Вдоль лиманов южнее Одессы
15 июля 2009 г.
Нитка маршрута:
Одесса – Санжейка – Грибовка – Затока –
Беленькое – Вольное – Приморское – Николаевка – Базарьянка – Тузлы – гирло оз. Хаджидер (брод) -
гирло оз. Карачаус (незавершенный брод) – Желтый Яр – Царичанка – Ройлянка – м. Камчатский Рожок –
гирло оз. Будуры (брод) – гирло оз. Мартаза – гирло оз. Магалевское – Приморское (другое) – Лиман –
дамба оз. Сасык – Приморское (третье) – Лески – Килия – Кислица – Измаил.
Общая
протяженность однодневного маршрута – 304 км
Карта участка Затока - Вилково (1.5Мб)
Фото участков, пройденных вброд ( http://maps.google.ru):
1. Гирло лимана Хаджидер
2. Гирло лимана Карачаус
3. Гирло лимана Будуры
Участник - Василий Буз
Краткая характеристика района и общая идея похода
Основная часть маршрута проходит вдоль побережья нескольких соленых лиманов, расположенных юго-западнее Одессы.
До десяти небольших лиманов частично или полностью отделены от трех крупных лиманов (Шаганы, Алибей, Бурнас) узкими песчаными косами.
По одной из этих кос была проложена насыпь и дорога Тузлы - Желтый Яр, обозначенная на большинстве современных карт. Но соленое болото поглотило насыпь с дорогой и сегодня ее не существует.
В гирлах других малых лиманов косы могут быть не сплошными, а разделены одной или несколькими промоинами.
Глубины здесь небольшие и возможен вариант брода. Совершение таких бродов очень заманчиво,
поскольку избавляет от необходимости объезжать все лиманы и существенно сокращает маршрут. Кроме того, передвижение по узким песчаным косам,
длина которых может составлять несколько километров, интересно само по себе.
Пять лет назад группа велотуристов из Измаила прошла вброд участок дороги Тузлы - Желтый Яр.
Но описания этого прохождения нет, кроме того, неизвестно, проходимы ли в гирлах других лиманов косы и участки соленого болота с велосипедами.
Изначально предполагалось совершить двухдневный велопоход с применением легких надувных плавсредств для переправ. Но плавсредства оказались не готовы, поэтому решено
совершить одиночный однодневный разведочный поход. Если брод совершить не удастся - придется объезжать лиман.
Описание прохождения маршрута.
Выехал из дому около двух часов ночи.
Было облачно, дул северный ветер, почти попутный на первом участке пути.
В районе Грибовки асфальт был мокрый, здесь недавно прошел дождь.
53,2 км - центр Затоки. Время движения 2:03. Неожиданно быстро, учитывая темноту. Но при попутном ветре трудно ехать медленно.
За Затокой в качестве компенсации получил восьмикилометровую порцию встречного ветра.
61,2 - сворачиваю влево на дорогу в Сергеевку. Здесь дорога разбитая, скорость упала. Начало светать, но все равно видно плохо. Облака исчезли полностью, небо чистое. От Беленького (65 км) дорога стала получше,
но на отдельных участках встречается много выбоин.
82,6 - Развилка перед Курортным. Основная дорога идет вправо, я еду прямо, чтобы заснять восход солнца. Снял фото 1 с обрывистого берега (фото 3). Решил, что место неудачное, пытался выехать, чтобы видна была коса (фото 2),
но нужная калитка оказалась закрытой, пришлось попетлять по селу. Вдоль берега на удивление людно, не смотря на раннее время.
85,5 - снова выехал на дорогу на Базарьянку. Ветер боковой. Отдельные выбоины на дороге.
100,9 - поворот вправо на Тузлы за Базарьянкой. Съезжаю влево к небольшому лесному массиву и берегу лимана (фото 4). Привал и завтрак. Пройдено 101,8 км, время 6:30 утра.
