Подолье и Карпаты
велопоход третьей категории сложности,
совершенный с 15 по 22 августа 2009 г.
Нитка маршрута:
Крыжополь – Томашполь – Черневцы – Могилев-Подольский – Хоньковцы – Новоднестровск – Кельменцы – Шиловцы –
Черновцы – Снятын – Заболотов – Косов – пер. Буковецкий – Верховина – пер. Кривопольский – т/б Заросляк –
г. Говерла – т/б Козьменщик – Ясиня – Рахов – Деловое – Солотвино – Буштыно – Тереблянское вдхр. –
оз. Синевир – г. Озерная – Торунь – пер. Торуньский – Водораздельный хр. – Верх. Рожанка – Сколе.
Общая
протяженность маршрута – 778 км
Карты отдельных участков маршрута
Участники
Константин Частюк | Александр Уразбахтин | Василий Буз (руководитель) |
График движения
День похода |
Дата |
Общая протяжен-ность, км |
Грунтовых дорог, троп, бездорожья, км |
Ходовое время |
Набор высоты, м |
1 |
15.08 |
185.7 |
8 |
11:10 |
1500 |
2 |
16.08 |
120.5 |
- |
6:55 |
1400 |
3 |
17.08 |
141.2 |
- |
8:25 |
1000 |
4 |
18.08 |
58.5 |
27,5 |
6:05 |
1600 |
5 |
19.08 |
151.8 |
- |
7:53 |
400 |
6 |
20.08 |
69.3 |
17,5 |
6:42 |
1800 |
7 |
21.08 |
51.0 |
14 |
3:02 |
200 |
8 |
22.08 |
|
|
|
|
Всего: |
778 |
67 |
50:12 |
7900 |
Общая идея похода
Идея похода заключалась в сравнительно быстром прохождении маршрута вблизи юго-западной, западной и северной
границы Украины и осмотре ряда достопримечательностей этого региона. Планируемая нитка маршрута проходила через
Могилев-Подольский, Черновцы, Ужгород, Шацкие озера. В планах также было восхождение на г. Говерла. Завершение
маршрута предполагалось в Овруче. В случае не выполнения графика движения по каким либо причинам завершение
маршрута по запасному варианту и отъезд в Одессу предполагались во Львове.
Изменения маршрута и их причины
Велопоход реализован по программе минимум и завершен во Львове. Ходовое время за день и протяженность
дневных пробегов оказались примерно в полтора раза ниже планировавшихся. Причины этих задержек, а также причины более
раннего завершения похода были следующие:
1. Необходимость ночевки в Черновцах требовала не напряженного режима движения (или полудневки) во второй день.
2. Отравление участников группы в третий день привело к увеличению привалов и существенному снижению темпа движения
в третий и четвертый дни.
3. Из-за прямых, однообразных и загруженных автотранспортом дорог в равнинном Закарпатье принято решение изменить
маршрут и пройти по горам, в том числе и с частично пешим преодолением грунтовых дорог и троп перевалов и хребтов Карпат.
4. Произошедшие поломки велосипеда хоть и не снижали заметно темп движения, но в случае продолжения похода в малонаселенном Полесье
существовала опасность серьезных задержек из-за невозможности автономного ремонта.
5. Некоторый вклад в снижение дневных пробегов, хотя и не очень значительный, внес дождь в четвертый и пятый дни, а также встречный ветер.
Все эти факторы привели к отставанию от запланированного графика движения на полтора-два дня. Для такого случая был предусмотрен запасной вариант завершения похода во Львове.
Описание прохождения маршрута.
Нулевой день, 14 августа.
Сбор на железнодорожном вокзале в 21:30. Погрузка и отправление пассажирского поезда №610 Одесса-Христиновка в 22:03.
Первый день, 15 августа.
Вышли из поезда в Крыжополе в 3: (фото 1). Еще темно. Неторопливые сборы и выезд по утренней прохладе. Вокруг какого-то кафе в центре Крыжополя довольно людно, несмотря на то, что четыре утра.
