К перечню велопоходов

Спортивный туристский клуб «Одесса»

 

ОТЧЕТ

о велосипедном туристском спортивном походе

третьей категории сложности по Центральной Украине 

(Черниговская, Киевская, Черкассая области),

совершенном с 10 по 23 августа 2007 г.

 

 

Маршрутная книжка № 50/007

Руководитель группы – Ковтун. В.Д

 

Справочные данные о туристском спортивном походе

 

1.1. Организация – спортивный туристский клуб «Одесса»

 

1.2. Параметры похода.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

Срок проведения

Общая

Ходовых дней

Велосипедный

Третья

Планируемая

(по карте) - 709

Пройдено фактически – 664

14

12 +

1 полудневка

+1 дневка

10 – 23 августа 2007 года

 

1.3. Район похода – Черниговская, Киевская, Черкасская области Украины

 

1.4. Нитка маршрута:

 Чернигов – Моровск – Погребы – Киев – Украинка – Ржищев – Триполье – Малый Букрин – Каневские горы – Масловка – Степанцы – Софиевка – Будище – Сокирно – Массив Мошногорье – Малое  Староселье – Смела – Геронимовка – Сокирно - Черкассы

Схема маршрута

 

1.5. Сведения об участниках похода

1. Ковтун Валерий Дмитриевич            1951     руководитель

2. Штытева Ольга Васильевна            1961     этнограф

3. Ковтун Диана Валерьевна                1990     фотограф

4. Дорофеев Даниил Викторович          1988     ремнаборщик

5. Трутнева Ирина Сергеевна               1987     медик

6. Трутнева Екатерина Сергеевна        1988     запевала

7. Штытев Андрей Анатольевич            1993     костровой

8. Дурнова Татьяна Валерьевна           1989     участник

9. Штытева Елена Анатольевна            1986     эколог

 

1.6. Место хранения отчета

Отчет находится в Одесском городском клубе туристов

 

1.7. Место рассмотрения похода

МКК Одесской областной федерации туризма

 

2. Содержание отчета

2.1. Общая идея похода, его необычность, новизна.

Каждый новый поход убеждает нас в огромном туристском потенциале этого района. Здесь сконцентрировано большое количество интересных природных объектов, памятников истории и культуры. Рельеф Черниговской области хоть и не славится значительными перепадами высот, но зато очень разнообразен: лесные, полевые дороги, болотистые участки, значительных размеров луга, живописные берега Десны и ее притоков.  Очень зеленый район. Сам Чернигов – один из важнейших центров украинской культуры и истории со времен Киевской Руси, знакомство с Черниговом весьма впечатляет! Киев, без сомнения, поражает количеством культурно-исторических памятников. Надо только выбрать что смотреть.

Правый берег Днепра в пределах Киевской области интересен как цитадель трипольской культуры (музей в с. Триполье), многочисленные археологические памятники и раскопанные городища трипольской цивилизации. Очень интересно.

Красивый и живописный район – Каневские горы, значительные перепады высот, настоящие леса, крутые дороги, весьма изрезанный рельеф. Очень способствует развитию техники езды на велосипеде. Но совершенно уникальный район – это массив Мошногорье. 70 километров дремучих лесов, заброшенных дорог, старых оврагов. Крутые спуски и подъемы, участки лесоповала – вобщем настоящий дикий уголок. Далее на юг через Смелу до Чигирина тянется зеленый пояс настоящих лесов. Под Чигирином – целый комплекс этнографических и истрических памятников и заказников, в том числе «гетьманская столица». И конечно Днепр. Хорош, как говорится, при любой погоде! 

 

 

 

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

Подъезд к началу маршрута можно  осуществить поездом  Одесса – Чернигов, но он приходит в Чернигов ночью. Можно ехать до Киева и дальше пересесть на электричку до Чернигова (к обеду будете в Чернигове). Можно ехать московским поездом до Конотопа, там пересесть на электричку до Нежина, в Нежине пересесть на электричку до Чернигова (будете к обеду).

Отъезд из конечного пункта маршрута – г. Черкасс – проходящим поездом до Одессы, в Одессе рано утром.

 

2.3. Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты

При аварийном выходе с маршрута можно уехать автотранспортом до Чернигова, Киева, Белой церкви, Черкасс с последующим выездом в Одессу по железной дороге.

Запасные варианты. Более половины маршрута было запланировано проехать по дорогам с твердым покрытием.   Но значительная часть маршрута пролегает по лесным и полевым дорогам и тропам вдоль долины Десны, Днепра, Ирдыни, а также по холмистой местности Каневских гор и массива Мошногорья. В случае непогоды эти участки могут оказаться труднопроходимыми. В этом случае предусмотрен объезд участков по асфальтовым дорогам, идущим параллельно основному маршруту.

