К перечню велопоходов

 


 

Алешковские пески

1 - 3 января 2011 г.

 

Нитка маршрута:

Одеса - (поезд №650) - Великие Копани - пересечение Алешковских песков с юга на север - автотрасса Каховка-Цюрупинск - Пролетарка - Раденск - Костогрызово - Алешковские пески - Цюрупинск - Херсон - (поезд №317) - Одесса

 

Общая протяженность маршрута – около 200 км

 

Трек маршрута

 

Архив погоды

 

 

Участники:


Николай (GNG)

Саша (Avalanchik)

Лев

Денис

Федор (Федор)

Саша (Шурави)

Василий (Vasily)

 

 

 

Идея похода

Несколько лет лет назад возникла гипотеза о том, что зимой, когда влажный песок замерзает и становится твердым, можно сравнительно легко проехать песчаный массив в Херсонской области, который принято считать самой большой пустыней Европы. В обычных летних условиях песок там рыхлый и не то что ехать на велосипеде - ходить не просто.

Первая попытка проехать пустыню по замерзшему песку была предпринята в январе 2009. В этом походе на велосипедах пересекли наибольший песчаный массив Алешковских песков с востока на запад. Ехать по песку оказалось даже проще, чем мы ожидали. Впечатления от такой езды очень необычные и интересные. Естественно, было желание повторить такую поездку и, например, пройти пустыню по наибольшему ее диаметру с юга на север.

Основные требования к погодным условиям - мороз не меньше 3-5 градусов и отсутствие или незначительный снежный покров. В начале января синоптики давали прогноз температуры по Херсону от нуля до минус шести. Решено ехать.

 

 

Первый день, 1 января, суббота

Выехали из Одессы поездом №650 Одесса-Симферополь в 19:29. Прибыли на станцию Великие Копани в 1:46. В отличие от Одессы здесь снега нет совсем. Собрали велосипеды, перешли через железнодорожное полотно, за которым вдоль железной дороги идет асфальтовая дорога. Едем по этой дороге вправо, на юго-восток. Через километр находим съезд с этой дороги влево на лесную грунтовку. Углубляемся в лес, находим удобную поляну и ставим лагерь. Всего проехали около двух километров.

 

Второй день, 2 января, воскресенье

Подъем в 7:15, легкий завтрак (фото 1), сборы и выход в 8:30. С утра - минус шесть (фото 2), что дает надежду на успешное прохождение пустыни.

Двигаемся на север вдоль широкой просеки с многочисленными барханами (фото 3-6). Песок барханов удерживается корнями травы и деревьев (фото 4). Средняя высота барханов около 5 метров, но подъемы на них достаточно крутые. Учитывая это и отсутствие дорог ехать удается далеко не везде, не смотря на твердый смерзшийся песок.

Click here
1.Первое утро
Click here
2.За ночь байки поседели
Click here
3.Просека
Click here
4.На бархане
Влажный песок был надежно скован морозом. На открытых для солнечных лучей пространствах верхний слой песка подсох и на поверхности был тонкий слой рыхлого песка (до 1 см), практически не мешающий езде. На лесных дорогах, куда не проникали солнечные лучи, поверхность песка была твердой, практически без сухого слоя.

Через километр от места лагеря закончился лес и началась обширная холмистая равнина. Мы взобрались на песчаный холм (фото 9), который по нашим предположениям был высшей точкой Алешковских песков (гора Крутая, 28,5 м). Правда, альтиметр показывал высоту только 24 метра, так что, возможно, это другой холм. Но все равно с него открывался прекрасный вид бескрайних песков (фото 10).

Click here
5.Просека
Click here
6.
Click here
7.
Click here
8.Иней на песке
Поверхность песка была покрыта слоем инея (фото 8). Но солнечные лучи отогревали южные склоны барханов и там иней быстро растаял. Все это расширяло цветовую гамму и придавало необычный вид барханам (фото 13-18).

Click here
9.На вершине
Click here
10.Вид с вершины
Click here
11.
Click here
12."Бетон" застыл
Click here
13.Песчаные горы
Вначале поверхность замерзшего песка была твердой и на ней почти не оставалось следов от велосипеда (фото 12). Особенности езды по замерзшему песку хорошо водны на видео, представленном в конце описания этого дня. Но постепенно солнце отогревало южные склоны барханов и песок там становился рыхлым. Уверенно ехать по песку можно было примерно до десяти утра, затем все чаще приходилось спешиваться, а последний участок песчаного массива мы прошли практически пешком. Свободные от травы ровные песчаные поверхности, которые еще недавно доставляли большое удовольствие от езды (фото 14-16,18,21,25,27), стали преодолеваться с трудом из-за оттаявшего рыхлого песка (фото 36,41,46).

