Украинское Полесье
велопоход 6 - 14 октября 2011 г.
Маршрутная книжка № 90/11
Руководитель группы – Лепёхин Александр
Параметры похода
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
третья |
630 |
9 |
8 |
6 - 14 октября |
Пройденный маршрут:
Участники похода
Александр Лепехин (руководитель) | Александр Дишливенко (механик) | Евгений Бурлака (завпрод, завмед) |
а также попутчики, присоединившиеся на четвертый день пути:
Владислав Малышев | Лев Феколин | Елена Приходько | Денис Проценко | Василий Буз |
График движения
№ п/п |
Дата |
Общее расстояние за день, км |
Асфальт, км |
Грунтовых дорог, км |
Ходовое время |
Средняя скорость, км/час |
1 |
6.10 |
50 |
18 |
32 |
4:31 |
11,6 |
2 |
7.10 |
77,6 |
46,6 |
31 |
5:17 |
15 |
3 |
8.10 |
91,5 |
67,5 |
24 |
5:47 |
16,7 |
4 |
9.10 |
93,6 |
75,8 |
17,8 |
6:00 |
15,6 |
5 |
10.10 |
73 |
15,3 |
57,7 |
5:20 |
13,7 |
6 |
11.10 |
72,5 |
10,5 |
62 |
6:20 |
11,5 |
7 |
12.10 |
72 |
25,6 |
46,4 |
5:40 |
12,7 |
8 |
13.10 |
99,5 |
61,2 |
38,3 |
5:45 |
17,3 |
Всего |
629,7 |
320,5 |
309,2 |
44:20 |
14,2 |
.
Информация о районе путешествия
Крайнюю северо-западную часть Украины занимает Украинское Полесье. Оно представляет собой южную оконечность крупной Полесской низменности – сильно заболоченной равнинной территории с широкими водоразделами и речными долинами с пологими склонами.
Украинское Полесье включает три подобласти: Волынское, Ровенское и Киевское Полесье. На юге Украинское Полесье граничит с Волынской и Приднепровской возвышенностями и довольно чётко выделяется в рельефе. Его граница протягивается от Владимира-Волынского севернее Луцка и Ровно, далее на восток, проходит по линии Коростень – Вышгород. Рельеф Украинского Полесья преимущественно равнинный, с часто встречающимися невысокими холмистыми поднятиями и валами, обязанными своим происхождением деятельности ледника. Он характеризуется небольшими высотами (150-200 м), наибольшие из которых связаны с Овручским кряжем (до 316 м).
В пределах Украинского Полесья выделяется широкая (до 30-40 км) долина Припяти – наибольшего правого притока Днепра. Значительную площадь в ней занимает пойма, ширина которой колеблется в пределах 2-20 км. Рельеф поймы характеризуется наличием множества стариц, протоков, небольших озёр, эоловых холмов и гряд.
В полесской зоне находится более 40% лесного фонда Украины. Эти леса играют большую роль в климатообразовании. Кроме того, здесь значительное количество озер и болот.
Значительные территории полесья объявлены заповедниками.
С точки зрения велотуризма основные сложности здесь связаны со значительным количеством дорог с рыхлым и глубоким песком. Немало здесь и брусчаток. Сложности могут также возникнуть при преодолении небольших рек или дренажных каналов из-за разрушенных мостов.
Общая идея похода
Велосипедный поход проходящий по данному маршруту, позволяет ознакомиться с интересными природными объектами, памятниками архитектуры на территории Западной Украины, а также ландшафтными заповедниками Украинского Полесья. Отработать навыки передвижения по местности, имеющей достаточно большие, сложные для ориентирования и местами трудно преодолеваемые лесные массивы.
Позапрошлой осенью нами совершен велопоход по Полесью. Маршрут не был пройден полностью, главным образом, из-за погодных условий. Но места там настолько красивы, особенно осенью, что, уезжая, мы были уверены, что сюда обязательно еще вернемся.
