Велопоход вдоль Южного Буга в среднем его течении
21 - 24 июля 2020 г., маршрутная книжка № 08/20-О
Руководитель группы – Проценко Д.А.
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части | Суммарный набор высоты, м | Продолжительность общая, дней | Срок проведения |
---|---|---|---|---|---|
велосипедный | 1 | 263 км
из них асфальт и бетонка - 121,1 км (46%), грейдер - 33,2 км (12,6%), брусчатка - 28,8 км (11%), грунтовки - 79,9 км (30,4%) | 2666 | 4 | 21 - 24.07 |
Район похода -
Нитка маршрута:
Вапнярка – Тимановка – Суворовское – Тульчин – Бортники – Печера – Шолудьки – Перепеличье – Брацлав – Салинцы – Маньковка – Ладыжин - Четвертиновка – Тростянчик – Бершадь – Чечельник – Червона Гребля – Будеи – Александровка
Схема основного участка маршрута
Cтатистика по дням похода
День | Дата | Участок пути | Дневной пробег, км | Асфальт и бетонка, км | Грейдер, км | Брусчатка, км | Грунтовки, км | Набор высоты, м | Время движения | Метеоусловия |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 21.07 | Вапнярка – Тимановка – Суворовское – Тульчин – Бортники - Печера - Шелудьки | 79 | 38.1 | 11.3 | 8.1 | 21.5 | 765 | 4:05 | Переменная облачность, перед с. Печера небольшой дождь. |
2 | 22.07 | Шелудьки – Перепеличье – Брацлав – Сорокопуды - Гранитное | 33,4 | 4,7 | 8,5 | 0 | 20,2 | 269 | 3:55 | . |
3 | 23.07 | Гранитное - Салинцы – Маньковка – Ладыжин - Четвертиновка - Тростянчик - ур. Сумовская дача | 75,8 | 36.8 | 12.9 | 3.1 | 23 | 705 | 3:28 | вечером и ночью дождь |
4 | 24.07 | ур. Сумовская дача - Бершадь – Чечельник – Червона Гребля – Будеи – Александровка | 74,8 | 41.5 | 0.5 | 17.6 | 15,2 | 927 | 6:17 | . |
. | . | Всего: | 263 | 121.1 | 33.2 | 28.8 | 79.9 | 2666 | 91:10 | . |
Участники:
Денис Проценко, руководитель | Данил Проценко, завхоз | Михаил Проценко, финансист, костровой | Василий Буз, штурман |
Идея похода
Сроки похода - середина лета, поэтому маршрут хотелось проложить в районе с лесами, где можно укрыться от жары. Кроме того, хотелось иметь удобные и сравнительно не продолжительные подъезды. Таким районом может быть юг Винницкой области, а начать поход удобно в Вапнярке, куда из Одессы можно добраться поездом или электричкой. Вапнярка находится на водоразделе рек Днестр и Южный буг. Обе реки в этих местах живописны и интересны для велотуризма. Днестр течет в известняках и за много лет пропилил в них глубокую долину, местность вдоль Днестра сильно пересеченная с перепадами высот 100-200 метров. А Южный Буг течет в более прочных гранитах, поэтому местность вдоль Буга существенно менее пересеченная. Мы выбрали более простой вариант - маршрут в долине реки Южный Буг.
График движения
Первый ходовой день, 21 июля, вторник.
Второй ходовой день, 22 июля, среда.
Третий ходовой день, 23 июля, четверг.
Четвертый ходовой день, 24 июля, пятница.
Заключение и выводы Ссылки
Река Южный Буг пользуется большой популярностью у туристов-водников. У велотуристов На Южном Буге более популярен расположенный ниже по течению участок Первомайск - Южноукраинск. В среднем же течении Буга велосипедисты иногда пересекают его по автотрассам, вдоль реки велопоходов совершено мало (основные приведены в конце отчета).
Кроме живописных ландшафтов на маршруте предполагалось осмотреть следующие достопримечательности:
- Суворовские колодцы и Суворовский дуб вблизи села Тимановка;
- дом-музей Суворова в Тимановке;
- малый дворец и дворец Потоцких в Тульчине;
- в с. Печера ландшафтный парк, мавзолей Потоцкого, деревяная церковь 17 века, водяная мельница;
- подвесной пешеходный мостик через р. Южный Буг в с.Забужье;
- святой источник вблизи с.Остапковцы;
- в г. Брацлав лревнее городище, старое еврейское кладбище, плотина ГЭС, памятник полевой кухне;
- затопленный гранитный карьер между селами Сорокодубы и Гранитное;
- хвойный лес у с. Гранитное;
- Ладыжинское водохранилище и плотина ГЭС;
- затопленные гранитные карьеры у с. Губник;
- колодец Б.Хмельницкого и место битвы под Батогом возле с. Четвертиновка;
- водохранилище и плотина Глыбочанской ГЭС;
- скифские курганы;
- действующая узкоколейка Рудница - Гайворон;
- заповедник Кармелюкове Подилля;
- ветряк у села Будеи.