Click here
14.
Click here
15.
Click here
16.
Click here
17.
Click here
18.
Click here
19.
Click here
20.
Click here
21.
Click here
22.
Click here
23.
Click here
24.
Click here
25.
Click here
26.
Click here
27.
Click here
28.
Click here
29.
Click here
30.
Click here
31.По волнам
Click here
32.Осколок
На поверхности песка встречалось много осколков (здесь раньше был полигон бомбометания), причем, особенно много их в центральной части пустыни. Размеры осколков от совсем кроходных до весьма солидных (фото 32). Основания воронок заросли деревьями, в основном березой. Довольно странное сочетание песчаных массивов и влаголюбивой березы. Но здесь высокий уровень грунтовых вод и береза легко находит удобное для себя место. Нередко основания воронок покрыты слоем воды, а все такое место вместе с обломанными стволами берез напоминает фрагмент северного болота.
Click here
33.На солнце песок оттаивает
Click here
34.У каждого своя дорога
Click here
35.Среди воронок-оазисов
Click here
36.
Click here
37.
Click here
38.
Click here
39.
Click here
40.
Click here
41.
Click here
42.
Click here
43.
Click here
44.
Click here
45.Новогоднее убранство пустыни
Click here
46.
За 2 км до начала леса барханистая часть пустыни закончилась. Началась ровная степь, поросшая густой травой (фото 49, 54). Вот здесь то и начались новые и совершенно неожиданные для нас испытания. Немалая часть степи была залита водой. Водные преграды располагались полосами перпендикулярно направлению нашего движения, шириной от 3 до 20 метров и глубиной в среднем порядка 20 см. Обходить их было делом бесперспективным, пришлось преодолевать. Лед был тонким, а в некоторых местах отсутствовал вообще. Попытки пройти по льду часто заканчивались неизбежным провалом. Было другое решение - разогнаться и быстро проехать по льду, чтобы он не успел проломиться. Груженное заднее колесо иногда проваливалось, но за счет большой скорости снова выезжало на лед и так можно было преодолеть всю водную преграду до начала твердого грунта. Все было хорошо до тех пор, пока у Льва не произошла какая-то путаница в колесах и вместо заднего колеса лед проломило переднее. Дальше было несколько секунд свободного полета через руль, а затем пролом телом льда и погружение его на перископную глубину. После этого первым тактику изменил Денис, не желая намокать он разулся и пошел по льду босиком, аки посуху (фото 50). Это пример оказался заразительным и был подхвачен другими (фото 51). Но некоторые принципиальные велосипедисты все же продолжали преодолевать водные преграды с разгона в седле (фото 52).

Click here
47.
Click here
48.
Click here
49.Песка все меньше, травы и воды все больше
Click here
50.По тонкому льду
Click here
51.Такая она, пустыня
Еще немного, и мы уперлись в шикарную песчаную дорогу (фото 55), почти автомагистраль, по которой легко доехали до леса.

К двум часам дня мы достигли леса на северном краю пустыни. Были два предложения по вопросу обеда: 1 – сделать легкий перекус и ехать дальше, 2 – приготовить на костре полноценный обед. Почти единодушно был выбран второй вариант. В качестве источника воды послужил лед (фото 56, 57) тех самых водных преград, которые так подпортили нам концовку прохождения пустыни.

После обеда, оценив оставшуюся часть светового дня, а также учитывая наличие костра и хорошей поляны для палаток на месте обеда, решено дальше не ехать, а ночевать здесь.

Click here
52.
Click here
53.
Click here
54.Конец пустыни
Click here
55.Автотрасса на краю пустыни
Click here
56.Лед, собранный в пустыне
Click here
57.Воду из льда получить легко.
Click here
58.Все готово!
Click here
59.Всеобщая занятость

 

Третий день, 3 января, понедельник

Утром пасмурно, незначительный мороз. Выехали в 9:50. Через 4 км от места лагеря песчаная грунтовка достигла асфальтовой дороги, по которой мы поехали влево в сторону Херсона (фото 62). Еще через 8 км перекресток (фото 63), на котором сворачиваем влево, на Раденск. По пустынной асфальтовой дороге при небольшом попутном ветре ехать легко и приятно.

Click here
60.К дороге
Click here
61.
Click here
62.Дорога на Цюрупинск
Click here
63.Тут свернули в Раденск
Click here
64.


В центре Раденска подъехали к кафе "Рябинушка" (фото 64), знакомому нам еще по прошлой зимней поездке. В этом кафе нас прошлый раз замечательно накормили и отогрели.
Вчерашняя ситуация с обедом повторилась. Все то же лицо (не станем называть его имени), приятной усатой наружности, предложило не тратить время на обед, а ехать дальше. Но как и вчера, все единодушно предпочли вариант полноценного обеда (фото 65, 66).

Click here
65.Вот оно, счастье
Click here
66.А Дед Мороз поближе к ёлке
Click here
67.Послеобеденное село
Click here
68.Пока дорога отличная
Click here
69.Перекресток


После обеда по асфальту двинули на юго-запад к селу Костогрызово. В начале села (фото 67) свернули вправо на грунтовку с замерзшими лужами, которая вскоре превратилась в песчаную дорогу, идущую через лес (фото 68, 69). Лес быстро закончился и далее ехали в основном по песчаным полям и местам вырубок. Площади вырубленных лесов значительны. Участков с посаженным молодым лесом не встречали ни разу.

