Велопоход 5 к.с. по Карпатам, май 2018

 


 


Версия этого отчета в формате МКК

Видео: Часть 1 ,     Часть 2 ,      Часть 3

Весенние Карпаты

велопоход 5 к.с., 29 апреля - 12 мая 2018 г.



 

Нитка пройденного маршрута:

Сколе – г.Парашка – Тисовец – хр.Сколевский Бескид – Багнуватое – Рыков – Межгорье – Яблунов – Нижнее Высоцкое – Битля – Карпатское – хр. Водораздельный – Розтока – г.Острая Гора – ур. Прелука – Турья Поляна – Плоское – Родниковка – Подполозье – Ниж.Ворота – Вербяж – пер.Бескид – Опорец – Славско – Волосянка – г. Черная Репа – пер.Торуньский – пер. Вышковский – Мысловка – пер. Мшана – Осмолода – Кузминец – Сливки – Яблонька – Старая Гута – пер. Максимец – Быстрица – пер. Столы – Поляница – Татаров – Ворохта – пер. Кривопольский – Ильцы – Яворник – Шибены – хр.Пневье – Перкалаб – Нижний Яловец – пер.Джоголь – Шепит – Селятин – пер.Шурдин – Долишний Шепит – Берегомет – Сторожинец – Черновцы

Заявленный маршрут:

Сколе – г.Парашка – Майдан – Зубрица – Радич – Карпатское – Розтока – г.Гостра – ур. Прелука – пол. Руна – Родниковка – Подполозье – Ниж.Ворота – Водораздельный хр. – Волосянка – г. Черная Репа – пер.Торуньский – Слобода – хр.Аршица – Осмолода – г.Сывуля – пер.Легионов – р.Турбат – пер.Турбатский западный – г.Догяска – г.Гребочель – г.Средний Грунь – Квасы – Черногорский хр. – Буркут – Шибене – хр. Пневе – Перкалаб – пер.Семенчук – Шепит – Селятин – пер.Шурдин – Долишний Шепит – пер. Мочерка – Банилов Подгородный – Сторожинец – Черновцы – Самушин – Устье – Чернокозинцы – Кадиевцы – Каменец-Подольский



Протяженность активной части маршрута – 668 км, из них:
- асфальт разного качества - 242,8 км (36%),
- грунтовые, грейдерные и прочие неасфальтовые дороги - 377 км (58%),
- тропы и бездорожье 39,3 км (6%)
Продолжительность - 14 ходовых дней
Общий набор высоты – 13616 м

 

Схема маршрута



Высотный график похода


 

Статистика по дням

День Дата Участок пути Общий
пробег, км
Асфальт, км Дороги без
покрытия, км
Тропы и
бездорожье, км
Набор
высоты, м
0 28.04 Одесса - Сколе (поезд) . . . . .
1 29.04 Сколе – г.Парашка – р. Бутивля 19,7 0,7 8,3 10,7 1017
2 30.04 р.Бутивля – Тисовец – г.Смерек – г. Высокий Верх – г.Менчил Зубжицкий 27,6 2,8 14,1 10,7 1027
3 1.05 г.Менчил Зубжицкий – Багнуватое – Рыков – Межгорье – Яблунов – Нижнее Высоцкое – Битля – Карпатское – хр. Водораздельный – Розтока 51 4,1 43,7 3.2 1005
4 2.05 Розтока – г.Острая гора – ур. Прелука – Турья Порляна – Свалявка – пер. 398 34,7 13,4 16,5 4.8 1032
5 3.05 пер. 398 – Плоское – Родниковка – Подполозье – Ниж.Ворота – Водораздельный хр. – Вербяж – Опорец 65,8 38,2 27,6 - 1468
6 4.05 Опорец – Славско – Волосянка – г. Черная Репа – пер.Торуньский 41,8 8,2 33,6 - 1029
7 5.05 пер.Торуньский – пер. Вышковский – Мысловка – пер. Мшана 31,2 10,2 17,1 3,9 848
8 6.05 пер. Мшана – Осмолода – Кузминец – Сливки – Яблонька – Старая Гута 75,5 25,4 47,7 2,4 684
9 7.05 Старая Гута – пер. Максимец – Быстрица 34,7 7,0 27,7 - 828
10 8.05 Быстрица – пер. Столы – Поляница – Татаров – Ворохта – пер. Кривопольский – Ильцы 57,4 43,8 10,0 3,6 887
11 9.05 Ильцы – Яворник – Шибены – хр.Пневье 44,7 7,4 37,3 - 1305
12 10.05 хр.Пневье 25,9 - 25,9 - 735
13 11.05 хр.Пневье – Перкалаб – Нижний Яловец – пер.Джоголь – Шепит – Селятин – пер.Шурдин – Долишний Шепит 76,4 9,0 67,4 - 1124
14 12.05 Долишний Шепит – Берегомет – Сторожинец – Черновцы 81,6 72,6 9 - 627
. . Черновцы - Одесса (автобус)
. . . . .
. . Всего: 668 242,8 385,9 39,3 13616




Участники:


Геннадий Хилиниченко,
нач.фото-видео, 4У Турция

Василий Буз,
директор похода, 6Р Киргизия

Станислав Карчемский,
начмед, 6У Гималаи

Максим Романов,
зампотех, 6У Грузия-Турция

Владислав Коджебаш,
начпрод, 4У Карпаты

 

 

Общая идея похода


Основная цель похода – подготовка к летнему велопоходу 6 к.с. по Киргизии и тренировка в преодолении пешеходных препятствий. Маршрут похода проходит в основном по гребням горных хребтов, где обычно есть горные дороги и тропы. Хотелось немножко побороться со снегами, преодолеть категорированный перевал, но Карпаты предоставили нам несколько иной набор не менее увлекательных препятствий.

В рамкох велопохода предполагалось преодолеть участки Карпат, которые принято считать чисто пешеходными районами. Вероятность полного прохождения запланированного маршрута была не высока, во-первых, из-за нестабильной карпатской погоды, во-вторых, из-за неопределенности с пригодностью троп для передвижения с велосипедом. Поэтому было запланировано много запасных вариантов с целью перехода на них в случае отставания от графика движения.


Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты



Запасные варианты:

1. г.Парашка – Тисовец – хр.Сколевский Бескид – Багнуватое – Рыков – Межгорье – Яблунов – Нижнее Высоцкое

2. ур. Прелука – Турья Порляна

3. пер. Бескид – Опорец – Славско – Волосянка

4. пер.Торуньский – пер. Вышковский – Мысловка

5. пер.Легионов – Быстрица – пер. Столы – Татаров – Ворохта – Заросляк – пер. Кривопольский – Ильцы – Яворник – Шибены

6. Перкалаб – Нижний Яловец – пер.Джоголь – Шепит


Изменения маршрута и их причины

Основными причинами для перехода на запасные варианты маршрута были:

1. Труднопроходимость троп, в основном, из-за ветровала. Встречались участки до 200 метров заваленные упавшими стволами деревьев.

2. Погодые условия - низкая облачность, дождь.

3. Дважды мы столкнулись с невозможностью дозакупки продуктов в населенных пунктах.

Полностью или частично использованы все запасные варианты. Кроме того пройден незапланированный участок Осмолода – Кузминец – Сливки – Яблонька – Старая Гута – пер. Максимец – Быстрица

Переход на запасные варианты происходил в основном не столько из-за погоды, сколько из-за ветровала и труднопроходимых троп, что вместе с необходимостью разведок приводило к отставанию от запланированного графика движения.

