К перечню велопоходов

Велопоход по Кольскому полуострову.

Хибины, Умбозеро, Сейдозеро, Ловозеро.

4 августа 2009 – 9 августа 2009

Пройденная нитка маршрута: Апатиты – Кировск – перевал Кукисвумчерр – озеро Гольцево – перевал Умбозерский – залив Тульилухт – Ревда – Сейдозеро (радиально) – Ревда – озеро Ловозеро (радиально) – Ревда – Октябрьское – Апатиты

Общая протяженность маршрута — 394 км.

Схема маршрута

Высотный график маршрута



Описание прохождения маршрута.

Начало. Мы с Сашей встретились в Одессе прямо перед поездом на Харьков. В путь. Так сказать началось. Ехать нам пришлось около 14 часов.

На вокзале нас ждала неожиданность в виде пешеходного перехода. Мало того, что это над платформами, так там еще и турникет непроходимый для велосипедов. Обходить пришлось прилично. Добравшись до входа в город обнаружили что там та же ситуация с турникетами. «Обложили» - сказал Саша. Пришлось искать альтернативу – попросились в дверь с надписью «Прохода НЕТ», как в том анекдоте про Штирлица «Гестапо обложило все выходы – Штирлиц вышел через вход». Это потом мы узнали о существовании подземного пешеходного перехода без всяких препятствий.

В Харькове нас встретил друг Саши и устроил вместе со своей женой нам экскурсию по Харькову. Оказалась что у него еще и День Рождения сегодня. Побывали на самой большой площади в Европе, осмотрели скульптуры из песка, скажу вам – очень даже интересно. В городе очень большие парки с десятками фонтанов и различными увеселительными заведениями. В общем хорошо.

На вокзал пришли заранее. Забрали вещи и велики из камеры хранения и отправились на посадку. Погрузив пожитки, начинаем волноваться за нашего третьего, его нет, а до отправления остается все минут пять. Прилетает весь взмокший, срочно разбираем его велик закидываем в вагон, прощаемся с харьковчанами и отправляемся в почти трехсуточный переезд до места высадки. Так как Юру мы только слышали по телефону, начинаем знакомиться и устраиваться.

Вот и мы

Проценко Денис
Руководитель

Ушаков Александр
Штурман

Чалый Юрий
Костровой, завпрод и финансист.

Состав поезда оказался украинским, со всеми вытекающими последствиями. Кипяток только в нашем вагоне, туалеты - в одном постоянный потоп и не закрывается дверь, другой просто не работает. Кроме того, у нас с женщиной оказались билеты на одно и тоже место, пошли к начальнику состава. Предложение было от него потрясающее поместить одного пассажира в купе, так как ошибка железной дороги. На самом деле все оказалось все не так уж страшно, через сутки, когда были заняты все соседние места в вагоне, наше одно по прежнему пустовало. Пользовали мы его по назначению до самых Апатит. Как мы поняли, это на вокзале ошиблись при написании номера места, вместо 23 написали 22 (у женщины билет какой-то рукописный, купленный в России). В общем все как всегда.



Первый день пути 4 августа 2009г.

Апатиты – Кировск - перевал Кукисвумчорр - озеро Гольцовое

Прибыв в Апатиты ни свет, ни заря выгружаемся и начинаем спорить ехать сразу или ждать нормального, человеческого утра. Все упиралось в продукты, их нужно купить до выхода из Апатит иначе можем остаться без провизии на ближайшие четыре дня. Предположение о неработающих магазинах ночью было подвержено проверке, посредствам разведки и как не странно супермаркеты живут в условиях крайнего севера. Правда в такое время хлеб в них не водиться. Решаем докупить этот продукт в Кировске.

Начали движение в районе четырех часов утра. В дали Хибины постепенно уходили в туман, а по дороге все чаще встречаются машины. Не экономные транспортные средства, в виде трехмостовых «УРАЛов» с пассажирским отсеком на кузове, такой себе автобус 3х6 для гор, везущие рабочих на заводы и карьеры.




