Волынь и Подолье
(Ровненская, Тернопольская, Хмельницкая, Винницкая области Украины)
велопоход второй категории сложности,
совершенный с 9 по 16 августа 2009 г.
Нитка маршрута:
Кривин – Острог – Новомалин – Буща – Куты – Стижок – Кременец – Почаев – Збараж – Скалат –
Сатанов – Каменец–Подольский – Великий Жванчик – Соколец – Новая Ушица –Надднестрянское –
Хоньковцы – Лядова – Могилёв-Подольский – Вапнярка
Общая
протяженность маршрута – 698 км
Участники
Александр Лепёхин (руководитель) | Дмитрий Лищинский | Григорий Пахомов |
График движения
День похода |
Дата |
Общая протяжен-ность, км |
Грунтовки, гравийки, брусчатки, км |
Ходовое время |
Набор высоты, м |
1 |
9.08 |
95.4 |
53 |
7:28 |
600 |
2 |
10.08 |
91 |
26 |
6:05 |
500 |
3 |
11.08 |
102 |
29 |
6:18 |
600 |
4 |
12.08 |
115 |
34 |
6:37 |
450 |
5 |
13.08 |
68.3 |
31,3 |
5:22 |
1400 |
6 |
14.08 |
78,7 |
29,4 |
5:45 |
1600 |
7 |
15.08 |
90.8 |
21,8 |
6:29 |
1500 |
8 |
16.08 |
57,4 |
0 |
3:03 |
450 |
Всего: |
698,6 |
224,5 |
47:03 |
7100 |
Описание прохождения маршрута.
Первый день, 9 августа.
Поездом Одесса – Ковель доехали до станции
Кривин.
Выгрузившись в 5.47 утра 09.08 2009г, собираем велосипеды, регулируем,
подкачиваем. Фотографируемся на фоне здания станции, разворачиваем карту и
выезжаем на трассу - вдоль железной дороги на СЗ, затем налево. Утренний туман
и прохлада довольно сильно бодрят, едем не торопясь, впереди целый первый день
похода, к тому же на скорости пока коченеют руки.
Свернув на трассе направо, проезжаем
поворот на Нетешин, едем по хорошему асфальту. Туман впереди и позади клубится,
сквозь него пробиваются первые лучи солнца. Проезжаем Вельбово (9.6), едем прямо на Острог. Перед Острогом (13.01) проезжаем мост через р.Вилия. По
дороге встречаем интересный знак – проезд транспорту свыше 20 тонн разрешен до
температуры воздуха 25 град. Представляем инспектора ГАИ с термометром вместо
жезла. J
Въезжаем в Острог (14.16), поворачиваем
налево по ул.им.Черновола, на одном из домов мемориальная доска в его честь,
справа - Луцкая башня, охранявшая вход в город (16век). Проехав к улице
Замковой, осматриваем, фотографируем из-за ограды старинный печатный станок на
постаменте, осматриваем парк и монументы, пока вход на территорию замка закрыт.
Жители торопятся на утреннюю службу, день очень погожий. Найдя слева от входа в
замок тропу, спускаемся вниз и попадаем на смотровую площадку, с которой
открывается красивый вид на холм и величественно стоящий на нем замок князя
Острожского. За замком в живописном парке расположен монастырь - комплекс из
нескольких храмовых сооружений, обрамленных крепостной стеной. Из монастырского
парка открывается красивый вид на окрестности.
Едем к окраине города в направлении
Межирича (19.43). Места очень живописные, небольшая плотина сдерживает красивый
пруд, по берегам которого склоняются деревья, настроение великолепное, вкупе с
осознанием того, что село – в прошлом славный город, выстроенный на месте
древнерусского городища с оборонительными валами, наделенный Магдебургским
правом (1605). В пик своего расцвета был ослаблен козацкими войнами. Чтобы
добраться до межиричского Свято-Троицкого монастыря, на выезде из Острога
сворачиваем налево, и проезжаем по чрезвычайно разбитой, но такой же старой
дороге к плотинке, за которой и располагается оборонный в прошлом монастырь,
состоящий из монастырских построек и церквей, башен, обнесённых высокими
крепостными стенами. Постройка 12го века. Одно время там была ставка Богдана
Хмельницкого, о чем свидетельствует мемориальная плита на одной из церквей.
Монастырь действующий, привлекает большое количество паломников – на воскресную
службу торопятся и прихожане на дорогих авто, и старушки из соседних селений. В
окрестностях находятся старинные Заславские ворота и высокая каменная печь на
четырех колоннах. Раздается колокольный звон, мы считаем это добрым знаком в
начале похода.
Возвращаемся к трассе (20.74), едем на
Лючин, знакомясь по пути с местной брусчаткой – малокомфортный способ
велопередвижения. (23.6) - въезжаем в Новомалин. На расстоянии 500м от окраины
(28.23) слева остатки красивого замка (XIV-XV) и части крепостной стены,
фотографируемся и пытаемся найти дорогу в направлении к селу Малая Буща.