 

2.4. Изменения маршрута

Весь маршрут пройден по основному варианту.

Участок Смела-Чигирин еркассы был сокращен в связи с недостатком времени

 

2.5. График движения и характеристика участков маршрута

 

Дата

Участок маршрута

Км

Участок дороги

Км

Характеристика

10.08.

Чернигов – р. Вереб

21

Чернигов – Радяньска Слобода

7

трасса, хороший асфальт, ровная местность

 

 

 

Р.Слобода – Киянка – мост через речку Вереб

14

асф. среднего качества, слабая пересеченка

11.08

Р. Вереб – ресна

70

Мост – с. Андреевка

12

асф. Среднего качества, слабая пересеченка

 

 

 

АндреевкаКовпыта

12

полевая дорога, постоянные участки песка

 

 

 

Ковпыта – Ревунов Круг

6

бетонка с разрушенными стыками

 

 

 

Ревунов Круг– полигон

3

бетонка, отличный асфальт, ровная местность

 

 

 

Полигон – Бондарево болото

20

полевая по траве, много песчаных участков

 

 

 

Бондарево болото – Моровск

14

территория танкодрома, сплошные пески

 

 

 

Моровск – берег р. Десна

3

полевая с участками песка, ровная местность

12.08

Берег р. Десна – военная база «Десна»

58

Берег р. Десна – трасса Чернигов - Киев

4

полевая с участками луга

 

 

 

Моровскс. Рудня

4

асфальт хорошего качества, слабая пересеченка

 

 

 

Рудня – Лошаковая Гута

20

лесная с песком (12), асфальт (8)

 

 

 

Лошаковая Гута – терр. танкодрома

14

лесная дорога, глубокие пески, ровная местность

 

 

 

Танкодром – Киевская трасса

7

сплошные, перепаханные танками пески

 

 

 

Киевская трасса – г. Десна

5

асфальт хорошего качества, бетонка

 

 

 

г. Десна – берег р. Десна

4

полевая с участками песка

13.08

В.б. «Десна» - р. Любич

47

Берег р. Десна – Киевская трасса

4

полевая

 

 

 

г. Десна – г. Остер

18

трасса хорошего качества, слабая пересеченка

 

 

 

г. Остер – с. Соболевка

22

трасса хорошего качества, слабая пересеченка

 

 

 

с. Соболевка – берег р. Любич

3

полевая

14.08

Р. Любич – ж/м Лесной г. Киева

41

Берег реки Любич – с. Пухивка

14

полевая с участками луга

 

 

 

ПухивкаПогребы

12

асфальт хорошего качества, слабая пересеченка

 

 

 

Погребы – ж/м Троещина

10

асфальт хорошего качества, слабая пересеченка

 

 

 

Ж/м Троещина

ж/м Лесной(Киев)

5

лесная, ровная местность

15.08

Дневка

 

 

 

 

16.08

Ж/м Лесной – Триполье

63

Ж/м Лесной центр Киева - п. Украинка

50

асфальт хорошего качества, бетонка, слабая пересеч.

 

 

 

Украинка – Триполье

6

асфальт среднего качества, слабая пересеченка

 

 

 

Триполье – безымянное озеро

7

полевая, умеренная пересеченка

17.08

Триполье

Балыко-Щучинка

56

Озеро – с. Стретовка

15

полевая, заросшая, глубокая грязь, лужи

 

 

 

Стретовка – озеро

8

луговая, высокая трава, умеренная пересеченка

 

 

 

Озеро – Вороновка

6

грунтовая, старый шлях, слабая пересечененка

 

 

 

ВороновкаРжищев

13

полевая, умеренная пересеченка

 

 

 

Ржищев – с. Балыко-Щучинка

11

асфальт хор. качества, значительная пересеченка

 

 

 

Б.Щучинка – берег Днепра

3

полевая, лесная, сильная пересеченка

18.08

Балыко-ЩучинкаМасловка

55

Берег Днепра – х. Ходорово

7

полевая, значительная пересеченка

 

 

 

Ходорово – Малый Букрин

6

лесная, местами грунтасфальт, значительная пересеч.

