Карлово – София – Силистра (поезд), Силистра - Calarasi (паром),
Calarasi – Drajna Noua – Markulesti – Fetesti (вело 80,1 км),
Fetesti – Faurai – Galati (поезд),
Galati – Giurgiulesti – Рени – Новосельское – Новая Некрасовка - Измаил (вело 92,3 км),
Измаил - Одесса (поезд)
172,4
.
816
.
.
Всего с подъездами:
992,2
.
14894
Информация о районе путешествия
Для одесских велотуристов Болгария - очень удобный район путешествий. Туда можно сравнительно легко и просто добраться, ландшафт страны разнообразен и интересен, значительная часть территории является горами, Болгария еще не полностью интегрировалась в Евросоюз, здесь сохранилась самобытность, немало глухих удаленных уголков с интересной природой, множество исторических памятников, гостеприимное и доброржелательное население, близкий язык, многое понятно без словаря.
Горы Стара-Планина (или Балканские горы) служат своего рода границей между Северной и Южной Болгарией. Именно Стара-Планина является самым протяженным и самым большим по площади горным массивом Болгарии, а своим вторым названием Балкан, он дал имя всему Балканскому полуострову.
Идея похода
В начале мая многие горные хребты Балкан еще покрыты снегом. Горный велопоход в традиционном формате в это время здесь совершить сложно. Но есть в Болгарии кроме гор другой набор достопримечательностей, на которые мы обратили внимание еще в прошлых походах. Это водопады. И они в начале мая должны быть полноводны и особенно красивы. Всего в Болгарии водопадов более 300. Самый большой из них имеет высоту 124 метра.
Конечно, все их увидеть в рамках одного похода почти невозможно. Мы решили ограничиться теми, которые расположены на хребте Стара Планина (Балканский хребет) и рядом с ним.
В ходе разработки маршрута с учетом подъездов было решено включить в маршрут участок вдоль Дуная. Это позволяет избавиться от долгих подъездов с пересадками а также разнообразить маршрут дополнительным интересным участком вдоль правого берега Дуная между городами Чернавода (Румыния) и Силистра (Болгария). Здесь крутой, местами обрывистый берег возвышается над Дунаем порядка ста метров. Судя по карте, автомобильные дороги здесь удалены от Дуная, вероятно, из-за пересеченности местности.
Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты
При аварийном завершении маршрута достаточно спуститься с горных хребтов в долину (1,5-2 км сброса высоты), где достаточно густая сеть автомобильных дорог, по которым не сложно своим ходом или с помощью автотранспорта добраться до ближайшей железнодорожной станции.
Был предусмотрен один запасной вариант маршрута в объезд траверса самой высотной части маршрута по хребту Стара Планина:
Габрово - Враниловцы - Гъбене - Батошево - Стоките - Априлци - х.Тъжа - вдп.Кадемлийско пръскало - Тъжа - Манолово - Калофер
Он запланирован на случай непогоды или слишком большого количества снега на хребте.
Изменения маршрута и его причины
Запасной вариант был частично использован на участке х.Тъжа - вдп.Кадемлийско пръскало - Тъжа по причине сложности дальнейшего передвижения по высотной части хребта из-за снега, плохой видимости и дождя.
Кроме того, из-за дождей поход был завершен несколько ранее запланированного - в г. Карлово вместо г. Плевен.
Также было несколько незначительных изменений маршрута в основном из-за раскисших грунтовок или отсутствия троп.
Подъезды и отъезды
"Туда" ехали так:
1. Поезд №145 Одесса - Измаил , 03:30-09:10.
2. Аренда бусика до границы Украина/Молдова за Рени (70 км).
3. Переезд своим ходом от границы Украина/Молдова до Галаца (15 км) спрохождением границ Украина/Молдова и Молдова/Румыния.
4. Румынская электричка Галац - Фаурей - Чернавода, 15:30-19:36 с пересадкой на ст. Фаурей.
Возвращение было более сложным:
1. Поезд Карлово-София, 13:06-15:36
2. Поезд София-Силистра, 20:00-6:55
3. Своим ходом Силистра - Фетешты (80 км) с паромом через Дунай,
4. Поезд Фетешты-Галац с пересадкой на ст. Фаурей, 18:03-22:25
5. Своим ходом Галац - Рени - Измаил (92 км),
6. Поезд № 146 Измаил-Одесса, 18:00-23:50
Виза
На период похода для поездки в Болгарию гражданам Украины необходимо было оформить национальную визу (не шенген). Правила оформления изложены
здесь . При этом среди перечня документов мы не подавали ни приглашения принимающей стороны, ни бронирование гостиниц. Вместо этого были представлены копия маршрутной книжки туристского спортивного похода, письмо-ходатайство, подписанное президентом областной федерации спортивного туризма и перечень кемпингов в районе маршрута.
Визы оформляли самостоятельно в консульстве Болгарии в Одессе (ул.Посмитного 9). Срок оформления визы - порядка 5 дней. Стоимость визы - 35 евро.
Высотный график пройденного маршрута
Общий набор высоты составил 14013 метров
Подъезд
28 апреля в начале четвертого втроем грузимся в поезд 145 Киев-Измаил на вокзале Одессы. Двое уже едут в нем из Киева и Винницы и еще двое подсядут в Белгороде.
9:20 - выгрузились в Измаиле. Созвонились и встретились с перевозчиком (066-364-99-74), загружаемся в транспорт (фото 1.1). Это микроавтобус на 8 посадочных мест и с грузовым отсеком на 7 кубометров. Все отлично поместилось.
После пересечения двух границ въезжаем а Галац. Слева разного рода портовые соотужения (фото 1.2). 10 км ровной прямой дороги и после небольшого подъема въезжаем в собственно город. Вокзал совсем недалеко - в полукилометре слева.
1.1. Перезагрузка в Измаиле
1.2. Первый румынский город
1.3. Первое препятствие для велосипеда
1.4. На вокзале Галаца
Первый ходовой день, 28 апреля, пятница.
19:40 выгрузились на ст. Чернаводэ (фото 1.6). Вокзал расположен как-то странно - примерно в ста метрах от железнодорожного полотна. Вероятно это железнодорожное полотно ушло от старого здания вокзала в результате строительства нового моста через Дунай.
