Велопрогулка по Будакской косе
ПВД 28 декабря 2008 г.
Нитка пройденного маршрута:
Одесса - Сухой Лиман - Бугаз (электричка) - Будакская коса - Курортное - Базарьянка оз. Соленое - Тузлы - Базарьянка - Курортное - Будакская коса - Бугаз - Одесса (электричка)
Участник - Василий Буз
Описание прохождения маршрута
Несколько лет назад после неудачных попыток проехать по песчаным косам летом мне пришла в голову безумная мысль
проехать по косам зимой, когда мокрый песок замерзнет и станет проезжаемым. Несколько попыток (
http://shatuni.narod.ru/0106/kosa.htm,
http://shatuni.narod.ru/300107,
http://shatuni.narod.ru/kosa08.htm),
и зимняя езда по косам переросла в привычку, точнее, в потребность. Из ранее совершенных поездок вдоль моря, пожалуй, самой интересной и
результативной была вот эта. Да и погодные условия там были довольно яркими.
На воскресенье 28 декабря синоптики обещали очень благоприятный прогноз погоды для прохождения Черноморских кос - температура
воздуха минус 5-8 при северном ветре и при том, что ранее морозов не было, т.е. нет наледей на берегу моря. Плюс к этому
за несколько дней до морозов прошли дожди, т.е. песок был мокрый и должен был замерзнуть не только непосредственно вблизи
кромки моря, но и вдали от нее. Наблюдая за морским побережьем не первую зиму я понимал, что таких благоприятных условий
этой зимой может уже и не быть. Я решил отложить все дела и ехать.
Сделав накануне несколько звонков возможным соучастникам этой поездки я понял, что скорее всего ехать придется одному.
Все заняты работой и предновогодними домашними хлопотами.
Рассматривались два варианта подъезда к началу маршрута по косе - электричкой в 8:20 из Одессы, прибывающей на ст. Бугаз в 10:10,
либо своим ходом (около 50 км) пораньше утром, чтобы быть в Затоке в 8 - 9 утра.
Учитывая долгие вечерние посиделки в субботу выехать рано утром своим ходом не получилось. Выехал в 8:10 в направлении платформы
Сухой Лиман, где успешно сел на упомянутую выше электричку. Погода с утра - как и обещали: довольно крепкий северный ветер, минус 10, сыпал небольшой снег.
Вообще прогноз на сей раз оправдался (см. архив погоды).
Поверхность Сухого лимана и других озер уже полностью скована льдом. Льдом покрылся и Днестровский лиман.
На ст. Бугаз кратчайшим путем выезжаю к морю. Над поверхностью утреннего моря еще клубится пар. Но дымка над морем уже начала рассеиваться
и появилось солнце. Из-за северного ветра возле берега нет большого волнения моря. Характерная структура песчаного побережья видна на фото 1.
К воде примыкает двух-трехметровая полоса омываемого волнами мокрого незамерзшего песка,
далее примерно такой-же ширины полоса, покрытая льдом, еще дальше была полоса голого песка, а совсем далеко от моря - песок засыпан снегом.
Непроезжей для велосипеда оказалась только самая первая полоса мокрого песка. По второй полосе ехать довольно легко, но нужно соблюдать осторожность,
поскольку лед скользкий. Третья и четвертая полосы тоже вполне проезжаемы, лишь изредка колесо проваливается в локальные участки рыхлого песка. Прочность песка в третьей
и четвертой зоне, видимо, связаны с тем, что перед наступлением морозов шли дожди, песок был мокрым и замерзнув, стал достаточно прочным.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вначале я ехал по песку третьей зоны, но внезапные провалы в песок на полном ходу, хоть были и не частыми, но начали раздражать. Я стал ехать по льду
второй зоны (фото 2). На фото 3 хорошо виден след велосипеда на припорошенном снегом люду. Особых проблем со скользкостью нет,
главное всегда ехать только прямо и не делать резких движений рулем, даже очень маленьких.
На отдельных участках лед был присыпан песком (ветер постарался). Там было совсем хорошо. Поверхность песка была вылизана волнами, на ней отсутствовали
бугорки, встречающиеся на асфальте. По такой поверхности хотелось ехать быстрее. Но после двух заносов я решил, что разгоняться больше 25 все же не стоит.
Между Затокой и мостом через Будакский лиман в Сергеевку (фото 20) есть объект, обозначенный на карте, как "сарай". Несколько лет назад он действительно таковым и был.
А сейчас этот сарай изображен на фото 5. Причем, рядом в прибрежном песке набиты колья, да так густо, что и пешком не везде протиснешься. Это, видимо,
хозяев сарая стали сильно доставать джипы, ездящие из Затоки. Их старые следы кое-где видны на песке.
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
За Сергеевским мостом следы цивилизации стали постепенно исчезать и стало совсем хорошо (фото 6). Нужно сказать,
что это только внешне кажется, что прибрежный песок мягкий и рыхлый. Как видно на фото 7, за велосипедом не остается
никакого следа, т.е. песок достаточно тверд. Это связано с тем, что перед морозами прошли дожди, намочившие песок. Ровную поверхность
песка обеспечили морские волны, а куда они не могли достать - эту работу выполнил ветер. В итоге получилось то, что на фото 6, 8.
