Самый красивый маршрут в радиусе 300 км от Одессы
2 - 5 июля 2010 г.
Нитка маршрута:
Одесса - (электричка) - платф. Петровка - Платоново (погранпереход Украина-Приднестровье) - Роги - Моловата Нова (погранпереход Приднестровье-Молдова) - Маркауцы - Вышкауцы - Жора - Цыпова - Сахарна - Резина - Матеуцы - Алчедар - Пояна - Вадул Рашков -
Климауцы - Бурсук - Сенатовка (погранпереход Молдова-Приднестровье) - Каменка - Рашков - Катериновка (погранпереход Приднестровье-Украина) - Грабово - Кодыма - (электричка) - Одесса
Общая
протяженность маршрута – 231 км (+18 км по Одессе + около 10 км пешие радиалки)
Участники:
Идея похода
Наиболее интересные достопримечательности рассматриваемого нами региона расположены вдоль побережья Днестра и его притоков. Основная особенность этих мест связана с тем, что Днестр за свою долгую историю пропилил в известняках
углубление 150-200 метров глубиной с крутыми, местами скалистыми берегами. От Днестра не сильно отстали его притоки и создали многочисленные глубокие ущелья.
В прибрежных скалах немало пещер, в которых обнаружены следы обитания древнейших людей, а в более поздний период в скалах из мягкого камня искусственно создавались пристанища людей, в том числе и немало скальных монастырей.
Особенность ландшафта с глубокими ущельями привела к тому, что вдоль Днестра дорог мало, многие из них тупиковые. Из-за сложности рельефа основные автомагистрали удалены от русла Днестра на 10-20 км.
Но наиболее интересные достопримечательности расположены вдоль Днестра, поэтому свои велосипедные маршруты мы не первый год стараемся прокладывать по возможности ближе к Днестру, но каждый раз возникают обстоятельства, вынуждающие нас удалиться от русла реки. Это очередная попытка пройти вдоль Днестра.
Все вышесказанное о дорогах и ландшафте касается, в первую очередь, более крутого правого берега Днестра. Вдоль более пологого левого берега во многих местах проложены автомагистрали.
Первый день, 2 июля, пятница
Выехали из Одессы электричкой на Вапнярку в 17:31. Через пол часа езды в электричке попали в зону дождя.
Мы планировали в этот день вечером остановиться на ночлег в лесу за с. Демьяновка, что в 11 км от платформы Петровка. Электричка опоздала на 15 минут, поэтому последние 3 км мы ехали в темноте со светом.
Дождь завершился и асфальт уже просох, но трава и грунт были мокрыми. На спуске за с. Демьяновка влево вверх от автотрассы идет лесная грунтовка, пройдя по которой около 200 метров разбили лагерь на небольшой поляне.
1.Началось
За день пройдено 20 км (включая 9 км по Одессе до вокзала).
Второй день, 3 июля, суббота
Выехали около шести утра (фото 2).
На пограничном переходе Приднестровья долго ждали, пока пограничники оформляли перед нами документы на какую-то фуру с грузом смазочных материалов. После границы длинный подъем. Вместо асфальта началась бетонка.
На 48,4 км (от начала маршрута на ст. Петровка) свернули с автотрассы вправо на грунтовку. Далее влево, вправо, влево и т.д. (см. трек). Спустились в долину р. Сухой Ягорлык. Долина живописна, склоны покрыты зарослями деревьев и кустарников, между ними и внизу - пышное разнотравье (фото 4). Грунтовка поначалу была редко езженной и изрядно заросшей и вскоре потерялась вообще.
Нам нужно перебраться на левый берег. Долина реки заросла камышом, заболочена и непроходима. Нашли дамбу, которая, видимо, когда-то отделяла пруд. По ней проходила дорога, но сейчас она сильно заросла (фото 5). Дальше еще веселее - в дамбе узкая, но глубокая промоина, заросшая камышом, по дну которой бежит ручей (фото 6).