Окончание похода предполагалось на станции Слободка, откуда можно поздно вечером уехать в Одессу пассажирским поездом или электричкой. Последние 15 км маршрута проходят вдоль железной дороги, так что в случае успевания на более раннюю электничку можно уехать с одной из железнодорожных платформ.
В Вапнярку прибыли поездом №146 Измаил - Киев в 5 утра (фото 1.1). Сборы и выход в 5:30. Чтобы не подниматься на мост через многочисленные железнодорожные колеи, переходим их по тропе южнее.
1.9 км - окраина Вапнярки. Дальше поле, заствленное панелями солнечной электростанции. Сворачиваем вправо и через 300 метров влево на неплохо укатанную грунтовку. Она ведет к лесу, вдоль которого мы планируем выйти к Суворовским колодцам. Дорога ведет мимо огородов и по мере удаления от села становится все хуже и в конце концов переходит в тропу.
3 км - Добираемся до идущей поперек просеки вдоль ЛЭП. Тропинка заканчивается, впереди лесные заросли, а просека вдоль ЛЭП сильно заросла высоким кустарником. Возвращаемся к грунтовой дороге по краю села и едем по ней на восток в сторону села Тимановка. Ищем отворот влево, чтобы выйти к Суворовским колодцам. Но вдоль дороги лишь стена кукурузы и подсолнечника сменяют друг друга, все поперечные дороги распаханы и засеяны. Через 2,5 км находим отворот влево. Грунтовка идет вдоль лесополосы (фото 1.4) и вскоре входит в лес (фото 1.2-1.3). Эта дорога используется местными жителями для заготовки дров, и, судя по всему, никуда не ведет. Мы несколько раз в лесу попадали в тупики. Вырианты выхода дороги из леса везде упираются в стену кукурузы - аграрии распахали и засеяли полевые грунтовки вплотную к лесу. А прошлый раз мы довольно легко по грунтовке вдоль леса попадали к колодцам. Откладываем посещение колодцев на другой раз. На выезде из леса делаем привал с завтраком. Затем возвращаемся к грунтовке из Вапнярки в Тимановку и продолжаем движение на восток.
13.0 км - развилка. Хорошо накатанная грунтовка сворачивает вправо, а прямо идет редко используемая грунтовка. Направление на Тимановку - прямо, но свежий опыт езды по тупикам заставляет нас свернуть вправо. Через километр упираемся в брусчатку (фото 1.5) и сворачиваем на нее влево.
1.1. станция Вапнярка
1.2. Поиски пути к Суворовским колодцам
1.3. Поиски пути к Суворовским колодцам
1.4. Поиски пути к Суворовским колодцам
1.5. Дорога на Тимановку
15.9 км - Начинается село Тимановка, брусчатка сменяется асфальтом. Через 1,5 км слева дом-музей А.В.Суворова. Здесь, в доме управляющего Тиманивського имения, в 1796-1797 гг., проживал великий полководец. Здесь он написал свою книгу "Наука побеждать". Собственно, Суворов жил в основном в Тульчине (где мы сегодня еще будем), а вблизи Тимановки располагалась его армия и он руководил здесь учениями. Музей был открыт в 1947 году. Он был создан после того, как неподалеку от села в земле стали находить раритеты времен пребывания здесь войск Суворова.
Через три года после его открытия перед музеем был установлен бюст великого полководца, отлитый в Академии Искусств Ленинграда по заказу жителей села.
Бюст Суворова трижды похищали неизвестные вандалы и каждый раз его восстанавливали. Исчезли и пушки у входа в музей, остались лишь бетонные иммитации лафетов.
О посещении музея нужно договариваться предварительно, в обычном состоянии музей закрыт. Сюда в свое время был передан ряд экспонатов из центральных музеев. Но часть их утрачена, поскольку музей неоднократно грабили.
Нужно отметить, что территория вокруг музея сейчас ухожена, за ним смотрят.
Рядом с музеем Суворова в соседнем здании размещен музей истории села Тимановка (фото 1.8). Тимановка является самым "омузееным" селом Украины, здесь есть еще третий, художественный музей им. Т.Г.Шевченка. Все музеи были созданы по инициативе энтузиаста этого дела, бывшего председателя колхоза, дважды героя соц.труда Ф.А.Желюка
Кроме суворовских колодцев мы в Тимановке еще не посетили дворец графа Шереметьева, о чем сейчас сожалеем. Его актуальный вид такой
«История этого дворца ведет нас в конец XVIII века, когда князь Четвертинский из-за своей тяги к игре в карты поставил на кон имение «Тимановка». Выиграл его князь Бахметьев. Он и начал строительство имения, а также разбивку парка. Главное дворцовое сооружение было построено в стиле древней готики. Долгое время имением владел Владимир Толь, который по специальности был инженером-строителем. По его проекту и при активном участии в Тимановке построили больницу и школу с курантами на башенной надстройке. Последним обладателем имения стал российским вельможа граф Шереметьев. При нем дворец достроили, а в парке создали искусственное озеро»...
