К перечню велопоходов

Велопоход по Украинскому Полесью

16 - 20 октября 2009 г.

Запланированный маршрут:
Малин – Термаховка – Ст. Соколы – Чернобыль – Припять – Полесское – Овруч – Кованка – Перга – Хочино – Журжевичи – Каменное – Глинное – Старое Село – Переброды – Дубровица Заречное – Любешов – Камень Каширский – Ковель

Пройденный маршрут:
Малин - Термаховка - Старые Соколы - Дитятки - Старые Соколы - Максимовичи - Полесское - Овруч - Словечно - Кованка - Юрово - Журжевичи – Каменное - Рокитное

Схема пройденного маршрута:
Click here

Общая протяженность пройденного маршрута – 387 км

Участники
Click here
Василий Буз
Click here
Лев Феколин
Click here
Денис Проценко

Идея похода
Посетить чернобыльскую зону на велосипедах мы собираемся давно, лет пять. Дело в том, что двое из нас в 1986 году принимали участие в известных событиях, поэтому туда нас тянет не просто любопытство. Сначала по своей наивности я обратился в ближайшую организацию «Союз-Чернобыль», полагая, что там с радостью воспримут подобную инициативу. Собственно, нам нужна была поддержка только в некоторых формальных вещах, придающих легальный статус нашему мероприятию – оформление пропусков в зону и т.п. Ответ председетеля организации меня несколько обескуражил: «Понимаешь, мы сегодня заняты тем, что постоянно просим денег у правительства на помощь чернобыльцам. Дескать, здоровье у них в таком критическом состоянии, что если сегодня этих денег на лечение не дадут, то завтра они все перемрут. А если вы завтра сделаете велопробег, который не по силам обычному нормальному человеку, то кто же нам денег потом даст?» Спасибо этому мужику за прямоту. Ведь мог бы этого не говорить, а просто послать по инстанциям с какими-нибудь бумагами.

Потом было обращение в минЧернобыль. Там ребята были не столь прямолинейны, и отправили в администрацию Чернобыльской АЭС. Оттуда пришел ответ, что подобных вопросов они не решают, этим занимается организация Чернобыльинформ. В Чернобыльинформе сказали, что они организовывают только платные экскурсии в зону и мне помочь ничем не могут. Посоветовали обращаться в министерство, т.е. круг замкнулся.

Но на некоторых форумах появилась информация, что, якобы, кто-то туда ездил на автомобиле и без труда оформил пропуск прямо на въезде в зону.

Наш осенний поход в Армению сорвался, поэтому едем в Чернобыль! По правилам, вроде бы, для оформления пропуска на въезде нужно предъявить командировочное удостоверение или другие документы, подтверждающие необходимость посещения зоны. Мы оформили маршрутную книжку спортивного туристского похода, взяли с собой просительные письма от федерации и турклуба, полагая, что это может сойти вместо командировочного удостоверения. На маршруте ожидались неоднократные встречи с представителями власти, поэтому оформление маршрутных документов было более актуальным, чем обычно. Заявили мы поход второй категорией сложности. Просто первой заявлять не солидно, поскольку, если повезет, мы рассчитывали на велосипедное первопрохождение Чернобыльской зоны.

В рамках этого же похода мы хотели посетить и открытую часть вокруг Чернобыльской зоны, проехав вдоль границы с Беларусью.

Чтобы не задерживаться в зоне и посетить основные интересующие нас места, в течение дня нужно было проехать чуть более 150 км (включая подъезд). Поэтому вопрос о приглашении в группу всех желающих чернобыльцев отпал. Брать молодых ребят тоже не хотелось – у нас народ мнительный и любые неполадки в здоровье неизбежно будет связывать с посещением зоны отчуждения. Но один особенно настырный все же уговорил нас взять его с собой. Едем втроем.

Первый день
Сборы в поход сопровождались поглядыванием в прогноз погоды. По этому прогнозу синоптики обещали нам максимум экстрима. Но походный механизм уже запущен, едем! Из Одессы выехали Питерским поездом 15 октября в 18:32. Выгрузились в Коростене в 6:10. Велосипеды не собираем, поскольку через 20 минут отправляется нужная нам электричка в сторону Киева.