Фото 1. На самом деле мы находимся у подножья гор. Хибины дремлют в тумане.


Первоначально я думал отвести ребят на какое ни будь симпатичное место и там перекусить возле костра. Так хотелось нормальной еды после трех суток с «мивиной» и супами из пакетов. Погода не дает такой возможности, сгустившийся холодный туман заставлял ехать дальше, хотя бы, для того чтобы согреться.




Фото 2.Серп сменили на молот.
Теперь только в карьер.

Фото 3. Сам Киров.


Кировск. Туман. Закрытые, до 11:00, магазины и люди, спешащие на работу, выглядят достаточно мрачно. Больше всего хотелось видеть нависающие горы и озеро Большой Вудьявр, погода не дает ни шанса. Скоротали время, опрашиваем население о дороге и расположение магазинов с более мягким режимом работы (хотя бы с 9:00). Закупаемся и едем дальше.

По дороге на перевал Кукисвумчорр встречаем местного велосипедиста предупреждающего нас о «БЕЛАЗах» которые могут и не заметить таких блох как мы. Держимся у края и осматриваемся, не крадется ли в кустах тот самый «БЕЛАЗ».

На пути к перевалу есть Полярно-альпийский ботанический сад (http://www.pabgi.ru) где желательно побывать, по одной простой причине, что лично у меня ботанический сад ассоциируется с теплыми краями и экзотическими растениями, а тут полярный день и в ложбинах снег в августе месяце. Судьба распоряжается иначе, там кроме смотрителя (старичка дремлющего возле калитки) и двух человек в здании администрации, ни кого нет. Да и туман с холодом настраивает на интенсивное движение, а не на прогулку. Чуть выше сада расположен санаторий, а сразу за ним начинается дорога жизни на перевал. Выложена она мелким гравием с элементами крупных каменей, высокими отвалами по краям, носящиеся «КАМАЗы» и «УРАЛы» со скоростью 80 км/ч и предупреждающими надписями о работающих «БЕЛАЗах».

Постепенно поднимаясь к нашему первому перевалу, находим источник самосвалов. Это открытый карьер, где варварски грабят Хибины. Десяток джипов не останавливаясь проезжают мимо, видать очень спешат.

Фото 4, 5. Дорога на перевал, она же река Вудьяврйок.

Фото 6. Вот из таких кирпичей нынче горы делают

Фото 7. Не знаю как зовут, но красиво…

Вот долгожданный ветер. Отступает туман, и мы видим в небе верхушки скал создающие впечатления летающих замков.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10. Дорога вдоль озера.

Фото 11. Озеро Длинное.

Фото 12.

Фото 13. Стенка.

Фото 14.

Фото 15. Озеро сердцевидное.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19. У истока Кунийок.




Фото 20.


У подножья горы Куэльпорр прямо на дороге стоит указатель вправо с надписью «Красивый водопад». Конечно, нужно идти!


Фото 21. Красивый водопад.

Фото 22.

Фото 23.


Идем дальше к озеру Гольцовое. Там ставим лагерь, готовим ужин, купаемся. Боремся с желанием идти дальше. В каком то отчете читал, что люди не могли долго заснуть в условиях полярного дня. У нас с этим не было проблем, спали как младенцы.

За день пройдено всего 73 км. Набор высоты 555 Ходовое время 7,5 часов.



Второй день пути 5 августа 2009г.

Утро. Распогодилось окончательно. От тумана не осталось и тепла. Жара около 20 °С. Солнце шпарит во всю.

После небольших споров со штурманом, выдвигаемся на перевал Умбозерский. Дорога до самого перевала не сложная, пересекая несколько раз ручей Портомйок, то пропадает, то появляется вновь.