Проезжаем к заброшенной МТС, вдоль старого забора по тропинке пробираемся до
грунтовки на СЗ. Слева остается водохранилище, охотничьи угодья, дорога
песчаная, по грунтовке вдоль леса доезжаем до развилки (32.9), далее едем прямо
через лес. По пути встречаем строения (35.5), далее (36.8) - село Малая Буща,
через
Приблизилось время обеда. Точно
сориентировавшись по карте, подъезжаем в примеченный ранее лесок, где
разворачивается настоящая битва, называемая обеденным отдыхом. Под мудрым и
расторопным руководством сурового начпрода Гриши быстро и толково собираем все
необходимое и начинаем привыкать к мысли, что в обед 3л вкуснейшей каши на
зажарке с почеревком, миска салата, 2л зеленого чая с разнообразными сладостями
– наша судьба. Все безобразие, вплоть до сворачивания всего и отдыха по ходу
этого дела, заняло немногим более часа.
Выдвигаемся. По плохой грунтовке
подъезжаем к селу Зеленый Дуб (53.5), затем на развилке сворачиваем на
с.Кутянка. (54.0) После нескольких подъёмов и спусков въезжаем в с. Куты.(59.5).
Полюбовавшись на купающихся гусей, одолеваем подъём в 2км до поворот направо
(64.0) на Литовищи (66.2). По дороге справа виден крест, подъезжаем к нему,
видим у его подножия памятник девяти расстрелянным односельчанам, воинам УПА,
принимавшим участие в битве с войсками Советской Армии. Фотографируем,
возвращаемся на дорогу и едем в направлении с. Малые Иловицы через Кременецкие горы. Справа и слева – живописные виды холмов, покрытых
зеленью. В конце Мал. Иловиц (72.5) - развилка (76.3). Отклонившись от
маршрута, едем на ЮЗ к с. Антоновцы в поисках штаба УПА, где он должен быть
расположен согласно указателю. Перед селом встречаем памятник в виде камня,
стоящего на месте уничтоженной деревни. На камне высечено, что до 1953г здесь
было село..
В селе Антоновцы спросили у местного
жителя местонахождение штаба УПА, он указал дорогу «дальше». После шутки
местного жителя проехали после Антоновцев 12км по плохому асфальту, посыпанному
гравием, наслаждаясь справа и слева видом соснового леса, подсвеченного
заходящим солнцем, но штаба УПА не обнаружили…(80.0 ССВ). Зато отлично подышали
целебным воздухом соснового леса!
Не найдя штаба, сворачиваем влево на
песчаную дорогу, помеченную красными лоскутами (84.6), решив, что, вероятно,
это разметка дороги к штабу. Однако, как оказалось позже, разметка была для
проведения соревнований. Проехав несколько сетен метров и солидно проволочив по
рыхлому песку с глубокими колеями велосипеды, по ней на ЮЗ пересекаем узкоколейку (86.5). Здесь
призадумываемся над фактом узкоколейки (связали ее с тем, что в окрестностях
должен быть торфобрикетный завод) и пытаемся сориентироваться. С учетом того,
что дело к вечеру, а забрались мы на север уже в Ровненскую область, просто
ищем повороты налево, чтобы как-то вырезать к ближайшей трассе на юг (нужное
нам направление), попадаем на тропу-дорогу с две колеи, пересекающую болото.
Солнце садится, заболоченное озеро всё шире,
песок – мягче, настроение – портится, ведь и штаб не нашли, и сильно отклонились.
Но не унываем – немного воды и еда все же есть, а где-то слева за болотом
находится во всех отношениях железный ориентир – узкоколейка, ведущая в нужную
нам сторону трассы. Заезжаем окончательно в глушь и после поворота дороги
неожиданно попадаем на полянку, где стоит Мерседес-«Спринтер». Нас окружает
подгулявшая компания доброжелательных людей. Узнав, что мы «не пьём», нам дарят
хлеб и сало, о которых мы мечтали километров 25, снабжают водой и показывают
дорогу, по которой после последнего рывка с продолжительными петляниями по плохой
песчаной дороге мы выезжаем из леса рядом с той самой узкоколейкой на с. Бущу
(интересно, сколько на Украине Бущ, Великих Бущ, Малих Бущ и т.п.). За селом
становимся поглубже в очередном сосновом лесу, разделяемся, запасаемся в селе
водой и становимся на ночлег. Вечером нам достается вкуснейший суп и неизменные
2л зеленого чая. Руководитель переживает отклонение от моршрута, хотя с чего бы
– больше ведь намотали, и из графика как раз не выбились.
Пройдено 95.4км. Ходовое время 7ч28мин. Ср.ск.13км/ч. Грунт 53км, шоссе. 42,4км
Набор высоты 600м
Второй день, 10 августа.