 

 

 

М. Букрин  - Ромашки

8

асф. хорошего качества, значительная пересеченка

 

 

 

Ромашки – Шандра

22

асф. хор. качества, значительная пересеченка

 

 

 

ШандраМасловка

12

асф. хорош. качества, умеренная пересеченка

19.08

МасловкаСокирно

76

Масловка – Степанцы

12

трасса, асфальт отличный, слабая пересеченка

 

 

 

Степанцы – Софиевка

35

трасса, отличная, слабая пересеченка

 

 

 

СофиевкаБудище

22

трасса, отличная, ровная местность

 

 

 

БудищеСокирно

7

асфальт, ровная местность

20.08

Сокирно – водораздел Мошногорья Полудневка

22

Сокирно – памятник Софие

14

асф. норм. качества, значительная пересеченка

 

 

 

Памятник – водораздел Мошногорья

8

лесная, пески, грязь, бурелом, сильная пересеченка, овраги

21.08

Водораздел Мошногорья – болото Ирдынь

41

Водораздел – х. Млиев – р. Ирдынь

35

лесная (8), асфальт (6), сильная пересеченка

 

 

 

Река Ирдынь – болото Ирдынь

6

луговая, заросшая, ровная местность

22.08

Болото. Ирдынь

г. Смела

34

Бол. Ирдынь – водораздел Мошногорья

14

лесная, бурелом, участки песка, сильная пересеченка

 

 

 

Водораздел – с. Малое Староселье

4

лесная, значительная пересеченка

 

 

 

М. Староселье – г. Смела

16

асфальт среднего качества , умеренная пересеченка

23.08

Г. Смела – с. Сокирно

53

Смела – Дубиевка

19

асфальт среднего качества, ровная местность

 

 

 

ДубиевкаГеронимовка

17

асфальт среднего качества, ровная местность

 

 

 

ГеронимовкаСвидовок

12

лесная, почти сплошной песок

 

 

 

СвидовокСокирно

5

асфальт среднего качества

26.08

Сокирно - Черкассы

27

Сокирно - Черкассы

27

асфальт среднего качества, ровная местность

 

Всего

664

 

 

 

 

Из них

262

По дорогам без твердого покрытия

 

 

 

 

 

                                    Дневник-описание маршрута похода

10.08.2007.

Вышли из дому в Конотопе в 7.10. В 7.30 были на вокзале, сразу взяли 5 билетов на электричку до Нежина и загрузились во второй вагон с головы этой электрички.  Девчонок встретили и быстро загрузили в нашу электричку.  Уехали вовремя, в Нежин приехали вовремя, никто нашими велосипедами не интересовался. В Нежине пересели из одной электрички в другую, идущую на Чернигов. Касса прямо на платформе. В электричке встретили полтавскую часть нашей группы. В 13.00 уже были в Чернигове, собрали велосипеды, загрузили продукты, вернулись от вокзала на путепровод, который мы проехали ранее, и взяли курс на село Радянська Слобода по трассе.

Съехали с трассы и через 1,5 часа доехали до села Киинка. Там заправились водой, через полчаса после села переехали трассу на Киев и двинулись к с. Андреевка, к истокам р. Вереб. Доехали до моста, река пересохла. Заночевали на березовой опушке ближайшего леса. Солнечно весь день, ветрено. Ночью прохладно. В палатках спят 6-3-1. По ходу дела чинили велосипеды, рюкзаки и т.д. Собрали гитару и вечером немного попели. Проехали 28 км. Дежурили Оля и Ира.

11.08.07.

Подъем дежурных в 5, в 6 уже кофе и почти готовая каша. Выехали в 8.00, через час заехали в Андреевку (фото 1). От Андреевки до Ковпыт ехали по полевой дороге с песком (Фото 2).  В селе купили еду на обед, набрали воды. Из села почти сразу в лес, суровая бетонка с зазорами размером в ладонь. Проехали поворот на хутор Ревунов Круг (фото 3). Собирались обедать на озере Чистый Круг, но у Иры лопнула камера. Меняли ее, 2 спицы, заодно пообедали. Я, оказывается, потерял спидометр. Жаль. С утра затянуло и даже упало пару мелких капель, а к обеду все рассосалось и погода стала шикарная.

После обеда и ремонта выехали в 14.30. Через полчаса по стучащей бетонке свернули направо и по шикарной дороге (асфальт) (фото 4) через полчаса уперлись в шлагбаум. Полигон (фото 5). Чем шикарнее дорога в глухом лесу, тем вероятней упрется в военный объект. От шлагбаума свернули налево, но дорога все равно зашла на полигон. Пробовали искать озеро Чистый Круг, но не нашли. Встреченный местный житель показал уже сухую гигантскую воронку. Это и было раньше озеро. Местный примерно подсказал дорогу на Бондаревское болото, сначала по редколесью с зарослями вереска (фото 6), затем пошли сплошные пески и больше половины пути приходилось вести велосипеды. К 16.00 подошли к решающему повороту на болото, но прикинули, что на его пересечение потребуется больше времени, чем у нас есть. Дали отбой и стали пробиваться по путанице полигонных дорог на юго-восток. Видели снаряд 120 калибра и какие-то странные строения и устройства. Полигон вытянут в длину, примерно 10 км.

К 19.00 пробились на край полигона и выехали на трассу в районе села Моровск. К 19.30 нашли магазин, колодец, заправились, закупились и выехали в пределах села на берег Десны. Успели засветло поставить лагерь и сполоснуться после пыльных песчаных дорог. Дров навалом (плавник). К 22.00 поужинали и без промедления залегли спать. Проехали 60 км. Лагерем стали в 20.30. Дежурили Лена, Таня. Руководитель Данил.

