К перечню велопоходов

ОДЕССКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ОДЕССА»

 

Отчет

 

о велосипедном туристском

спортивном походе третьей категории сложности

по Центральной и Западной Украине (Подолье),

совершенном с 30 августа по 10 сентября 2008 г.

 

 

Маршрутная книжка №55/08

Руководитель группы: Шевчук Виктор Георгиевич

 

1. Справочные данные о туристском спортивном походе

 

1.1 Организация, проводящая поход – СТК «Одесса».

 

1.2 Параметры похода.

 

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Суммарный набор высоты, м

Продолжительность

Срок проведения

общая

ходовых дней

1

2

3

4

5

6

7

велосипед

третья

639

4950

12

12

30 августа – 10 сентября

 

1.3 Район похода: Винницкая, Хмельницкая, Черновицкая, Тернопольская области.

 

1.4 Нитка маршрута: Вапнярка – Тульчин – Брацлав – Немиров- Стрельчинцы – Канава – Тывров – Шершни – Сутиски – Гнивань – Ворошиловка -  Потоки – Жуковцы – Жмеринка – Севериновка – Токаревка – Межлесье – Бар – Ялтущков – Миньковцы – Дунаевцы – Шатаво – Каменец-Подольский – Хотин – Жванец – Окопы – Мельница-Подольская – Кривче – Толстое – Нырков – Шутроминцы – Язловец – Бучач – Джурин – Чортков – Оришковцы – Федоровка -  Буданов – Теребовля – Микулинцы – Тернополь.

 

                   

1.5    Участники похода.

 

№ п/п

ФИО

Год рождения

Обязанность в походе

1

Шевчук Виктор Георгиевич

1940

Руководитель

2

Шевчук Александр Викторович

1981

Завхоз

3

Белецкий Владимир Иванович

1938

Ремонтник

 

Слева направо Белецкий В. И.,  Шевчук А. В., Шевчук В. Г.

                   

      1.6 Отчет находится в библиотеке одесской областной МКК по адресу: Старобазарная площадь, 5 (сквер Кирова, 5).

 

2. Организация туристского спортивного похода

 

2.1 Маршрут  путешествия.

 

При разработке нитки маршрута вначале за основу был разработан маршрут, начинающийся из Каменец-Подольского. Первая часть маршрута должна быть проложена по Буковинским Карпатам, а вторая - по Подолью и оканчиваться в Тернополе. В связи с большим половодьем в Прикарпатье в конце июля, маршрут был изменен и начинался он от ст. Вапнярка.

Основной целью нашей велосипедной экспедиции была разработка и прохождение предполагаемого эталонного маршрута третьей категории сложности по Подолью и Западной Украины, богатых историческими памятниками, дворцами, замками. Так как этот поход нес экспедиционный характер, частично, но незначительно приходилось изменять нитку маршрута, сохраняя категорию маршрута.

Маршрут по данной нитке ранее не был полностью пройден одесскими велотуристами. Были случаи прохождения маршрута только частично.

 

2.2 Транспорт.

 

Очень удобен вариант подъезда на маршрут электричкой до Вапнярки, отправляющейся из Одессы в 6:18 и прибывающую на конечную остановку в 12:15. В четных вагонах электрички удобно перевозить велосипеды и груз, так как там предусмотрены соответствующие места.

Из Тернополя или Хмельницкого можно прибыть в Одессу на любом проходящем поезде.

 

2.3 Аварийные выходы из любой точки маршрута можно организовать железной дорогой по направлениям Винница – Одесса или Львов – Одесса, добравшись к ним на любом грузовом транспорте или маршрутке.

 

2.4 В связи с изменением погодных условий (начались дожди) маршрут пришлось оканчивать по запасному варианту – в Тернополе.

 

2.5 Питание.

 

Рацион питания составлялся с учетом того, что весь маршрут проходит по населенной местности. Для каждого дня были составлены дневные меню, предусматривающие определенный набор продуктов.

При этом, горячее питание в большинстве случаев планировалось двухразовым, состоящим из двух блюд и перекус с чаем в обед. Как показал опыт похода, на данном маршруте практически  везде можно за 1,5 – 2 часа приготовить горячую пищу.

Для быстрого приготовления пищи руководителем группы была разработана складная печка-очаг, на которой в течении 45 минут можно приготовить обед с чаем при минимуме топлива (хвороста). С чертежами этой печки можно ознакомиться в книге «По родному краю на велосипеде», автор В. Шевчук, Одесса, 2007 г. Такая организация питания позволила сохранить нормальную работоспособность на всем протяжении маршрута.

 

2.6 Специальное оборудование.

 

На одном из велосипедов было установлено переднее колесо с генератором внутри втулки, а также разработано специальное зарядно-коммутирующее оборудование для  двух аккумуляторов по 6В 4,5Ач для подзарядки телефонов и фотоаппаратов. Благодаря этому устройству, было отснято свыше 1500 фотоснимков  и несколько роликов.