Неподалеку от нас расположен мост короля Кэрола 1.Этот мост был построен между 1890 и 1895 годами над Дунаем, он соединяет два города - Фетешти на левом берегу и Чернаводэ на правом. На момент завершения строительства этот мост с общей длиной 4087.95 м был самым длинным мостом в Европе и вторым по длине в мире.
Мост эксплуатировался в течение почти столетия, до 1987 года, когда был открыт новый комплекс Чернаводского моста, построенный рядом с ним.
На сегодняшний день наша задача минимальна - собраться, набрать воды для ужина и завтрака, отьехать от цивилизации и стать на ночлег, желательно на берегу Дуная.
1,1 - сворачиваем вправо, пересекаем железную дорогу, за которой двухярусная развязка дорог. Придерживаемся направления на юго-запад.
3,4 - слева какие-то постройки и колодец у дороги. Обращаемся к мужикам за воротами, можно ли набрать воды в колодце? Без лишних объяснений хозяева наполняют все наши емкости для воды из своего водопровода.
Перед селом Кочирлены дорога пересекает Траянов вал. Земляные валы Траяна - нескольких линейных земляных укреплений, найденных в Восточной Европе, Молдове, Румынии и Украине.
Большой Земляной вал имеет протяженность 54 км. Он начинается на Дунае и заканчивается в Паласе, к западу от Констанцы. Его средняя высота составляет 3,5 м, и рвы с обеих сторон. На нем построено 63 укрепления: 35 больших и 28 малых. Среднее расстояние между укреплениями 1 км.
С дороги мы вал не заметили, останавливаться и искать не было времени, поскольку вечереет, а нам до темна нужно найти место для лагеря на берегу Дуная. Тем более, что с такими валами мы знакомы из походов по югу Одесской области и Молдове.
11,2 - за селом Кочирлены перед началом подъема из балки асфальтовая дорога сворачивает влево, а мы съезжаем с нее вправо на грунтовку, ведущую вдоль Дуная.
11,9 - лагерь
1.5. Пересадка в Фаурей
1.6. Выгрузились в Чернаводэ
1.7. Сборка перед началом пути
1.8. Место первого лагеря
Итоги дня: пройдено - 11,9 км, из них грунтовок 0,7 км;
набор высоты - 65 м.
Второй день, 29 апреля, суббота.
Выход.
3,2 км - асфальт.
8,3 км - здесь надо было свернуть вправо на уходящую под углом дорогу, но мы это замечаем только через 600 метров. Возвращаемся .
2.1. Берег Дуная
2.2. Берег Дуная
2.3.
2.4.
2.5.
13,1 км - грунтовка сворачивает вправо к руслу Дуная и перед ним растворяется в многочисленных козьих тропах. Проезжаем еще 100 м прямо и останавливаемся у основания одного из оврагов. Хотя лучше было бы проехать еще 400 метров вперед. Далее пешая радиалка в поисках крепости.
Эту крепость мы случайно обнаружили при разработке маршрута. Ее контуры отчетливо видны на спутниковых снимках.
После похода мы выяснили, что это крепость Сацидава, построенная римлянами во втором веке. Еще раньше на этом месте было поселение даков. Этот исторический памятник находится вдали от дорог, заброшен и не охраняется.
10:00. Взобравшись на крутой склон, обнаружили следы археологических раскопок на просторной поляне. Эта поляна по периметру раньше была окружена крепостным валом с каменными башнями, остатки которых местами хорошо видны (фото 2.6, 2.7).
Северная стена крепости располагалась на краю крутого склона, откуда открывается живописный вид на Дунай (фото 2.8). На одном из склонов натыкаемся на греющихся на солнце черепах.
Спускаемся по склонам вниз к велосипедам и продолжаем движение вдоль берега Дуная. Дороги нет, едем по заливным лугам (фото 2.9). Местами берег изобилует козьими тропами (фото 2.10).
2.6. Развалины крепости
2.7. Развалины крепости
2.8. Вид на Дунай от крепости
2.9.
30,0 км - Далее густой лесной массив подступает вплотную к берегу Дуная. Троп нет. Делаем разведку. Протяженность заросшего побережья чуть меньше километра, далее появляются тропы и дорога к следующему населенному пункту. Уровень воды в Дунае несколько упал и обнажилась часть берега (фото 2.11).
За исключением нескольких участков с уходящими в воду корягами, все остальное проходимо (фото 2.13). Коряги обходим, продираясь через заросли (фото 2.12, 2.14)
Через 900 метров появились тропы (фото 2.15), а затем и дорога (фото 2.16). Нам повезло с уровнем воды в Дунае. Если бы он был на пол метра выше, пришлось бы возвращаться и объезжать.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
30,7 км; 12:00 - развилка. Низом вдоль крутого склона Дуная идет грунтовка. Но более накатанная дорога поднимается по склону вверх. Учитывая удаленность села и крутизну заросшего лесом склона, велика вероятность, что снова упремся в берег реки без тропы. И здесь этот участок может быть намного длинее. Решаем дальше двигаться вверх в крутой подъем (фото 2.17). Набор высоты около 100 метров. Сзади открываются красивые панорамы Дуная (фото 2.17, 2.18).
Подъем становится более пологим и пригодным для езды (фото 2.18, 2.19). В конце подъема курган, перед которым дорога сворачивает вправо. Затем спуск к Дунаю, сначала пологий (фото 2.20), затем весьма крутой.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
Далее грунтовая дорога идет по дамбе (видна в центре фото 2.20), защищающей сельхозугодья от паводков.
36,6 км - В конце дамбы развилка, на которой сворачиваем вправо в лес (фото 2.23) и снова движемся вдоль Дуная. Дорога постепенно становится все хуже, встречаются лужи и обширные участки раскисшей дороги (фото 2.24).
2.20.
2.21.
2.22.
2.23.
2.24.
Местами дорога идет по освободившемуся от воды берегу реки (фото 2.25).
40,0 км - начинается подъем по заброшенной лесной дороге (фото 2.26). В конце подъема дорога идет по дну глубокого оврага (фото 2.27).