На асфальте кое-где лужи - видимо, недавно прошел небольшой дождь.
Специфика езды параллельно Днестру в том, что предстоит преодолеть множество довольно глубоких оврагов с крутыми спусками и подъемами. Внимательно проанализировав варианты маршрута, мы пришли к выводу,
что путь ближе к Днестру (через Ямполь) чуть проще с точки зрения набора высоты. Этот путь мы и решили выбрать, в изменение изначально запланированного маршрута через Томашполь и Черневцы.
За переездом у дороги стоял указатель - на Ямполь прямо по дороге. Ну мы и надавили на педали, не глядя в карту. Через пол часа езды мы остановились,смущенные близостью железной дороги справа. Из карты стало ясно,
что мы в предрассветных сумерках не заметили нужный нам отворот дороги влево. Чтож, придется ехать по изначально задуманному варианту маршрута.
22,5 км - станция Вапнярка. Небольшая остановка (чай в ларьке) и дальше в путь.
Комаргород. Здесь мы свернули влево с целью сократить объезд вокруг населенного пункта и не делать лишний подъем. Но наткнулись на табличку, что справа старинный парк и дворец-усадьба. Поехали смотреть.
Парк действительно красивый. А дворец (фото 2) не впечатляет, даже если бы здесь не размещалось общежитие местного техникума с выбитыми окнами. От дворца снова попали на основную дорогу, по которой объехали Комаргород.
42,9 - после очередного спуска-поддъема, мы в центре Томашполя. Стакан чая - и едем дальше в сторону Черневцев. Не выезжая из Томашполя снова спуск-подъем, но более глубокий и крутой и по противной брусчатке (фото 3).
Далее приятная езда по пустынному прямому и почти ровному асфальту (фото 4). Но периодически такая езда прерывается крутыми спусками и подъемами (фото 5), протяженность спусков до километра и глубина 50 - 100 метров
В селе Боровка у дороги установлен частично разобранный самолет (фото 6). В связи с чем - не написано, но наверно есть на то причины. Сразу за самолетом влево очередной отворот на Ямполь (фото 7), но мы едем прямо.
Вообще-то в сторону Ямполя есть несколько интересных достопримечательностей - остатки крепости в с. Буша, скальный монастырь, геологический заповелник "Гайдамацкий Яр", красивые скалы на берегах Днестра.
Но мы все эти интересности оставляем для других более коротких и близких поездок.
В Черневцах заправляемся водой в колодце возле раскрашенной скульптуры Богоматери (фото 8). Такие скульптуры являются очень частыми для Западной Украины, но не характерны для этого региона.
В Гонтовке (фото 9) внутренний голос, и не только голос, стал активно подсказывать, что уже 9:30 и пора бы позавтракать. Разворачиваем заранее заготовленные бутерброды за столиком возле одного из магазинов. За едой рассуждаем о том, что здесь
должен быть памятник одному из лидеров гайдамацкого движения Ивану Гонте . Продавщица подтверждает наши догадки, но говорит, что он стоит в стороне от дороги, в глухом месте. И добраться туда не просто. Оставляем и эту достопримечательность для более коротких и близких поездок.
1. Крыжополь
2. Усадьба в Комаргороде
3. Дорога в Томашполе
4.
5. Спуск в Антоновке
Далее до Могилева-Подольского идет прекрасная дорога с редким автотранспортом без серьезных подъемов. Интересно, что вдоль дороги и интервалом чуть более километра растут парами огромные вербы, образовываюшие над дорогой своеобразные арки (фото 10).
А еще вдоль дороги растут яблони с очень вкусными плодами. Интересная особенность замечена за яблоками. Можно ехать непрерывно не останавливаясь, пока не отведал ни одного яблока. Стоит раз попробовать - и далее остановки с целью сбора яблок следуют одна за другой. А еще здесь бывают груши... Это вообще отдельная песня.
