ВелоПВД в каньон на реке Мертвовод
29 - 30 ноября 2008 г.
Нитка пройденного маршрута
Одесса - Колосовка (электричка) - Веселиново - Вознесенск - ур.Лабиринт - Актово - каньон на р. Мертвовод - Актово - Трикраты - Вознесенск - Веселиново - Колосовка – электричка в Одессу
Протяженность маршрута
Общее время движения
В каньоне близ села Актово на реке Мертвовод мы были месяц назад. Но через несколько дней
после возвращения из этой поездки возникло желание съездить туда еще. И вот, вроде бы, достаточно оптимистичный
прогноз погоды (как для зимы), несколько телефонных звонков - и в субботу, в 6:15 на вокзале собрались четверо -
Федор, Лев, Александр и Василий.
Электричка Одесса-Колосовка отправилась в 6:43. Пассажиров и вначале было не много, а к концу поездки
мы вообще ехали практически одни. Возникло предположение, что Укрзализныця решила спонсировать нашу поездку,
предоставив отдельный вагон (фото 1.)
В Одессе было пасмурно, но километров через 40 появилось солнце при небольшом утреннем тумане. На траве - иней,
в лужах - тонкий лед. Прогноз погоды пока сбывался.
В Колосовке в 9:50 (фото 2). Дымка, но проглядывает солнце. Едем через село на восток к трассе Николаев-Вознесенск.
Местные жители советуют нам свернуть влево и вернуться к железной дороге, вдоль которой мы выедем на асфальт. Так и делаем.
Вдоль железной дороги идет грунтовка (фото 3). Грунт в этих местах значительно более мокрый и раскисший, чем в Одессе.
Нас выручает то, что этот грунт слегка подмерз (но очень слегка), кроме того, можно ехать по траве вдоль дороги.
Проехав 2,4 км упираемся в асфальт, сворачиваем на него влево и переезжаем железнодорожный переезд. Через 200 м развилка и указатель:
прямо - Доманевка (38 км), вправо - Николаев (81 км). Едем вправо. Дорога - местами слегка побитый, но вцелом очень неплохой асфальт.
Автотранспорта практически нет.
На 12,2 км от начала пути упираемся в автотрассу Т-1602. Влево по указателю - Вознесенск (33 км), вправо -
Николаев (73 км) и Одесса (109 км). Едем влево. Здесь мы решили разделиться. Федор и Василий уезжают вперед, чтобы разведать некоторые
достопримечательности Вознесенска и прикупить продукты.
В Веселиново у Василия небольшая техническая неприятность - какая-то "штука", чтобы не сказать грубее, попала в цепь и пыталась наделать там всяких дел. Чтобы ее удалить пришлось снимать колесо.
Погода стала портиться. Небо затянуло тучами, хотя по прогнозу должно быть солнечно.
К половине первого мы в центре Вознесенска. Осматриваем основную достопримечатальность города - альтанку (фото 4), построенную в середине позапрошлого
века по случаю приезда царя Николая-I. Рядом поставили памятник другому Николаю - Островскому.
В наше время, когда принято избавляться от памятников кумирам недавнего прошлого, по некоторым слухам, в Вознесенске открыт
памятник другому кумиру - Мишке Япончику. Опросив местное население убеждаемся, что таки да, такой памятник установлен на окраине города.
Видимо, "братва" похлопотала. Примерно в трех километрах от центра города находим этот памятник (фото 5 и 6). Интересно, что в духе времени
на плите написано, что Мишка Япончик был командиром "Украинского" полка им. В.И.Ленина. Возможно, это первый шаг для того, чтобы произвести его
в национальные герои вместе с бойцами УПА.
Предварительно в поисках в интернете информации о памятнике пришлось немножко ознакомиться с биографией Мишки Япончика. Поразило различие, причем, значительное,
в разных источниках. Его биография обрасла легендами и всякими небылицами.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Возвращаемся к церквушке (фото 7) у проходящей через Вознесенск трассы Николаев-Первомайск. Место людное, возле оживленной трассы, современная архитектура церкви,
рядом - в духе времени памятник голодомору. Все это говорит о том, что церковь не просто православная, а Украинская православная. И строила ее вместе с
памятником уже другая "братва". Хотя, может быть и та же.