Пассажиров в электричке было не много. В нашем вагоне в основном ехали женщины, каждая из которых везла с собой корзину яблок, видимо, на продажу в Киев. Вдоль вагона периодически ходили частные предприниматели, бойко предлагающие разнообразный мелкий товар. Появилась полная пожилая дама, несущая охапку носков, и убедительно рассказывающая о их высоком качестве и цене прошлого сезона. Сидящая неподалеку от нас дама средних лет заинтересовалась этим товаром и начала разглядывать носки, медленно перебирая всю охапку. Затем она стала сравнивать узоры и выбирала наилучший, советуясь с подругами. Затем был тщательный осмотр качества вязки и обсуждение каждого дефекта. Ну и в конце этой экспертизы она носки зачем-то понюхала. Запах, видимо, ей понравился, потому что она купила две пары. Вся процедура осмотра длилась очень долго. Да и сама продавщица не сильно торопилась, она в это время вела светские беседы с другими пассажирками. Создавалось впечатление, что ее товар является не предметом заработка, а поводом пообщаться.

Наблюдение за всем этим создало у нас какое-то умиротворенное настроение, задавшее тон всему походу. И это настроение потом поддерживалось спокойствием и величием окружающего леса, неторопливым падением листьев, ленивым перемещением низких облаков, уставшей от летней активности природой. Торопиться никуда не хотелось.

В 7:40 на станции Малин выгрузились из электрички. Только рассвело. Свежо. Лужи не замерзли, но слегка местами покрылись ледком. Собираем велосипеды и около 8:00 выезжаем со станции на северо-восток сельскими переулками. Через 0,5 км упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее влево. 1,6 и 2,3 км – два перекрестка, на каждом из которых сворачиваем вправо.

5,1 – пересекаем шоссе и едем дальше прямо на Термаховку.

33,9 – за селом Олизаровка сразу за небольшой речкой Жерева делаем привал и завтрак.

46,3 – в селе Термаховка упираемся в автотрассу Киев – Овруч. Сворачиваем на нее влево, чтобы через 200 метров зайти в местный продуктовый магазин. Затем возвращаемся к перекрестку и продолжаем движение на северо-восток. Дорога стала совсем пустынной.

67,2 – развилка в с. Старые Соколы. Основная дорога уходит вправо, а прямо идет старая узкая асфальтовая дорога, потрескавшаяся и заросшая травой.

А когда-то это была активно используемая дорога. В 1986-м в километре от этого села, на границе 30-тикилометровой зоны дислоцировался полк гражданской обороны, в котором, собственно, нам и довелось нести службу. Один ушлый боец протоптал партизанскую тропку в село и периодически бегал туда за самогоном. Завоз спиртного в полк был запрещен, поэтому приходилось пользоваться случайными источниками. Дед, продававший нам самогон, всячески расхваливал свой продукт: "чистейший и натуральный, из отборной пшеницы" - приговаривал он, показывая рукой на безбрежные неубранные поля пшеницы вокруг - "ну, разве что, немножко радиоактивный, не без этого. Так сейчас без радиации нигде ничего нет".

Упираемся в старые, заржавевшие, заросшие травой ворота, от которого вправо и влево шел забор из "колючки". За ними - знакомая развилка с дорогой влево, ведущая к нашему полку, и милицейский блок-пост справа. Немало чернобыльского "добра" было вывезено мимо этого поста во внешний мир.

На наши окрики с той стороны к воротам подошел удивленный капитан: "Вы что не иностранцы? Наконец-то!". Но узнав, что у нас нет пропуска и выслушав наши цели и планы, его лицо постепенно мрачнело. Короче, въезд в зону здесь категорически невозможен. Капитан посоветовал ехать на центральный КПП возле села Дитятки.

Click here
1.Дорога в Термаховку
Click here
2.Обочина дороги
Click here
3.Вдоль Чернобыльской зоны
Click here
4.
Click here
5.
В Дитятки ехали по отличному асфальту через красивый лес (фото 3-4). Зачем-то мы решили срезать путь по грунтовке (фото 5), уходещей в поле, на котором когда-то выращивались всякие полезные сельхозпродукты, а сейчас это просто обширное дикое поле, заросшее бурьяном. Грунтовка закончилась, но возвращаться не хочется, ломимся дальше вперед (фото 6) и в конце концов выбираемся на раскатанную песчаную дорогу (фото 7). Но ехать по этому песку оказалось не намного проще, чем ломиться через травяные заросли.

Выехали на главную асфальтовую дорогу, ведущую в Чернобыль, и через 700 метров уперлись в шлагбаум главного КПП зоны (фото 8). Дежурившие на КПП ребята не разбираясь в том, чего мы хотим, порекомендовали поговорить по телефону с дежурным по зоне и если он даст команду, то они нас пропустят.

