ПО ДИКОМУ ЗАПАДУ
Одесской области
21 июня 2009 г.
Нитка маршрута:
ст. Ивановка - Савчинское -
Соше-Островское - Россияновка - Великокомаровка - Великоплоское - Кардамичево - Ангелиновка - Раздельная
Общая
протяженность – 122 км, из них грунтовок около 90 км
Участники
Александр | Сергей | Григорий | Василий |
Идея похода
Северо-западнее райцентра Великомихайловка, между селами Соше-Островское и Павловка
есть сравнительно большие, как для юга Украины, леса. Они расположены вблизи границы с Молдовой,
Дорожная сеть здесь развита слабо - через границу дорог нет, а к небольшим селам ведут лишь несколько тупиковых второстепенных дорог.
Этот район расположен сравнительно близко к Одессе и вполне доступен для однодневных велоПВД.
В то же время, никакой информации о совершении велопоходов в этих местах нет. Этот поход является своего рода разведкой.
Дополнительную загадочность этому району придают странные названия на карте: урочище Мокрые Ясли, балка Патлатые Корчи, урочище Долгий Лес,
балка Большой Гладыш, село Глубокояр, балка Сидоровские Харчи, урочище Хуторянская Межа, гора Крутая, село Приволье, Веселая Балка, Червоная Стенка и т.п.
С каждым из этих названий наверняка связаны какие-то истории, события, легенды. Одно понятно - район должен быть неординарным.
Другой причиной этой поездки является подготовка к трехдневному походу по лесам севера Одесской области, который намечен на 26-29 июня.
Описание прохождения маршрута.
Выезд из Одессы в 6:02 электричкой Одесса - Вапнярка.
В 8:15 мы на станции Ивановка. Казалось бы, еще рано, но солнце уже начинает припекать.
Проехав около километра вдоль железной дороги на север, за селом сворачиваем влево, на запад.
Первой нашей целью был небольшой лесной массив с обилием дикой черешни. К нему вдоль одной из посадок раньше вела грунтовая дорога.
Но сейчас эта дорога заросла, а других дорог в нужном нам направлении, как оказалось, нет.
Вокруг - бесчисленные правильные геометрические фигуры полей созревающих зерновых (фото 1).
Первый отворот дороги влево встретился лишь через 4,5 км от железной дороги. Сворачиваем и спускаемся к северной окраине с. Войничево.
Восточнее остается лесной массив, в который мы хотели попасть, но в него мы уже не возвращаемся.
От села Савчинское едем на юго-запад до с. Соше-Островское. Местность холмистая, наибольшие перепады высот - чуть больше 100 метров.
В с. Соше-Островское небольшой участок асфальта, полуразрушенная церковь (фото 6), архитектура которой не напоминает православный храм. Но деревянный крест сверху поставлен - место занято.
В гнезде на столбе сидят аистята (фото 7), терпеливо перенося солнцепек. Вообще, что такое Соше и почему Островское - непонятно.
Далее следует полугравийка-полугрунтовка до села Россияновка. Имеет ли это село какое-то отношение к России - тоже не ясно.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
От Россияновки едем на запад по не очень накатанной и ухабистой грунтовке вдоль леса (слева), фото 8. Возле таблички (фото 9) сворачиваем в лес. Вначале вполне накатанная дорога медленно поднимается в гору.
Ехать в тени деревьев приятно. Но постепенно дорога становится все хуже, все больше она заросла травой (фото 10-12). В конце концов приходится спешиваться (фото 13). До края леса, где должна быть дорога,
осталось совсем немного.
Вдоль края леса, как оказалось, действительно идет дорога, судя по полосе травы меньшей высоты (фото 14-16). По ней когда-то ездили, может даже в этом году разок. Эта "дорога" менее километра южнее должна
упереться в более внятную дорогу, туда и едем.
