ПВД по западу Одесской области, июнь 2014

 


 

В краю непуганых грунтовок

7 - 8 июня 2014 г.

 

Нитка маршрута:

Раздельная - Ангелиновка – Кардамичево – Юрковка – Тростянец – Новоантоновка – Стояново – Трофимовка - Паркановка - Россияновка - Соше-Островское – Войничево – Ивановка

 

Общая протяженность маршрута – 130 км, из них грунтовых дорог и бездорожья - около 110 км

Общий набор высоты – 1400 метров

 

Схема маршрута

 

 

Участник - Василий Буз

 

 

 

Идея похода

Запад Одесской области, приграничные территории Великомихайловского и Фрунзовского районов. Из-за границы, возникшей более 20 лет назад, большинство дорог стали тупиковыми. Автотранспорт на дорогах встречается редко, да и самих дорог здесь не много, причем, в основном грунтовые. Как для степного юга, так довольно значительная часть территории покрыта лесом.
Дополнительную загадочность региону придает то, что необычные географические названия никак не объясняются в интернете - урочище Мокрые Ясли, балка Патлатые Корчи, урочище Шептереди, урочище Долгий Лес, село Глубокояр, балка Сидоровские Харчи, хутор Дракул...
Учитывая все это и близость к Одессе (чуть более 100 км) район должен быть очень популярен среди одесских велотуристов. Но описаний пройденных маршрутов там практически нет. Я нашел лишь три источника:
http://shatuny.narod.ru/kardamichevo09_2.htm - апрель 2009
http://shatuny.narod.ru/w_odobl09.htm - июнь 2009
http://bike.od.ua/forum/viewtopic.php?p=251672#p251672 - октябрь 2011

Целью поездки было дальнейшее знакомство с этим регионом, изучение его велотуристских возможностей.

 

Первый день, 7 июня, cуббота. Раздельная - Кардамичево – Тростянец – Стояново – Трофимовка - Паркановка. 85 км


Выезд из Одессы электричкой на Вапнярку, отправление 6:00. В Раздельной - в 7:35. После небольшой экскурсии по рынку с закупкой продуктов путь пролегает вдоль железной дороги до станции Раздельная-Сортировочная и села Широкое. От железнодорожного переезда на окраине Раздельной до Широкого дорога - разбитый асфальт. Накануне поездки прошел дождь и многочисленные выбоины залиты водой, приходится много маневрировать между ними. От Широкого спускаемся в балку с небольшим лесом. Когда-то здесь была хорошо накатанная грунтовка, но сейчас она заросла травой настолько, что место дороги в высокой траве с трудом угадывается. Если бы не знал, что дальше есть проезд, наверно сюда и не поехел бы. Такое начало было символичным - далее значительную часть маршрута пришлось передвигаться по заросшим дорогам и высокой траве.

Солнце и ветер быстро делают свое дело и грунтовка до Ангелиновки была уже полностью сухой, несмотря на недавний дождь.

В семи километрах от Широкого в Ангелиновке свернул вправо на асфальт в сторону Великомихайловки, а еще через 3,8 км - влево к северной окраине с. Гаевка. Далее еду низом по грунтовкам вдоль западного склона долины р. Кучурган до с. Кардамичево.

Заехал в кардамичевский лес, чтобы у источника сделать привал и позавтракать. В лесу дорога сырая, но проезжаемая. Путь к источнику выбрал не самый лучший - участок дороги зарос лопухами с метровыми листьями и полутораметровой крапивой. И комары тут как тут.
Северная дорога к источнику перекопана траншеей почти метровой глубины. На срезе видно, что в глубине - чернозем, затем слой глины с песком, затем слой жорствы, а сверху снова чернозем. Т.е. когда-то эта грунтовка к источнику была дорогой с покрытием.

У источника (фото 1) встретил лесника, который пришел набрать воды. Он долго рассказывал о чудесных свойствах воды из этого источника. Также поведал, что этот источник церковью внесен в реестр святых мест, в ближайшее время здесь церковью будет проведено строительство купальни, крыши над ней и часовни.