Изменения основного варианта маршрута были следующие:

1. За г. Парашка в направлении с. Майдан тропа заросла, много ветровала. Кроме того, подъем на г. Парашка занял больше времени, чем ожидалось, уже наметилось отставание от графика. На этот случай был заготовлен запасной вариант №1, который и был пройден.

2. Отсутствие троп и много ветровала привели к отставанию от графика движения, чтобы его сократить, решено воспользоваться запасным вариантом №2 в обход Полонины Руна.

3. Движение по водораздельному хребту восточнее Верецкого перевала оказадось достаточно скучным – местность напоминала скорее холмистую равнину, чем горы. Решено не тратить время на прохождение этого участка и от пер. Бескид объехать этот участок по запасному варианту № 3.

4. Прошедший накануне дождь привел к раскисанию грунтовок и образованию многочисленных луж. Поэтому от Торуньского перевала решено объехать грунтовые участки по дороге с покрытием на Вышков и Мысловку по запасному варианту №4.

5. В с. Осмолода мы были в воскресенье, продовольственный магазин оказался закрыт и продавца не удалось найти, он куда-то уехал. Осуществлять траверс Сывули без достаточного запаса продуктов мы не решились и сделали объезд этого участка через цивилизацию по незапланированному варианту - Осмолода – Кузминец – Сливки – Яблонька – Старая Гута – пер. Максимец – Быстрица

6. Вынужденные задержки на маршруте привели к отставанию от графика движения на 1 день. Возвращение из Быстрицы на основной маршрут к пер. Легионов увеличило бы это отставание. Поэтому движение было продолжено по запасному варианту № 5 в части от Быстрицы к пер. Столы. Далее предполагалось выйти на основной маршрут на Черногорском хребте. Но низкая облачность и периодический дождь заставили отказаться от прохождения Черногорского хребта и продолжить движение по этому запасному варианту до с. Шибены.

7. В лесоучастке Перкалаб были сомнения – идти по основному варианту через пер. Семенчук, или по запасному через пер. Джоголь. Но отсутствие магазина в поселке и невозможность докупить продукты определили движение по запасному варианту № 6.

9. В конце маршрута за с. Долишний Шепит решено отказаться от прохождения равнинной части маршрута (Черновцы – Каменец-Подольский) и завершить поход в г. Черновцы. Но отъезд из Черновцов достаточно неудобен, поэтому, чтобы успеть на возможный транспорт, финальная часть маршрута пройдена по асфальтовому варианту Долишний Шепит – Берегомет – Сторожинец – Черновцы в обход запланированного пер. Мочерка.


Подъезды и отъезды


"Туда" ехали поездом №108 Одесса – Ужгород (прибытие 11:45) и поездом № 81 Киев-Ужгород (прибытие 8:24).

Возвращение планировалось из Каменца-Подольского, где можно электричкой доехать до Хмельницкого и далее одним из многочисленных поездов. По факту завершение похода было в г. Черновцы, отъезд был поездами Черновцы - Хмельницкий и Хмельницкий - Одесса (1 участник, поскольку был лишь 1 билет) и автобусами Черновцы – Киев и Черновцы – Одесса.

 

Описание прохождения маршрута по дням.
Первый ходовой день, 29 апреля, воскресенье.


Трек дня
В 11:50 выгрузились из поезда Одесса-Ужгород, собрали велосипеды, перепаковали некоторые вещи и через 20 минут были готовы к старту (фото 1.1). Переходим пути, за которыми начинается асфальт.
0.46 - Упираемся в автотрассу, сворачиваем на нее влево и через 200 метров останавливаемся у магазин "Рукавичка" справа от дороги. Докупаем некоторые продукты. За магазином тропа уходит в лес и в гору.
0.7После непродолжительного, но крутого подъема (фото 1.2) выходим на хорошо набитую маркированную пешеходную тропу к г. Парашка. Тропа умеренной крутизны, в основном пешком, но местами можно ехать. Периодически встречаются завалы из упавших елей (фото 1.3-1.5), преодоление которых представляет основную проблему подъема.
Через час подъема слева расположен родник, в котором набираем воду.


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

6.1 км – конец основного подъема, вышли на гребень хребта. Набор высоты - около 600 метров. Время подъема с привалами - около трех часов. Далее по гребню вправо. Привал и перекус.
7.7 км – По тропе слева обходим вершину Оброслый верх.
8.4 км – вершина Зелена, 1217 м. Через километр обходим слева вершину Тимков верх, 1128 м.


1.5.

1.6.

1.7.

1.8.



1.9.

1.10.

1.11.

1.12.

10 км – прямо круто вверх уходит тропа на вершину Парашки. Влево более набитая тропа траверсирует вершину без набора высоты. Через 600 метров оставляем велосипеды и вправо вверх восходим на вершину Парашка, 1268 м (фото 1.13). Время подъема с привалами - 5 часов. На вершине очередной раз встречаем пешеходников, с которыми начинали подъем и неоднократно встречались на тропе. Т.е. на подъеме по тропе наша скорость передвижения с велосипедами примерно равна скорости движения пешеходников.
11.4 км – Вместо пешеходной тропы просматривается автомобильная колея, началась дорога. Дальше начинается спуск - едем со значительно большей скоростью. Каменистость дороги постепенно увеличивается.
16.4 км – Спустились к ручью, вдоль которого идет набитая лесовозная дорога с более пологим спуском.
19.1 км – Перед началом села сворачиваем круто вправо. Дорога разветвляется, мы поехали левой нижней вдоль речки, хотя лучше было ехать по дороге выше и правее, она ведет к мосту. А нам пришлось проезжать первый брод (фото 1.16).
19.7 км – Слева от дороги в лесу находим удобную поляну для ночлега.


1.13.

1.14.

1.15.

1.16.

1.17.

Итоги дня:
пройдено - 19,7 км, из них
асфальт 0,7 км,
грунтовые дороги 8,3 км,
тропы и бездорожье 10,7 км;
набор высоты - 1017 м.



Второй ходовой день, 30 апреля, понедельник.


Трек дня

5.7 – Развилка. Более накатанная лесовозная дорога уходит вправо. Но это не наш маршрут. Едем влево вниз, по мосту переезжаем ручей. Дорога становится хуже.
7.8 – Развилка. Делаем разведку вправо. Эта дорога может более коротким путем вывести на хребет Сколевский Бескид (на спутниковых снимках виден съезд с хребта). Но вдоль ручья дорога переходит в старую заброшенную лесовозную с многочисленными завалами. Здесь прохода нет. Возвращаемся к основному треку.
7.9 – Через 100 метров после развилки дорога упирается в ручей и практически исчезает - местами идет прямо по руслу ручья, местами лесом и сильно завалена упавшими елями.


2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

10.1 – Развилка (видна впереди на фото 2.9). Привал и перекус. Делаем разведку. Влево вдоль ручья угадывается старая дорога, которая траверсирует крутой склон. Но вскоре она сильно завалена упавшими елями. Прямо круто вверх по гребню отрога уходит тропа, которая в конце крутого участка несколько завалена елями, но вскоре она выводит на край полонины, являющейся лыжным спуском спортивной базы "Тисовец".