Фото 24. Мелкие броды


Сам перевал порос ягелем и какой-то мелкой травой. Встречаются причудливые березы и сосны, распластанные по земле, видать не от хорошей жизни. Солнышко сменили редкие облака, а пока мы снимали записку и писали свою, небо окончательно спряталось.

Фото 25. Седло перевала Умбозерский

Фото 26. Ягель

Фото 27. Туристы пишут записку Финскому султану

Фото 28. Бесстрашный




Записка снятая с перевала «Умбозерский»


Спускаться по всем законом сложнее, чем подниматься. Вниз, к Умбозеру дорога испортилась окончательно. Идем, держась правой стороны ущелья. Автомобильная колея идет прямо по ручью, а нам мочить ноги так и не захотелось. Притом местами встречаются места с водой глубже колена. Выбираем тропу и двигаемся дальше, вернее продираемся через ельники и заросли карликовой березы.

Фото 29. Урожай

Фото 30.

Фото 31. Автобан

Фото 32. И такие препятствия бывают




Фото 33.

Фото 34.


По плану нужно попасть с перевала на озеро Верхний Ньюръявр. На развилке делаем с Сашей радиальные вылазки. Одна дорога ведет вдоль Тульйока к Умбозеру, а вторая довольно высоко забирает на запад и судя по всему ведет на соседний перевал.

На все про все уходит около 7 часов. Прошли не так много, но лесная тропа с кустами и болотом вымотала окончательно. Ставим лагерь возле брода на реке Тульйок. Там и банька к стати есть.

Фото 35.

Фото 36. Ужин туриста в условиях крайнего севера. Почувствуй себя медведем.

Фото 37.

Фото 38. Банька




Фото 39. Брод через реку Тульйок


За день пройдено всего 21 км. Набор высоты 304. Ходовое время 10 часов.



Третий день пути 6 августа 2009г.

День начинается традиционно с небольшого, но очень вкусного завтрака. Наш завпрод на высоте. Небольшой туман. Мы с Сашей решаем пойти в разведку вдоль дороги на Умбозеро, а Юра тем временем займется ремонтом рюкзака изрядно потрепанного кустами.





Фото 40. Ожидание

Фото 41. В путь


Дорога ухабистая с огромными лужами, идет вдоль реки до развилки. В лево по ходу на берег озера, а в право к подножью горы Ньоркпахк. Сворачиваем в лево и … Западный берег озера. Почти полный штиль. Солнце высоко. Красота словами не передать. Решаем сделать вылазку к броду через Майвальтайок, непонятное для меня место, в описаниях проходимое, но на картах как брод не обозначено. Бросаем велы, топаем пешком. Песок. Не то что ехать, идти тяжело. Определяем что максимум по пояс, и начинаем возвращаться к Юре.

Вдалеке слышен звук двигателя как УРАЛА. Останавливаемся посмотреть как он пройдет брод и где. Машина делает крутую дугу и легко выскальзывает на берег. Догоняют нас, и тут меня осеняет что свои велики мы бросили прямо на дороге, а значит этих геологов нужно остановить.

Геологи оказались достаточно приветливыми, и на дурацкие расспросы о дороге в Ревду указали на перевал западнее горы Намуайв. Мы в свою очередь их поблагодарили и попросили не давить наши велосипеды, отдыхающие на дороге.

Возвращаемся в лагерь и собираемся в дорогу. Сговорившись, что Юре о красотах берега рассказывать не будем, пусть сам увидит и также обалдеет от панорам, как и мы. Устраиваем фотосессию, и двигаем к первому серьёзному броду в нашем путешествии.

Фото 42. Умбозеро

Фото 43. Дорога вдоль залива Тульилухт

Фото 44.

Фото 45.




Фото 46.


Оказалось, что геологи были правы с проездом брода по широкой дуге. Если пойти более коротким путем, то можно и по горло уйти в ледяную воду.

Фото 47. Брод

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.




Фото 51.

Фото 52.


Со стороны брода очень хорошо виден наш следующий перевал.