2.По утренней прохладе
3.Процедура
4.Вдоль р. Сухой Ягорлык
5.Движемся по дамбе
6.Преодоление прорвы в дамбе
Чуть севернее в устье реки Ягорлык расположен заповедник Гояны, включающий несколько водоемов и крутые лесистые склоны. Каков режим заповедности там - не известно, также не известно, насколько интересны эти места для велотуризма. Нужно будет выяснить это в одной из следующих поездок.
Поднявшись по склону (фото 9), пересекаем автотрассу Тирасполь - Рыбница. На перекрестке памятник защитникам Приднестровья (фото 10). Нам прямо по указателю к с. Роги (фото 11).
7.Дорога улучшена кабанами
8.
9.
10.Защитникам Приднестровья
11.Пересечение автотрассы Тирасполь-Рыбница
Через 4 км после примыкания слева асфальтовой дороги въезжаем в село Маловата Нова (фото 14), где начинается спуск к Днестру. Вдали виден скалистый противоположный берег Днестра (фото 14).
Дорога выводит нас к парому, который заполнен автомобилями и готов вот-вот отправиться. Перед паромом пост, на котором стоят то ли приднестровские пограничники, то ли российские миротворцы - мы так и не поняли. Наши паспорта смотреть они не захотели. Паром - это довольно большая плавучая платформа,
которую от одного берега к другому гоняет буксир. От пристани на левом берегу паром отправляется с интервалом два часа (в 7:00, 9:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:00, 19:00). У нас было два прогноза относительно парома. Оптимистический, по которому мы успеваем на паром к 9:00 и пессимистический, по которому мы не успеваем к 9:00 и делаем привал с перекусом перед паромом, возможно с осмотром села и левого берега Днестра.
Но из-за задержки на границе, отсутствия дорог и преодоления препятствий в балке р. Сухой Ягорлык мы едва успели к 11:00. От начала маршрута пройдено 64 км.
Ширина реки здесь от 0,6 до 1,5 км. Точнее, это даже не река, а водохранилище. В 10 км ниже по реке расположена плотина Дубоссарской ГЭС с перепадом уровня воды 15 метров.
Существует ли оплата за переправу на пароме и какова она мы не знаем, поскольку к нам никто не подходил с предложением заплатить за переправу, а сами мы не стали искать желающих принять оплату.
12.Первый водопад
13.Овраг на ручье фото 12
14.Спуск к Днестру
15.На пароме
16.Паром у берега Молдовы
В полукилометре от села в устье глубокого узкого оврага с осыпными склонами (фото 20) расположен оборудованный источник (фото 18). Рядом с источником травянистая поляна, расположенная в тени деревьев. В глубине поляны - две палатки с отдыхающими туристами. Сам источник находится внутри небольшой постройки с декоративной отделкой снаружи и живописным панно внутри (фото 19).
Под деревьями стоит большой стол с лавками. Просто изумительное место для отдыха. Поляна огорожена забором из могучих стальных цепей. На входе установлена вертушка (фото 18). Кстати, не только забор, но и вертушка являются не декоративными атрибутами, а имеют вполне прагматичный смысл - ограждают поляну и родник от домашнего скота.
Все вокруг чисто и ухожено. На поляне нет ни мусора, ни следов кострищ (они за пределами ограды). Сразу же приходит в голову мысль о том, что у нас бы давно эти цепи и вертушку некоторые сограждане стащили бы на металлолом. А стены постройки у источника расписали бы ценной информацией о том, кто и когда здесь был.
А на травянистой поляне какая-нибудь местная бабушка пасла бы своих коз.
Привал и обед.
17.Дубоссарское водохранилище возле с. Моловата
18.Источник
19.У источника
20.Овраг над источником
21.
Еще у села Роги мы заметили, что в углублениях местных скал нередко гнездятся дикие голуби. Один из таких голубей с любопытством наблюдал за нами, стоя у края дороги, и совсем не собирался улетать (фото 22).
Вдоль следующего оврага мы уходим от реки и движемся к селу Маркауцы. У вершины оврага в стороне от села на пустыре стоит большой памятник (фото 24). Такие памятники обычно стоят в центре села или вдоль автомагистралей. А здесь, на отшибе, видеть его необычно. Но довольно быстро приходит понимание, что это братская могила тех, кто погиб у этих склонов Днестра.