Так незаметно мы подкатили к Могилеву-Подольскому (фото 11). Здесь нас подстерегал длинный и крутой спуск в город по не очень ровной дороге. Ограничение скороти в 30 км/ч (фото 12) здесь стоит не зря.
Спустились к набережной (фото 13) - 106,8 км, 12:00, поудивлялись прозрачности воды в Днестре, повтыкали на заграницу с той стороны реки и поехали дальше. Тут пришлось проехать по дороге мимо рынка. Это что-то ужасное. Все, кто жалуется на плохое качество дорог где либо, видимо, никогда не были в Могилеве-Подольском в районе рынка.
Хотя, мы здесь бывали и раньше - разбитость дороги была в пределах разумного. А сейчас она перешла эти пределы.
Вообще весь этот участок Могилев - Немия - Серебрия оставил тяжелое впечатление: множество машин, разбитые дороги, тучи пыли, палящее солнце. Даже источники с холодной и вкусной водой (фото 14) не утешали, поскольку вокруг были кучи мусора.
За селом Серебрия все сразу изменилось. Начался длинный не крутой подъем, асфальт стал получше, машин поменьше. В конце подъема встретили двух велотуристов из Питера. Два с половиной месяца бороздят родные просторы, открутили уже около трех тыщ км, да и дальнейшие планы у них тоже не маленькие.
Утверждают, что несмотря на значительное пройденное расстояние, мы лишь вторая группа велотуристов, которых они встретили. После продолжительной беседы (а вот сфотографироваться - забыли!), едем дальше. Слева остается скальный монастырь возле с. Лядова (Х - ХI в.). Это тоже близкая достопримечательность, заедем сюда в более коротком походе. Да и были мы там уже.
6. Боровка
7. Боровка
8. Черневцы
9. Гонтовка
10. Дорога на Могилев-Подольский
Далее было село Ярышев (160 метров вниз, затем вверх).
131,8 - развилка. Вправо - райцентр Мурованные Куриловцы. Но большинство машин почему-то сворачивает влево, в сторону села Хоньковцы. Увидев недавно установленный указатель на Новоднестровск, становится понятно, что здесь сделали дорогу,
более прямую, чем объезд через Мурованные Куриловцы. Но мы едем еще более прямой дорогой - в Хоньковцах сваливаемся в глубокую долину реки Караец (фото 15) и взбираемся наверх по ухабистой грунтовке. В начале спуска и в конце подъема - родники.
В Хоньковцах был телефонный звонок от Александра Лепёхина, руководителя другой группы велотуристов из Одессы. Оказалось, что они двигаются с северо-запада и в этот момент штурмуют склоны Днестра вблизи скального монастыря Лядова. Разминулись мы совсем немножко.
Около 7 км грунтовки - и мы упираемся в бетонку, по которой спускаемся вправо к Днестру и плотине Новоднестровской ГЭС (фото 18). Перед плотиной (фото 19) - привал и перекус.
11. Перед спуском к Днестру
12.
13. За Днестром - Молдова
14. Источник в Серебрии
15. Спуск в Хоньковцах
За плотиной следовал спуск к реке и протяженный подъем в Новоднестровск. В городе докупаем необходимые продукты и едем дальше (фото 20).
Дорога на западном берегу Днестра отличается от восточного берега. Подъемы-спуски стали более пологими, перепады высот заметно меньшими. Но яблоки и груши вдоль дорог все так-же сопровождают нас.
За небольшим селом Струмок - железнодорожный переезд. Перед переездом сворачиваем влево на грунтовку и едем в сторону леса. В километре от дороги в лесу ставим лагерь. Лес зарос густым подлеском, но сравнительно просторное место для лагеря находим без труда (фото 21).
За день пройдено 185,7 км, ходовое время 11:10.
16. Долина р. Караец
17.
18. Бетонка на спуске к Днестру
19. Возле плотины
Второй день, 16 августа.