12.08.07.

Подъем дежурных в 6.00, сборы до 9.00, до 9.30 – купание в Десне. Средняя облачность, но солнце пригревает. Сухо. Дежурные Лена, Таня, руководитель Катя. Ночевали (фото 7) почти у воды в ивовом леске. Весь вечер и снова с утра палили во что-то охотники. Выехали в 9.45. Вернулись на трассу  и через 20 мин были в с. Рудня. Закупились на обед и сразу за мостиком через мелкую речку Меша свернули направо, проехали по окраинной улице села и за селом на развилке взяли направление на северо-запад. Дорога через лес была не такая песчаная, но все равно на бетонку выбрались только в 11.45. Пошли стучать по зазорам на плитах. Движение в сторону села Карпиловка. В 12.45 выехали на пересечение трасс, стоит КП вояк (фото 8). Проехал бронетранспортер. В этот момент


 

                                                                      Фото 1

 

 

                                                                   Фото 2

                                                                      

Фото 3

 

Фото 4

 

 

 

Фото 5

 

Фото 6

 

 

Фото 7

 

Фото 8

 

лопается камера у Даны и дежурный ремнаборщик Оля начинает клеить камеру. Выехали в 13.30 в сторону села Лошаковая Гута. Трасса хорошая, через полчаса направо здоровенный танковый полигон, въезд в лес направо запрещен. Еще через 10 мин – налево полигон, тоже въезд запрещен. Полигоны тянутся до самого села Лошакова Гута. В Гуте были в 14.45, заправились водой, свернули на лесную дорогу на юг (фото 9) и в 14.30 сразу за селом обедали, выехали с обеда в 15.30. Дорога – глубокие колеи с песком (фото10). Ехать почти невозможно. Иногда можно проехать вдоль дороги (фото 11), но в основном приходится вести велосипеды в руках. Характер дороги не менялся до 17.30. После этого стало возможным больше ехать, глубокие пески почти закончились. Но в это время за очередным поворотом в восточном направлении мы выехали на территорию танкового полигона и с интересом наблюдали следы танковых «развлечений». Хорошо хоть было воскресенье и на полигоне не было ни души. Зато пески перепаханы и приходилось почти все время вести велосипеды в руках (фото 12).

Особенно впечатлил далекий низкий шум, слегка похожий на танковые моторы. Мы притихли. Но уже в 19.00 почти пересекли полигон на восток, и в 19.30 выехали на основную Киевскую трассу  в районе пос. Десна (фото 13). Как оказалось, это закрытый военный городок гигантских размеров (вообще-то это просто военная база). Несколько танковых полигонов и автодром. Это только то, что мы видели.

Въезд в городок по пропускам, но в магазин нас пустили, воды набрали на офицерской вилле и рванули опять по песку на берег Десны. Проехали еще километра 4 от городка. К воде проехали еще засветло и успели собрать дрова и поставить лагерь. Вода в реке теплая, вечером почти все купались. День получился трудный, но интересный. Залегли в начале двенадцатого. Далеко на западе сверкали сполохи, но над нами видны звезды, хотя и не все. Тепло. Здорово. Ночью была слышна гроза, но прошла в основном стороной. Тенты у всех были под рукой.

 

13.08.07

Дежурные Данил и Андрей, с обеда Катя и Дана. Руководитель Лена. Дежурный ремнаборщик Ира, врач – Лена.

Подъем в 6.00. С утра солнечно, тепло (фото14). К 8.30 уже все собрались и устроили массовое купание. Вода очень теплая.

Выезд в 9.15. Назад на киевскую трассу. Стоит задача найти действующий паром и переправиться на левый берег Десны. Через 20 мин были у развилки с танком (фото 15). Выяснили у местного мужика, что паромов уже нет. Надо ехать через г. Остер, где есть мост через Десну. Руководитель неудачно сориентировалась и на полчаса уехали на юг в сторону Киева. Пришлось возвращаться. Объезжая п. Десну, наблюдали большое количество вояк, вдалеке на полигонах стреляли из автоматов и пулеметов. Объехав Десну и выехав на прямую трассу в сторону Остра, в 11.34 остановились из-за того, что у Даны лопнула камера. Клеим. Выехали с ремонта в 12.10. Через полчаса – развилка на Остер. Еще полчаса, и мы в центре городка (фото 16). Купили воды, сок, арбуз. В 13.45 выехали за поселок и сразу перед мостом через реку Остер (фото 17) стали на обед. С обеда выехали в 15.10 в сторону Киева. Трасса хорошего качества и к 18.30 мы были уже в Соболевке. Проехали ее насквозь и выехали на берег реки Любич. Еще 10 минут езды по берегу – и наткнулись на стационарную стоянку со столом и лавками (фото 18). Дрова ивовые и не очень хорошие, но сухие. К 20.18 уже готов ужин. На реке песчаный пляж. После ужина состоится массовое купание. После обеда слегка покапал дождь, но тучи стоят только над горизонтом, а небо чистое.


