К списку велопоходов

Украинское Полесье
велопоход 6 - 14 октября 2011 г.

 

Маршрутная книжка         90/11

Руководитель группы – Лепёхин Александр

 

Параметры похода

 

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность

Срок проведения

Общая

Ходовых дней

велосипедный

третья

630
из них грунтовок - 309

9

8

6 - 14 октября 2011 г

Пройденный маршрут:
Золочев – Подгорцы – Подкамень – Тытирки – Броды – Рогозине – Луцк – Киверцы – Колки – Маневичи – Прилесное – Галузия – Березина – оз.Белое – Рудка – Мульчицы – Млынок – Белое – Дибровск – Сварицевичи – Золотое – Рудня – Высоцк – Переброды – Дроздынь – Заболотье – Березовое – Глинное – Каменка – Журжевичи – Юрово – Шебедиха – Замысловичи – Дружба – Диброва – Белокоровичи – Коростень

Схема маршрута



Участники похода
Click here
Александр Лепехин (руководитель)
Click here
Александр Дишливенко (механик)
Click here
Евгений Бурлака (завпрод, завмед)

а также попутчики, присоединившиеся на четвертый день пути:
Click here
Владислав Малышев
Click here
Лев Феколин
Click here
Елена Приходько
Click here
Денис Проценко
Click here
Василий Буз

График движения

№ п/п

Дата

Общее расстояние за день, км

Асфальт, км

Грунтовых дорог, км

Ходовое время

Средняя скорость, км/час

1

6.10

50

18

32

4:31

11,6

2

7.10

77,6

46,6

31

5:17

15

3

8.10

91,5

67,5

24

5:47

16,7

4

9.10

93,6

75,8

17,8

6:00

15,6

5

10.10

73

15,3

57,7

5:20

13,7

6

11.10

72,5

10,5

62

6:20

11,5

7

12.10

72

25,6

46,4

5:40

12,7

8

13.10

99,5

61,2

38,3

5:45

17,3

Всего

629,7

320,5

309,2

44:20

14,2

.

Информация о районе путешествия

Крайнюю северо-западную часть Украины занимает Украинское Полесье. Оно представляет собой южную оконечность крупной Полесской низменности – сильно заболоченной равнинной территории с широкими водоразделами и речными долинами с пологими склонами.

Украинское Полесье включает три подобласти: Волынское, Ровенское и Киевское Полесье. На юге Украинское Полесье граничит с Волынской и Приднепровской возвышенностями и довольно чётко выделяется в рельефе. Его граница протягивается от Владимира-Волынского севернее Луцка и Ровно, далее на восток, проходит по линии Коростень – Вышгород. Рельеф Украинского Полесья преимущественно равнинный, с часто встречающимися невысокими холмистыми поднятиями и валами, обязанными своим происхождением деятельности ледника. Он характеризуется небольшими высотами (150-200 м), наибольшие из которых связаны с Овручским кряжем (до 316 м).

В пределах Украинского Полесья выделяется широкая (до 30-40 км) долина Припяти – наибольшего правого притока Днепра. Значительную площадь в ней занимает пойма, ширина которой колеблется в пределах 2-20 км. Рельеф поймы характеризуется наличием множества стариц, протоков, небольших озёр, эоловых холмов и гряд.

В полесской зоне находится более 40% лесного фонда Украины. Эти леса играют большую роль в климатообразовании. Кроме того, здесь значительное количество озер и болот.
Значительные территории полесья объявлены заповедниками.

С точки зрения велотуризма основные сложности здесь связаны со значительным количеством дорог с рыхлым и глубоким песком. Немало здесь и брусчаток. Сложности могут также возникнуть при преодолении небольших рек или дренажных каналов из-за разрушенных мостов.

Общая идея похода

Велосипедный поход проходящий по данному маршруту, позволяет ознакомиться с интересными природными объектами, памятниками архитектуры на территории Западной Украины, а также ландшафтными заповедниками Украинского Полесья. Отработать навыки передвижения по местности, имеющей достаточно большие, сложные для ориентирования и местами трудно преодолеваемые лесные массивы.

Позапрошлой осенью нами совершен велопоход по Полесью. Маршрут не был пройден полностью, главным образом, из-за погодных условий. Но места там настолько красивы, особенно осенью, что, уезжая, мы были уверены, что сюда обязательно еще вернемся.

Маршрут этого похода является продолжением предыдущего и проходит, в основном, по северу Ровенской и Житомирской областей. Он проходит через несколько территорий Ровенского и Полесского заповедников со множеством интересных природных достопримечательностей.