В месте, удаленном от цивилизации под колесом мелькнул предмет, заставивший меня остановиться. Это был обломок глиняной амфоры (фото 9).
В позапрошлом году мы подобный обломок, только несколько больших размеров, нашли посредине следующей косы.
Коса закончилась как-то быстро. Только вошел во вкус - а тут уже конец косы и подъем в Курортное, с которого открывается панорама косы (фото 10).
Начались раздумья, что делать дальше. Еще не было двенадцати, так что можно было бы успеть засветло проехать и вторую косу (еще около
20 км до Лебедевки и около 40 км косы). Но там будут проблемы с возвращением в Одессу. После некоторых колебаний решил съездить в район сел Базарьянка и Тузлы. Там есть
одно из соленых озер, которое так и называется - Соленое. Севернее его расположено обширное соленое болото. Берега озера и это болото довольно
характерны для побережья лиманов этих мест. Меня интересовало, а не замерзло ли побережье лиманов и поверхность болота? Это могло бы расширить
географию зимних велопоездок.
В Курортном выехал на асфальт дороги на Базарьянку и сразу ощутил разницу - с одной стороны, не нужно было так напряженно удерживать прямолинейное движение,
как при езде по льду, с другой стороны появилась тряска на бугорках и ямках, которой не было при езде вдоль моря.
На фото 11 характерный вид буджакской степи перед Базарьянкой. Ветру здесь есть где разгуляться.
11 |
12 |
13 |
14 |
Базарьянка встречала меня огромной надписью с названием села и окаменевшей женщиной на постаменте (фото 12).
Перед началом села свернул вправо под знак, что там проезда нет, и что-то там перекопано. Через 2 км на небольшом спуске открылся вид на оз. Соленое (слева на фото 13),
соленое болото (справа) и дамбу, их разделяющую. На этой дамбе действительно ведется ремонт моста, так что проехать - никак. А пешком пройти - без проблем.
На фото 14 - панорама соленого болота. На этом болоте участки, покрытые водой покрылись льдом (фото 15). А с грунтом все иначе.
Это не зря на поверхности болота (фото 14) нет признаков снега - он весь растаял. А вот как выглядит попытка проехать по берегу лимана - фото 16.
И это при том, что сам лиман полностью покрыт льдом. Дело, видимо, в том, что с этой поверхности выпарены огромные объемы соленой морской воды. А соль вся осталась в грунте.
Вот и мороз в 7-8 градусов ему абсолютно нипочем.
Наверно, баланс замерзаемости здесь соблюдается. При незамерзающем болоте я стал очень быстро замерзать, хоть и остановился лишь для того, чтобы сделать несколько снимков.
Это было самое холодное место на всем маршруте. Да и ветер на этой обширной равнине особенно сильный и колючий.
Быстро поднялся на небольшой подъем и светнул влево на дорогу к селу Тузлы. На карте здесь обозначена приличная дорога, в действительности было
то, что на фото 17. Хорошо хоть дорога построена не из грязи соленого озера - она замерзла и была проезжаема, если не обращать внимания на кочки.
А еще лучше то, что дорога идет на юг (т.е. ехать по ветру), и здесь получилось отогреться.
Через 3 км на въезде в с. Тузлы уперся в асфальтовую дорогу и свернул на нее влево, в сторону Базарьянки и моста через лиман Бурнас. Сам лиман Бурнас покрылся льдом лишь в
прибрежной зоне (фото 18). Сказывается его соленость и размеры - есть где разгуляться волне.
Я даже не пробовал проехать по берегу лимана - очевидно, что результат был бы тот же. Здесь, видимо, лучше ездить в конце лета, когда все высохнет под палящим солнцем.
15 |
16 |
17 | 18 |
Дальше мне предстоял обратный путь через Базарьянку, Курортное, Будакскую косу на станцию Бугаз в Затоке. За Николаевкой нужно было ехать на северо-восток и ветер был
на половину встречным. Косу проехал уже знакомыми местами по своим же следам (фото 19). Отличие было только в том, что стало пасмурно (фото 20), исчезло солнце и ветер был немного встречный.
Но он движению мешал не так сильно, как я ожидал.
В Затоку приехал более чем за час до электрички в Одессу (17:34). Я несколько переоценил влияние встречного ветра.
В помещении ж/д станции холодно, почти как на улице, разве что ветер не дует. Но я же здесь езжу не первую зиму и знаю, где в Затоке есть пару кафешек,
в которых можно согреться и попить горячего чаю.
19 |
20 |
Итог поездки: от Бугаза до Бугаза - 79 км, всего за день (от дома до дома) - 98 км.
----------Отчеты о других велопоходах----------
Эта поездка по косе мне показалась самой легкой из всех, проведенных ранее. Может быть это потому, что действительно
были очень благоприятные погодные условия, а может быть из-за того, что все проблемы уже являются
ожидаемыми и меня мало чем можно удивить на этой косе. Но неизменным остается восторг от езды вдоль кромки моря.
Зима только началась и многое этой зимой еще можно успеть. Следим за погодой.