 


3. График движения

 

День пути

Дата

№ участка пути

Участок пути

Протяженность, км

Чистое ходовое время, мин

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

Примечания

1

30.08

1

Ст. Одесса - Вапнярка

11

38

асфальт

 

Поезд, велосипед

2

Вапнярка – Тимановка – Тульчин - Брацлав

45

225

Асфальт, брусчатка, сильно разбитый асфальт, крутые подъемы

Пасмурно, временами дождь, ночью холодно

велосипед

2

31.08

1

Брацлав – Чуков – Немиров - Стрельчинцы

73

150

Асфальт, крутые подъемы, брусчатка

Переменная облачность,

t 18-20ºC

велосипед

2

Стрельчинцы – Канава – Дзвониха – Тывров - Шершни

215

Брусчатка, грунтовая лесная дорога, гравий, брусчатка крутые подъемы и спуски по каменистой дороге

3

Шершни – Сутиски – Гнивань - Ворошиловка

85

Брусчатка, крутой спуск и подъем, асфальт

3

1.09

1

Ворошиловка – Рыжавка – Потоки – Жуковцы - Жмеринка

70

195

Гравийная дорога, грунтовая дорога, бездорожье по просеке, асфальт

Переменная облачность, солнечно,

t 18-23ºC

велосипед

2

Жмеринка – Севериновка – Чернятин – Токаревка – Маньковцы – Межлесье – Бар – Стасюк – Насыпь ж/д

250

Асфальт, гравийная дорога, грунтовая дорога, разбитый асфальт, ж/д насыпь

4

2.09

1

Насыпь ж/д – Ялтуков – Гули – Новая Ушица - Филяновка

62

195

Грунтовая дорога, асфальт

Безоблачно, жарко,

t 30-32ºC

велосипед

2

Филяновка – Антоновка – Миньковцы – Сосновка - озеро

203

Асфальт, крутой серпантин и подъем, грунтовая дорога

5

3.09

 

Озеро – Дунаевцы – Шатава – Гуманец – Каменец-Подольский

51

275

Асфальт, спуски и подъемы 9,1%, брусчатка

Безоблачно, очень жарко

t 30-32ºC

велосипед

6

4.09

 

Каменец-Подольский – Гавриловцы – Атаки - Хотин

31

150

Асфальт, брусчатка

Безоблачно, очень жарко

t 30-34ºC

велосипед

7

5.09

 

Хотин – Жванец – Окопы – Дзвинячка – Мельница-Подольская – Германовка – Кривче – Борщив – в/ч

74

430

Асфальт, разбитый участок, брусчатка, крутые подъемы и спуски до 16%

Безоблачно, очень жарко

t 30-34ºC

велосипед

8

6.09

 

в/ч – Лисивцы – Товсте – Рожановка – Солоне – Нырков - водопад

37

180

Асфальт, разбитый асфальт, гравийная дорога, брусчатка

Безоблачно, очень жарко

t 30-34ºC

велосипед

9

7.09

 

Водопад – Шутроминцы – Дорогочавка – Хмелева – Новоселка – Язловец – Трибуховцы - Бучач

44

250

Лесная грунтовая с колеями дорога, очень крутые подъемы, асфальт, разбитый асфальт, брусчатка

Безоблачно, очень жарко,

t 32-35ºC

велосипед

10

8.09

 

Бучач  - Джурин – Чортков – Оришковцы – Федоровка - Буданов

63

317

Асфальт, брусчатка, грунтовая дорога

Жарко, дождь,

t 26-28ºC

велосипед

11

9.09

 

Буданов – Довгое – Теребовля – Микулинцы - Тернополь

68

405

Брусчатка, гравийная дорога, асфальт

Пасмурно, временами дождь,

t 20-23ºC

велосипед

12

10.09

 

Тернополь – ст. Одесса – ул. Ак. Вильямса

11

38

Асфальт

 

Поезд, велосипед

Итого:

635

(149)*

3601 (60 ч.)

 

* Из них по грунтовым дорогам

3.1 Схема маршрута

 


 

3.2 Продольный профиль маршрута


4. Техническое описание маршрута.

 

30 августа.

 

Сбор группы  на ул. Ак. Вильямса 67 в 4:30 утра. До ж/д вокзала (11 км) поехали за 38 мин., по пустынным улицам предутренней Одессы. Электропоезд на Вапнярку отправился в 6-18. Сели в четные вагоны, снабженные предусмотренными местами для багажа. Прибыли в Вапнярку в 12:15, предварительно перекусив в поезде, чтобы оставшееся время использовать на езду. Пасмурно. От привокзальной площади сворачиваем влево и едим прямо на окраину городка до заправочной станции, где сворачиваем влево по указателю «2-й Вапнярский элеватор». Пересекаем два ж/д переезда, оставляя справа кладбище. Продолжаем путь по асфальтному шоссе через лесной массив, преодолевая небольшие подъёмные спуски. Последние 2,5 км до Тимоновки едем по брусчатке или мокрой обочине (ночью прошёл сильный дождь). В Тимановке (11 км) есть музей Суворова.

За школой у с. Дранки (16 км.), шоссе делает левый поворот к. с. Суворовскому (вправо с. Одан).