Была выбрана за начало маршрута станция Золочев. Это позволило на участке до Луцка осмотреть несколько замков и природные достопримечательности – Чертов камень в Подкамене и Триног возле села Летовище.

В Полесской части маршрута основной интерес представляли озеро Белое, полесская узкоколейка Антоновка – Заречное, озера Ровенского заповедника, Юзефинский дуб, возрастом более 1000 лет, Полесский заповедник, Каменное село, Дедово озеро.

 

График движения по участкам дороги

п/.п

Дата

Участок маршрута

Текущий кило

метр начала участка

Протяжен-ность,  км

Характеристика дороги

 

6.10

Золочев - Подгорцы

0

18

Асфальт. Слабое движение автотранспорта.

 

 

Подгорцы - Перелески

18

32

Грунтовка, грейдер

 

7.10

Перелески - Летовище

50

8

Грунтовка

 

 

Летовище - Подкамень

58

11

Грейдер

 

 

Подкамень - Балки

69

46,6

Асфальт

 

 

Балки - Хотин

115,6

12

Грунтовка, песок, брусчатка

 

8.10

Хотин - Рогозное

127,6

24

Грунтовка, песок, брусчатка

 

 

Рогозное - Луцк - Киверцы

151,6

67,5

Асфальт

1

9.10

Киверцы - Прилесное

219,1

61.4

Асфальт. Умеренное движение автотранспорта. (фото 1-6)

2

 

Прилесное - Галузия

280,5

8.4

Асфальт. Слабое движение автотранспорта (фото 7, 8)

3

 

Галузия – Бельская Воля

288,9

14.4

Песок, грейдер, грунтовка. (фото 9-17)

4

 

Бельская Воля – оз. Белое (место ночевки)

303,3

3.5

Лесная песчаная дорога, тропа. Заросшая просека в лесу, бурелом, заросли кустарника. Песчаная тропа вдоль озера. (Фото 19-21)

5

10.10

Оз. Белое – База отдыха

306,8

2.2

Песчаная тропа вдоль озера, переходящая в песчаную дорогу. (фото 24-25)

6

 

База отдыха - Рудка

309

1.8

Асфальт

7

 

Рудка - отворот на Мульчинцы

310,8

4.5

Брусчатка (фото 26)

8

 

Грунтовка вдоль канала и через поле

323,6

11.1

Грунтовка, местами песок. (фото 27-30)

9

 

Перед слынок

326,4

5.1

Грейдер (фото 31)

10

 

Млынок

331,5

2.4

Разбитый асфальт, грейдер.

11

 

Млынок – Белое

333,9

6.9

Ж.д. переезд (фото 33).  Песчаная тропа вдоль железной дороги (фото 34-41). Два моста через реки (фото 35, 38).

12

 

Белое – Дубровск

340,8

10.3

Переезд, с. Белое. 400 метров разбитого асфальта (фото 42) и снова песок (фото 43-44, 46-49). Переход речки по бревенчатой кладке (фото 50)

13

 

Дубровск - Сварицевичи

351,1

13.1

3 км грейдер перед с. Дубровск, далее песок (фото 55), брусчатка (фото 56, 58).

14

 

Сварицевичи - автотрасса

364,2

4.5

Песчаная грунтовка, километровый участок сырой грунтовки через поле с налипанием земли на колеса (фото 61), далее дорога с рыхлым песком через лес (фото 62).

15

 

Автотрасса – место ночевки за с. Лесовое

368,7

11.1

Асфальт

16

11.10

место ночевки – Золотое

379,8

4.9

Асфальт (фото 64, 65)

17

 

Золотое - Рудня

384,7

8.1

Брусчатка (фото 66)

18

 

Рудня - автотрасса

392,8

2.8

Рыхлый песок (фото 67). Часто приходится спешиваться.

29

 

автотрасса

395,6

0.6

Асфальт.

20

 

Автотрасса - Высоцк

396,2

3.7

Грунтовка, рыхлый песок дорогах

21

 

Высоцк

399,9

0.5

Асфальт в с. Высоцк

22

 

Высоцк - Хилин

400,4

5

Грунтовка, песок (фото 69-72). Понтонный мост через реку (фото 69).

23

 

Хилин - Удрицк

405,4

2.8

Километр грейдера (фото 73), далее брусчатка (фото 74).

24

 

Удрицк – перед с. Переброды

408,2

16.9

0,5 км асфальт, далее брусчатка (фото 75-77).

25

 

Перед Переброды – пруд  Сатурн

425,1

12.4

4 км асфальт (фото 81, 83), далее грейдер (фото 84-85)

26

 

Пруд Сатурн – перед  Дроздынь (место ночевки)

437,5

14.7

Песок (фото 87-90). Переправа по бревенчатому мостику (фото 92-93). Далее рыхлый песок (фото 94-96)

27

12.10

Дроздынь - Глинное

452,2

25.3

Отличный асфальт (фото 99-100). Транспорта почти нет.