Маршрут этого похода является продолжением предыдущего и проходит, в основном, по северу Ровенской и Житомирской областей. Он проходит через несколько территорий Ровенского и Полесского заповедников со множеством интересных природных достопримечательностей.
Была выбрана за начало маршрута станция Золочев. Это позволило на участке до Луцка осмотреть несколько замков и природные достопримечательности – Чертов камень в Подкамене и Триног возле села Летовище.
В Полесской части маршрута основной интерес представляли озеро Белое, полесская узкоколейка Антоновка – Заречное, озера Ровенского заповедника, Юзефинский дуб, возрастом более 1000 лет, Полесский заповедник, Каменное село, Дедово озеро.
График движения по участкам дороги
№ п/.п |
Дата |
Участок маршрута |
Текущий кило метр начала участка |
Протяжен-ность, км |
Характеристика дороги |
|
6.10 |
Золочев - Подгорцы |
0 |
18 |
Асфальт. Слабое движение автотранспорта. |
|
|
Подгорцы - Перелески |
18 |
32 |
Грунтовка, грейдер |
|
7.10 |
Перелески - Летовище |
50 |
8 |
Грунтовка |
|
|
Летовище - Подкамень |
58 |
11 |
Грейдер |
|
|
Подкамень - Балки |
69 |
46,6 |
Асфальт |
|
|
Балки - Хотин |
115,6 |
12 |
Грунтовка, песок, брусчатка |
|
8.10 |
Хотин - Рогозное |
127,6 |
24 |
Грунтовка, песок, брусчатка |
|
|
Рогозное - Луцк - Киверцы |
151,6 |
67,5 |
Асфальт |
1 |
9.10 |
Киверцы - Прилесное |
219,1 |
61.4 |
Асфальт. Умеренное движение автотранспорта. (фото 1-6) |
2 |
|
Прилесное - Галузия |
280,5 |
8.4 |
Асфальт. Слабое движение автотранспорта (фото
7, 8) |
3 |
|
Галузия – Бельская Воля |
288,9 |
14.4 |
Песок, грейдер, грунтовка.
(фото 9-17) |
4 |
|
Бельская Воля – оз. Белое (место ночевки) |
303,3 |
3.5 |
Лесная песчаная дорога, тропа. Заросшая
просека в лесу, бурелом, заросли кустарника. Песчаная тропа вдоль озера.
(Фото 19-21) |
5 |
10.10 |
Оз. Белое – База отдыха |
306,8 |
2.2 |
Песчаная тропа вдоль озера, переходящая в
песчаную дорогу. (фото
24-25) |
6 |
|
База отдыха - Рудка |
309 |
1.8 |
Асфальт |
7 |
|
Рудка - отворот на Мульчинцы |
310,8 |
4.5 |
Брусчатка (фото 26) |
8 |
|
Грунтовка вдоль канала и через поле |
323,6 |
11.1 |
Грунтовка, местами песок.