13:35. Лес заканчивается с окончанием подъема. Далее едем километр вдоль леса и еще километр от него по полевой грунтовке (фото 2.28). Упираемся в грейдер (43 км) и сворачиваем на него вправо (фото 2.29).
2.25.
2.26.
2.27.
2.28.
2.29.
48,2 км; 14:20 - В конце спуска перед селом Олтина родник и оборудованная возле него большая поилка для скота (фото 2.30), пополняем запасы воды. По селу асфальт, но через 1,4 км на выезде из села он заканчивается. Снова грунтовка..
56,4 км - обогнув озеро Олтина, сворачиваем вправо в один из примыкающих оврагов (фото 2.31). Через 400 метров в тени придорожных деревьев делаем привал и обед.
16:45. После обеда продолжаем движение по полевым грунтовкам (фото 2.32 - 2.34).
62,7 км - Возле села Извоареле (остается справа) начинается асфальт.
В начале села Канлия - родник (фото 2.35). За селом асфальт разного качества (фото 2.36)
2.30. Источник перед с. Олтина
2.31.
2.32.
2.33.
2.34.
2.35. Источник в с. Канлия
71,2 км; 18:10 - упираемся в отличную асфальтовую автотрассу со свежей разметкой (фото 2.37). Здесь иногда встречаются автомобили. До этого автотранспорта на дорогах практически не было.
74,2 км - монастырь Дервент (фото 2.38) (Дервент в переводе - место переправы). На территории монастыря, вроде бы, расположена пещера апостола Андрея, где прожил пять лет в начале первого века нашей эры апостол Андрей, проповедовавший в этих местах христианство. Но об этом нам стало известно уже после похода.
88,5 км - слева от дороги в полукилометре должен находиться дакский склеп. Но дело к вечеру, скоро стемнеет и у нас нет времени его разыскивать.
92,4 км - погранпереход на окраине болгарского города Силистра. Через километр находим универсам и докупаем продукты.
98,6 км - за городом в глубоких сумерках находим поляну с местом для отдыха (фото 2.40). Рядом родник, столы и лавки. Правда, рядом и кучи мусора, но чуть в стороне находим относительно чистые места.
2.36. Подъем за с. Канлия
2.37.
2.38. Монастырь Дервент
2.39.
2.40.
Итоги дня: пройдено - 86,7 км, из них грунтовок 49,5 км
набор высоты - 964 м
Третий день, 30 апреля, воскресенье.
Выход в 8:40.
128,4 км - сворачиваем влево на грейдер, а через 300 метров после ж/д переезда вправо на грунтовку, идущую вдоль железной дороги (фото 3.2).
132,3 км - на окраине с. Межден упираемся в асфальтовую автодорогу и сворачиваем на нее влево (фото 3.3). Через три километра в конце спуска за селом развилка. Едем вправо по дороге через лес. здесь асфальт хуже, с многочисленными латками.
138 км - за селом Полковник Таслаково выезжаем на грунтовку. Причем, эта грунтовка особенная - вероятно, чтобы убрать неровности, грунтовку вспахали (фото 3.5), а теперь задача проезжающего транспорта этот грунт ровненько укатать. Эта миссия досталась нам.
Через полтора километра выехали на обычную грунтовку через лес (фото 3.6).
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
141 км; 12:10 - скальный монастырь (фото 3.8, 3.9). Справочная информаци из викимапии: Скальный монастырь "Хайдушки къщи" расположен на левом берегу Канагьол, к югу от автодороги Дулово- Тервел. Включает в себя церковь, склеп, столовую, кельи и вспомогательные помещения, связанные в единый монастырский комплекс.
Церковь находится в южной части и является наибольшим помещением, длиной 4.90 м, шириной 2.50 м, высотой 2.65 м. На восточной стене – высечена арка алтарной нишы. В церкви есть и второе просторное помещение с нишей в северной стене, вероятно, используются для столовой. Над ним, на верхнем уровне вырезаны еще четыре кельи, а под ними обширное помещение промышленного назначения.
На стенах келий были вырезаны кириллические надписи, руноподобные знаки и несколько крестов с разветвленными концами. В 20-ти метрах к югу от церкви находится монастырский склеп.
141,4 км - тропа теряется в травянистом лугу. Здесь сходятся два оврага. Находим скотогонную тропу (фото 3.10), идущую через лес вправо вверх вдоль оврага. Через 700 метров выходим из оврага и леса. Начинаются поля, вдоль которых дорог нет, они распаханы. Продолжаем подъем по травянистому склону (фото 3.11) на запад, хотя нам надо на юг.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
142,8 км - в конце подъема упираемся в грунтовую дорогу и сворачиваем на нее влево. Далее едем вдоль леса (фото 3.12, 3.13).
144,9 км - снова спустились в овраг. На северо-востоке видны скалы, которые мы вынужденно объехали (фото 3.14). По некоторым данным там находится пещера, но мы туда уже ехать не стали. Поворачиваем на юго-запад и едем по дну оврага.
147 км - привал, перекус.
148,4 - 149,7 км - проезжаем по асфальту через село Градница (фото 3.15).
3.11.
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
154 км; 15:20 - проезжаем мимо скал слева (фото 3.16, 3.18). Делаем пешую радиалку на вершину скал (фото 3.17). Там расположены остатки городища, земляной вал. Здесь в 9-11 веках располагоалась болгарская крепость "Скала". На склонах много чабреца, которым запасаемся для приготовления чая (фото 3.19).
3.16.
3.17.
3.18.
3.19.
Далее следует километровый подъем к селу Скала (фото 3.20). От села снова спускаемся (фото 3.21) в овраг. Грунтовая дорога пересекает овраг и уходит вверх на юго-восток. Нам нужно по дну оврага на юго-запад, но туда нет ни дорог, ни троп. Едем по краю засеенного поля по одинокому автомобильному следу (фото 3.22). Через 700 метров упираемся в грунтовку и сворачиваем на нее влево. Эта грунтовка (фото 3.23) через 5 км выводит нас к селу Тодор Икономово. Далее асфальт (фото 3.24).
3.20.
3.21.
3.22.
3.23.
3.24.
165,6 км - на выезде из села склеп Тодор Икономово (фото 3.25).