Вообще форсировать Днестр здесь и пытаться штурмовать эти неприступные берега кажется полным безумием. Но у войны своя логика.
Неподалеку от памятника пасся жеребенок, с которым Максим быстро подружился (фото 25).
22.Хозяин здешних скал
23.Поворот Днестра на 180 градусов
24.Братская могила
25.Подружились
26.Выезд на асфальт
Дорога, по которой едем, заасфальтирована сравнительно недавно, асфальт ровный и сплошной, транспорта почти нет, ехать легко и приятно (фото 28). Справа открывается панорама излучины Днестра у с. Маловата (фото 27).
76,6 - с сожалением съезжаем с асфальта влево на грейдер в направлении с. Вышкауцы. Перед селом съезжаем с основной грейдерной дороги вправо на грунтовку и срезаем путь. Полакомившись растущими у дороги абрикосами, съезжаем в село по крутому спуску через красивый сосновый лес.
За Вышкауцами следует равнинная и довольно скучная дорога к селам Нижняя, Средняя, и Верхняя Жора. За селом Лопатна дорога выходит непосредственно на берег Днестра (фото 29, 30). Почему-то не в селе, а в стороне от села на живописном склоне расположилась небольшая церковь и какие-то прицерковные пристройки (фото 29, 30). Возможно, это монастырь, мы не стали уточнять.
Далее склон Днестра круто обрывается в воду, поэтому дорога поднимается немного вверх и на некотором удалении от воды траверсирует склон днестровского берега (фото 31). Склон довольно крутой, но между дорогой и берегом есть немало удобных и красивых мест для лагеря. Видимо, эти места отдыха пользуются популярностью у местных жителей.
27.Вид с дороги
28.К сожалению, такого только 5 км.
29.Севернее с. Лопатна
30.Самый популярный байк в этих местах - четырехкопытный
31.Дорога вдоль склонов Днестра
32.Дорога превращается в тропу...
Мы надеялись так выйти на окончание какой-нибудь дороги или тропы, идущей от следующего села Лалова, до которого от конца дороги, по которой мы последний раз ехали было около 3,5 км. Но пройдя чуть менее километра, мы уперлись в густые заросли, двигаться через которые стало совсем тяжело. После разведки решено подниматься вверх через лес по крутому склону до окончания склона и леса. Там есть не очень накатанная, но дорога.
Завершив подъем (фото 37), едем по границе леса и поля (фото 38).
33. а тропа постепенно растворяется в лесу
34.Что-то кемпинг давно не встречался
35.Изнурительный отдых
36.
37.Одолели подъем сквозь лес
Едем по дороге вверх через поле и через 700 метров упираемся в хорошо накатанную грунтовку, на которую сворачиваем вправо.
Мы устремились вперед и лишь раз не смогли отказать себе в удовольствии остановиться и объесть несколько вишневых деревьев, растущих в придорожной посадке.
38.
39.Ромашковые поля
40.Днестр у с. Ципова
41.Днестр у с. Ципова
42.Спуск в ущелье
Лагерь поставили в ста метрах от родника за ручьем. За день пройдено 102 км, из них асфальта чуть меньше половины. Общий набор высоты более километра.
Третий день, 4 июля, воскресенье
С утра осмотр ущелья Ципова и его окрестностей. С 5:40 по 7:20 Максим и Василий совершили радиальный пеший выход и осмотр скального монастыря (фото 43-52). Затем Лев и Максим в течение часа осмотрели три водопада на правом ручье и водопад на левом ручье (фото 53-54). Затем завтрак, после которого Василий совершил осмотр двух водопадов на левом ручье и обход ущелья по левому и правому склонам (фото 55-58).
Ущелье Ципова еще называют Ущельем Орфея. Согласно легендам, он провел здесь последние годы жизни и похоронен под одним из водопадов. Об ущелье и скальном монастыре ходит множество легенд, некоторые из которых можно прочесть в статьях, список которых приведен в конце отчета.