(фото 27-30) |
9 |
|
Перед с.Млынок |
326,4 |
5.1 |
Грейдер (фото 31) |
10 |
|
Млынок |
331,5 |
2.4 |
Разбитый асфальт, грейдер. |
11 |
|
Млынок – Белое |
333,9 |
6.9 |
Ж.д. переезд (фото 33). Песчаная тропа вдоль железной дороги (фото
34-41). Два моста через реки (фото 35, 38). |
12 |
|
Белое – Дубровск |
340,8 |
10.3 |
Переезд, с. Белое. |
13 |
|
Дубровск - Сварицевичи |
351,1 |
13.1 |
|
14 |
|
Сварицевичи - автотрасса |
364,2 |
4.5 |
Песчаная грунтовка, километровый участок сырой
грунтовки через поле с налипанием земли на колеса (фото 61), далее дорога с
рыхлым песком через лес (фото 62). |
15 |
|
Автотрасса – место ночевки за
с. Лесовое |
368,7 |
11.1 |
Асфальт |
16 |
11.10 |
место ночевки – Золотое |
379,8 |
4.9 |
Асфальт (фото 64, 65) |
17 |
|
Золотое - Рудня |
384,7 |
8.1 |
Брусчатка (фото 66) |
18 |
|
Рудня - автотрасса |
392,8 |
2.8 |
Рыхлый песок (фото 67). Часто приходится
спешиваться. |
29 |
|
автотрасса |
395,6 |
0.6 |
Асфальт. |
20 |
|
Автотрасса - Высоцк |
396,2 |
3.7 |
Грунтовка, рыхлый песок дорогах
|
21 |
|
Высоцк |
399,9 |
0.5 |
Асфальт в с. Высоцк |
22 |
|
Высоцк - Хилин |
400,4 |
5 |
Грунтовка, песок (фото 69-72). Понтонный мост
через реку (фото 69). |
23 |
|
Хилин - Удрицк |
405,4 |
2.8 |
Километр грейдера (фото 73), далее брусчатка
(фото 74). |
24 |
|
Удрицк – перед с. Переброды |
408,2 |
16.9 |
|
25 |
|
Перед Переброды –
пруд Сатурн |
425,1 |
12.4 |
|
26 |
|
Пруд Сатурн – перед Дроздынь (место
ночевки) |
437,5 |
14.7 |
Песок (фото 87-90). Переправа по бревенчатому
мостику (фото 92-93). Далее рыхлый песок (фото 94-96) |
27 |
12.10 |
Дроздынь - Глинное |
452,2 |
25.3 |
Отличный асфальт (фото 99-100). Транспорта
почти нет. |
28 |
|
Глинное – Каменное |
477,5 |
18.7 |
Грейдер, местами следы старого разбитого
асфальта. В конце участка – |
29 |
|
Каменное – Журжевичи
|
496,2 |
17.4 |
|
30 |
|
Журжевичи – лагерь за Юрово |
513,6 |
13.2 |
|
31 |
13.10 |
Место ночевки - Шебедиха |
526,8 |
11.6 |
Лесная песчаная дорога (фото 123-124) |
32 |
|
Шебедиха - Белокоровичи |
538,4 |
32.6 |
Песчаный грейдер (фото 126-127). В с. Замысловичи |
33 |
|
Белокоровичи - автотрасса |
571 |
7.3 |
Асфальт |
34 |
|
Автотрасса – перекресток на
объездной |
578,3 |
33.3 |
Автотрасса Киев – Варшава. Отличная бетонка. |
35 |
|
Перекресток - Коростень |
611,6 |
18.1 |
Асфальт (фото 129) |
Описание прохождения маршрута
Первый ходовой день, 6 октября
1а.Сторожевая башня одного из бастионов | 2а.Главный вход с подъёмным мостом | 3а. | 4а. |
5а. | 6а. | 7а. | 8а. |
9а. | 10а. | 11а. | 12а. | 13а. |
Второй ходовой день, 7 октября
14а.Триниг | 15а.Триниг | 16а.Маркировка тропы |
17а.Внутренний двор монастыря | 18а.Вид на Чертов камень с монастырского холма | 19а.Чертов камень | 20а. |
21а.Шоссе М-06 | 22а.Поворот на Хотин | 23а. | 24а. |
Третий ходовой день, 8 октября
25а.Хотин | 26а.Дорога на Рогизне | 27а. | 28а. |
29а.Хотин | 30а.Дорога на Рогизне | 31а. | 32а.Яволь! Мы доедем до Киверцев | 33а. |
Четвёртый ходовой день, 9 октября
Сегодня у нас пополнение - пять свежих велотуристов из Одессы утром прибывают на станцию Киверцы. Далее намечена встреча на участке дороги Киверцы - Колки и дальнейшее совместное движение. На пути есть несколько неопределенных участков, возможно разделение групп и прохождение этих участков разными вариантами маршрута. Созваниваемся и за селом Сокиричи происходит радостная встреча. Перед поселком Колки проезжаем сравнительно недавно открытый мемориал Колковской республике (фото 3) – территории, с мая по ноябрь 1943 контролируемой УПА. Правда, как утверждают историки, все украинское национальное возрождение в рамках этой республики свелось к уничтожению проживающих на этой территории тысяч поляков в рамках "волынской резни". В поселке слева от дороги перед проходной завода сельхозтехники памятник первому трактору, выкрашенный почему-то в ярко-красный цвет. Колки – древнее поселение, основанное князем Романом Мстиславовичем более 800 лет назад (фото 4).