169,8 км - в селе Каолиново на перекрестке сворачиваем влево (фото 3.26). За селом карьеры с многочисленными большими белыми курганами, как-будто заснеженные горы. Здесь добывают каолин (белая глина) для производства фарфора, фаянса и пр. Длинный подъем около 2,5 км.
181 км - в селе Долина в источнике набираем воду на ужин и завтрак.
184,5 км; 18:40 - сворачиваем с асфальта вправо, по дамбе объезжаем пруд и далее по разбитой грунтовке (фото 3.27) едем к селу Лиси връх. Объезжаем село по южной его окраине и далее едем на юго-запад по живописной долине среди обширных лесов (фото 3.28).
190,5 км - лагерь (фото 4.2). В ста метрах течет небольшая речка, достаточная, чтобы смыть дорожную пыль.
3.25.
3.26.
3.27.
3.28.
Итоги дня: пройдено - 92,0 км, из них грунтовок 34,3 км
набор высоты - 1149 м
Четвертый день, 1 мая, понедельник.
С утра туман. Выход был поздний - с утра чинили покрышку (фото 4.1) и другой мелкий ремонт. Кроме того, нужно было найти дорогу через лес к селу Живково. На картах таких дорог не обозначено, а на спутниковых снимках она не просматривалась. Нужная дорога найдена.
Трехкилометровый подъем лесом (фото 4.3), далее по полевой грунтовке, затем крутой каменистый спуск к селу Живково.
199,7 км - за селом Живково интересный природный объект - посреди поля торчит скала (фото 4.4-4.6). Конечно же это место было святилищем у древних язычников. У подножия скалы следы археологических раскопок.
Среди пахотных полей вблизи села Живково возвышается природная скала, называемая "Красная скала" (турецкое название "Кызыл кая").
Название, вероятно, дано от того, что издалека скала имеет коричнево-красный цвет. Скала с тоннелем под ней, имеет определенную структуру из камня красного цвета и считается, что это реликвия, упавший метеорит.
Проводятся археологические раскопки. Найдены многочисленные кости крупного и мелкого домашнего рогатого скота, глиняные сосуды и монеты. Обнаруженные монеты римского времени. По данным нынешних исследований предполагается, что первоначально этот объект существовал как фракийское святилище. Свидетельством этого являются многочисленные кости.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
Низом балки едем на юг (фото 4.7), чтобы кратчайшим путем выбраться к асфальтовой дороге. Но не тут-то было - через 4 км сталкиваемся с полным отсутствием дорог и троп в нужном направлении. Все перепахано и засажено.
Сворачиваем влево вверх к селу Велино, где выезжаем на асфальт (фото 4.8).
216,5 км - в начале села Царев Брод выезжаем на автотрассу, ведущую к Шумену. Здесь уже появляется некое оживление автомобильного движения, до этого транспорта почти не было.
220 км - по мосту переезжаем оживленную автомагистраль София - Варна.
Въезжаем в Шумен (фото 4.9). Над городом возвышается Шуменское плато, на котором издалека виден огромный бетонный памятник (фото 4.9).
228 км - центр Шумена. Закупаем продукты на следующие три дня. В парке привал и перекус.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
Далее подъем на Шуменское плато (фото 4.10). Это популярное место отдыха местных жителей и гостей города. Делаем радиалку к самому массивному памятнику в мире. От него открывается прекрасная панорама города (фото 4.11).
248 км - съезжаем с асфальта на лесную грунтовку (фото 4.12) и едем в сторону скальных монастырей. По пути встречаются полузаброшенные родники (фото 4.13).
251 км - Скальная церковь (фото 4.14, 4.15). К ней пробраться не очень просто, тропа круто уходит вверх по склону к скале.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
252,7 км - на повороте дороги родник и просторная поляна. Здесь разбиваем лагерь (фото 4.20).
4.16.
4.17.
4.18.
4.19.
4.20.
Итоги дня: пройдено - 62,2 км, из них грунтовок - 19,6 км
набор высоты - 1008 м,
Пятый день, 2 мая, вторник.
Выход в 8:20.
257,7 км - пересекаем железную дорогу, а за ней и автотрассу, ведущую в Шумен.
259,8 км - остатки дворца Хан Крума (фото 5.2).
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
270,8 км - село Златар. От него едем по отличному асфальту практически без автотранспорта (фото 5.6). За селом Смядово (282 км) выезжаем на умеренно оживленную автотрассу.
293 км - за селом Веселиново сворачиваем влево к водопаду. Длина радиалки чуть меньше 4 км. Дорога идет в подъем. Но главная проблема не подъем, а каменистость дороги (фото 5.7)
Первый водопад разочаровал. Собственно, место интересное - огромная скала перегораживает глубокое ущелье (фото 5.9). И с этой скалы в нескольких местах стуйками стекает ручеек.
Перед спуском в ущелье привал и обед.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
5.10.
333,4 км - в начале пос. Върбица Т-образный перекресток, на котором сворачиваем влево (фото 5.12).
340 км За поселком Върбица начинается подъем к перевалу. Нас несколько озадачил дорожный знак "тупик" (фото 5.13) и щит с информацией, что перевал закрыт. Асфальтовая дорога была абсолютно пустынной. Мы решили, что впереди ремонт дороги и мы как-нибудь пешком ремонтный участок все же преодолеем.
Место ночевки предполагалось на поляне вблизи перевала. Но мы не успели засветло туда добраться. Ночуем на одном из поворотов вблизи ручья в 30-ти метрах от дороги (фото 5.14). Но близость дороги нас ни сколько не смущала, поскольку транспорта на ней почти нет.
347,3 км - лагерь.
5.11.
5.12.
5.13.
5.14.
Итоги дня: пройдено - 94,6 км, из них грунтовки - 18,2 км
набор высоты - 1613 м,
Шестой день, 3 мая, среда.
350 км - перевал на картах обозначен здесь, но подъем продолжается.
351 км - реальный перевал. Слева просторная поляна, справа забор из колючки и ворота. Вдали видна вышка и строение. При приближении к воротам из динамика слыщатся какие-то непонятные для нас предупреждения. Это какой-то военный объект.