Дежурный поочеродно изложил ожидаемый перечень причин, почему нас в зону пускать нельзя. Я в ответ представил заранее заготовленные аргументы о том, что его причины необоснованы и не для нас. После 20 минут беседы и нескольких кругов обсуждения одного и того же стало понятно, что в зону нас не пустят, но убедительных аргументов у дежурного нет. Я предложил дежурному, поскольку у него нет полномочий предоставлять подобные разрешения, дать мне телефон своего начальника, у которого такие полномочия есть. Это делать он категорически отказался.

Click here
6.
Click here
7.
Click here
8.Главные ворота зоны
Click here
9.
Click here
10.
Было еще интересное предложение, если мы очень хотим попасть в зону, то можем, заплатив 70 долларов, участвовать в экскурсии, в ходе которой квалифицированный экскурсовод расскажет нам, что мы здесь делали в 1986 году. В счет этой же суммы нашему Льву, проработавшему на атомных станциях 8 лет и командовавшему взводом ликвидаторов здесь в 86-м расскажут популярно об основах радиационной безопасности. Занятное предложение.

Конечно, можно было отъехать километр в сторону и преодолеть забор из колючей проволоки. Все, что нам грозило - это штраф за нарушение общественного порядка, взымаемый по решению местного районного суда. Вероятно, очень эффектным для прессы был бы суд над чернобыльцами-ликвидаторами, которые через более чем 20 лет вдруг захотели посмотреть на результаты своего труда. Но мы предполагали еще сюда вернуться и решить спор со въездом в зону мирным путем, поэтому скандалы нам ни к чему.

Решаем продолжить маршрут с объездом зоны. Возвращаемся обратно тем же путем и останавливаемся на ночлег в лесу в километре от села Пески, предварительно набнав воды в селе в одном из колодцев.

За день пройдено 107,4 км, ходовое время 6:38

Второй день

С утра отличная осенняя погода и приятная езда по хорошему асфальту через красивый лес.

Вернулись в село Старые Соколы. Это село, впрочем, как и многие другие, производит довольно странное впечатление - заброшенных и разрушенных домов не так много, по крайней мере, не больше, чем на "процветающем" юге Украины. Но почему-то людей в селе почти нет.

Когда-то в Старых Соколах была довольно большая школа. Точнее, ее здание и сейчас есть (фото 11), но оно давно необитаемо, а внутри уже много лет живет несвойственная для школ гробовая тишина. Что удивило - это абсолютно целые стекла огромных школьных окон. "Так их просто бить некому. Молодежи в селе нет, а старики стекла бить не привыкли" - прояснил ситуацию Денис.

Далее была цепочка полуобитаемых сел. А вот село Максимовичи имело очень неожиданный для этой местности вид полноценно живущего села с множеством куда-то торопящихся людей, магазинами, плакатами на заборах со времен последних выборов, шумом работающей техники в разных концах села.

Click here
11.Школа. Последний звонок здесь прозвучал давно. Самый последний.
Click here
12.
Click here
13.
Click here
14.
Click here
15.
Click here
16.Березы на крышах - характерная черта нежилых поселков


Выезжаем на шоссе Киев-Овруч (фото 15). Мы его вчера пересекали в Термаховке. Это достаточно крупная по местным меркам автотрасса, но автотранспорта на ней почти нет. Через 5 км безмятежной езды по осеннему асфальту - шлагбаум и пост ГАИ, за которым дорога сворачивает вправо в объезд райцентра Полесское. Постовой, поинтересовавшись, куда мы едем, настоятельно рекомендует дальше не останавливаться и никуда не сворачивать. В прошлом довольно крупный пгт Полесское сейчас мертвый город, все жители отселены, хотя он и не входит в 30-километровую зону отчуждения. Дело в том, что во время аварии на ЧАЭС ветер неудачно дул для Полесского. Здесь представлен фрагмент карты радиационного заражения. Как видно, в районе Полесского уровень радиационного заражения значительно выше, чем во многих местах 30-тикилометровой зоны и соизмерим с уровнем заражения Припяти.

Дорога частично проходит через Полесское и не нужно никуда сворачивать, чтобы увидеть, как лес поглощает поселок (фото 16-20). На крышах почти всех домов растут уже немалые деревя. К нам подъехал милицейский автомобиль и нам снова рекомендовали не сворачивать с дороги. А не очень то и хотелось.

Click here
17.Ныне нежилой поселок Полесское когда-то был райцентром
Click here
18.Так лес поглощает поселок
Click here
19.
Click here
20.