После 1917 года дворец ограбили и повредили. В 1922 году в нем поселили детей, эвакуированных из голодающего Поволжья. До конца двадцатых годов дворец работал как сельский клуб. А в 1930 году его территория была разделена пополам: одну часть занял тубсанаторий, а другую — свеклосовхоз. Перед войной директор совхоза и завхоз были репрессированы, и совхоз прекратил свое существование. Все здания на территории были разрушены, а обломки кирпича вывезли на строительство сахарного завода в Кирнасовку.
(взято здесь здесь)
Местная громада пытается сохранить здание дворца, но средств на это нет. Поэтому надо спешить посетить этот дворец в следующей поездке, пока он есть.
19.2 км - выезжаем из Тимановки (фото 1.9).
1.6. Дом-музей А.В.Суворова
1.7. Дом-музей А.В.Суворова
1.8. Музей истории села Тимановка
1.9.
1.10. Мемориал перед с. Суворовское
23.5-25.7 км - село Суворовское. Перед въездом в него слева расположен большой мемориал погибшим в Великой Отечественной войне (фото 1.10). Его особенность в том, что нет плиты с общим списком погибших, для каждого из них сделана стилизованная могила и памятник. Получился довольно большой парк.
В центре села стоит памятник Леонтовичу. Композитор более 20 лет прожил в Тульчине, наверняка и в Суворовском бывал (расстояние порядка 5 км). Хотя скорее всего история этого памятника более простая - нужно было кем-то заменить памятник Ленину, вот ничего лучшего не нашли.
28.2 км - въезжаем в Тульчин. После въезда следует довольно крутой спуск.
30.3 км - собор Рождества Христова (фото 1.15), перед которым конная статуя Суворова. От него в шестистах метрах малый дворец Потоцких (фото 1.13) с бюстом А.В.Суворова. Здесь в указанный выше период он жил. Сейчас здесь коледж ветеринарной медицины. А между двумя памятниками Суворову еще и памятник Пушкину (фото 1.14). Пушкин в Тульчине бывал трижды и даже упомянул об этом городе в поэме "Евгений Онегин". С памятниками - сплошной русский мир. Но ситуация меняется - рядом с собором (и Суворовым) сооружается памятник героям Майдана и АТО. Он пока задрапирован, видимо скоро будет открытие.
Еще немножко о русской истории Тульчина здесь.
1.11. Композитор Леонтович
1.12. Выезд из Суворовского
1.13. Малый дворец в г. Тульчин
1.14. Пушкин
1.15. Суворов и собор Рождества Христова
1.16. Дворец Потоцких
31.8 км - главная достопримечательность Тульчина - дворец Потоцких (фото 1.16-1.17), или как его еще называют, Подольский Версаль. Много лет, наверно уже десятилетий, идет его реставрация. До корпуса слева так реставрация и не добралась. Наверно нет денег. Но вот удалить зачем-то все зеленые насаждения и засыпать всю территорию гравием деньги нашлись. И галерея между центральным и левым корпусом зачем-то разрушена. Раньше было так.
Универсама рядом с дворцом не нашли, поэтому для некоторых закупок возвращаемся к собору. Привал и мороженое.
34 км - выезжаем через въездную арку Тульчина по трассе на Брацлав, Немиров и Винницу. Трасса довольно оживленная.
36.6 км - сворачиваем с трассы влево на второстепенную брусчатку. Точнее, это основная трасса сворачивает вправо, а мы продолжаем движение прямо. Здесь автотранспорт встречается редко. Местами параллельно брусчатке идет накатанная грунтовка, чем мы конечно же воспользовались.
Перед селом Тарасовка мемориал и красивый барельеф (фото 1.18).
42.8 км - начался асфальт. Узкая асфальтовая дорога без автотранспорта на протяжении двух километров идет через красивый лес урочища Бортники (фото 1.19).
49.2 км - асфальтовая дорога сворачивает влево на Бортники (фото 1.20). Едем прямо на Печеру в небольшой подъем по грейдеру (фото 1.21).
1.17. Дворец Потоцких
1.18. Мемориал в с. Тарасовка
1.19. Дорога через урочище Бортники
1.20. Развилка в с. Бортники
54 км - грейдер сменился асфальтом. После въезда в с. Печера начался короткий дождь. Пережидаем под укрытием.
57.5-58.4 - перед развилкой и началом спуска есть указатель "к церкви". Туда и едем переулочками (фото 1.22) порядка 300 метров. Деревяная церковь Рождества Пресвятой Богородицы датируется 18-м веком. Здесь на месте древнего городища в 17-м веке построил свой замок молдавский господарь Дука. После его изгнания замок разобрали и построили деревянную церковь. А в 19 веке на основе остатков одной из оборонных башен была построена каменная колокольня.
За церковью утес с живописным видом на р. Южный Буг (фото 1.23).
На вершине утеса стоит памятник юным партизанам, которых немцы, вроде бы, сбросили с утеса.
Возвращаемся к повороту автотрассы и едем полтора километра на запад по центральной улице села Печера, которая сейчас названа именем председателя местного колхоза, героя соц. труда Ивана Кальницкого. Проезжаем центральные ворота старинного парка Потоцкого и вдоль остатков каменного забора, сворачивая чуть правее, подъезжаем к дальним воротам парка, возле которого расположена усыпальница Потоцких (фото 1.25, 1.26).