По мосту переезжаю лиман, где открываются прекрасные виды утренних берегов (фото 5). В конце села Тузлы (105,9 км) сворачиваю влево на грунтовку, идущую по краю села.
107 - поворот вправо на грейдер в сторону села Веселая Балка. Дорога разбита, лучше ехать по идущей рядом грунтовке.
Справа примыкает посадка с абрикосами. Остановка и употребление немытых фруктов.
За селом Веселая Балка дорога становится обычной грунтовкой (фото 6). Грунтовка уходит вправо, я продолжаю двигаться прямо без дороги через поле, поросшее низкорослой полынью (фото 7).
1. Рассвет в Курортном
2. Будакская коса
3. Берег в Курортном
4. Возле Базарьянки
114,5 - закончилось поле, начались владения лимана. Первое впечатление крайне благоприятное - выехал на прекрасную ровную поверхность высохшего болота (фото 8). Неподалеку обнаружил остатки насыпи, по которой, видимо, проходила дорога (фото 9).
Насыпь размыта в основном с юга - понятно, большой лиман там. Видны остатки деревянных столбов. Через 300 м признаки земной тверди заканчиваются, там, видимо, брод. Но на счет "земной тверди" я погорячился и скоро об этом узнал. Ближе к воде простиралось соленое болото.
Кто-то здесь недавно оставил свои следы (фото 10), тоже, видимо, переходил лиман вброд. Я взял велосипед на плечо и ничего не подозревая пошел вперед. Но с виду неприглядное болото быстро поглотило меня выше колен. Глубина ила составляла порядка 60-70 см.
За несколько метров до воды было намытое волнами возвышение из ракушек, где я пристроил временно свой груз (фото 11). Это не твердая поверхность, если на нее стать, то точно так же погрузишься в болото. На фото 11 виден велосипедный след, как будто я его катил.
Катить велосипед там, конечно, невозможно. Я его нес на плече, но поскольку по колено и глубже я погружался в болото, то велосипед колесами цеплял его поверхность. Вообще соленое болото отличается от пресноводных болот меньшим содержанием воды.
Верхний слой подсыхает на солнце и вообще создает иллюзию твердой поверхности.
Дальше решил сделать разведку брода. Несколько метров до воды оказались
самым трудным участком - глубина ила та же, но в нем содержится множество обломков ракушек. Когда пытаешься вытащить ногу из болота, подвергаешься царапательному воздействию этих самых ракушек. Это как обработка ног крупным наждаком.
К этому следует добавить, что болото имеет повышенную концентрацию соли, т.е. сразу идет обработка царапин.
А вот собственно водная часть брода оказалась неожиданно легкой - глубина воды 20-30 см и твердое дно. Туда-сюда пролив пришлось пересечь трижды - разведка плюс велосипед плюс вещи. Хотя лучше было пройти в один прием -
ведь каждый раз приходилось пересекать тот "наждак", причем, на обоих берегах. Итого прохождение водного участка заняло пол часа. Плюс 10 минут на болотистый участок перед водой.
5. Тузлы
6. Дорога к оз. Хаджидер
7. Здесь тоже должна быть дорога
8. Как по асфальту
9. Остатки насыпи
На противоположном берегу также видны остатки насыпи (фото 12), активно размываемые с юга. Далее по косе (или по высохшей части болота) идет двухкилометровая ровная сухая грунтовка (фото 13, 16).
Но попытка проехать низом вдоль берега лимана была неудачной - соленое болото подступает непосредственно к глинистому обрыву (фото 14). Высота обрыва - 10-15 метров (фото 14, 17). Вдоль обрыва растет лесополоса, между ней и обрывом проходит грунтовка (фото 15), которая вскоре теряется в траве.
