К перечню велопоходов

ВелоПВД в каньон на реке Мертвовод

29 - 30 ноября 2008 г.

 

 

 

 

Нитка пройденного маршрута

Одесса - Колосовка (электричка) - Веселиново - Вознесенск - ур.Лабиринт - Актово - каньон на р. Мертвовод - Актово - Трикраты - Вознесенск - Веселиново - Колосовка – электричка в Одессу

 

Протяженность маршрута - 152 км

Общее время движения - 9:03

 

 

В каньоне близ села Актово на реке Мертвовод мы были месяц назад. Но через несколько дней после возвращения из этой поездки возникло желание съездить туда еще. И вот, вроде бы, достаточно оптимистичный прогноз погоды (как для зимы), несколько телефонных звонков - и в субботу, в 6:15 на вокзале собрались четверо - Федор, Лев, Александр и Василий.

Электричка Одесса-Колосовка отправилась в 6:43. Пассажиров и вначале было не много, а к концу поездки мы вообще ехали практически одни. Возникло предположение, что Укрзализныця решила спонсировать нашу поездку, предоставив отдельный вагон (фото 1.)

В Одессе было пасмурно, но километров через 40 появилось солнце при небольшом утреннем тумане. На траве - иней, в лужах - тонкий лед. Прогноз погоды пока сбывался.

В Колосовке в 9:50 (фото 2). Дымка, но проглядывает солнце. Едем через село на восток к трассе Николаев-Вознесенск. Местные жители советуют нам свернуть влево и вернуться к железной дороге, вдоль которой мы выедем на асфальт. Так и делаем. Вдоль железной дороги идет грунтовка (фото 3). Грунт в этих местах значительно более мокрый и раскисший, чем в Одессе. Нас выручает то, что этот грунт слегка подмерз (но очень слегка), кроме того, можно ехать по траве вдоль дороги.

Проехав 2,4 км упираемся в асфальт, сворачиваем на него влево и переезжаем железнодорожный переезд. Через 200 м развилка и указатель: прямо - Доманевка (38 км), вправо - Николаев (81 км). Едем вправо. Дорога - местами слегка побитый, но вцелом очень неплохой асфальт. Автотранспорта практически нет.

На 12,2 км от начала пути упираемся в автотрассу Т-1602. Влево по указателю - Вознесенск (33 км), вправо - Николаев (73 км) и Одесса (109 км). Едем влево. Здесь мы решили разделиться. Федор и Василий уезжают вперед, чтобы разведать некоторые достопримечательности Вознесенска и прикупить продукты.

В Веселиново у Василия небольшая техническая неприятность - какая-то "штука", чтобы не сказать грубее, попала в цепь и пыталась наделать там всяких дел. Чтобы ее удалить пришлось снимать колесо.

Погода стала портиться. Небо затянуло тучами, хотя по прогнозу должно быть солнечно.

К половине первого мы в центре Вознесенска. Осматриваем основную достопримечатальность города - альтанку (фото 4), построенную в середине позапрошлого века по случаю приезда царя Николая-I. Рядом поставили памятник другому Николаю - Островскому.

В наше время, когда принято избавляться от памятников кумирам недавнего прошлого, по некоторым слухам, в Вознесенске открыт памятник другому кумиру - Мишке Япончику. Опросив местное население убеждаемся, что таки да, такой памятник установлен на окраине города. Видимо, "братва" похлопотала. Примерно в трех километрах от центра города находим этот памятник (фото 5 и 6). Интересно, что в духе времени на плите написано, что Мишка Япончик был командиром "Украинского" полка им. В.И.Ленина. Возможно, это первый шаг для того, чтобы произвести его в национальные герои вместе с бойцами УПА.
Предварительно в поисках в интернете информации о памятнике пришлось немножко ознакомиться с биографией Мишки Япончика. Поразило различие, причем, значительное, в разных источниках. Его биография обрасла легендами и всякими небылицами.

Click here 1. Click here 2. Click here 3. Click here 4. Click here 5. Click here 6.

Возвращаемся к церквушке (фото 7) у проходящей через Вознесенск трассы Николаев-Первомайск. Место людное, возле оживленной трассы, современная архитектура церкви, рядом - в духе времени памятник голодомору. Все это говорит о том, что церковь не просто православная, а Украинская православная. И строила ее вместе с памятником уже другая "братва". Хотя, может быть и та же.