И действительно, мы выехали на дорогу, не полностью заросшую травой (фрагмент дороги виден внизу на фото 17). От радости делаем привал (фото 17).
После привала едем по дороге через пышное разнотравье лугов между лесами (фото 18, 20). На краю следующего леса - укрытие со столом и лавками (фото 19). Поторопились мы с привалом.
Судя по табличке (фото 21) - это уже другое лесное урочище. Дорога стала значительно лучше (фото 22). В конце некрутого подъема выезжаем из леса (фото 23)
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Мы планировали лесными дорогами кратчайшим путем выехать к небольшим селам Васильевка и Стояново. Но с такими дорогами мы можем никуда не выехать. Да и не известно, существуют ли сейчас упомянутые села.
С учетом всего этого решено пересечь еще одну балку на запад и выбираться к автодороге Павловка - Великокомаровка. Это удлинение маршрута, но там гарантированная дорога.
Далее едем по живописной балке Большой Гладыш (фото 24-27) и через 4 км снова въезжаем в лес (фото 28), на развилке сворачиваем вправо и поднимаемся к границе леса. Вдоль леса идет малоезженная дорога.
А в нужном нам западном направлении вдоль лесополосы обозначенной на карте дороги нет. Но присмотревшись внимательнее, находим полосу более низкорослой травы (фото 29), что видимо и является дорогой.
Чуть меньше двух километров такой "дороги" и мы упираемся в "автотрассу" (фото 30) Павловка - Великокомаровка. Но вскоре эта грунтовка переходит в более широкую и накатанную дорогу (фото 31).
Еще 12 км пути - и мы в цивилизации, которая называется село Великокомаровка. Заправляемся водой из колодца (фото 32), после чего с наслаждением едем по асфальту центральной улицы. Мы думали, что теперь
асфальт будет аж до железной дороги. Но через 2 км асфальт закончился вместе с селом. Снова началась пыльная гравийка (фото 33).
Затем длинные семь километров палящего солнца и ухабистой гравийки - и мы в с. Великоплоское. Наслаждаясь благами цивилизации (сок, мороженое, холодная минералка) возле местного продмага (фото 34), обсуждаем дальнейший путь.
Возможны два варианта: асфальтовая (по карте) дорога до ст. Веселый Кут и наполовину грунтовый маршрут к ст. Мигаево. В обоих случаях около 30 км. Мы склонялись к чисто асфальтовому варианту, но подключившиеся к
обсуждению местные жители начали в красках рассказывать, какая ужасная дорога нас ждет до Новопетровки. С учетом этих рассказов мы изменили решение - едем грунтами в Мигаево.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Но там были не только грунтовки. Между селами Новосавицкое и Юрковка 6 км прекрасного асфальта (фото 36) при полном отсутствии автотранспорта. И полуторакилометровый спуск в конце (фото 37).
В селе Юрковка еще есть несколько жилых изб, но большинство брошены и имеют примерно такой вид - фото 38. Дальше снова грунтовка (фото 39-42) вдоль балки. Дожди нанесли на дорогу со склонов немало песка,
и грунт здесь представляет собой смесь песка и земли. Эта смесь пересохла под палящим солнцем и взбита до рыхлого состояния колесами автомобилей. Ехать тяжело, плюс велосипед иногда заносит, иногда пробуксовывает колесо.
Это несколько неожиданно, поскольку два месяца назад мы здесь уверенно ехали по неплохо укатанной грунтовке. Видимо, в слегка влажном состоянии она имеет другие свойства.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
И вот - подъезжаем к Кардамичевскому лесу (фото 42). Отсюда 10 км асфальта - и мы в Мигаево. Но, сопоставив это расстояние с текущим временем понимаем, что на электричку мы, скорее всего, опоздаем. Решили неторопясь ехать в Раздельную,
а это около 20 км, откуда выбираться в Одессу железной дорогой или автотранспортом. Но сначала делаем небольшой привал и перекус у источника в Кардамичевском лесу (фото 43). В конце жаркого дня здесь собралось несколько автомобилей с отдыхающими.