28

 

Глинное – Каменное

477,5

18.7

Грейдер, местами следы старого разбитого асфальта. В конце участка – 0,5 км лесной грунтовки.

29

 

Каменное – Журжевичи

496,2

17.4

2 км брусчатки (фото 108), далее песок (фото 109-117)

30

 

Журжевичи – лагерь за Юрово

513,6

13.2

0,3 км асфальт, далее песчаные лесные дороги и тропы (фото 120-121). Переход по навесному мосту через р. Уборть.

31

13.10

Место ночевки - Шебедиха

526,8

11.6

Лесная песчаная дорога (фото 123-124)

32

 

Шебедиха - Белокоровичи

538,4

32.6

Песчаный грейдер (фото 126-127). В с. Замысловичи 4 км брусчатки. В с. Диброва 2,5 км асфальта

33

 

Белокоровичи - автотрасса

571

7.3

Асфальт

34

 

Автотрасса – перекресток на объездной

578,3

33.3

Автотрасса Киев – Варшава. Отличная бетонка.

35

 

Перекресток - Коростень

611,6

18.1

Асфальт (фото 129)

 

Описание прохождения маршрута

Первый ходовой день, 6 октября

Утром в 5ч 45мин двое участников сошли с поезда Одесса – Львов на станции Золочев. Поезд стоит две минуты. На перроне возле здания вокзала собрали велосипеды навесили и закрепили велорюкзаки, после чего отправились осматривать город. Третий участник прибывает поездом из Херсона к 11 часам дня. Пройдя через здание ЖД вокзала, направляемся на север, проехав около 4–х километров, попадаем на автостанцию, поворачиваем вправо, примерно через километр подъёма подъезжаем к замку. Построенный в 1634 – 1636 годах для воеводы Русского Якуба Собеского, замок хорошо сохранился. Осмотрев рвы и стены цитадели, фотографируем выставленные средневековые орудия труда, возвращаемся к вокзалу.

Click here
1а.Сторожевая башня одного из бастионов
Click here
2а.Главный вход с подъёмным мостом
Click here
3а.
Click here
4а.


Встречаем третьего участника, собираемся и выезжаем на север, через город в направлении Пидкаменца. Проехав от городской черты 12 км по хорошему асфальту, пересекаем реку Западный Буг. Вокруг степь с холмами поросшими лесом.

Через 5 км подъезжаем к знаку Пидгирцы, через 200 метров справа у дороги хорошо оборудованный родник. Шоссе поворачивает на право, нам открывается вид на старинный костёл.

Click here
5а.
Click here
6а.
Click here
7а.
Click here
8а.


Через дорогу напротив, стоянка автобусов и площадка где торгуют сувенирами. Дальше вход в парк на территории которого расположен Пидгирский замок, возведенный в 1635-1640 годах для коронного гетьмана Станислава Концепольского. Замок производит сильное впечатление архитектурными формами. Красивая панорама открывается с нижней террасы замка.

Осматриваем замок, возвращаемся к костёлу, слева от него находим просёлочную дорогу и по ней углубляемся в лес. Грунтовка через 2 километра переходит в песчанку которая иногда пропадает и приходится продираться напролом отыскивая дорогу. Лес производит странное впечатление: дикий и заброшенный, с редкими следами вырубок, при этом стоит абсолютная тишина, полное отсутствие зверей и птиц. Через 7 километров дорога привела к озеру, поворачиваем на север в сторону села Ясенево, проехав около двух километров останавливаемся в небольшом хуторке где нас угостили яблоками и дали на дорогу воды.

Click here
9а.
Click here
10а.
Click here
11а.
Click here
12а.
Click here
13а.


Едем вдоль речки Луг в село Жарково, за селом поворачиваем на север в лес проехав около 6 километров хорошей грунтовки покрытой щебнем сворачиваем на указателе (второстепенная дорога) направо к деревне Перелиски, проехав её видим гору Высокий камень. Через 2 километра развилка, дорога направо ведёт в село Литовище. На развилке поднимаемся по грунтовке вверх по холму и становимся на ночлег.

За день пройдено 50 км, из них более 60% грунтовки, время движения 4:31.



Второй ходовой день, 7 октября

Утром позавтракав, приступаем к поиску Тринига, который по GPS находится в 500 метрах, а на местности в непролазном лесу. Спускаемся по заросшей тропке 300 метров вниз, а затем вверх, последние 30 метров толкаем велосипед вдвоём. Примерно за 70 метров до камня встречаются деревья с маркировкой тропы (синяя полоса). Поднявшись на вершину холма на поляне (хорошее место для привала) видим Триниг.