43.Утренняя прогулка
44.
45."Элитный район" скального монастыря
46.Кельи
47.
48.
49.
50.Вид из старой кельи
51.
52.
53.Первый водопад
54.Еще водопад
55.Карстовые полости в скале
56.Водопад
57.Ущелье левого ручья
58.Слияние левого и правого ручьев
59.Место лагеря
60.Выход из ущелья
61.
Дорога после окончания лесного массива справа выходит к началу речного склона, откуда открывается панорама Днестра (фото 65). Отсюда виден и участок берега со скальным монастырем Ципова (фото 64)
62.
63.Недавно здесь была дорога
64.Скальный монастырь Ципова
65.Днестр ниже с.Бучушка
66.
Возле источника сворачиваем влево в подъем, а через 600 метров сворачиваем вправо в полосу травы между деревьями (фото 69). Максим и Лев несколько возражали против этого направления движения. Они просто не знают, что под этой травой скрывается дорога. Прошлой осенью здесь была прекрасно накатанная грунтовка.
2,5 километра по этой травянистой дороге проехали без особых затруднений, как может показаться на первый взгляд. По пути встретили странное металлическое сооружение - Кин-дза-дза, оказавшееся колодцем (фото 70). Несмотря на то, что мы находились вблизи вершины холма, глубина залегания воды была не более трех метров.
Пересекли село Новая Сахарна и в 150 метрах за окраиной села (фото 71) с грейдера сворачиваем влево на грунтовку.
67.Бородачи
68.Источник
69.Прошлой осенью здесь была отлично накатанная грунтовка
70.Пепелац из Кин-дза-дза
71.
В 100 метрах юго-западнее монумента видны две большие траншеи (фото 76). Здесь ведутся археологические раскопки, хотя самих археологов сейчас нет. На краях траншей кучи мелких камней и множества костей животных. В срезе земли (Фото 77) отчетливо виден слой, в котором и камней побольше, и видны следы пожарищ. Вероятно, это и есть Экимауцкое городище.
72.И лучшей дороги не надо
73.Тропа в ущелье Сахарна
74.На месте гето-дакских укреплений (3 в. до н.э.)
75.
76.Археологические раскопки
77.Следы древних пожарищ
Сам монастырь значительно более благоустроен и посещаем, чем в Ципова. Это связано, видимо, с более удобным подъездом, а так же с тем, что здесь находятся православные святыни - единственные в Молдове мощи св. Макария, а также отпечаток стопы Божьей Матери на вершине скалы.
Кроме того, монастырь и достопримечательности находятся в красивом и легкодоступном месте (фото 82), сюда турфирмы организовывают автобусные экскурсии со всех концов Молдовы.
78.Водопад в ущелье Сахарна
79.
80.Купель
81.Скальный монастырь
Проехали мимо автомобильного моста через Днестр, по обе стороны которого расположены пограничные пункты перехода Молдовы и Приднестровья. Сразу за железнодорожным мостом начинаем подъем по ухабистой и каменистой дороге (фото 85). В конце подъема неожиданно выходим к водоему. Вероятно, это затопленный карьер.
На противоположном берегу Днестра город Рыбница (фото 86) с гигантами местной индустрии - цементным и металлургическим заводами.
82.Перед монастырем Сахарна
83.Дорога вдоль Днестра
84.Стадион для водного поло
85.Подъем возле с.Бошерница
86.На том берегу - Рыбница
Далее чуть более километра проезжаем по асфальту вдоль края села Матеуцы. Затем сворачиваем на север и едем по грунтовке, сильно разбитой крупным рогатым скотом (фото 88). Спустившись вниз, преодолеваем залитый водой луг, входим в лес и движемся вверх по лесной грунтовке. За лесом дорога идет через заброшенный сад.
Дорога становится все хуже и почти исчезает. Спускаемся по травянистому склону (фото 89) влево к более накатанной грунтовке (фото 90). Справа виден вал вокруг цитадели городища Алчедар. Вал прекрасно сохранился, если учесть, что ему полторы тысячи лет.