На спуске с перевала нам стало понятно, почему в начале подъема неоднократно были указания, что проезда через перевал нет. Дороги на спуске нет. Точнее, она есть , местами даже сохранились фрагменты асфальта (фото 6.1, 6.2), но дорога настолько разбита, что мало кто из автомобилистов рискует по ней ехать. Хорошая асфальтовая дорога была до перевала (до военного объекта).
364 км - конец спуска, Т-образный перекресток, на котором сворачиваем вправо (фото 6.2).
375,7 км - в центре селения Медвен сворачиваем с основной дороги вправо и совершаем двухкилометровую радиалку к водопаду Сини вир. Через километр дорога заканчивается, далее по тропе спуск к ручью и вдоль ручья. Возле водопада (фото 6.3) делаем привал, купание в водопаде и обед.
Продолжаем движение по красивой автодороге с редким автотранспортом (фото 6.4).
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
390 км - за селом Градец слева от дороги три каскада водопадов (фото 6.5, 6.6).
За селом Ичера начинается подъем на перевал.
405 км - перевал. Через полтора километра спуска сворачиваем вправо на отворот в природный парк Сините Камъни (фото 6.7).
415 км - на повороте дороги за насыпью и лесными зарослями находим удобную поляну для лагеря (фото 6.8).
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
Итоги дня: пройдено - 67,6 км, из них грунтовки - 16,1 км,
набор высоты - 1403 м,
Седьмой день, 4 мая, четверг.
416 км - сворачиваем на отворот влево и делаем четырехкилометровую радиалку к склону с видом на Сливен (фото 7.1) и водопаду (фото 7.3)
По пути встречаем полезную схему местности (фото 7.2).
424 км - возвращаемся к основному маршруту (416 км). Через 600 метров справа отличное место для стоянки с родником.
429,2 км - развилка. Едем вправо. Дорога идет по гребню хребта. Транспорта практически нет. Удивительно, но более 20 километров до перевала неплохой асфальт, хотя бы ожидали здесь каменистую горную дорогу.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
450,3 км - выезжаем на перевал и проходящую через него автодорогу (фото 7.5). По ней движение сравнительно оживленное.
455 км - сворачиваем влево на менее оживленную и более короткую дорогу.
462,4 км - за с. Божевци, в котором набрали воды, делаем привал и обед.
481,8 км - в селе Марьян дважды сворачиваем влево (фото 7.6) и едем по безмашинной дороге (фото 7.7) к селу Руховцы и далее к водопаду.
7.5.
7.6.
7.7.
7.8.
Спуск к водопаду (фото 7.9, 7.10) довольно непрост.
495 км - в г. Елена докупаем продукты.
499,5 км - перекресток. По совету местных жителей совершаем полукилометровую радиалку влево к небольшому селению для заправки водой.
501 км - лагерь с прекрасным видом на окружающие невысокие горы (фото 8.1).
7.9.
7.10.
Итоги дня: пройдено - 86,1 км, все асфальт
набор высоты - 1371 м,
Восьмой день, 5 мая, пятница.
От места ночевки (фото 8.1) возвращаемся к асфальтовой дороге и продолжаем движение в подъем. Дорога правктически без автотранспорта, вокруг прекрасные панорамы (фото 8.2).
503 км - в селе Недялковци заканчивается асфальт. Дальше грейдер.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
504 км - в маленьком селении Велювци заканчивается какое-либо покрытие дороги, дальше вверх по склону идет что-то среднее между тропой и дорогой. Забегая вперед отметим, что впереди закрытая зона плотины водохранилища, сквозного проезда нет, поэтому туда нет и дорог. Мы движемся по старым заброшенным и заросшим грунтовкам и тропам (фото 8.4-5.11).
515,5 км - тропа привела к какому-то подземному сооружению, похожему на бункер. Дальше внятных троп нет. Пытаемся пропрыться по следам старой заваленной дороги, но упираемся в обрыв (фото 8.13). Этот ландшафт здесь, видимо, со времен строительства плотины (фото 8.14) и формировался он взрывными работами.
Обследуем обрыв на большом протяжении и находим крутой овраг, по которому челноком спускаем вещи и велосипеды.
517 км - плотина.
8.6.
8.7.
8.8.
8.9.
8.10.
8.11.
8.12.
8.13.
8.14.
522 км - водопад (фото 8.18) и кемпинг рядом. За ними - Капиновский монастырь (фото)
525 км - Плаковский монастырь.
540 км - выезжаем на автомагистраль перед Велико Тырново.
546 км - центр Велико Тырново. Начался сильный ливень, пережидаем его под навесом. После того, как дождь стих, пытаемся обменять валюту, но обменник только что закрылся, мы опоздали на 10 минут.
Выезжаем на окраину города и ставим лагерь на берегу реки (фото). Снова усилился дождь и шел он всю ночь и все утро.
8.15.
8.16.
8.17.
8.18.
8.19.
8.20.
8.21.
Итоги дня: пройдено - 47,5 км, из них грунтовок - 12,8 км
набор высоты - 786 м,
Девятый день, 6 мая, суббота.
С утра идет дождь (фото 9.1). Неленивые участники отправляются пешком под дождем осматривать город, а ленивые продолжают спать.
Вышли поздно, после того, как дождь стих. В обменнике поменяли валюту, докупили продукты и еще немного посмотрели красивый город (фото 9.2-9.4).
560,5 км - в селе Самоводене с основной дороги сворачиваем вправо, чтобы кратчайшим путем выехать к Хотницкому водопаду. Первые пять километров была грунтовая дорога с подсыпкой камней, езда по ней особых проблем не доставляла. А вот дальше пошла раскисшая грунтовка, по которой и ехать невозможно, и идти проблематично (фото 9.5).
Движемся либо по лужам, либо по траве. Трава еще мокрая от дождя, роса разжижает грязь на колесах и позволяет иногда даже ехать.
9.1.
9.2.
9.3.
9.4.
9.5.
Движение по траве обочин опасно тем, что там много колючих веток шиповника и акации. Такая наша езда неизбежно заканчивается проколом. Клеимся.
571 км - выбрались к ручью. Приводим велосипеды в работоспособное состояние (фото 9.6). Это тот самый ручей, на котором ниже расположены водопады. Вскоре ручей уходит в глубокий каньон. Верхом вдоль него идет каменистая дорога.