Закупили продукты и, созвонившись, встретились со Львом и Сашей. От Церкви нужно ехать вправо, на восток. Официально дорога на Братское отворачивает от автотрассы Николаев-Первомайск перед церковью (см. схему северной части Вознесенска). Но короче будет, если свернуть за церковью и проехать через жилой массив. Короче, но не быстрее, поскольку там находится мини-рынок большой продмаг и несколько продовольственных лавок. Несмотря на то, что продуктов у нас было уже вполне достаточно, Саша не мог остановиться, пока не скупил пол магазина продуктов. Заодно здесь же и слегка перекусили. Выехали в два часа дня в сторону Братского. На дороге транспорта очень мало. Оживленным движение было лишь в Вознесенске на трассе Николаев - Первомайск.
Сразу за Вознесенском справа от дороги Вознесенск-Братское большущая воинская часть, видимо, являющаяся своего рода складом. Здесь плотными рядами стоит большущее количество военной техники.
Погода быстро портилась. Сел туман, довольно густой и крупный (фото 8 и 9). Точнее, это что-то среднее между обычным туманом и дождем. Синоптики как всегда обманули - по прогнозу сейчас должно сиять солнце. Темп движения упал. Торопиться не было смысла - в этом тумане мы мало что увидим в Каньоне. Вся надежда теперь на завтрашний день.

15:10, 69,6 км от начала пути. Мы на отвороте вправо от дороги Вознесенск-Братское перед спуском в с.Трикраты. Едем по этому отвороту вправо по старому потрескавшемуся асфальту. Дорога, кажется, ведет в карьер, но мы до него не доехали, а свернули влево в лес не доезжая ЛЭП. Правда, мы трижды ездили взад-вперед, пока не нашли едва заметную тропку в лес. Тропа сильно заросла кустарником, через который мы продирались около полукилометра до р. Арбузинка. Вдоль реки уже идет нормальная грунтовка. У реки то тут, то там видны выходы огромных гранитных монолитов. Этот лес вдоль Арбузинки и река с гранитными глыбами, которых становится все больше при приближении к устью, называются "урочище Лабиринт".
Этот лес заложил в позапрошлом веке известный лесовод и владелец местного имения Скаржинский. Лесоразведение в засушливой степи было делом весьма непростым. Оказывается, что за успехи лесоразведения в городском саду Одессы был установлен памятник Скаржинскому, уничтоженный в 30-х годах.
В трикратском лесу более 350 дубов возраста около 150 лет. Для сухой южной степи это просто чудо. Вобщем, здешние леса - это повод для того, чтобы сюда еще раз приехать.
Переехав по мосту речку и проехав под шлагбаумом, ограничивающем въезд в расположенный правее карьер, выезжаем на брусчатку Трикраты-Актово и сворачиваем на нее вправо. Едем по грунтовой обочине брусчатки. Вскоре начался спуск к р. Мертвовод.

Click here 7. Click here 8. Click here 9. Click here10. Click here11. Click here12.

Возникла мысль не ехать через село Актово, расположенное на восточном берегу р.Мертвовод, а проехать вверх по реке по западному берегу. Но разведка показала что берег расчленен глубокими каменистыми оврагами, на объезд или преодоление которых мы потратим много времени. Поэтому спускаемся вниз к реке (здесь уже асфальтовая дорога), проезжаем по мосту, въехав в село сворачиваем влево и едем вдоль села прямо никуда не сворачивая чуть более километра. Дальше дорога упирается в Т-образный перекресток, сворачиваем влево (хотя, лучше было бы, наверно, вправо, а затем влево - мы так обратно ехали) и спускаемся в сторону реки. За последним домом сворачиваем вправо, где, собственно, уже видны гранитные валуны и начало каньона. Не спускаясь к реке проходим метров 300 вверх по реке, упираемся в грунтовку, по которой и движемся вниз к реке. У реки на поляне с кострищем перед началом скал ставим лагерь (фото 11). неподалеку под скалой источник, на месте которого чьи-то добрые руки соорудили колодец с крышкой, защищающей источник от падающих листьев и прочих инородных тел. Туман все отчетливее переходит в моросящий дождь. Ужинаем и ложимся спать в надежде, что к утру вся влага из атмосферы осядет в виде дождя и мы сможем беспрапятственно осмотреть каньон.