Пошел небольшой кратковременный дождь. Преодолеваем тягун, и спускаемся в Суворовское, расположенное в долине небольшого притока р. Ю. Буг. Преодолеваем ещё один подъем и спускаемся в долину р. Сельница, на правом берегу которой расположен г. Тульчин. Делаем несколько поворотов к дворцу графа Потоцкого, в здании которого расположен музей Г. И. Котовского - легендарного героя гражданской войны. Ознакомившись визуально и объехав вокруг дворец (24 км.), выезжаем на дамбу, слева оставляя пруд, расположенный в парке дворца. Дорога круто поднимается по селу Нестерварка, расположенного по левому склону долины реки Сельница. На окраине села, у магазина, сделаем небольшой перекус. (30 км.) Доверившись дорожному указателю (до Немирова 35 км.) поехали по шоссе Р11. Преодолев несколько подъемов и спусков, у с. Гриневки мы опомнились, что мы едем по дороге на Немиров через Брацлав (мы проскочили поворот у с. Тарасовка на Печеру). Продолжили путь на Брацлав. За селом Гриневки, преодолев следующий небольшой подъём, шоссе выходит  на плато, после чего начинается четырехкилометровый спуск в долину р. Ю. Буг к г. Брацлав. В центре городка делаем левый поворот к мосту через реку. Мы хотели запастись водой, но многочисленные колонки были пусты, а колодцев не встретили. На ночлег остановились справа в одном километре от моста, проехав по отвратительной грунтовой дороге, за дачным поселком, в берёзовой роще. Воду предварительно взяли в с. Волчок, за мостом, у местных жителей. Ночь была очень холодная.

Пройдено 56 км. 

 

31 августа

 

Подъём в 6:00. Солнечно, но прохладно. После завтрака, выход на маршрут в 8:40. Вернувшись к мосту через р. Ю. Буг (указатель 15 км.), продолжаем путь через с. Волчок, круто набирая высоту. Хороший асфальт. Справа от дороги просматривается глубокая долина реки Волчок, тянущаяся к с. Чуков (9 км). В 9:52 мы проезжаем с Вел. Бушинка. Отсюда до Немирова 3 км. На развилке, при въезде в Немиров, сворачиваем влево. До следующей развилки на Могилев - Подольский 3 км хорошего асфальта. Мы же едем прямо, в с. Муховцы. Тут начинается булыжная мостовая, ведущая в с. Стрельниченцы (12 км). За селом Муховцы, слева от дороги проезжаем отстойники. Далее дорога идет по ровной степи, а в селе круто спускается к мосту через р. Ю. Буг. За мостом дорога (уже грунтовая) сворачиваем влево и на окраине села круто поднимается вправо вверх (идем пешком 0,5 км) и выходим на плантации сои. Далее разбитая грунтовая дорога с колеями и лужами идет вдоль посадки и лесному массиву. Необходимо придерживаться дорог правой стороны (есть развилки влево). Стали на обед в 13:00. Через 7 км неожиданно дорога выходит на разбитое асфальтовое шоссе, ведущее в с. Дзвониху и Колюхов. Сворачиваем влево, на с. Дзвониху. Из села бруковка поднимается на вверх на плато и круто спускается к городку Тыврову, которому уже исполнилось 500 лет. (17:00). От центральной площадки с памятным знаком влево уходит дорога на Могилев-Подольский, мы же продолжаем путь, свернув вправо и по брусчатке, круто поднимаясь, выезжаем на околицу поселка, в сторону с. Шершни. Дорога, покрытая насыпным крупным гравием, идёт вдоль яблочного сада. Ехать довольно сложно, особенно вверх. Приходится спешить и идти пешком. Село Шершни расположено на высоком правом берегу р. Ю. Буг. Крутые улицы села покрыты плохой старой брусчаткой. В районе церкви влево уходит бруковка влево в село Маяной. Но этого поворота мы не заметили и спустились по старой бруковке к мосту через Ю. Буг. На левом берегу расположен небольшой городок Сутиски. Перейдя железный мост через реку, по крутой брусчатой дороге поднимаемся к центру поселка. По довольно хорошему асфальту заезжаем в городок Гнивань (6 км), также расположенного на левом берегу Южного Буга. На развилке сворачиваем влево на хорошую асфальтовую дорогу, едущую в с. Ворошиловка, расположенного по обоим берегам реки. За мостом, на строящемся участке, напротив острова, остановились на ночлег. Воду брали предварительно в колодце на другом берегу в селе. Остановиться непосредственно в районе моста по обе стороны реки невозможно, так как крутые берега покрыты камышом.

Пройдено за день 73 км.

 

1 сентября.

 

Подъем в 6:00 (как и все последующие дни). Выход в 8:30. Из центра села влево уходит дорога на Могилев-Подольский, мы сворачиваем вправо и по бруковке поднимаемся вверх на околицу села. Отсюда до села Рыжавка (3км) идет грейдерная дорога. Село расположено в долине правого притока р. Южный Буг, перегороженного дамбами, образующие большие водоемы, на берегах которых растут небольшие рощи. За селом поднимаемся по плохой грунтовой дороге правым бортом долины, минуя лесничество и два больших озера. Пейзаж очень красивый. Через 5 км мы уже в с. Потоки. Местные жители посоветовали добираться до Жмеринки через село Жуковцы. Чтобы добраться до с. Жуковцы необходимо вначале добраться до 2-й бригады. Мы обогнули слева бригаду и по кромке поля вышли на дорогу, идущую вдоль посадки на юг до пересечения с другой посадкой, где дорога сворачивает вправо. Сделали разведку. Отсюда на юге слева видно село Петровское, а старая дорога идет на юг по просеке. Остатки дороги очень заросли и уперлись через 2 км в заросли. Выходим из посадки на край поля и продолжаем вести велосипеды вдоль пахоты, пока не вышли на асфальтированное шоссе, ведущее в Жуковку и Петровку. Сворачиваем вправо и через 2 км мы уже в Жуковке. Вскоре, через 6 км от Жуковки, группа в 12:00 прибыла на ж/д вокзал ст. Жмеринка, на привокзальной площади которой, установлен памятник Остапу Бендеру. Отдохнув и сфотографировавшись, группа продолжила путь.