573,3 км - упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее влево на спуск. Метров через 800 водопад (фото 9.7). Сам водопад - так себе, но каньон очень живописен. Вдоль него идет замысловатая тропа с многочисленными деревянными лестницами, тоннелями в каменных стенах (фото 9.8).
От водопада по запланированному маршруту нам следовало ехать на запад полевыми грунтовками. Но это невозможно, поскольку они раскисли. Поэтому едем по асфальту на восток и делаем небольшой крюк через село Хотница.
В селах Русаля и Мусина развилки, выбираем направление на запад. Дорога хоть и асфальтовая, но становится все более заброшенная, автотранспорта почти нет.
591,6 км - сворачмваем влево на совсем неприглядную дорогу, ведущую на юг к расщелине в холмах.
593,3 км - в начале леса слева от дороги большой навес (фото 9.9), под которым сухо (!). И там расположен большой стол. Никаких сомнений - на поляне рядом разбиваем лагерь.
9.6.
9.7.
9.8.
9.9.
Итоги дня: пройдено - 44,9 км, из них грунтовок - 8,9 км
набор высоты - 527 м,
Десятый день, 7 мая, воскресенье.
С утра сушка вещей, чистка и профилактические мероприятия с велосипедами, выковыривание шипов и заклеивание не замеченных вчера проколов (фото 10.1).
594 км - асфальт заканчивается у домика (вероятно, лесника). Дальше грунтовка, во многих местах сырая и вязкая от пошедших дождей. Спускаемся к бывшему берегу высохшего озера (фото 10.5).
Грунтовка в лесу сырая, колеса быстро забиваются грязью. Поляна на дне бывшего озера тоже сырая, но здесь солнце и ветер быстро делают свое дело. Делаем пешую разведку к водопаду с целью выяснить, возможно ли там пробраться с велосипедом и если да, то где.
596 км - склоны сжимаются в узкое скалистое ущелье, среди скал водопадом пробивается река (фото 10.3). У водопада немало туристов, которые спустились к нему сверху, с другой стороны ущелья. Нужно разыскать подходящий путь для велосипедов. Есть тропа, ведущая от водопада вверх, то там очень круто, мокро и скользко. С велосипедом подняться нереально.
Немного обследовав склоны, в стороне находим сравнительно пологую тропу через лес, подъем по которой начинается задолго до водопада. Возвращаемся к велосипедам и движемся сначала по дну водоема (фото 10.4, 10.5), затем вверх по лесной тропе (фото 10.6-10.8).
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
10.5.
598,5 км - Конец подъема. Далее тропа въется по краю живописного ущелья (фото 10.9, 10.10). Тропа хорошо набита, видимо, здесь бывает много туристов. Местами можно уверенно ехать. Как оказалось, в ущелье расположена довольно большая пещера. Но мы заранее о ней не знали, посещение не планировали. Кроме того, начал накрвпывать дождь и нам срочно нужно было
выбираться с грунтов на какую-нибудь дорогу с покрытием.
599,6 км - Выбрались на асфальтовую дорогу. Дождь пошел во всю мощь. Некоторое время пытались его переждать, но, поняв бесполезность этого, одеваем дождевики и едем.
10.6.
10.7.
10.8.
10.9.
10.10.
603 км - дождь стих. Недалеко от дороги еще одно ущелье поменьше размерами, где расположен еще один водопад (фото 10.11). Пока осматривали водопад, снова пошел дождь. Едем дальше по дороге с незначительным количеством транспорта (фото 10.12).
В центре городка Вишовград под навесом у одного из магазинов делаем привал и перекус, прикупив в этом магазине всякие вкусности.
Погода успокоилась и больше в пути дождь сегодня нас не напрягал. Едем по асфальту разного качества (фото 10.13-10.15)
646,7 км - лишь в конце сворачиваем с асфальта на спуск по грунтовке.
648 км - находим приемлемую поляну для лагеря. Водопад где-то рядом, но искать его будем уже завтра. По небу мчатся свинцовые тучи, велика угроза дождя.
10.11.
10.12.
10.13.
10.14.
10.15.
Итоги дня: пройдено - 55,5 км, из них грунтовок - 7,9 км
набор высоты - 1193 м,
Одиннадцатый день, 8 мая, понедельник.
С утра - поход к водопаду (фото 11.2), расположенному в трехстах метрах севернее лагеря (фото 11.1).
Возвращаемся по скользкому крутому подъему к асфальту в с. Солари и едем по нему на юг-юговосток в сторону Габрово (фото 11.3).
5-18 км - Габрово. Осматриваем центр и докупаем продукты.
На выезде из Габрово пошел дождь. Пережидаем его под навесом неработающего магазина. Привал, перекус.
33,4 км - развилка, родник. Привал, чай. Основная дорога продолжает подъем к туристическому комплексу Узана, а мы сворачиваемвправо и траверсируем лесистый склон хребта.
37,1 км - хижа Партизанска Песен. Через 700 метров сворачиваем с асфальта влево на грунтовку, идущую в подъем. Начался постепенно усиливающийся дождь. Надеемся, что он стихнет через некоторое время, как уже не раз сегодня бывало. Но на сей раз дождь пустился серьезно.
39,9 км - конец подъема. Дорога входит в лес, льет дождь, дует сильный ветер. В конце участка леса перед вершиной Корита справа от дороги находим условно пологий участнок склона среди больших деревьев, где и разбиваем лагерь.
11.1.
11.2.
11.3.
11.4.
11.5.
11.6.
11.7.
11.8.
11.9.
Итоги дня: пройдено - 40,4 км, из них грунтовок - 3,9 км
набор высоты - 1298 м,
Двенадцатый день, 9 мая, вторник.
С утра сыро, периодически лагерь накрывают тучи своим туманом. Но постепенно стало проясняться.
Выход в 10:20. Траверсируя склон обходим вершину г. Корита (фото 12.1).
0,4 км - грунтовая дорога закончилась, дальше узкая тропа (фото 12.2).
Впереди вершина Бухала, скрытая туманом (фото 12.3). Вскоре тропа входит в лес. Начинается дождь. Несколько раз приходится преодолевать большие стволы упавших деревьев, перегородившие тропу (фото 12.4).