Выезжаем на автотрассу Великомихайловка-Кучурганы. Жара спала, отличный асфальт, по которому соскучились, и мы лихо катим под 30 км/час. Обгоняем телегу с двумя женщинами и детьми. Но эти ездоки вдруг пускают лошадь в галоп и пытаются нас обогнать (фото 44).
Нам жалко лошадь, и мы уступаем место лидера. Так рядом мы едем минут 10, общаясь с местными жителями. Они крайне удивлены нашему маршруту. Жалуются на мужей, которые в свободное время только и умеют, что водку пить.
В Ангелиновке сворачиваем влево на грунтовку, которая через 7,5 км приводит к асфальту и станции Раздельная-сортировочная. Длинный некрутой подъем. Панорамы чистых и красивых хлебов (фото 45, 46). Последние полтора километра грунтовки дались особенно тяжело: накатанная грунтовка ушла влево,
а мы едем прямо по сильно ухабистой и давно не езженой дороге, поросшей травой. Почти как по пахоте.
В Раздельной нас ждали два варианта: либо ждать ближайшего поезда (01:40), либо воспользоваться услугами автолюбителей, которые тусуются возле вокзала. С последними мы не сошлись в условиях перевозки и решили ждать поезда. Но после почти часовой паузы,
один из извозчиков согласился с нашими условиями и мы сравнительно быстро доставились в Одессу.
42.
43.
44.
45.
46.
Заключение и выводы
1. Район интересен и красив. Особенно живописны участки в балках с чередованием лесов и лугов. Судя по редким и плохо раскатанным дорогам места эти посещаются не часто.
2. Планировался маршрут протяженностью 80-90 км. Однако отсутствие приемлемых дорог заставило нас воспользоваться удаленной дорогой Павловка - Великоплоское.
Опоздание на электричку на станции Мигаево вынудило нас продлить маршрут до Раздельной. Все это вместе привело к тому, что маршрут стал существенно протяженнее.
3. Протяженность маршрута составила 122 км, из них асфальт лишь около 30 км. Средняя скорость 13,7 км/ч
4. В большинстве случаев грунтовые дороги были более труднопроезжаемы, чем обычно. Летняя жара и отсутствие дождей привели к образованию трещин в грунте, шириной порядка 1,5-2 см. Края этих трещин осыпались, в результате получились углубления, шириной порядка 3-5 см.
Езда по такой грунтовке была схожа с ездой по брусчатке. Ситуация усугублялась тем, что автотранспорт здесь ездит редко и дороги не раскатаны.
Трещины иногда были ориентированы вдоль колеи. Попадание колеса в такое углубление вызывало проблемы в управлении велосипедом.
В некоторых случаях дорога по сторонам и между колеями заросла высокой травой, которая легла на колею и закрывала видимость поверхности грунта. Ехать приходилось почти в слепую.
На участке Новосавицкое - Кардамичево мы ездили по грунтовкам два месяца назад. Это были в основном хорошо укатанные и легко проезжаемые грунтовки. Особенность этого участка в том,
что грунт там представляет смесь песка с землей. Ранее благодаря влажности земля связывала песок и делала грунт неподвижным. Сейчас он пересох, колеса автомобилей взбили его,
на дороге образовался рыхлый слой из смеси песка и пыли толщиной порядка 5 см. Велосипед нередко заносило, пробуксовывало колесо.
Тем не менее, практически весь маршрут проезжаем, пешком мы прошли совсем незначительную его часть.
5. Вопреки ожиданиям, проколов не было совсем, несмотря на продолжительную езду по траве и всяким колючкам.
6. Факты, перечисленные выше, плюс жара около +30 обусловили трудность этого маршрута. Как результат - медленное передвижение и опоздание на электричку. Но участники стойко перенесли все трудности, за что им всем большое спасибо.