Click here
14а.Триниг
Click here
15а.Триниг
Click here
16а.Маркировка тропы


Наверху покрытого землёй холма, каменная площадка на которой опираясь на три опоры стоит камень около 3 метров высотой. От Тринига к основанию холма ведёт хорошая грунтовка проезжаемая автомобилями. Спускаемся по ней и направляемся в село Литовище, по грунтовке засыпанной гравием. Через 8 километров, четыре спуска – подъёма, проезжаем Литовище и по плохому грейдеру следуем в село Пидкамень. В селе останавливаемся у магазина, на небольшой площади напротив костёла. Обедаем и по дороге, объезжая костёл справа поднимаемся к монастырю. Монастырские постройки расположены на вершине холма, с которого открывается красивый вид на окрестности и камень, высотой с шестиэтажный дом, расположенный на вершине холма чуть ниже. Монастырь действующий, постройки в хорошем состоянии, некоторые реставрируются. Погуляв по внутренней территории, спускаемся к холму с камнем. На вершине холма возле камня расположено древнее кладбище. Осматриваем камень, спускаемся по грунтовке и едем в направлении села Тетилькивци. Недалеко от него пересекаем шоссе.

Click here
17а.Внутренний двор монастыря
Click here
18а.Вид на Чертов камень с монастырского холма
Click here
19а.Чертов камень
Click here
20а.


В связи с ухудшающейся погодой, большим количеством грунтовок и ограниченным временем, принимаем решение о изменении части маршрута. До встречи со второй группой в селе Киверцы двигаемся по шоссе и песчаным дорогам. Сворачиваем на шоссе и едем по асфальту на город Броды, минуя сёла: Накваша, Лукаши, Суховоля. На перекрёстке, после знака Броды, поворачиваем на шоссе М-06 в направлении Ровно, проехав 13 километров, по отличному асфальту поворачиваем, в районе села Балки, на грунтовку к селу Хотин.

Click here
21а.Шоссе М-06
Click here
22а.Поворот на Хотин
Click here
23а.
Click here
24а.


Едем по брусчатке километра два, начинается песок и лес. Передвигаясь по дороге напоминающей Одесский пляж, любуемся яркими красками осеннего леса. Километра через 3 энтузиазм начал пропадать, вдруг из-за поворота выходит Красная шапочка лет девяти, узнав, что до села осталось километра четыре, оторопело смотрим как она исчезает в чаще леса, весело болтая по мобильнику. Темнеет, погода начинает портиться, продолжаем двигаться вперёд, останавливаемся на ночлег в лесу не дойдя до села около километра.

За день пройдено 77,6 км, время движения 5:17.



Третий ходовой день, 8 октября

Просыпаемся от жизнеутверждающего стука капель по палатке. Дождь…! Как его не хватало! Всё-таки готовим горячий завтрак и начинаем двигаться. Слава Ровненской области! Здесь богатый выбор непромокаемых покрытий для грунтовых дорог: песок, гравий, колотый гранит, по которому и въезжаем в село Хотин. За селом начинается грунтовка: справа лес, слева поле, изобилует подъёмами и спусками.

Click here
25а.Хотин
Click here
26а.Дорога на Рогизне
Click here
27а.
Click here
28а.


Прозанимавшись утяжелённым фрирайдом 12 километров под дождём, попадаем на брусчатку перед Рогизным. Заходим в магазин и перекусываем на автобусной остановке. В конце села асфальт, едем на Луцк минуя сёла: Демидивка, Хринники, Радомышль, Полонка.

Click here
29а.Хотин
Click here
30а.Дорога на Рогизне
Click here
31а.
Click here
32а.Яволь! Мы доедем до Киверцев
Click here
33а.



Доехав до Киверцев отыскиваем ЖД вокзал, переходим через пути, движемся на выезд из села. На окраине поворачиваем на шоссе, проехав два километра углубляемся в лес и становимся на ночлег.

За день пройдено 91,5 км, время движения 5:47



Четвёртый ходовой день, 9 октября

Сегодня у нас пополнение - пять свежих велотуристов из Одессы утром прибывают на станцию Киверцы. Далее намечена встреча на участке дороги Киверцы - Колки и дальнейшее совместное движение. На пути есть несколько неопределенных участков, возможно разделение групп и прохождение этих участков разными вариантами маршрута. Созваниваемся и за селом Сокиричи происходит радостная встреча.

