Федерация спортивного туризма Украины
СТК «Одесса», турклуб «Романтик»
Отчет
о
велосипедном походе первой категории сложности
по
Центральной Украине
с 10 августа по 21 августа 2009 года
Руководитель - Ковтун Валерий Дмитриевич
1. Справочные данные
1.1. Организация, проводящая поход – СТК «Одесса», участники группы – члены СТК «Одесса» и турклуба «Романтик» ОНПУ г. Одессы
1.2. Параметры похода
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяженность активной части похода, км. |
Общая продолжительность дней |
Ходовых дней |
Сроки проведения |
велосипедный |
первая |
380 |
12 |
10 |
10–21 авг.2009 г. |
1.3. Район похода
Центральная Украина, Киевская и Черкасская области
1.4. Нитка маршрута
Ст. Кагарлык – с. Балыко-Щучинка – п-ов Трахтемиров – с. Григоровка – с. Грищинцы – г. Канев – Каневская дамба – с. Лепляево – с. Домантово – х. Коробовка – с. Чапаевка – Черкасская дамба – г. Черкассы – х. Сокирно – с. Геронимовка – с. Хуторы – х. Бузуков – х. Головятино – х. Шевченко – с. Матвеевка – с. Новоселица – с. Рацево – г. Чигирин – с.Тинки – с. Худяки – с. Червона Слобода – г. Черкассы
1.5. График движения
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Расстояние (км) |
10.08.09 |
1 |
ст. Кагарлык – с. Балыко-Щучинка (берег Днепра) |
36 |
11.08 |
2 |
с. Балыко-Щучинка – с. Б. Букрин (берег Днепра) |
18 |
12.08 |
3 |
с. Б. Букрин – п-ов Трахтемиров (берег Днепра) |
11 |
13.08 |
4 |
Дневка |
|
14.08 |
5 |
Трахтемиров - г. Канев – с. Лепляево – х. Шабельники |
57 |
15.08 |
7 |
х. Шабельники – г. Черкассы – х. Сокирно (берег Днепра) |
52 |
16.08 |
8 |
Дневка |
|
17.08 |
9 |
х. Сокирно – с. Хуторы – х. М. Бузуков |
34 |
18.08 |
10 |
х. М. Бузуков – с. Жаботин – с. Матвеевка |
52 |
19.08 |
11 |
с. Матвеевка – с. Субботов – с. Рацево (берег Днепра) |
43 |
20.08 |
12 |
с. Рацево – г. Чигирин – с. Топиловка (берег Днепра) |
42 |
21.08 |
13 |
с. Топиловка – с. Червона слобода – г. Черкассы |
35 |
Итого активным способом передвижения
1.6. Состав группы
№/№ |
Фамилия, Имя Отчество |
Дата рождения |
Место работы, учебы |
1 |
Ковтун Валерий Дмитриевич, руководитель |
10.10.1951 |
ООО «ИГЛАмаш» |
2 |
Трутнева Луиза Дмитриевна, этнограф |
08.07.1961 |
Студия «Негоциант» |
3 |
Мотылев Максим Андреевич, метеоролог |
05.07.1991 |
Студент Экологического Университета |
4 |
Трутнева Ирина Сергеевна. гитарист |
15.01.1987 |
инструктор Детского Центра |
5 |
Ковтун Диана Валерьевна, финансист |
23.03.1990 |
студентка театральной школы |
6 |
Дорофеев Даниил Викторович, гл. механик |
23.09.1988 |
студент МФТИ |
7 |
Трутнева Екатерина Сергеевна, участник |
10.06.1988 |
студентка ОГАСА |
8 |
Ковальчук Владислав Александрович, механик |
22.09.1990 |
Студент ОНПУ |
9 |
Стасюк Александр Александрович, медик |
04.12.1984 |
ст.консультант «Арго» |
10 |
Швец Иван Олегович фотограф, гитарист |
31.05.1988 |
студент музыкального училища |
1.7. Местонахождение
отчета
Отчет находится в библиотеке Федерации спортивного туризма
г. Одесса, Старобазарная площадь, 5 т: 048 724 08 11
1.8. Поход рассмотрен маршрутно-квалификационной комиссией Одесской областной федерации спортивного туризма 115005555400
2. Общая характеристика района похода
Черкасская область находится в центре Украины, в бассейне среднего