Сегодня мы планируем ночевать в Черновцах. Необходимости в квартирной ночевке в летнем походе да еще на второй день пути никакой нет, но отказываться от приглашения не удобно. До Черновцов всего 120 км. Долго спим, собираемся, завтракаем и выходим аж в 9:50.
Едем по хорошему асфальту, движение автотранспорта слабое, пологие подъемы и спуски (фото 22), вокруг - неисчерпаемые резервы яблок и груш.
Проезжаем придорожный колодец (фото 23), возле которого мы останавливались и в прошлом походе. Колодец ухожен, несмотря на то, что с момента гибели прошло уже 20 лет. Это хорошая традиция - строить колодцы в память о погибших, а не бесконечные памятники и кресты вдоль дорог.
Количество автотранспорта на дороге по мере приближения к Черновцам увеличивается, а после выезда на автотрассу Хмельницкий - Черновцы вообще становится большим. Причем, немало автофургонов. В селе Недобоевцы - развилка.
Основная автомагистраль с автотранспортом уходит влево, а мы едем вправо через цепочку сел. Неплохой асфальт, машин сравнительно немного, но дорога... Это непрерывные подъемы и спуски, довольно крутые, поднимаемся с упором, спускаемся на тормозах. Трудоемкий оказался участок.
В Топоровцах интересная Ильинская церковь (фото 26, 27). Как положено древней церкви - она обязательно с кондиционером. За 300 м до нее на холме современная церковь (фото 25), в колодце у которой мы пополнили запасы воды.
20. Выезд из Новоднестровска
21. Первый лагерь
22. Дорога перед Кельменцами
23. У дороги
24. Спуск в Недобоевцы
Далее села стали чуть пореже и подъемы поменьше. Так мы въехали в Черновцы (фото 28, 29), встретились с девушкой, которая и провела нас к месту очередной ночевки. Поляна второго лагеря оказалась весьма удобной (фото 30).
За день пройдено 120,5 км.
25. Топоровцы
26.
27. Ильинская церковь в Топоровцах
28. Черновцы
29.
30. Место второго лагеря
Третий день, 17 августа.
Выехали в 7:10. Небольшая экскурсия по утреннему городу (фото 31-34).
315,5 - по мосту переехали Прут на левый берег. Далее едем по дороге на Коломыю. Ровная прямая дорога. Транспорта в Черновцах и на выезде было много, но по мере продвижения на северо-запад его становится меньше.
Перед Снятыном - подъем, далее до Заболотова следует несколько небольших подъемов и спусков.
372 - В Заболотове на перекрестке сворачиваем влево (фото 35). После поворота дорога почти пустынная. Подъемы и спуски стали ощутимыми
399,5 - Сразу за Косовом (фото 37) долина реки сужается, начинаются горы, двадцатикилометровый некрутой подъем на пер. Буковецкий (фото 40).
В конце подъема у Василия раскрутилась трещетка и утеряна часть шариков. Все закрутили, ехать можно, но со звуковыми эффектами на холостом ходу.
За перевалом следует пятикилометровый и более крутой спуск к Черемошу. Здесь и далее вдоль дороги и на самой дороге в нескольких местах идут ремонтные работы, укрепляется русло ручья бетонными стенами.
Как-то не верится, что такой маленький и мирный ручей может доставить какие-либо неприятности. Но судя по размытым дорогам, можно представить, во что превращаются эти ручейки во время дождей
31. Утренние Черновцы
32. Пешеходная зона
33. Турецкая площадь
34. Интересно, как на это заведение реагируют те, кто не знает украинского?
35. Поворот в Заболотове
Вдоль Черемоша и разрушения более серьезные, и работы ведутся более масштабные. Стихия здесь основательно покуражилась год назад. Описание того, что было вдоль Черемоша можно найти в
отчете велотуристов из Севастополя, которые совершали здесь поход сразу после наводнения.
Перед Верховиной появились неприятные ощущения - слабость, тошнота. Дело в том, что на Буковецком перевале мы делали привал и перекус, а часть продуктов докупали в местном магазине.
