
Всего:
Техническое описание маршрута.
30
апреля – 1 мая
Сбор группы на улице Ак. Вильямса 67 в 1730.
Благо все пятеро «велоцыган» (так себя назвала молодежь) проживают на одном
«хуторе» - Таировский жил массив. До жд. Вокзала (
В 745 вышли на маршрут. От жд. Вокзала
сворачиваем вправо на центральную асфальтовую дорогу, ведущую нас через город и
которая через 3х километрового подъема выводит нас на окружную
трассу Тернополь – Хмельницкий. Сворачиваем влево и через
Замок в Сатанове – еще одно звено вдлинной цепи
Подольских замков, которые должны были охранять нашу землю от татарских орд.
Первое упоминание о Сатанове появилось в исторических документах в
Несмотря на усилия владельцев, замок не стал надежной
защитой. Его часто занимали татары. Но твердыню восстанавливали, развивался и
город. Из становских мещан происходит известный бунтарь XVI в. Северин Наливайко. Трудным для Cатанова становится XVII в. В
«Велоцигане» облазили
и сфотографировали все уголки остатков замка. Теперь наш путь на
иванковцы. Если вернуться назад до первого поворота асфальтированной дороги влево,
то этой дорогой можно попасть в село Иванковцы. Но нам местные аборигены, все в
один голос заявили, что лучше ехать прямо ( окружной путь) до развилки. Едем мы
Проехали за день
2 мая
Подъем общий в 6 ч. утра (как и в следующие дни).
Пасмурно, возможно будет дождь. После завтрака, Олег
Белоусов и Лена Вернигора изъявили желание вернуться в Одессу, сославшись на
недомогание (вчера они были в отстающих). Вышли в 915 уже под
дождем. Вчерашнюю дорогу за ночь распахали трактора. Пришлось идти
За Гусятином начинается крутой подъем и спуск к с.
Суходол.Два последующих подъема и спуск приводят «велоцыган» к развилке в с.
Сидоров. В поселке есть интересные памятники XVI – XVII века: средневековый действующий костел и
остатки замка, расположенные на излучине р. Суходол. Поход к замку затруднен.
Мы полюбовались остатками замка издалека.
Замок возведен на холме, окруженном с трех
сторон оврагами, по которым протекает стремительный ручей. Фортификации тут
построил в первой половине XVII столетия гетман Мартин Калиновский. Это должен был быть не только
пункт обороны, но и резиденция, достойная богатого черниговского воеводы.
Крепость, напоминающая корабль, словно выплывает из-за холма. У нее сложная
удлиненная форма, что объясняется конфигурацией территории. В 1672 году замок
захватили и уничтожили турки. В 1675 году их изгнали, а замок отстроили. Но турки еще не раз возвращались
сюда, неся разорение. Они были настолько навязчивыми, свои набеги совершали с
такой систематической настойчивостью, что гарнизон замка решил, что лучше будет
оставить твердыню и перебраться в Теребовлю. Замок «ожил» в 1718 году благодаря
Мартину Калиновскому.
В XIX веке замок превратили в величественные
руины. В 1939 году советские войска подорвали замок, чтобы уничтожить этот
«бастион феодолизма». Взрыв был мощным. Но когда рассеялся дым, увидели, что
руины стоят, как и стояли. Так стоят они и сегодня.
Продолжаем путь по селу по грунтовой
дороге с лужами на край села. За последним двором вправо уходит вверх по
косогору крутая грунтовая дорога. Подъем преодолеваем пешком до первой развилки
дороги на с. Зеленое. Мы едем прямо и вскоре круто спускаемся к броду небольшой
речке. Перейдя речку вброд, шириной 5-
Далее крутая грунтовка теряется в траве.
Делаем разведку. Огибая влево зеленое поле. Находим грунтовую дорогу, которая
привела нас к могиле с липой и калиной. После могилы поворачиваем влево и
вскоре после крутого спуска и подъема под ЛЭП, дорога выводит нас к окраине
села Коцюбинчики. Разбитая дорога (
Скала-Подольская – это тихая
провинциальная местность, где почти ничто не напоминает о той важной
исторической роли . которую она играла. Дело в том, что на протяжении столетий Скала,
размещенная на торговом пути, что вел из Крыма через Каменец-Подольский к
Львову и Кракову, была одним из стратегических пунктов древнего Подолья.
