Методика категорирования велосипедного маршрута

Настоящая методика предназначена для оценки категории сложности велосипедных маршрутов, нитка которых отличается от представленных в Перечне классифицированных велосипедных маршрутов, а также совершенных впервые. Методика может применяться при подготовке группы к походу и выборе маршрута, отличающегося от приведенных в “Перечне...”, при выпуске МКК группы на маршрут, при составлении отчета о пройденном маршруте и его зачете, при уточнении “Перечня...”, судействе чемпионатов по туризму и др.

В методике принято, что все препятствия велосипедного маршрута делятся на две группы – препятствия, преодолеваемые пешком (перечисленные в методике категорирования пешеходных маршрутов) и препятствия, преодолеваемые на велосипеде (все остальные препятствия). Бальная оценка пешеходных препятствий (КСП) производится по принятой в пешеходном туризме методике. Бальная оценка велосипедных препятствий производится по совокупности следующих характеристик маршрута: протяженности (L), продолжительности (Т), суммарному набору высоты (Н), автономности, коэффициенту сложности дороги (kД).

Оценка категории сложности маршрута производится в следующей последовательности:

1. По значениям протяженности L и продолжительности Т похода с помощью табл. 1 (строки 1 и 2) выбирают приближенное значение категории сложности велосипедного маршрута. Значения L и Т должны быть не меньше приведенных в таблице 1 нормативных значений Lн и Тн.

2. Для оценки сложности всех пешеходных препятствий, преодолеваемых на маршруте, составляется их перечень (см. таблицы 2 и 3 «Методики категорирования пешеходного маршрута»). Подсчитывается общее количество баллов за пешеходные препятствия (КСП) с помощью «Методики категорирования пешеходного маршрута».

Для велосипедных походов первой и второй категории сложности общее количество баллов за пешеходные препятствия (КСП) обычно мало и для упрощения расчетов может быть принято равным нулю.

Если частью велосипедного маршрута является категорированный пешеходный маршрут, входящий в Перечень классифицированных пешеходных маршрутов,  то общее количество баллов за преодоление пешеходных препятствий (КСП) может быть принято равным среднему значению баллов пешеходного маршрута соответствующей категории (таблица 1) без проведения расчетов.

В зачет велосипедного маршрута идет сумма баллов за преодоление пешеходных препятствий, не превышающая максимально допустимого значения КСПмах (строка 4 таблицы 1), соответствующего приближенно выбранному значению категории сложности маршрута.

3. По таблице 1 определяют нормативные значения протяженности Lн, продолжительности Тн и суммарного набора высоты Нн. для приближенно выбранного значения категории сложности велосипедного маршрута

4. Все дороги велосипедного маршрута классифицируют по категориям трудности (таблица 2). Для каждой категории трудности дороги определяют суммарную протяженность на маршруте. Участки маршрута, отнесенные к пешеходным препятствиям, при этом не рассматриваются.

5. Рассчитывают сумму произведений протяженности и коэффициента сложности дорог всех категорий.

6. Определяют значения коэффициента автономности А за каждый день пути (кроме первого и последнего). Если за ходовай день маршрут не проходит ни через один населенный пункт – А = 1, если проходит не более чем через один – А = 0,5, если через два и более – А = 0,2. Далее определяют средневзвешенное значение коэффициента автономности по формуле:

где индекс указывает на порядковый номер дня похода.

7. Рассчитывают общее количество баллов за преодоление велосипедных препятствий (КСВ) по формуле:

8. Определяют общее количество баллов категорируемого велосипедного маршрута:

                        КС = КСП + КСВ

8. С помощью таблицы 1 (строка 6) по полученному значению КС определяют категорию сложности велосипедного маршрута. Если полученная уточненная категория сложности не совпадает с приближенно определенной в пункте 1, то расчеты повторяют с пункта 2, приняв уточненное значение категории сложности в качестве приближенного.

Выпускающая МКК может принять решение об изменении категории сложности маршрута в сторону увеличения, если существуют факторы, не учитываемые методикой категорирования и значительно усложняющие прохождение маршрута.

Таблица 1

Показатель маршрута

Категория сложности маршрута

I

П

III

IV

V

VI

1

Нормативная продолжительность маршрута (Тн), дней

6

8

10

13

16

20

2

Нормативная протяженность маршрута (Lн), км

250

450

650

800

900

1000

3

Нормативное значение суммарного набора высоты (Нн), м

1000

2000

4000

8000

11000

14000

4

Максимальное количество баллов за пеше-ходные препятствия, идущее в зачет (КСП мах)

5

10

25

40

55

70

5

Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС)

12-25

26-59

60-94

95-134

135-184

185 и более

 

Таблица 2

Категория дороги

Основные характеристики дороги

Коэффициент сложности k

н

Асфальт

30

Профилированная гравийная или грунтовая дорога (грейдер), непрофилированная грунтовая дорога (проселок), бетонка, профилированная горная дорога.

60

Каменистая грунтовка, грейдер с крупными камнями, лед, дорога с гребенкой, мягкая глинистая дорога

90

Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива,

используемая лесовозная, тракторная дорога, скотопрогонная (конная) тропа, песчаная дорога (песок глубиной 3-5 см), заснеженная дорога (снег глубиной 3-5 см)

Пешеходная тропа, легко проезжее бездорожье.

120

Тропа, бездорожье не грани проезжести, часто приходиться спешиваться. Брошенная лесовозная или тракторная дорога; размытая глинистая дорога. На пути часто встречаются крупные бревна или камни, велосипед через которые надо переносить. Песчаная дорога (песок глубиной 5-10 см.), заснеженная дорога (снег глубиной 5-10 см).

150

 

Разработал В.Буз

Декабрь, 2005



Hosted by uCoz