течения Днепра и занимает территорию 20 900 кв. км, что составляет 3,5% общей территории
Украины. Является одной из наиболее молодых областей Украины – она была
образована 7 января
Географическое положение
территории нынешней Черкасской области на южной границе распространения
славянской цивилизации (река Рось) предопределило сложную историю этого края. В
1239–1240 гг. вся территория Черкащины была опустошена монголо-татарским
нашествием. В
7 января
К услугам туристов на Черкасщине – 39 государственных музеев и 7 историко-культурных заповедников (Шевченковский национальный заповедник в Каневе; заповедник «Родина Тараса Шевченко» на Звенигородщине; Корсунь-Шевченковский историко-культурный заповедник; национальный заповедник «Чигирин»; Камянский историко-культурный заповедник; историко- культурный заповедник Трахтемиров; заповедник Трипольской культуры в Тальном).
Черкасщина тесно связана с именем Богдана Хмельницкого. В Чигирине открыт музей, посвященный жизни гетмана, а в Субботове и Черкассах – памятники Б. Хмельницкому, в Корсунь-Шевченковском историческом музее – диарама Корсуньской битвы 1648 года.
В Умани расположен шедевр
садово-паркового искусства XVIII ст. – дендропарк «Софиевка», площадь которого
Черкасщина заинтересует тех, кто
интересуется архитектурой. Здесь находятся 132 объекта регионального (церкви,
жилищные и промышленные здания и тому подобное) и 37 объектов
общегосударственного значения (культовые сооружения, усадьбы, замки и др.). В
частности, Георгиевский (Успенский) собор в Каневе (
Ильинская церковь в с. Субботов (
Преображенская церковь в Кировом
Корсунь-Шевченковского района (в
Преображенская церковь Красногорского монастыря Золотоношского района
Успенский костел в Умани (в
Преображенская церковь в Мошнах Черкасского района (1830-1840 гг.)
Троицкая церковь в Гельмязеве Золотоношского
района (в
Александровская церковь в Лебедивке Каменского
района (в
Михайловская церковь в Городище (в
Успенская церковь в Жаботине Камянского района
(в
А также усадьба в Казацком
Звенигородского района (ХVIII–ХІХ ст.), усадьба Давидовых в Каменке (ХVIII–ХІХ
ст.), усадьба Лопухиных в Корсунь-Шевченковском (80-е годы XVIII ст.),
усадебный дом в Доброй Маньковского района (начало XIX ст.), торговые ряды в
Умани (в
Черкасщина заинтересует тех, кто увлекается активным туризмом – здесь много водных ресурсов, лесов, лечебный климат. По территории Черкасщины протекает 1037 рек, побережье которых почти повсеместно используется для отдыха. В области находится южная часть Каневского и большая часть Кременчугского водохранилища, побережья и острова, которые используются для отдыха. Большое количество водохранилищ и прудов (свыше 2 тысяч) имеет не только хозяйственное, но и рекреационное значение.
В пределах области находится свыше 400 объектов природоохранных территорий общей площадью около 40 тыс. га. Среди самых ценных природных комплексов Черкасской области – один из самых древних в Украине Каневский естественный заповедник.
Общегосударственное значение имеют такие достопримечательности садово-паркового искусства, как Тальновский, Казацкий, Корсунь-Шевченковский, Сосновский парки, парк декабристов в Каменке. В Черкасском зоопарке содержится 124 вида животных из разных уголков земного шара, из которых 13 видов занесены в Красную книгу Украины.