Выезжаем в 9.00 по чудовищно плохому
асфальту на Смыгу, за которой нужная нам трасса на Кременец. Проехав около 3х
км. на перекрёстке поворачиваем на юг,
проезжаем переезд, за которым начинается село Смыга (4.45), проехав которое, выезжаем на трассу в
сторону Кременца, на ЮЗ (трасса Е-85;М-19). Повинуясь ПДД, едем справа от
трассы по велодорожке (по ширине - для велосипеда, по качеству - для танка в самый
раз, учитывая ужасное состояние, а местами и отсутствие покрытия).
5.56 –с. Николаевка . За селом - спуск (с
8.37 до 11.7).
Проезжаем Билокрыныцю (16.2), возле церкви
поворачиваем на к замку графа Александра Воронина, который виден еще при
подъезде к селу. Подъехав к изящным воротам – ошалели: на красивой, ухоженной
территории замка расположен.. Лесотехнический техникум. Оформление территории и
постройки замка напоминают Ливадийский дворец в Крыму, на территории высажены
представители редкостной флоры, сопровожденные соответствующими табличками.
Осматриваем парк, здания, памятник графу и, вернувшись на трассу, спускаемся к
Кременцу.
19.67 - въезжаем в город, поворачиваем
налево, осматриваем монастырь и собор со звонницей Иоанна Почаевского (10век),
Иезуитский колледж (1731-1753г), Лютеранскую церковь, Польский костёл,
Николаевский собор, собор преображения господнего (Киевский патриархат).
Открывается впечатляющий вид Замковой горы, куда, кажется, полдня можно
подниматься. На противоположных склонах видны многоконфессиональные захоронения
разных эпох, среди которых угадываются козацкие кресты. Для осмотра главной
достопримечательности города – остатков крепости - поднимаемся на Замковую гору
по серпантину с отвратительнейшей брусчаткой. Остатки замка крайне скудны,
однако с высоты около 150м открывается восхитительная панорама города Кременца.
Вдали на расстоянии около 15км. видны золотые купола Почаева.
(20.71) Полюбовавшись на развалины
крепости и великолепный вид на город и окрестности, спускаемся через весь
город, минуя ДТП на въезде в город (громадный современный комбайн стоял с
вырванной осью), поворачиваем налево по трассе к Почаеву (33.96), едем по
хорошему асфальту.
35.89 -
перекрёсток. Налево – Почаев, прямо - источник Святой Анны, 10км. До
Почаева еще 17км. Принимаем решение не терять время на незапланированный
Источник, но успеть при хорошем свете дня осмотреть святой город.
36.5 – проезжаем с. Бережцы, справа видна Божья гора (41.09) с отпечатком
стопы Божьей матери.
45.0 - с.Куликов.
45.66 -
перекрёсток, поворачиваем влево на Тернополь, проезжаем мимо озера через
мост в с.Савчинцы, Экогородок, справа – Затишье. Отобедав в монастырском саду,
въезжаем в Почаев (52.33). Открывается впечатляющий вид на Лавру – комплекс
церквей, расположенных на высоком холме - место паломничества православных
христиан. Поднимаемся к Лавре, оставляем велосипеды рядом с охранником,
надеваем более-менее приличные штаны, кто был в шортах, осматриваем Храм Иова
Почаевского (святого целителя) 1774г, Троицкий собор 1902г, Успенский,
звонницу, Открытую церковь. Все здания и сооружения храмового комплекса
отреставрированы либо в процессе завершения работ, и поражают воображение
своими размерами, красотой и богатством убранства, не уступая Киевской Лавре. С
высоты холма открывается красивый вид на г.Почаев и прилегающие окресности,
хозяйственные постройки, где работают священники и послушники.
С неохотой спускаясь из Лавры, выезжаем на
Тернопольскую трассу, поворачиваем налево (59.3), и едем на Старый Тараж по хорошему асфальту. В Ст. Тараже
(67.7) система озёр – рыборазвод. Слева от дороги расположено красивое,
живописнейшее озеро, обрамленное хвойным сосновым лесом на высоком крутом
холме, напоминает виды Швейцарии.
По практически неузнаваемому, выбитому
асфальту едем в направлении с.Вышневец, где располагается родовой замок князей
Вишневецких.(69.42) Проезжаем с. Радомиль (71.27). На развилке у памятника
погибшим в ВОВ - поворот налево на юг. На следующем перекрёстке – снова на юг,
возле конечной автобусов свернули направо
по грунтовке на с.Дзвиняче. Мимо креста проехали на ориентир - ЛЭП ( 73.7).