87.Цементный завод в долине р. Черная
88.За с.Матеуцы
89.Дорога куда-то пропала
90.Холм справа впереди - земляной вал городища Алчедар
91.Вид с земляного вала, окружающего городище
92.Вероятно здесь были городские ворота
93.
94.Старый родник возле стен древнего городища
95.
96.Спуск от с.Пояна
97.Спуск к Днестру
98.Продолжение спуска
99.Все еще спуск
100.Нас не ждали
101.Вечерняя прогулка по лесу
Четвертый день, 5 июля, понедельник
Сегодня в наших планах завершить маршрут, переправившись по мосту через Днестр в районе Каменки и далее доехав до станции Кодыма. Следующая переправа через Днестр далеко и мы туда не успеваем.
Всего ехать осталось около 70 км, торопиться некуда, поэтому выехали поздно, в 9:30.
Едем по едва заметной в траве дороге через обширную поляну (фото 102). Возможно именно из-за нее село на верху за скалой называется Пояна (поляна по румынски).
Здесь в скалах (фото 103) должны быть пещеры и фракийский погребальный комплекс. Но мы искать их не стали.
102.Поляна под селом Пояна
103.В этих скалах должна быть пещера
104.Через многочисленные ручьи
105.Вдоль реки
106.
Через 2,5 км поляна закончилась и начался полуторакилометровый участок приключений. Здесь крутой лесистый склон заканчивается прямо у реки. Грунтовка идет непосредственно вдоль берега и во многих местах залита поднявшейся рекой. На фото 108 показан пример, когда дорога уходит в воду и продолжается где-то по дну реки. В добавок к этому узкая полоска не крутой поверхности вдоль реки обезображена копытами домашних животных (фото 105, 106), которые ходят пастись на поляну.
И в завершение здесь великое множество родников. Местами вода просто сочится сквозь грунт на склоне, местами сформировались ручьи, которые нужно преодолевать (фото 104, 110). А дорога идет где-то по красивой тополиной аллее, которая поглощена рекой (фото 107, 109). Когда до села Сокола осталось совсем немного, двигаться по крутому, сочащемуся водой склону стало совсем тяжело. Нашли едва заметную тропку, которая уходила круто вверх (фото 111), по ней совершили немалый подъем, и затем уже по дороге спустились в село (фото 113).
107.
108.Дальше дорога идет по дну реки
109.И тишина...
110.Снова ручей
111.Надоели ручьи! Идем вверх!
112.В узких улочках
Над центром села нависает скала со скальным монастырем и обычной церковью внизу (фото 117)
113.
114.Ущелье южнее с. Сокола
115.Очередной источник
116.Село Сокола
117.Скальный монастырь в с. Сокола
В центре села расположена старая башня (фото 120). Это все, что осталось от старого замка. За башней небольшая территория обнесена забором, на ней несколько старых каменных крестов и склеп (фото 121). С временем территория замка превратилась в старое христианское кладбище.
В селе есть еще старое еврейское кладбище с интересными каменными надгробьями. Но мы не знали его точного расположения, проехали и не стали возвращаться.
Интересно, что
почти такая же башня (фото 120) раньше была расположена в селе Буша, севернее Ямполя. Но там сделали
ремонт на европейский манер,
от чего башня полностью потеряла самобытность, а теперь взымают плату за ее осмотр, как элемент историко-культурного комплекса. Хотя, какая может быть история у евроштукатурки, покрытой еврочерепицей?
Так что евреи села Вадул-Рашков не дошли до того, что сделали предприимчивые новые украинцы села Буша. Нужно спешить все здесь посмотреть, пока сюда не добрались украинские предприниматели.
Оказывается, в этом селе выросла целая плеяда известных еврейских писателей. Памятник одному из них в прошлом году установлен в центре села (фото 122).
Оказывается, к концу 19 века 70% населения Вадул-Рашкова составляли евреи. Здесь было 7 синагог, школа с преподаванием на идише. Сегодня кроме старого кладбища ничего еврейского здесь не осталось.
118.