Наш путь лежит по песчаной дороге к озеру Верхний Ньюръявр. То и дело попадаются брошенные стоянки геологов, с кучами мусора да и сами геологи тоже не редкость. Встречаем стоящий на обочине УРАЛ с распахнутыми дверями, и ни одной души вокруг. Минут через пять появился чудак с огромным пакетом в руках и тут же материализовался второй. Оказывается, он спал в недрах транспорта. Нам рассказали что, в метрах трехстах встретили медведя, посоветовали пошумнее двигаться. На всякий случай спрашиваем о дороге на Ревду и выдвигаемся.

Через некоторое время со скрежетом в сердце проезжаем озеро. Ведь по плану именно тут должна была быть стоянка. Прекрасный песчаный пляж, удобные поляны, прекрасные панорамы. Но судьба распорядилась по иному.




Фото 53.


Сразу за озером начинается подъем. Это и есть дорога на перевал. Начинаем штурм. В принципе перевалом это не назовешь это скорее дорога на вершину горы. Она проходит в метрах двухстах от макушки горы Намуайв. Медленно но упорно поднимаемся в гору на середине пути обнаруживаем что воды у нас собой почти нет. Бутылки пусты, на вершине вряд ли есть ручей или озеро, и возвращается, как-то совсем не хочется. Надо идти.

Фото 54. Штурм горы

Фото 55.

Фото 56.

Потратили почти полтора часа на подъем. На верху устраиваем небольшой перекур, а я тем временем бегу осмотреть вершину в надежде на связь по сотовой сети. И точно как только начинает виднеется Ревда появляется и сеть на мобильном. Звоню родным и гуляю по курумнику. Попутно нахожу дорогу идущую прямо через вершину в сторону залива Чудалухт. В принципе нам туда и надо, но сама дорога хоть и очень хорошо накатана, длиной всего около километра и начинается, из ниоткуда и уходит в никуда. То есть дает направление и все.

Рисковать не стали, уж очень пить хочется. Начинаем спуск к речке Кальйок. Получается у нас это достаточно быстро, местами даже и в седле. Долгожданная вода и отдых.

Подходим к броду в плавнях реки Чуда. Делаю разведку, заодно переношу велик. У самого конца брода река достаточно промыла дно и глубина местами по шею. Особенно неприятно то, что идти приходится по здоровым камням на дне, которые так и норовят убежать из-под ног. Кроме этого есть слабое течение. На другом берегу валяется толи недоделанный, толи поломанный плот из деревянного поддона и пару бочек. Конструкция достаточно шаткая по этому мы все перенесли в руках.

Фото 57. Брод через Чуду

Фото 58.

Фото 59.

Время вечернее и пора бы вставать на ночевку, но тут замечаем следы косолапого и не одного, а видать с малышом. Если эта мамаша посчитает нас угрозой для ее ребенка, то нам мало не покажется. Двигаемся дальше к мосту через реку Сура и там ставим лагерь. На противоположной стороне стоят табором рыбаки.




Фото 60. В этих местах и луна тоже бывает


К концу дня комары просто озверели. Грызут так, что даже мазюкалки не помогают. Попытка помыться в реке заканчивается быстрым растиранием мыла с грязью по телу. Но к ночи ближе температура серьезно упала и мы имели несколько спокойных часов, чтобы поужинать и лечь спать.

За день пройдено всего 39 км. Набор высоты 497. Ходовое время 8 часов.

День четвертый
Проснулся от шуршания дождя по палатке. Очень жарко и почему-то светит яркое солнце. Выходим из палатки и все становиться на свои места. Это не дождь это гнус роится вокруг палатки. Лезет, зараза, во все щели. Находиться на одном месте практически невозможно, и по этому, мы очень быстро собираемся в дорогу.
Проходим полуразрушенный, бревенчатый мост через реку Сура. В некоторых местах моста от бревенчатого настила осталось только несколько продольных шатающихся бревен.