От привокзальной площади, группа свернула вправо под ж/д мост и взяла направление  на пересечение с трассой Р-101 на Винницу. На окраине Жмеринки в 13:00, у магазина, сделали перекус и продолжили путь. На развилке трассы сворачиваем вправо, едем на север вдоль леса 2 км до ж/д моста, где сворачиваем влево и продолжаем путь на Севериновку, преодолев 3 подъема и спуска.

В километре до Севериновки развилка (санаторий 1,5 км). В селе у ж/д переезда развилка, едем прямо по мелкогравийной дороге в с. Чернятин и по бруковке в с. Токаревка (3 км). Выезжаем на дамбу (справа озеро) и по грунтовой дороге выезжаем в большое с. Маньковцы с последующим подъемом по бруковке. Село расположено на правом крутом берегу реки Ров, притока Южного Буга. Далее дорога (мелкогравийная) идёт по водоразделу параллельно ж/д полотну, перемеживаясь небольшими перелесками. Сейчас в селе Межлесье есть дорога, соединяющая с. Пляцина, минуя село Войнашовка  (2 км). От села Пляцина идет спуск по хорошему шоссе (около 3 км) в долину р. Ров к селу Валки, (предместье г. Бар).

В селе на развилке, на Дунаевцы, мы сворачиваем влево, и наше движение идет в юго-западном направлении. Отсюда начинается трех километровый подъем через с. Чемерисы-Барские к с. Окладное. Попытались заправиться водой на автомойке в Чемерисах, но воды не оказалось. Заправились водой уже в с. Стасюки, преодолев несколько подъемов и спусков. Начали искать место ночлега. Дорога поднялась на водораздел, по которому когда-то проходила железная дорога (на картах она еще есть). Поднялись на заросшую бурьяном насыпь (рельсы и шпалы сняты) и прошли около километра в сторону леса. На опушке леса, у молодого яблочного сада, в 19:00 остановились на ночлег.

Пройдено за день 70 км.

 

2 сентября.

 

Мы вышли на маршрут в 8:30. Первые километры шли по грунтовой дороге рядом с ж/д насыпью, пока не вышли на трассу Р-100. До ближайшего села Журавлевка (5км) Нами было преодолено 3 подъема. Первую остановку сделали в с. Слобода-Гулевская в 10:10 (19 км) пруда, где привели себя в порядок. Этот участок пути, изобиловал спусками и подъемами. Следующая остановка с перекусом была в 11:35 на границе с Хмельницкой областью (25 км). На этом участке было 3 подъема и спуска.  Миновали небольшое село Гули. После следующего подъема у с. Выселки, последовал крутой спуск в долину р. Батыг к большому селу Замехов. От моста начался 2-х километровый тягун до развилки в с. Отруга. Отсюда до Нов. Ушицы шоссе идет по слегка волнистой возвышенности, с последующим крутым спуском по серпантину в поселок Нов.Ушица. (13:00). Поднявшись к с. Филяновка, мы на окраине села, в посадке в 13-30, стали на обед. Очень жарко. Просушили тенты и палатки.

Далее шоссе (уже Т-2008) идет по слегка волнистому водоразделу рек Калюс и Ушица. От села Антоновка идет спуск в долину реки Ушица, с крутым левым поворотом к мосту через речку в село Миньковцы. Отсюда идет очень крутой подъем (идем пешком) на правый борт долины. А далее подъем превращается в тягун, аж до развилки в с. Катериновка (7 км). В с. Сосновка наполняем емкости водой, и за селом начинаем поиски места для ночлега. В 1 км за селом, на развилке к с. Мал. Кужелева делаем разведку. Вправо дорога (бетонные плиты) спускается к мосту через небольшую реку, заросшую по обоим берегам сплошными дебрями из кустов и камыша. Место для ночлега здесь найти не возможно. Проехали по шоссе еще 1 км до небольшого лесного массива, спускающегося вправо к небольшому озеру. Вдоль массива и пахотного поля к озеру ведет сильно разбитая грунтовая дорога (1,5 км) до шлагбаума. Здесь начинаются владения арендатора озера, с соответствующей охраной. С разрешения охраны, мы стали на ночлег на берегу озера. В лесу, на берегу озера, место со столиком сдается по 30 гр. Сюда довольно часто приезжают гости арендатора на пикники. В лесу появились первые грибы сыроежки и подосиновики.

 

3 сентября.

 

Утром охранники подарили нам 3 окунька. Выход на маршрут в 8:45. Поднявшись по уже знакомой грунтовой дороге к трассе Т-2308, группа продолжила путь в сторону г. Дунаевцы. За 30 минут группа  добралась к р. Студеница, к с. Демьянковцы (7 км). От моста начался крутой подъем (9,1 %). В центре Дунаевцев (10 км) мы были уже в 9:55 утра. Отрезок пути Дунаевцы-Слободка-Рахновская-Шатава проходит по слабопересеченной местности. Шоссе Н-03 отличного качества с разделительной полосой, с вдоль идущими лесополосами с обеих сторон. На 31,4 км., за селом Шотава в 12:30 мы остановились на обед. В районе с. Гуменцы трасса круто спускается серпантином к мосту через реку Мукша. Далее идет крутой подъем. Отсюда до г. Каменец-Подольский 10 км сравнительно ровной дороги. В город прибыли в 16:10. В центре города у Володи Белецкого лопнул тросик заднего тормоза. Запасного у него не было. Местные жители посоветовали найти запчасти к велосипедам на местном рынке. Но рынок был уже закрытым. Поехали знакомиться со Старым городом заповедником. При оказии мы случайно познакомились с заведующей детской станции юных туристов – Атаманюк Татьяной Петровной, возравщавшейся с ребятами с тренировки. Нам было предложено переночевать в гостиной СЮТ всего по 7 гр. с человека, с предоставлением коек, эл. плитки и всех удобств. Адрес СЮТ: ул. Долгая, дом 3, Старый город, тел. моб. директора Атаманюк Т.П. 8(097)933-14-86. Расположившись с удобствами, мы вечером сделали небольшую экскурсию по ночному городу. Нас удивила чистота города и отсутствие всевозможной рекламы и отсутствие в продаже табачных и алкогольных товаров и большое количество молодежи, собирающихся в парке у фонтана.