Симптомы отравления быстро усиливались. Езда в гору дается с большим трудом. Заниматься самоистязанием и ехать дальше на Кривопольский перевал бессмысленно.
447,4 - За с. Ильцы сворачиваем с дороги вправо, переходим ручей и на противоположном берегу находим хорошую поляну для лагеря (фото 42). Рядом - маленький родничек. Симптомы отравления дополнились рвотой. Все сомнения по поводу отравления отпали. На ужин - только чай.
36. Косов
37.
38. Это название такое у села
39. Придорожный сервис
40. Буковецкий перевал
За день пройдено 141,2 км, ходовое время 8:25
41. Мост через Черемош в Верховине
42. Третий лагерь
43.
44.
Четвертый день, 18 августа.
Выход в 8:30. Переходим ручей обратно (фото 43). Вечером вода в ручье была прозрачная, а сейчас почему-то мутная, хотя дождя не было. Странно.
Продолжаем подъем на перевал (фото 44). Симптомы отравления ослабли, но все равно езда не в радость.
454,8 - перевал Кривопольский (фото 45, 46). В районе перевала дорога залита тонким слоем битума и сверху засыпана очень мелким гравием (видно на фото 45, 46). На спуске приходится ехать медленно - с одной стороны,
существует опасность заноса, с другой стороны, камешки прилипают к шине и затем больно бъют по лицу и ногам.
460,2 - сворачиваем влево в сторону турбазы "Заросляк". Начинается пологий подъем.
464,5 - КПП заповедника. С каждого проходящего и проезжающего взымают по 15 гривен и выдают соответствующую квитанцию. До КПП был асфальт (фото 47), после - гравийка (фото 48). На столбах у дороги - маркировка каких-то велосипедных маршрутов (фото 47). Немало легковых автомобилей движутся в сторону турбазы
473 - т/б "Заросляк". Большая стоянка автотранспорта, несколько киосков с сувенирами, продуктами и напитками, пивнушки и т.п. Здесь начинается тропа к Говерле (фото 49, 50). Согласно схеме на щите здесь две тропы: более короткая и крутая и более длинная и пологая. Идем по более длинной, хотя разница между ними небольшая.
475,3 - через 50 минут подъема вышли на хребет и столбики старой польско-чешской границы (фото 51). Чтобы осмотреться, поднимаемся по тропе выше границы леса, еще метров 200 (фото 54). Далее следует крутой участок подъема по крупным камням (тропа видна вдали на фото 55). Проходимо с велами, но времени уже половина второго, поздно. Если бы мы вчера приехали под Говерлу,
что было бы возможно, если бы не неудачное питание, которое до сих пор не позволяет получать радости от движения, то вполне можно было бы с велосипедами перелезть через Говерлу и спуститься с той стороны в Рахов. А так, существует перспектива спуска с
Говерлы в Сумерках. Да и народу на тропе слишком много, выслушивать многочисленные комментарии не хочется. А самое главное - начали сгущаться тучи, возможен дождь. Решаем оставить Василия в качестве охранника велосипедов, остальные совершают оперативную пешую экскурсию на вершину (фото 52, 53).
45.
46. Кривопольский перевал
47. Дорога в Заросляк до КПП
После пешего восхождения спускаемся обратно по тропе. Тропа глубокая, с камнями и с двух сторон заросла густым кустарником. Просто пешком ходить легко, а с велосипедами сложновато даже на спуске (фото 56).
От старых пограничных столбиков спускаемся влево, в сторону турбазы Козменщик. Здесь тоже есть тропа (фото 57-60), но совсем другая - по ней гоняют скот, а туристы, видимо, здесь ходят не так часто.
48. Дорога после КПП
49. Начало тропы к Говерле
50. Тропа к Говерле
51. Возле пограничного столба
52. Говерла
53. Говерла
54. Под Говерлой
55.
56.
57.
58.