 

Фото 9

 

Фото 10

 

Фото 11

Фото 12

Фото 13

 

 

Фото 14

 

Фото 15

 

Фото 16

 

Фото 17

 

Фото 18

 

14.08.07

 Подъем дежурных в 6.00. Дежурные Дана, Катя, руководитель Андрей, дежурный медик Таня, дежурный ремемнаборщик Дана.

С утра туман, роса, но тепло и солнечно. Выезд в 9.10. Вчера созвонился с Леной Чижовой, похоже, у нее можно остановиться. Вдоль реки Любич по полевой дороге возвращаемся на трассу (фото 19). При въезде в Киевскую область дорога резко стала лучше. Проезжаем Пухивку, Зазимье (фото 20), Погребы. В Погребах в 12.50 закупаемся на обед, но где-то в селе неправильно поворачиваем и уходим от намеченной дороги на Быковню. Проезжаем мимо ТЭЦ на газе (фото 21), поворачиваем на какую-то дорогу на восток и в 13.50 обедаем. Рядом берег огромного водохранилища, но руководитель явно не представляет, где мы находимся. Киев уже хорошо виден на горизонте. С обеда выезжаем в 14.40. С полчаса едем вдоль не нарисованного на моей старой карте озера, слева по ходу пошло длиннющее кладбище. Упираемся в трассу. Это массив Троещина. Промахнулись, но ненамного. Объезжаем кладбище влево по ходу и сворачиваем налево в лес, чтобы переехать в жилмассив Лесной. Буквально на окраине леса нас накрывает дождь, и мы вынуждены полчаса переждать под полиэтиленом. Продолжаем движение по лесной дороге (фото 22). Еще полчаса, и мы уже на пересечении улиц маршала Жукова и Шолом Алейхема. Время 17.10. Сережа нас принял, а Лена приехала с работы позже. Перекусили, слегка привели себя в порядок и отправились смотреть вечерний Киев – Софиевку, Михайловский собор, Крещатик, Майдан. Вернулись в 23.00.

15.08.07. Дневка

 Дежурные встали в 6.00, народ – в 6.30, в 8.00 вышли и отправились в Бровары (на маршрутке от метро Лесная до Терминала – это торгово-развлекательный комплекс). К 9.00 были там, встретились с Настей по предварительной договоренности и отправились на двух такси на конюшню. Это конно-спортивный клуб «Фараон». Много породистых красивых лошадей. Сговорились покататься по полчаса каждый (400 грн.). Обучались по ходу. У кого получалось почти сразу, у кого нет. Но здорово! (фото 23)  Поездка затянулась чуть дольше, чем я предполагал, на этнографический музей под открытым небом в районе с Пирогово  времени осталось совсем немного, но мы успели и туда, и не спеша, осмотрели часть экспозиции (фото 24). К 19.30 вернулись к Лене, съели ее замечательный борщ, послушали цимбальную музыку на диске, купленном в музее, и рано легли спать.

16.08.07.

Подъем дежурных в 5.00, небо затянуто, но не моросит. Выехали из Киева в 7.30. Руководитель Данил. Вел четко, на мост Патона, потом до пересечения с пр. Науки, где Олю сводили в окулисту (что-то попало в глаз). Движение на трассах жуткое, но едут корректно, нас не обижали. Часам к 11 выбрались уже за город и поехали по второстепенному шоссе на юг в Козин и Украинку (фото 25). Лопнуло колесо у Даны, поставили запаску новую на 26”. Свернули с шоссе влево по ходу и потянулись крутейшие дачи. Куда там нашим одесским. Но все это хоть и красиво, но здорово удручает. Еду на обед купили еще в Киеве и сразу после дач в 12.40 обедали. Слева тянутся днепровские плавни. К Козину подъехали в 14.30, в обед поспали часок. В 15.00 были в Украинке и в 15.30 в Триполье, где сразу поехали в археологический музей (Оля про него знала). Он сразу на въезде в поселок. Билет 10 гр. Обход занимает до полутора часов (фото 26). Очень интересно, хотя и уж больно акцентируется выдающаяся роль предков украинцев. Узнали много нового. Закупили в поселке продукты на ужин. В 17.20 выехали дальше в сторону села Стретовки. В 19.00 свернули за поселком с трассы влево по ходу на полевую дорогу к озеру. По дороге набрали кукурузы. Стали у озера, но не на берегу. С вечера упал туман, но небо ясное – растянуло все после обеда. Тепло. До начала


 

Фото19

 

Фото 20


 

Фото 21

Фото 22

Фото 23

Фото 24

 

Фото 25

 

Фото 26

 

первого пели песни, ели кукурузу. Позвонил в Киев и Лизе. Похоже, там что-то с

Давидовичем, но она не сказала. Местность уже пошла холмистая, после Триполья было 3 затяжных подъема. На скоростях выехали, а «Украина» и «Туристы» шли пешком. Соответственно и спуски с ветерком.