Подробнее об этом. Осмотрев его снаружи, едем далее по аллеям парка.
В годы войны на территории парка располагался концлагерь "Мертвая петля", в котором погибло около 10 тыс. в основном евреев.
1.21. Дотога в Бортниках после развилки
1.22. Церковь Рождества Богородицы в с. Печера
1.23. Южный Буг в с. Печера
1.24. Памятник на вершине утеса
1.25. Старые ворота парка
60.5 км - здание санатория "Печера", построенного на фундаменте дворца, разрушенного в 1920 году. Далее по старинной лестнице спускаемся к реке (фото 1.27). Едем по узкой тропке, петляющей между старыми деревьями. Справа крутой склон с нагромождением крупных валунов и огромными старыми деревьями, слева река, с трудом пробивающаяся сквозь нагромождение камней. Здесь излюбленное место купания местных жителей и приезжих. Через 300 метров выезжаем из парка через проем в каменном заборе, где когда-то вероятно были ворота.
Едем по грутовке вдоль реки мимо теснящихся турбаз, возникших здесь за последний десяток лет. На склонах есть несколько родников, переезжаем через ручей от одного из них.
61.6 - проезжаем под утесом (фото 1.28), с которого недавно наблюдали панораму реки (фото 1.23). Через 300 метров проезжаем под мостом через Южный Буг. С той стороны моста расположен еще один интересный объект - мельница и водопад на выходе из обводного канала, но народ предпочел привал на берегу реки и обед.
62.4 км - Отъехав пол километра от моста по грейдеру вдоль реки спускаемся с дороги на поляну на берегу со столиком и лавками напротив мельницы и водопада (фото 1.29). Привал. Пока одни собирают дрова и разводят костер, другие съездили в село за водой. Обед (фото 1.30). А купание здесь не интересное - река мелкая и много ила.
(66.3)
1.26. Мавзолей Потоцкого
1.27. Спуск к реке
1.28. Вдоль Южного Буга
1.29. Южный Буг ниже мельницы в с. Соколец
1.30. Обед
Через километр проезжаем по мосту ручей. Еще через два въезжаем в село Забужье. Перед селом грейдер сменяется старым, но сохранившимся асфальтом (фото 1.31, 1.32).
71.0 км - навесной пешеходный мостик через Южный Буг (фото 1.33). Мы не сразу к нему попали - не доезжая 80 метров до поворота основной дороги вправо нужно было свернуть влево на асфальтовую аллею, которая через 300 метров приводит к реке и мостику.
За мостом по заросшим тропкам выбираемся на грунтовку (фото 1.34, 1.35), по которой через 3 км въезжаем в село Шелудьки. Нам нужно правее, к реке, но в селе не находим приемлемого поворота.Как оказалось, здесь крутой склон и вдоль реки дороги нет, лишь узкая едва заметная рыбацкая тропинка. Поэтому улочки вправо тупиковые. Проезжаем километр по грейдеру цениральной улицы Шелудьков и лишь затем сворачиваем вправо. В конце концов попадаем к краю крутого склона. Вдоль него лишь тропка по тыльной стороне огородов. Находим спуск к реке и движемся пол километра по рыбацкой тропке, пока не выезжаем на грунтовку. Далее чуть более километра приятной езды вдоль реки по равнинным травянистым и лесным грунтовкам (фото 1.36). Наезженность этих грунтовок постепенно увеличивается, т.е. мы приближаемся к месту спуска по склону. По пути пересекаем несколько небольших ручьев.
1.31. Дорога от Печеры в Забужье
1.32. Подъем в Забужье
1.33. Мостик через Южный Буг
1.34.
1.35.
77.9 км - за пересохшим руслом ручья развилка - одна дорога продолжает движение вдоль реки, вторая уходит через лес вверх по склону. Последняя - это кратчайший выезд в цивилизацию, в частности в ближайшее село Остапковцы. Но нас эта дорога интересует, поскольку в конце подъема расположен святой источник с прекрасной питьевой водой, знакомый нам по прошлым походам. Неподалеку от этого источника мы предполагали остановиться на первую ночевку. Но несколько тревожит сухое русло ручья от этого источника. Поднимаемся по дороге вверх к источнику порядка 400 метров и набираем воду для ужина (фото 1.37). Судя по протоптанности пути источник пользуется популярностью у населения. В верхней части в форме цилиндрического колодца расположено место для набора питьевой воды. Через перелив вода стекает в расположенную ниже бетонную купель. Ну и далее избыток воды в купели переливается в русло ручья, который стекает в Буг. Но сейчас расход воды в источнике настолько мал, что в купели нет перелива, она не заполнена полностью, вся поступающая вода уходит в грунт, из-за чего в купели вода почти не обновляется и не очищается после многочисленных посетителей. Может здесь вода чуть почище, чем в реке, но далеко не такая, как было раньше.
79 (19:40) - возвращаемся к реке и на прибрежной поляне разбиваем лагерь (фото 2.1).
1.36.
1.37.
