К перечню велопоходов

 

Click here
Велопоход по Черноморским косам Одесской области

3-4 января 2010 г.

 

 

 

Нитка пройденного маршрута:

            Одесса - платф. Сухой Лиман - электричка - ст. Бугаз - Будакская коса - Курортное - Лебедевка - промоина в косе - Лебедевка - Базарьянка - Курортное - Белгород-Днестровский - электричка - платф. Сухой Лиман - Одесса.

Общая протяженность - 163 км   

 

Схема маршрута

 

Участники

 

Click here
Василий Буз
Click here
Лев Феколин
Click here
Александр Лепёхин

 

Цель похода

 

В этом походе мы планировали проехать по морскому побережью вдоль песчаных кос, отделяющих море от многочисленых лиманов, заехать в Вилково и завершить поход в Измаиле. Начинать велопоход мы собирались на станции Бугаз, куда доехать из Одессы электричкой. Предполагаемая протяженность маршрута составляла около 200 км, которые мы собирались проехать за три дня, а при благоприятных условиях - за два. Дороги вдоль кос нет, поэтому не менее 50 километров маршрута проходит по песку берега моря. Этот участок маршрута летом не проезжаем из-за рыхлого песка. Зимой, когда влажный песок смерзается, побережье становится вполне проезжаемым.

Зимний маршрут по песчаному побережью вдоль кромки моря стал уже традиционным. Вот ссылки на описание предыдущих наших велопоходов: 2005/2006, 2006/2007, 2007/2008, 2008/2009. Особенность маршрута в том, что каждый раз побережье разное, от легко проезжаемого идеально гладкого замерзшего песка до ледяных торосов, ледяных карнизов, промоин с ледяной шугой, скользкого льда, участков рыхлого песка. Все это может быть скрыто снежным покровом или слоем морской пены. Какие же сюрпризы море приготовило нам в этом году?


Первый день, 3 января.

 

В 8:30 сбор у "Маршала". Едем не на центральный вокзал, а на платформу Сухой Лиман. Загружаемся в электричку. Проводница встречает нас с улыбкой, говорит, что видит нас не первый раз, в подтверждение рассказывает, когда и с кем мы ездили в Вапнярку. Несмотря на знакомство, она пытается с нас за провоз велосипеда снять полную стоимость билета. Убеждаем ее, что она не права и с улыбками расстаемся.

Прибываем на станцию Бугаз (фото 1) и сразу к морю. Сегодняшней поездке предшествовал длительный теплый период и не было уверенности, что песок схватился на морозе. Действительно, встречаются участки рыхлого песка, но в основном можно ехать (фото 2).

Посреди Будакской косы наткнулись на недавно выброшенного морем катрана (фото 3, 4). Видимо, бедняга пострадал во время недавнего шторма.

До Сергеевского моста уверенно ехали почти не останавливаясь. Дальше все чаще стали попадаться непроездные рыхлые участки. Главная причина тому - вышедшее вопреки прогнозам солнце, на котором песок начал таять, несмотря на отрицательную температуру. Последние километры косы дались с особым трудом - двигались только пешком, причем, шли в основном по травяному сухостою со стороны лимана (фото 11), там песок не такой рыхлый.

Далее был магазин в Курортном и пустынный асфальт до Николаевки и далее к морю. Возле моря ситуация с качеством дороги кардинально изменилась (фото 14). Это в других странах при освоении территории прежде всего строят дороги, а у нас - прежде всего заборы (фото 14).

Обычно грунтовка вдоль обрыва (фото 15, 16) проезжалась легко, а сейчас она была изрядно разбита грузовиками. Вскоре стала понятна причина - перед Лебедевским лесом ведутся грандиозные земляные работы по срезанию берегового обрыва. Здесь же уже началось строительство котеджей. Видимо, скоро здесь появится забор и наш традиционный маршрут придется менять.

Проехав километр по лесу, решили ставить лагерь в сосновом участке леса. Еще рано и можно было бы ехать дальше, но ночевать на продуваемой и пустынной косе не хотелось.