Пройдено за день 51 км.

 

4 сентября.

 

Сегодня полудневка. На местном рынке пополнили запасы продуктов и купили запасные тросики. В 12:30 покинули гостеприимную СЮТ и отправились на экскурсию на велосипедах в крепость. Весь старый город вымощен гладкой бруковкой. Старый замок построен в первой половине 16-го века Корнантовичами. Место расположения очень уникальное. Замок возведен там, где речка Смотрич образует петлю, обтекая высокую скалистую гору, что соединяется с городом тоненькой полоской скалы, на которой построен так называемый Турецкий мост.

Дорога (бруковка) на Хотин идет через Турецкий мост и обходя крепость с правой стороны поднимается круто вверх. Непосредственно перед выходом на маршрут, группа сделала экскурсию по Старой крепости. Билет – 8 гр.

Обогнув крепость, дорога сворачивает влево, и дальнейший наш путь идет прямо уже через с. Зиньковцы, где мы остановились у небольшого кафе «Горячие пирожки». Здесь мы немного перекусили и продолжили путь в Хотин по шоссе Н-03. Местность немного волнистая, а от села Гавриловцы начался спуск в долину р. Днестр, к селу Жванец (20 км). Если остановиться у магазина и свернуть вправо, по небольшой улочке можно добраться до музея Жванецкого замка. Жванецкий замок расположен на самом южном конце Каменеччины, на скале над речкой Жванец, рядом с Днестром. У замка, занимавшего площадь около одного гектара, было два въезда с башнями над воротами - один главный, в середине западной стороны, другой - на юго-восточном углу, со стороны городка. До наших дней сохранилась южная башня, которая стоит над обрывом напротив речки Жванец, фрагменты стен и восточной башни. Вход в музей был закрыт. Перебрались по мосту на правый берег в с. Атаки. Отсюда начался крутой подъем в г. Хотин Черновицкой области. При подъезде к развилке дорог, у родника, мы пополнили запасы воды.

На развилке, вправо, дорога уходит на Черновцы, прямо - в центр Хотина, левая – к крепости (1 км). На скалистом мысе правого берега Днестра поднимается суровая и грозная Хотинская крепость-свидетель кровавых боев и героических подвигов многих поколений. В X-XI ст. здесь находился один из самых важных оборонных пунктов Киевской Руси, а позже – Галицкого княжества. В XV веке замок основательно перестроили. С определенными изменениями его внешний вид сохранился до наших дней. Теперь Хотинская крепость принадлежит историко–архитектурному заповеднику. Ведутся реставрационные работы. Входной билет на территорию крепости – 6 гр. Ознакомившись с архитектурой крепости, мы остались ночевать, с разрешения охраны (30 гр) на территории заповедника.

Пройдено за день 31 км.

 

5 сентября.

 

Позавтракав, группа покинула крепость в 7:45. В с. Жванец приехали уже знакомым нам путем. Сразу же, за мостом через Днестр, влево уходит хорошее асфальтовое шоссе Т-2002 на мост через речку Жванчик. За ним начинается небольшой подъем к с. Исаковцы. На 8-м километре в с. Окопы сделали остановку для ознакомления с местными достопримечательностями. Крепость Окопы возведена на узком скалистом перешейке между Збручем и Днестром в 1692 году поляками. Стратегическое значение крепости в XVII–XVIII веке трудно переоценить. Крепость называлась Окопами Святой Троицы от названия костела, которой находился на ее территории. После изгнания турок с Подолья, крепость утратила свое оборонительное значение. На сегодняшний день от нее остались фрагменты валов, а Каменецкие и Львовские ворота просто невозможно не увидеть, так как они прямо на дороге. В центре села сохранились остатки вышеуказанного костела.

Последующие 6 км идут до с. Выгода с небольшим подъемом по водоразделу рек Днестр и Збруч вдоль красивых лесопосадок. В 10:40 группа сделала остановку в с. Дзвинячка (25 км). Здесь мы ознакомились с остатками старого Костела, который поляки хотят в ближайшее время восстановить.

В 11:20 в поселке Мельница - Подольская сделали небольшой перекус. От центра городка трасса Т-2002 постепенно поднимается к ж/д станции Иване – Пусте (5 км), которая остается справа. Шоссе пересекло по мосту ж/д полотно и продолжило путь по голым полям к с. Герасимовка (6 км) по всхолмленной местности. Здесь пополнили запас воды и в двух километрах от села, слева, в посадке стали на обед. (13:00). Проехали 44 км. Очень жарко.