2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

10.7 – Выход на край лыжного спуска (фото 2.10). Дальше травянистая грунтовая дорога. Не доходя до верха подъема влево через лес уходит более накатанная грунтовка (фото 2.11).
11.8 – Упираемся в бетонную дорогу и сворачиваем на нее влево. На спуске справа родник.
12.7 – Дорога переходит в асфальтовую (фото 2.12).
13.8 – Сворачиваем с асфальта влево на дорогу из рыхлой глины. Но вскоре понимаем, что эта дорога не ведет на хребет Сколевский Бескид.
14.7 – Возвращаемся на асфальт и продолжаем спуск по нему.
15.5 – Съезжаем с асфальта влево на маркированную туристскую тропу, точнее, грунтовую дорогу, на которой много луж и размытых участков (фото 2.13-2.14).


2.10.

2.11.

2.12.

2.13.

2.14.

18.1 – Упираемся в более раскатанную грунтовую дорогу и сворачиваем на нее круто вправо.
18.8 - Выезжаем на гребень хребта. Лес закончился. Дальше небольшие подъемы чередуются со спусками. В целом дорога идет вверх, но уклоны небольшие, дорога сухая и неразбитая, в основном все проезжается, за исключением наиболее крутых участков (фото 2.15-2.16). С хребта во все стороны открываются прекрасные панорамы Карпат.
20 – Здесь есть съезд вправо. Сюда мы надеялись выйти с 7.8 км. Из любопытства делаем разведку - куда ведет эта дорога. Оказалось, что это тупиковое ответвление и ведет к избе неподалеку. Дальше вниз тропы нет.


2.15.

2.16.

2.17.

2.18.

23.4 – Вершина г. Высокий верх, 1177 м. Здесь расположен небольшой храм Пророка Ильи (фото 2.18). Считается, что это самая высокая церковь Украины, хотя это не так. На хребте Пневье есть монастырь, так там церковь метров на 200 выше. Дальше дорога значительно менее езженная и постепенно переходит в тропу, которая теряется в траве и зарослях (фото 2.19-2.21).
27.6 – Посреди полонины на юго-запад течет ручеек от родника. За елями, закрывающими от пронизывающего ветра, ставим лагерь.


2.19.

2.20.

2.21.


Итоги дня:
пройдено - 27,6 км, из них
асфальт – 2,8 км,
грунтовые дороги - 14,1 км,
тропы и бездорожье - 10,7 км;
набор высоты - 1027 м.






 

Третий день, 1 мая, вторник. г.Менчил Зубжицкий – Багнуватое – Рыков – Межгорье – Яблунов – Нижнее Высоцкое – Битля – Карпатское – хр. Водораздельный – Розтока


Трек дня
Утром прошел небольшой дождь (фото 3.1). Выход в 8:30.
Через 700 метров движения по хребту (фото 3.2) не стало ни дороги, ни тропы. Но есть маркировка на деревьях, значит тропа подразумевалась где-то здесь. Преодолеваем заросли (фото 3.3, 3.4) и пересекаем участок просторного леса (фото 3.5).


3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

1.7 – Выйдя из леса круто сворачиваем влево. Здесь начинается разбитая грунтовая дорога (фото 3.6) и спуск к селу Багнувате (фото 3.7). Спуск затрудняют значительные участки сильно разбитой дороги и сырой грунт (фото 3.8).
4.9 – Выезжаем на центральную улицу с. Багнувате и еше через 400 метров покидаем село (фото 3.9).
17.9 – В селе Нижнее Высоцкое упираемся в асфальтовую автотрассу. На перекрестке магазин, в котором пополняем запасы продуктов. Своворачиваем на автотрассу влево. Через полтора километра становится понятно, что от перекрестка нам нужно искать другую дорогу, идущую западнее. Возвращаемся.
21 – В 150 метрах севернее перекрестка находим нужный отворот влево. Дорога идет через цепь сменяющих друг друга сел.
22 – заканчивается асфальт, но населенка продолжается. Далее грейдер.
31 – В центре села Сигловатое два магазина, справа и слева от дороги. Делаем символические покупки и договариваемся о зарядке аккумуляторов фото и видеотехники. А сами располагаемся на привал и обед на краю стадиона (справа от дороги).


3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

3.10.

Дорога становится все более разбитой (фото 3.11).
37 – С центральной улицы с. Карпатское сворачиваем влево в подъем по грунтовке (фото 3.12, 3.13).
39.7 – Начало леса и крутого подъема (фото 3.14). Несколько развилок, разведки, выбираем нужную дорогу. Тропа сильно завалена упавшими деревьями (фото 3.15). Обходим через лес.


3.11.

3.12.

3.13.

3.14.

3.15.

40.4 – конец подъема (фото 3.16), на гребне Водораздельного хребта упираемся в хорошо накатанную грунтовку (фото 3.17). Дальше по ней влево.
41.5 – Вершина г. Дрогобычский Камень, 1186 м. С вершины открывается красивая панорама на восток.
42.7 – Дорога уходит влево вниз. Продолжаем движение прямо вдоль гребня Водораздельного хребта по тропе (фото 3.20-3.24)


3.16.

3.17.

3.18.

3.19.

3.20.

43.8 – Вершина г. Старостина, 1229 м (фото 3.22).
44.1 – Снова выезжаем на грунтовую дорогу (фото 3.25, 3.26). Здесь раскатана глубокая колея. Сюда часто приезжают автотуристы на внедорожниках из соседней Польши. Там спложные заповедники и национальные парки, подобная езда запрещена, а здесь можно оторваться. Но на сей раз мы никого из автотуристов не встречали.


3.21.

3.22.

3.23.

3.24.

3.25.

44.9 – Сворачиваем вправо (фото 3.27), начало спуска. Через 200 метров дорога входит в лес. Спуск крутой, с крутыми поворотами, колеей, незакрепленными камнями разных размеров. Значительную часть спуска преодолеваем пешком.
46 – Конец крутого спуска. Далее более пологий спуск по грунтовке (фото 3.28).
47 – Сворачиваем вправо и круто по травянистой грунтовке спускаемся к р. Жденевка. В конце спуска крутой каменистый участок (фото 3.29).


3.26.

3.27.

3.28.

3.29.

47.9 – Пересекаем по мосту речку (фото 3.29) и далее влево вниз по каменистому грейдеру (фото 3.30).
50.5 – За церковью с. Розтока сворачиваем вправо и далее едем вверх вдоль ручья.
51 – За селом дорога проходит через склад стволов деревьев. За ними находим пологую поляну с беседкой у ручья, где и останавливаемся на ночлег (фото 3.31).


3.30.

3.31.

Итоги дня:
пройдено - 51 км, из них
асфальт - 4,1 км,
грунтовые дороги - 43,7 км,
тропы и бездорожье - 3,2 км;
набор высоты - 1005 м.



 

Четвертый день, 2 мая, среда. Розтока – г.Острая гора – ур. Прелука – Турья Порляна – пер. 398


Трек дня
Едем вверх вдоль ручья по дороге, по которой лесовозы свозят лес к месту нашего лагеря со всей округи, поэтому дорога хорошо наезжена и изрядно разбита. Через 700 метров сворачиваем влево, пересекаем ручей и по плохо накатанной грунтовке движемся в подъем (фото 4.1).
1.4 – Выезжаем на вырубку (фото 4.2). Наша дорога скорее всего тупиковая и ведет только к этой вырубке. На всякий случай проезжаем вдоль вырубки в поисках возможного выезда. Нет, чуда не произошло, это тупик. Спускаться обратно вниз не хочется. Правее метрах в 300 по сведениям одного из туристских отчетов должна быть лесная дорога, но это сведения десятилетней давности. Лес вроде не густой, позволяет передвигаться без тропы. Уходим правее вверх через лес без тропы (фото 4.3, 4.4). Примерно через 400 метров выходим на следы старой дороги. Но она сильно заросла (фото 4.5), проще двигаться паралельно лесом и лесными полянами, продираясь сквозь заросли кустарника.