Перед поселком Колки проезжаем сравнительно недавно открытый мемориал Колковской республике (фото 3) – территории, с мая по ноябрь 1943 контролируемой УПА. Правда, как утверждают историки, все украинское национальное возрождение в рамках этой республики свелось к уничтожению проживающих на этой территории тысяч поляков в рамках "волынской резни".

В поселке слева от дороги перед проходной завода сельхозтехники памятник первому трактору, выкрашенный почему-то в ярко-красный цвет.

Колки – древнее поселение, основанное князем Романом Мстиславовичем более 800 лет назад (фото 4).

Click here
1.Утром севернее Луцка
Click here
2.На север
Click here
3.Мемориал перед с.Колки
Click here
4.Князю Роману Мстиславовичу
Click here
5.Оживленное движение на трассе


В селе Прилесное сворачиваем вправо к селу Галузия. Через 8,5 км от поворота в конце села Галузия асфальт заканчивается, начинается песчаная дорога. Едем через живописные лесные массивы, мимо небольших озер. До села Бельская Воля сравнительно легко проезжаемая дорога. Местами это песок, местами грейдер, местами лесная грунтовка с лужами, местами следы старой брусчатки. В начале села Бельская Воля сворачиваем влево и лесными тропами примерно 3,5 км едем к озеру Белое. Вначале едется сравнительно легко, но затем тропа выходит на заросшую просеку и практически заканчивается. Дальше приходится ломиться сквозь заросли по просеке в нужном направлении (фото 20-21).

Click here
6.Тут предстоит свернуть вправо
Click here
7.
Click here
8.
Click here
9.Следующий асфальт будет не скоро
Click here
10.


Click here
11.
Click here
12.
Click here
13.
Click here
14.
Click here
15.


Click here
16.
Click here
17.
Click here
18.Два вепря
Click here
19.Тропа все уже
Click here
20.К заповедному Белому озеру


Click here
21.
Click here
22.Первый лагерь
Click here
23.Закат над Белым


Пройдя немного вдоль берега живописного озера по песчаным торопам, находим удобное место для лагеря (фото 22). Поскольку поднялся западный ветер, лагерь устанавливаем не на самом берегу, а на удалении от него в лесу, где ветер заметно слабее. Комаров нет абсолютно, можно побродить вдоль берега и полюбоваться закатом (фото 23)

За день пройдено 93,6 км, время движения 6 часов.

Пятый ходовой день, 10 октября

С утра продолжаем движение вдоль озера по лесным тропам (фото 24, 25). Встречаются участки рыхлого песка. На северном берегу озера расположена база отдыха Ровенской АЭС, от которой идет асфальтовая дорога к селу Рудка (чуть менее 2 км). Вначале села выезжаем на брусчатку и сворачиваем влево (фото 26). Через 4,5 км брусчатка уходит вправо, а мы продолжаем движение прямо вдоль канала по грунтовке (фото 27-30)

Click here
24.Утренняя тропа
Click here
25.
Click here
26.Местная ТЗ вдоль побережья
Click here
27.
Click here
28.


Click here
29.
Click here
30.
Click here
31.
Click here
32.
Click here
33.


В селе Млынок грейдер, участки старого разбитого асфальта. В конце села выезжаем к переезду через узкоколейную железную дорогу (фото 33, 34). По мосту перебираемся через р. Стыр и продолжаем движение по тропе вдоль железки (фото 36-41). Тропа накатана, в основном, мотоциклистами. Встречаются участки рыхлого песка, приходится спешиваться.

Click here
34.
Click here
35.
Click here
36.
Click here
37.
Click here
38.


Click here
39.
Click here
40.
Click here
41.
Click here
42.
Click here
43.Снова озеро и тоже Белое


Перед селом Белое упираемся в автодорогу, пересекающую железку, и сворачиваем на нее влево. 400 метров разбитого асфальта (фото 42), после чего снова рыхлый песок (фото 43). Дорога некоторое время идет между полей (фото 44), которые являются осушенными болотами, а затем углубляется в красивый лес. Здесь ветра почти нет, устраиваем привал и перекус (фото 45).

Далее дорога идет через лес (фото 46-49). Местами рыхлый песок и приходится спешиваться, но в основном дорога проезжаема. За лесом дорога идет по насыпи между озер. Но чтобы попасть на эту насыпь нужно преодолеть вброд дренажный канал. Длина брода порядка 10 метров, глубина неизвестна. Слева метрах в 20 находим бревенчатую кладку для перехода канала пешком (фото 50).

Click here
44.
Click here
45.
Click here
46.
Click here
47.
Click here
48.