Живописные села Черкащины Моринцы, Шевченковое, Будище в 1992 году объединены в государственный историко-культурный заповедник «Родина Тараса Шевченко». «Садок вишневий біля хати» – это о доме в Моринцах, где 9 марта 1814 года в семье Григория и Екатерины Шевченко родился сын Тарас. Центр заповедника – бывшая усадьба Тарасовых родителей в с. Шевченковом. Дом и сегодня хранит вещи того времени, здесь все дышит любовью и уважением к Кобзарю.
В селе Будище сохранился дом помещика Энгельгарда, где в настоящее время оформлена музейная комната Т.Г. Шевченко. Рядом – парк, в котором до сих пор шумят ветви громадного дуба, в дупле которого, по преданию, Тарас прятал свои рисунки.
К достопримечательностям области, пользующимся особой популярностью среди туристов, также относятся:
памятник садово-паркового искусства Софиевка под Уманью (бывшее имение графа Потоцкого);
дом чумака (этнографический музей)
дом Т. Шевченко;
Преображенская церковь Красногорского монастыря 1767–1772 гг.;
Городище, Княжеская гора, ХII век;
могила Т.Шевченко;
Каневский музей народного декоративно-прикладного искусства;
сосна Н.В. Гоголя;
усадьба Лопухиных ХVIII века;
парк и комплекс сооружений Охотничьего замка 1896–1903 гг.;
базилианский монастырь 1764–1784 гг.
3. Описание прохождения маршрута
10.08.2009
Погода:
солнечно, слабый и умеренный ветер
Лагерь в 20.10
Проехали
В Киев приехали 124 поездом в 6.45 на 14 платформу. Перенесли вещи через рельсы на 12 платформу и по подземному переходу вышли к Северным платформам. Спуск вниз по лестнице и прямо по ходу турникет. Электричка на Мироновку отправляется в 8.40, остановка Кагарлык будет в 10.50, стоянка 1 минута, дверь открывается вправо по ходу.
В Кагарлыке до 13.30 собирали велосипеды, паковались, закупили хлеба. В 13.40 выехали от вокзала (фото 1) на юг вдоль железной дороги и на железнодорожном переезде повернули на северо-восток в пгт Кагарлык. Поселок довольно симпатичный и чистый. Ехали по главной дороге до звездообразного перекрестка, поворот направо с нашего направления.
Фото 1. Старт похода со станции Кагарлык
К 14.00 проехали Кагарлык и двинулись на Ржищев. В 15.20 проехали мост. Перед мостом обедали в посадке с кофе и чаем. Выехали в 16.10. Проехали один перекресток и на втором повернули на Канев и затем на село Пии. Дорога в основном – мелкогравийный асфальт. Местность очень красивая и разнообразная. Вдоль дороги встречаются яблоки и груши. К Пиям подъехали в 17.30. Решили закупить продукты, так как могли не успеть в магазин в Балыко-Щучинке. Все купили. В 18.15 выехали назад на развилку и через Ульяновку в 19.05 были в Балыко-Щучинке. Живописное село среди холмов обрывистого правого берега Днепра. Хороший асфальт.
В Балыко-Щучинке нас уже встретил Данил, который приехал сюда раньше нас из Черкасс. Час подъема по асфальтовой, а затем грунтовой дороге, и мы на высоком берегу Днепра, на своей старой любимой стоянке. Восторг! Лагерь, ужин, распитие молока, взятого в Балыко-Щучинке. Восход совершенно оранжевой луны. Полчища муравьев, но они практически не мешают любоваться красотой. Отбой в 23.00 без песен, так как все устали в первый день.