74.75 – справа виден карьер, на развилке
поворачиваем направо (75.26) к
перекрёстку, на котором стоит крест. Нам прямо на ЮВ по грунтовке, которая выходит на трассу
у с.Дзвинячего. Поворачиваем по трассе на юг ( 76.73) и въезжаем в старинное с.Вышневец (84.10)
Осматриваем хорошо отреставрированный
дворец князей Вышневецких и хорошо сохранившийся старинный парк с реликтовыми
каштанами. С валов открывается красивый предзакатный вид на водоем и церкви.
Выехав на трассу, поворачиваем на юг,
пересекаем реку, сворачиваем в село, в поисках более или менее нелюдимого
ночлега едем вдоль берега пару км, в сильных сумерках находим прогалину между
огородами и останавливаемся. Рядом протекает речка в узком канале, где решили
искупаться. Речка была узенькой, но страшноватой – темная, стремительная вода..
На деле глубина оказалась едва лишь по пояс.
Пройдено 91км. Средняя скорость 14.9км/ч Ходовое время 6ч05мин. Грунт 26км,
шоссе
Третий день, 11 августа.
Выехали в 8.30, решили выбираться другим
путем , ехали по селу до перекрёстка (0.35), возле креста повернули налево на
трассу, где нас заставил попотеть и раздеться подъём по тропам с набором не
менее
36.61 – с.Стрыивка, проезжаем дальше по
грунтовке пересекаем железную дорогу через узкий автомобильный тоннель, залитый
водой.
40.87 - грунтовка (43.0) На перекрёстке
поворачиваем налево (ЮВ) в с. Романове
Село. Справа находится водоём, через 300м трасса, возле остановки -
направо на Галушинцы (грунтовка).
49.63- с. Панасивка, на перекрёстке (58.3) возле костёла - поворот на
ЮВ налево по трассе (60.3) – с.Колодиевка, слева - водоем, едем по асфальту.
65.86
- в с.Скалат осматриваем крепость, охраняющую дорогу и состоящую из 4х
крепких башен, соединенных крепостными стенами. За крепостью находится костёл,
осматриваем его и едем по трассе к с.
Зарубинцы. Проезжаем с.Гримайлов (75),
возле креста поворачиваем налево
к с. Викно (83.0), на перекрёстке
поворачиваем налево и затяжным серпантином поднимаемся к заповеднику
Медоборы – небольшой горный массив, покрытый лесом. Очень ходко едем сквозь лес
по хорошему асфальту, с ветерком спускаемся, через 3км село Красное (91.0),
отворачиваем влево на Козино (95.0), грунтовка, слева - озеро, село Ставки
(97.7). Здесь мы к ужину набрали воды из раритетной колонки. Следует отметить,
что вода на протяжении всего маршрута была просто прекрасной.
98.68 - на перекрёстке, с дороги в Козино
поворачиваем к турбазе, расположенной у плотины, направо и по ухабистой тропе
едем вдоль Збруча, на берегу которого расположена стоянка для туристских
трейлеров. Останавливаемся на ночевку в лесу, где Гриша и презентовал торт из
кукурузных палочек с шоколадной сгущенкой, слегка расстроившись по поводу
бойкотирования супа вследствие общей откормленности. Впрочем, суп великолепно
ушел с утра..
Пройдено 102км. Средняя скорость 16,5км/ч,
Ходовое время 6ч18мин. Грунт 29км, шоссе 73км. Набор высоты 600м.
Четвертый день, 12 августа.
Выезжаем в 8.20 вдоль Збруча на юг мимо
трейлеров турбазы, пробираемся налево через плотину, едем какими-то полевыми
дорогами вдоль столбов.
2.86 - развилка направо (грунт), на
следующей развилке - направо на Сатанов, гравий (слева ЛЭП)
4.37- гравий заканчивается на перекрёстке,
выезжаем на трассу (асфальт), слева - остановка Мартынкивцы ( 6.6 ). Рельеф
становится куда сложнее и круче, проезжаем Сатанивку (7.9), Юринцы (8.94),
въезжаем в Сатанив (10.14).
На треугольном перекрёстке поворачиваем
направо в направлении курорта Сатанив (10.64), на спуске справа на территории сахарного
завода находятся развалины старинной башни (фото) круглой формы, неплохо
сохранившейся, особенно учитывая тот факт, что башня – одна из первых памяток
древнерусской архитектуры, а завод уже сейчас выглядит ничуть не лучше.. С
башни открывается вид на замок. Погода все портится и портится, нет даже толком
прохожих, чтобы отыскать, к примеру, старинную синагогу и восстановленный
костел. 11.0 - поворачиваем налево на Товтры, проезжаем храм Воскресения, еще
через 300м видим развалины крепостной Брамы (Сооружение, охраняющее крепостные
ворота) – башня квадратной формы.