От Кардамичевского леса далее направился на северо-восток в сторону сел Артема и Юрковка. Дорога - в меру раскатанная грунтовка (фото 6). Встречаются участки неглубокого рыхлого песка. От дороги во все стороны простираются поляны цветущего разнотравья (фото 2-4)


1. Кардамичевский источник

2.

3.

4.


Можно полагать, что источник в Кардамичевском лесу не единственный родник в этих местах. Тем более, что некоторые родники ранее я уже встречал, а еще некоторые обозначены на картах. Через 2,7 км от Кардамичевского леса свернул с дороги влево, чтобы осмотреть место на склонах, где когда-то был родник. Сейчас на месте родника заболоченная поляна, поросшая камышом (в центре фото 5 в сотне метров ниже места съемки). Родник вытоптан животными и превращен в болото. Из этого болота течет ручей, который впитывается в грунт и пересыхает не дотекая до дороги. Прошел выше по оврагу - там тоже виден слабый ручей, намного меньше, чем ниже болота. Но локального родника там тоже нет - вода сочится из грунта. Со склона открывается панорамный вид на долину и остатки села Артема (фото 5). Как видно, лишь на северной окраине сохранилось несколько жилых домов.

Вернулся к дороге (фото 6) и через 600 метров снова свернул влево в направлении примыкающего к долине оврага. Довольно быстро нашел полноводный ручей, который тоже пересыхает, выйдя в долину. Этот ручей образуется слиянием двух ручьев. Пошел вдоль более северного. Вскоре нашел исток (фото 7) с установленным старым деревянным крестом. Под землю уходил горизонтальный тоннель высотой менее метра, стены которого выложены камнями ракушечника в виде арки. По дну тоннеля течет ручей. Возможно это сооружение сделано с целью предотвратить вытаптывания животными источника и превращения его в болото, как в случае с предыдущим родником.

Второй ручей течет южнее в заросшем овраге. Каких либо троп вдоль этого оврага не заметил. Не стал пробираться вверх сквозь заросли травы и кустарника, чтобы найти исток родника. Это нужно будет сделать в какой-нибудь следующей поездке.

Склоны долины с этими двумя родниками довольно живописны (фото 8). Мне кажется, что эти места более привлекательны для туристов, чем Кардамичевский лес.


5.

6.

7. Ручей из подземного тоннеля

8.

9.


Далее дорога сворачивает на запад. По пути слева было еще несколько оврагов, где вполне возможно наличие родников, но я их не осматривал - очевидных троп туда не заметил, а пробирание сквозь заросли травы, кустарников и деревьев отнимет много времени.
Но через 2,5 км все же решил пройти влево вверх по оврагам, поскольку здесь склоны не покрыты лесом и передвигаться сравнительно легко. Овраги сухие, никаких следов родников не обнаружил. Но зато нашел диковинные цветы (фото 9) и несколько земляничных полян (фото 10).

Через полтора километра грунтовка упирается в асфальтовую дорогу, сворачиваю на нее вправо, а через 200 метров дорога уходит влево в километровый подъем с набором высоты порядка 70 метров. Здесь асфальтовая дорога проходит через село Юрковка, большинство дорог в котором брошено и разрушено. Но асфальт хорошо сохранился, даже сохранилась разметка на нем. В конце села асфаль заканчивается кругом для разворота автотранспорта. Видимо, здесь была конечная остановка автобуса в советские времена.
Далее начинается спуск по грунтовке, но через 100 метров сворачиваю влево, небольшой подъем к лесному массиву. Лес вытянулся на север постепенно расширяющейся четырехкилометровой полосой. Грунтовая дорога проходит по западному его краю. Через 3 км езды вдоль леса сворачиваю на ответвление дороги в лес. Привал в тени деревьев, поскольку жарко.