11.08.2009
Подъем дежурных 7.00, завтрак 8.00
Выезд в
11.00
Погода: солнечно, слабый ветер
Вечерний
лагерь в 19.05
Проехали
За завтраком обнаружили, что очень хорошо идет натуральный немецкий кофе, желающих на чай – всего трое. После завтрака подгонка, перетасовка и упаковка снаряжения, хозяйственные и личные дела. С 10.00 – купание в Днепре, в 11.00 – выезд в сторону х. Ходоров вдоль берега.
Проехали экопоселение и на повороте дороги наверх повернули прямо в лес. Дорога через 20 минут превратилась в тропу, проехали по ней еще 20 минут. Далее тропа выходит прямо на кромку обрыва и становится явно пешеходной. Местами тропа подрезана линиями отрыва склона, дальнейшее продвижение вдоль берега, как показала глубокая 30-минутная разведка, с гружеными велосипедами невозможно.
Пришлось вернуться к развилке за
экопоселением и двинуться на гору. Подъем некрутой, около
Фото 2. Переговоры с инспектором по экологической безопасности на въезде в ландшафтный парк «Трахтемиров»
Офис ландшафтного парка находится в Киеве, контора – в Малом Букрине. Просто согласовать с ними свой спортивный маршрут, видимо, несложно. От Ходорова начали движение в 16.45 по лесной, а потом полевой дороге хорошего качества (фото 3). К 17.20 были уже в Большом Букрине. Закупили продукты и заполнили все фляги водой. Со стороны Малого Букрина через Большой Букрин проходит асфальтовая дорога. По ней начали движение в сторону Трахтемирова, проехали большой «крутой» дачный поселок, объезжая его поворотом налево. Затем слева пошли березовые рощи на пригорках, и на очередном повороте налево, уже за дачными участками, поднялись за 30 минут на крутой берег Днепра. Лагерем встали в 19.05, в семи минутах ходу от реки. Лагерь поставили в молодом березовом лесу на заготовленной плановой стоянке. Вечером пели очень разные песни, так как в группе 7!!! гитаристов. Смотрели в бинокль на Луну и спутники Юпитера. Их было 4, видно очень хорошо. Замечательные места!
Фото 3. Живописная местность на подъездах к селу Большой Букрин
12.08.2009
Дежурные в 7.00, завтрак в 8.00
Купание
в Днепре в 9.20
Выезд в
10.50
Погода:
солнечно, слабый ветер
Вечерний
лагерь в 17.00
Проехали
С ночевки в березовой роще выехали в 10.50 после купания в Днепре. Через 10 минут спуска вернулись на асфальтированную дорогу, ведущую из Б. Букрина на Трахтемиров. Дорога отличного качества, но узкая. Набор высоты на очередной водораздел, открывается панорама северного берега Каневского полуострова. С водораздела плавный спуск по открытому склону, переходящий в крутой спуск в лес. В конце спуска закрытый поворот и сразу шлагбаум. Необходимо сбрасывать скорость до поворота. Если скорость не сброшена, то выносит на левую обочину, а впереди шлагбаум, который в седле не объезжается. Произошло падение участника (Дана на «Мериде»). Содранная кожа на локтях и ноге. Медик Саша оперативно обработал все перекисью и замазал хитозановым гелем.
Там же у поворота произошла встреча с сотрудником историко-этнографического заповедника – Петриком Олегом Георгиевичем. Он любезно пригласил заехать на его усадьбу-музей, предложил помощь. Через 20 минут мы подъехали к его усадьбе (слева по ходу) с кучей добрых собак. Дом самодельный, сделан в старинном стиле, внутри – почти копия хат из музея в Пирогово под Киевом. По стенам авторские картины – немного, но интересные, подборка старинного оружия, масса подарков от людей на всевозможные темы.
В сенях – горный велосипед, во дворе – байдарка, на чердаке – сети и ледобуры. Он там живет постоянно на своей приватизированной земле, поэтому у него можно останавливаться на ночевку по предварительной договоренности. В выходные дни там, судя по всему, толпа народу.
