К перечню велопоходов

 


 

Самый красивый маршрут в радиусе 300 км от Одессы

2 - 5 июля 2010 г.

 

Нитка маршрута:

Одесса - (электричка) - платф. Петровка - Платоново (погранпереход Украина-Приднестровье) - Роги - Моловата Нова (погранпереход Приднестровье-Молдова) - Маркауцы - Вышкауцы - Жора - Цыпова - Сахарна - Резина - Матеуцы - Алчедар - Пояна - Вадул Рашков - Климауцы - Бурсук - Сенатовка (погранпереход Молдова-Приднестровье) - Каменка - Рашков - Катериновка (погранпереход Приднестровье-Украина) - Грабово - Кодыма - (электричка) - Одесса

 

Общая протяженность маршрута – 231 км (+18 км по Одессе + около 10 км пешие радиалки) 

 

Схема маршрута

 

 

Участники:


Василий Буз

Максим Тодорашко

Лев Феколин

 

 

 

Идея похода

Наиболее интересные достопримечательности рассматриваемого нами региона расположены вдоль побережья Днестра и его притоков. Основная особенность этих мест связана с тем, что Днестр за свою долгую историю пропилил в известняках углубление 150-200 метров глубиной с крутыми, местами скалистыми берегами. От Днестра не сильно отстали его притоки и создали многочисленные глубокие ущелья.

В прибрежных скалах немало пещер, в которых обнаружены следы обитания древнейших людей, а в более поздний период в скалах из мягкого камня искусственно создавались пристанища людей, в том числе и немало скальных монастырей.

Особенность ландшафта с глубокими ущельями привела к тому, что вдоль Днестра дорог мало, многие из них тупиковые. Из-за сложности рельефа основные автомагистрали удалены от русла Днестра на 10-20 км. Но наиболее интересные достопримечательности расположены вдоль Днестра, поэтому свои велосипедные маршруты мы не первый год стараемся прокладывать по возможности ближе к Днестру, но каждый раз возникают обстоятельства, вынуждающие нас удалиться от русла реки. Это очередная попытка пройти вдоль Днестра.

Все вышесказанное о дорогах и ландшафте касается, в первую очередь, более крутого правого берега Днестра. Вдоль более пологого левого берега во многих местах проложены автомагистрали.

 

 

Первый день, 2 июля, пятница

Выехали из Одессы электричкой на Вапнярку в 17:31. Через пол часа езды в электричке попали в зону дождя.

Мы планировали в этот день вечером остановиться на ночлег в лесу за с. Демьяновка, что в 11 км от платформы Петровка. Электричка опоздала на 15 минут, поэтому последние 3 км мы ехали в темноте со светом.

Click here
1.Началось
Дождь завершился и асфальт уже просох, но трава и грунт были мокрыми. На спуске за с. Демьяновка влево вверх от автотрассы идет лесная грунтовка, пройдя по которой около 200 метров разбили лагерь на небольшой поляне.

За день пройдено 20 км (включая 9 км по Одессе до вокзала).

 

Второй день, 3 июля, суббота

Выехали около шести утра (фото 2).

На пограничном переходе Приднестровья долго ждали, пока пограничники оформляли перед нами документы на какую-то фуру с грузом смазочных материалов. После границы длинный подъем. Вместо асфальта началась бетонка.

На 48,4 км (от начала маршрута на ст. Петровка) свернули с автотрассы вправо на грунтовку. Далее влево, вправо, влево и т.д. (см. трек). Спустились в долину р. Сухой Ягорлык. Долина живописна, склоны покрыты зарослями деревьев и кустарников, между ними и внизу - пышное разнотравье (фото 4). Грунтовка поначалу была редко езженной и изрядно заросшей и вскоре потерялась вообще.

Нам нужно перебраться на левый берег. Долина реки заросла камышом, заболочена и непроходима. Нашли дамбу, которая, видимо, когда-то отделяла пруд. По ней проходила дорога, но сейчас она сильно заросла (фото 5). Дальше еще веселее - в дамбе узкая, но глубокая промоина, заросшая камышом, по дну которой бежит ручей (фото 6).

Click here
2.По утренней прохладе
Click here
3.Процедура
Click here
4.Вдоль р. Сухой Ягорлык
Click here
5.Движемся по дамбе
Click here
6.Преодоление прорвы в дамбе

 

Преодолев дамбу, выбрались на проезжаемую дорогу (фото 7-8). Правда, в нескольких местах дорога изрядно изрыта кабанами (фото 7). Далее у дороги встречается сладкая шелковица, заставившая нас сделать несколько продолжительных и вкусных остановок.

Чуть севернее в устье реки Ягорлык расположен заповедник Гояны, включающий несколько водоемов и крутые лесистые склоны. Каков режим заповедности там - не известно, также не известно, насколько интересны эти места для велотуризма. Нужно будет выяснить это в одной из следующих поездок.

Поднявшись по склону (фото 9), пересекаем автотрассу Тирасполь - Рыбница. На перекрестке памятник защитникам Приднестровья (фото 10). Нам прямо по указателю к с. Роги (фото 11).