В Кривче (3 км) ознакомились с остатками замка. До наших дней дошли две башни из четырех и стена между ними, вдоль которой пролегла дорога. В стенах башен были оборудованы стрельницы. Каменный замок над речкой Цыганкой, построенный шляхтичами концкими в XVII ст. служил защитой для Каменец–Подольского. В 1920 году подольское туристическо-краеведческое общество отреставрировало оставшиеся башни и стену между ними. В таком виде они дошли до наших дней.

От крепости к мосту через р. Цыганка идет очень крутой спуск (16 %), а затем начинается крутой подъем (идем пешком) по селу с разбитой дорогой, до левой развилки на Бабинцы. Далее путь на Борщив (14 км) идем по всхолмленной возвышенности до развилки перед городом. От развилки (по указателю) едем влево, в Борщив, через небольшой лесной участок, минуя городскую свалку. На окраине городка запасаемся водой. В центр Борщива едем, спускаясь по очень крутым немощенным каменистым улицам, напоминающим горные дороги. Центр города чистый, ухоженный, с красивой церквью. От г. Борщив идет пологий спуск с крутым поворотом в долину р. Ничлава, через с. Верхнякивцы с последующим километровым подъемом. Начали искать место для ночлега. До развилки (9 км) на Бильче – Золоте практически невозможно найти место для бивака. Вокруг голые поля и посадки, поросшие бурьяном. Остановились на упомянутой развилке, в 150 м вправо, по асфальтовой дороге поднялись вверх и вошли в посадку, идущую вдоль дороги справа. За посадкой оказалась бывшая воинская часть с разрушенными подземными гаражами. На одной из полянок мы остановились на ночлег.

За день было пройдено 73,4 км.

 

6 сентября.

 

На маршрут вышли в 8:45, предварительно хорошо позавтракав. Дальнейший наш путь идет по всхолмленному плато с четырехкилометровым спуском к селу Лисивцы (9,3 км), расположенного на правом берегу р. Серет. От моста начинается 2,3-х километровый подъем по разбитой дороге на плато. Жарко. В 10:30 мы уже в городке Толстое (17 км). Здесь мы в магазине пополнили наш продовольственный запас. От магазина, сворачиваем влево и через 2 квартала – поворот вправо на трассу на Бучач. Преодолев очередной подъем, мы на развилке (2 км). Влево уходит грейдерная дорога в село Рожановка и с. Солоне (5 км). В Рожановке делаем правый поворот. Еще 2 км подъема до могилы (ориентир) и брусчатая дорога делает левый поворот на запад к с. Нырков с последующим спуском и подъемом по голой степи. Спуск в село Нырков крутой. Чтобы добраться до водопада, в селе необходимо придерживаться левой дороги (бруковке) и выехать на окраину села к асфальтированному шоссе соединяющее с. Нагоряны. Отсюда открывается великолепный вид на лесистую долину реки Джурин с Червоноградской крепостью.

Название этой местности, которая не обозначена сегодня ни на одной карте, полностью оправдано. Здесь все вокруг красное: скалы из красного песчаника, дорога, камни, а посреди огромного каньона, между гор на невысоком холме поднимаются полуразрушенные башни замка из красного камня. Издалека слышен шум стремительного водопада на речке Джурин, которая протекает возле замка. Червоногород – одно из самых древних поселений Подолья, которое упоминается в русских летописях еще в IX веке. Со временем он стал столицей удельного княжества.Сегодня на территории рядом с замком расположен детский лагерь отдыха «Ромашка».

От Ныркова, к Джуринскому водопаду, одному из самых больших на равнинной части Украины (16 м), мы спускаемся по каменистому горному серпантину 2,5 км. Дорога выводит нас на большие поляны, забитые отдыхающими автомобилистами, прибывших на отдых на выходные. Перебравшись через ручей по бревну, на одной из больших полян мы остались на  ночлег. Воду брали из родника, находившегося рядом с водопадом. Скупавшись под водопадом, мы были свидетелями свадебных церемоний Тернопольской области.

Пройдено путь за день 37 км.

 

7 сентября.

 

Выход на маршрут в 8:45. Перебравшись через ручей, заменяем камеру  на велосипеде руководителя, пробившуюся на спуске по серпантину.

От водопада (мимо родника), челноком поднимаем велосипеды и рюкзаки на площадку перед «Ромашкой». Влево уходит грунтовая лесная дорога, через мост над водопадом и мимо бывших гидротехнических сооружений. Когда-то здесь была гидроэлектростанция и водяная мельница. Дорога с глубокими колеями круто поднимается вверх (идем пешком). К большим ровным полянам, сворачиваем вправо к березовым перелескам. На 6-м км неожиданно выходим на хорошее асфальтированное шоссе, поворачиваем вправо и продолжаем путь на северо-запад. Через 2 км проехали с. Шутронинцы, а в с. Дорогочивка мы были уже в 10:10. За Дорогочивкой состояние дороги сильно изменилась. Дорога стала сильно разбитой, вплоть до с. Язловец. На этом участке, пересечения с трассой на Бучач, было 3 прокола. Жара свыше 30 градусов. Местность почти голая, всхолмленная, с небольшими подъемами, местами перемеживается лесополосами. От развилки до Язловца 6 км. разбитой дороги через села Новоселки и Бровари. От последнего села идет спуск к Язловецкой крепости, расположенной на территории бывшего санатория.

В древности эту местность из-за ее исключительного стратегического значения называли Ключом Подолья, а Язловецкий замок был одним из самых важных восточных форпостов Речи Посполитой. Фрагменты еще и сегодня толстых и высоких стен старого замка поднимаются вдоль дороги, его видно со всех сторон. И как на многих памятниках архитектуры старая охранная таблица с названием уже несуществующего государства. Сейчас вместо санатория, действует восстановленный монастырь, основанный в 1863 году.