12.08 – на перекрёстке выезжаем на трассу
(асфальт). 13.92 - поворот налево на
трассу на Чемеривцы (асфальт)
19.89 – с. Вився , 25.4 - на перекрёстке
поворачиваем налево, 29.69 - переезд –
ж/д станция Закупянское, есть возможность посадки на поезд. Проезжаем Чемеровцы
(39.84) На одной из площадей города на пьедестале установлен уникальный танк
КВ, знаменитый тем, что он является прототипом боевых машин последующих
поколений. Все чаще встречаются монументы, свидетельствующие об ожесточенных
боевых действиях в ВОВ, памятники конкретным защитникам высот и поселков.
Проезжаем с.Почапинцы (52.38), с.Заречаны
(55.67). На перекрёстке – если ехать направо – попадем в г.Скала Подольская, но
мы поворачиваем налево на мост через р.Жванчик и на развилке выбираем левую дорогу на с.Смотрич. Далее, следуем
направо по трассе Р-48, через с.Жердя (65.0). У одного из участников похода уже
наверху в селе на небольшой скорости лопнуло переднее штатное стальное
крепление багажника. При этом багажник на стойках провернулся назад до упора в
колесо и наглухо заблокировал его. Хорошо, что скорость была не 50, а 20 кмч.
Воспользовавшись всем, чем только можно из прихваченного и проявив смекалку,
минут за сорок крепим багажник. Проехав очень длинное поселение с.Должок
(80.4), попадаем на перекресток.
84.02 -
направо - Черновцы, налево -
спуск в город Каменец-Подольский. За поворотом открывается впечатляющий
вид на крепость и панораму старого города. Довольно долго осматриваем крепость,
словно сошедшую со страниц романов о рыцарях, устрашающее и величественное,
могучее фортификационное сооружение в сердце целого защитного комплекса,
взятого неприятелем за всю историю всего два раза – в первый по предательству,
приведшему неприятеля в город, во второй – по причине многократного численного
превосходства перед гарнизоном. Переезжаем через загадочный и красивейший мост
(есть основания думать, что строили его до появления здесь римлян) и попадаем в
старый город, в котором на небольшой площади сосредоточено множество памятников
старины – самая старая на территории Украины ратуша, бывшая турецкая мечеть с
весьма трагической и витиеватой историей, костел. Проехав через красивейший
каньон по мосту высотой около 60ти метров, обедаем в кафе и, решив сделать еще
один небольшой крюк, выезжаем в сторону Хотина по трассе на Черновцы - поворот
на юг.
93.0 – продолжение все того же чрезвычайно
протяженного г.Должок, с.Колибаевка (95.26),
развилка, с.Гавридовцы. Здесь случается второй прокол колеса, виновна
сломанная спица. После скорого ремонта и попутного общения с местной семейной
четой едем налево на мост, пересекаем р. Днестр. За мостом - подъём, село Атаки
(на Юг). Название села не связано с какой-либо атакой, несмотря на очень значительные
геополитические военные события в прошлом – оно произошло от валашского слова
«отаки», т.е. рыбачьи домики.
110.8 - круговая развязка: прямо – на
г.Хотин, через 200м - поворот налево к крепости, через 300м справа – хорошо
оборудованный родник с целебной водой, поворачиваем налево, после нескольких
диалогов с местными охранниками и жителями тихонько спускаемся огородами круто
вниз, ночуем рядом с крепостью в еще не настигнутом реставрацией глубоком
крепостном рву (115).
Пройдено 115км. Средняя скорость 17.3км/ч.
Ходовое время 6ч37мин. Грунт 34км, шоссе 81км. Набор 470м.
Пятый день, 13 августа.
Выехали в 8.40.
Поднялись к центральному входу в крепость, она впечатляет чем-то больше
Каменец-Подольской, высота стен угловой башни - 60м. Оказывается, уже в 10 веке
умели строить небоскрёбы. Комплекс стремительно развивается, идут
реставрационные работы, многие производились с соблюдением аутентичных
технологий (к примеру, строительство крыш и замысловатых деревянных
перекрытий). Достраивается храм внутри замка, обещающий стать очень богатым
приходом. Крепость расположена на берегу Днестра, поражает своей мощью и
высотой стен. Внутри самой крепости боевых действий не велось – она была
центром, вокруг которого разворачивалась битва, устрашением неприятелю. Сейчас
протока обмелела, а берега Днестра очень замусоренные и топкие, без какой-либо
существенной живности. Осмотрев крепость, едем обратно в Каменец-Подольский
(28.29). По дороге слева встречаем памятник экипажу бомбардировщика, повторившему
подвиг Гастелло, представляющему собой стилизованное крыло самолета с фотографиями экипажа.
Проезжаем с.Кульчиевцы, (слева- кафе). Нам
- налево на с.Калиня. Проезжаем с.Абрикосовка, переезжаем Ж/Д переезд (на ЮВ),
попадаем в с. Жовтневое.
31.09 – все тот же оборудованный родник с
целебной водой, 31.39 - справа –с.Слободка Кульчиевская, с.Кульчиевцы (36.2) по
хорошей грунтовке направо, 40.33 – на
перекрёстке налево (на В).43.4 – с. Княжполь. Мы поворачиваем налево и
выезжаем на трассу направо на с.Супрунковцы (49.78).