Пройдено за день - 79 км, из них асфальт 39,2 км; грунтовок, гравиек и брусчаток 39,8 км
Набор высоты - 765 метров
Из за мелкого ремота и затянувшихся сборов получился поздний выход - в 10:30. Продолжаем движение по грунтовкам вдоль реки (фото 2.2-2.5).
3.1 - грейдер, въезжаем в село Остапковцы, 500 метров грейдера, на развилке - вправо и снова грунтовка.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.7 км - пересекаем ручей (фото 2.5), после чего километровый подъем (фото 2.6-2.8). Далее пологая грунтовка вдоль лесополосы (фото 2.9-2.10) и спуск.
7.2 км - конец спуска, пересекаем ручей (фото 2.11)
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
8.1 км - въезжаем в село Перепеличье, затем 2,5 км грейдера вдоль села. В конце - поворот вправо на грунтовку и спуск к реке. Грунтовка по травянистому лугу становится все хуже (фото 2.12).
11 км - у реки (фото 2.13) дорога переходит в тропу, которая постепенно теряется в зарослях травы (фото 2.14). Значительная часть луга покрыта зарослями камыша. Опасаемся, что можем упереться в заболоченный участок. Левее, в двухстах метрах от реки проходит лесополоса. Предполагаем, что вдоль нее может быть дорога. Делаем разведку. Дороги нет - с одной стороны лесополосы заросли травы, с другой - убранное и уже перепаханное вплотную к лесополосе поле пшеницы. За этим полем в четырехстах метрах еще одна лесополоса, за ней уже есть накатанная грунтовка. Но пробираться к ней через вспаханное поле с велосипедами неудобно. Оказалось, что если преодолеть полтора километра тропы вдоль реки по травянистому лугу, то можно снова выйти на грунтовую дорогу. Отсутствие дороги на этом участке, вероятно, объяеняется сухим руслом ручья, которое, видимо, не всегда бывает сухим.
12.5 км - преодолев травянистый луг снова выходим на грунтовую дорогу, наезженную рыбаками. Вскоре дорога вдоль реки входит в лес (фото 2.15), на выезде из леса пересекаем ручей, далее дорога снова идет лугами (фото 2.16).
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
14.2 км - въезжаем в село Вовчок и сразу упираемсе в автотрассу Немиров - Брацлав, на которую сворачиваем вправо. Через 400 метров мост через Южный Буг (фото 2.17), за ним - пгт Брацлав (фото 2.18), древний городок, которому официально почти 700 лет, а по некоторым источникам около тысячи.
16.3 км - слева от дороги памятник полевой кухне (фото 2.19), точнее, ее разработчику Турчановичу А.Ф., уроженцу Брацлава. На этом месте раньше стоял памятник Ленину. За памятником небольшой парк, в котором делаем привал, перекус и дозакупку продуктов в ближайших магазинах.
Увлекшись ездой по хорошему асфальту проскакиваем поворот к реке. Приходится возвращаться.
17.4 - поворот в переулок к реке, грейдер. Метров через 400 проезжаем мимо скалистого утеса справа.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
17.9 - остановка и пешая радиалка на замковую гору. Собственно замка давно нет, он разрушен еще в 1552 году, но земляные валы городища сохранились. С вершины открывается красивый вид на Южный Буг и водохранилище Брацлавской ГЭС. Здесь расположено древнее городище, о чем свидетельствует столбик с табличкой (фото 2.20). Табличка говорит, что это памятник археологии, охороняється державою, пошкодження карається законом. Правда, эта держава - Українська РСР. Не взирая на высокую траву, на местности четко виден земляной вал (в центре фото 2.21). Далее следуют заросли кустарника, в которых четко прослеживается множество рвов и валов. Затем снова возвышение и открытая местность. Здесь расположены два небольших кургана с крестами (фото 2.22 и 2.23). На первом написано, что это козацкая могила, сооруженная студенческим братством Львова в 1991 году. Странно, при чем тут Львов к Брацлаву. На втором, на котором деревянный крест обломился, написано, что это погибшим рыцарям Украины, которые более 300 лет назад отстаивали свободу Украины. Обе символические могилы заросли травой, а подходы - кустарником, тропа к ним едва заметна.
19.1 - конец радиалки. Через 400 метров подъезжаем к зданиям мельницы Солитермана (фото 2.24, 2.25), построенной в начале прошлого века. За ними - здание и плотина Брацлавской ГЭС, построенной в 50-е годы прошлого века на базе мельницы Солитермана.
2.21.
2.22.
2.23.
2.24.
2.25.
19.6-20.2 - радиалка на старое еврейское кладбище, к которому вверх по склону ведет современная лестница. Здесь находится могила Натана Штернгарца, ученика основоположника брацлавского хасидизма ребе Нахмана. У входа на кладбище, где расположена могила Натана Штернгарца, могилы ухожены (фото 2.26). Могилам вуше по склону повезло меньше (фото 2.27), но все равно они неплохо сохранились. С вершины холма открывается красивый вид на Брацлавское водохранилище, плотину и здания мельницы (фото 2.28). Подробнее о достопримечательностях Брацлава можно почитать здесь.
От ГЭС вдоль Буга по краю огородов идет грунтовая дорога.