Снова проезжаем милицейский пост со шлагбаумом, за которым на развилке сворачиваем влево (фото 21), в сторону Овруча. Снова едем по безлюдной дороге сквозь сказочный лес (фото 21-23).

Постепенно лес перешел в нечто странное - ни лес, ни степь, ни болото, какое-то странное низкорослое редколесье.

Нас обогнал пограничник на мотоцикле, остановился, пожелал посмотреть наши документы. Говорит, что принял нас за белорусов, вот и решил проверить. Мило побеседовали и расстались с хорошими пожеланиями.

Click here
21.
Click here
22.
Click here
23.
Click here
24.
Click here
25.


На ночлег останавливаемся в небольшом лесном массиве возле с. Гладковичи перед Овручем. Ровное место в лесу оказалось найти не просто - весь лес изрыт толи окопами, толи воронками.

За день пройдено 101,5 км, ходовое время 6:12

Третий день
Click here
26.
Click here
27.
Click here
28.
Click here
29.
Click here
30.
Click here
31.
Click here
32.
Click here
33.
Click here
34.
Click here
35.
Click here
36.
Click here
37.
Click here
38.
Click here
39.
Click here
40.
Click here
41.
Click here
42.
Click here
43.Дедово озеро вечером
Click here
44.Дедово озеро утром
Click here
45.
За день пройдено 69,6 км, ходовое время 4:18.

Четвертый день
Click here
46.
Click here
47.
Click here
48.
Click here
49.
Click here
50.
Click here
51.
Click here
52.
Click here
53.
Click here
54.
Click here
55.
Click here
56.
Click here
57.
Click here
58.
Click here
59.
Click here
60.
Click here
61.
Click here
62.
Click here
63.
Click here
64.
Click here
65.
Click here
66.
Click here
67.
Click here
68.
Click here
69.
Click here
70.
Click here
71.
Click here
72.
Click here
73.
Click here
74.
Click here
75.
Click here
76.
Click here
77.
Click here
78.
Click here
79.
Click here
80.
За день пройдено 42,3 км, ходовое время 4:23.

Пятый день
Click here
81.
Click here
82.
Click here
83.
Click here
84.
Click here
85.
Click here
86.
Click here
87.
Click here
88.
Click here
89.
Click here
90.
Click here
91.
За день пройдено 66 км.

Заключение и выводы
Казалось бы, все плохо: в зону не пустили, Каменное село – одну из достопримечательностей маршрута, проскочили мимо, увязли в болотах, противный осенний дождь не позволил пройти весь маршрут. Тем не менее, впечатления от похода очень цельные. Вряд ли их можно назвать приятными, но они запоминающиеся. Осенняя природа, прохладная временами дождливая погода, полузаброшенные села, пустынные дороги все это было в резонансе с нашим настроением. Это что-то из фильмов Тарковского.

Раньше я считал, что лучшее место для небольшого осеннего похода – это Молдова с ее лесистыми Кодрами, глубокими речными долинами и потрясающими осенними панорамами. Куда я поеду следующей осенью, все же в Молдову, или в Полесье – теперь не знаю.

Вокруг чернобыльской зоны много неплохих асфальтовых дорог. Причем, автотранспорта на них почти нет. Видимо, строительство дорог было одной из важных статей расходования денег на ликвидацию последствий аварии. Хотя, для кого эти дороги строились, не вполне понятно. А вот связистам не доверили осваивать чернобыльские деньги – покрытия в большинстве мест вблизи зоны никакого.

Главной причиной того, что мы не попали в зону, является то, что мы столкнулись с бизнес-интересами. Это очень разные интересы – у одних стремление сохранить монополию на проведение туристских экскурсий в зоне, у других - возможность списания средств, у третих - это возможность неконтролируемой хозяйственной деятельности и т.п.

Зона – это место хорошей службы, где можно зарабатывать звания, звездочки, всевозможные льготы. Зона – это хороший повод для сушествования определенного круга лиц, пишущего всевозможные инструкции и методики. Зона – это повод для списания денег на различные нужды, реализацию которых трудно проконтролировать. Зона – это огромный источник металлолома. Это, в конце концов, серьезный аргумент для всякого рода политических спекуляций. Такую зону следовало бы придумать, если бы ее не было. А коли уж она есть, то ее нужно оберегать ради обеспечения перечисленных интересов.

Сегодня перемещение внутри зоны согласно инструкциям возможно только в закрытых автомобилях. В этом смысле велосипедное посещение зоны сегодня невозможно. Но мы не теряем надежду.



Hosted by uCoz