Велопоход по
Молдове и югу Украины
30 апреля – 9 мая 2009 г.
Нитка маршрута:
Одесса – Маяки
– Удобное – Староказачье – Русскоивановка – Фараоновка – Староселье – Бородино –
Тарутино – Серпневое – Басарабяска – Чимишлия – Хинчешть – Суручень – Кэприяна
– заповедник Кодры – Долна – Чорешть – Кэлэрашь – Кодрянка – Ватич – Орхей –
Брэнешть – Бутучень – Булэешть – Ципова – Бучушка – Сахарна – Резина – Матеуць
– Алчедар – Пояна – Сокола – Кушмирка – Куничя – Кухурештий – Вэскэуць –
Солонец – Сорока – Косэуць – Ямполь – Оксановка – Буша – Гамулевка – Бабчинцы –
Томашполь – Вапнярка
Общая
протяженность – 754 км
Карты участков маршрута:
Участники
Денис Проценко Настолько не боится
трудностей, что даже согласился стать руководителем нашей группы. |
Александр Лепехин Замполит похода. Прирожденный
комиссар. Готов проводить круглосуточные политинформации от тем боеспособности
армии до эффективности термоносков. |
Алена Диденко Заботливая наша кормилица,
владеет тайной приготовления домашней тушенки. Но узнать у нее эту тайну очень не
просто, поскольку сначала нужно Алену догнать, что далеко не каждому по
силам. |
Штурман и идеолог этого
маршрута. Безошибочно находит места, где потенциально можно заблудиться. |
Идея похода
В
Молдову велотуристы Украины и России ездят довольно редко. Да и маршруты их
связаны в основном с посещением Кишинева, винных подвалов Крикова, крепости в
Сороках и проходят по оживленным автомагистралям. Нам хотелось увидеть другую
Молдову – с крутыми лесными тропами в Кодрах, головокружительными спусками по
склонам Днестра, прекрасными панорамами лесистых холмов и скалистых берегов
рек. Такой маршрут предполагал быть очень непростым – перепад высот на многочисленных крутых подъемах в лесистых
горах Молдовы – Кодрах, а также вдоль склонов Днестра с глубокими
оврагами составляет обычно около 200 метров. В итоге на запланированном
первоначально тысячекилометровом маршруте предполагалось около 13 км набора высоты и около 300 км грунтовых дорог и
троп. Но обстоятельства заставили нас непосредственно перед выездом изменить
состав участников, сократить сроки похода, упростить маршрут. Свои коррективы
внесла и погода – из-за дождей приходилось максимально использовать асфальтовые
дороги. Но поход все равно получился зрелищно интересным и физически
напряженным.
Все достопримечательности и интересные места, через которые пролегал наш маршрут,
являются достаточно хорошо известными, мы ничего нового не открывали.
Но ко многим из них ведут тупиковые дороги, сквозного проезда между ними нет.
То, как мы собрали все это в единый маршрут, участки проезда между интересными объектами,
возможно, для кого-то станут откровением.
Архив погоды по г. Кишинев от GISMETEO
График движения
№ |
Дата |
Общая протя женно сть, км |
Асфа льт, км |
Грун товки, км |
Гравийка, бетон ка и др. |
Ходо вое время |
Сред няя скоро сть, км/ч |
Набор высоты, м |
Погодные условия |
1 |
30.04 |
51,7 |
51,7 |
- |
- |
2:16 |
22,8 |
87 |
Дождь
перед выходом на маршрут. |
2 |
1.05 |
102,4 |
51,9 |
44,5 |
6,0 |
6:40 |
15,4 |
745 |
Кратковременные
дожди, град. Северо- западный
ветер 5-8 м/c |
3 |
2.05 |
89,1 |
86,8 |
- |
2,3 |
5:44 |
15,5 |
374 |
Слабый
продолжительный дождь. Встречный cеверо-западный ветер до 10 м/c |
4 |
3.05 |
77,0 |
72,7 |
4,3 |
- |
5:06 |
15,1 |
909 |
Периодический
дождь. |
5 |
4.05 |
72,0 |
45,9 |
17,6 |
8,5 |
5:14 |
13,8 |
1120 |
Кратковременные
дожди. |
6 |
5.05 |
93,8 |
32,4 |
50,1 |
11,3 |
6:43 |
14,0 |
898 |
Переменная
облачность, слабый северный ветер |
7 |
6.05 |
47,4 |
6,4 |
35,5 |
5,5 |
4:13 |
11,2 |
569 |
Переменная
облачность, в конце дня небольшой дождь. |
8 |
7.05 |
66,0 |
22,9 |
27,8 |
15,3 |
5:56 |
11,1 |
899 |
Кратковременные
дожди. С-З ветер 8-10 м/с |
9 |
8.05 |
65,2 |
49,4 |
2,5 |
13,3 |
4:39 |
14,0 |
706 |
Переменная
облачность, С-З ветер до 10 м/c |
10 |
9.05 |
89,3 |
68,9 |
17,5 |
2,9 |
6:31 |
13,7 |
910 |
Ясно. |
Всего |
753,9 |
489 |
199,8 |
65,1 |
53:19 |
14,1 |
7217 |
Температура
воздуха в течение похода была обычно 10-120С, в солнечные дни до
200С |
Первый день, 30 апреля.
Выехали,
как и договаривались, в шесть вечера. Но быстро выбраться за пределы Одессы не
удалось – в районе Ивановского моста Саша поймал в камеру большой гвоздь - клеимся.
За
селом Маяки пересекли по мосту Днестр и начали искать место для ночлега,
поскольку скоро начнет темнеть. Дорога здесь
идет по насыпи через плавни. В Днестре высокая вода и берега залиты, найти в
стороне от дороги относительно сухое место не просто. Кроме того, днем прошел
дождь. В Одессе он был слабый, а здесь довольно сильно размочил грунт. Находим
травянистую лужайку (фото 1) и, игнорируя сильную росу от дождя, ставим на ней палатку.
За
день пройдено 51,7 км,
время движения 2:16.
Второй день, 1 мая.
Выход
в 7:10. Утром автотранспорта на Измаильской трассе не так много и это хорошо,
поскольку обочины сильно раскисшие и не удобны для велоезды (фото 2). Но с утра
солнечно и дорога быстро подсыхает.
Сразу
вспоминаем, что забыли – надувные шары и флаги. Сегодня 1 мая, а мы без
праздничного прикида.
Проезжаем
два погранпоста Украины. Для тех, кто не ездил здесь, следует объяснить, почему два украинских погранпоста и ни одного молдавского. Формально автотрасса Одесса-Измаил здесь проходит по территории Молдовы.
Но, учитывая интенсивное движение, украинская и молдавская стороны договорились о транзите по этому участку дороги без контроля со стороны Молдовы. Для проезда достаточно гражданского паспорта,
который не всегда спрашивают. На первом погранпосту выдают талон, который на втором отбирают. Молдавский погранпост стоит в стороне на отвороте дороги в Паланку. Вдоль дороги нередко можно увидеть молдавских пограничников,
остановка и съезд с дороги здесь запрещен.
Согласно описаниям турецкого летописца Эвлия Челеби где-то здесь 350 лет назад стояла небольшая крепость, охранявшая переправу через Днестр. Каждый раз проезжая мимо села Паланка пытаюсь угадать, где же именно она стояла.
67,7
– сразу за вторым погранпостом сворачиваем вправо на старую бетонку. Плиты на
ней лежат криво (фото 3), обочины практически нет. Плюс к этому дорога идет в гору.
Въехав
в с. Удобное, затариваемся водой в ближайшем колодце (фото 4). Вода несколько
солоноватая, что характерно для колодцев юга Одесской области. За селом (71,7) начался асфальт.
74,9
- справа от дороги на зеленой лужайке привал и завтрак (фото 5). С утра была прекрасная солнечная погода, но уже во время
завтрака небо стало закрываться тучами
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
75,7 - пересекаем асфальтовую дорогу Каушаны - Белгород-Днестровский. Дальше едем по грунтовке.