4,3 км - тропа выходит из леса. Справа примыкает грунтовка, идущая снизу к хиже Мазалат. Здесь начинается территория нац. парка Центральный Балкан, о чем свидетельствуют щиты на обочине.
7,1 км - хижа Мазалат. Дождь усилился и постепенно превратился в ливень. Укрываемся под навесом возле хижи. Видимости никакой и льет, как из ведра. Дальше нас ждет сложный участок по гребню хребта.
Выход туда в таких условиях исключен. Знакомимся с Цветомиром, хозяином хижи. Он предлагает нам остановиться у него в хиже. На втором этаже две комнаты с кроватями. Внизу - печка, душ, электричество от ветрогенератора, интернет. Можно отогреться и высушиться. Все это за 12 левов с носа.
Но мы обнаглели и договариваемся на 50 левов со всех.
Сильный дождь лил весь день и всю ночь.
12.1.
12.2.
12.3.
12.4.
Итоги дня: пройдено - 7,5 км, в основном тропа
набор высоты - 230 м,
Тринадцатый день, 10 мая, среда.
С утра туман, облачность, периодический дождь. Но постепенно тучи начали расходиться и даже иногда проглядывало синее небо (фото 13.1). Погода налаживается. Решено двигаться дальше.
От хижи Мазалат по хребту идет туристская тропа (фото 13.2-13.7). Местами она крута, но в основном вполне проходима с велосипедами и даже иногда проезжаема (фото 13.7, 13.11). Погода явно наладилась. Но перед подъемом на вершину Русоватец погода стала резко ухудшаться (фото 13.12, 13.13).
Все затянуло густым туманом, подул порывистый ветер, пошел мелкий снег. Мы траверсировали южный склон вершины и надеялись, что здесь снега уже нет. В реальности наткнулись на два обширных снежных языка, которые протянулись по крутому склону далеко вниз к скальным сбросам. Большую часть первого языка удалось обойти, спустившись несколько вниз (фото 13.14-13.16). Второй язык пересекли, сделав предварительную разведку (фото 13.17-13.19).
13.1.
13.2.
13.3.
13.4.
13.5.
13.6.
13.7.
13.8.
13.9.
13.10.
13.11.
13.12.
13.13.
13.14.
13.15.
13.16.
13.17.
13.18.
Далее был небольшой спуск (фото 13.20) до дороги из белых камешков (фото 13.21-13.26), идущей с вершины Триглав к верховьям реки Тыжа. Начался дождь, который с разной интенсивностью шел до конца дня.
710,5 км - спустились к речке Тыжа. Справа небольшой пруд и домик. Преодолели закрытый шлагбаум. Далее движение по каменистой дороге вдоль р. Тыжа. Вначале спуск пологий, много луж (фото 13.27).
713,4 км - водопад Кадемлийско пръскало.
Дождь усилился и спуск стал круче.
13.19.
13.20.
13.21.
13.22.
13.23.
13.24.
13.25.
13.26.
719,3 км - пересекаем ручей Бабска река. Делаем пешую радиалку влево вверх порядка 250 метров. Подъем крутой. За поворотом открывается вид на водопад Бабско пръскало (фото 13.29).
722,3 км - шлагбаум на выезде из нац. парка (фото 13.30). В качестве бонуса у дороги встречаются небольшие водопады (фото 13.31)
725,4 км - на крутом повороте дороги находим пологую поляну, удобную для лагеря. Дождь на некоторое время стих, но затем пустился с новой силой.
13.27.
13.28.
13.29.
13.30.
13.31.
Итоги дня: пройдено - 29 км, все грунтовки
набор высоты - 779 м,
Четырнадцатый день, 11 мая, четверг.
С утра тихая и ясная погода. Вчерашних погодных катаклизмов вроде как и не было. Продолжаем спуск по каменистому серпантину (фото 14.1).
732 км - перед поселком Тыжа начинается асфальт. Набираем воду в источнике и докупаем продукты в магазине. Далее из центра села направляемся на запад с целью преодолеть водораздел между речками Тыжа и Тунджа. Весота водораздела 740 метров, набор высоты 230 метров.
На окраине села асфальт перешел в грейдер (фото 14.3), а за речкой, которую переходим по мостику, - в грунтовку (фото 14.4-14.8). Причем, грунтовка нередко размыта ручьями (фото 14.5, 14,6). Но хорошая погода и живописные виды сделали прохождение этого участка маршрута приятным. За водоразделом дорога идет по границе национального парка Центральный Балкан.
14.1.
14.2.
14.3.
14.4.
14.5.
743,2 км - выезжаем на дорогу, идущую от вершины Ботев. Дорога с каменистым покрытием (фото 14.9). Появилась наглядная агитация заповедника.
745 км - за шлагбаумом на выезде из заповедника начинается асфальт (фото 14.10)
746 км - привал и обед на поляне у реки Тунджа.
14.6.
14.7.
14.8.
14.9.
14.10.
В запланированном варианте маршрута предполагалась пешая радиалка к водопаду Райско прыскало. Благоприятная погода позволяет успеть до темна вернуться в лагерь (до водопада чуть более 10 км в одну сторону). Влад и Ира отказались идти к водопаду и решили отдохнуть в лагере. Учитывая усталость и недостаточный уровень подготовки, а также напряженный завтрашний день, Наталье рекомендовано не ходить к водопаду а отдохнуть в лагере.
Тропа к водопаду хорошо набита, но есть несколько развилок, где путь не очевиден. Есть разметка, но она неравномерна – в некоторых местах ее слишком много, а в других местах приходится ее искать.
Путь к водопаду проходит по лесистым горным склонам. Водопад вдали виден уже сразу после подъема от речки Тунджа (фото 14.11). По мере приближения он виден все более отчетливо в живописных скалах (фото 14.12). Особенно живописны виды с вершины Малък Райски Купен, 1483 м (фото 14.13).
Ниже водопада (фото 14.14) расположена туристская хижа Рай и небольшая часовня, построенная отцом погибшего здесь парня.
Как и планировалось, к восьми вечера участники пешей радиалки вернулись в лагерь. За исключением Наташи, которой было не рекомендовано туда ходить вообще, и Виталика. Они пришли в лагерь в двенадцатом часу ночи. Напряженный план на завтрашний день становится малореальным.