Осмотрев хату-музей и подворье, по рекомендации Кости (помощника Олега Георгиевича) спустились выкупаться в Днепре. Узкий песчаный пляж, усеянный черепками и колючими шишками чилима, достаточно чистая вода, хотя глубина от берега далеко.
После
купания в 14.00 продолжили движение по дороге в сторону высоты
Там нас уже встречали Даша с Володей и на своей машине отвезли нас в травмопункт, где был определен перелом шейки плечевой кости и наложен гипс. Ночевали у Тани на Седова. Там была Лена Багаева, которая приняла Лизу под свою опеку
13.08.2009
Группа отдыхала на дневке на усадьбе у Олега Георгиевича, осматривала окрестности, сделали разведку на будущее. Руководитель, согласовав все действия по устройству Лизы на дачу к Ване, возвращался в Букрин. Обратная дорога была сложней и длинней, но все же к 20.00 как раз к ужину руководитель был уже с группой.
14.08.09
Подъем дежурных в 5 утра
Завтрак в 6.10
Выезд в 7.30
Погода солнечная, слабый ветер
Вечерний лагерь в 19.00
Проехали
Выехали от
хаты-музея в 7.30 по дороге на высоту
Подъем на Григоровку длинный и затяжной, село большое, в самом селе асфальт, после села – булыжник. Следует крутой подъем, и въезжаем в хутор Иванькив. Дальнейшая дорога либо булыжник, либо подсыпка крупным гравием. После Иванькива дуга дороги поворачивает на запад. Местность равнинная. Проезжаем с. Пшеничное. После села Грищинцы длинный затяжной спуск (8–10 %). В селе купили молоко, а на выезде из села мед с машины частника. Дорога – хороший асфальт. До Канева дорога очевидна.
В Каневе (фото 4) напротив въезда на дамбу обедали, успели зарядить один мобильник. В 14.15 въехали на дамбу. К 15 часам проехали дугу основания дамбы и выехали к указателю поворота на село Лепляево.
Фото 4. Въезжаем в город Канев со стороны Новоселицы
Состоялся
«военный совет», так как Ира, Катя и Влад уже жалуются на колени, а Ира сильно.
До Переяслава-Хмельницкого мы еще дотянем, а вот назад за день
Свернули в Лепляево, закупили продукты и двинулись по дороге в сторону Золотоноши вдоль берега. Дорога – среднего качества асфальт, местами гравий. Села следуют одно за другим. В Шабельниках заправились водой и двинулись на берег Днепра, но на берег не попали, промахнувшись на полевых дорогах, и заночевали на опушке соснового леса, в очень приличном месте, преодолев по дороге полувысохший канал мелиорации. Лагерем стали в 19.00
15.08.200
Подъем дежурных в 6.00
Завтрак в 7.10
Выезд в 8.50
Погода отличная, роса, легкий туман
Вечерний лагерь в 18.20
Проехали
Ночью было прохладно, с утра туман и роса, но на небе ни облачка.
Выезжаем вдоль границы соснового массива до трассы и начинаем движение в сторону с. Домантово. Доехав до трассы, сделав при этом небольшой крюк километра на 3, оказались опять в селе Бубнивська Слобода. Опять доехали до указателя Шабельники и заехали в село, но теперь на перекрестке свернули не направо, а налево. Небольшой подъем, и дорога поворачивает на восток к селу Новые Гуты. Асфальт хороший. После с. Новые Гуты проехали поворот справа на Дмитровку, и в 11.05 были уже в Домантово. Проехали по главной почти в конец села, поворот направо опять до конца села, еще раз направо и на следующем перекрестке – налево. Это дорога на Комаровку. Справа сразу виден мелиоративный канал и насосная станция. Местность открытая. До моста через канал, что впереди по курсу – 15 минут езды по полевой дороге (песок, лужи). У моста делаем привал и перекус (фото 5). Далее полевая дорога (средний песок, много луж) уходит от канала резко влево, и через 30 минут мы въезжаем в село Комаровка. Вернее, в само село мы не въезжаем, а как бы по окружной дороге по северной окраине села объезжаем село в восточном направлении, и сразу за селом с севера от Мелесовки подходит дорога на Коробовку. Дорога полевая, песок, лужи. Через полчаса въезжаем в с. Коробовку, выехав на трассу еще перед селом.