53.15 – с.Супрунковцы, на перекрёстке,
налево (на В ), 53.7 - крутой спуск
(гравий), слева - родник. начался
сильный дождь, на развилке едем направо по грунтовке (55.28). Сначала повернули
направо в сторону леса, проплутали по бездорожью 4км и вернулись (дорога через
лес выродилась в едва видную тропу, стала очень крутой и закончилась
живописнейшим темным лесоскальным обрывом к реке, по красоте напоминая Крым или
гранитное Побужье).
60.7 – вернувшись на развилку и хорошенько
сориентировавшись, насколько было возможно, повернули на той же развилке налево
и выехали к с.Тернавка (61.5). Слева дорога (61.6), на перекрёстке грунтовка
переходит в жерству, едем вдоль столбов ЛЭП.
62.0 – на развилке едем налево вдоль леса.
Неожиданно открылся проход направо в темный лес, по камням начался опасный
спуск, по которому надо было, особенно с учетом непогоды, спускаться пешком
метров по вертикали 100 вниз, мы этого не знали и спустились преимущественно на
велосипедах. Виды были сказочные, перед нами стояли стены леса, будто в Крыму,
поднимался клубами густой туман (мы поняли, почему село неподалеку назвали
Млаки). Внизу нас ждало ещё одно удовольствие – бурная холодная река шириной
метров десять. Когда мы её собрались перейти вброд, набить имеющуюся веревку и
переправить по ней велосипеды, на лай собак вышел местный житель из
единственного дома и сказал, что реку можно перейти по бревну левее по тропинке
(64.2), что мы и сделали, держа в левой руке по велосипеду с рюкзаком, а правой
хватаясь за единственный хлипкий поручень. Смерклось. В спустившейся холодной
темноте в свете фонарей преодолеваем крутой подъём и, ориентируясь по оврагу
слева и, что важнее, коровьим лепешкам, выходим к хутору. Грозный и истеричный
лай собак – и ни одного вышедшего из дома.. Имея очень скудный запас воды, мы
было призадумались, однако по какому-то счастливому стечению обстоятельств в
этот глухой хуторок в такой поздний час подъехала женщина на подводе, привезя
из Ксаверовки воду сестре. Мы не наглели, но пару бутылочек драгоценной воды
нам перепало, а также описание маршрута к Ксаверовке, что было очень кстати в
этой темени после тяжкого, мокрого, грязного вечера. В свете мощного фонарика
едем последние 4км по дороге налево в с.Ксаверовку, по улице в центр, затем
направо по хорошей грунтовке, мимо конуры, являющейся остановкой - прямо, вдоль
посадок (на восток). Ночуем в поле во второй посадке, слегка обессилено
переодевшись в сухое и попрятав велосипеды от вновь пустившегося дождя, а также
разыскав продукты и сготовив необходимый горячий ужин.
Пройдено 68.3км. Средняя скорость
12.7км/ч. Ходовое время 5ч22мин. Грунт 31.3км, шоссе 37км. Набор высот 1400м.
Шестой день, 14 августа.
Выезжаем в 9.00 из посадки на «Т»-
образный перекрёсток, едем по жерстве, поворачиваем направо, проезжаем вдоль
поля с саженцами и со столбиками, поворачиваем направо и едем прямо на восток,
любуясь скатывающимися к притокам Днестра лесами. 2.2 — подъехали к развилке,
сориентировались и спустились вниз к речке. Проехав Яцковцы и повернув на мосту
через приток налево, через 200м обнаружили церковь церковь, возле которой
повернули направо (3.53). За селом выехали на живописный, но достаточно
утомительный подъём, заботливо и совсей славянской старательностью (т. е.
как-нибудь) выложенный с незапамятных времен камнями и усеянный острыми
кремниевыми сколами. Минуя сосновый лес, остановились на короткий привал, чтобы
поправить рюкзаки. У дороги обнаружился муравейник, на жителях которого Гриша
проверил свое давнишнее наблюдение, что муравьи любят растаскивать соль.
Местные муравьи не поддались, предпочтя более калорийные крошки. После подъёма
двинулись по подсыхающей грунтовке на восток вдоль ЛЭП, по правой стороне
оставив довольно живописное озеро среди полей. 7.61 – Добрались, наконец, до с.Великий
Жванчик, от него отыскали довольно ужасную дорогу к с.Соколец (брусчатка). У
церкви повернули направо (на ЮВ), на перекрёстке прямо (на ЮВ), 10.53 – на
развилке едем прямо на восток по брусчатке, слева остается ЛЭП. (13.7) Проехав
по дороге сквозь лес, двинулись на с.Соколец по трассе, разведав путь, на
перекрёстке поехали прямо, по дороге спускаемся к реке, постепенно двигаясь
больше по направлениям. На развилке едем направо вниз к притоку по крутой
щебёнке. 18.6 – деревянный мост, 18.77 - поворот
налево на с.Нагоряны .20.84 - тройная развилка. Сориентировавшись, едем налево,
попадая на очередной «толкательный» подъём. Справа вездесущий Гриша
обнаруживает полуразрушенные стену и парадный когда-то вход древнего кладбища.