77,2 - на въезде в село Староказачье грунтовка подсыпана известняковыми камнями. Проезжаем мимо школы весьма внушительных размеров даже для города.
Далее упираемся в асфальт, сворачиваем на него вправо, спуск-подъем, конец села. На выезде из Статоказачьего (79,6) развилка, едем вправо, на Крутояровку.
Отличная прямая асфальтовая дорога с редко встречающимся транспортом.
92,0 - въезжаем в с. Крутояровка. В селе основная дорога сворачивает влево, а вправо ведет отворот к погранзаставе.
Здесь до границы с Молдовой менее двух километров.
98,0 - в селе Русскоивановка после спуска и мостика через речку Хаджидер сворачиваем на грунтовку влево.
Через 700 метров пересекаем грунтовку, по которой нам, судя по карте, нужно ехать вправо вверх.
Но эта дорога лишь когда-то была дорогой. Сейчас она изрыта глубокими бороздами от дождевых ручьев, частично завалена мусором и не напоминает то, по чему можно ехать.
Неподалеку в одном из дворов два мужика суетятся по хозяйству. Подойдя ближе слышим, что они обсуждают вопрос вина (праздник как-никак). Нас они заверили, что по этой дороге в
Фараоновку мы не проедем. Начинается длинный расказ о том, что нам нужно ехать дальше вдоль села, а за селом как-то там выбираться вправо. Но когда узнают,
что мы не на машине а на велосипедах, то подтверждают, что это та самая прямая дорога, которая ведет в Фараоновку.
Чем выше мы поднимаемся и дальше уходим от села, тем лучше становится грунтовка. Далее следует около 10 км неплохо укатанной грунтовки (фото 6).
Если бы она местами не была разворочена тракторами, то совсем было бы отлично.
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
111,5 - Фараоновку проезжаем по северной ее окраине. Здесь мы выезжаем на асфальт.
После небольшого подъема и спуска проезжаем по мосту р. Сарата и въезжаем в с. Петропавловка (114,0)
117,3 - Сворачиваем с асфальта влево и по грунтовкам через село поднимаемся к МТС. Свернуть с асфальта следовало чуть раньше, по грунтам приходится несколько возвращаться.
На подъеме нас застает дождь и крепкий северо-западный ветер. До следующего села 7 км грунтовки (фото 7).
Пытаемся ускориться, чтобы проскочить эту грунтовку до того, как она раскиснет от дождя. На отдельных участках ехать уже довольно сложно. При подъезде к следующему селу дождь стих.
125,3 - на въезде в село Староселье - участок бетонки (фото 8), далее снова грунт. Подымаясь по узким улочкам села, ориентируемся на церковь (126,8), мимо которой проходит нужная нам дорога (фото 9).
Часто приходится спешиваться, дождь все-таки размочил дорогу. Но ветер и появляющееся иногда солнце быстро ее подсушивают (фото 10).
129,3 - привал и перекус возле заброшенного колодца (лавочки возле колодца сохранились).
131,0 - развилка перед хутором Семисотка. У мужиков, работающих в огороде, уточняем дорогу. Нам надо правее (т.е. дальше прямо). В разговоре местных жителей чувствуется довольно сильный молдавский акцент.
Стоявший у дороги осел, увидев нас, начал истерически орать. Возникла версия, что он так привых встречать родственников.
131,8 - упираемся в поперечную грунтовку и едем по ней вправо, на северо-запад (против ветра).
Справа небольшая лесополоса, слева - поле. Справа над нами висит большая черная туча. Все время поглядываем на нее и оценииваем, успеем проскочить, или нет. Эта туча прошла мимо, лишь чуть-чуть поморосив.
На одном из спусков на дорогу выскочил заяц и пытался посостязаться с нами в скорости. Мы тоже притопили. В ходе непродолжительной гонки заяц оказался умнее и ускакал в сторону в траву.
Несколько незначительных подъемов и спусков - и через 6 км (137,6) пересекаем балку, в которой чуть южнее обозначено село, которого реально нет. Это бывшая немецкая колония Гофнунгсталь, или Надеждовка в более поздней интерпретации.
Вообще многие из местных поселений основаны в начале позапрошлого века немецкими колонистами. Довольно странное село. На некоторых картах оно обозначено, причем, село довольно большое. Но в соседних селах о его существовании ничего
не знают и названия Надеждовка или Гофнунгсталь им ни о чем не говорят. В Гугле видны контуры улиц и отдельных дворов, но построек не видно. Мы хотели проехать через это бывшее крупное немецкое село, но нависающий над нами дождь заставлял торопиться.
139,7 - выезжаем на насыпь, в которой среди грунта кое-где просматриваются следы гравия. Это, видимо, несуществующая дорога к несуществующему селу.
Вот тут нас накрыла следующая туча и пошел уже серьезный дождь. Под дождем спускаемся в долину реки Чага и останавливаемся. Дальше ехать бессмысленно, этот дождь мы не одолеем.
Пережидаем дождь под тентом (фото 11), с трудом удерживая его от порывов ветра.
Дорога, которая и до этого дождя была "не очень", после дождя стала совсем непроезжей (фото 12).
Лучше двигаться пешком, катя велосипед по траве. Выезд на грунт приводит к мгновенному блокированию колес.
Правда, некоторые (фото 13) даже на подъеме продолжают упорно пытаться ехать, не ленясь часто чистить колеса от налипшей земли.
Получается, как минимум, не быстрее, чем просто пешком.
Так по травке (фото 14) мы преодолели около 5 км до села, где начался спасительный асфальт (фото 15). Село называется Бородино. Да, в честь того самого Бородино.
Тут еще есть Березино, Тарутино, Малоярославец и другие знакомые названия. А рядом с ними поселения Лейпциг, Париж и другие не менее знакомые названия.
Эта территория активно заселялась в начале позапрошлого века после окончательного вытеснения Россией Турции. Многие поселения Бессарабии образованы русскими, украинцами, немцами, французами (кстати, село Шабо, известное своими виноградниками, вином и коньяком тоже основано французами).
Это в дополнение к уже имевшимся поселениям молдаван, болгар, гагаузов. Состав населения здесь очень пестрый. Поездить по Бессарабии - это все равно что посетить несколько стран сразу. Но это отдельная история.
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
В Бородино заправляемся водой. Местные жители утверждают, что в этом селе прошел град, но мы довольствовались только дождем.
Проехав село, на 151,2 км упираемся в автодорогу Р-42 (фото 16) и сворачиваем на нее влево. Далее идет полуторакилометровый подъем дороги через красивый лес - урочище Бородинская Дача.
В конце подъема слева в мокром молодом лесу ставим лагерь (фото 17).
За день пройдено 102,4 км, из них почти половина - грунтовки.
Третий день, 2 мая.
Ночью и утром дождь. К 9 часам дождь стих, но после нашего выхода (10:30) начался снова (фото 18, 19).
Березино. Здесь мы собирались проехать по грунтовкам вдоль разобранной железной дороги на Серпнево (бывшое Лейпциг).
Это и короче и интересней. Но дождь сделал такой вариант маршрута невозможным. Едем в объезд по асфальту через Тарутино и Подгорное.
Тарутино – последний украинский райцентр перед границей Молдовы. Здесь закупаем необходимые продукты на 3 дня пути.
168,8-169,9 – подъем в Тарутино. На подъеме 300 м брусчатки. В конце подъема сворачиваем на примыкающую справа дорогу.
Дождь стих, но многочисленные лужи остались (фото 20). Через 1,2 км справа примыкает еще одна дорога из Тарутино.
После небольшого подъема шестикилометровый ровный участок. И дождь закончился. Одна неприятность – сильный встречный ветер.
Справа показались какие-то производственные постройки. Все ухожено, выкрашено. Еврочерепица и прочие евроатрибуты.
Неужели здесь существует какое-то процветающее производство? За последние два дня мы кроме руин бывших сельскохозяйственных и промыхленных предприятий ничего не видели.