Фото 5. Привал у моста после села Домантово
В Коробовке были в 12.15. Подкрепились мороженым. В 12.30, проехав по селу до поворота направо у автобусной остановки, выехали в сторону Чапаевки. Трасса отличная, в 13.00 проехали х. Кедина Гора. Классная красивая дорога через сосновый лес, хороший асфальт. В 13.30 выехали на железнодорожный переезд. Трасса на дамбу четырехрядная, но на самой дамбе двухрядная. Сразу за переездом обедали. Выехали на начало дамбы в 14.35, узкая обочина, асфальт хороший. Ветер почти в спину, красиво, просторно, воды – море (оно так и называется – Черкасское море). Вдалеке Черкассы, дымят трубы.
Вся дамба
В 15.30 уже съехали с дамбы и через путепровод и парк выехали на дорогу, идущую вдоль берега Днепра. Погода отличная и не жарко. В 16.15 сделали хороший привал и вперед – в Сокирно! Через два часа были на даче в Сокирно. Всеобщее УРА!
16.08.2009
Дневка
17.08.2009
Выезд в 14.20
Погода:
солнечно, слабый ветер
Вечерний
лагерь в 20.00
Проехали
До обеда продолжалась дневка, но
уже деловая. Ремонт и обкатка велосипедов – тех, что дал Ваня из своего гаража.
Понаедались арбузов и всякой всячины и в 14.20 выехали в сторону Черкасс.
Проехали Свидовок (фото 6), выехали
на главную трассу, по ней доехали до пригорода Черкасс и повернули на юг на
Геронимовку. В Геронимовке были в 16.00. Проехали церковь и повернули налево на
Русскую Поляну. В этом селе на окраине закупили продукты и в 17.05 выехали с
перекрестка главной трассы на восток в село Хуторы. Дорога – хороший асфальт.
По дороге клеили «Украину». Вокруг кукурузные поля с устрашающими плакатами и
даже с сигнализацией. Село Хуторы проехали до конца и повернули направо, на юг.
Дорога на Степанцы – нормальный асфальт, в Степанцах были в 18.30. Колодцев на улицах нет. В хуторе Бузуков на повороте
к мосту через Тясмин набрали воды во дворе у хозяина. Поворот к мосту направо по ходу, до моста
Фото 6. На выезде из села Свидовок
18.08.2009
Выезд в 8.45
Погода:
солнечно, слабый ветер
Вечерний
лагерь в 20.30
Проехали
Выехали с ночевки в сосновом лесу недалеко от моста через Тясмин в 8.45. Ночью и утром грохотал гравийный карьер недалеко от х. Малый Бузуков. В 9.30 были в Головятино. Длинные спуски и подъемы от 8 до 12 %. В Головятино на главной развилке повернули налево и на следующем перекрестке тоже налево, хотя надо было направо. В результате поехали на х. Гуляйгородок. Дорога хорошая, очень живописная, асфальт.
В Гуляйгородке повернули направо,
и начался длинный, почти 3-километровый подъем на водораздел. Несколько
участков проходили пешком. Перед селом Шевченково Т-образный перекресток,
поворот направо, покрытие стало с подсыпкой гравия. В 11.10 заезжаем в
Шевченково, набираем воду. Пересекаем трассу и движемся в сторону хутора
Сокирново. Проехав Сокирново, движемся к Жаботину. В Жаботине были в 13.20,
проблемы с ориентировкой в самом селе, пришлось спрашивать дорогу на монастырь.