По насыпи на дороге труднопроезжаемый рыхлый песок (фото 52), удобнее ехать по утоптанной тропке вдоль дороги (но она есть не везде). Далее наша дорога упирается в грейдер, чередующийся с участками песка, на который сворачиваем вправо и вскоре въезжаем в село Дубровск. В полесских селах много гнезд аистов. Они бесцеремонно устраивают свои гнезда на всем, что торчит из земли - на столбах, на крышах (фото 53), на обелисках памятников погибшим, и все сходит им с рук (с лап).



Click here
49.
Click here
50.
Click here
51.
Click here
52.
Click here
53.
После небольшой беседы с местным населением (фото 54), едем дальше по песку через село (фото 55). Но вскоре началась брусчатка (фото 56). Здесь и далее иногда встречаются участки асфальта (фото 57), но обычно их протяженность не более 300-500 метров.

Click here
54.
Click here
55.
Click here
56.
Click here
57.
Click here
58.


В селе Сварыцевичи мы неудачно пытались срезать путь. Сначала прокололся Саша (фото 60). Затем пришлось пересечь поле с мокрым и липким грунтом, который налипал на покрышки и приходилось часто чиститься (фото 61), затем попали на дорогу с рыхлым песком, ехать по которому почти не получалось (фото 62). Намного быстрее было бы объехать все это по дороге.

Click here
59.
Click here
60.
Click here
61.
Click here
62.
Click here
63.


Далее мы планировали проехать к селу Озерск и остановиться за ним на берегу озера на ночлег. Но до него по прямой 6 км лесов, болот, дренажных каналов при отсутствии внятных дорог. А дело к вечеру. Нам бы еще набрать воды на ужин и по возможности докупить хлеба. Поэтому решено оставить Озерск с озером в стороне, а ехать по асфальту на юго-запад в сторону Дубровицы до ближайшего села, за которым искать место для лагеря. Ближайшим оказалось село Лесовое через 6 км. Здесь мы набрали воды в колодце, пообщавшись с местным населением о сложностях современной жизни в селе, докупили хлеба в магазине, и отъехав от села 2 км остановились на ночлег в чистом лесу почти без подлеска в двухстах метрах справа от дороги (фото 63). Рядом были окопы, видимо, военных времен.

За день пройдено 73 км, время движения 5:20.





Шестой ходовой день, 11 октября

С утра дождь. Едем под дождем по асфальту (фото 64, 65) до с. Золотое, в конце которого сворачиваем влево на брусчатку (фото 66). В селе Рудня мы вместо того, чтобы сделать километровый крюк по дороге, опять поехали прямо в нужном направлении, хотя еще в селе было понятно, чем все это закончится. На двухкилометровом песчаном участке иногда получалось ехать (фото 67), но больше шли пешком.

Click here
64.
Click here
65.
Click here
66.
Click here
67.
Click here
68.


Далее почти километр наслаждаемся ездой по асфальту, после чего на перекрестке сворачиваем вправо. У дороги памятник (фото 68) на месте хутора, сожженного в годы войны вместе с жителями. Спускаемся на юго-восток в долину реки Сырец. По грунтовке в долине реки ехать довольно легко, но затем следует небольшой подъем к селу Высоцк, а там песок. Ехать можно, но не везде и с трудом.

Вдоль по селу опять асфальт. В конце села спускаемся к реке Горынь. На карте здесь обозначен паром, на спутниковых снимках тоже вроде бы виден паром, а на деле оказался понтонный мост (фото 69). Едем по обширной долине реки Горынь песчаными дорогами (фото 70-72) к небольшому хутору Высоцк, за которым начинается грейдер (фото 73), а затем и брусчатка (фото 74).

Click here
69.
Click here
70.
Click here
71.
Click here
72.
Click here
73.


Перед Удрицком сворачиваем вправо, проезжаем пол километра до переезда по асфальту, затем снова брусчатка (фото 74-77). По ней ехать сложно, едем вдоль нее по тропе либо дороге рядом. Иногда это неплохо укатанная грунтовка (фото 75), иногда рыхлый песок (фото 76) Дорога идет в основном по безлесой местности, лишь в трех километрах за селом Жадень начинается сплошной лесной массив. Привал и обед (фото 78).

Click here
74.
Click here
75.
Click here
76.
Click here
77.
Click here
78.


Перед селом Переброды начинается асфальтовый участок (фото 81-83), протяженностью около 4 км. За Перебродами грейдер (фото 84, 85), переходящий в обычную песчаную грунтовку.

Click here
79.
Click here
80.
Click here
81.
Click here
82.
Click here
83.


Въезжаем на территорию Ровенского заповедника (фото 85, 86). Согласно табличкам на въезде и выезде проход и проезд по территории заповедника запрещен. Насколько строго это требование выполняется неизвестно, мы никого не встречали.