Как оказалось, это компрессорная станция на газопроводе в Румынию. Ничего неожиданного нет.
За Подгорным открывается вид на р. Когильник и с. Серпнево (фото 21). Там бы мы ехали, если бы не дождь.
После двухкилометрового спуска (асфальт старый с наплывами и выбоинами) пересекаем ровную долину р. Когильник.
17. | 18. | 19. | 20. | 21. |
190,2 – справа от дороги перед началом села – родник с навесом и клумбами (фото 22). Еще недавно этого навеса не было. Есть все-таки положительные перемены.
190,5 – перекресток в селе, на котором по основной дороге сворачиваем влево. Двухкилометровый участок дороги по селу –
это сплошные ямы и лужи разных размеров (фото 23). Вообще-то мы уже привыкли, что к пограничным пунктам перехода ведут
сравнительно неплохие дороги. А здесь асфальт последний раз клали, видимо, еще при советской власти.
193 – пограничный пост Украины. Перед постом – бывший железнодорожный переезд. Рельсы убраны без следа. Местами даже
насыпь разрыли (видимо, добывали гравий или песок). С этой железной дорогой интересная ситуация: по документам –
это железнодорожный пограничный переход международного (высшего) значения. А на деле железной дороги просто нет.
193,7 – пограничный пост Молдовы. Оба поста прошли достаточно быстро, ограничились лишь вопросами «откуда, куда, зачем?».
Снова начал моросить дождь.
После перехода границы мы планировали свернуть в сторону Гагаузии (г. Комрат) и далее двигаться на северо-запад по проселкам
и лесным тропам. Но погода заставила нас не съезжать с асфальта. Едем в Хинчешты. Дорога ровная и прямая на северо-запад.
Сильный встречный ветер, временами дождь.
204 – Дождь стих, но не надолго. Делаем привал и перекус слева от дороги в саду за с. Иордановка. В конце привала снова
пошел дождь.
22. | 23. | 24. | 25. | 26. |
Проезжаем Чимишлию (фото 24). Слева примыкает основная дорога из Комрата (225,0, фото 25). Автотранспорта на дороге
стало чуть больше, но все равно его не много.
242,3 – слева у дороги – источник (фото 26). Чуть дальше слева на склоне – лес. Решаем здесь ставить лагерь (243,2, фото 27).
Дождь стих. Ветер быстро гонит тучи, между которыми начали появляться просветы.
За день пройдено 89,1 км, ходовое время 5:44.
Четвертый день, 3 мая.
С утра снова пасмурно. Заканчивали сборы и выехали уже под моросящим дождем.
262,4 – развилка в Хинчештах. Вообще-то мы собирались ехать дальше прямо, вдоль Когильника, до Стольничен, где выходить на
запланированный маршрут и сворачивать вправо на лесные грунтовки. Но по нынешней погоде движение по лесным грунтовкам
является весьма сомнительным. Решаем ехать по асфальту вправо, на северо-восток, в сторону Кишинева, где перед Яловень
свернуть на северо-запад. Пока смотрели карту, у Саши спустило колесо – прокол. Клеимся.
Дальше дорога существенно изменилась – пошли непрерывные подъемы и спуски с длиной подъемов в несколько километров и набором высоты
до 250 м (фото 28, 29). Неизменной осталась только встречность ветера, он тоже изменил свое направление и не позволял
нам разогнаться на спусках. На этом участке дороги движение транспорта довольно интенсивное. Рядом с дорогой встрячаются
оборудованные места для отдыха с источниками воды (фото 30). Все очень чистенько. Чуть дальше от дороги среди виноградников тоже колодцы (фото 31)
27. | 28. | 29. | 30. | 31. |
283,7 - за селом Сочитень в конце очередного спуска сворачиваем влево с основной дороги на Кишинев. Едем вдоль водохранилища (справа), в селе Суручень слева вдали под горой виден монастырь.
290,3 - в селе Суручень упираемся в автотрассу Кишинев - Леушены. Рядом с перекрестком источник и навес со столом и лавками (фото 32). Здесь делаем привал и перекус.
Далее на северо-запад идет прекрасная автотрасса с небольшими подъемами и спусками и сравнительно малым количеством автотранспорта (фото 33).
Снова прошел не сильный двадцатиминутный дождь.
301,2 - вправо отворот на Кондрицу (фото 34). Там тоже монастырь. Продолжаем движение по основной трассе на северо-запад (фото 35). Дорога идет через прекрасный лес, часть которого относится к заповеднику "Кодры". Отличная дорога с незначительным автомобильным движением. Ехать по такой дороге одно удовольствие.
310,1 - сворачиваем на примыкающую справа дорогу по указателю на Кэприяна. Сразу за поворотом павильон (фото 36), видимо здесь проезжает немало паломников и туристов.
Далее следует крутой и протяженный спуск, посреди которого есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на село Кэприяна и окружающие Кодры (фото 37).
32. | 33. | 34. | 35. | 36. | 37. |
Спуск и небольшой подъем в селе. Навстречу нам несется группа подростков на самокатах предельно простой и надежной конструкции - из деревянных досок и больших стальных шарикоподшипников.
В одессе такое последний раз мы видели лет 40 назад.
313,3 - монастырь Кэприяна (фото 38). У Саши снова прокол. Небольшой осмотр монастыря, замена проколотой камеры, и снова вверх по дороге на север. В селе набираем воды на ужин и на завтрак. Дворы, дома, заборы, колодцы
нередко радуют глаз виртуозными художественными поделками. Достаточно привести в качестве примера живописный триптих на воротах одного из дворов (фото 39).
315,5 - конец подъема, начало леса. Через 400 метров сворачиваем влево на примыкающую лесную грунтовку. Грунт сырой от дождя, но ехать можно благодаря большому содержанию песка в грунте.
Через два километра езды по грунтовке - развилка, едем влево. Грунт становится глинистый и песчаный (фото 40). Местами песок рыхлый, иногда приходится спешиваться.
38. | 39. | 40. | 41. |
320,2 - дорога выходит из леса и дальше идет полями и виноградниками. Решаем ставить лагерь в лесу. С холма открывается вид на закат в Кодрах (фото 41).
За день пройдено 77 км, ходовое время 5:06.
Пятый день, 4 мая.
Утром прошел дождь. Вышли в 11:15. Солнце и ветер полевые дороги уже подсушили. Грунтовка идет среди полей и виноградников. Слева в 100 м лес, справа внизу с. Ворничень (фото 42)
Далее спуск и подъем по лесной дороге, которая еще сырая. Грунт - глина с песком (фото 43, 44).
42. | 43. | 44. |
По травянистой грунтовке (фото 45) выезжаем к асфальтовой дороге (323,9). Это прекрасный асфальт через красивый лес (фото 46), небольшие спуски и подъемы. Автотранспорта мало.
328,2 - слева у дороги источник.
329,8 - перекресток. Вправо вниз - Лозова. Едем прямо.
337,1 - снова перекресток. Вправо вниз - снова Лозова (7 км), влево - монастырь Хинку. Едем прямо.
341,1 - развилка. Основная дорога уходит влево на Леушены. Вправо - бетонка на Ниспорены. Нам вправо
Со стороны Леушен едет бородатый священник или монах на велосипеде. На развилке, где установлен большой крест, он остановился, перекрестился, и поехал дальше. Это довольно необычное зрелище.
В Молдове вообще на велосипедах ездят редко, видимо, из-за сильной пересеченности местности. А тут еще и священник.
45. | 46. | 47. | 48. | 49. |
Теперь нам нужно найти путь в расположенное справа внизу за лесом село Долна. Где-то на этих лесных тропах А.С.Пушкин встретил табор
лесных цыган и среди них - Земфиру. Из-за нее-то он задержался на месяц в этом селе. Но в один из дней Земфира исчезла.
Много позже, уже в Одессе, Пушкин из письма узнал, что Земфиру из ревности зарезал ее возлюбленный.