4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

2.2 – Упираемся в дорогу по гребню хребта и сворачиваем на нее влево. Постепенно дорога становится все менее различима в траве (фото 4.6, 4,8, 4.9), при пересечении лесных участков встречаютсч завалы (фото 4.7, 4.11).
4 – Колея дороги окончательно теряется в траве. Дальше пешеходная тропа (фото 4.10).
4.3 – Родник прямо на тропе. Привал.


4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

4.6 – Хорошо натоптанная тропа траверсирует крутой северный склон, заросший деревьями и кустарником (фото 4.13). Здесь обычно долго тает накопившийся за зиму снег. Но в этом году встречаются лишь незначительные фрагменты (фото 4.12). Через 300 метров выходим на черничную поляну (фото 4.14, 4.15).


4.11.

4.12.

4.13.

4.14.

4.15.

5.2 – Пересекаем гребень отрога г. Над Мунчелом (справа). Здесь открывается красивый вид на расположенный паралельно северо-восточнее Водораздельный хребет. Шедшая на восток тропа здесь сворачивает на юг, продолжая подъем.
5.7 – Вышли на седловину хребта. Начало крутого подъема (фото 4.16, 4.17)
6.2 – Вершина горы Острая Гора, 1405 м (фото 4.18). Сзади видна расположенная на этом же хребте г. Над Мунчелом. Далее спуск и снова подъем. Тропа хорошо натоптана, на пологих учасах можно ехать (фото 4.19, 4.21). Справа, южнее видна соседняя гора Полонина Руна (фото 4.19, 4.23)


4.16.

4.17.

4.18.

4.19.

4.20.

7.1 – Снова вершина. По хорошей тропе едем вниз на юго-восток (фото 4.21). Но нам нужно на юго-запад, где-то не заметили развилку. Далее спускаемся без тропы по поросшему брусникой южному склону г. Острая (фото 4.22, 4.23)
8 – Выходим на хорошую тропу, спуск крутой, 0,5 км полониной, далее лесом (фото 4.24).
9.5 – Привал, костер, обед. Рядом слева ручей.
10 – Выехали из леса, дальше по грунтовой дороге (фото 4.25) сворачиваем на северо-запад, а через 300 метров на юг, петля по урочищу Прелука. Через километр снова въезжаем в лес и едем по грунтовке вдоль р. Прелучный.


4.21.

4.22.

4.23.

4.24.

4.25.

11.2 – развилка с указателем (фото 4.26). Влево уходит дорога к конеферме. По мосту переезжаем на левый берег р. Прелучный и продолжаем движение по дороге вдоль него. Спуск пока не крутой, но метров через 700 он увеличивается и начинается трехкилометровый стремительный спуск. На дороге много довольно крупных камней, встречаются обломки веток (Фото 4.27-4.29)


4.26.

4.27.

4.28.

4.29.

15 – Дорога по мосту переходит на правый берег. Развилка, вправо уходит дорога к водопаду Воеводин. Едем влево вдоль ручья вниз. Каменистая дорога становится более ровной и пологой, исчезают крупные камни (фото 4.30).
16.5 – Устье ручья Воеводин. Здесь расположена свежепостроенная плотина малой ГЭС (фото 4.31). Еще недавно путь к Воеводину от с.Турья Поляна был потрясающе красив - зеленый тоннель в густом лесу, где даже в летний полдень царил полумрак. Рядом красивая шумная речка с мощным потоком воды. На картах вроде до сих пор там обозначен заповедник. Но заповедный статус не спас эти места - воду из реки украла миниГЭС, теперь там вяло сочащийся ручеек, склоны вырубили и расчистили для закрытого канала, а из срубленных деревьев соорудили уродливый забор. Теперь эта дорога мало чем отличается от заброшенного городского парка. На спутниковых снимках виден здесь трехкилометровый коридор вырубленного вдоль дороги леса.
19.3 – Здание ГЭС.
21.3 – Рыбопитомник. Начинается асфальт. Быстро спускаемся к селу.
25-29 – с. Турья Поляна. В магазине докупаем продукты и подзаряжаем аккумуляторы.
26.2 – справа примыкает асфальтовая дорога.
29.3 – упираемся в автодорогу Торчин - Поляна и сворачиваем на нее влево. Вокруг обширная долина, горы видны вдалеке. Через 3 км за селом Свалявка начинается подъем на перевал.
34.7 – На крутом повороте серпантина, не доезжая 500 метров до перевала, на ровной площадке расположено благоустроенное место для отдыха с кострищем, родником, навесами и столами. Здесь останавливаемся на ночлег (фото 4.32).


4.30.

4.31.

4.32.

Итоги дня:
пройдено - 34,7 км, из них
асфальт - 13,4 км,
грунтовые дороги - 16,5 км,
тропы и бездорожье 4,8 км;
набор высоты - 1032 м.



 

Пятый день, 3 мая, четверг. пер. 398 – Родниковка – Ниж.Ворота – Вербяж – пер.Бескид – Опорец


Трек дня

0.5 – Перевал. Здесь проходит граница районов (фото 5.1).
4.9 - справа у дороги открытая скважина с минеральной водой.
5.2 – В селе Плоское сворачиваем вправо и далее вверх вдоль р. Велика Пиня.
9.1 – начинается село Родниковка (фото 5.2).
15.6 – В конце села Родникова Гута заканчивается асфальт. Далее грунтовка. Причем, качество ее постепенно ухудшается, а уклон подъема возрастает (фото 5.3-5.6).


5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

16.2 – свернули на прилегающую справа грунтовку. Это нам в селе посоветовал один местный житель, сказал, что прямо очень плохая, размытая дорога.
17 – Перевал. Дальше спуск (фото 5.7-5.9).
19 – Упираемся в асфальтовую дорогу, идущую с перевала Уклин и сворачиваем на нее влево.
19,8 – Слева примыкает дорога к бункеру линии Арпада. На перекрестке соответствующий указатель (фото 15.10).
22,9 – По мосту пересекаем р. Село Подполозье (фото 5.11)


5.7.

5.8.

5.9.

5.10.

5.11.

30 – Под мостом проезжаем автотрассу Львов-Ужгород.
32.2 – В селе Нижние ворота (фото 5.12) привал, обед в кафе и зарядка аккумуляторов.
37.3 – За селом Вербяж (фото 5.13) начало серпантинного подъема к Верецкому перевалу. Асфальт сильно разбитый.
41.6 – Съезжаем с асфальта вправо и по крутой грунтовке поднимаемся на хребет.


5.12.

5.13.

5.14.

5.15.

5.16.

42 – Гребень хребта (фото 5.14). Пропадает ощущение гор. Если бы не возвышающаяся справа Боржава (фото 5.15, 5.17, 5.18), то весь ландшафт можно было бы считат холмистой равниной (фото 5.17-5.19).
54.5 – г.Яворник (1120,6м). Дальше начинается спуск (фото 5.21)


5.17.

5.18.

5.19.

5.20.