На пути было немало больших луж (фото 70, 71, 73, 74, 79, 80). Но они в большинстве были покрыты слоем льда и преодоление этих водных преград не составляло труда. А вот песок во многих местах уже оттаял, приходилось эти участки преодолевать пешком (фото 78, 81, 82).

Click here
70.Чем дальше в пустыню, тем больше воды
Click here
71.
Click here
72.Здесь прошли люди
Click here
73.Привычный объезд
Click here
74.


Click here
75.Два Сусанина
Click here
76.Привал
Click here
77.
Click here
78.
Click here
79.


Click here
80.
Click here
81.
Click here
82.
Click here
83.
Click here
84.


Характерная особенность окресностей Цюрупинска и Голой Пристани - наличие велосипедных дорожек (86, 87). Качество асфальта на них, конечно, еще то, но все равно приятен сам факт их существования.

К мосту через Днепр выехали еще засветло, а вот по Херсону к ж/д вокзалу добирались уже в темноте.
Успешно приобрели билеты на поезд Запорожье-Одесса, который прибывает в Херсон в 21:00 и стоит здесь более получаса.

Click here
85.
Click here
86.Начало велодорожки
Click here
87.Такой вот рассадник
Click here
88.Днепр


В ходе ожидания поезда произошло неожиданное и приятное знакомство с Валентиной и Лиамом, американским музыкантом (фото 91). Являясь поклонниками философии Льва Толстого они совершили длительное велосипедное путешествие из итальянского города Сиракузы в Украину. Намерены продолжить свое путешествие далее в Тулу на родину Льва Толстого. Подробнее здесь

Click here
89.В ожидании поезда
Click here
90.В ожидании поезда
Click here
91.Неожиданное знакомство.


 

 

Заключение

Несмотря на небольшую оттепель, которая привела к оттаиванию песка, основные цели похода достигнуты. Совершено велосипедное пересечение самого большого песчаного массива Алешковских песков по "длинному" диаметру - с юга на север. Значительная часть пройдена в седле по твердому замерзшему песку. Также пройден другой участок Алешковских песков между Костогрызово и Цюрупинском.

Условия езды и характеристики песчаной поверхности были близки к тем, которые были в предыдущем походе. Т.е. тот успешный переезд на велосипеде через пустыню зимой был не случайностью.

Если песок замерз, то ехать по пустыне можно с одинаковым успехом в любом направлении, дорога не нужна. Следует отметить, что в этой поездке кустики травы сформировали небольшие кочки и создавали некоторые неудобства при езде. Лучше было выбирать гладкие участки песка без травы. А в прошлой поездке трава на песке росла в виде отдельных стеблей, а не кустов, никаких кочек не было, ехать было легко везде. Вероятно это связано с какими-то погодными отличиями 2008 и 2010 годов.

Для успешной езды по песку нужно, чтобы температура воздуха была не выше 3-5 градусов мороза. Желательны предшествующие дожди.

Если лед при повышении температуры тает медленно и долгое время сохраняет твердость, то влажный песок довольно быстро оттаивает и становится рыхлым. Это, видимо, связано с небольшим содержанием воды в песке.

В солнечную погоду следует для передвижения по песку эффективнее использовать раннее утро.

Зимний велопоход предъявляет особые требования к снаряжению и навыкам участников. Этот поход стал неплохой проверкой для всего этого.

Алешковские пески не являются самой большой пустыней в Европе. На границе России и Казахстана есть поболее. Да и не пустыня это вовсе. Даже полупустыней ее можно назвать с натяжкой. В низинах расположено множество лесистых и даже заболоченных участков. Но местность очень своеобразная и интересная.

Между Костогрызово и Цюрупинском значительные площади леса вырублены. Молодых посадок леса мы не видели нигде. Самопроизвольного заростания вырубок молодняком, как это происходит в тайге, здесь не наблюдается.

Из животного мира несколько раз встречали зайцев, сухие шкуры змей, видели следы мышей и лис. Птиц сравнительно мало.



Еще фото от Федора - http://picasaweb.google.com/MFedorV/amtWxF?feat=directlink
и от Шурави - http://www.photoshare.ru/photo6612902.html

 

 

Перечень ссылок

 

1. http://shatuny.narod.ru/oleshki.htm - Велопоход по пескам Херсонщины, январь 2009

2. http://shatuni.narod.ru/kinburn06.htm - Велопоход по Херсонской области, весна 2006

3. http://krivbasbike.borda.ru/?1-12-0-00000023-000-0-0-1238732282 - 2009 год март Алешковские пески

4. http://www.svitzaochi.com/content22.html - Алешки по діагоналі

5. http://www.extremalov.net/gallery/1 - Алешковские пески самая большая пустыня Европы

6. http://velokrivbass.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=1131 - Мини-поход "Алешковские пески. Весна 2010"

7. http://www.veloturkiev.com/otchet/ukr/aleshki2010.html - Велопоход 1 к.с. Алешки 2010

8. http://velokrivbass.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=2151 - поход "Алешковские пески", декабрь 2010

 



Hosted by uCoz