 

17.08.07.

Дежурные поднялись в 5.00 (Данил, Андрей). Выехали в 8.10. Дежурный ремнаборщик Дана, дежурный медик – Лена. С утра сильная роса и туман, но к 8 утра все рассеялось и вышло солнце. Будем двигаться по вчерашней полевой дороге в Стретовку. Выехав от лагеря, проехали по мосту-шлюзу и повернули на юг. Подъем по грунтовке на водораздел (фото 27). Далее полем до посадки. После дождей много грязи, земля – чернозем. Даже у горных велосипедов забиваются тормоза и колеса. Посадка южного направления. Старая дорога внутри нее, заросшая крапивой и репьем, с колеями, заполненными водой. Местами даже вели велосипеды в руках (фото 28). К 10.10 выбрались на трассу и к 10.30 выехали в сторону Стретовки. В селе были в 11.05, ремонт – замена кронштейна переднего крыла у Оли. Из села выехали в 12.00, промахнулись и поехали вдоль заболоченной долины реки километра 4 (фото 29). Местами вели в руках, так как густая луговая трава под ногами и кочки. Дойдя до озера, не обозначенного на карте, свернули под прямым углом направо по ходу и выбрались через полчаса подъема и езды вдоль полей на старинный шлях, ведущий почти в южном направлении. Это было на окраине все той же Стретовки.

Двигаемся (время 13.05) в сторону Вороновки, с целью попасть к обеду в Ржищев. Через час езды по полю сворачиваем налево по ходу на дорогу, ведущую в Ржищев. Спустились в село Паникарча в 15.15, купили продукты на обед и тут же съели. Еще раз клеили камеру у Даны, это уже в пятый раз. Едем в Ржищев (фото 30), после Ржищева будем ехать на Балыко-Щучинку.

С обеда выехали в 15.15. Пошли спуски-подъемы (фото 31). К 17.45 уже были по хорошей трассе в Балыко-Щучинке, закупили продукты и поехали на берег Днепра ставить лагерь. У поселения «отшельников» набрали воды и по крутой дороге вниз, через старый лес спустились до обрыва над Днепром.  Великолепный вид на Днепр (фото 32) . Лагерь начали ставить в 19.00. Вечером заходил абориген, еще один вытащил до лагеря свой серф. Все попытались искупаться, вечером немного попели песни. Очень много муравьев.

 

18.08.07.

Дежурные встали в 5.00, в 6.00 уже завтрак (Дана, Катя), руководитель Таня, ремемнаборщик Лена, медик Андрей. С утра постирались и к 9.00 желающие пошли смотреть поселение, а остальные к 9.15 выехали наверх. Начинаем движение в сторону села Ходорово по грунтовой лесной дороге. Выбираемся из леса наверх (фото 33) и вдоль леса движемся на восток, почти сразу поворот направо и затяжной подъем 500м. Далее дорога вдоль леса, часовенка в память о форсировании Днепра нашими войсками, крутой спуск по свежеуложенному гравию и в 10.15 мы в Ходорово. Едем на Малый Букрин. Дорога (грунтовка) выходит на водораздел (фото 34) и через час после крутого каменистого спуска мы в М. Букрине. Выезд на трассу в 11.45.

Пробито колесо у Оли, клеим, сходили в магазин, скупились на обед. Из М. Букрина в сторону Ромашки выехали в 13.00. Сразу затяжной подъем, потом пошло чередование спусков-подъемов (фото 35). На одном из спусков опять (6-й раз!) лопнуло колесо у Даны. Это уже корд покрышки, который выбивается по ободу. Клеим и обедаем.

С обеда выехали в 15.00. Через Тулинцы (фото 36) подъехали к Шандре в 17.30. Докупили продукты. Все время спуски-подъемы, но дорога (трасса) хорошая.

К 18.00 доехали до Масловки, набрали овощей, воды и едем до озера на ту сторону ставить лагерь. Лагерь начали ставить в 19.40, на озере есть народ, но мы стали в отдалении в соснячке. Выход к воде один. Сходили в две смены на пляж. Молодежь вечером пела песни.

Фото 27

Фото 28

 

Фото 29

 

Фото 30

Фото 31

 

 

Фото 32

 

.Фото 33

 

 

Фото 34


Фото 35

 

 

Фото 36

19.08.07

Дежурные Оля, Ира, руководитель Дана, ремемнаборщик Валера, медик Лена.