57.8 – Воловецкий перевал. Сворачиваем с хребтовой дороги влево и начинаем спуск к селу Опорец по сложной грунтовке (фото 5.22-5.25).
63.9 – Долина р. Опор плотно заселена, поэтому место для лагеря нужно искать в стороне. Соблазняемся обозначенным на карте родником и сворачиваем с центральной улицы села вправо. Но, к сожалению, приемнемого места не находим. Возвращаемся м продолжаем спуск по центральной улице.
65.5 – В конце села сворачиваем влево, пересекаем ручей и железную дорогу по тонелю под ней.
65.8 – Лагерь разбиваем на заброшенном футбольном поле (фото 6.1.).


5.21.

5.22.

5.23.

5.24.

5.25.

Итоги дня:
пройдено - 65,8 км, из них
асфальт - 38,2 км,
грунтовые дороги - 27,6 км,
набор высоты - 1468 м.



 

Шестой день, 4 мая, пятница. Опорец – Славско – Волосянка – г. Черная Репа – пер.Торуньский


Трек дня

Возвращаемся на дорогу вдоль р. Опор.
По пыльному каменистому грейдеру проезжаем села Лавочное, Тернавка (фото 6.2).
8.8 – В с.Славско начинается асфальт.
11.2 – Заезжаем в продмаг в центре Славско для закупки продуктов.
11.5 – Сворачиваем на юг к селу Волосянка (фото 6.3).
17 – Конец асфальта. Дальше грейдер (фото 6.4).
22.5 – В с. Ялынковатое сворачиваем влево в подъем на хребет. За селом дорога полого набирает высоту (фото 6.5).


6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

Въезжыем в лес и попадаем на следы ветровала (фото 6.6), но, видимо, этой дорогой активно пользуются лесорубы, поэтому проезд уже расчищен.
26.2 – На крутом повороте дороги ручей и деревянный стол с лавками. Привал и обед (фото 6.7).
Дальше дорога становится более крутая и более разбитая (фото 6.8).
Дорога выходит из леса и продолжает подъем по травян истому склону (фото 6.9, 6.10).


6.6.

6.7.

6.8.

6.9.

6.10.

28.5 – Конец подъема на хребет, вершина горы Гнилище, 1215 м. Небо затянуто грозовыми тучами, в разных местах идет дождь. Поднялся сильный порывистый ветер, начался дождь. С целью оторваться от дождя, или хотя бы доехать до границы леса, пытаемся быстро проехать безлесую часть хребта (фото 6.11, 6.12) на юго-восток, проскакивая вершины Толстый жолоб, Ровный, Черная Репа и еще несколько безымянных вершин.
34.4 – Под елями и тентом пережидаем усиление дождя.
Продолжаем передвижение по раскисшим грунтовкам, лужам и мокрым камням (фото 6.13 - 6.23).
41.8 – Находим условно сухие места в лесу и разбиваем Лагерь.


6.11.

6.12.

6.13.

6.21.

6.14.

6.15.


6.16.

6.17.

6.18.

6.19.

6.22.


6.23.

Итоги дня:
пройдено - 41,8 км, из них
асфальт - 8,2 км,
грунтовые дороги - 33,6 км,
набор высоты - 1029 м.



 

Седьмой день, 5 мая, суббота. пер.Торуньский – пер. Вышковский – Мысловка – пер. Мшана


Трек дня

Преодолев еще 1,8 км по сырым грунтовкам, выезжаем на пер. Торуньский (фото 7.1). Сворачиваем влево и по разбитому асфальту спускаемся к селу Вышков (фото 7.2). Далее подъем на пер. Вышковский.
8.2 – пер.Вышковский (фото 7.3). За перевалом на спуске когда-то был асфальт. Но сейчас он полностью исчез. Дорога засыпана разного рода камнями (фото 7.4). Дальше появились фрагменты разбитого асфальта (фото 7.5).


7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

17.2 – Центр села Мысловка (фото 7.6). В магазине докупаем продукты. За два километра до села появился свежий асфальт и следы ремонта дороги.
18.1 – сворачиваем с основной автотрассы вправо на мост и далее улицей курортного поселка.
19 – Конец асфальта, дальше грейдер.
22.5 – Влево по мосту пересекаем речку. Дальше грунтовка (фото 7.7, 7.8).
27.3 – Конец дороги. Дальше тропа (фото 7.9 - 7.20).


7.6.

7.7.

7.8.

7.9.

7.10.

7.11.

Встречаются отдельные упавшие деревья и локальные заросли (Фото 7.10, 7.11), прохождение которых не вызывает проблем.
Начался подъем на перевал Мшана по хорошо набитой тропе (фото 7.12, 7.13). Набор высоты на перевальном взлете чуть меньше 300 метров.
29.9 – Конец крутого подъема. Развилка троп, сворачиваем влево.
При подходе к седловине и выполаживании склона все чаще на тропе стали встречаться упавшие ели. Но здесь их можно обойти. Сама же седловина завалена упавшими деревьями. Видимо, здесь сила ветра была максимальна. Обойти завалы невозможно - и справа и слева все заканчивается крутым склоном, почти обрывом, который тоже завален упавшими деревьями. И все это на протяжении нескольких сотен метров, поскольку тропа не пересекает седловину, а идет вдоль нее и весь гребень хребта завален. Возможно возвращение обратно. Делаем глубокую разведку тропы.


7.12.

7.13.

7.14.

7.15.

7.16.

Оказалось, что если одолеть около 300 метров таких завалов на седловине, а потом еще столько же на спуске траверсом с нее, то можно выйти к ручью и там заночевать. Дальше - тропа с упавшими деревьями, но чуть реже, можно двигаться. Еще через 500 метров тропу пересекает и уходит круто вниз лесовозный волок с вырубки выше тропы. Эту тропу вдоль Аршицы от озера Росохан до перевала Мшана в 2013 году мы преодолели сравнительно легко и быстро. Но если сейчас двигаться дальше по тропе не удастся, то спускаемся вниз по лесовозному волоку и ищем дорогу.
Решение принято: не возвращаемся, преодолеваем завалы и ночуем у ручья. И началась веселая работа: фото 7.14-7.20.
31.2 – Лагерь (фото 7.21). Но с установкой палаток тоже все было не просто. Склоны здесь крутые, относительно ровные участки можно найти лишь у ручья. И состоят они из довольно крупных камней, сверху затянутых слоем мха. Внешне вроде ровно, но становишься и проваливаешься по колено в расщелину между камнями. Пришлось снять мох, уложить примерно ровную поверхность из камней и сверху застелить все это толстым слоем мха, благо последнего здесь очень много. Получилось очень удобно.


7.17.

7.18.

7.19.

7.20.

7.21.

Итоги дня:
пройдено - 31,2 км, из них
асфальт - 10,2 км,
грунтовые дороги - 17,1 км,
тропы и бездорожье 3,9 км;
набор высоты - 848 м.



 

Восьмой день, 6 мая, воскресенье. пер. Мшана - Осмолода - Кузминец - Сливки - Яблонька - Старая Гута


Трек дня

Начали движение по тропе, как и планировали (фото 8.1, 8.2), но через километр в небольшом овражке уперлись в Непроходимый завал в несколько метров высотой. Все, переходим к плану "Б", спускаемся вниз и ищем дорогу.
1.6 – Сворачиваем с тропы вниз по волоку (фото 8.3, 8.4). Круто спускаемся к ручью и дальше полого вдоль него (фото 8.5, 8.6).