Click here
84.
Click here
85.
Click here
86.
Click here
87.
Click here
88.


Click here
89.
Click here
90.
Click here
91.
Click here
92.
Click here
93.


В районе озер накатанная дорога сворачивает влево, куда мы тоже поначалу свернули, но затем вернулись и продолжили путь прямо. Дорога становится все хуже (фото 89, 90). После цепочки живописных болот и озер (фото 87-90), переходим канал по бревенчатой кладке (фото 92, 93). Далее следует 14-ти километровый труднопроезжаемый участок песчаной дороги с частыми спешиваниями, заносами и падениями (фото 98-101).

Click here
94.
Click here
95.
Click here
96.
Click here
97.


Click here
98.
Click here
99.
Click here
100.
Click here
101.
Click here
102.На выезде из заповедника


В глубоких сумерках добрались до дороги вблизи села Дроздынь. Здесь остановились на ночлег. За день пройдено 72,5 км, время движения 6:20.



Седьмой ходовой день, 12 октября

С утра опять небольшой дождь. Снова собираем мокрые палатки.

Выезжаем на дорогу. Далее через Дроздынь, Заболотье, Березовое до Глинного следует 24 км отличнейшего асфальта (фото 104-105), недавно уложенного и почти без автотранспорта. Вероятно эту дорогу проложили к пограранпереходу в Беларусь. Справа от дороги обелиск на месте массового расстрела евреев в августе 1942 (фото 106).

Не доезжая села Глинное справа от дороги монастырь, сразу за которым слева растет Юзефинский дуб (фото 107-109), иногда называемый дубом Князя Игоря, которому по некоторым данным 1350 лет (фото 108). В сторонке от него неприметно растут 600-летние дубы (фото 110), на которые не очень обращают внимание рядом с исполином.

Click here
103.Место лагеря
Click here
104.
Click here
105.
Click here
106.
Click here
107.


Перед въездом в село Глинное слева небольшой курган с установленными на нем старыми каменными крестами (фото 111). На крестах была надпись, но сейчас разобрать ее невозможно. Что это - информации в интернете найти не удалось.

В центре села Глинное с асфальта сворачиваем влево к селу Дубно. В пределах села Дубно это разбитый асфальт (фото 112), все остальное это песчаный грейдер.

Click here
108.
Click here
109.
Click here
110.
Click here
111.
Click here
112.


В Каменном и перед ним участок брусчатки (фото 108). В селе остановились возле магазина с целью докупить хлеб. Здесь к нам подошли два пограничника для выяснения наших личностей. Далее было предъявление паспортов, маршрутной книжки похода, беседа с командиром погранзаставы по телефону, в результате было получено разрешение на проезд в обмен на обещание, что мы никуда с дороги съезжать не будем.

В конце села дорога снова переходит в песок (фото 109). Удалившись от села делаем привал и обед.

Click here
108.
Click here
109.
Click here
110.
Click here
111.
Click here
112.


Дальше сквозь лес идет довольно тяжелая волнистая дорога. Высота волн порядка 2-3 мертов, интрервал порядка 10-20 метров, в низинах нередко лужи, песок на дороге рыхлый, часты заносы и небольшие падения (фото 111). Стараемся ехать по тропкам рядом с дорогой, в лесу или просто по траве (фото 112-116).

Click here
113.
Click here
114.
Click here
115.
Click here
116.
Click here
117.


Посреди дороги нас застал сильный дождь, перешедший в град (фото 118).

За селом Журжевичи на повороте дороги перед пересечение р. Плав не сворачиваем, а продолжаем ехать прямо по лесной грунтовке. Несколько раз пускался небольшой дождь. Дорога идет не через сплошной лес, а вдоль многочисленных лесных прогалин, которые очень красиво выглядят в лучах периодически пробивающегося сквозь тучи солнца (фото 119-121).



Click here
118.
Click here
119.
Click here
120.
Click here
121.
Click here
122.


В село Юрово приехали уже в сумерках. Пока искали навесной пешеходный мостик через речку Уборть, окончательно стемнело. После дождя с градом небо прояснилось и сильно похолодало. Перешли на другой берег и остановились на ночлег (фото 122).