Набрали воды, закупили продукты на обед. От села сразу плавный набор высоты на
гору. Обедали уже на горе на границе леса. В 14.30 продолжили движение в
сторону монастыря. До него
Фото 7. Памятник партизанам Великой Отечественной войны в Холодном Яру
Фото 8. Мотронинский женский монастырь
Фото 9. Дуб Железняка в селе Буда
Магазина в селе Буда нет, поэтому
в 18.30 вернулись на трассу к повороту и поехали в сторону села Головковка. С
холма увидели село впереди и решили в саму Головковку не заезжать, так как
получался крюк почти
Выехали за село по дороге на Субботов и в 20.30 начали ставить лагерь на опушке леса недалеко от трассы. Ночью прошел внезапный дождь.
19.08.2009
Подъем дежурных в 6.00,завтрак в 7.00
Выезд в
9.10
Погода отличная,
солнце, слабый ветер
Вечерний
лагерь в 19.20
Проехали
Завтрак был почти домашний:
вареная картошка, вареные яйца с майонезом, помидоры и тортик из подручного
материала. Вернулись на дорогу, по пути заправившись яблоками и грушами. Сразу
же пошел длинный плавный спуск. Дорога с подсыпкой гравия, но неплохая. Спуск
привел к цепочке озер-болот справа по ходу. Много водоплавающей птицы, парят
цапли. Окло
Лес, поля, спуски, подъемы. Дорога постепенно заворачивает на восток и после серии небольших подъемов выводит на асфальтированную трассу хорошего качества на Субботов. На горе перед Субботовым были в 10.20. Еще 15 минут спуска, и мы въезжаем в Субботов. Прямо на въезде Ильинская церковь – усыпальница Богдана Хмельницкого (фото 10). Рядом историко-этнографический музей. Взрослым – 4 гр. студентам – 2 гр. экскурсия – 25 гр. Все сделано красиво. Велосипеды пришлось охранять, так как оставить не на кого, нет такого сервиса. Экскурсия длится 45 минут, начало – по готовности группы. «Замчище» Хмельницких около Ильинской церкви усиленно реставрируется, идут и раскопки, и строительство. Сама церковь сейчас уже действующая.
Фото 10. Ильинская церковь на въезде в пос. Субботов
В 11.45 выехали к центру села,
спуск – подъем 8 %, хороший асфальт. У памятника Б. Хмельницкому и Мемориалу
ВОВ поворот налево, не доезжая остановки с надписью «Субботов». До «Трех
криниц» около
Фото 11. Песчаная дорога через лес от села Новоселица до хутора Погорельцы
В 16.20 вышли к х. Погорельцы и в 16.30 выехали на трассу на Чигирин. В Красноселье закупили продукты и клеили переднее колесо на «Авторе». Выехали в 17.50, еще полчаса и поворот на Тинки. Ветер боковой, потом встречный. Местность равнинная, вокруг поля и лесополосы. В Тинки не заезжали, проехали вдоль села и на окраине набрали воды. Двинулись в Рацево, где на карте обозначена пристань. Весь остальной берег на карте обрывистый.