Закупили продукты и, созвонившись, встретились со Львом и Сашей. От Церкви нужно ехать вправо, на восток. Официально
дорога на Братское отворачивает от автотрассы Николаев-Первомайск перед церковью (см. схему северной части Вознесенска). Но короче будет, если свернуть за церковью и
проехать через жилой массив. Короче, но не быстрее, поскольку там находится мини-рынок большой продмаг и несколько продовольственных лавок. Несмотря на то,
что продуктов у нас было уже вполне достаточно, Саша не мог остановиться, пока не скупил пол магазина продуктов. Заодно здесь же и слегка перекусили.
Выехали в два часа дня в сторону Братского. На дороге транспорта очень мало. Оживленным движение было лишь в Вознесенске на трассе Николаев - Первомайск.
Сразу за Вознесенском справа от дороги Вознесенск-Братское большущая воинская часть, видимо, являющаяся своего рода складом. Здесь плотными рядами стоит
большущее количество военной техники.
Погода быстро портилась. Сел туман, довольно густой и крупный (фото 8 и 9). Точнее, это что-то среднее между обычным
туманом и дождем. Синоптики как всегда обманули - по прогнозу сейчас должно сиять солнце. Темп движения упал.
Торопиться не было смысла - в этом тумане мы мало что увидим в Каньоне. Вся надежда теперь на завтрашний день.
15:10, 69,6 км от начала пути. Мы на отвороте вправо от дороги Вознесенск-Братское перед спуском в с.Трикраты. Едем
по этому отвороту вправо по старому потрескавшемуся асфальту. Дорога, кажется, ведет в карьер, но мы до него не доехали, а
свернули влево в лес не доезжая ЛЭП. Правда, мы трижды ездили взад-вперед, пока не нашли едва заметную тропку в лес.
Тропа сильно заросла кустарником, через который мы продирались около полукилометра до р. Арбузинка. Вдоль реки уже идет нормальная грунтовка.
У реки то тут, то там видны выходы огромных гранитных монолитов. Этот лес вдоль Арбузинки и река с гранитными глыбами, которых становится все
больше при приближении к устью, называются "урочище Лабиринт".
Этот лес заложил в позапрошлом веке известный лесовод и владелец местного имения Скаржинский. Лесоразведение в засушливой степи
было делом весьма непростым. Оказывается, что за успехи лесоразведения в городском саду Одессы был установлен
памятник Скаржинскому, уничтоженный в 30-х годах.
В трикратском лесу более 350 дубов возраста около 150 лет. Для сухой южной степи это просто чудо. Вобщем, здешние леса - это повод для того, чтобы сюда еще раз приехать.
Переехав по мосту речку и проехав под шлагбаумом, ограничивающем въезд в расположенный правее карьер, выезжаем на
брусчатку Трикраты-Актово и сворачиваем на нее вправо. Едем по грунтовой обочине брусчатки. Вскоре начался спуск к р. Мертвовод.
7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. |
Возникла мысль не ехать через село Актово, расположенное на восточном берегу р.Мертвовод, а проехать вверх по реке по западному берегу. Но разведка показала
что берег расчленен глубокими каменистыми оврагами, на объезд или преодоление которых мы потратим много времени. Поэтому спускаемся вниз к реке (здесь уже асфальтовая дорога),
проезжаем по мосту, въехав в село сворачиваем влево и едем вдоль села прямо никуда не сворачивая чуть более километра. Дальше дорога упирается в Т-образный перекресток,
сворачиваем влево (хотя, лучше было бы, наверно, вправо, а затем влево - мы так обратно ехали) и спускаемся в сторону реки. За последним домом сворачиваем вправо, где, собственно, уже видны гранитные валуны и начало каньона.
Не спускаясь к реке проходим метров 300 вверх по реке, упираемся в грунтовку, по которой и движемся вниз к реке. У реки на поляне с кострищем перед началом скал ставим лагерь (фото 11).