Сейчас в этом селе дом-музей Пушкина. Еще одна достопримечательность - источник Земфиры, к которому мы и хотим проехать.
По карте нужную нам дорогу следует искать в полутора-двух километрах от развилки. Проехав до конца леса справа (343,3) мы
видели лишь два отворота вправо на расстоянии 600 м и 1,6 км от развилки, причем, второй был совсем заброшенным. Решено вернуться к первому, более езженному отвороту. Хотя, наверно, лучше было спускаться на втором отвороте или в конце леса.
Как оказалось, эта выбранная дорога через 200 м вела к дому в лесу. Находим рядом слева тропу и по ней спускаемся вниз (фото 48). Тропа проходит через заросли черемши, которую заготавливаем для
предстоящего перекуса (фото 47). Далее следует крутой спуск (фото 49), удержаться на котором довольно сложно (фото 50)
346,9 - спустились в село. Нужный нам источник, видимо, остался где-то левее. Сворачиваем влево, к полукруглому ангару.
Упираемся в асфальт и сворачиваем на него влево. Асфальт заканчивается - грейдер. Перед лесом большая грейдерная площадка - видимо, здесь останавливаются экскурсионные автобусы.
Дальше едем по грунтовке через лес.
347,8 - источник Земфиры (фото 52). Место оборудовано навесом, столом с лавками, мостиками, ступеньками и прочим экскурсионным сервисом.
Рядом - живописные лесные овраги (фото 53). Сегодня будний день и вокруг ни души. Но по выходным здесь, видимо, довольно людно.
50. | 51. | 52. | 53. | 54. |
Спускаемся через село к авторассе Р28 и сворачиваем на нее влево (349,5). Через 2,5 км начинается подъем. Посредине подъема прокол у Василия. Причина прокола - тонкая проволока, видимо, виток от стальной пружины.
355,0 - в конце подъема сворачиваем вправо на каменистую дорогу к с. Чорешты (сначала грунтовка, затем гравийка и брусчатка), фото 54.
В Чорештах нас накрыл небольшой дождь.
358,1 - за центром села конец спуска и начало подъема, развилка, едем вправо через село.
359,8 - за селом заканчивается каменистая дорога, справа кладбище. Дальше обычная грунтовка.
360,5 - верхний перелом дороги (фото 55).
361,2 - Нижний перелом дороги. Непротяженный подъем (фото 56).
362,0 - верхний перелом дороги. Привал, перекус. Далее спуск по очень разбитой грунтовке (фото 57)
363,8 - конец спуска, конец грунтовки, начало грейдера, село Пыржолтень.
364,2 - начало подъема, Т-образный перекресток, едем влево.
364,8 - начало асфальта, поворот вправо, затем влево. Длинный не крутой подъем.
367,9 - конец подъема, дорога поворачивает вправо.
55. | 56. | 57. | 58. |
370,5 - справа и слева прекрасные панорамы Кодр (фото 58). Долго наблюдаем, как наравне с нами парят орлы, то взмывая вверх, то снова спускаясь вниз.
Прокол у Саши. Причина опять непонятна.
Тщательно обследовав покрышку, находим въевшийся в нее маленький кусочек стекла, размером менее двух милиметров.
372,1 - справа примыкает дорога к с. Садова. Едем прямо вниз. Скорость на этом спуске была 68 км/час.
376,2 - железнодорожный переезд, за которым сворачиваем вправо.
378,5 - центр г. Калараш. Здесь встречаем двух велотуристов из Москвы, гуляющих без велосипедов. Остановились в местной гостинице без горячей и холодной воды, но за 70 лей за двоих.
Едут навстречу нам со стороны Сороки. Короткий обмен впечатлениями, и едем дальше в длинный подъем.
385,6 - справа примыкает дорога на Нишканы, идущая по аллее среди огромных деревьев.
386,8 - сворачиваем вправо на грунтовку, идущую среди виноградников.
390,0 - после двух небольших спусков и подъемов останавливаемся возле колодца, где заправляемся водой. Колодец находится почти на вершине холма, но до уровня воды в колодце не больше трех метров.
391,7 - основная дорога уходит вправо к селу Войнова, а мы продолжаем двигаться вдоль леса.
392,2 - лагерь на краю леса.
За день пройдено 72 км, ходовое время 5:14.
Шестой день, 5 мая.
Под утро снова прошел небольшой дождь. Опять едем с мокрой палаткой. Во время утренних сборов вдруг раздался прибижаюшийся шорох в кустах и прямо к нам выбежала косуля. Точнее, может и не косуля,
поскольку для косули это животное было великовато, а для оленя маловато. Остановившись метрах в пяти от нас, наступило взаимное оцепенение на несколько секунд. Затем животное удалилось в лесную чащу.
Через минуту появились виновники этой встречи - лесом по следу косули бежали две собаки. Собак мы прогнали.
Выход в 8:50. Не возвращаясь к виноградникам, продолжаем спуск по лесной грунтовке (фото 59).
394 - край леса. Начинаются виноградники (фото 60), за ними просто поля (фото 61). Плохо укатанная грунтовка идет краем леса (фото 62) вдоль долины реки Икел.
59. | 60. | 61. | 62. | 63. | 64. |
402,6 - сворачиваем влево и через 100 м по мосту переезжаем речку. Еще через 300 м пересечение дорог, сворачиваем вправо и продолжаем движение вдоль р. Икел по левому ее берегу.
Дорога стала заметно более езженая (фото 63).
Дорога стала очень ухабистая (разбита копытами скота).
406,2 - сворачиваем вправо к краю села Онешть, расположенного на правом берегу р. Икел.
407 - в селе началась старая, сильно разбитая бетонка, а через 1,5 км - грейдер.
411,4 - упираемся в автотрассу М14 и сворачиваем на нее влево. Справа на протяжении 2 км село Кодрянка. Дорога - отличная бетонка со слабым движением автотранспорта (фото 64).
После трехкилометрового некрутого подъема сворачиваем вправо (414,9) на грейдер. Далее следует два небольших подъема и спуска. Слева у дороги - источник.
416,6 - начало села Лупа-Речя, развилка, едем влево. В пределах села (600 метров) асфальт, далее снова грейдер, переходящий в грунтовку. За селом начинается спуск (2,5 км).
В конце спуска влево уходит дорога к монастырю Табэра. Едем прямо.
421 - начало асфальта. В селе Ватич упираемся в Т-образный перекресток и сворачиваем вправо.
Далее по прекрасной асфальтовой дороге (фото 65) едем мимо сел Курки с монастырем (425, фото 66), Мана, Никулэеука с монастырем Хирова (428,2, фото 67), Лукэшэука.
65. | 66. | 67. | 68. | 69. |
437,6 - Под мостом пересекаем автотрассу Кишинев - Орхей и далее едем влево к центру Орхея.
440,3 - в центре Орхея. Меняем валюту, закупаем продукты. Далее возвращаемся в месту пересечения автотрассы (443,1) и едем влево в подъем.
У нескольких прохожих, плохо говорящих по русски, пытаемся выяснить дорогу на Требужены. Дорога получилась максимально асфальтовая, но далеко не самая короткая.
444,8 - перекресток с конечной остановкой маршруток.
446,2 - поворот дороги влево.
447,0 - сворачиваем с асфальта вправо на грунтовую дорогу.
451 - нижний перелом дороги, объезжаем по дуге лесничество (справа), и далее снова на юго-восток по грунтовке (фото 68).
455,0 - пересекаем асфальтовую автодорогу, за ней крутой спуск.
455,7 - конец спуска, село Брэнешть, выезжаем на асфальт. Проехав немного по асфальту на юго-восток, в конце села за исправительным учреждением сворачиваем влево на Требужены.
458,5 - привал на склоне Реута (фото 69) с видом на скальный монастырь (фото 70)
70. | 71. | 72. | 73. | 74. |
75. | 76. |
Дальше - спуск. Слева крутой склон Реута и вид села Требужены (фото 71), дальше - остатки стен крепости (фото 72), сразу за которыми сворачиваем вправо. За мостом через Реут по тропе поднимаемся к церкви (фото 73, 74).
