Велопоход по Черноморским косам Одесской области
3-4 января 2010 г.
Нитка пройденного маршрута:
Одесса - платф. Сухой Лиман - электричка - ст. Бугаз - Будакская коса - Курортное - Лебедевка - промоина в косе -
Лебедевка - Базарьянка - Курортное - Белгород-Днестровский - электричка - платф. Сухой Лиман - Одесса.
Общая протяженность - 163 км
Участники
Василий Буз | Лев Феколин | Александр Лепёхин |
Цель похода
В этом походе мы планировали проехать по морскому побережью вдоль песчаных кос, отделяющих море от многочисленых лиманов, заехать в Вилково и завершить поход в Измаиле.
Начинать велопоход мы собирались на станции Бугаз, куда доехать из Одессы электричкой. Предполагаемая протяженность
маршрута составляла около 200 км, которые мы собирались проехать за три дня, а при благоприятных условиях - за два.
Дороги вдоль кос нет, поэтому не менее 50 километров маршрута проходит по песку берега моря. Этот участок маршрута летом не проезжаем из-за рыхлого песка.
Зимой, когда влажный песок смерзается, побережье становится вполне проезжаемым. Первый день, 3 января. Второй день, 4 января.
Зимний маршрут по песчаному побережью вдоль кромки моря стал уже традиционным. Вот ссылки на описание предыдущих наших велопоходов:
2005/2006,
2006/2007,
2007/2008,
2008/2009.
Особенность маршрута в том, что каждый раз побережье разное, от легко проезжаемого идеально гладкого замерзшего песка до ледяных торосов,
ледяных карнизов, промоин с ледяной шугой, скользкого льда, участков рыхлого песка.
Все это может быть скрыто снежным покровом или слоем морской пены. Какие же сюрпризы море приготовило нам в этом году?
Прибываем на станцию Бугаз (фото 1) и сразу к морю. Сегодняшней поездке предшествовал длительный теплый период и не было уверенности, что песок схватился на морозе.
Действительно, встречаются участки рыхлого песка, но в основном можно ехать (фото 2).
Посреди Будакской косы наткнулись на недавно выброшенного морем катрана (фото 3, 4). Видимо, бедняга пострадал во время недавнего шторма.
До Сергеевского моста уверенно ехали почти не останавливаясь. Дальше все чаще стали попадаться непроездные рыхлые участки. Главная причина тому - вышедшее вопреки прогнозам солнце, на котором песок начал таять,
несмотря на отрицательную температуру. Последние километры косы дались с особым трудом - двигались только пешком, причем, шли в основном по травяному сухостою со стороны лимана (фото 11), там песок не такой рыхлый.
Далее был магазин в Курортном и пустынный асфальт до Николаевки и далее к морю. Возле моря ситуация с качеством дороги кардинально изменилась (фото 14). Это в других странах при освоении территории прежде всего строят дороги, а у нас - прежде всего заборы (фото 14).
Обычно грунтовка вдоль обрыва (фото 15, 16) проезжалась легко, а сейчас она была изрядно разбита грузовиками. Вскоре стала понятна причина - перед Лебедевским лесом ведутся грандиозные земляные работы по срезанию берегового обрыва. Здесь же уже началось строительство котеджей. Видимо,
скоро здесь появится забор и наш традиционный маршрут придется менять.
Проехав километр по лесу, решили ставить лагерь в сосновом участке леса. Еще рано и можно было бы ехать дальше, но ночевать на продуваемой и пустынной косе не хотелось.
За день пройдено 45,4 км.
1.Прибыли к месту
2.Выезд на песок
3.Улыбка акулы
4.
5.Сергеевский пляж
6.Путь к Курортному
7.Отпечаток морских волн
8...кто-то увязнет...- ты, или я?...
9.Дорога без автотранспорта
10.Лежащие на пляже. Загорелые и не очень.
11.Бурелом Будакской косы
12.Свинцовые волны
13.Будакская коса с подъема в Курортное
14.Дорога - никакая. Зато какой забор!
15.Путь к Лебедевскому лесу
16.По самому по краю
Ночью ветер активно посвистывал кронами деревьев. Утром пошел небольшой снег (фото 17, 18).
Через лес (фото 19, 21) и вдоль обрыва у берега моря выехали к Лебедевке - пустому в это время курортному поселку.
В самом начале косы наткнулись на растерзанное местными собаками тело дельфина.
Дальше начался продолжительный путь по косе, отделяющей море от лиманов Бурнас, Алибей и Шаганы. Это самый безлюдный и самый интересный участок маршрута.
Через километр от начала косы проехали место, где раньше был маленький домик рыбаков, а сейчас здесь стоит большой частный особняк.
Через три километра от начала косы проехали место искусственной прорвы между морем и лиманом, которая сейчас занесена песком (фото 25). Здесь же стоит и экскаватор (фото 26), с помощью
которого весной эта прорва восстанавливается.
Иногда приходилось спешиваться (фото 27), но почти весь берег проезжаем.
Через девять километров косы наткнулись на вездеход (фото 28), который более чем на половину занесен песком. Зачем в этих местах вездеход - не понятно. Еще более непонятно, как он оказался в таком положении.
После этого мы еще 15 километров получали удовольствие от езды вдоль моря по безлюдной косе, которая здесь кажется бесконечной. Но внезапно мы наткнулись на место, которое не рассчитывали здесь встретить. Это была
промоина шириной около 100 метров, соединившая море и лиман. Образовалась она, видимо, в результате недавнего сильного шторма. Обидно, что промоина была в самом конце лимана в двух километрах северо-восточнее Шаганского маяка (виден на фото 37).
Дальнейший наш путь был невозможен. Нужно поворачивать, и ехать по косе в обратном направлении. Все ничего, только ветер теперь будет встречный.
Глядя на промоину, Лев задумчиво спросил: "А что, если море, пока мы здесь ездим, размыло косу и с другой стороны, куда мы собираемся возвращаться?"
Путь обратно, несмотря на встречный ветер, казался более легким и быстрым. Песок лучше смерзся, заносов и провалов в рыхлый песок почти не было. За километр до конца косы Саша проколол заднее колесо и довольно долго менял камеру на морозе и ветру. Стемнело. Мы решили не разбивать лагерь в Лебедевском лесу, а, поужинав, ехать дальше в Белгород, откуда уезжать электричкой в Одессу.
Ветер стих. До Сергеевки на дороге не попадалось ни одной машины.
В Белгороде, слегка подремав, дождались электричку и загрузились в нее. Нас встретила все та же мило улыбающаяся проводница.
Вышли в Сухом Лимане и как только рассвело - въехали в город.
За день пройдено 118,2 км. Всего - 163,6 км
17.А утром пыталась прийти зима
18.Кони заждались
19.Лесная дорога
20.Солнце
21.
22.Коса южнее Лебедевки
23.Самое начало косы
24.
25.Прорва зимой
26."Прорвокопатель" в ожидании весны
27.
28.Так кто из нас вездеход?
29.
30.Не все твердо, что гладко
31... и берег, милый для меня
32.
30.
31.Берлога рапана
32.Редкая птица долетит до середины косы и рееедкий велосипедист туда доедет
33.
34.Обманчивая тишина
35.
36.Промоина в косе после шторма
37.Шаганский маяк уже совсем близко, но к нему не пройти.
38.Привал
39.
40.
41.В спину - солнечный ветер, в лицо - обычный
42.
43.Слева - море, справа - лиман
44.
45.Ожидание электрички в Белгороде
Заключение и выводы
----------Отчеты о других велопоходах----------