14.11.
14.12.
14.13.
14.14.
Итоги дня: пройдено - 41,5 км, из них грунтовки - 37 км
набор высоты - 1397 м,
Пятнадцатый день, 12 мая, пятница.
Сегодня вечером по плану мы должны закончить поход. Но в связи с отставанием от графика реально доехать до города Ловеч и оттуда вечером уехать поездом (последний поезд от ст. Ловеч в 20:42). Это чуть больше 100 км и около 1500 метров набора высоты.
Руководитель принял решение за невыполнение его указаний, выразившееся во вчерашнем ночном хождении в горах, снять с маршрута Наталью Савчук. Поэтому на ближайшей железнодорожной станции Карлово нам предстоит усадить ее в поезд и далее продолжить маршрут.
775,4 - 778,4 км - Калофер. Это небольшой провинциальный городок с развитой туристской инфраструктурой. Отсюда начинаются многочисленные маршруты по нац. Парку Стара Планина, к вершине Ботев и водопаду Райско прыскало. На улицах Калофера много брусчатки.
778,4 км - За Калофером выезжаем на автотрассу Казанлык – София. С дороги открывается отличный вид на вершину Ботев и водопад под ней (фото 15.2). Правда, нужно знать, что он там есть, иначе трудно его заметить, поскольку до водопада по прямой 11 км.
Далее был стремительный спуск по серпантину и езда по равнинной дороге вдоль основания Старопланинского хребта (фото 15.3). Но горы спрятаны низкой облачностью. Начался дождь. Дальнейшее преодоление горного хребта в тумане под дождем вряд ли доставит удовольствие.
Да и успевание в Ловеч к вечеру в этих условиях становится проблематичным. Изучив расписание на станции Карлово принимаем решение завершить маршрут здесь и дальше сделать большой крюк по Болгарии поездами с пересадкой в Софии.
В таком варианте мы завтра к утру гарантированно будем в Силистре, что обеспечит своевременное возвращение домой. Также трехчасовая пересадка в Софии позволит совершить незапланированный осмотр столицы.
15.1.
15.2.
15.3.
Итоги дня: пройдено - 37,6 км, из них грунтовок - 4,1 км
набор высоты - 216 м
Отъезд, 12-14 мая.
1. Поезд Карлово-София, 13:06-15:36
2. Поезд София-Силистра, 20:00-6:55
3. Своим ходом Силистра - Фетешты (80 км) с паромом через Дунай,
4. Поезд Фетешты-Галац с пересадкой на ст. Фаурей, 18:03-22:25
5. Своим ходом Галац - Рени - Измаил (92 км),
6. Поезд № 146 Измаил-Одесса, 18:00-23:50
График движения
Заключение и выводы
Запланированный маршрут успешно пройден. Мы посетили полтора десятка водопадов, расположенных в живописнейших местах, пройден траверс значительной части Балканского хребта, проехали вдоль живописных берегов Дуная, осмотрели множество исторических и культурных достопримечательностей. При общей протяженности 805 км неасфальтовые дороги и тропы составили 250 км. Суммарный набор высоты составил 14013 метров. Поход соответствует пятой категории сложности по требованиям ФСТУ.
Основные технические сложности маршрута были сосредоточены на следуюших участках:
- траверс хребта Стара Планина между хижей Мазалат и верховьем р. Тыжа, отличающийся отсутствием дорог, сложным горным рельефом, заснеженными участками и сложными погодными условиями (тринадцатый день);
- путь к озеру Иовковци по крутому лесистому склону без тропы со скальными участками (восьмой день);
- движение вдоль крутого лесистого берега Дуная без тропы (второй день).
Район похода интересен с разных точек зрения. Прежде всего это красивые и очень разные горы, это множество исторических и природных достопримечательностей, это сравнительно удобное добирание к району похода, это близость языка и культуры местного населения, это сравнительно низкие цены на товары и услуги.
Большинство водопадов, которые мы проезжали, расположены в ущельях из мягких известняков, в которых есть немало пещер. Этот момент был упущен при подготовке похода, мы не имели предварительной информации и не планировали посещение пещер, что совершенно напрасно.
Состав участников подобрался ровный по уровню физической подготовки за исключением Натальи Савчук. При комплектации группы я (руководитель) внимательно изучил опыт каждого участника. Наталья прошла достаточно непростую четверку в Карпатах, что внушало уверенность в успешном прохождении маршрута. Но с первых же дней стала очевидной ее низкая физическая и техническая подготовка. Наталья часто отставала, группе приходилось ее ждать. Я был уверен, что, как обычно, через 3-4 дня наступит вкатывание и Наталья выровняется со всеми в темпе движения. Но этого почему-то не произошло, Наталья уставала и продолжала отставать. С учетом этого мы изменили организацию движения. Мы несколько отставали от графика движения, но наличие запланированных дневок позволяло надеяться на то, что все удастся наверстать и завершить поход в срок.
Чрезвычайный случай произошел в предпоследний день похода. Была объявлена полудневка и после обеда часть группы отправилась в пешую радиалку к водопаду Райско прыскало, а другая часть осталась отдыхать в лагере перед напряженным днем. Наталье рекомендовано не ходить к водопаду, а учитывая ее усталость отдохнуть перед следующим днем, который ожидался напряженным. Но после ухода участников радиалки Наталья самостоятельно покинула лагерь и ушла к водопаду, а это более 20 км в оба конца. Естественно, засветло вернуться в лагерь она не успела. Встреченный ею Виталик задержался и шел вместе с ней. Связаться с ними из лагеря нам не удавалось, поскольку их телефоны разрядились. Немного поблудив в темноте, Наташа и Виталик вернулись в лагерь в начале двенадцатого ночи, когда мы уже обсуждали планы поисковых работ.
Утром руководитель сообщил Наташе, что за грубое нарушение правил он снимает ее с маршрута и отправил об этом СМС-сообщение в МКК.
Эти обстоятельства, плюс необходимость организации схода с маршрута одного участника, плюс низкая облачность и начавшийся дождь привели к отказу от прохождения финальной части запланированного маршрута. Но параметры пройденного маршрута достаточны, чтобы считать поход заявленной пятой категорией сложности по требованиям ФСТУ.