Свидетели этих событий – развалины замка, которые поднимаются на крутой скале
над Збручем.
Известно, что уже в начале XIV в. здесь была оборонная
деревянно-земляная крепость, построенная на месте древнерусского городища.
Литовские князья Кориатовичи, которые с
Несмотря на высокие оборонные способности,
Скалу неоднократно брали разные завоеватели. В 1538 году замок взяли волохи;
потом, в 1648 году – казаки, в 1657 году семиградский князь Д’ердь Ракоци;
неоднократно его атаковали татары и турки. В конце XVII в. крепость постепенно теряет свое
оборонное значение. В начале XVIII в. Адам Тарло построил на территории замка роскошный двухэтажный
дворец. В начале XIX
в. замок был очень поврежден, после чего уже не восстанавливался. До наших дней
сохранились руины Пороховой башни, фрагменты стен и дворца.
После осмотра и ознокомлением экскурсионного
объекта, выезжаем за пределы городка и недалеко от моста через реку Збруч, мы
разбиваем лагерь на правом берегу, любимом месте местных рыбаков. Здесь есть небольшая лесопосадка.
Пытались рыбачить но все напрасно.
За день пройдено
3 мая
Сегодня теплое, солнечное утро.
На подъеме, за мостом, мы встретили 5
велотуристов из Запорожья. Хорошая дорога идет сквозь красивый лес к большому
лесу Гуков. В
Еще одна из почти забытых теперь
подольских крепостей, густая линия которых составляла когда-то мощь и силу
«оплота христианства». Чернокозинцы издавна были собственностью каменецкого
католического епископства. Следовательно
и замок здесь был частной собственностью, епископский. Чернокозинцы находились
на татарском Волошском пути.
Набеги татарских орд были частыми. В
начале XVI в. они происходили
почти каждый год. Самым страшным татарский набег в
С середины XVIII ст. Чернокозинцы были только резиденцией
епископа, наверное, не очень удобной, потому что вскоре каменецкие отцы
построили для себя возле основания Замковой горы новый дворец. Но уже в
Ознакомившись с руинами замка и
полюбовавшись красивыми видами долины реки, мы отправились в путь. Поколесив
немного по селу, поднимались пешком по очень крутой сильно разбитой грунтовой
дороге к церкви, расположенной на крутом косогоре. Дорога продолжает идти прямо
в сторону леса. Ты туда не ходи, ты сюда ходи! Мы сворачиваем влево, оставляя
церковь справа. Отсюда влево уходит грунтовая дорога с глубокими колеями к
излучине р. Збруч, а далее к селу Маливцы. На излучине реки, на удобной поляне
расположились на обед. Вода в реке грязная, красноватого цвета. Пообедав,
посушив вещи и немного отдохнув, снова отправились в путь в 1500.
Преодолев несколько крутых подъемов, с осторожностью двинулись по глубоким
колеям, заполненным водой. Через
На автобусной остановке, у дома
душевнобольных, мы сворачиваем влево на щебенчатую дорогу, а далее круто
поворачиваем вправо и вскоре выходим к хорошему шоссе. Здесь на развилке опять
встретили запорожских велотуристов. Обменялись адресами, они у нас приобрели на
память книгу «По родному краю на велосипеде».
Далее путь продолжаем по шоссе Кудринцы -
Каменец-Подольский до села Суржа. Проехали небольшие села Вольное и Рыхта,
преодолев на этом участке 2 крутых подъема и 3 спуска. В Сурже заправились
водой, узнали дорогу на озеро, на котором мы решили остановиться на ночлег.
Здесь на правом берегу, на большой лесной поляне среди сосен, собралось много
автолюбителей на маевку. Но с наступлением темноты. Мы остались одни хозяевами
этой поляне. Рыбалка оказалась неудачной.
Пройдено за день
4 мая
От места ночевки продолжаем путь по лесной
дороге вдоль дачного поселка. Утро ясное и теплое. Через
Весь старый город вымощен гладкой
бруковкой. Старый замок построен в первой половине 16-го века Корнатовичами.