Проезжаем вдоль крутых склонов Реута (фото 75) и дальше по неплохо укатанным полевым грунтовкам (фото 76) едем на север.
477,6-479,7 - участок гравийной дороги. Дальше снова грунтовка.
484,6 - дорога упирается в насыпь, по которой идет грунтовка. Сворачиваем на нее вправо, к селу Булэешть. Перед селом лес, в котором и ставим лагерь (486). Воду набираем в колодце в селе.
За день пройдено 93,8 км, ходовое время 6:43.
Седьмой день, 6 мая.
Утром легкий перекус и выход в 7:20. Серьезный прием пищи решено сделать в ущелье Ципова, до которого чуть больше 20 км.
Возвращаемся на запад к краю леса и едем дальше по грунтовке вдоль леса. Несмотря на отдельные ухабы, грунтовка неплохо раскатана, ехать легко (фото 77).
Лес справа закончился, начались поля. На фото 78 не среднеазиатская пустыня. Это плодородные поля Молдовы, которые, как оказалось, местами почти полностью состоят из песка.
495,3 - слева примыкает грейдер, который через 400 метров сворачивает вправо, а мы продолжаем движение на северо-запад по грунтовке. И вот тут наш штурман потерял бдительность. Он решил, что нужно
ехать до леса, обозначенного на карте зеленым массивом. Хотя, как оказалось, этот зеленый массив был садом, примыкающим к лесу. Потере бдительности способствовало то, что сад был частично вырублен,
и мы ехали через поле. Ошибка стала понятна, когда мы действительно уперлись в лес (499,2). Свернули вправо в надежде вдоль леса выехать на наш маршрут, но дорога становилась все хуже (фото 79), пока не исчезла совсем.
Пришлось ехать вдоль леса (фото 80) на юго-восток и возвращаться к дороге, которую мы проскочили.
77. | 78. | 79. | 80. |
504,2 - выехали на грунтовку, по которой нам следует ехать в сторону Ципова. Совершив петлю вдоль леса, проехали лишних 5 км.
507,1 - выезжаем на грейдерную дорогу и продолжаем по ней движение на северо-восток. Далее сворачиваем влево (508,6), едем к Ципова и через него. 511,2 - под нами крутой спуск к Днестру.
Без велосипедов спускаемся вниз и осматриваем скальный монастырь (фото 81-83). Проходы между кельями сделаны так, что приходится не только наклоняться, но и становиться на колени (фото 82).
На территории монастыря - ни души. Только ужи (фото 84) да ящерицы. Скалы и стены монастыря образованы из ракушечника.
В мелких ячейках этого ракушечника многочисленные записки и следы сотен (а может и тысяч) свечей.
Встреченные нами в Калараше велотуристы рассказывали, что здесь сейчас живет какой-то мужик из Мурманска, который сюда приезжает каждое лето. Но мы никого не встречали.
81. | 82. | 83. | 84. |
После осмотра монастыря начинаем спуск в ущелье. Но торопа заросла, начало ее наверху мы не заметили и поехали вдоль склона. Пришлось возвращаться. Начало спуска прямо от креста на высоком берегу Днестра.
Почти дорога (фото 85) серпантином спускается к Днестру, а нам нужно еще преодолеть непростую тропу (фото 86-88). Сложности связаны с тем, что тропа заросла густым колючим кустарником шиповника и боярышника.
Потом был продолжительный привал на поляне между ручьем и родником с прекрасной водой. Дно источника устлано светлыми камнями известняка, создается иллюзия свечения снизу.
Веселое журчанье ручья, крутые, местами скалистые склоны ущелья создают полную иллюзию пребывания в горах. Даже не верится, что если вскарабкаться наверх, то откроется панорама полей, а не горные пейзажи.
Это ущелье еще называют ущелье Орфея, с ним связано множество легенд, но о них лучше почитать в соответствующих ссылках.
85. | 86. | 87. | 88. | 89. |
Дальше был обед и пешая прогулка к водопаду на правом ручье (фото 90). Вообще-то водопадов здесь, как минимум, пять, причем, другие побольше и поинтересней. Их осмотру была посвящена
отдельная поездка, наверняка не последняя.
Многочисленные ящерицы по-хозяйски расположились на наших вещах и грелись на солнце (фото 91). Наше присутствие их не очень то пугало.
После привала начали подъем по северному склону ущелья. Для начала перешли ручей по недавно сооруженному мостику. Он ведет к поляне, кострищу и большому навесу из камыша, под которым могут расположиться на ночлег человек 20.
Видимо, это какая-то турфирма проводит туры в это ущелье. Дальше тропа теряется в кустарнике. Пробравшись свозь кустарник, по осыпному (фото 93) и травянистому (фото 94) склону поднимаемся наверх.
Сверху открываются прекрасные виды ущелья и Днестра вдали (фото 95-96).
Здесь разрядился основной фотоаппарат, фото с 95 по 115 сняты резервным, к сожалению, качество заметно хуже.
90. | 91. | 92. | 93. | 94. |
95. | 96. | 97. | 98. | 99. |
Затем находим поросшую травой грунтовку и через лесной массив едем вдоль Днестра. Через километр обнаруживаем прокол у Василия. Все-таки шиповник ущелья нас просто так не отпустил. Выходим к берегу Днестра (фото 97) и там занимаемся ремонтом.
Продолжаем движение по грунтовке вдоль высокого берега Днестра. За крытым навесом с родником (519,4) сворачиваем вправо.
520,4 - снова сворачиваем вправо, спускаемся в село Бучушка. Спуск крутой, грунтовка не ровная. Здесь было одно падение. Дальше едем низом вдоль реки на север. 523,0 - край села. Прошел 15-минутный дождь. После оврага с небольшим ручьем (524,0) выходим на тропу (фото 98),
ведущую вдоль по крутому склону через густой кустарник. Точнее, это даже густой низкорослый лес (фото 99).
Тропа медленно поднимается вгору, обходя обрывистый участок, а затем спускается вниз. Тропа хорошо набитая и идти по ней пешком налегке не сложно. А вот катить рядом велосипед уже непросто из-за густых веток.
Постепенно лес становится выше и кустарник исчезает. По тропе проходим родник (525,8) и заболоченный участок (фото 100). Еще немного - и мы на дороге (526,0). Старая асфальтовая дорога идет вдоль реки, постепенно набирая высоту. Справа вдоль берега - базы отдыха.
528 - наша дорога упирается в разбитый каменистый спуск, на который сворачиваем вправо. 528,6 - конец спуска.
529,4 - в селе Сахарна сворачиваем влево к монастырю. Через 400 м на полянке (фото 101) оставляем Дениса с вещами, а остальные на легке идут через монастырь к водопаду (фото 102), скальному монастырю (фото 103) и источнику (фото 104)
100. | 101. | 102. | 103. | 104. |
Возвращаемся к дороге. После обсуждения решаем заночевать не доезжая Резины. В магазине докупаем продукты, ищем воду. В колодце у дороги нам брать воду для питья не советуют, поэтому возвращаемся к другому колодцу, который нам рекомендут. Еще местные мужики советовали
остановиться на ночлег в монастыре, но мы решили, что самостоятельный ночлег - это меньше хлопот и себе, и другим.
533,4 - среди кустарника боярышника и шиповника находим небольшую горизонтальную площадку на склоне выше дороги и ставим лагерь (фото 105). Тихий ясный вечер с прекрасной панорамой Днестра.
За день пройдено 47,4 км (но асфальта лишь 6 км), ходовое время 4:13.
Восьмой день, 7 мая.
Ночью прошел небольшой дождь.
Утром, выглянув из палатки, первое, что увидел - зайцев, скачущих вокруг палатки в метре от нее. Совсем обнаглели.