Дорога через лес местами изрядно заросла, но практически вся проезжаема. Через километр езды лесом снова выезжаю на западную его окраину. Впереди появилось село Тростянец, грунтовка ведет к восточной его окраине, по которой и проезжаю вдоль села. Далее хотелось уйти на северо-восток к лесному массиву на склонах балки, но почему-то грунтовок в ту сторону не обнаружил. Пришлось ехать на запад к селу Новоантоновка по непродолжительному участку дороги с покрытием. Перед спуском свернул на грунтовку, ведущую на север, и через 3,3 км полевой дороги, после кургана справа, отмеченного на карте высотой 190,6, выезжаю на сильно разбитую автодорогу Великомихайловка - Великокомаровка. Через пол километра езды по этой дороге на запад сворачиваю вправо на поросшую травой разделительную полосу между полями пшеницы. Дороги здесь нет, но благодаря небольшому спуску уверенно можно ехать по густой траве. В конце этой полосы на краю поля и склона балки вопреки ожиданиям дороги не обнаружил, но здесь были скошенные луга, по которым было не сложно проехать около километра на северо-запад до грунтовки, ведущей вниз.

В конце спуска по карте должен быть большой водоем, но реально его нет, вся его территория обильно заросла травой. Грунтовка идет вдоль этого бывшего водоема на северо-запад в сторону села Муратово и через километр выводит на дорогу с неплохим асфальтом. Этого неплохого асфальта оказалось аж 3 км, после чего сворачиваю влево на уже разбитый асфальт к селу Стояново.

В селе набитаю воды. С юго-востока надвигается большая темная туча с грозой (фото 11), не исключено, что она заставит заночевать в ближайшем лесу.

За Стояново плохо раскатанная грунтовка (фото 11, 12) идет низом балки вдоль живописных склонов слева, поросших лесом. В трех километрах от Стояново дорога уходит вверх к селу Грушка, перед началом подъема (фото 12) сворачиваю вправо на еще более плохо раскатанную грунтовку. Впереди на краю скошенного луга сидит лиса, видимо, занятая ловлей мышей. Долго смотрит на меня в надежде, что я все же сверну куда-нибудь. Когда ей стало очевидно, что наша встреча неизбежна, она нехотя перебежала дорогу и скрылась в поле ржи. Кстати, ближайшая гора чуть южнее почему-то называется лисья.


10.

11. Гроза догоняет

12.

13.


Перед началом леса стоит дом лесника с колодцем у дороги (фото 13). Дом заперт, нет даже собак.
От колодца свернул на развилке вправо (фото 13) и через сотню метров, обойдя закрытый шлагбаум на въезде, углубился в лес по поросшей травой дороге (фото 14). Вскоре идущая низом балки лесная дорога становится слишком сырой, на развилке сворачиваю влево на менее езженую дорогу, постепенно подымающуюся по склону. Дорога заросла травой, но практически везде проезжаема (фото 15). Менее, чем через 2 км дорога выводит на край леса, где она еще более поросла травой (фото 16), но можно уверенно ехать. Хотя, периодически приходится останавливаться, чтобы уделить внимание земляничным полянам.

Дорога выводит к восточной окраине села Трофимовка. На север проехать не удается - нет дороги, приходится ехать на запад через село до автодороги Великокомаровка - Павловка. Эта автодорога - обычная грунтовка. Через 300 метров езды по этой автодороге сворачиваю обратно на восток. Здесь вдоль лесополосы все обильно поросло высокой травой, дороги, которая когда-то была не видно. Не ехал бы сюда, если бы из предыдущей поездки не знал, что далее через полтора километра есть дорога, ведущая через лес. Грунт под травой достаточно ровный и твердый, можно уверенно ехать.

Далее был курьезный случай. На краю поля подсолнечника стояли два трактора. Трактористов в них не было, но я не придал этому значения. Проехав еще сотню метров вдруг перед колесом у себя внезапно увидел трех трактористов, отдыхающих от дневного зноя в высокой траве. С трудом затормозив и совершив маневр, все же сумел их объехать и даже поприветствовать. Мой испуг не идет ни в какое сравнение с испугом трактористов. Не стал дожидаться, пока они придут в себя и скажут все, что думают, не останавливаясь, поспешно удалился.