За день пройдено 45,4 км.

Прибыли к месту 1.Прибыли к месту Выезд на песок 2.Выезд на песок Улыбка акулы 3.Улыбка акулы Click here 4. Сергеевский пляж 5.Сергеевский пляж Путь к Курортному 6.Путь к Курортному

 

Click here 7.Отпечаток морских волн Click here 8...кто-то увязнет...- ты, или я?... Click here 9.Дорога без автотранспорта Click here 10.Лежащие на пляже. Загорелые и не очень. Click here 11.Бурелом Будакской косы

 

Click here
12.Свинцовые волны
Click here 13.Будакская коса с подъема в Курортное Click here 14.Дорога - никакая. Зато какой забор! Click here 15.Путь к Лебедевскому лесу Click here 16.По самому по краю

 

Второй день, 4 января.



Ночью ветер активно посвистывал кронами деревьев. Утром пошел небольшой снег (фото 17, 18).

Через лес (фото 19, 21) и вдоль обрыва у берега моря выехали к Лебедевке - пустому в это время курортному поселку.

В самом начале косы наткнулись на растерзанное местными собаками тело дельфина.
Дальше начался продолжительный путь по косе, отделяющей море от лиманов Бурнас, Алибей и Шаганы. Это самый безлюдный и самый интересный участок маршрута.

Через километр от начала косы проехали место, где раньше был маленький домик рыбаков, а сейчас здесь стоит большой частный особняк.
Через три километра от начала косы проехали место искусственной прорвы между морем и лиманом, которая сейчас занесена песком (фото 25). Здесь же стоит и экскаватор (фото 26), с помощью которого весной эта прорва восстанавливается.

Иногда приходилось спешиваться (фото 27), но почти весь берег проезжаем.

Через девять километров косы наткнулись на вездеход (фото 28), который более чем на половину занесен песком. Зачем в этих местах вездеход - не понятно. Еще более непонятно, как он оказался в таком положении.

После этого мы еще 15 километров получали удовольствие от езды вдоль моря по безлюдной косе, которая здесь кажется бесконечной. Но внезапно мы наткнулись на место, которое не рассчитывали здесь встретить. Это была промоина шириной около 100 метров, соединившая море и лиман. Образовалась она, видимо, в результате недавнего сильного шторма. Обидно, что промоина была в самом конце лимана в двух километрах северо-восточнее Шаганского маяка (виден на фото 37).

Дальнейший наш путь был невозможен. Нужно поворачивать, и ехать по косе в обратном направлении. Все ничего, только ветер теперь будет встречный.

Глядя на промоину, Лев задумчиво спросил: "А что, если море, пока мы здесь ездим, размыло косу и с другой стороны, куда мы собираемся возвращаться?"

Путь обратно, несмотря на встречный ветер, казался более легким и быстрым. Песок лучше смерзся, заносов и провалов в рыхлый песок почти не было. За километр до конца косы Саша проколол заднее колесо и довольно долго менял камеру на морозе и ветру. Стемнело. Мы решили не разбивать лагерь в Лебедевском лесу, а, поужинав, ехать дальше в Белгород, откуда уезжать электричкой в Одессу.

Ветер стих. До Сергеевки на дороге не попадалось ни одной машины.

В Белгороде, слегка подремав, дождались электричку и загрузились в нее. Нас встретила все та же мило улыбающаяся проводница.

Вышли в Сухом Лимане и как только рассвело - въехали в город.
За день пройдено 118,2 км. Всего - 163,6 км

Click here 17.А утром пыталась прийти зима Click here 18.Кони заждались Click here 19.Лесная дорога Click here 20.Солнце Click here 21.

 

Click here 22.Коса южнее Лебедевки Click here 23.Самое начало косы Click here 24. Click here 25.Прорва зимой

 

26."Прорвокопатель" в ожидании весны Click here 27. Так кто из нас вездеход? 28.Так кто из нас вездеход? Click here 29.