Приходится ехать вдоль лесополосы справа, со стороны поля (фото 18). На восьмикилометровом участке такой дороги встретил трех зайцев, причем, во всех случаях они не сразу убегали - вначале было на несколько секунд замешательство и попытка сообразить, что делать. В последнем случае заяц, находясь в колее, по которой я еду, вообще не стал убегать,
а прижал уши к спине и сам прижался к земле. Я остановился от него метрах в пяти. Вот так мы и смотрели друг на друга. Потом я стал доставать фотоаппарат. Эта блестящая на солнце металлическая штука его и спугнула - он вскочил, помчался по дороге и скрылся в траве.
10. Здесь кто-то уже ходил
11. Посреди соленого болота
12. остатки насыпи с западного берега
13. Дорога через болото
Но больше всего здесь было куропаток. Стаи по 2-3 десятка особей периодически появлялись на дороге. Причем, взлетают они нехотя - вначале пытаются убежать, вытянув шеи и невероятно быстро перебирая короткими ногами. Когда же бесполезность убегания становится очевидной, они нехотя взлетают.
Один раз я стал невольной жертвой "атаки" куропаток. Очередная стая взлетела передо мной. Но, как оказалось, основные силы куропаток затаились в прилегающем к дороге кустарнике. Когда же я поравнялся с этим кустарником, они решили все же взлететь. Трудно было меня при этом не задеть и, получив несколько неожиданных ударов крыльями,
я с трудом усидел в седле.
125,3 - поле закончилось, далее дорога пересекала полукилометровый лесной массив, в конце которого заканчивался и мыс. Десять утра. Продолжением мыса была коса, разделяющая лиманы Карачаус и Алибей (фото 19, 20). На краю мыса стоял необитаемый и заброшенный вагончик (фото 21).
Дальше двигаюсь по косе, ширина которой постепенно уменьшается. Стала исчезать растительность (фото 22). Коса сложена не из песка, а из мелких ракушек и их обломков. Слой ракушек рыхлый, ехать проблематично, проще идти пешком.
Показался край косы (фото 23). Оставляю велосипед и делаю пешую разведку.
14. Низом проезда нет
15. Дорога вдоль оз. Алибей
16. Место брода с запада
17. Берег Алибея
18. Вдоль леса на юг
Продолжением косы является цепь островов (фото 24-26), разделенных водными участками с твердым дном и глубиной порядка 20 см. В этих водных протоках ощутимое течение с юга, хотя ветер северный. Видимо, именно течение препятствует оседанию ила и дно остается твердым.
В одном из мест два длинных острова расположены параллельно, между ними течения нет и дно покрыто слоем ила порядка 70 см, над которым лишь 20 см воды. И плыть не удается, и идти сложно даже без велосипеда.
На соседнем острове обосновалась огромная колония птиц (фото 27), защищенная от хищного зверья окружающим остров илистым дном. Беспокойство в птичьих рядах началось еще при моем приближении к острову - птицы с истерическим криком кружили над моей головой,
чем ближе я подходил к их острову, тем ниже и плотнее надо мной они кружились. Я находился примерно посредине гирла озера Карачаус, т.е. до каждого берега было чуть меньше двух километров. Впереди была еще цепь островов с многочисленными колониями птиц.
Придется возвращаться, как это ни обидно. Прохождение этой косы, видимо, следует делать в сентябре, тогда уже птицы не должны быть привязаны к местам своих гнездовий.
Фото 24 и 26 - это фотографии "назад", т.е. пройденного пути. Фото 25 - "вперед". Слева вдали на фото 25 видна светлая полоска птичьего острова (фото 27). Там я решил повернуть обратно.
Вернулся на "материк" в 11:20. Оказалось, что, вроде бы, недолгая прогулка по косе заняла 2 часа 20 минут. Привал в лесной тени с поеданием очередного бутерброда.
19. Полуостров закончился
20. Коса - продолжение полуострова
21. Дела давно минувших дней
22. Коса все конкретнее
23. край косы
Вернулся той же дорогой через лес. 128,2 км - край леса. Влево, на север вдоль леса обозначенной на карте дороги нет. Наверно, она была, но заросла высокой и густой травой. Еду дальше до первой дороги влево. Поле слева не засеяно и заросло разного рода высокой травой.