21.4 - пересекаем овраг, прерывающий грунтовку (фото 2.29). Через километр развилка. Пытаемся ехать влево вдоль реки. Через 300 метров едва накатанная грунтовка переходит в совсем символичную тропу в травяных зарослях. Возвращаемся к развилке и едем далее к центральной автодороге.
23.2 - асфальт дороги Брацлав - Гайсин (фото 2.30), начинается село Сорокодубы. Дорога тихая, автотранспорта сравнительно мало.
2.26.
2.27.
2.28.
2.29.
2.30.
24.7 - сворачиваем с асфальта влево на пыльный грейдер (фото 2.31). Пол километра дорога идет по окраине села. Здесь ездят крупные грузовики, включая белазы, в расположенный далее гранитный карьер. Они подымают огромные клубы пыли, для борьбы с которой в пределах села справа и слева с интервалом примерно 10 метров из шлангов бьют струйки воды, орошая поверхность дороги. Таким образом мы периодически попадаем под душ то справа, то слева.
25.9 - Карьер (фото 2.32). Еще несколько лет назад это был маленький заброшенный и затопленный карьер с торчащими из воды ржавыми остатками экскаватора. Сейчас он осушен, активно разрабатывается и значительно увеличился в размерах. За карьером большая площадь с горами гравия (фото 2.33). Далее идет узкая дорога из гравия, не очень приятная для езды на велосипеде (фото 2.34).
Проезжаем маленькое село Гранитное. Справа в нескольких местах крутой склон заканчивается гранитными скалами, подтверждая название села. В последние годы село сильно преобразилось, построено немало фешенебельных особняков. Здесь удаленный от автотрасс живописный участок с перекатами на реке и хвойным лесом за селом.
29.2 - гравийка переходит в грунтовку (фото 2.34), которая вскоре входит в хвойный лес. Это популярное место отдыха жителей области и не только. Здесь каждое лето располагались лагеря школьников, много раз проводились туристские соревнования и слеты. Но в этом году, видимо, из-за карантина, сравнительно малолюдно, лишь несколько групп отдыхающих и рыбаков.
2.31.
2.32.
2.33.
2.34.
2.35.
29.6 - привал, костер, обед. Ранее здесь неподалеку был оборудованный родник, отправляемся на его поиски.
31.4 - верховья ручья. Сюда добрались сквозь заросли двухметровой крапивы и прочих травянистых гигантов. Просматривается тропа, которая дальше исчезает в зарослях. Родника нет, но есть ручеек с вполне приличной водой.
33.3 - возвращаемся к месту привала, обед.
К концу обеда появились сомнения - а надо ли нам сегодня дальше ехать? Утренняя задержка и непроезжаемый участок вдоль реки нас выбили из графика. Следующая ночевка предполагалась перед селом Четвертиновка на берегу реки, куда примерно 45 км пути. Сейчас 4 часа дня, имеем не менее трех ходовых часов - можем успеть. Но любая задержка приведет к тому, что сумерки нас застанут в населенке в районе Ладыжина. А до него удобных мест для ночевки не ожидается. Да и усталость начинает накапливаться. Решаем сделать сегодня полноценную полудневку и ночевать здесь, у реки, в живописном хвойном лесу с источником неподалеку. А завтра выехать пораньше и наверстать упущенное.
2.36.
Пройдено за день - 33,4 км, из них асфальт 4,7 км; грунтовок, гравиек и брусчаток 28,7 км
Набор высоты - 269 метров
Выход в 7:40. Утренняя прохлада и приятная грунтовка вдоль реки (фото 3.1).
2.7-3.1 км - крутой подъем в селе Салинцы.
4.7 км - упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее влево. Через 700 метров перекресток пяти дорог, сворачиваем на крайнюю правую. Грейдер.
7-8.1 км - пересекаем лес (фото 3.2). Далее прямая узкая дорога зажата между лесополосами. Покрытие содержит довольно крупные камни гравия и неудобно для езды (фото 3.3, 3.4). Раньше здесь почти на всем протяжении за лесополосой проходила хорошо раскатанная грунтовка. Но сейчас аграрии распахали поля вплотную к лесополосе и засеяли кукурузой и подсолнечником.
12 км - начало села Новоселовка. Через 400 метров развилка, едем вправо, крутой спуск.
12.7 км - сто метров по дамбе меж озер. Еще через сто метров начинается асфальт, подъем. В конце подъема слева продуктовый магазин.
14.5 км - конец села и асфальта. Далее снова каменистый грейдер (Фото 3.5, 3.6).
15.6 км - село Глинское, крутой спуск 200 м.
16.1 км - полукилометровый подъем через лес.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
17.6 км - упираемся в поворот пришедшей слева бетонки и едем далее прямо по ней. Вначале это старая неровно уложенная бетонка с большим количеством пыли и кривыми стыками. А через 400 метров выезжаем на отличную новую широкую бетонку, не уступающую асфальту.
18.5-19.6 км - село Маньковка. Перед выездом из села слева памятник (фото 3.7) без каких-либо надписей и обозначений. Из прошлых походов известно, что это Свидницкий Анатолий Патрикеевич, украинский писатель и общественный деятель 19 века, уроженец села Маньковка. Кроме исчезнувшей таблички бюст еще зачем-то рпзвернули на 90 градусов и теперь он стоит боком к автотрассе.