Место расположения очень уникальное. Замок возведен там, где речка Смотрич
обазует петлю, обтекая высокую скалистую гору, что соединяется с городом тонкой
полоской скалы, на которой построен так называемый Турецкий мост.
Дорога (бруковка) на Хотин идет через
Турецкий мост и обходя крепость с правой стороны поднимается круто вверх.
Непосредственно перед выходом на маршрут, группа сделала экскурсию по старой
крепости. Билет – 8 гр.
Обогнув крепость, дорога сворачивает
влево, и дальнейший наш путь идет прямо уже через село Зиньковцы, где мы
остановились у небольшого кафе «Горячие пирожки». Здесь мы немного перекусили и
продолжили путь в Хотин по шоссе Н-03. Местность немного волнистая, а от села
Говриловцы начался спуск в долину р. Днестр,
к селу Жванец (
Перебрались по мосту на правый берег в с.
Атаки. отсюда начался крутой подъем в г. Хотин Черновицкой области. При
подъезде к развилке дорог, у родника, мы пополнили запасы воды.
На развилке, вправо, дорога уходит на
Черновцы, прямо - в центр Хотина, левая – к крепости(
Ознакомившись
с архитектурой крепости, мы вернулись к роднику. Решили остановиться на ночлег
на реке Днестр и по возможности порыбачить. На ночлег мы отправились к реке по
грунтовой дороге мимо кладбища, расположенного напротив родника (около
Пройдено за день –
5 мая – день прессы
Утро прекрасное, тепло и солнечно.
Плотненько позавтракав, пешком вернулись к роднику. Преодолев крутой подъем. От
родника в центр города Хотин, мы преодолеваем еще один тягун. Поколесив немного
по городу «велоцигане» выезжают на черновицкую трассу М-20 (А-269). Как-то
незаметно пролетели
Уже в селе Недобоевцы, дорога резко
поворачивает влево, на юго-запад, и продолжает бежать по водоразделу рек Рынгач
и Черлена, притоков реки Прут. За селом Диновцы, среди голых полей, начались
лопаться камеры заднего колеса у Юры Чалого. Оказалось, что корд покрышки
прохудился и камера вылазила из-под корда. До села Припрутье, несколько раз
ремонтировались. В этом большом селе, селе мастеров-кузнецов и художников,
возле каждого двора устраиваются выставки-продажи кузнецкого искусства, дверей,
окон, оберегов и колодцев. И в этом селе покрышек для велосипда не оказалось.
Решили выслать в Черновцы авангард велотуристов для поиска покрышек. Остальной
участок до Черновцов идет по хорошей дороге, но сильно оживленной. Минуя с.
Бояны, Магала к клеверному мосту (
За день было пройдено
6 мая
Успели приготовить завтрак как утром пошел
небольшой дождь. Накрыв велосипеды и накинув плащи, мы тронулись в путь.
Перешли ж.д. пути, свернули влево и по набережной р. Черемош доехали до
развилки на Берегомет (
Так и незаметно поднялись на перевал
Черешенки (
Продолжаем свое путешествие, уже теперь,
по долине реки Сирет. Сравнительно хорошее шоссе плавно поднимается вверх по
долине. Вокруг красивые очертания окружающих лесных гор. Местами видны следы
прошлогоднего наводнения. Сейчас в этих местах идут укрепительный работы.
Берегомот плавно переходит в село Лопушное. А через 5-
За день проехали
7 мая – день радио
Под утро пошел дождь, немного залил одну
палатку. Но вскоре выглянуло солнце, стало теплее. Подсушили тенты, приготовили
завтрак, собрались и продолжили свое путешествие. Сегодня необходимо преодолеть
перевал Шурдин. В село Шепот возвращались тем же путем. На окраине села, у
конечной автобусной остановки, оканчивается асфальт. Отсюда начинается 11
километровый подъем на перевал. Крутой 12% подъем идет по смешанному лесу.