К 19.00 доехали до Рацево, перед
селом поворот налево к Днепру. Справа элеватор, прямо – пристань (порт), наша
дорога налево. Первый поворот направо – частные владения, через
20.08.2009
Подъем дежурных в 6.00, завтрак в 7.10
Выезд в
9.30
Погода:
солнечно, несильный ветер
Вечерний
лагерь в 18.40
Проехали
Продолжили путь по береговой трассе и повернули на юг, на Чигирин. Погода отличная, тепло, хорошо. Дорога на Чигирин идет с очень легким уклоном, ветер почти в спину. Катится замечательно. В 10.15 были уже в центре Чигирина, проехав мост через Тясмин. В музей поворот направо сразу за мостом (фото 12), на Богданову гору – ехать через центр и есть указатель направо, стилизованный, на деревянной доске. На гору заехали на велосипедах, сначала долго любовались панорамой в сторону Субботова, потом осматривали восстановленный форт Дорошенко. Все еще свежее, но выглядит натурально, кроме деревянных пушек на подмостках стен. На стенде есть план всего крепостного сооружения. Потом осмотрели памятник Богдану Хмельницкому советских времен, со скульптурной группой повстанцев внизу (фото 13). Место на горе интересное, очень хорошие ощущения, прямо не хочется уходить. Еще полазили по отвесным выходам песчаника и съехали с горы к музею Б. Хмельницкого. Вход: взрослым – 5 гр. студентам – 3 гр. экскурсия – 25 гр. Ваня остался дежурить у велосипедов, остальные пошли на экскурсию. Довольно интересно. Особенно карты тех времен и границы государств. Да и вообще понятно становится, почему это все так происходило.
Фото 12. Музей Богдана Хмельницкого и памятник на Богдановой горе. Вид при съезде через мост Тясмин в г. Чигирин
Фото 13. Памятник советских времен Богдану Хмельницкому на Богдановой горе в г. Чигирин
После музея закупили продукты,
купили удачно на руках молоко и, выехав за город, отлично пообедали. Выехали
назад в 15.20 по дороге на элеватор в с. Рацево. Теперь уже против ветра,
который к вечеру усилился. Дорога от элеватора вдоль берега на северо-запад –
булыжник, но в основном есть тропинки рядом. От ветра прикрывают посадки и
открытых участков немного, хотя на них скорость падает изрядно. В 17.10
проехали Тинки, в следующем селе Боровица закупили продукты. В Топиловке
набрали воды и помидоров, и за селом, проехав
21.08.2009
Подъем дежурных в 6.00, завтрак в 7.00
Выезд в
9.00
Погода:
солнечно, слабый ветер
В
Черкассах были в 13.20
Проехали
Дорога до Черкасс – хороший асфальт, возросло количество транспорта, проехали Сагуновку, Худяки, Червону Слободу и к 13 часам заехали в Черкассы (фото 14). Остановились у Тани на ул. Седова и после обеда начали разъезжаться по поездам в разные стороны.
Фото 14. Группа въезжает в Черкассы со стороны Червоной Слободы
4.
Выводы и рекомендации
Выводы после прохождения маршрута однозначны: идеальная природа и местность для походов начальных категорий сложности. Разнообразие рельефа и естественных препятствий позволяет существенно повысить навыки езды. Грубый асфальт, булыжник, лесные и полевые дороги, участки песка, заболоченные луга, мелиоративные каналы – вот далеко не весь перечень возможностей повысить технику езды. А часто меняющаяся обстановка приучает быть настороже и оперативно менять тактику движения. В Черкасской области есть где поучиться: Каневский полуостров, Мошногорье, долина реки Ирдынь и много других мест. Заметно возрос интерес участников к истории нашей страны, осмысление ее стало более глубоким, так как маршрут проходил по многим значительным историко-культурным местам.
Рекомендации по маршруту и походу в целом.
1. Несмотря на невысокую категорию, перед походом обязательно надо «накатывать» километраж.
2. При невозможности организовать предпоходные тренировки – строить маршрут так, чтобы в первые дни не было сложных участков и препятствий. Надо дать участникам «втянуться» в езду.
3. Обязательно интересоваться режимом заповедных мест и пытаться получить разрешение на их посещение.
4. Рекомендуем не пропускать исторические памятники и музеи, обязательно заказывать экскурсии с экскурсоводом. Мы очень многого не знаем!
5. В больших группах оправдывает себя наличие двух механиков.
6. Планировать маршруты так, чтобы суббота-воскресенье приходились на чисто ходовые дни. Все-таки народа много! На исторических объектах становится многолюдно, по берегам Днепра – тоже.