23.8-25.7 км - слева село Заозерное.
29.5 км - спуск
29.2 км - Ладыжин, V, развилка
32 км - привал, универсам, закупки, перекус
34,5 км - трасса,вправо
35.5 км - влево с трассы
38,2 км - Т-образный, вправо, знак тупик
42.1 км - проскакиваем нужный поворот
42.5 км - назад до 42.9 - перепахано
44.7 км - пересекаем полотно железной дороги
44.9 км - шлагбаум, спуск в карьер, грей
45.0 км - тропа
45.4 км - привал, купание
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
45.7 км - справа второй карьер
46.1 км - возврат
46.4 км - находим тропу вверх
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
47.0 км - выходим на грунтовку
спуск лесом
47.2 км - выезжаем на накатанную грунтовку
48.2 км - спускаемся к реке. Далее чуть менее километра - место битвы под Батогом. Холм справа называют гора Батог.
49.2 км - колодец Хмельницкого (фото 3.18).
3.16.
3.17.
3.18.
На подъеме по грунтовке в Четвертиновку начался дождь. Ускоряемся, чтобы быстрее уйти с грунтовки и найти укрытие. Но вскоре дождь прекратился.
50.5 км - упираемся в асфальирвую автодорогу и сворачиваем на нее влево, на юг. Здесь, на окраине Четвертиновки, расположено кладбище на входе в которое находятся курган и обелиск в честь участников битвы при Батоге (фото 3.21-3.23).
В центре села докупаем некоторые продукты.
53.0 км - на южной окраине села выезжаем на грунтовку и едем по ней в подъем (фото 3.24). Через 1,3 км сворачиваем влево и едем по границе оврага и пшеничного поля (фото 3.25).
3.21.
3.22.
3.23.
3.24.
3.25.
57.8 км - влево вдоль посадки, куда планировали ехать, перепахана дорога и засажена кукурузой, едем вправо и через 200 м влево по дороге внутри посадки (фото 3.26).
59.8 - 60.8 км - километр асфальта в селе Мытковка. Нами подмечено, чем удаленнее и меньше село, тем ухоженнее колодцы, поскольку в таком селе нет центрального водопровода из артскважины и колодцы более востребованы. Но Мытковка все равно нас удивила - кто-то из местных жителей в придорожном колодце установил для общего пользования насос. Мы, конечно, воспользовались этим сервисом (фото 3.27).
61.3 км - выезжаем к крутому склону водохранилища. Склон хаотично покрыт зарослями травы, кустарником, деревьями. Дороги или тропы нет. Далее уходим от склона по вспаханному полю (фото 3.28, 3.29).
62.1 км - заросшая грунтовка вдоль заброшенного сада (фото 3.30).
3.26.
3.27.
3.28.
3.29.
3.30.
63.4 км - привал, обед. Вокруг заросли сухой травы, поэтому для костра выбираем самое пожаробезопасное место - проплешину в кукурузном поле (фото 3.31, 3.32).
64.5 км - Т-образеый перекресток, сворачиваем влево, брусчатка (фото 3.33). Через 700 метров конец спуска, село Тростянчик, справа колодец. Набираем воду для ужина.
66.8 км - центр села, упираемся в разбитый асфальт автодороги Тростянец - Соболевка, сворачиваем на нее влево, а через 300 метров съезжаем вправо в подъем по брусчатке. Еще через 200 метров снова вправо. Брусчатка и каменистый грейдер периодически меняют друг друга.
69.8 км - развилка, сворачиваем вправо с грейдера на грунтовку. Пологий подъем. Слева - овраг, поросший лесом, справа - поле кукурузы.
71.5 км - упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее влево. Через 300 метров справа в 50-ти метрах от дороги небольшой курган. На нем бетонный столбик (фото 3.34) без каких-либо обозначений. Сейчас не понятно, что это за столбик в густой траве. Но еще лет 10 назад он выглядел так. И там было написано, что это скифский курган, памятник археологии, охраняется державою. Правда, держава называлась Українска РСР. За курганом и столбиком присматривали, хоть и не аккуратно, но регулярно белили, чтоб было видно издалека. Сейчас этот знак декоммунизировали и деметаллизировали одним махом. Там вдоль дороги справа и слева была целая цепь курганов. Сейчас большинство из них распахали и разровняли, от некоторых вообще не осталось следов.
74,5 км - слева к дороге примыкает лесное урочище "Сумовская дача". Через 500 метров на краю леса сворачиваем влево на лесную грунтовку в поисках места для лагеря.
75.8 км (19:50) - лагерь
3.31.
3.32.
3.33.
3.34.
Пройдено за день - 75,8 км, из них асфальт 36,8 км; грунтовок, гравиек и брусчаток 39 км
Набор высоты - 705 метров
Выход в 8:20.
13.2 - Бершадь (фото 4.2). Пологий спуск.
15.3 - центр. Через 200 метров мост, еще через 200 метров развила, едем правее.
16.3 - развилка, начало подъема длиной 1,7 км.