Фото 61. Бревенчатый мост через реку Сура


Вчерашние рыбаки уже смотали удочки и исчезли без следа. Зато следы велосипедистов все еще видны. Есть надежда, что они не так далеко и у нас появляется надежда догнать их.
Дорога петляет между болотцами и озерами. То и дело открываются красивые виды. Гнус исчез и мы останавливаемся почти возле каждого озера для осмотра.

Фото 62.

Фото 63.

Фото 64.

Обнаружили странную закономерность как появляются комары, исчезает гнус и наоборот. Но самое благодатное время это когда температура падает ближе к нулю – исчезают все кровососущие твари. Вот в чем счастье в жизни .
В начале асфальта находим наших рыбаков. Расспрашиваем о улове и узнаем, что они здесь чуть ли не неделю, а поймали штук пять всего. Они остались ждать свой транспорт, а мы поехали в Ревду, закупаться и заряжать батарею на фотоаппарат.
Перед самым поворотом на поселок нашлись и владельцы велосипедных следов на дороге. Это оказались Ма-а-асквичи, в количестве двух парней и одной девушки, двигающихся в сторону Оленегорска на завершение своего маршрута. Пообщались, посмеялись и двинулись дружной гурьбой в сторону Ревды. И как все-таки приятно встретить братьев по увлечению.
В поселке заехали в супермаркет, сделали закупки, попили с удовольствием кефира с булкой. По фоткались с москвичами на прощание и пошли договариваться о зарядке батарей на фотоаппарат, в какой-то салон красоты.




Фото 65. Ма-а-асквичи и мы


Пока заряжали технику, опять встретили рыбака с Суры. Он нам рассказал о руднике Карнасурта (он же Ильма) на подходе к перевалу Эльморайок. Там по его словам нас ждала мзда по 200 рублей с носа, за проход через территорию. Посоветовал не давать ни копейки, а то в дальнейшем совсем обнаглеют.
Дальше по маршрутному листу у нас возможны два варианта развития событий, либо мы идем на Ловозеро и уже оттуда штурмуем Сейдозереро, либо мы радиально делаем на Сейдозеро, а потом радиально Лавозеро. Загвоздка в том, что внутренний голос мне говорит – «через день начнется дождь и лезть в дождь в гору не очень хорошо». Решаю идти радиалками, так и проще и надежней. Для начала штурмуем перевал Эльморайок.
На перевал до Ильмы идет прекрасная дорога, заканчивающаяся КПП рудника. На проходной у нас потребовали мзду, по 200 с человека. Но когда узнали что мы прибыли из Украины, то решение резко изменилось. Мол проходите денег не надо. Меня это очень удивило. Обнаглев, я попросил, чтобы за велосипедами присмотрели пока мы сбегаем на Сейдозеро. Пообещали сохранить но только до восьми утра, в восемь они сменятся. Берем минимум шмоток, все остальное бросаем.
Начинаем штурм перевала. В принципе с великами на этом перевале делать нечего. Огромные валуны по которым приходится как горным козлам. Тропа то появляется, то исчезает, а в седловине и вовсе не видна. Идти в принцип не трудно, но камни до такой степени шаткие, что есть шанс подвернуть ногу.




Фото 66. На перевал

Фото 67.


Находим сейд с записками и обнаруживаем, что записки все пишут, но предыдущие не забирают. Пишем свою и оставляем, чтобы не нарушать традицию. Еще встретили парня с девушкой приехавших просто на пару дней погулять пешком.




Фото 68.

Фото 69.


Подходя к спуску, понимаю, что мы не успеем до сумерек вернутся, а остаться на перевале ночью что-то совсем не хочется. Облизываемся, фотографируемся и двигаем в обратном направлении.

Фото 70.

Фото 71.

Фото 72.