Тропа выводит к большой поляне с избами (фото 61), откуда дальше вниз ведет дорога. Правда, дорога представляет собой нагромождение камней на крутом склоне (фото 62, 63) и не на много лучше тропы.
После спуска к ручью дорога вполне проезжая, спешиваться приходится лишь возле разрушенных мостов (фото 64 - 67), да подмытых берегов (фото 69).
59.
60.
61.
62.
63.
481,8 - турбаза Козменщик. Здесь влево уходит тропа на седловину Петрос - Говерла. Проезжаем первый неразрушенный мост (или уже восстановленный), за которым идет уже вполне цивидизованная грунтово-каменистая дорога (фото 70-72).
Пошел дождь. Дождь продолжался около 40 минут, но был довольно сильным. После дождя - радуга (фото 71).
64.
65.
66.
67.
487,4 - КПП заповедника. При выезде на нас никто не обращает внимания. Через полтора километра проезжаем под железной дорогой, затем, проехав село Лазещина (фото 73, 74), еще через три километра выезжаем на асфальт автодороги Ивано-Франковск - Рахов (фото 75).
68.
69.
70.
71.
505,9 - перед железнодорожным мостом справа выше дороги находим поляну для лагеря (фото 76).
За день пройдено лишь 58,5 км (без учета пешего восхождения на Говерлу без велосипедов).
72.
73.
74.
75.
Пятый день, 19 августа.
Под утро снова прошел дождь. Утром все было в тумане и сырости, весьма возможен был снова дождь, но он не состоялся. На сей раз ранний выход отложен из-за ожидания дождя. Вышли в 9:00.
Катить с горки по хорошему асфальту, при малом количестве транспорта, среди красивых гор легко и приятно (фото 78). Не заметили, как оказались в Рахове (Фото 77).
Перед пос. Деловое на дороге погранпост. Это примерно за 3 км до границы. Подъехав к дежудному пограничнику, задаем вопрос: "Нужны наши документы?". Он пристально смотрит в лицо и отвечает: "Проезжайте". Не перестаю удивляться различию подходов к охране государственной границы в России и на Украине.
Сразу за погранпостом несколько киосков с сувенирами и памятный знак, символизирующий географический центр Европы (фото 79).
За пос. Деловое зажатая с двух сторон горами дорога на протяжении 17 км идет непосредственно вдоль границы. Деревья за речкой на фото 80 растут уже в Румынии. Далее дорога то несколько удаляется, то снова подходит к границе. Но важнее другое - за селом Белая Церковь горы расступаются и мы выезжаем в долину.
Проезжаем Солотвино. На фото 81 слева видна шахта. Вдоль дороги много щитов, призывающих воспользоваться различным туристским сервисом. Здесь туристский бизнес уже активно развит. Жаль.
За Солотвино с двух сторон стоят ряды современных дворцов, затмевающие размерами и убранством своих средневековых собратьев.
В центре тячева (фото 83) пытаемся найти кафе, чтобы поесть. Безрезультатно, в лучшем случае - выпить и закусить. Закупаем продукты в магазине и на рынке и едем за город.
76. Четвертый лагерь
77. Рахов
78. Южные окраины Рахова
79. Центр Европы
Дорога стала совсем прямой и ровной. Автотранспорта много. Вокруг ровная долина, лишь вдали у горизонта видны горы. Во время привала обсудили состояние дел и решили ехать на север, в горы.
610,2 - в Буштыно сворачиваем вправо и едем по дороге вдоль р. Теребля. Сразу стало веселее - и автотранспорт исчез, и горы стали приближаться (фото 84).
В районе села Забродь долина реки с двух сторон сжимается горами (фото 84).
655 - плотина Тереблянского водохранилища. Возле плотины нет ожидаемого здания ГЭС. Этот фокус мы поняли еще во время одного из
прошлых походов . Вода из этого водохранилища по тоннелю свозь горный хребет поступает в соседнюю реку Рика, где и стоят турбины ГЭС.