119.Вадул-Рашков
120.Башня в с.Вадул-Рашков
121.Старое христианское кладбище
122.Памятник И.Шрайбману
За селом открывается панорама изрезанного оврагами левого берега Днестра (фото 124) в районе села Рашков (в нем мы сегодня еще будем).
Грунтовка вдоль берега не простая. Местами там много ухабов, местами - камней, местами - рыхлого песка. Но красивые пейзажи делают эту дорогу не очень утомительной (фото 125).
123.Когда-то здесь был паром
124.За Днестром - с. Рашков
125.
Перед селом Жабка дорога становится прямой, безлесой и довольно унылой (фото 128). Но вскоре снова склон стал лесистым. Перед началом леса отворот дороги влево с указателем, что там Монастырь. Монастырь довольно большой, с множеством красивых построек (фото 129, 130), ухоженными аллеями, большим водоемом.
Сразу видно, что монастырь женский. На территории монастыря было пустынно, кроме нас практически никого не было. Не у кого даже было спросить, как подняться к скальному монастырю, а самостоятельно искать дорогу не хотелось. К тому же начался дождь и мы поторопились покинуть монастырь, чтобы успеть посуху доехать до асфальта.
126.Встреча с велотуристами из Бельц
127.В селе Бурсук
128.Между Бурсук и Жабка
129.Монастырь Жабка
130.Монастырь Жабка
Далее были стандартные процедуры перехода границы через молдавский и приднестровский пограничные пункты, а также переезд по мосту через Днестр между ними.
Со стороны Приднестровья вдоль Днестра идет неплохой асфальт, этот берег заселен заметно более плотно, можно даже сказать, урбанизирован. По многим параметрам он просто противоположен тому, что было на правом молдавском берегу. Асфальт высох, пока мы проходили таможенные процедуры и мы быстро по этому асфальту добрались до Рашкова. Это село с красивым скалистым окружением и богатой шестисотлетней историей. Здесь когда-то стояла крупная по тем временам крепость. Сейчас село деградирует, численность населения упала вдвое, 40% населения составляют пенсионеры.
Из достопримечательностей следует отметить памятник неизвестному трактору (фото 132) в честь одной из первых МТС в этих местах, католический костел, православную церковь по убранству явно проигрывающей костелу и отстатки синагоги, очень остатки. Также есть несколько памятников Владимиру Ильичу (фото 133), в честь которого назван этот колхоз (фото 131).
В центре села нам дорогу перебежала белка и скрылась в одном из нежилых домов. Все-таки приятнее, когда дорогу перебегают белки, а не дурные кошки.
Далее следовал длинный подъем в село Катериновка с набором высоты почти 200 метров. Справа от дороги ущелье, в котором шумит водопад. Но из-за деревьев водопад почти не виден. А крутые и отвесные склоны ущелья не позволяют подойти поближе.
За Катериновкой асфальтовая дорога сворачивает вправо, а мы продолжаем движение прямо по пустынному грейдеру к границе. Обобрав на последок пару черешен, растущих у дороги, через пограничный пункт покинули заграницу.
Родина нас встречала асфальтом, столь же пустынным, как и заграничный грейдер. Бросились в глаза столбы вдоль придорожной посадки, которыми промаркирована граница. Это 15-20-ти сантиметровые дубовые бревна, напиленные, видимо, в соседнем лесу, и собранные в виде противотанковых ежей. Здесь же висели таблички, предупреждаюшие, типа "Ты туда не ходи!"
Преодолев спуск-подъем в с. Грабово, мы оказались на станции Кодыма. Правда, только начало девятого, а все поезда идут после двенадцати ночи. Пришлось несколько часов просидеть в привокзальной кафешке.
131.Колхоз им. Владимира Ильича
132.Трактор в с.Рашков
133.Рашков. Все тот же колхоз им. Владимира Ильича
134.Финиш
Пятый день, 6 июля, вторник
Электричка в Кодыму пришла почти пустая и мы легко загрузились. Но в Одессу она прибыла рано утром изрядно забитая пассажирами. Но это уже не смогло повлиять на хорошие впечатления от похода.