Перед возвращением опускаемся сфотографироваться на снегу в ущелье. Скажу я вам, что нависающие стены глубокого ущелья, довольно сильно действую на психику. Чувствуешь себя как в ловушке, вокруг шаткие стены с огромными валунами, а ты как комар на ладони.




Фото 73.


От Илимы до поселка Ловозеро около 30 километров прекрасной дороги идущей вдоль болот. Пока светло проскакиваем Ревду и поворачиваем на Ловозеро. Не доехав километров 10 становимся на ночлег. Это наш первый ночлег на болоте со всеми вытекающими последствиями, комарами и гнусом.

За день пройдено всего 50 км. Набор высоты 829. Ходовое время 12 часов.



День пятый

Благополучно доезжаем до поселка Ловозеро. Заскакиваем в магазин и едем в сторону поселка Семерка, любоваться красотами озера Ловозера.




Фото 74.

Фото 75.


Дорога на Семерку песчаная, со страшным шифером. Ехать крайне тяжело, но те виды которые открываются с берега стоят того.

Фото 76. Чай-трава

Фото 77.

Фото 78.

Фото 79.

По накатанной дороге возвращаемся в Ревду.

Фото 80.

Фото 81.

Фото 82.

Фото 83.




Фото 84. Самолет времен второй мировой поднятый из болот.


От Ревды возвращаемся на дорогу ведущую в Октябрьский. Проезжая заброшенную обогатительную фабрику делаем фото бродов которые преодолевали позавчера.

Фото 85.

Фото 86.

Фото 87.

Фото 88.

В принципе это не дорога, а сплошное мучение. Из двух вариантов выбрать нечего. Внизу идет автомобильная тропа, с миллионами луж, а выше разобранное железнодорожное полотно с песком по щиколотку и шпалами поперек. Изрядно намучавшись, останавливаемся на ночевку.




Фото 89.

Фото 90.


За день пройдено всего 84 км. Набор высоты 442. Ходовое время 8 часов.



День шестой

Судя по всему, нас сегодня догонит дождь. С такими мыслями я и проснулся.

Продолжаем двигаться к Октябрьскому. В основном для передвижения выбираем автомобильную дорогу. Основные лужи болотного происхождения с теплой водой, но там где стекают ручьи с гор вода просто ледяная. Местами лужи как море и водой по пояс.

Фото 91.

Фото 92. Улучшенная дорога

Фото 93.

Долго ли, коротко ли, доезжаем до Октябрьского. Изрядно попотев, есть возможность остыть, начинает накрапывать дождь. Комары при этом менее кусачими не стали, грызут по чем зря.

Фото 94.

Фото 95.

Поворачиваем на Умбу в сторону Кандалакшского залива. На встречу нам двигаются машины в несметном количестве, сегодня воскресенье, вечер, видать спешат с рыбалок домой, пока не начался дождь. Хибны уже в тучах и слышен гром. Появился гнус.

Проехав в глубь болот километров 20, Юра пожаловался на здоровье. Видно холодная водичка сделала свое дело. Позвонив на родину и проконсультировавшись с медиками, решаю сворачиваться и сходить с маршрута. Впереди больше сотни километров нежилых болот в плоть до поселка Умба, и помочь нам будет некому не дай бог если юре станет хуже. Кроме того мы граждане другой страны.

В Апатиты прибываем вымокшие до нитки около часа ночи. Прощальный взгляд на Хибины и в обратный путь. Домой.

За день пройдено всего 127 км. Набор высоты 324. Ходовое время 15 часов.



Заключение и выводы

Хоть мы так и не увидели белого моря с его приливами и морскими звездами, поход все же получился интересным. Компактность района и концентрация природных достопримечательностей, дали возможность осмотреть основные. А не пройденные участки останутся на следующий раз. Нам очень повезло с погодой, практически все время было ясно и тепло. Ориентироваться довольно легко на возвышенностях, хотя возникают трудности в густых лесах.



----------Отчеты о других велопоходах----------



Hosted by uCoz