Смысл такого перетекания в том, что уровень воды в р. Теребля на 200 метров выше, чем в р. Рика, вот и получается значительный выигрыш в напоре.
657,8 - Лагерь в 200 м слева от дороги в долине ручья на некотором возвышении (фото 86).
За день пройдено 151,8 км.
80. Государственная граница.
81. Солотвино
82.
83.Центр Тячева
84. Снова едем в горы
85.
86. Пятый лагерь
87. р.Теребля
88.
Шестой день, 20 августа.
Выход в 8:50.
Продолжаем движение вдоль водохранилища. К сожалению, вдоль дороги нет открытых участков, с которых видно водохранилище. Лишь кое-где оно просматривается сквозь стволы деревьев. А водохранилище с крутыим лесистыми берегами очень красивое.
Через километр от места лагеря участок гравийки, длиной 2,5 км. Дальше - снова асфальт.
662,5 - за селом Мерешор переходим реку по пешеходному мосту (фото 87, 88) на левый берег. Чуть выше моста здесь находится минеральный источник (фото 90), который легко находится по хорошо натоптанной тропе (фото 89).
665,3 - перекресток в Колочаве. Сворачиваем влево. Далее следует почти 15 км непрерывной населенки.
667,5 - деревянная церковь справа от дороги (фото 91, 92).
678,6 - в селе Синевир влево отворот дороги, идущей через перевал в Межигорье. Едем прямо.
Через 3,5 км мост, по которому переезжаем на восточный берег реки. За мостом КП национального парка "Синевир". Здесь за проезд автомобилей взымают какой-то экологический сбор. Но велосипеды, вроде бы бесплатно.
Далее красивая дорога с неплохим асфальтом вьется вдоль зажатой горами реки. Расширение этого ущелья происходит только в районе села Синевирская Поляна. В селе привал и небольшой перекус.
693 - отворот влево, вход под арку национального парка "Синевир". Здесь взымают плату за вход - по 2 гривны с носа. На небольшой поляне множество ларьков с напитками, сувенирами и всякой утварью. Вверх вдоль ручья ведет асфальтовая аллея к озеру.
В конце подъема она довольно крутая, но, в принципе, вся проезжаема.
695,2 - оз. Синевир (фото 94). Здесь установлены указатели и маркировка (фото 93). Это нас успокоило - проблем с поиском тропы не будет. Но кроме этих указателей больше маркировки мы нигде не видели.
Тропа вокруг озера не так вытоптана, как можно было бы ожидать (фото 95). Тропу с маркировкой мы не нашли, хотя не очень то и искали. Обогнув озеро, начали подъем по дороге (фото 96) в сторону г. Озерная. Вскоре вышли на полонину, с которой открываются прекрасные виды (фото 97, 99).
Кстати, этот подъем интересней, чем по тропе, которую мы не нашли. Тропа через перевал Озерный полностью проходит в лесу, с нее практически ничего не видно. А здесь кроме прекрасных видов мы еще основательно подкрепились малиной и ежевикой (фото 98).
89. Южнее Колочавы
90. Минеральный источник
91. Церковь в Колочаве
92.
93. Маркировка на Синевире
94. Синевир
95. Тропа вдоль Синевира
96. Начало подъема на г.Озерная
97. Синевир в центре внизу
Пройдя участок леса, поляну (фото 100), и снова лес, мы вышли к лесной вырубке и тропе, на которой, видимо, и должна быть маркировка, но ее мы опять не видели. Да собственно и не искали, а по крутой тракторной дороге (фото 101, 102) спустились к ручью Юрын Звор, и далее к селу Лопушна (фото 103).
706,9 - за с. Лопушна упираемся в автодорогу из Межигорья на Торуньский перевал и сворачиваем на нее вправо. За селом Торунь привал и обед.
718,8 - Торуньский перевал (фото 104). На перевале кладбище погибших в первую мировую (фото 105).
98. Трудно не остановиться возле малинника
99. На склоне г.Озерная
100. Начало спуска в Лопушное.