Через полтора километра начинаются посевы. Слева примыкает грунтовка, на которую сворачиваю. Но еще через пол километра эта грунтовка упирается в посевы подсолнечника. Тупик. Еду без дороги влево на запад к лесу, сначала по скошенному полю, затем по траве.
Вдоль леса, несмотря на высокую траву, можно ехать. Здесь была дорога и ровная поверхность грунта сохранилась, несмотря на выросшую траву. Километра через два направление, в котором я ехал, начало обретать признаки дороги. Еще через километр это была уже обычная грунтовка.
Лес закончился, дорога шла вдоль обрывистого берега лимана. Северный ветер согнал воду и открылись огромные ровные пространства поверхности соленого болота (фото 28).
Въехал в село Желтый Яр. 141,5 - грунтовка сменилась бетонкой, по которой ехать намного тяжелее. Но зато встретился магазин с холодной минералкой.
24.
25. Очередной остров
26. Следующий участок косы
27. Хозяева заметили гостя
143,5 - асфальтовая автотрасса Базарьянка - Татарбунары, на которую сворачиваю влево, а через 600 метров снова влево по грейдеру через село Царичанка. Легче ехать по грунтовке левее. Ветер из встречного стал попутным, ехать стало еще жарче. Час дня.
За селом Ройлянка грунтовка не очень хорошего качества идет вдоль лимана. Растительность западного берега отличается от восточного. Вместо леса здесь роща из диких груш без кустарника и сравнительно невысокой травой. Вначале это широкая полоса вроде сада, а затем цепочка одиноких груш.
В густых кронах деревьев прячутся от жары птицы средних размеров (вороны, голуби, копчики, соколы и др.), которые при моем приближении вываливаются из крон деревьев и улетают.
159,5 - здесь примыкает к западному берегу коса в гирле лимана Карачаус (фото 32-34), которую я не прошел. Объезд составил 32 км неважных дорог и бездорожья и два с половиной часа времени (вместе с привалами).
28. Верховья лимана Карачаус
29. Болотные краски южнее Царичанки
30. Карачаус во всей красе
160,5 - дорога поворачивает на север, не доходя до оконечности мыса. Оставляю вел и к мысу Камчатский Рожок (фото 35, 36) иду пешком. На юго-востоке хорошо видна коса, отделяющая лиман от моря. До нее 3 км, это меньше, чем ширина гирла лимана Карачаус, который я пытался перейти.
В одном из зимних походов по косе житель рыболовной избы, расположенной напротив Камчатского Рожка, рассказывал, что летом местные ребята переходят здесь на косу и там купаются. Переходят или переплывают - это я тогда не стал уточнять.
Еще два с половиной километра пути - и я в начале двухкилометрового гирла лимана Будуры (фото 37).
164,7 - край косы. Впереди - снова брод (фото 39, 40). Но вначале снова испытание "наждаком" - смесью ила и обломков ракушек. Разведка показала, что здесь грунт в проливе между лиманами не твердый, а тоже ил с ракушками, но меньшей глубины (20-30 см).
Оценив ситуацию я заподозрил, что эти 200 м брода я смогу дойти в лучшем случае на костяшках, ободрав по дороге все, что можно ободрать. Вернулся, одел спортивные брюки и носки. Это несколько улучшило ситуацию. Две ходки - и пролив пройден. На этот брод ушло пол часа.
31. Дорога вдоль Карачауса
32. Коса с западного берега
33.
34. Болото на краю косы
Дальше дорога вдоль лимана раскатана намного лучше (фото 41, 47). Чувствуется близость сел (Балабанка и Рыбальское).
До Приморского еще предстоит проехать несколько перешейков между лиманами (фото 45, 46, 48), но уже без бродов. Берега здесь пустынные, трава низкорослая (фото 44-46), встречаются лишь одинокие, высушенные солнцем и ветром деревья (фото 44, 47).