18.9 - ж/д переезд, за ним вправо
25.5 - центр села привал
29.4 - влево, брусчатка (фото 4.3)
32.1 - т-образный перекресток (фото 4.4), вправо.
30.5-32.1 - спуск
33.4-34.8 - подъем, с. Белый камень (фото 4.5). На подъеме брусчатка (фото 4.6), в конце подъема - асфальт (фото 4.7).
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
37.3 - Т-образный перекресток (фото 4.8), влево на Чечельник.
38.3-41.5 - спуск в Чечельник (фото 4.9).
41.3-41.7 - грейдер
41.6-43.5 - подъем (фото 4.10).
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
43.5-45.5 - спуск (фото 4.11).
Стенд со схемой заповедника "Кармелюкове Поділля" (фото 4.12-4.13).
48.5-49.3 - подъем (фото 4.14). В конце подъема схема Червоногреблянского отделения заповедника (фото 4.15).
47 - щит заповедника
50.3-52.4 - спуск, Попова Гребля
54 влево в переулок небольшой спуск и далее равнинная грунтовка к лесу.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
55 - въезжаем в лес (фото 4.16), 700 метров подъема (фото 4.17). Дальше грунтовка через лес (фото 4.18).
58.3 - Упираемся в посевы кукурузы, дорога закончилась, идем пешком (фото 4.19).
59 - конец леса, впереди скошенное поле пшеницы (фото 4.20)
4.16.
4.17.
4.18.
4.19.
4.20.
60.3 - пересекаем асфальтовую дорогу Кодыма - Балта. На перекрестке памятная плита Семену Заболотному (фото 4.21), который еще недавно считался бандитом, а теперь национальный герой. Далее трехкилометровый спуск по бетонке в село Будеи.
63.5 - В центре села выезжаем на асфальт вдоль села (фото 4.22).
65.5 - враво, по мосту пересекаем речку.
65.9 - конец асфальта, подъем. В конце подъема дорога заросла травой (фото 4.23).
66.6 - ветряк (фото 4.24)
4.21.
4.22.
4.23.
4.24.
4.25.
68.2 - влево, спуск 500 метров (фото 4.26), затем подъем (фото 4.27) около километра.
70.6 - Верхний перелом дороги, затем спуск чуть более километра.
72.3 - влево и подъем. Через километр конец леса. Далее грунтовая дорога зажата между густо посаженными деревьями, в основном фруктовыми. Через километр упираемся железнодорожную лесополосу, круто вправо, а через 200 метров влево.
74.8 (17:55) платформа Александровка (фото 4.28).
4.26.
4.27.
4.28.
Пройдено за день - 74,8 км, из них асфальт 39 км; грунтовок, гравиек и брусчаток 35,8 км
Набор высоты - 927 метров
Перепады высот вдоль Южного Буга сравнительно небольшие в сравнении, например, с Днестром, и обычно не превыщают 50 метров. Лишь на последних 40 километрах при удалении от Южного Буга доходят до 100 метров.
Во многих местах аграрии распахали грунтовые дороги вдоль лесополос, из-за чего мы несколько раз вынуждены были немного изменить запланированный марщшрут.
Вдоль дорог на маршруте много фруктовых деревьев. Но мы попали во фруктовое межсезонье - черешня, вишня, абрикосы уже почти отошли, а яблоки и груши еще не совсем созрели. Тем не менее всех этих фруктов в приемлемом для еды состоянии можно было найти на маршруте.
Из запланированного мы не посетили суворовские колодцы возле Тимановки и плотины Ладыжинской и Глыбочокской ГЭС. Из незаплпнированного следовало бы еще посетить дворец графа Шереметьева в Тимановке, старое кладбище и церковь в Чечельнике, а также некоторые достопримечательности в Тульчине и Брацлаве согласно описанию в списке источников в конце отчета.
Протяженность маршрута 263 км была посчитана по треку, включающему несколько небольших радиалок. Чистая протяженность маршрута немного меньше.
2. http://shatuni.narod.ru/bug.htm - отчет о велопоходе, июль 2008, рук. В.Буз
3. http://shatuny.narod.ru/10bug08.htm - отчет о велопоходе, август 2010, рук. А.Уразбахтин
4. https://docs.google.com/file/d/0B_1S5l52MPaZVG43bUZtRk1GMW8/edit - отчет о велопоходе, май 2012, рук. О.Рыбалка
5. http://shatuny.narod.ru/13/vinobl.htm - отчет о велопоходе, июнь 2013, рук. В.Буз
6. https://drive.google.com/file/d/0B_1S5l52MPaZai02cGZxN0FNOTg - отчет о велопоходе, май 2015, рук. Л.Лехан
7. http://www.velo.vn.ua/forum/51/3923----- - отчет о велопоходе, 2011
8. https://nasos1975.livejournal.com/346422.html - отчет о велопоходе, 2012
9. https://sergekot.com/%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0 - Тимановка
10. https://sergekot.com/tul-chin - Тульчин
11. https://sergekot.com/pechora - Печера
12. https://posterrr.livejournal.com/213372.html - Брацлав
13. https://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/155785.html - Печера