К перечню велопоходов

 


 

Вдоль побережья Тузловских лиманов

27 августа 2011 г.

 

Нитка маршрута:

Одесса - Сухой Лиман - (электричка) - Прибрежная - Беленькое - Софиевка - Адамовка - Благодатное - Широкое - Дивизия - брод через гирло лимана Хаджидер - берег оз. Алибей - брод через гирло лимана Карачаус - мыс Камчатский рожок - гирло лимана Будуры - Кочковатое - Желтый Яр - Дивизия - Широкое - Софиевка - Белгород-Днестровский - (электричка) - Сухой лиман - Одесса

 

Общая протяженность маршрута 168 км, из них основной участок от Прибрежной до Белгорода - 150 км, из них половина грунтовки.  

 

Схема пройденного маршрута

 

 

Участник - Василий Буз

 

 

 

Цели похода

1. Осмотреть побережье Тузловских лиманов, проверить возможность прохождения вброд мелей в местах соединения лиманов.

2. Пройти вброд гирло лимана Карачаус (около 4 км), не пройденное в одном из предыдущих походов.

3. Испытать технологию длинных бродов с велосипедом без плавсредства.

4. Осмотреть промоину в косе выше Шаганского маяка, проверить возможность прохождения ее вброд.

5. Пройти песчаную косу между морем и лиманами от Приморского до Лебедевки. Оценить возможность велосипедного проезда по ней летом.

Выполнены пункты 1-3. Из-за размыва брода в гирле лимана Будуры планировавшийся маршрут сокращен, пункты 4 и 5 не выполнены.



Каждый раз при поездке в южном направлении меня с вечера мучает вопрос, что лучше, выехать пораньше своим ходом и выиграть 2-3 часа светлого времени, либо выехать позже электричкой, потерять утреннее время, но сэкономить силы на 50-60 км пути? На сей раз победила лень. Выспавшись, в 8:30 выехал к платформе Сухой Лиман, в 9:15 сел в электричку, в 10:45 вышел на станции Прибрежная, что перед Белгородом-Днестровским.

Срезаю путь к селу Беленькое по грунтовке, а за ним сворачиваю с автотрассы Белгород – Курортное на запад и через Софиевку, Адамовку, Благодатное еду к селу Широкое. До Благодатного – асфальт, местами разбитый, но при отсутствии автотранспорта проезжается легко и с удовольствием. В Благодатном чуть менее километра неприятного гравия, а от Благодатного до Широкого 7 км неплохо укатанной грунтовки (фото 1). Вцелом этот маршрут до Широкого заметно приятнее, чем через Полевое и Долиновку (по которому мы ехали полтора месяца назад). За Широким (фото 2) еще 8 км грунтовок до с. Дивизия, перед которым поворот влево. Дорога сильно разбита, проще ехать по грунтовке левее.

Click here 1.Дорога в Широкое из Благодатного. Click here 2.За Широким. Click here 3.Побережье Лимана Хаджидер Click here 4.Побережье Лимана Хаджидер Click here 5.Побережье Лимана Хаджидер


Через 3,5 км от поворота упираюсь в автодорогу Тузлы – Татарбунары и чуть левее нахожу грунтовку дальше на юг вдоль небольшой лесопосадки. Выезжаю к лиману Хаджидер и еду вдоль берега (фото 3-5) около 6 км. В конце дорога теряется и приходится ехать по подсохшему берегу (фото 6-7). Ехать можно, но тяжело. По консистенции грунт, как полутвердый пластилин.

Click here 6.Подсохший берег Click here 7. Click here 8. Click here 9.Первый брод Click here 10.Брод пройден


Дальше был первый брод через протоку, соединяющую лиманы Хаджидер и Алибей. Из прошлой поездки он мне запомнился широкой зоной глубокого ила вдоль берега с множеством острых обломков ракушек. Зато основной участок брода был с твердым дном практически без ила. На сей раз ситуация изменилась – участок глубокого ила был коротким, зато по всей длине брода был небольшой слой ила.

Через этот пролив когда-то проходила дорога между селами Тузлы и Желтый Яр, она до сих пор обозначена на многих картах. Но соленое болото регулярно поглощало насыпь и человек устал спорить. Сейчас дорога идет в объезд лимана, а здесь от дороги лишь кое-где остались следы насыпи (фото 11).