С утра облачно, ветра нет. Через пол километра от места лагеря проехали какое-то крупное исправительное учреждение с могучими стенами и колючей проволокой.
537,7 - мост через Днестр, связывающий молдавскую Резину и приднестровскую Рыбницу. Здесь решено попрощаться с Денисом. Он через мост отправляется в Рыбницу и Слободку, откуда электричкой в Одессу. Остальные продолжают поход втроем.
Здесь завершилась официальная часть похода. Мы заявляли поход третьей к.с., все параметры этой категории сложности мы, вроде бы, выполнили. Кроме того, в маршрутке отмечена возможность завершения в Рыбнице, как запасной вариант, которым мы и воспользовались.
540 - за с. Чорна - развилка. В село Матеуць ехать можно и вправо, и влево, но мы решаем, что влево короче. От развилки начинается двухкилометровая очередь цементовозов и грузовиков к цементному заводу. Едем вдоль этой колонны, затем вдоль забора цементного завода.
Через дорогу и далее через Днестр ведет канатная дорога, по которой раньше перемещались ковши с грунтом. В Рыбнице было какое-то производство. Сейчас это производство в одном государстве, а сырье - в другом. Канатная дорога стоит.
543,7 - закончился бесконечный цементный завод. Через пол километра сворачиваем вправо под железнодорожный мост, затем влево в подъем по каменистой грунтовке (фото 106, 107). Через 1,2 км подъем становится пологим. Едем по селу Матеуцы.
546,7 - конец подъема, выезжаем на асфальт. Через 200 метров перекресток. На нем асфальтовая дорога сворачивает вправо, на юго-восток. Едем в северо-восточном направлении по грунтовке с едва заметной подсыпкой гравия. Начался дождь. Надеемся проскочить грунтовый участок, но дождь усиливается.
548,5 - Т-образный перекресток, на котором сворачиваем влево на полевую грунтовку. Идет сильный дождь. Основная неприятность связана с тем, что у этой грунтовки нет травянистых обочин, все перепаханное и рыхлое. Грунт быстро раскис. Ехать невозможно, катим велосипеды, часто очищая колеса.
105. | 106. | 107. | 108. | 109. |
550,5 - спустились в балку, в которой начинается лес. Грунтовка дальше идет через травянистый луг, по траве можно ехать (фото 108, 109). Основная грунтовка уходит вправо в обход леса. Мы едем прямо через лес - здесь больше травы, меньше раскисшего грунта и проще передвигаться. Дорога здесь
местами размыта дождевыми потоками (фото 110), поэтому плохо раскатана и поросла травой. Это позволяет в большинстве случаев уверенно ехать (фото 111). Дорога идет вдоль леса (лес слева) и выводит к источнику (фото 112). Рядом с источником бетонный обелиск. На нем, видимо,
были металлические таблички, но они сорваны. По внешнему виду бетона и арматуре в нем оцениваем, что это, видимо, довоенный обелиск. Интересно, что это уже третий обелиск на нашем пути. Все они абсолютно одинаковые. Первый был вблизи Требужен, второй - на холме возле Сахарны.
Кстати, на втором сохранились металлические таблички, из которых следует, что обелиск посвящен гето-дакскому периоду истории. И в Сахарне и в Требуженах сохранились укрепления, датируемые вторым веком до н.э.
Уже дома, глядя на фотографии, мы обратили внимание на земляной вал, расположенный справа от обелиска на фото 112.
Как можно было это не заметить?! Оказалось, что это остатки поселения славянского племени тиверцев 6-10 век н.э. А за этим валом была цитадель.
Место для крепости довольно странное - здесь нет рядом естественных обрывов, крутых склонов рек или оврагов, как в двух других случаях (Сахарна и Требужены).
А источник на фото 112, видимо, расположен здесь не просто так. Возможно, люди из него также пили воду тысячу лет назад. В общем, нужно сюда еще раз приехать и более внимательно на все это посмотреть.
555,7 - упираемся в идущий вдоль села грейдер со следами разбитого асфальта и сворачиваем на него влево. Через 0,9 км сворачиваем вправо на грейдерную дорогу. Далее идет спуск и подъем. (558,9 - нижний перелом дороги)
110. | 111. | 112. | 113. | 114. |
559,7 - конец подъема и начало села Пояна. "Пояна" в переводе с румынского означает "поляна". Только какая поляна имелась в виду - та, что на высоком скалистом берегу, где расположено село, или та, что внизу на берегу Днестра - непонятно. Наверно нижняя. На въезде в село - бетонная плита с живописным панно (фото 113).
Кстати, подобная монументальная живопись в молдавских селах встречается не редко. Через 400 метров у церкви сворачиваем вправо и выезжаем к краю села и спуску к Днестру (фото 114).
Спуск крутой, с каменистыми выступами на дороге (фото 115, 116).
Далее живописный четырехкилометровый участок по тропам вдоль Днестра, через кустарники, небольшие рощи и луга (наверно это та самая поляна). Слева нависают известняковые скалы, которые самым невероятным образом облепили деревья и кустарники.
564,5 - родник. Привал, перекус.
566,3 - центр села Сокола. Здесь стоит большой памятник советским воинам. Идет подготовка к празднику - три женщины с помощью стремянок и другой нехитрой техники взобрались повыше, чистят и красят памятник. За всем этим наблюдает крупный молдованин весом центнера полтора и дает руководящие указания.
С берега реки мы видели, что вдоль небольшого оврага витком серпантина вдоль скал вверх уходит дорога. Но в селе подход к ней найти не просто. Упомянутый выше мужик, прервав процесс руководства, подсказывает нам, как выйти к этой дороге. Подъем крутой (фото 117). На дороге встречаются камни разных размеров.
На противоположной стороне оврага скала с пещерами (фото 118). Там тоже скальный монастырь. Чуть ниже - церковь.
115. | 116. | 117. | 118. |
568,1 - верхний перелом дороги, далее спуск и подъем. Поднялся сильный ветер, небо затянуло тучами. Видимо, скоро будет дождь. Мы едем полевыми грунтовками, нужно побыстрее выбираться к твердым дорогам.
569,9 - дорога сворачивает влево, а через 400 м вправо.
570,9 - спустились с холма и уперлись в грейдерную дорогу. Теперь не так страшен дождь, который, кстати, вскоре и пошел.
572,0-574,9 - дорога идет через лес. Здесь не так ощущается ветер и ехать легче.
575,5 - Т-образрый перекресток грейдерных дорог, сворачиваем вправо. Через 2,5 км следует спуск в село Кушмирка при усилившемся дожде и крепком встречном ветре.
В Кушмирке находим магазин, в котором докупаем продукты, тут-же делаем небольшой перекус и немного отогреваемся. А главное - заряжаем аккумулятор фотоаппарата.
Далее едем на запад, пересекаем село, затем около трех километров полевых грунтовок до села Кунича. Выбираем травянистые участки, кроме того, сильный ветер немного подсушил дорогу.
На въезде в село встретили колоритного деда в косоворотке с пышной белой бородой. Ну не молдованин это точно! Но погода - ветер и угроза дождя не располагают к общению. Едем дальше. Сделав неудачный крюк по окраине
села выезжаем на центральную улицу (587,0). У двух встреченных молдаван выясняем дорогу на Кухурешти. Мужики по русски говорят не очень хорошо, но желания пообщаться у них - через край. С трудом прерываем беседу и едем дальше. Асфальт, спуск, затем подъем.
По дороге встречаем еще одного бородатого мужика в шапке-ушанке. Сомнения развеялись окончательно. Кунича - один из центров старообрядчества. Здесь есть даже старообрядческий монастырь. Но это мы точно узнали уже вернувшись домой.
588,3 - в конце села конец подъема. Вопреки рекомендациям местных жителей сворачиваем влево на примыкающую грунтовку. Согласно карте так должно быть заметно короче. Дорога вполне проезжаема (фото 120), но местами размыта дождевыми потоками.