Заключение
Маршрут похода пролегал по очень интересным и живописным местам. Уверенно можно сказать, что на сравнительно небольшом удалении от Одессы это самый красивый и интересный маршрут. Кроме нескольких популярных туристских объектов есть еще немало редкопосещаемых и почти неизвестных достопримечательностей.
К сожалению, сроки похода из-за погодных условий были сдвинуты и сокращены. Поэтому не удалось проехать дальше вдоль Днестра через Сороки до Могилева-Подольского. Также вдоль пройденного маршрута осталось немало неосмотренных достопримечательностей. Все это является основанием для следующих походов в этот район.
О районе путешествия есть масса интересных исторических сведений, множество легенд. В этом отчете они не представлены, следует почитать их на других сайтах, приведенных в перечне ссылок в конце отчета. Правда, к правдивости многих легенд и, якобы, исторических фактов следует относиться критически, как это показано на примере Ципова в статье [2].
Ландшафт для велопохода достаточно сложный, немало крутых подъемов и спусков. От Дубоссар до Каменки пройдено около 120 км, из них лишь 20 км асфальта. Нередко приходилось двигаться без тропы по крутым склонам, поросшим густой травой, кустарником, лесом. Но ко многим достопримечательностям этого маршрута более легкого пути просто нет. Ситуация осложнилась еще и тем, что в нескольких местах дорога, идущая вдоль реки, залита водой из-за половодья.
Перечень ссылок
1.
http://fenixmoldova.ru/index.php -
Скальная архитектура Молдавии
2.
http://fenixmoldova.ru/tsipova.html - Скальный монастырь Ципова
3.
http://www.iatp.md/arii/TEXT/ru/dsaharna.htm
- Охраняемые территории республики Молдова
4.
http://labirintmrg.narod.ru/NewPulse/Tematika/Monostyr/Moldowa/Moldowa.htm
- Приднестровские пещерные монастыри
5.
Историко-археологический
комплекс Старый Орхей
7.
Успенский
скальный монастырь в с. Ципова
8.
http://www.hanulhanganu.md/link.php?menu=imprejurimi&lang=ru&idd=1
– Скальный монастырь Ципова
9.
http://itogi.ru/Paper2003.nsf/Article/Itogi_2003_06_17_12_2615.html -
Шамбала XXI века. Скальные монастыри Ципова и Бутучены
10.
http://www.ecology.md/section.php?section=turism&id=1698 - путешествие в Ципово
11.
http://www.romantik.od.ua/reports/moldavia.html
- ущелье Ципова
12.
http://everest.org.md/?page_id=61
– пешеходный маршрут «Ущелье Орфея»
14.
http://arda.pp.ru/moris/saharna.shtml
- Поездки по Молдове (Сахарна и Жапка)
15.
http://www.hanulhanganu.md/link.php?menu=imprejurimi&lang=ru&idd=2
– Сахарна (только почему-то приведены некоторые фотографии монастыря Ципова)
16.
http://rogix.livejournal.com/105216.html
- Сахарна
17.
Городище
Алчедар – Википедия
18.
http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/009/belikchi01.html
- Раскопки раннесредневекового поселения в городище Алчедар
19.
Екимоуцкое городище – Википедия
20.
Жабка (Флорештский район) – Википедия
21.
http://www.hanulhanganu.md/link.php?menu=imprejurimi&lang=ru&idd=3
– монастырь Жапка
23.
http://shatuni.narod.ru/mold_2.htm
- велопоход по Молдове, ноябрь 2005
24.
http://shatuni.narod.ru/mold07.htm
- велопоход по Молдове, октябрь 2007
25.
http://shatuni.narod.ru/mold_03_08.htm
- велопоход по Молдове, март 2008
26.
http://shatuni.narod.ru/troitsa.htm
- велопоход по Молдове и Приднестровью, июнь 2008
27.
http://shatuny.narod.ru/moldova09.htm
- велопоход по Молдове и Украине, май 2009
28.
http://shatuny.narod.ru/md_10_09.htm
- велопоход по Молдове, октябрь 2009