За день пройдено 72 км, время движения 5:40



Восьмой ходовой день, 13 октября

Сегодня вечером хотелось бы завершить поход. Осталось пройти около 100 км, но позволит ли такое расстояние пройти дорога и погода. С утра было ясно и холодно, но затем все небо быстро затянули тучи. От Юрово мы двигались через лес на юго-восток с селу Рудня-Замысловичская, возле которого предполагалось посетить известную природную достопримечательность "Каменное село". Но, где-то в лесу мы, видимо, не заметили нужной развилки и лесная дорога начала нас уводить все больше на юг. Нужно либо возвращаться и искать развилку, либо объезжать через село Шебедиха, а это 12 км крюк. Учитывая плотную облачность и периодически начинающийся дождь, решили оставить Каменное село на следующий раз и выбираться в место окончания маршрута - г. Коростень.

За Шебедихой выезжаем на песчаный грейдер, который после лесной грунтовки кажется просто шикарной дорогой. Но перед Замысловичами началась брусчатка и мы снова стали искать какую-нибудь песчаную тропку в стороне от дороги. В Замысловичах нас снова накрыл дождь, но вовремя подвернулся навес автобусной остановки.

От Замысловичей по хорошо раскатанному грейдеру едем на юг-юго-восток. Перед пос. Дружба справа от дороги огромный карьер (фото 125). Вдоль дороги периодически расположены бетонные укрытия, ориентированные от карьера, в которых можно укрыться во время взрывных работ. Судя по внешнему виду, поселок полузаброшенный.

Click here
123.
Click here
124.
Click here
125.
Click here
126.
Click here
127.


От села Диброва мы намерились ехать дальше на юго-восток. Дорога - заброшенная и редко используемая грунтовка, но в этом походе мы видали и заметно похуже. Встреченный дед упорно отговаривал нас туда ехать и советовал дорогу через село. Мы согласились. А зря. Уже дома стало понятно, что наша грунтовка была намного короче и вела через заброшенную воинскую часть с ракетными шахтами. Таким образом, проехав 13 км вместо 4, мы оказались лесхозе Белокоровичи, где наткнулись на работающую столовую лесхоза. И не ту, которая предназначена для выпить и закусить, а ту, которая предназначена поесть. За 19 гривен с носа мы очень неплохо пообедали.

Click here
128.
Click here
129.


Еще 7 км асфальта и мы выезжаем на отличнейшую бетонку дороги Варшава-Киев. Движение транспорта здсь довольно интенсивное, но оно абсолютно не напрягает, поскольку у этой бетонки есть закрытая для движения широченная обочина. Правда, пустился довольно сильный дождь, но здесь нас уже не остановить. Финишный рывок, длиной чуть меньше 50 км, и мы в Коростене.

За день пройдено 99,5 км, время движения 5:45



Девятый день, 13 октября

Отъезд домой. Пробег 0 км.





Заключение и выводы

1. Заявленный маршрут успешно пройден по основному варианту с использованием запасных. Всего пройдено 630 км, из них более 300 км грунтовых, песчаных дорог, брусчаток, троп и бездорожья. Общий набор высоты невелик и составил около 1100 метров.

2. Основным препятствием на маршруте является передвижение по дорогам с рыхлым песком. Это требует уверенного владения техникой езды на велосипеде и хорошей физической подготовки. Кроме этого, приходилось ездить по лесным тропам с выступающими корнями, упавшими ветками и стволами деревьев, зарослями травы и кустарников.

3. Из-за засушливой осени грибов было мало.

4. Октябрь – удачное время для походов в Полесье. Кроме красивой осенней природы нужно отметить еще отсутствие комаров.

 

 

Список ссылок

1.        http://shatuny.narod.ru/polesie.htm - велопоход СТК «Одесса» 2009.

2.        http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?f=1&t=4363&start=0 – велопоход Украинское Полессье 03-08/05

3.        http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?f=12&t=30884 - В глубине житомирского Полесья. Воспоминания. Велопоход

4.        http://velolife.com.ua/viewtopic.php?f=9&t=1306&start=0 - велопоход 09.10.2010 Полесье и Каменное село.

5.        http://www.xbike.kiev.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=193 - Двухдневный велопоход Коростень - Дедово озеро – Каменное село - Диброва.

6.        http://ukrainainkognita.org.ua/tur/polis_ukr.htm - Подорож у загублений світ. Поліський заповідник

7.        http://www.doroga.ua/Pages/POIDetails.aspx?CatalogPOIID=1867 - Юзефинский дуб.

8.        http://www.x-trips.com/biketravels/stone_village - Каменное село. 24-26 августа 2007

9.    http://zhzh.info/forum/29-1627-1 - Велопоход в Полесский заповедник.

10.    http://www.x-trips.com/biketravels/polissya2010 - Полесская узкоколейка. Велосипедный поход 1 к.с.3-5 апреля 2010 года

11.    http://vodospad.kiev.ua/books/book34/v_krau_landiwa_2.html - на чем стоит Полесье?



Hosted by uCoz