Группа ознакомилась с остатками крепости, посетила казематы с каменными ямами, человеческими костями. Встретили приведения, а на снимках видны сущности параллельного мира.

В центре села, слева на холме видны руины древнего костела, а при выезде из села, справа, на крутом холме, раскинулось старинное католическое кладбище, с действующим небольшим костелом.

Невдалеке отсюда, под липой, мы сделали дневной перекус. Далее наш путь, длиною 15 км., лежал по разбитой дороге через небольшие села: Залищики, Рипивцы, Цвитова, до развилки на Бучач. Здесь раскинулось большое село Трибуховцы и начинается город Бучач. Спуск старый в город идет по бруковке (5 км). Пополнив в магазине запас продуктов, мы остановились на 4-м километре (от центра) на ночлег. Это в черте города. Здесь, у небольшого моста, есть родник и большая наклонная поляна среди сосен. Ночь была очень теплой.  

За день пройдено 44 км.

 

8 сентября.

 

От развилки до Чорткова 28 км. Шоссе с хорошим покрытием идет по слегка всхолмленной возвышенности. Через 45 мин. мы остановились у с. Джурин, где поменяли камеру заднего колеса у Александра. Еще час езды и мы уже в черте города Чортков. Здесь мы ознакомились с достопримечательностями этого старого города, доминиканским костелом 1619 г, с руинами старинного замка. Первый замок тут построили в XVI в. владельцы города Чортковские. Это было деревянное сооружение. В XVII в. на месте старого деревянного был построен каменный замок русским воеводой Гольским. Это величественное когда-то сооружение постепенно разрушилось. Остались только стены и две полуразрушенные башни. На внутренней территории крепости теперь находится газовое хозяйство.

Внезапно в городе нас застала сильная гроза. Переждали дождь на ж/д вокзале (37 км). Весь центр города мощен старой гладкой бруковкой. Пропетляв по крутым улицам пригорода Горишняя, Выгнанка, выезжаем на окружную дорогу к шоссе Е85 (6 км от вокзала). На развилке поворачиваем влево и продолжаем подъем (2 км) с небольшим спуском к ж/д мосту, и преодолев небольшой подъем, спускаемся в с. Оришковцы. На развилке поворачиваем влево. Дальнейший путь идет по разбитой дороге вдоль села (3 км) к небольшому селу Майдан, перед селом преодолеваем крутой подъем. Отсюда начинается спуск с. Федоровка. Нынешнее название села Тудорив (4 км). По плохой грейдерной дороге спускается в лесистую глубокую долину небольшого левого притока р. Серет, по правому борту которого раскинуто небольшое село Папирна, окруженное со всех сторон красивым лесом. Преодолеваем крутой лесистый подъем по плохой разбитой дороге поднимаемся на плато и через 4 км. начинаем спуск к с. Буданив, раскинувшееся в широкой долине р. Серет. На окраине села, на опушке леса, остановились на ночлег. Воду брали в последнем селе.

За день было пройдено 63 км.

 

9 сентября.

 

Выход в 8:30. Пасмурно. Погода начала меняться. Решили окончить поход в Тернополе по запасному варианту.

Траверсируя лесистый  левый борт долины, шоссе вскоре выводит нас к с. Долина, расположенное на крутой извилине реки. Переезжаем через 2 моста через р. Серет и через села Довче и Деренивка (12 км) выезжаем на трассу Е85, ведущую в Тернополь. Сворачиваем влево у ж/д станции, продолжая путь по хорошему шоссе к городку Тереболя (8 км).

Старинный подольский город Теребовль с 1097 г. был столицей удельного княжества. Каменный замок был построен около 1360 г. Казимиром Великим, превратив Теребовлю в приграничную крепость польских владений. В 1687 г. Теребовлю сожгли татары. После этого замок не восстанавливали, но его развалины и сегодня удивляют своими мощными стенами.

Далее наш путь лежит по правому борту долины р. Гнизка. За с. Кровинка идет крутой подъем к поселку Дружба. 9-ти километровый путь идет вдоль большого лесного массива. Отсюда до Микулинцев – 6 км. Этот небольшой поселок – один из самых старых на Тернопольщине. Первое упоминание о Микулинцах находится в «Поучении» князя Владимира Мономаха (1096 г.)

Микулинский замок середины XVI в., построенный на месте деревянной крепости, расположен на севере от городка, в изгибе речки. Сооружение возведено на плане, приближенного к квадрату. На его диагонали можно увидеть две мощные цилиндрические башни. Третья башня не сохранилась, в качестве четвертой была естественная скала. В конце XVIII ст. в замке обустроили суконную фабрику.

До с. Мишковици, и Вел. Лука дорога идет по правому берегу р. Серет. От моста через р. Сереет до клеверного моста окружной дороги г. Тернополя 12 км мы едем по отличной широкой трассе. Еще 4 км и мы у ж/д вокзала (18:30)

Пройдено 68 км.

Вечером, в 22 ч. 43 мин. на поезде Ив–Франковск – Одесса отправились домой. Прибытие в Одессу – 8 ч. 59 мин.

 

 

5. Итоги туристского спортивного похода, выводы и рекомендации.

 

5.1 Заявленная нитка похода и пройденный нами маршрут была составлена согласно «Методике категорирования спортивных велосипедных походов» от 26 февраля 2006 г.