неподалеку под скалой источник, на месте которого чьи-то добрые руки соорудили колодец с крышкой, защищающей источник от падающих листьев и прочих инородных тел.
Туман все отчетливее переходит в моросящий дождь. Ужинаем и ложимся спать в надежде, что к утру вся влага из атмосферы осядет в виде дождя и мы сможем беспрапятственно осмотреть каньон.
Надежды, конечно, не оправдались. Ночью пошел реальный дождь, который шел и все утро. Под этим дождем утром был осмотрен каньон
по нижней тропе. Каньон здесь не имеет сквозного прохода, тропа заканчивается у скалы упирающейся в реку (фото 14).
Вообще-то прыгая с камня на камень здесь можно перебраться на другой берег. Но шел дождь - камни мокрые, прыгать нужно довольно широко, а глубина реки здесь вполне достаточная
(кстати, вода в реке на удивление очень прозрачная, но это, видимо, только зимой). По этим причинам никто не решился здесь переправляться.
После завтрака к десяти утра сняли лагерь и поднялись (фото 15) на крутой берег. В это же время прекратился дождь. Еще почти час мы потратили на осмотр каньона (фото 16 - 25).
Несколько слов о глубине каньона. На Генштабовской карте ниже каньона есть отметка уровня воды в реке - 23,2 м. Судя
по линиям горизонталей наибольшая абсолютная высота берега у обрыва к реке чуть больше 60 м. т.е. Высота скал в каньоне до 40 м. Кстати,
наибольшая высота скал на левом берегу (на котором мы были). Т.е. наиболее грандиозный вид каньона должен быть с правого берега, куда мы не добрались.
Значит, есть повод сюда приехать еще раз.
13. | 14. | 15. | 16. |
17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
На второй день у нас были разные планы, но все они начинались движением вверх вдоль реки по грунтовкам к селу Петропавловка. Ехать по ним абсолютно не реально. Решили также отказаться от возможного отьезда ночным
пассажирским поездом, а ехать обратно в Колосовку и уезжать в Одессу электричкой в 16:30.
Около 11 часов мы покинули каньон, пересекли село Актово, сопровождаемые радостными голосами местных (фото 26). Далее мы осмотрели часть урочища Лабиринт (фото 27) - это уменьшенная модель Актовского каньона.
Нужно отметить, что количество мха на камнях (фото 28) значительно увеличилось по сравнению с тем, что было еще месяц назад. Можно предполагать, что к началу весны почти все скалы Актовского каньона и урочища
Лабиринт будут покрыты зеленым мхом. Это еще один повод приехать сюда в начале весны.
Далее мы по обочине вдоль брусчатки доехали до Трикрат, пересекли это село, свернули влево на Вознесенск и по этой пустынной дороге (фото 29) двинулись на Вознесенск. Здесь нас снова накрыл дождь.
Пересекли Вознесенск (фото 30) и тем же путем вернулись в Колосовку. В электричку успели загрузиться непосредственно
перед ее отправлением. Багажных мест в этой электричке нет, пришлось снять по одному колесу и разместить велосипеды между сиденьями, накрыв их чехлом. Воскресный вечер - на подъезде к Одессе электричка
может быть битком забита. Однако пассажиров на всем пути было сравнительно не много.
26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Заключение и выводы.
1. Такой каньон был бы интересен, даже если бы располагался в горном районе, например, в Крыму. А для степной зоны это просто уникальный объект.
2. Каньон на р. Мертвовод судя по всему, не очень часто посещаемое туристами место. Кострищ там мало, тропы едва протоптаны.
3. Коварная осенне-зимняя погода не позволила нам посмотреть все, что хотели. А синоптики нас опять обманули.
4. Судя по активно обрастаюшим мхом скалам и камням, которые за лето полностью высохли и избавились от мха, каньон зимой и летом - это две большие разницы.
5. Есть ряд оснований (приведено выше в тексте) для того, чтобы приехать сюда еще раз. Скорее всего - в начале весны. Заодно и посмотреть ряд других интересных мест, расположенных неподалеку.