1.Утром севернее Луцка | 2.На север | 3.Мемориал перед с.Колки | 4.Князю Роману Мстиславовичу | 5.Оживленное движение на трассе |
6.Тут предстоит свернуть вправо | 7. | 8. | 9.Следующий асфальт будет не скоро | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18.Два вепря | 19.Тропа все уже | 20.К заповедному Белому озеру |
21. | 22.Первый лагерь | 23.Закат над Белым |
Пятый ходовой день, 10 октября
С утра продолжаем движение вдоль озера по лесным тропам (фото 24, 25). Встречаются участки рыхлого песка. На северном берегу озера расположена база отдыха Ровенской АЭС, от которой идет асфальтовая дорога к селу Рудка (чуть менее 2 км). Вначале села выезжаем на брусчатку и сворачиваем влево (фото 26). Через 4,5 км брусчатка уходит вправо, а мы продолжаем движение прямо вдоль канала по грунтовке (фото 27-30)
24.Утренняя тропа | 25. | 26.Местная ТЗ вдоль побережья | 27. | 28. |
29. | 30. | 31. | 32. | 33. |
34. | 35. | 36. | 37. | 38. |
39. | 40. | 41. | 42. | 43.Снова озеро и тоже Белое |
44. | 45. | 46. | 47. | 48. |
49. | 50. | 51. | 52. | 53. |
54. | 55. | 56. | 57. | 58. |
59. | 60. | 61. | 62. | 63. |
Шестой ходовой день, 11 октября
С утра дождь. Едем под дождем по асфальту (фото 64, 65) до с. Золотое, в конце которого сворачиваем влево на брусчатку (фото 66). В селе Рудня мы вместо того, чтобы сделать километровый крюк по дороге, опять поехали прямо в нужном направлении, хотя еще в селе было понятно, чем все это закончится. На двухкилометровом песчаном участке иногда получалось ехать (фото 67), но больше шли пешком.
64. | 65. | 66. | 67. | 68. |
69. | 70. | 71. | 72. | 73. |
74. | 75. | 76. | 77. | 78. |
79. | 80. | 81. | 82. | 83. |
84. | 85. | 86. | 87. | 88. |
89. | 90. | 91. | 92. | 93. |
94. | 95. | 96. | 97. |
98. | 99. | 100. | 101. | 102.На выезде из заповедника |
Седьмой ходовой день, 12 октября
С утра опять небольшой дождь. Снова собираем мокрые палатки. Выезжаем на дорогу. Далее через Дроздынь, Заболотье, Березовое до Глинного следует 24 км отличнейшего асфальта (фото 104-105), недавно уложенного и почти без автотранспорта. Вероятно эту дорогу проложили к пограранпереходу в Беларусь. Справа от дороги обелиск на месте массового расстрела евреев в августе 1942 (фото 106). Не доезжая села Глинное справа от дороги монастырь, сразу за которым слева растет Юзефинский дуб (фото 107-109), иногда называемый дубом Князя Игоря, которому по некоторым данным 1350 лет (фото 108). В сторонке от него неприметно растут 600-летние дубы (фото 110), на которые не очень обращают внимание рядом с исполином.