Вход поражает изяществом архитектуры,
особенно на этом заросшем диком лесном склоне. Пробравшись через пролом в
стене, обнаруживаем несколько полуразрушенных, скорее разграбленных, склепов
порядка 200-летней давности, местами с останками. Судя по надписям — кладбище
было преимущественно польским, по изысканности форм плит, крестов, тумб,
размаху сооружений — кладбище было предназначено для местной знати. Продолжаем подъем по грунтовке до конца
с.Нагорян , через 500м въезжаем в с. Бучая (справа ЛЭП). 22.19 - Бучая, на
перекрёстке едем прямо на север, на «Т»- образном перекрёстке- церковь, едем
направо. 26.0 -
выезжаем на трассу. 27.53 – по асфальту с рельефом морской волны
подъезжаем к г.Песец (30.91, ), продолжаем движение на с.Новая Ушица (37.3), на
развилке поворачиваем налево (39.04), возле бензоколонки - поворот направо (на
юг). 44.34 – с.Каскада, проезжаем мост через р.
Калюс в с. Струга (50.0), далее по трассе налево. 59.31 - Винницкая область,
через 300м развилка, налево – с.Мурованные Куриловцы, проезжаем с.Вербовец
(62.0), крутой спуск 69.0 – После затяжного серпантина попадаем
в с.Мурованные Куриловцы, справляемся у местного населения, что на интересующую
нам точку никак, кроме солиднейшего объезда, не проехать. Но опыт безошибочно
подсказал что проедем, и вот уже в
сумерках катим по трассе на ЮЗ на с.Галайковцы, через 5км сворачиваем направо
на развилке на с. Галайковцы (75.0). К удивлению, попадаем на пусть и
неудобную, но поразительно широкую, прямую, ровную и качественную для этой
пустоши мощёную дорогу, останавливаемся на ночлег в посадке. Пройдено 78.74км. Средняя
скорость 13.7км/ч. Ходовое время 5ч45мин. Грунт 29.4км, шоссе 49км. Набор высот 1600м.
Седьмой день, 15 августа.
Выезжаем в 9.00 на с. Жван по брусчатке,
затем страшно разбитая дорога, местами остатки гравия. Через 7км проехали село
вниз по брусчатке. Прямо, вдалеке уже виден город на той стороне Днестра,
высотные дома и телевизионная вышка. Но нам нужно преодолеть еще один приток, и
мы сныриваем на развилке на ЮВ, через хороший мост (асфальт) подъезжаем к
началу подъёма (9.3). По бетонке 11.15 - выезд на трассу, по асфальту двинулись
налево к ГЭС. Уже отлично виден город, Спускаемся к плотине Днестровской ГЭС-1,
заезжаем на плотину, осматриваем, возвращаемся назад к перекрестку. Дорог по
карте нет, но полагаемся на удачу и поворачиваем на перекрёстке налево (на ЮВ). 18.91 – с.Барнашевка - по хорошей новой
бетонке едем вдоль Днестра. Налево -с.