Click here 11.Остатки насыпи Click here 12.Грунтовка вдоль берега Click here 13.Птичий рай Click here 14.Коса между лиманами Click here 15.


Чуть более двух километров по косе и остаткам насыпи на запад. Чем дальше, тем отчетливее насыпь и лучше дорога. Далее следовали 9 км грунтовки на юг вдоль берега лимана Алибей. Эта грунтовка (фото 12) отделена от обрывистого берега полосой густых зарослей деревьев и кустарника. Прошлый раз эти места меня поразили обилием птиц, особенно куропаток. Сейчас их почти не было. Доехав до конца полуострова, привал и обед в тени лесного массива.

Далее меня ждал самый интересный участок маршрута – четырехкилометровый брод через гирло лимана Карачаус. Собственно, брод – это лишь часть этого расстояния, поскольку здесь расположена цепочка маленьких вытянутых островов из ракушек. В прошлой поездке я прошел половину этого пути и повернул обратно, поскольку впереди был протяженный участок воды с глубоким илом на дне. Пешком преодолевать его с велосипедом на спине проблематично, а плавсредства у меня не было. Кроме того сильно досаждало огромное количество птиц, которые вели себя агрессивно.

Усилившийся восточный ветер поднял волну, которая взмутила воду со стороны лимана Алибей. А за косой, со стороны лимана Карачаус, вода оставалась прозрачной (фото 16).

На косе наткнулся на ручку глиняного кувшина (фото 17) непонятного исторического возраста. Такие находки на берегу лиманов и моря были в каждой поездке по этим местам. Это несколько удивительно, поскольку до ближайшего села километров 10, а на побережье лиманов и моря населенных пунктов здесь нет вообще из-за отсутствия пресной воды.

Click here 16. Click here 17. Click here 18. Click here 19. Click here 20.


На сей раз я решил снова не брать плавсредство, но использовать некоторую хитрость при переправе. Это был кусок рукава из полиэтиленовой пленки, в который укладывался велосипед, а края этого рукава плотно завязывались веревкой. Я снял переднее колесо и левую педаль, снятой с себя одеждой обмотал наиболее острые части велосипеда, затем все это завернул в кусок пористой подстилки под ламинат (фото 18). Затем всю эту конструкцию нужно было погрузить в полиэтиленовый рукав, завязать оба конца, и, наконец, все это поместить в велосипедный чехол, чтобы не повредить полиэтиленовую пленку обо что-нибудь острое. Но, как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Все перечисленные операции легко произвести дома на полу. Здесь было все иначе. Все, что не вода, было покрыто слоем битых и острых ракушек. Класть мою конструкцию из полиэтиленовой пленки на них нельзя было, все приходилось делать на весу. Плюс поднялся приличный ветер, который не только вырывал все из рук, но и норовил унести меня в лиман вместе с этим парусом из велосипеда. После нескольких попыток мне все же удалось собрать задуманное. Правда, поскольку все собиралось не так, как хотелось, последний этап укладывания в велочехол получился лишь частично – из чехла осталась торчала часть велосипеда в полиэтилене. Я опустил свое чудо на воду, привязал к нему веревку и начал свое путешествие через лиман. Ракушечные острова мне нужны были как ориентир, я шел по воде вдоль их берегов. Местами дно было твердым, но обычно около 20 см ила. Лишь один раз я набрел на место с глубиной ила на дне более чем по колено, пришлось его обходить.

Конфигурация островов сильно изменилась по сравнению с прошлым разом. В центральной части гирла группа островов исчезла вообще. Расстояние между островами было более полукилометра и я следующего острова не видел. Но глубина чуть более, чем по колено позволяла уверенно двигаться вперед в направлении мыса Камчатский Рожок.

Волны были слишком крупные для моей посудины, на ее «палубе» скапливалась вода, погружая ее еще глубже. Часть воздуха из полиэтиленового рукава вышла через неплотные завязки и конструкция напоминала не столько надувное плавсредство, сколько велосипед в вакуумной упаковке. При движении все это было похоже на подводную лодку, идущую на перископной глубине. Но какая-то положительная плавучесть сохранялась.

Click here 21. Click here 22. Click here 23. Click here 24. Click here 25.