103.Место лагеря | 104. | 105. | 106. | 107. |
108. | 109. | 110. | 111. | 112. |
108. | 109. | 110. | 111. | 112. |
113. | 114. | 115. | 116. | 117. |
118. | 119. | 120. | 121. | 122. |
Восьмой ходовой день, 13 октября
Сегодня вечером хотелось бы завершить поход. Осталось пройти около 100 км, но позволит ли такое расстояние пройти дорога и погода. С утра было ясно и холодно, но затем все небо быстро затянули тучи. От Юрово мы двигались через лес на юго-восток с селу Рудня-Замысловичская, возле которого предполагалось посетить известную природную достопримечательность "Каменное село". Но, где-то в лесу мы, видимо, не заметили нужной развилки и лесная дорога начала нас уводить все больше на юг. Нужно либо возвращаться и искать развилку, либо объезжать через село Шебедиха, а это 12 км крюк. Учитывая плотную облачность и периодически начинающийся дождь, решили оставить Каменное село на следующий раз и выбираться в место окончания маршрута - г. Коростень. За Шебедихой выезжаем на песчаный грейдер, который после лесной грунтовки кажется просто шикарной дорогой. Но перед Замысловичами началась брусчатка и мы снова стали искать какую-нибудь песчаную тропку в стороне от дороги. В Замысловичах нас снова накрыл дождь, но вовремя подвернулся навес автобусной остановки. От Замысловичей по хорошо раскатанному грейдеру едем на юг-юго-восток. Перед пос. Дружба справа от дороги огромный карьер (фото 125). Вдоль дороги периодически расположены бетонные укрытия, ориентированные от карьера, в которых можно укрыться во время взрывных работ. Судя по внешнему виду, поселок полузаброшенный.
123. | 124. | 125. | 126. | 127. |
128. | 129. |
Девятый день, 13 октября
Отъезд домой. Пробег 0 км.
Заключение и выводы
1. Заявленный
маршрут успешно пройден по основному варианту с использованием запасных. Всего
пройдено 630 км, из них более 300 км грунтовых, песчаных дорог, брусчаток, троп и бездорожья. Общий набор высоты
невелик и составил около 1100 метров.
2. Основным
препятствием на маршруте является передвижение по дорогам с рыхлым песком. Это
требует уверенного владения техникой езды на велосипеде и хорошей физической
подготовки. Кроме этого, приходилось ездить по лесным тропам с выступающими
корнями, упавшими ветками и стволами деревьев, зарослями травы и кустарников.
3. Из-за
засушливой осени грибов было мало.
4. Октябрь –
удачное время для походов в Полесье. Кроме красивой осенней природы нужно
отметить еще отсутствие комаров.
Список ссылок
1. http://shatuny.narod.ru/polesie.htm - велопоход СТК «Одесса» 2009.
2. http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?f=1&t=4363&start=0 – велопоход Украинское Полессье 03-08/05
3. http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?f=12&t=30884 - В глубине житомирского Полесья. Воспоминания. Велопоход
4. http://velolife.com.ua/viewtopic.php?f=9&t=1306&start=0 - велопоход 09.10.2010 Полесье и Каменное село.
5. http://www.xbike.kiev.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=193 - Двухдневный велопоход Коростень - Дедово озеро – Каменное село - Диброва.
6. http://ukrainainkognita.org.ua/tur/polis_ukr.htm - Подорож у загублений світ. Поліський заповідник
7. http://www.doroga.ua/Pages/POIDetails.aspx?CatalogPOIID=1867 - Юзефинский дуб.
8.
http://www.x-trips.com/biketravels/stone_village
- Каменное село. 24-26 августа
2007
9. http://zhzh.info/forum/29-1627-1 - Велопоход в Полесский заповедник.
10. http://www.x-trips.com/biketravels/polissya2010 - Полесская узкоколейка. Велосипедный поход 1 к.с.3-5 апреля 2010 года
11. http://vodospad.kiev.ua/books/book34/v_krau_landiwa_2.html - на чем стоит Полесье?