8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

2.4 – Выходим к площадке погрузки леса (фото 8.7, 8.8). Дальше - о чудо!!! Перед нами отличная дорога (фото 8.9-8.12), которой нет ни на картах, ни на спутниковых снимках. Ее только-только построили. Это награда нам за настойчивость. Вчера, пока мы барахтались в завалах, Высшие Силы, видимо, сотворили эту дорогу. А говорят, Бога нет. Врут!
С наслаждением катим по дороге. Печалит только одно. Дорогу же не просто так построили. Раз есть дорога, значит скоро здесь не будет леса.


8.6.

8.7.

8.8.

8.9.

8.10.

Через 7 километров от начала дороги дальше идет старая дорога. Она отличается только поросшими травой обочинами и наличием выбоин. Справа в небольшом живописном каньоне течет река Мшана.
13.7 – Упираемся в грейдерную дорогу вдоль р. Молода и сворачиваем на нее влево.
Встречаем туристский указатель (фото 8.14). Примечательно, что в перечне вариантов ни одного населенного пункта, что вправо, что влево. Так оно и есть. Нам по плану влево, к г.Сывуля. Но сначала нужно заехать в село Осмолода зарядиться и закупить продуктов перед сложным и протяженным автономным участком.
19.7 – Мост через р. Молода перед с. Осмолода.


8.11.

8.12.

8.13.

8.14.

8.15.

Что-то Высшие Силы недоработали. Сегодня воскресенье, магазин закрыт, продавца найти не удалось, она куда-то уехала. Местные жители говорят, что единственный вариант - ехать в следующее село Кузьминец 6 км. Едем. Дорога - грейдер. Но в Кузьминце тоже оказалось воскресенье с тем же результатом.
Проехав еще восемь километров в поисках магазина стала все четче проявляться мысль: а может Высшие Силы все доработали и намеренно лишили нас возможности закупиться в ближайших селах? Чтобы мы не полезли на Сывулю? В любом случае возврат - это потеря времени, при том, что мы и так опаздываем. Еще и дорога напрягает - это чередование грейдера с сильно разбитым асфальтом (фото 8.15, 8.16).
В селе Бабское делаем привал у магазина, перекус и гипнотизирование карты на предмет как срезать и выйти на наш трек, чтобы не возвращаться. Местные жители подтвердили правильность нашего решения - нужно в селе Сливки свернуть вправо и далее через Луквицу доехать до Яблоньки. В общем, "пройдусь по абрикосовой, сверну на виноградную". Едем.
41.7 – Сворачиваем с основной дороги вправо в сторону с. Луквица. Дорога за поворотом - грейдер (фото 8.17), который вскоре сменяет грунтовка с хаотично встречающимися камнями (фото 8.18, 8.19). Проезжаем Луквицу (фото 8.20).


8.16.

8.17.

8.18.

8.19.

8.20.

55.5 – Село Боровка (фото 8.21). В селе начинается разбитый асфальт.
59.7 – с.Яблунька. Упираемся в автотрассу Р-38 с отличным асфальтом и сворачиваем на нее вправо. В селе Старая Гута расположена резиденция президента "Синегора", вероятно поэтому дорога с хорошим покрытием.
68 – с.Гута (фото 8.22).
71 - Развилка. Едем влево на мост через реку.
73,2 - слева въезд в резиденцию "Синегорье". Наша дорога уходит вправо на мост через реку. Здесь село застроено многочисленными коттеджами. Видимо у чиновников очень престижно иметь дачу рядом с резиденцией президента. Через 300 метров заканчивается асфальт, дальше грейдер. У реки есть места для лагеря, но становиться почти под забором не хочется. Да и у охраны могут появиться вопросы к нам. Едем дальше.
75.5 – справа от дороги на небольшом возвышении отличная поляна с кострищем, столиком и лавками (фото 8.23). Лагерь.


8.21.

8.22.

8.23.

Итоги дня:
пройдено - 75,5 км, из них
асфальт - 25,4 км,
грунтовые дороги - 47,7 км,
тропы и бездорожье 2,4 км;
набор высоты - 684 м.



 

Девятый день, 7 мая, понедельник. Старая Гута – пер. Максимец – Быстрица


Трек дня
Как оказалось, в трехстах метрах от места ночевки расположен водопад Малый Кузьминец. Но, к сожалению, об этом мы узнали только дома. Вот что значит идти по непроработанному участку маршрута. От места лагеря на зупад уходят маркированные туристские пешеходные тропы в сторону г. Игровец и с. Осмолода.
Продолжаем движение по дороге вверх вдоль р. Быстрица Солотвинская (фото 9.1, 9.2). Перед нами соблазнительно возвышается вершина г. Сывуля (фото 9.1), это вид уже с севера. Но мы на нее уже не пойдем, а свернем на восток к перевалу Максимец.
3.9 - Слева от дороги изба, за ней отворот вправо к перевалу Боревка.
7.5 - слева поляна, на которой раньше располагалось лесничество. До сих пор дорога была неплохо накатана, многочисленные ручьи проезжались по мостам. Дальше дорога значительно хуже, мостов нет, все вброд (фото 9.3-9.5). Более того, дорога длительно идет по руслу небольшого ручья (фото 9.6-9.10).


9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

Здесь мы совершили типичную для Карпат ошибку - держались на развилках более накатанной дороги и поднялись в результате не на перевал, а на вырубленную лесную поляну (12 км). Тупик. Здесь вырубка леса давно не ведется, но набитая лесовозами дорога по прежнему выглядит наиболее езженой.
Возвращаемся и делаем несколько разведок по отворотам дороги - все они ведут в тупики.
14 - У одной из развилок с наиболее вероятным направлением на перевал Максимец делаем привал и обед. После привала крутой подъем по дороге (фото 9.11) с мокрой глиной. Хотя, термин "дорога" здесь вряд ли уместен.
14.6 - с крутого подьема сворачиваем влево на заброшенную пологую и сильно заболоченныю дорогу. Через 300 метров упираемся в другую дорогу и сворачиваем на нее вправо в подъем.
15.2 - вышли из леса на полонину. Конец подъема, перевал. Всего на разведки и поиски пути к перевалу потеряли пол дня. Это расплата да передвижение по заранее непроработанному участку маршрута.


9.6.

9.7.

9.8.

9.9.

9.10.

9.11.

На полонине расположены огороженные сенокрсные луга (фото 9.12) и несколько маленьких деревянных построек. Отсюда вниз идет тропа, местами напоминающая дорогу (фото 9.12 - 9.15). Заканчивается все это через 2 км пешеходным мостиком (фото 9.16), после чего выезжаем на полноценную каменистую грунтовку и начало населенки.


9.12.

9.13.

9.14.

9.15.

9.16.

22.5 – с.Максимец, упираемся в асфальт (фото 9.17) и сворачиваем на него вправо. Несмотря на то, что дорога идет в подъем, ехать очень легко (фото 9.18) после последних перевальных приключений.
29.5 – Центр с. Быстрица, конец асфальта. Далее каменстый грейдер. За селом - грунтовка (фото 9.19, 9.20).
34.7 – лагерь справа от дороги среди молодых елей (фото 10.1). Рядом речка Довжинец, но доступ к ней затруднен из-за высокого обрывистого берега.


9.17.

9.18.

9.19.

9.20.