Хоньковцы, мы едем прямо на с.Липчаны, возле мостика – направо по грунтовке. 19.95 — Попадаем к внушительному
препятствию. Слева лес, справа — Днестр с заваленным крупными камнями берегом,
прямо — каменный завал. Перебравшись через завал, волочим велосипеды около
километра по очень грузной, рыхлой массе — песку вперемешку с камнями, это
готовится подушка под плиты. 24.77 -
рукотворный водосброс, движемся по отличной бетонке. 28.84 — грунт,
гравий. 29.27 -
переезжаем речку по мостику, на перекрёстке выезжаем направо по бетонке
на юг. Справа- Днестр, слева- небольшая речка. 30.52 –с. Козлов (бетонка) 33.49 – дорожный знак «запретная зона 1
км», (граница), на перекрёстке поворачиваем налево и через 38.07- по крутому подъему набираем вверх около 100м, попадаем в
с.Нагоряны (38.62). Здесь нас, усталых и недовольных встречает местный житель и
недоумённо спрашивает: «А зачем вы пёрлись в гору? В скальный монастырь можно
проехать мимо ГЭС по нижней дороге, там пропускают…» Через минуту молчания мы
его благодарим за ценную информацию и едем дальше по брусчатке, Видны магазин,
клуб, кладбище. На высоком склоне крутой извилины Днестра располагаемся на
обед, любуясь живописнейшим просторным видом. 41.35- справа на скалистом берегу виден
монастырь. В с.Лядово - развилка (42.67)- поворачиваем налево. 44.52 – Выбрались к монастырю вверх по
крутой тропе. Местами бетонированы ступеньки без кусочка места для велосипеда —
приходится волочить по ступеням. Не очень-то просто забраться верующим в
инвалидных колясках.. Монастырь — очень интересное место, открывается красивый
вид на р.Днестр и Днестровскую ГЭС2. Проходим территорию Монастыря, минуя
древние кельи и храм, помещения, вырубленные в скале. Чувствуется, что это
место для постройки монастыря выбрано не случайно. Находясь здесь, взирая с
высоты на открывающуюся спокойную ширь, погружаешься в состояние душевного
равновесия. С улыбками на лицах весело перепрыгиваем 332 ступеньки с
велосипедами в руках (44.6) и выходим к перекрёстку на трассу 46.11 - поворот направо по трассе. 51.0,
54.01 – в с. Серебрия на треугольном перекрёстке поворачиваем направо в сторону
Могилёв-Подольского. Прямо в центре города на втором круге поворачиваем налево
вверх на с.Гонтовку (63.75). Хороший асфальт, дорога изобилует крутыми и
затяжными подъёмами и спусками, едем прямо по трассе. 83.64 – с.Гонтовка, ищем место для ночёвки,
останавливаемся в посадке возле перекрёстка на с. Черновцы. Последняя ночевка
ознаменовалась приготовлением вкуснейших блинов на сковородке на углях,
благодаря поварскому таланту Гриши и заблаговременно купленным в селе
ингридиентам. Пройдено 90.79км. Средняя
скорость 13.9км/ч. Ходовое время 6ч29мин. Грунт 21.79км, шоссе 69км.
Набор высот 1500м.
Восьмой день, 16 августа.
Выехали в 9.30. Повернули на с.Черновцы
(5.66) 9.03 -
развилка, едем по трассе прямо на Боровку. 18.0 — Антоновка 30.55 - спуск к г.Томашполь, на въезде в
город - 300м кошмарной брусчатки неожиданно возникают после отличного асфальта
на крутом спуске (38.55). На развилке – г. Комаргород - слева, мы поворачиваем
направо. 44,8 и 55.45 – Вапнярка. Перед ней -
указатель и треугольный перекрёсток на Ямполь и Тульчин. Нам - направо, а
вокзал – налево. Подъехав к вокзалу, расслабились, перекусили, покатались по
городку. 57.43 - сели в электричку, время 16:00. По
пути было легкое переругивание с контроллером, закончившееся упаковкой отдого
из велосипедов в велочехол, дабы из принципа провезти его бесплатно в качестве
допустимого багажа. Пройдено 57.43км. Средняя
скорость 18.7км/ч. Ходовое время 3ч03мин. Грунт 0км, шоссе 57.43км. Набор высот 450м. Заключение и выводы Всего пройдено Первая часть маршрута (приблизительно 4
дня) была с довольно пологими подъемами и спусками, но очень насыщена
историческими и архитектурными памятниками. Впечатлили замки, крепости,
оборонительные валы и стены. Далее рельеф становился все сложнее. Выехав во
второй половине похода из полосы замков и памятников, мы получили возможность
наслаждаться крутым рельефом и дикими видами притоков Днестра, здесь уже
пригодились навыки ориентирования. Окончание маршрута прошло в затяжных, но
несложных спусках и подъемах, преимущественно по трассе, без особых видов и
достопримечательностей, за исключением памятников воинам-защитникам, зачастую
односельчанам, порой всего одним неполным орудийным расчетом оборонявшим
подступы к родной земле. В лесах так и не удалось повстречать
никакой интересной живности — видели только зайцев. Впрочем, отсутствию
знакомства с кабанами можно только порадоваться. Маршрут в целом имел направление с севера
на юг, и было интересно наблюдать, как с каждой ночью становилось значительно
теплее ночевать, а конденсата в палатке наутро становилось все меньше. Поломок было пять — две сломанных спицы,
два раза пробитое колесо у одного из участников, и поломка крепления багажника
у другого. Если не считать барахлившей под конец похода трансмиссии. Порадовала бытовая и походная экономия
времени: слаженный и дружный коллектив шустро и без особых указаний разбирался
с продуктами и лагерем. Вода, как правило, набиралась заблаговременно до
поисков ночлега, благодаря чему не привязывались к источникам. Приготовление
пищи на мощной многотопливной горелке занимало мало времени, как и
развертывание горелки. Движение происходило по подготовленной легенде, а
отсутствие карты в более-менее диких местах компенсировалось навыки
ориентирования. Также хочется отметить, что к третьему дню питание уже не
казалось избыточным, а супы на ужин быстро усваивались. Поход прошел без травм, фотоотчет велся на
всех указателях и интересных объектах. ----------Отчеты о других велопоходах----------