591,2 - слева заканчивается лес, верхний перелом дороги. Метров через 300 начинается село. В селе проезжаем мимо полуразрушенного здания церкви необычной архитектуры (фото 121). Рядом сложены камни и песок - наверно будут восстанавливать.
119. | 120. | 121. |
592,5 - конец спуска, упираемся в асфальтовую дорогу, идущую вдоль длинного села Кухурештий. Сначала идет Кухурештий-де-Жос, затем его продолжает Кухурештий-де-Сус (Нижние и Верхние).
597 - развилка, на которой сворачиваем вправо на грейдерную дорогу, ведущую в с. Кошерница.
599,4 - за селом Кошерница в лесу справа от дороги ставим лагерь.
За день пройдено 66 км, ходовое время 5:56.
Девятый день, 8 мая.
Утром снова дождь. Выход в 11:30.
600 - основная дорога сворачивает вправо, спуск. Прямо лесом идет грунтовка, которая должна более коротким путем выводить на дорогу в Сорока. Но мы не рискуем после дождя ехать по этой дороге и спускаемся в село Вэскэуць.
601,5 - заканчивается лес, начинается село. Дорога местами сильно разбита.
602,8 - нижний перелом дороги.
603,6 - сворачиваем влево на грейдер, идущий в подъем (фото 122).
605,5 - конец подъема, упираемся в дорогу со старым асфальтом, густо покрытым трещинами, выбоинами и латками. Сворачиваем на нее вправо.
609 - упираемся в грейдерную дорогу, покрытую галькой. Сворачиваем на нее влево. Далее следует несколько небольших подъемов и спусков. Местность безлесая. Хорошо видны панорамы холмистой местности.
613,3 - закончился грейдер, начался асфальт.
616,6 - упираемся в автотрассу, на которую сворачиваем вправо. За последние дни мы отвыкли от дорог, где бывает сколько либо заметное движение автотранспорта.
Здесь к этому нужно снова привыкать. Дорога идет по холмистой местности, перепады высот на подъемах и спусках порядка 100 м.
632,7 - привал справа от дороги на лесистом склоне за дачным поселком в начале спуска к Днестру.
633,3 - возврат к дороге и продолжение спуска. На одном из витков серпантина открывается вид на известняковую скалу с пещерой (фото 124). В конце спуска проезжаем мимо начала лестницы (фото 125), ведущей вверх к обелиску, называемому "Свеча благодарения" (фото 126).
Этот обелиск виден на вершине холма на фото 124.
Далее едем по дороге вдоль Днестра, пересекаем город Сорока и подъезжаем к главной достопримечательности города - крепости (фото 127, 128). Вход в крепость бесплатный, что нас несколько удивило. Несмотря на бесплатность, все довольно ухожено. Внутри крепости (фото 128) за порядком наблюдает смотрительница.
После крепости мимо таможни (здесь пограничный переход и паромная переправа в Цекиновку) выезжаем на дорогу и движемся в сторону Косэуць, где планируем переходить границу.
641,5-643,0 - подъем, 644,7 - начало спуска в Косэуць. Сразу бросается в глаза, что в селе развито камнерезное дело.
В селе возле обелиска (647,5) следовало свернуть вправо, но мы проскочили этот поворот, приходится возвращаться.
649 - На западной окраине села граница Молдовы, паром через Днестр. Проверка документов. Долгое ожидание переправы заполняется беседой с пограничниками. Говорят, что велотуристы зачастили в Молдову в последнее время. Этой весной через этот погранпереход уже проезжали киевляне и москвичи.
С украинской стороны попался пограничник-хохмач. Он представил нас своему коллеге таможеннику как американских туристов и сказал, что мы по русски ничего не понимаем. Тот не сразу понял подвох и некоторое время был в замешательстве. Пожелав друг другу удачи, расстаемся с пограничниками.
В Ямполе докупаем подукты и движемся дальше на запад.
658,2 - сворачиваем с дороги Ямполь - Могилев-Подольский влево на галечную дорогу. Подъем, спуск - и мы в селе Оксановка. В конце спуска колодец, в котором набираем воду для ужина, далее сворачиваем вправо и едем вдоль села. Зрелище довольно удручающее.
До половилы изб - это брошенные и полуразрушенные избы. Село умирает. В Молдове даже в самых глухих селах ничего похожего не было.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128. Внутри крепости
129. Ямполь
130.
За селом грунтовая дорога идет вдоль живописного берега Днестра. Справа - белые скалы.
664,6 - лагерь. За день пройдено 65,2 км, ходовое время 4:39.
131.
132.
133.
134.
Десятый день, 9 мая.
Выход в 9:50. Дорога прешла в тропу, которая вскоре тоже закончилась. Едем без тропы по травянистому берегу Днестра вверх по течению (фото 136). С утра прекрасная погода, на траве небольшая роса. Вдоль берега периодически встречаются пограничные столбы (фото 135).
Еще с вечера выше по реке был слышен небольшой шум. Такое впечатление, что там был небольшой порог. Но здесь не должно быть порогов. Но на самом деле есть небольшие остатки Днестровского порога (фото 137).
667,5 - ручей
669,0 - Выехали на дорогу, идущую вверх. Рядом несколько построек. Идем в крутой подъем (400 м) по каменистой дороге (фото 138). Справа глубокий овраг (фото 139).
671,1 - упираемся в галечный грейдер и сворачиваем на него вправо. 800 метров подъем.
673,0 - асфальтовая дорога Ямполь - Каменец-Подольский. Сворачиваем на нее влево.
135.
136.
137.
676 - сворачиваем вправо на примыкающую асфальтовую дорогу. Через 2,5 км спуск к р. Мурафа. В конце спуска вправо и пересекаем по мосту реку. Проезжаем источник у дороги (фото 140). Расход воды в нем настолько велик, что он больше напоминает подземную реку.
Рядом с дорогой на дереве расположилась белка (фото 141). Она чувствует себя здесь хозяйкой и на наше близкое присутствие не обращает внимание.
681 - крепость, от которой осталась одна башня (фото 144). Рядом - сад скульптур и строящаяся церковь. Эта территория объявлена историко-культурным заповедником, здесь открыто за последние годы несколько музеев (фото 143). Буша активно раскручивается, как экскурсионный объект.
Естественно, с посетителей взымают плату, фото 142 (это вам не молдова). Еще год назад никакой платы не было.
Осматриваем расположенные несколько встороне старое казацкое кладбище (фото 146) и Бушанский рельеф (фото 145).
138.
139.
140.
141.
683,0 - вернулись к крепости. Далее едем через село в Гайдамацкий Яр.
684,7 - закончился асфальт.
Сразу за селом начинается урочище Гайдамацкий Яр. Это начало определяется недавно установленной будкой с надписью "касса", но в ней никого нет. Ага, тут тоже собирают на ремонт Провала. Перед кассой стоит несколько автомобилей и тусуется группа людей. Задаем естественный вопрос: "Что, не пускают?". Ответ: "Почему не пускают, просто там места нет!".
От такого ответа легкий шок. Наверно сюда приехала вся Винницкая область, иначе яр не заполнить. Едем по грунтовке дальше лесом и метров через 200 все становится понятным. У дороги залили бетоном плоские фундаменты, на которых установили огромные столы, за каждым из которых сидит человек по 15.
Столы густо заставлены бутылками водки и закуской. Народ шумно культурно отдыхает, приобщается к памятнику природы. Это здесь места нет, а не в самом Яру.
Мимо столов спускаемся вниз к речке Бушанка по ступенькам на крутом склоне. Гайдамацкий Яр - это лесистый овраг с разбросанными крупными известняковыми валунами (фото 147-148, 152-155).
Здесь есть родник, пещера, в которой по легенде скрывались гайдамаки (а выходили из нее вроде бы с другой стороны горы).
Тропы хорошо протоптаны лишь в часто посещаемой южной части Яра. Севернее тропа едва заметна, сюда, к счастью, культурно отдыхающий народ добирается редко. Проходим овраг вверх вдоль реки Бушанка до села Гамуловка. В этом селе картина, как и в Оксановке - множество брошенных и полуразрушенных изб.