Выехали с лагеря в 8.00, через полчаса хутор Степанецкое, еще час, и мы в селе Степанцы. Трасса хорошая, а так как сегодня воскресенье, то машин совсем мало. Проехали Софиевку в 12.30, закупились на обед, взяли мед и молоко. Сразу за селом пообедали в посадке. Состоялся сеанс связи с Иваном. Едем к нему на дачу. У нас по плану полудневка, а потом – Мошногорье. Погода с утра пасмурная, но к обеду вышло солнце и облака поредели. С обеда выехали в 14.05  на Будище.

Через полчаса проехали Мошны, там оригинальная церковь в малопонятном стиле, похожа на костел или кирху. Еще полчаса, и мы в Будище. Опять прокол камеры у Даны.

Затем проехали через Будище и повернули направо около церкви. По асфальтовой дороге доехали до с. Елизаветовка, и вот уже дача Ивана.

Еще с дороги созвонился с ним, чтобы привез завтра камеру на Данкин велосипед. На дачу приехали в 17.30. Застали Дашу, Володю, Машу. Но они под вечер уехали. Молодежь ринулась кататься на лодках. Плотно поужинали. На даче хорошо. Завтра ждем Ивана и часам к 13 отправляемся брать Мошногорье.

 

20.08.07.

 Спали кто сколько хотел, но к 10 уже все встали, позавтракали, молодежь кинулась кататься на лодках. К 12 приехали Ваня и Таня. Ваня привез камеру и покрышку б/у, но нормальную. С нами он не поедет. Сварили нам мясо с овощами, договорились, как встречать Лизу, обговорили другие дела. У Ивана на столе лежит зачитанный альманах и диск «Песни нашего полувека». Приятно. Мы подарили ему бутылочку «Егермайстера», а он нам километровку Мошногорья. После очень плотного обеда закупились на два дня едой, водой на день и в 16.00 выехали на гору. Объехали санаторий, поднялись по грунтовой дороге, до асфальтовой дорожки, ведущей к памятнику к памятнику Софии. Там сфотографировались, вспомнили недалекую молодость(фото 37).

Проехали час по водоразделу (фото 38), надо внимательно следить по карте за ответвлениями дорог, но реально их все равно больше. Доехали до первой вырубки (еще до ЛЭП), и стали в 19.00 лагерем. В дороге лопнул корпус гитары. Вряд ли без эпоксидки починим.

Завтра к обеду хорошо бы оказаться в районе хутора Ирдынь, чтобы набрать воды. Весь день было солнечно, легкие облачка, температура доходила до 30. В лесу сухо и почти нет комаров.

 

21.08.07.

Дежурные встали в 5.00 (Катя, Андрей). Руководитель Валера, дежурный ремнаборщик Таня,  дежурный медик Андрей. Выехали в 8.10. Через 40 мин доехали до ЛЭП. Дорога в основном сухая. После ЛЭП дорога стала более влажная, много луж. Сделали небольшой крюк на полчаса, но вовремя заметили.  Резко поднялись вверх на водораздел (фото 39). Пошла дорога, сплошь заваленная упавшими деревьями. Видимо, недавно был сильный ураган. Упавшие деревья лежат густо, через каждые 50-100 м (фото 40). К 12 часам выехали из зоны лесоповала. Дорога заросла травой, не видно рытвин и остатков колеи (фото 41). Ориентируемся по направлению, контролируем по квартальным столбикам. В 13.00 стали на обед у развилки 66-67. Воды мало, только на обед. Погода солнечная, в лесу влажно, душно, много комаров. Лесная дорога местами проходит по старым оврагам, рельеф весьма пересеченный (фото 42, 43).

С обеда выехали в 13.40. На последней развилке слегка промахнулись и проехали 10 мин на спуск на С-З (так завернула дорога). Пришлось вернуться на развилку и поехать на юго-запад (фото 44). К 15.00 выбрались на трассу Млиев-Дубиевка и поехали в хутор Млиев набирать воду. Но потом решили доехать до села Млиева и через 20 мин быстрой езды были уже там. Докупили в магазине продуктов, набрали воды.


 

Фото 37

 

 

Фото 38

 

 

Фото 39

 

Фото 40

 

 

Фото 41

 

 

Фото 42

 

 

Фото 43

 

 

Фото 44

Все пьют безостановочно, так как с утра воды было мало. На магазин и воду ушел почти час. К 16.15 выехали вниз по трассе до р. Ирдынь и сразу перед мостиком (река высохла) свернули направо по ходу вдоль горы Мошногорья. Дорога очень слабо видна, вся заросла травой и крапивой. Ехать почти невозможно. Прошли пешком 40 мин от моста до заметного понижения в хребте и на березовой опушке стали лагерем в 18.10 (фото45). Река пересохла, но болото вдали есть. Сходил на разведку, нашел жутко заросший подъем на гору. Похоже, эти места не сильно посещают. Все заросло. Спать легли рано, так как устали и гитара поломалась. 