Итоги дня:
пройдено - 34,7 км, из них
асфальт - 6,9 км,
грунтовые дороги - 27,7 км,
набор высоты - 828 м.



 

Десятый день, 8 мая, вторник. Быстрица – пер. Столы – Татаров – пер. Кривопольский – Ильцы


Трек дня

1.5 – слева изба, за ней пересечение ручья, брод. Подъемы чередуются со спусками (фото 10.2).
4.7 - справа избы.
5.4 – пересекаем ручей на левый берег и через 200 метров обратно (фото 10.3), броды. Здесь дорога заканчивается, дальше тропа (фото 10.4 - 10.8).


10.1.

10.2.

10.3.

10.4.

10.5.

Тропа очень сырая, местами заболоченная, во многих местах из грунта сочится вода. Встречаются остатки старой гати (фото 10.8). Ситуацию осложнил начавшийся дождь. Местами приходится преодолевать заросли, там от мокрой листвы неприятностостей больше, чем от мокрого грунта.
9 – пер. Столы (фото 10.9). Раньше здесь стояла деревянная изба, которая много лет служила приютом туристским группам. Но потом она внезапно сгорела. И теперь на ее месте стоит щит с перечнем всего, что делать запрещено (фото 10.9). И начинается все с "Проход запрещен!". Вот валить лес гектарами, что мы видели на протяжении всего своего маршрута - так это запросто. А ходить пешком по лесу - ни в коем случае. Среди туристов сложилось устойчивое мнение, что изба сгорела не без участия лесников. Уж очень она мешела запрещеть здесь ходить.
С перевала на восток идет грунтовая дорога. Дорога вся проезжаема, но и здесь встречаются завалы (фото 10.10).
11.7 – Вышли на окраины курорта Буковель (фото 10.11). Далее грейдер.


10.6.

10.7.

10.8.

10.9.

10.10.

10.11.

13 – Асфальт. Более того, 13,7-14,9 км - велодорожка! (фото 10.12). Она начинается и заканчивается внезапно и, видимо, будет строиться дальше. Правда, асфальт на ней несколько горбатый, видимо, ложили вручную.
Пересекаем Буковель. 19 км - в одном из магазинов делаем символические закупки и заряжаем аккумуляторы. Пользуясь навесом у магазина, столом и лавками делаем привал и обед.
25.7 – Выезжаем на автотрассу Рахов - И-Франковск
30 – В Татарове (фото 10.13) поворот вправо на Ворохту (фото 10.14). Начал моросить дождь, но не долго.
36.7 – В центре Ворохты дозакупка продуктов.
44.8 – Вправо отворот на Заросляк (фото 10.15), едем прямо.
49.6 – Кривопольский перевал (фото 10.16).
57.4 – Лагерь между селами Кривополье и Стаище.


10.12.

10.13.

10.14.

10.15.

10.16.

Итоги дня:
пройдено - 57,4 км, из них
асфальт - 43,8 км,
грунтовые дороги - 10,0 км,
тропы и бездорожье 8,1 км;
набор высоты - 887 м.



 

Одиннадцатый день, 9 мая, среда. Ильцы – Яворник – Шибены – хр.Пневье


Трек дня

Утром сильная роса и выглянуло солнце (фото 11.1). Но тучи быстро затянули небо и снова нависла угроза дождя.
1.4 – Минеральный источник справа у дороги
7.2 – Сворачиваем вправо, на Буркут (фото 11.2). Дорога - грейдер (фото 11.3-11.5) с постепенным набором высоты.


11.1.

11.2.

11.3.

11.4.

11.5.

33.5 – КПП погранзоны, шлагбаум открыт. Приготовились к проверке, как минимум, документов. Но на нас никто не обращает внимания. Медленно проезжаем по дороге и едем дальше. Далее сворачиваем влево на мост через р. Ч.Черемош. За мостом расположена погранзастава. Но и там до нас никому никакого дела. Выезжаем из села и начинаем подъем по лесной грунтовке.
Углубившись в лес у ручья делаем привал и обед. Несколько раз пускался небольшой дождь.
34.3 – Выехали на отличную грейдерную дорогу (фото 11.6, 11.7), которая серпантином поднимантся по лесистому склону. Этой дороги нет на картах, на спутниковых снимках ее фрагмент виден лишь в самом верху. Дорогу только-только построили, о чем нам говорили местные жители.
38.2 – Конец леса (фото 11.8), далее грунтовка с камнями, идущая по гребню хребта Пневье. Здесь дует пронизывающий восточный ветер, иногда моросит дождь. Если останавливаться, то холодно. Справа расположена стена Черногорского хребта. Мы бы шли сейчас по нему, если бы не погода.


11.6.

11.7.

11.8.

11.9.

11.10.

43.7 – Слева от дороги добротный дом (фото 11.14) с несколькими пристройками. Хозяев нет. Два помещения открыты (кухня и спальня), остальные заперты. Открытые помещения воспринимаем, как приглашение. Еще достаточно светлого времени, можно было бы ехать, но на улице дует и моросит. А тут так гостеприимно. Останавливаемся на ночлег здесь (фото 11.15).


11.11.

11.12.

11.13.

11.14.

11.15.

Итоги дня:
пройдено - 44,7 км, из них
асфальт - 7,4 км,
грунтовые и грейдерные дороги - 37,3 км,
набор высоты - 1305 м.



 

Двенадцатый день, 10 мая, четверг. хр.Пневье


Трек дня

С утра также облачно.
Дорога по хребту довольно разнообразна. Есть участки хорошо накатанной грунтовки, есть разбитые, есть каменистые участки (фото 12.1 - 12.8). Несмотря на то, что мы едем по гребню хребта и отсюда все должно стекать, на дороге часто встречаются лужи (фото 12.2, 12.3, 12.5).


12.1.

12.2.

12.3.

12.4.

12.5.

10.7 - после спуска с горы Дуконя наш путь пересекает грунтовка, которая вправо ведет к Свято-Троицкому Дуконскому мужскому монастырю, до которого менее полутора километров (фото 12.9). Некоторое время обсуждаем, заехать туда, или нет. Мнения разделились, но большинство решило, что в другой раз.
17.5 - въезжаем в зону леса, где безмятежная езда закончилась. Дорога с незначительными промежутками на протяжении полукилометра почти полностью завалена упавшими деревьями. Но в отличии от перевала Мшана здесь можно двигаться параллельно дороге через лес, что мы и делаем. Через пол километра сворачиваем вправо, выходим из леса, где снова находим хорошую грунтовку.
19.6 – вправо от дороги 250 метров незначительного спуска к роднику. Привал, обед (фото 12.10).
Возвращаемся к дороге по хребту и продолжаем путь на юго-восток.


12.6.

12.7.

12.8.

12.9.

12.10.

12.11.

21.7 – Полонина Глистовата. На вершине горы недавно построенная часовня (фото 12.11). Здесь сворачиваем вправо, на юг-югозапад.
23 – километровый участок леса и снова проблема ветровала (фото 12.12-12.16). Завалы частично обходим лесом (фото 12.13), частично преодолеваем.


12.12.

12.13.

12.14.

12.15.

12.16.