689,0 - закончился лес, вышли в небольшой каменный карьер. Через 700 метров сворачиваем вправо в крутой подъем по грунтовке.
692,4 - сворачиваем влево и по полевой грунтовке (фото 156) едем на север-северовосток.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
696,3 - на окраине села Бабчинцы упираемся в автодорогу с разбитым асфальтом и сворачиваем на нее влево.
697,7 - выезжаем на асфальтовую автодорогу и едем по ней вправо.
753,9 - железнодорожная станция Вапнярка. Отсюда электричкой в Одессу. Поход окончен.
За последний день пройдено 89,3 км, ходовое время 6:31.
152.
153.
154.
155.
156.
Заключение и выводы
Конечно, у природы нет плохой погоды, но все же хотелось, чтобы в походе было меньше дождей, чем это было у нас. Тем не менее, нам кроме всего прочего удалось одолеть 200 км самых разных грунтовок. Причем, лишь два раза влипли так, что ехать было невозможно. К сожалению, из-за дождей нам не удалось проехать несколько интересных участков, удаленных от асфальта. Но с другой стороны, благодаря вынужденным объездам мы случайно наткнулись на неизвестное нам ранее поселение древних славян близ села Алчедар, село староверов Кунича. Молдова - очень интересный район и с точки зрения природных объектов, и с точки зрения совершенно необычных исторических памятников, и сточки зрения технически интересных велосипедных маршрутов. Следует еще раз подтвердить неоднократно высказывавшееся утверждение в других отчетах о том, что местное население к гостям здесь настроено очень доброжелательно. Еще раз выскажу мысль о непривычно большом количестве колодцев и источников в Молдове, по сравнению с другими регионами. Чего еще непривычно много в Молдове по сравнению с другими регионами, так это монастырей. Причем, расположены они обычно в таких живописных местах, в которых монастыря просто не может не быть. Мы в начале и в конце похода часть маршрута проезжали по территории Украины, остальное по Молдове. Сравнение увиденного там и тут не в пользу Украины. В селах Украины повсеместно встречается множество брошенных и полуразрушенных домов. Руины крупных животноводческих комплексов - это достопримечательность практически каждого украинского села. В Молдове мы проезжали довольно глухие села, но разрушенных домов там почему-то нет. Более того, Нередко встречаются живописные панно на стенах, воротах, бетонных плитах у въезда в село, резьба и чеканка на крышах колодцев, на воротах, заборах и т.п. Это все результат очень кропотливой работы. Вряд ли бедный и несчасный народ тратил бы столько сил и времени на подобные безделушки. В одном из велопоходных отчетов отмечалось, что навоза на дорогах Молдовы заметно больше, чем на дорогах Украины. Это не так. На самом деле навоза на дорогах Украины заметно меньше, чем на дорогах Молдовы. Причина ужасно проста - коров в Украине стало существенно меньше, чем в Молдове. И это визуально хорошо видно, когда пересекаешь границу. Нас впечатлил бесплатный вход в крепость в Сороках. Мелочь - а приятно. Представьте себе на секунду бесплатный вход в подобную крепость, например, в Крыму. Да что там в Крыму, совсем рядом за Днестром в Украине предприимчивые ребята пытаются взымать плату за воздух Гайдамацкого Яра. От увиденного на маршруте у нас возникло больше вопросов, чем ответов на имевшиеся ранее вопросы. На маршруте мы встретили ряд интересных мест, которые не описаны в традиционных туристских источниках. Это и село староверов Куничя, это и древнее славянское городище возле села Алчедар, скальный монастырь близ села Сокола, сравнительно недавно исчезнувшая немецкая колония Гофнунгсталь. Сюда нужно приехать еще. В начале отчета отмечено, что в Молдову велотуристы Украины и России ездят довольно редко. Эта фраза была написана в мае. По итогам года можно говорить о том, что это утверждение не правильное. По информации из интернета за 2009 год Молдову посетили не менее десяти групп велотуристов из России и Украины. Ситуация меняется. И это правильно.
Полезные
ссылки.
Отчеты о велопоходах по Молдове
http://spbfp.atlant.ru/rep/moldova/index.htm - велопоход
"Молдова-98" Сергея Бобрякова
http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?t=1936&sid=35d305790926fd498be7adf9485eea29
- Экзотика по соседству - велопутешествие по
Молдове, 2003
http://shatuni.narod.ru/berlin0.htm - Берлин - София - Париж (велопоход по Украине и Молдове), 2004
http://www.stefanroman.de/bike/moldova/moldova.htm - велопоход по Молдове румынского велотуриста, 2005
http://shatuni.narod.ru/mold_1.htm - велопоход по Молдове и Приднестровью, сентябрь 2005
http://shatuni.narod.ru/mold_2.htm - велопоход по Молдове, октябрь 2005
http://www.velo.md/forum/index.php?showtopic=1164&st=80
http://riders.kiev.ua/index.php?n=Tours.20070407 - 4-х дневный Велопоход в апреле 2007
http://shatuni.narod.ru/mold07.htm - велопоход по Молдове, октябрь 2007
http://shatuni.narod.ru/mold_03_08.htm - велопоход по Молдове, март 2008
http://www.svitzaochi.com/content26.html, http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?f=12&t=58987&p=814269&hilit=%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0#p814269
- велотур в
Молдову, февраль 2009
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=52097 - велопоход по Молдове в мае 2009
http://km.spb.ru/travel/Primavara2009 - велопоход по Молдове и Украине в мае 2009
http://78.153.153.8/Velosipednoe/2009.09-10%20Moldova/index.html - фотоотчет о велопоходе, сентябрь 2009
http://www.asket.com.ua/articles/49/275/Mold.htm
- букет Молдавии (или поход 2 к.с. по Республике Молдова), октябрь 2009
http://shatuny.narod.ru/md_10_09.htm - велопоход по Молдове, октябрь 2009
http://forum.velo.ck.ua/index.php/topic,772.0.html - поездка по Молдавии 6-8 ноября 2009г.
Отчеты о велопоходах по прилегающим к границе
Молдовы районам Винницкой области
http://shatuni.narod.ru/05/24_03_05.htm - велопоход по Винницкой области, 2005
http://shatuni.narod.ru/vin.htm - велопоход по Винницкой области, 2006
http://loseped.narod.ru/vin07.htm - велопоход по югу Винницкой обл. (Буша), 2007
http://loseped.narod.ru/gmerin07.htm - велопоход вдоль Днестра в Винницкой обл., 2007
Полезную информацию о Молдове
можно найти на сайтах:
http://ci.uz.gov.ua/c/moldova/agr_gov_borders.html
Перечень пунктов перехода границы Украина-Молдова.
http://www.turism.md/rus
Официальный сайт министерства культуры и туризма
Молдовы. Много полезной информации о Молдове
http://www.worldofmoldova.com/ru - информационный сайт о Молдове (здесь есть румынский онлайн переводчик http://www.worldofmoldova.com/ru/translate/ )
http://www.iatp.md/arii/text/ru/ariiru.htm
охраняемые территории Республики Молдова
http://everest.org.md – турклуб Эверест
http://mama.md/index.php?showtopic=1330
– список музеев Молдовы
Сайты некоторых турфирм Молдовы
http://aloraprim.com/about_moldova_ru - туристическая компания "Алора Прим"
http://www.orizontul.net/turism/moldova - сайт фирмы "Оризонтул"
http://www.naveliatur.md/index.php - туристическое агентство "Navelia Tur"
http://mcc.md/larbi/moldova.htm - туристическо-транспортная фирма "Larbi Tur"
http://www.tatrabis.md/excursii_ru - компании «Tatrabis»
http://okkay.by.ru/moldova/index.html Туристическая фирма "OKay"
Форумы велосипедистов Молдовы
http://www.velo.md/forum/index.php?act=idx
http://www.mtb.md/index_forum.php