Любопытную картину наблюдал в гирле лимана напротив села Балабанка. Божьи коровки облепили теневые участки выступающих их грунта кочек (фото 42), как будто прячась от палящего солнца. Подходила любая защита - даже в виде ракушек (фото 43). Возможно, в тени остались следы влаги, которую они искали.
35. Мыс Камчатский Рожок
36. Камчатский Рожок
37. Начало косы Будуры/Шаганы
38. Коса в средней части
39. Место брода
40. Брод пройден
41. Дорога стала заметно лучше
42. Укрытие от палящего солнца
43. Вот такой зонт
44. Вдоль лимана Шаганы
Перед селом Приморское дорога уходит от берега лимана к селу.
176,3 - окраина села. Время - 16:45. 177,4 - начался асфальт, 177,7 - поворот вправо в центре села. Сразу за поворотом - магазин. Привал и перекус.
182,5 - на Т-образном перекрестке в селе Лиманы сворачиваю влево в сторону курортного поселка Катранка.
189 - дорога на Катранку уходит влево, я еду прямо к насосной станции.
191 - начало дамбы озера Сасык. Дорога - по наклонной бетонке дамбы. Левее проходит грунтовка.
205,3 - конец дамбы. Дальше - грунтовка со следами старого и сильно разбитого асфальта.
207 - развилка на краю села Приморское. Еду влево. Через 200 метров - вправо. Начался асфальт.
210,4 - Т-образный перекресток, влево на Вилково. Дорога - асфальт с выбоинами
После небольшого участка плавней слева от дороги идет прекрасный сосновый лес (фото 50).
220,6 - поворот на Килию (фото 51). 19:15. До поезда Измаил-Одесса четыре с половиной часа и чуть более 70 км пути. Вполне успеваю.
Но дальше пошли сплошные огорчения. Первое связано с тем, что в дорожном асфальте часто встречаются выбоины и приходится сбавлять скорость.
Второе огорчение вызвано тем, что в селе Лески на развилке я свернул вправо - на более оживленную дорогу. И лишь через два километра я выяснил, что нужно было влево.
Ну а Килия - это вообще сплошное огорчение. Часть опрошенных местных жителей вообще заявляли, что не знают дороги на Измаил. Остальные давали противоречивые пояснения. В итоге я выехал на окраину
Килии не там, где надо, вернулся, и наконец добрался до нужной заправки на окраине Килии (259 км). Стемнело.
Дорога за Килией была ужасной. Но я упорно пытался разогнаться. Влетев несколько раз очень жестко в дорожные
ямы я понял, что для того, чтобы доехать до Измаила, с мыслью успеть на поезд нужно расстаться. Да и зачем
напрягаться - ведь существуют еще автобусы.
45. Впереди - коса Шаганы/Мартаза
46. Эта же коса с другой стороны
47. Дорога на Приморское
48. Еще один намек на препятствие
49. Разнотравье озера Шаганы
Езда перешла в спокойный режим. По сторонам от дороги жгут стерню. Ночью это превращается в фантастические
картины, которые, к сожалению, фотоаппарат передать не смог (фото 55). В 20 км от Килии и дорога стала
получше. Можно не всматриваться напряженно в дорогу, а повертеть головой, полюбоваться звездным небом.
Любопытное занятие - разглядывать ночью зверей. Глаза у них светятся, отражая свет фонаря, животное видно даже в том случае, когда днем его ни за что бы не увидел. Один раз так замечена была лиса, но она быстро убежала. Один раз - крыса или похожий на нее зверек. Немало собак,
но в основном - кошки. Особенно много кошек на двенадцатикилометровом участке Кислица - Старая Некрасовка. Немалая часть - это просто котята.
Пара крохотных глаз светилась прямо посреди дороги. На асфальте лежал совсем маленький белый пушистый котенок. Транспорта здесь сейчас мало, но не до такой же степени, чтобы на дороге лежать. Я остановился. Котенок побежал ко мне, жалобно мяукая и рассказывая свою короткую, но горькую судьбу.