После выхода из леса вроде бы неплохо накатанная дорога растворяется на траве полонины. Движемся вдоль небольшого овражка, возможно это результат размытия дороги ручьями.
Начался дождь. Постепенно он усилился и перешел в ливень. С градом. До леса дойти не успеваем. Прячемся от ветра за группой елей и на небольшом холмике накрываемся тентом (фото 12.18). Дождь был продолжительным и сильным (фото 12.19). Трава и мох пропитаны водой. Все пологие участки залиты лужами. Резко похолодало. Выше по склону в полукилометре от нас среди редких елей замечаем какое-то зеленое сооружение. Похоже на небольшой домик. Перебазировались к нему (фото 12.20). Дверь заперта. Но судя по раздолбанным петлям ее неоднократно выламывали. У нас ситуация не настолько критична, чтобы ломать двери. Располагаемся рядом под навесом, закрыв вход полиэтиленовым тентом (фото 12.20). Через некоторое время снова пошел дождь.


12.17.

12.18.

12.19.

12.20.

Итоги дня:
пройдено - 25,9 км грунтовых дорог,
набор высоты - 735 м.



 

Тринадцатый день, 11 мая, пятница. хр.Пневье – Перкалаб – Нижний Яловец – пер.Джоголь – Шепит – Селятин – пер.Шурдин – Долишний Шепит


Трек дня

Утром горные долины застелил туман (фото на заставке в самом верху). Возвращаемся к дороге и начинаем спуск (фото 13.1, 13.2). Через 4,5 км спускаемся к р. Прилучный (фото 13.3), а еще через километр к кляузе на р.Перкалаб.
7.4 – В начале поселка Перкалаб нас встречает сотрудник нац. парка Верховинский (фото 13.4). Состоялась милая беседа о том - о сем, тем не менее в ходе этой беседы сотрудник проверил наши документы и даже сличил фамилии в паспортах и маршрутной книжке. Экологи - это серьезно, это вам не пограничники в Шибене.
8.3 – устье р. Перкалаб, дальше - белый Черемош, вдоль которого идет дорога. По основному варианту нам направо, по запасному - налево. Но направо дальше нет населенных пунктов, а в Перкалабе нет магазинов. Идти без пополнения продуктов рисковано. Кроме того, вправо будет крутой подъем по грунтовым тропам, которые еще не просохли от дождя. С учетом всего этого едем по запасному варианту влево по дороге вдоль Б.Черемоша (фото 13.5).


13.1.

13.2.

13.3.

13.4.

13.5.

15.5 – в селе Нижний Яловец докупаем продукты, заряжаем аккумуляторы и сворачиваем вправо на дорогу вверх вдоль р. Яловичера (фото 13.6).
25.7 – перевал Джоголь (фото 13.7)
27.2 – Беседка со столом и скамейками. Привал и обед.
30.6 – с. Шепот. Далее влево по дороге вдоль р. Сучава. Здесь 15 км дорога идет вдоль границы с Румынией.
31.3 – Водопад Сучавский Гук (фото 13.8).
41 – центр села Селятин. Далее вправо через мост на правый берег и 2 км асфальта, затем снова грейдер (фото 13.9)
46 – В селе Русская (фото 13.10) сворачиваем влево от реки и начинаем подъем к пер. Шурдин. На повороте на небольшом пригорке (фото 13.10 справа) уцелевший памятник советским пограничникам.
58.1 – пер. Шурдин (фото 13.11). Далее десятикилометровый спуск.
68.5 – начало с. Долишний Шепот, начало асфальта.
74.7 – Лагерь

13.6.

13.7.

13.8.

13.9.

13.10.

13.11.

Итоги дня:
пройдено - 76,4 км, из них
асфальт - 9,0 км,
грунтовые дороги - 67,4 км,
набор высоты - 1124 м.



 

Четырнадцатый день, 12 мая, суббота. Долишний Шепит – Берегомет – Сторожинец – Черновцы


Трек дня

По плану завтра последний походный день. Но у нас нет обратных билетов. Учитывая праздничные дни, могут возникнуть сложности с отъездом. Поэтому решено пытать счастья уехать уже сегодня в Черновцах, до которых осталось порядка 70 км почти ровного асфальта. Необходимые параметры похода нужной категории сложности мы уже практически накатали, так что планировавшиеся на завтра километры почти ровного асфальта практически ничего не меняют. Если же сегодня вечером не удастся уехать из Черновцов, тогда продолжим запланированный путь до Каменца.


14.1.

14.2.

14.3.

14.4.

14.5.

В 15:20 мы на железнодорожном вокзале в Черновцах (фото 14.6). Черновцы - это железнодорожный тупик и вариантов отъезда совсем мало. И один из них есть сегодня вечером. Но на этот поезд есть всего один билет. Берем этот билет, пока его не выкупил кто-то другой. Остальным троим предстоит пересечь город до автовокзала и попытать счастья там. Пересекли, попытали - и нам повезло. Мы стали счастливыми обладателями билетов до Одессы с отправлением в 17:30. И у нас еще час времени на переодевание, разборку велосипедов и перепаковку вещей.

14.6. Вокзал

14.7. Наш лайнер

Итоги дня: пройдено - 81,6 км, из них асфальт - 72,6 км, брусчатка – 9 км набор высоты - 627 м.


Итоги, выводы и рекомендации


Запланированный маршрут успешно пройден с использованием как основного, так и запасных вариантов маршрута. Общая протяженность по велокомпьютеру составила 708 км, хотя трек в gpsies.com показывает лишь 668 км. Пройдено грунтовых дорог, троп и бездорожья 416 км (62%). Набор высоты составил 13,6 км.
Снега в этом году в мае необычно мало, на нашем маршруте его практически не было. Зато необычно много ветровала.
На маршруте обнаружено две новых дороги, которых нет на картах и на спутниковых снимках пока тоже. Первая - в верховьях реки Мшана, вторая - на подъеме из Шибене на хребет Пневье.


Список информационных источников

1. http://www.karpaty.com.ua - Українські Карпати
2. http://travel.org.ua/forums/viewforum.php?f=20 - Туризм в Карпатах. Форум
3. http://gmc.uzhgorod.ua/meteostations.php - Закарпатский гидрометцентр
4. велопоход по Карпатам 4 к.с., май 2014, рук. И.Нестеренко
5. велопоход по Карпатам, июнь 2014, рук. М.Сенько
6. велопоход по Карпатам 5 к.с., май 2013, рук. Д.Проценко
7. велопоход по Карпатам 4 к.с, июнь 2013, рук. Р.Куконеску
8. отчет о велопоходе по Карпатам, июнь 2013
9. велопоход по Карпатам 4 к.с., октябрь 2012, рук. А.Шатских
10. велопоход по Карпатам 3 к.с., август 2012, рук. Ф.Молодцов
11. велопоход по Карпатам 4 к.с., май 2012, рук. А.Ушаков
12. велопоход по Карпатам 4 к.с., май 2012, рук. Д.Проценко
13. велопоход по Карпатам 5 к.с., май 2011, рук. В.Буз 
14. велопоход по Карпатам 4 к.с., август 2011, рук. О.Чеченя
15. велопоход по Карпатам 4 к.с., август 2011, рук. Е.Канищев
16. велопоход по Карпатам 4 к.с., август 2011, рук. О.Кривошеев
17. велопоход по Карпатам 3 к.с., сентябрь 2010, рук. Ю.Касьянов
18. велопоход по Карпатам 3 к.с., май 2008, рук. А.Рыбаков
19. велопоход по Карпатам 4 к.с., май 2008, рук. Л.Феколин 
20. велопоход по Карпатам, август 2008, рук. С.Поэт
21. велопоход 5 к.с. по Карпатам, май 2005, рук. Я.Янко