Мелкогравийная дорога поднимается на перевал по длинным серпантинам, которых
насчитывается 12. Подъем занял 3 часа. Местами приходилось идти пешком. На всем
протяжении подъема нам не встречался ни один родник. Только под самым
перевалом, слева у дороги, есть хороший благоустроенный родник. Перевал Шурдин
высотою 1179м, представляет собою широкую седловину, на которой находится
несколько построек – беседка, ларек, переносной пограничный шлагбаум. Вдоль
седловины , среди елей, сохранились окопы времен ВОВ. Перевал назван в честь
русского военного инженера Шурдина, построившего дорогу через перевал еще в
австрийскую войну.
1230. Решили остановиться на
обед, ведь место очень удобное, красивое. Жарко. Посушили палатки, спальники,
тенты.
Спуск
с перевала осуществляли по 12 коротким, но очень крутым серпантинам.
Дорога гравийная, на поворотах разбитая, с крупной щебенкой и галькой. Через
- Эй, начальник, слушай сюда! Шо ми тепер
будем делать?
- Ша, цыгане. Начальник будет говорить. Вы
спрашиваете шо ми будем делать? Брать болото. Не руками, а ногами! Смотрите на
лужи, там как на том камне написано: «Пойдешь вправо – ноги намочишь, пойдешь влево
– ноги поломаешь, пойдешь прямо – утонешь. Вперед орёлы!
И мы пошли брать болото. Кто справа, кто
слева, но не прямо. Справа крутой мокрый травянистый склон, слева нагромождение
длинных бревен. Когда мы вышли на более сухое место, то подсчитали свои потери:
только Андрей промочил ноги.
По рассказам местного населения, здесь
было сильное наводнение, снесены все мосты, сильные оползни. Девятикилометровое
путешествие по селу предоставляет большие трудности: приходится то круто
подниматься по разбитой дороге пешком, то круто спускаться, перебираться по
хлипким мосткам, преодолевать на велосипедах вброд ручьи и речушки, ехать по
щебенчатой дороге. В селе уже построено несколько хороших мостов, укрепляются
берега реки Фошка.
Вскоре выезжаем на трассу Селятин –
Путила, к окраине села Сергин. У развилки дорог зашли в магазин. А в магазине
тушенка. А нам она не надо, у нас она взята на весь поход. Здесь так же идут
круглосуточно восстановительные и укрепительные работы берегов реки Путина и
автодорог. Не удивительно, но дорога местами в большей степени покрыта
щебенкой. Вскоре дорога переходит на левый берег реки Путила по
восстановленному мосту, в том месте, где над дорогой нависает огромная скала с
осыпями. Далее дорога идет вплоть до городка Путила по левому берегу.
По сообщениям СМИ Путиловский район вместе
с его центром сильно пострадали. Несколько разрушенных мостов в Путиле так и не
восстановлены.
В поселке набрали воду, посоветовались,
где можно остановиться на ночлег. Посоветовали остановиться на реке Сторонец.
Но мест подходящих для ночевок здесь практически мало. Все заселено.
Поднимались по грунтовой дороге, вдоль реки Сторонец до строящегося моста около
За день пройдено –
8 мая
Утром холодно. Ночью был заморозок, такой,
что на палатке образовался лед. Сегодня ожидается очень теплый день, без
осадков.
После завтрака, из подручных досок навели
переправу, соорудив узкий мостик. Тем же путем вернулись в Путину. А далее наш путь по щебнистой дороге до с.
Усть-Путила. Миновав небольшой поселок Дихтинец. По дороге часто
останавливались сфотографироваться на фоне окружающих красот: гор и рек.
Особенно там, где река делает крутой поворот влево. Здесь к реке круто
спускаются отвесные склоны хребта Ракова.
На перекрестке, в Усть-Путиле, сворачиваем
вправо и выезжаем на асфальтированную дорогу, идущую правым берегом реки
Черемош. Но вскоре асфальт кончается, начинается щебенка. Здесь, как и на р.