 

22.08.07.

Дежурные встали в 5.00 (Данил), руководитель Валера, далее по штату. В 8.30 выехали (клеили колесо у Оли) продолжая движение вдоль болота (фото 46) На вчера найденный подъем руководитель лезть не захотел, прошли мимо, выходя на сильно заваленную дорогу у подножья хребта, но в лесу под деревьями. Ехать почти невозможно, много сухих веток и стволов. Через полчаса направо увидели подъем (очень старая колея). Довольно круто, но, помогая друг другу, выехали наверх (фото47) (склон до 30 градусов 400 м). Наверху почти сразу нашли дорогу южного направления, но, к сожалению, она стала забирать здорово на запад, и пришлось с нее сойти. Дальше двигались по просекам, чередуя направление юг-восток, но больше на юг (фото 48). К 12.30 выбрались из зоны крутых перепадов высот, рельеф стал более плоским.

В 12.30 – обед, до 13.10. На спуске по очередной просеке  Дана об дерево содрала ноготь. Теперь идет в основном пешком, ведя разгруженный велосипед. С пальцем сделали все необходимое. Еще час сорок минут езды по просекам  восток-юг, и мы выезжаем на асфальтовую дорогу в 15.00. На карте ее нет. Движемся по ней на ЮЮВ (фото 49). Дана рулит одной рукой, держа вторую вверх. Через полчаса спускаемся в село Малое Староселье. В магазине (воды весь день было в обрез) купили арбуз, две минералки. Отвели душу.

Через полчаса – следующее село Константиновка , где все отлично выкупались и поныряли в сельском ставке. Еще полчаса, и к 18.00 мы в городке Смела. Закупили продукты, заправились водой. Та лесная асфальтовая дорога, которой не было на карте, оказывается, ведет на гору в больницу. На карте она грунтовая, но реально уже асфальт. Выехав за Смелу на кругу развязки дорог, не заметили поворота на Белозерье и поехали по гудящей магистрали на Черкассы. Завтра с  нее надо побыстрее съезжать. Очень много машин. Отъехав от Смелы буквально 3-4 км, свернули в сосновый лес (направо по ходу движения), и в 19.10 стали лагерем. С одной стороны гудит магистраль, с другой железка. Но место отличное, тепло, комаров нет.

 

23.08.07.

Дежурные встали в 6.00, в 8.10 выезд, руководитель Оля, замыкающая Таня, дежурный  ремнаборщик Катя. Вернулись почти до круга, свернули на дорогу в Белозерье. В селе были через полчаса. Из села выехали не том направлении, но к счастью далеко не заехали. По дороге из дикого камня (фото 50), а дальше по полевой через час мы в Дубиевке. Неудачно повернули на запад и проехались почти 6 км в сторону Млиева по Ирдынской трассе. Бдительная Лена забила тревогу. Вернулись и нашли правильную дорогу.

От Дубиевки до Русской Поляны около часа езды. По дороге клеили камеру Лене. В Русской Поляне слегка поблуждали по селу, но выехали нормально на Геронимовку. Обедали на окраине Геронимовки перед броском через лес.  Дальше лесом в сторону с. Свидовок и к 15.30 мы на трассе. На дачу  подъехали в 16.30. Все сразу кинулись на лодки и уплыли купаться. Два дня заслуженного отдыха на Днепре и вот последний марш-бросок по берегу Днепра в Черкассы на вокзал. Наши черкасские друзья (Ваня Хотин и Игорь Корольков) нас провожали и помогли с посадкой на поезд. Поход закончился.

 

Фото 45

 

 

Фото 46

 

Фото 47

 

 

Фото 48

 

 

Фото 49

 

 

Фото 50

 

Заключения и выводы.

Мы еще раз убеждаемся в том, что данный регион очень подходит для проведения велосипедных походов до третьей категории сложности. Огромное количество природных и культурно-исторических памятников сосредоточены именно в этом регионе. Рельеф местности очень разнообразен: от равнинного на севере в Черниговской области до сильно пересеченного –  по правому берегу Днепра и его притоков.

Проблем с ориентированием практически не было, т.к. регион густо заселен, всегда можно уточнить маршрут у местного населения, которое весьма благодушно настроено по отношению к туристам и всегда готово оказать помощь. По пути много магазинов – проблемы с питанием отсутствовали. Погода в августе в данном регионе (по многолетним нашим наблюдениям) достаточно устойчивая.





----------Отчеты о других велопоходах----------

 



Hosted by uCoz