С обочины прибежал еще один, серый котенок, и начал подпевать белому. Оценив их размеры я подумал, что вряд ли они будут грызть твердую пищу, им надо молоко. Но все же достал оставшийся бутерброд и разделил пополам. Котята жадно набросились на колбасу и начали активно ее жевать.
В ста метрах впереди светились две пары глаз. Кто бы это ни был - придут и отберут, поэтому я немного подождал, пока котята насытятся. Потом решил прогнать эти две пары глаз. Оказалось, это были две небольшие собаки.
Вот такие ночные истории можно увидеть на дороге.
299,3 - знак "город Измаил". Приехали. Поезд ушел 40 минут назад.
304,2 - автовокзал. Сюда я попал не самым коротким путем, пришлось сделать небольшой крюк по ночному городу через его центр.
Первый автобус в Одессу идет в пять утра, я успел еще немного подремать. В 8:30 я был на автовокзале в Одессе.
50. Лес перед Вилково
51. Долгожданный поворот
52.
53.
54. Остался финишный бросок
55. Ночные пейзажи
Заключение и выводы
1. Основная цель - прохождение побережья лиманов и разведка бродов достигнута. В отличие от южного берега
лиманов (песчаная коса, отделяющая лиманы от моря), северный берег лиманов в большинстве случаев вполне
проезжаем. Гирла лиманов Хаджидер и Будуры пройдены вброд полностью, Карачаус - частично.
2. Причин возвращения при прохождении гирла озера Карачаус было две:
- Огромное количество птиц на островах, не хотелось тревожить их в местах гнездовий. Кроме того, птицы были настроены довольно агрессивно при приближении к ним.
- Между островами встречаются участки с илистым дном при толщине ила порядка 50-70 см (при 20-30 см воды сверху). Переноска велосипеда в таких условиях проблематична.
3. На пройденном маршруте наибольший интерес представил полуостров между лиманами Алибей и Карачаус, включая косу в конце полуострова. Судя по плохо раскатанным грунтовкам (или их отсутствию) места здесь людьми посещаются не часто.
Здесь бывают охотники (судя по валяющимся гильзам). Места для купания не удобные - илистое дно. Это, видимо, спасло этот район от активного заселения дачниками.
По периметру полуострова тянется полоска густых зарослей лесного массива. Поражает обилие птиц в этих местах - от степных куропаток,
копчиков и каких-то соколиных, до чаек, мартынов и других водоплавающих, гнездящихся на островах, уток, цапель. Странно, что этот район не является каким-нибудь орнитологическим заповедником или заказником
(по крайней мере, я не нашел такой информации). Дополнение: позднее, в январе 2010 президентом подписан указ о создании здесь национального парка "Тузловские лиманы"
4. Температура воздуха была ночью около 20 градусов, днем - до 32. Ветер северный, в конце дня - северо-западный. Весь день солнечно и жарко.
5. Километраж маршрута получился довольно приличный, хотя он не являлся самоцелью. За день пройдено 304 км, из них около 90 км грунтовок. Наибольшие проблемы вызвал участок
сильно разбитого асфальта на первой половине пути между Килией и Измаилом, который проходился в темное время суток. День получился очень насыщенным, впечатлений - как от полноценного похода.
Ходовое время составило 16:10, общее время в пути 23 часа. На броды ушло 3:20. На все остальные остановки и привалы - три с половиной часа.
6. Несколько слов о насекомых. Много комаров было лишь в одном месте - за Килией, где дорога идет рядом с озером Китай и через плавни. Во всех остальных местах комаров было либо мало, либо отсутствовали вообще. Клещей, вроде бы, нет, несмотря на то, что я много ходил и ездил по высокой траве.
Во время привала в лесу в районе мыса между лиманами Алибей и Карачаус меня немного покусали какие-то мелкие мухи. Больше никаких неприятностей с насекомыми не было.
----------Отчеты о других велопоходах----------