Путина идут укрепительные и ремонтные работы. За с. Белоберезка построены 2
понтонных моста на левый берег реки, так как дорога по правому берегу Черемоша
сползла во время оползней. Теперь подъем на перевал Нимчич невозможен. По мосту
переправляемся на левый берег, минуем пос. Ростоки по пыльной дороге. В районе
Подзакаричей и Межбродами по подвесному
мосту переправляемся на левый берег. Ищем место для ночлега. Расположились на
песчаном берегу в 20-
Пройдено за день
9 мая – День Победы
Сегодня у нас полудневка. Хорошо плспали,
отдохнули. Днем приводили в порядок велосипеды, снаряжение. Ребята пытались
рыбачить, поймали всего одну тюльку. Мимо нас проплыли на катамаране водники из
Черновцов. В 1700 часов выходим на маршрут. Перебравшись по
подвесному мосту на правый берег, у Александра вдруг залетел задний
переключатель в спицы. Ремонтируем, рихтуем. Хорошо, что спицы все целые.
В районе с. Межиброды дорога переходит на
левый берег у излучины реки по новому мосту. Здесь над рекой нависает высокая
скала, дорога здесь покрыта крупным щебнем. И только от с. Тюдов аж до г.
Вижница мы продолжаем путь по асфальту. В поселке Куты пересекли Черемош по
большому мосту и въехали на окраину Вижницы, продолжили свой путь к ж.д.
вокзалу. Узнав расписание поездов, купив пиццу и пиво, возвращаемся сюда к
мосту, где в роще у костра посидели аж до отправки поезда. За 30 гривен
проехали до Черновцов. Билет 6 гр. 03 коп. Здесь требуют за провоз велосипедов
дополнительную плату. В Черновцы дизель из двух вагонов отправляется в 430
и прибывает на конечный пункт в 7 утра.
10 – 11 мая
Сделали экскурсию по городу, ища союз
журналистов, побывали в двух редакциях местных газет. Но все напрасно. Сегодня
выходной день, даже во многих магазинах. Мы собирались встретиться с
журналистами. Чтобы передать им грамоты Одесского союза журналистов в честь
50летия союза журналистов Украины. ведь наш поход посвящен этой годовщине.
Убедившись, что это бесполезно, оставшееся время до отхода поезда провели в
парке отдыха. В 1553 сели на поезд в Одессу. Прибыли в Одессу в 856
утра. Благополучно доехали на Таировский микрорайон (
Поход окончен!
Итоги туристского спортивного похода,
выводы и рекомендации.
1. Заявленная нитка похода и пройденный
нами маршрут была составлена согласно «Методике категорирования спортивных
велосипедных походов» от 26 февраля
Несмотря на некоторые изменения в нитке
маршрута при прохождении маршрут может быть оценен второй категории сложности.
При прохождении маршрута оказалось, что
многие дороги в плохом состоянии, и что многие села соединены между собой
старой бруковкой или щебенкой и ездить по ним очень сложно и трудно. 80% всех
шоссейных дорог проходящих в черте села (3 –
2. Меню и запас продуктов, взятых на
большую часть маршрута, себя оправдал. Дважды в день готовилась, (а то и трижды)
горячая пища. На обеденный перекус всегда был горячий чай. Благодаря складному
переносному очагу при малом количестве топлива, в течение 45 мин. Готовился
завтрак или ужин из двух блюд. Всегда была горячая вода для мытья посуды.
При необходимости группой докупались
продукты в крупных селах и поселках. Необходимо отметить, что мясных консервов
на всем протяжении маршрута купить не удалось. Тушенка была только в Каменец –
Подольском и в с. Сергии.
3. Из поломок велосипедов необходимо
отметить: 2 лопнувших корда на шине заднего колеса и одна спица и 5 двойных
проколов камер. (На ухабах и ямах камеры раздавливались об обод).
4. На маршрутах было несколько падений на
малых скоростях на лесных дорогах с глубокими колеями. В одном из случаев была
оказана мед. Помощь (повреждена кожа на руке).
5. Из специального снаряжения взятого на
маршрут необходимо отметить комплект зарядного устройства электронных приборов,
(фотоаппарата и мобильных телефонов). Этот комплект состоял из генератора,
вмонтированного в переднюю вилку колеса, цифрового вольтметра, двух
аккумуляторов по 6V,
адаптера с разъемами и карманного компьютера – записной книжки и 3-х карт
памяти. Многие приборы были разработаны и изготовлены Александром Шевчуком.