Несмотря на некоторые изменения в нитке маршрута при прохождении, маршрут может быть оценен третьей категории сложности.

При прохождении маршрута оказалось, что многие дороги в плохом состоянии, и что многие села соединены между собой старой бруковкой и ездить по ним очень сложно и трудно. 80% всех шоссейных дорог проходящих в черте села (3-5 км), очень разбиты и их не ремонтируют.

 

5.2 Меню и запас продуктов, взятых на половину маршрута, себя оправдал. Дважды в день готовилась, (а то и трижды) горячая пища. На обеденный перекус всегда был горячий чай. Благодаря складному переносному очагу при малом количестве топлива, в течение 45 мин. готовился завтрак или ужин из двух блюд. Всегда была горячая вода для мытья посуды.

При необходимости группой докупались продукты в крупных селах и поселках. Необходимо отметить, что мясных консервов на всем протяжении маршрута купить не удалось. Тушенка была только в Каменец-Подольском.

 

5.3 Из поломок велосипедов необходимо отметить: 1 лопнувший тросик заднего тормоза и одна спица и 5 двойных проколов камер. (На ухабах и ямах камеры раздавливались об обод).

 

5.4 На маршрутах было несколько падений на малых скоростях на лесных дорогах с глубокими колеями. В одном из случаев была оказана мед. помощь (повреждена кожа на ноге).

 

5.5 Из специального снаряжения взятого на маршрут необходимо отметить комплект зарядного устройства электронных приборов, (фотоаппарата, видеокамеры и мобильных телефонов). Этот комплект состоял из генератора, вмонтированного в переднюю втулку колеса, цифрового вольтметра, двух аккумуляторов по 6V, адаптера с разъемами и карманного компьютера – записной книжки и 3-х карт памяти. Многие приборы были разработаны и изготовлены Александром Шевчуком. Безотказная работа аппаратуры позволили отснять свыше 1,5 тысячи фотоснимков и несколько видеороликов до Чорткова. Во время грозы и сильного дождя отказал в работе фотоаппарат.

 

5.6 Подводя итоги, необходимо отметить, что маршрут довольно сложен в техническом отношении и может быть рекомендован подготовленной в техническом, физическом и моральном отношении.

Маршрут спортивного похода очень интересен своим разнообразием, как в эстетическом, так и в познавательном значении.

Здесь можно увидеть глубокие ущелья и равнинные долины, леса и быстрые реки, отвесные скалы и пологие склоны, а также много исторических памятников и городов, замков XIV-XVIII в.в. и современную архитектуру церквей и католических костелов, берегинь-каплычек.

Участники похода приобрели опыт передвижения на велосипедах по горным дорогам с разбитым грейдерным покрытием и глубокими колеями, преодоления заболоченных участков местности с грузом и велосипедами, опыт ориентирования на местности, опыт ремонтных работ, повысили свое мастерство, уровень физической подготовки.

Все участники велопохода выдержали походные испытания, получили хороший опыт спортивного велопохода по сложным и тяжелым дорогам и могут быть допущены в дальнейшем к участию в походах четвертой и пятой категории сложности.

 

5.7. Рекомендации.

 

Используя опыт прохождения маршрута, сведения местного населения, картографический материал, а также погодно – климатические особенности района похода группам, использующим пройденный маршрут или его часть, следует учесть следующее:

 

5.7.1 Поход может проводиться в сроки половины со второй половины апреля по октябрь включительно. Наиболее благоприятное время прохождения – сентябрь, когда температура воздуха наиболее оптимальна, относительно сухо и имеется много фруктов и овощей.

 

5.7.2 Так как вода в реках малопригодна для использования в пищу, каждому участнику необходимо иметь по 2 полиэтиленовые емкости по 2л., для большей автономности группы.

 

5.7.3 Маршрут можно начать с любой ж/д станции веток Одесса – Винница или Одесса – Ковель.

 

5.7.4 Предлагаем включить в маршрут участок национального парка «Подольские Товтры» по р. Збруч. Здесь можно посетить ландшафтный памятник «Медоборы», ряд замков XVI-XVIII в. – Кудринцы, Чорнокозинцы, Высечка, Скала Подольская, Сидоров, Сатанов, Токи. На правобережье р. Стрипа можно ознакомиться с замками Золотой Поток, Бучач и Подзамочек. Только в Тернопольской области находятся и Подзамочек. Только в Тернопольской области находятся 22 замка, а в Хмельницкой – 8.

Предлагаем приобрести путеводитель «Замки Западной Украины», в котором описаны 69 исторических архитектурных сооружений 8 областей Украины, который облегчит составить маршрут по интересным местам.

 

5.7.5 Если продолжить данный маршрут от Ныркова до Черновцов, а далее – Берегомет – Селятин – Ниж. Яловец – Черемош – Косаков – Ив. Франковск, то можна совершить путешествие 4-й к. с. По двум разным районам Подолии и Буковицким Карпатам. 

 

5.7.6 Для разработки ниток маршрутов, а также для ориентирования на местности пригодны топографические карты различных областей масштаба 1:100000 и 1:200000, которые можно приобрести в книжных магазинах или на сайте http://maps.vlasenko.net/.

 

5.7.7 Пройденная нами нитка велосипедного маршрута может быть рекомендована для занесения в Единый перечень классифицированных эталонных маршрутов Украины, как эталонный маршрут третьей категории сложности.





----------Отчеты о других велопоходах----------

 



Hosted by uCoz