 

Не все твердо, что гладко 30.Не все твердо, что гладко ... и берег, милый для меня 31... и берег, милый для меня Click here 32.

 

Click here 30. Берлога рапана 31.Берлога рапана Редкая птица долетит до середины косы и рееедкий велосипедист туда доедет 32.Редкая птица долетит до середины косы и рееедкий велосипедист туда доедет Click here 33. Обманчивая тишина 34.Обманчивая тишина

 

Click here 35. Промоина в косе после шторма 36.Промоина в косе после шторма Шаганский маяк уже совсем близко, но к нему не пройти 37.Шаганский маяк уже совсем близко, но к нему не пройти.

 

Привал 38.Привал Click here 39. Click here 40. В спину - солнечный ветер, в лицо - обычный 41.В спину - солнечный ветер, в лицо - обычный

 

Click here 42. Слева - море, справа - лиман 43.Слева - море, справа - лиман Click here 44. Ожидание электрички в Белгороде 45.Ожидание электрички в Белгороде

 

 

Заключение и выводы

 

1. Несмотря на изменение маршрута, основная "песочная" его часть пройдена практически полностью. Более того, из-за вынужденного возвращения пройденный по косе путь оказался длиннее запланированного и составил около 70 км. Непройденным оказался участок маршрута Приморское - Вилково - Измаил, пролегающий по дорогам с твердым покрытием и не представляющий интереса для зимнего катания. Там лучше ездить летом.

2. Несколько лет назад в самой первой поездке вдоль черноморских кос мы готовились к преодолению водных преград. Но опыт нескольких лет беспрепятственной езды по косам, плюс заверения рыбаков, что прорвы создаются искусственно по весне для запуска рыбы в лиманы, а зимой все прорвы и промоины море заносит песком, и мы решили, что зимой промоин не бывает. Но в этой поездке мы столкнулись с фактом, когда в результате мощного шторма в косе образовалась широкая и глубокая промоина, к преодолению которой мы были не готовы.

3. Мощный шторм, видимо, был дополнительной причиной гибели животных на косе. Мы встречали тела погибших гусей и лебедя, дельфина, катрана. Необычно много на берегу было раковин рапанов. Причем, если раньше они были в основном пустые, то сейчас практически все заполнены рапанами.

4. Зимние километры заметно длиннее летних. Раза в полтора. Раньше казалось случайностью, что те же дистанции зимой преодолевать труднее, чем летом. Но, видимо, это закономерность. Возможно, это связано с коротким световым днем, возможно с тем, что дополнительная одежда мешает движению, возможно с тем, что организм тратит часть сил на борьбу с холодом (это наиболее вероятно).

5. Реальная температура воздуха была на 3-4 градуса выше прогноза и изменялась от минус 4 до минус 6. Температура морской воды по данным синоптиков составляла 9,5 градуса. В таких условиях песок не успел основательно промерзнуть, особенно вблизи береговой линии. Но вцелом песок был проезжаем, особенно к концу второго дня пути.

6. В этой поездке из-за плохо промерзшего песка нередко происходили заносы и провалы в рыхлые участки песка. Это вызывало постоянное напряжение рук и движения рулем для сохранения устойчивости велосипеда. Как следствие - после похода ощущалась непривычно большая усталость кистей рук.

7. Морское побережье активно осваивается и превращается в участки частной территории. Если раньше активное строительство велось только на Будакской косе (в Затоке и со стороны Курортного), то теперь обширные строительные работы ведутся и между Николаевкой и Лебедевкой. На месте домика рыбаков на косе южнее Лебедевки уже вырос частный котедж.

8. Несмотря на не очень благоприятные условия для езды по прибрежному песку, а также вынужденное возвращение с середины маршрута, поездка была очень интересной и доставила массу положительных эмоций. Частичным свидетельством этого являются фотографии.

9. Мы еще раз убедились, что море одинаковым не бывает, каждая следующая поездка неразрывно связана с новыми сложностями и новыми впечатлениями.



----------Отчеты о других велопоходах----------





Hosted by uCoz