Надежды, конечно, не оправдались. Ночью пошел реальный дождь, который шел и все утро. Под этим дождем утром был осмотрен каньон по нижней тропе. Каньон здесь не имеет сквозного прохода, тропа заканчивается у скалы упирающейся в реку (фото 14). Вообще-то прыгая с камня на камень здесь можно перебраться на другой берег. Но шел дождь - камни мокрые, прыгать нужно довольно широко, а глубина реки здесь вполне достаточная (кстати, вода в реке на удивление очень прозрачная, но это, видимо, только зимой). По этим причинам никто не решился здесь переправляться.

После завтрака к десяти утра сняли лагерь и поднялись (фото 15) на крутой берег. В это же время прекратился дождь. Еще почти час мы потратили на осмотр каньона (фото 16 - 25). Несколько слов о глубине каньона. На Генштабовской карте ниже каньона есть отметка уровня воды в реке - 23,2 м. Судя по линиям горизонталей наибольшая абсолютная высота берега у обрыва к реке чуть больше 60 м. т.е. Высота скал в каньоне до 40 м. Кстати, наибольшая высота скал на левом берегу (на котором мы были). Т.е. наиболее грандиозный вид каньона должен быть с правого берега, куда мы не добрались. Значит, есть повод сюда приехать еще раз.

Click here13. Click here14. Click here15. Click here16.
Click here17. Click here18. Click here19. Click here20.
Click here21. Click here22. Click here23. Click here24. Click here25.

На второй день у нас были разные планы, но все они начинались движением вверх вдоль реки по грунтовкам к селу Петропавловка. Ехать по ним абсолютно не реально. Решили также отказаться от возможного отьезда ночным пассажирским поездом, а ехать обратно в Колосовку и уезжать в Одессу электричкой в 16:30.

Около 11 часов мы покинули каньон, пересекли село Актово, сопровождаемые радостными голосами местных (фото 26). Далее мы осмотрели часть урочища Лабиринт (фото 27) - это уменьшенная модель Актовского каньона. Нужно отметить, что количество мха на камнях (фото 28) значительно увеличилось по сравнению с тем, что было еще месяц назад. Можно предполагать, что к началу весны почти все скалы Актовского каньона и урочища Лабиринт будут покрыты зеленым мхом. Это еще один повод приехать сюда в начале весны.

Далее мы по обочине вдоль брусчатки доехали до Трикрат, пересекли это село, свернули влево на Вознесенск и по этой пустынной дороге (фото 29) двинулись на Вознесенск. Здесь нас снова накрыл дождь. Пересекли Вознесенск (фото 30) и тем же путем вернулись в Колосовку. В электричку успели загрузиться непосредственно перед ее отправлением. Багажных мест в этой электричке нет, пришлось снять по одному колесу и разместить велосипеды между сиденьями, накрыв их чехлом. Воскресный вечер - на подъезде к Одессе электричка может быть битком забита. Однако пассажиров на всем пути было сравнительно не много.

 

Click here26. Click here27. Click here28. Click here29. Click here30.

 

Другой отчет об этой поездке, впечатления Федора и обсуждение на форуме, приведены здесь.

 

Заключение и выводы.

1. Такой каньон был бы интересен, даже если бы располагался в горном районе, например, в Крыму. А для степной зоны это просто уникальный объект.

2. Каньон на р. Мертвовод судя по всему, не очень часто посещаемое туристами место. Кострищ там мало, тропы едва протоптаны.

3. Коварная осенне-зимняя погода не позволила нам посмотреть все, что хотели. А синоптики нас опять обманули.

4. Судя по активно обрастаюшим мхом скалам и камням, которые за лето полностью высохли и избавились от мха, каньон зимой и летом - это две большие разницы.

5. Есть ряд оснований (приведено выше в тексте) для того, чтобы приехать сюда еще раз. Скорее всего - в начале весны. Заодно и посмотреть ряд других интересных мест, расположенных неподалеку.





Hosted by uCoz