Возле предпоследнего острова, опасаясь, что внутрь моего плавсредства попала вода, и что оно может повторить судьбу Титаника, я решил его разобрать. Но разборка судна показала, что вещи внутри сухие! А снижение плавучести связано только с выходом части воздуха через завязки, но она все равно оставалась достаточной.

Перенес велосипед через оставшийся брод (фото 26), последний участок гирла по небольшой косе (фото 27-28), затем посещение мыса Камчатский Рожок (фото 29), и движение дальше на запад вдоль обрывистого берега лимана Шаганы.

Начали встречаться охотники – ведь разгар охотничьего сезона на пернатую дичь. Теперь я понял, почему меня так сторонятся птицы на островах. А в прошлой поездке, которая была до начала охотничьего сезона, они не только не убегали, но и пытались атаковать меня и прогнать (что им удалось :) ). Группы охотников встречал в четырех местах, дважды они стояли стационарно с палатками. Охота велась открыто, без стремления скрыть свои действия, вероятно, официально. Это несколько странно, поскольку сейчас это территория национального парка. Хотя, ничего странного, если вспомнить, в какой стране мы живем. Вот еще одна свежая статья об этом. Охотники понятия не имеют, что находятся на территории национального парка, а местные советы, игнорируя указ президента, сдали территорию парка в аренду охотничьему хозяйству.

Click here 26. Click here 27. Click here 28.Конец брода Click here 29.Мыс Камчатский Рожок Click here 30.Берег лимана Шаганы


Коса между лиманами Будуры и Шаганы больше покрыта растительностью, чем предыдущие косы. В ней спрятаны многочисленные гнезда птиц, в первую очередь, мартынов. Неоднократно встречал убегающих в траву совсем мелких птенцов, что удивительно - ведь уже осень начинается. Вероятно высиживание птенцов здесь длится до зимы.

В конце косы (фото 31-32) меня подстерегала неудача. Пролив между озерами, который мне предстояло преодолеть (справа на фото 32), стал заметно шире, чем в прошлой поездке. Разведка показала, что он стал и глубже. Простым переносом велосипеда здесь вряд ли обойдется, нужно снова готовить плавсредство из велосипеда. Он, конечно, попроще, чем предыдущая переправа, но времени отнимет немало.

Я планировал заночевать в районе Шаганского маяка, до которого осталось около 20 км побережья лимана - там есть кустарник, камыши, можно укрыться от ветра. Кроме того, мне вечером, в крайнем случае рано утром нужно было знать план дальнейших действий - форсирую ли я промоину в косе в районе Шаганского маяка и прохожу по косе до Лебедевки, либо поворачиваю обратно в объезд по дорогам. Поскольку я не брал с собой палатку и спальник, к Шаганскому маяку мне нужно успеть засветло, чтобы оборудовать место ночлега. Светлого времени у меня осталось час-полтора. А впереди 20 км побережья и переправа, спешка на которой неуместна. Вот здесь я пожалел об утренней лени, надо было выехать пораньше и сейчас иметь дополнительно часа два светлого времени.

Учитывая все это, решено не переправляться, а повернуть назад, искать выезд к дороге и ехать домой.

По грунтовкам засветло успел доехать до асфальта Татарбунары - Белгород в селе Желтый Яр. Здесь в местном магазине-кафе устроил небольшой ужин.

От Дивизии до Благодатного ехал той-же дорогой по грунтовкам. Ночь была очень темной, возможно поэтому увлекшись объездом выбоин на дороге я проскочил в Софиевке отворот на Беленькое. Значит, придется ехать не своим ходом в Одессу, а в Белгород и там ждать электричку.
Click here 31.Коса между Будуры и Шаганы Click here 32.Пролив между лиманами Click here
33.Это село Желтый Яр, а не характеристика места, куда попал






Выводы

1. Очередной раз пройдены вброд гирла лиманов, в том числе, самый длинный четырехкилометровый брод в гирле лимана Карачаус.

2. Вполне успешно испытан новый способ транспортировки велосипеда через брод, хотя технологию сборки плавсредства нужно еще дорабатывать.

3. Из-за нехватки времени не разведана промоина в косе в районе Шаганского маяка.

4. Не взирая на то, что два года назад в этих местах указом президента образован национальный парк "Тузловские лиманы", никаких природоохранных мер не принято, в частности, по прежнему активно ведется охота на пернатую дичь.

 



Hosted by uCoz