101. Продолжение спуска
На перевале сворачиваем влево на грунтовку, идущую вдоль водораздельного хребта. Дорога каменистая, ухабистая, но сухая (фото 107, 109), хотя кое-где и здесь встречаются лужи (фото 106.). Но все неприятности с лихвой компенсируются прекрасными панорамами.
Здесь мы встретили одиночного туриста-пешеходника (фото 108) из Самбора. Он долго договаривался о походе с занятыми друзьями, переносил сроки, в конце концов на все махнул рукой и пошел сам.
102.
103. Конец спуска, начало села
104. Торуньский перевал
105. Кладбище на перевале
727,1 - лагерь (фото 110). Дул прохладный северный ветер. Здесь Василий проявил повышенную озабоченность выбором места ночевки, отмел все предложения с удобными полянами и нашел место, максимально закрытое от ветра. Мы ночуем на хребте, ночью могли быть самые неожиданные изменения погоды. Но, к счастью, все прошло спокойно.
За день пройдено 69,3 км.
106. Дорога по хребту
107. Дорога по хребту
108. Встреча
109. Водораздельный хребет
110. Шестой лагерь
Седьмой день, 21 августа.
Выход в 7:50. Вокруг - прекрасные панорамы утренних Карпат (фото 111-115).
730,8 - за горой Черная Репа тропа с маркировкой уходит влево вниз по трассе газопровода к перевалу Ялынковатый (см. Фото 112). По совету встреченных пешеходников мы движемся дальше по хребту и на 732 км перед следующим подъемом сворачиваем вправо на дорогу,
наискось по склону идущую в с. Верхняя Рожанка (фото 114, 115). Поначалу дорога очень удобная для спуска, но ближе к селу она становится заметно круче, вместо камней на дороге появляются скальные выступы, ступеньками спускающиеся вниз.
В конце спуска раздается выстрел - это у Василия лопает камера через дыру в покрышке. Эта дыра образовалась со стороны обода. Видимо, покрышка "подрезана" ободом в результате ударов о камни на спуске.
111. г. Черная Репа
112. вид с Черной Репы на юго-запад
Небольшой ремонт и снова в путь. Безобразная дорога со скальными выступами закончилась, началась обычная грунтово-гравийная дорога. Проезжаем деревяную церковь (фото 116).
739,5 - в селе Нижняя Рожанка появились первые признаки асфальта. Правда этот асфальт сильно разбитый и чередуется с участками обычной гравийки. Но постепенно дорога улучшается.
750,1 и 768,8 - дважды упираемся в Т-образный перекресток и в обоих случаях сворачиваем вправо.
Проезжаем "Чертов мост", как следует из придорожного щита (фото 117), с обелиском (фото 118).
774,5 - железнодорожная станция Сколе. За Сколе горы заканчиваются и путь не очень интересен. В 12:33 электричкой (фото 119) отправляемся во Львов.
До семи вечера - свободное время во Львове. К нам подошел парень из Питера. Оказалось - велотурист, его группа с пересадками едет в Будапешт и далее в Австрию. А мы - домой.
778 - погрузка в поезд № 26 Львов - Одесса (фото 120). К восьми утра мы прибыли в Одессу.
113. Утренние Карпаты
114. Спуск в Верхнюю Рожанку
115. Спуск в Верхнюю Рожанку
116. Верхняя Рожанка
117.
118.Кстати, цепи и металлическую табличку тоже стащили
119. В электричке
120. Вокзал Львова
Заключение и выводы
1. Маршрут успешно пройден по запасному варианту с окончанием похода во Львове.
2. Навязчивый туристский сервис в Карпатах активно развивается и, видимо, скоро приблизится к условиям Крыма. Принципиально мало что меняется, но теперь
за все нужно платить.
3. Слепое подражание Европе в строительстве еврохаусов и организации быта превращает
Карпаты в пародию на Австрию. Карпаты теряют самобытность.
----------Отчеты о других велопоходах----------