К концу лесополосы ехать слало легче - и трава стала ниже, и спуск небольшой начался, и появился приятный вид на лесистую балку (фото 17). Далее был стремительный спуск через лес. Здесь дорога намного более четкая, но изрядно заросла и я с трудом уклонялся от нависающих со всех сторон веток. В конце спуска свернул влево и вскоре выехал на луг среди леса, обильно поросший травой (фото 18)


14.

15.

16.

17. "Дорога" вдоль посадки

18.


Далее путь лежал вдоль балки с названием Большой Гладыш (фото 18-20). Через 2,5 км езды по дну балки следовал километровый подъем с набором 70 метров высоты. В конце подъема пересек грунтовую дорогу, идущую в Павловку, и начал спускаться к лесу, который на картах обозначен, как урочище Соше, а на местности, как ботанический заказник Павловский (фото 21). Здесь через лес шла значительно лучше раскатанная грунтовка, чем в предыдущей балке. В конце подъема свернул влево на идущую вдоль леса грунтовку весьма неважного качества.

Дальнейший путь был к хутору со странным названием Дракул, что в переводе с румынского означает дьявол или дракон. Хутор должен быть расположен где-то под высоким облаком на фото 22.


19.

20.

21.

22.


На месте хутора Дракул обнаружены лишь поля сухих одуванчиков (фото 23) и кусты цветущего шиповника (фото 25). Проехал мимо (фото 24), внимательно это место не осматривал, поскольку дело к вечеру и нужно искать источник воды и место ночевки.

Поднялся по склону балки (фото 26) на север к южной окраине села Паркановка, обогнув остатки бывшей фермы остановился на ночлег юго-восточнее села на поляне среди кустов шиповника. Я не брал с собой ни палатку, ни спальник, ограничился тентом и легким покрывалом. Этого оказалось достаточно.


23.

24. Вид на хутор Дракул

25. С виду - милый цветок, а это злейший враг велокамер

26. Солнце ушло в Молдову


Пройдено за день - 85 км, из них грунтовок - 70 км




Второй день, 8 июня, воскресенье. Паркановка - Россияновка - Соше-Островское – Войничево – Ивановка. 40 км


Утром пытался пуститься дождь, но дальше попыток дело не пошло.

Преодолел балку, двигаясь на север, и выбрался на приличную грунтовку через пшеничное поле (фото 27). Дорога привела к небольшому песчаному карьеру, склоны которого облюбовали стрижи (фото 28). Далее никаких дорог ни в какую сторону не просматривалось, только обратно. На склонах балки Каламатин трава не очень высокая, вполне можно ехать в нужном направлении (на юго-восток). В ходе этого движения наткнулся на поляны грибов внушительных размеров (фото 29-30). Конфета на фото 29 - для оценки размеров. Насколько я понял, это шампиньоны.


27.

28. Норы стрижей

29. Степные грибы

30. Степные грибы


Постепенно спустился на дно балки. Дорог по-прежнему нигде нет. По краю поля подсолнечника вышел к пересекающей балку грунтовке, преодолев от песчаного карьера чуть меньше двух километров. По этой дороге поехал вверх влево, на северо-восток, снова против ветра. Дикая черешня, растущая в прилегающей посадке, заставляла делать многочисленные остановки. Через полтора километра начался километровый спуск (фото 31) со сбросом ста метров высоты. Внизу в долине видно большое поле маков (фото 32). По грунтовке мимо скошенного луга (фото 33) выехал к грейдеру южнее села Унтиловка. После съемки маков (фото 34) продолжил движение по грейдеру на север в Унтиловку, но начавшийся дождь остановил это движение. Далее предстояло преодолеть около 10 километров грунтовок, а может и их отсутствия. Дождь вряд ли приведет к серьезному раскисанию грунта, но сделать обильную росу на траве вполне может. А по траве и через кустарники наверняка придется передвигаться. Кроме того, встречный ветер уже несколько утомил. Пока моросил дождь, было принято решение повернуть обратно и ехать по этому грейдеру в Россияновку.