Безотказная работа аппаратуры позволила отснять свыше 2х тысяч фотоснимков и
несколько видеороликов. Во время похода отказал в работе один из фотоаппаратов.
6. Подводя итоги, необходимо отметить, что
маршрут довольно сложен в техническом отношении и может быть рекомендован
подготовленной в техническом, физическом и моральном отношении группе.
Маршрут спортивного похода очень интересен
своим разнообразием, как в эстетическом, так и в познавательном значении.
Здесь можно увидеть глубокие ущелья и
равнинные долины, перевалы с серпантинами, леса и быстрые реки, отвесные скалы
и пологие склоны, а так же много исторических памятников и городов, замков VIV – XVIII в.в. и современную архитектуру церквей и
католических костелов, берегинь-каплычек.
Участки похода приобрели опыт передвижения
на велосипедах по горным дорогам с разбитым грейдерным покрытием и глубокими
колеями, преодоления Заболотных участков местности с грузом и велосипедами,
опыт ориентирования на местности, опыт ремонтных работ, повысили свое
мастерство, уровень физической подготовки.
По итогам учебного тренировочного похода
можно отметить, что участок нашего похода Шепот – пер. Шурдин – Фошки – Сергии
– Путила, можно рекомендовать для всех УТП, так как на этом участке все виды
естественных препятствий: плохой асфальт, крутые гравийные подъемы и по
серпантинам на перевал и короткие крутые
спуски по виражам, травянистым склонам, глубокие колеи грунтовых дорог, броды,
глубокие заболоченные лужи, дороги покрытые средним щебнем и т.д. По словам
участников похода, первая часть похода (по Подолью) оказалась более сложной,
чем в Карпатах из-за сильно пересеченной местности, где набор высоты составил
свыше
Все оставшиеся участники велопохода
выдержали походные испытания, получили хороший опыт спортивного велопохода по
сложным и тяжелым дорогам и могут быть допущены в дальнейшем к участию в
походах до четвертой категории сложности.
7
Рекомендации.
Использующим пройденный маршрут или его
часть, следует учесть следующее:
7.1 Поход может проводиться в сроки со
второй половины апреля по октябрь включительно. Наиболее благоприятное время
прохождения – май и сентябрь, когда температура воздуха наиболее оптимальна,
относительно сухо, а осенью имеется много фруктов и овощей.
7.2 Так как вода в реках малопригодна для
использования в пищу, каждому участнику необходимо иметь 2 полиэтиленовых
емкости по
7.3 Маршрут можно начать с любой ж.д.
станции веток Одесса – Львов, Одесса – Ковель или Одесса – Черновцы.
7.4 предлагаем включить в маршрут участок
национального парка «Подольские Товтры» по р. Збруч. Здесь можно посетить
ландшафтный памятник «Медоборы», ряд замков XVI – XVIII в. – Кудринцы, Чернокозинцы, Высечка,
Скала Подольская, Сидоров, Сатанов, Токи. На правобережье реки Стрипа можно
ознакомиться с замками Золотой Поток, Бучач и Подзамочек. Только в
тернопольской области находится 22 замка, а в хмельницкой – 8.
Предлагаем приобрести путеводитель «Замки
Западной Украины», в котором описаны 69 исторических архитектурных сооружений 8
областей Украины, который облегчит составить маршрут по интересным местам.
7.5 Если продолжить данный маршрут от
Сергии на Русскую, а далее – Селятин – пер. Джорголь – Черный или Белый Черемош
– Косов – Ив.Франковск, то можно совершить путешествие III к. с. По двум разным районам Подолья и
Карпатам.
7.6 Для разработки ниток маршрутов, а так
же для ориентирования на местности пригодны топографические карты различных
областей масштаба 1:100000 и 1:200000, которые можно приобрести в книжных
магазинах или на сайте http://maps.vlasenko.net/.
7.7 Пройденная нами нитка велосипедного
маршрута может быть рекомендована для занесения в Единый перечень
классифицированных эталонных маршрутов Украины, как эталонный маршрут второй
категории сложности.