31. Скумпия

32.

33.

34.


Вскоре дождь прекратился, но перед селом Соше-Островское начался снова (фото 36). Соша - украинская версия слова шоссе( http://sum.in.ua/s/sosha ). В Соше-Островском справа от дороги расположен полуразрушенный Свято-Вознесенский храм (фото 37,38), заложенный 26 июля 1881 г. и построенный в 1885 году. Хотя, архитектурные формы этого храма не очень напоминают православные храмы того времени. Возможно это как-то связано с тем, что половину жителей села в позапрошлом веке составляли немцы. Не исключено, что этот храм не сразу стал православным.

Асфальт (фото 36) был только в пределах села Соше-Островское, за ним снова начался разбитый грейдер.


35. Red and white

36. Соше-Островское

37. Церковь в Соше-Островском

38. Церковь в Соше-Островском


От пересечения с дорогой Великомихайловка - Фрунзовка решил ехать в сторону железной дороги и посетить холмистый массив, который иногда называют Кочуровские горы в честь располагавшегося здесь и уже не существующего села Кочуровка. Четыре километра от пересечения с трассой до села Войничево - асфальт, хотя и изрядно побитый. Из Войничево решил подняться вверх на восток, осмотреть там живописные склоны (фото 39, 40) и существовавший там когда-то родник. К сожалению, родник затоптали животные и превратили его в небольшое болотце (фото 41).


39. Вид на Лысую гору

40.

41. Бывший родник

42. Ромашка аптечная

43.


Снова спустился в балку Малороша и продолжил движение на северо-восток к бывшему селу Кочуровка. Редко езженая дорога утонула в зарослях ромашки аптечной (фото 42). Выше по склонам были ковры из других цветов (фото 43). Склоны холмов в основном покрыты лесом. Посреди этого леса есть действующий колодец с ведром (фото 44). Видимо, это то немногое, что сохранилось от села. Рядом расположены выездные пасеки, хозяева которых, видимо, поддерживают колодец в рабочем состоянии.

Тучи, котрые с утра угрожали дождем, разошлись, стало безоблачно и жарко. Грунтовка медленно поднимается вверх среди живописной холмистой местности (фото 45). За 3 км подъема дорога набирает 120 метров высоты. Когда-то здесь были два пруда, от которых остались лишь разрытые дамбы и обширные долины (фото 45). Прямо на обочинах дороги - земляничные поляны (фото 46), которые заставляют надолго останавливаться.


44. Колодец в лесу

45. Качуровские горы

46.


В конце подъема грунтовка выходит к лесопосадке, вдоль которой около километра идет на восток к железной дороге. Возле Железнодорожной насыпи, в которой здесь сделан тоннель для прохода, сворачиваю на юг и через 3 км прибываю на станцию Ивановка.

До отправления ближайшей электрички (16:07) было почти два с половиной часа. Имело смысл продолжить движение вдоль железной дороги до какой-нибудь следующей станции, но ничего интересного на этом пути не было. Да еще сильно донимала полуденная жара. А тут рядом со станцией был колодец с прекрасной холодной водой, могучие деревья с обширной тенью. Так я в этой тени и пролежал до прихода электрички.
В Одессу прибыл в 18:15.

Пройдено за день - 40 км, из них грунтовок - 35 км


Заключение и выводы

На Западе Одесской области в Великомихайловском и Фрунзовском районах есть немало интересных для велотуризма мест. Здесь сравнительно много лесов, практически нет какой-либо промышленности, ландшафт пересеченный с перепадами высот до 150 метров. Дороги в основном грунтовые, дорог с покрытием не много и обычно они плохого качества.

Параллельно границе проходит железная дорога на расстоянии порядка 20 км. Подъезд на электричке из Одессы к какой-либо станции составляет от 1,5 до 2,5 часов.

Все это делает этот регион удобным и интересным для проведения непродолжительных велопоходов.