Click here
7.Дорога улучшена кабанами
Click here
8.
Click here
9.
Click here
10.Защитникам Приднестровья
Click here
11.Пересечение автотрассы Тирасполь-Рыбница

 

В центре с. Роги встречаем первый небольшой овраг, прорезающий крутой склон Днестра (фото 13). Здесь же и первый водопад - фото 12. Ручей, образующий водопад совсем махонький, но каменные уступы и стены ущелья выглядят весьма внушительно. Ручей вытекает из расположенного рядом родника, к которому ведут ступеньки от дороги по правому склону оврага.

Через 4 км после примыкания слева асфальтовой дороги въезжаем в село Маловата Нова (фото 14), где начинается спуск к Днестру. Вдали виден скалистый противоположный берег Днестра (фото 14).

Дорога выводит нас к парому, который заполнен автомобилями и готов вот-вот отправиться. Перед паромом пост, на котором стоят то ли приднестровские пограничники, то ли российские миротворцы - мы так и не поняли. Наши паспорта смотреть они не захотели. Паром - это довольно большая плавучая платформа, которую от одного берега к другому гоняет буксир. От пристани на левом берегу паром отправляется с интервалом два часа (в 7:00, 9:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:00, 19:00). У нас было два прогноза относительно парома. Оптимистический, по которому мы успеваем на паром к 9:00 и пессимистический, по которому мы не успеваем к 9:00 и делаем привал с перекусом перед паромом, возможно с осмотром села и левого берега Днестра. Но из-за задержки на границе, отсутствия дорог и преодоления препятствий в балке р. Сухой Ягорлык мы едва успели к 11:00. От начала маршрута пройдено 64 км.

Ширина реки здесь от 0,6 до 1,5 км. Точнее, это даже не река, а водохранилище. В 10 км ниже по реке расположена плотина Дубоссарской ГЭС с перепадом уровня воды 15 метров.

Существует ли оплата за переправу на пароме и какова она мы не знаем, поскольку к нам никто не подходил с предложением заплатить за переправу, а сами мы не стали искать желающих принять оплату.

Click here
12.Первый водопад
Click here
13.Овраг на ручье фото 12
Click here
14.Спуск к Днестру
Click here
15.На пароме
Click here
16.Паром у берега Молдовы

 

После переправы на правый (молдавский) берег (фото 16), едем влево по грунтовке сначала по с. Маловата, а затем вдоль крутого берега (фото 17).

В полукилометре от села в устье глубокого узкого оврага с осыпными склонами (фото 20) расположен оборудованный источник (фото 18). Рядом с источником травянистая поляна, расположенная в тени деревьев. В глубине поляны - две палатки с отдыхающими туристами. Сам источник находится внутри небольшой постройки с декоративной отделкой снаружи и живописным панно внутри (фото 19). Под деревьями стоит большой стол с лавками. Просто изумительное место для отдыха. Поляна огорожена забором из могучих стальных цепей. На входе установлена вертушка (фото 18). Кстати, не только забор, но и вертушка являются не декоративными атрибутами, а имеют вполне прагматичный смысл - ограждают поляну и родник от домашнего скота. Все вокруг чисто и ухожено. На поляне нет ни мусора, ни следов кострищ (они за пределами ограды). Сразу же приходит в голову мысль о том, что у нас бы давно эти цепи и вертушку некоторые сограждане стащили бы на металлолом. А стены постройки у источника расписали бы ценной информацией о том, кто и когда здесь был. А на травянистой поляне какая-нибудь местная бабушка пасла бы своих коз.

Привал и обед.

Click here
17.Дубоссарское водохранилище возле с. Моловата
Click here
18.Источник
Click here
19.У источника
Click here
20.Овраг над источником
Click here
21.

 

После привала нам предстоял подъем по дороге вдоль оврага (фото 21). После подъема основная дорога уходит прямо, а мы сворачиваем влево и движемся вдоль высокого обрывистого берега (фото 23). При юго-восточном ветре здесь возникает мощный воздушный поток вверх вдоль крутого склона, поэтому это место нередко используют парапланеристы для полетов.

Еще у села Роги мы заметили, что в углублениях местных скал нередко гнездятся дикие голуби. Один из таких голубей с любопытством наблюдал за нами, стоя у края дороги, и совсем не собирался улетать (фото 22).

Вдоль следующего оврага мы уходим от реки и движемся к селу Маркауцы. У вершины оврага в стороне от села на пустыре стоит большой памятник (фото 24). Такие памятники обычно стоят в центре села или вдоль автомагистралей. А здесь, на отшибе, видеть его необычно. Но довольно быстро приходит понимание, что это братская могила тех, кто погиб у этих склонов Днестра. Вообще форсировать Днестр здесь и пытаться штурмовать эти неприступные берега кажется полным безумием. Но у войны своя логика.

Неподалеку от памятника пасся жеребенок, с которым Максим быстро подружился (фото 25).

Click here
22.Хозяин здешних скал
Click here
23.Поворот Днестра на 180 градусов
Click here
24.Братская могила
Click here
25.Подружились
Click here
26.Выезд на асфальт

 

Преодолевая полуденный зной и крутой подъем, прошли село Маркауцы и выехали к асфальтовой дороге (фото 26). Далее предполагалось двигаться на юго-запад, к излучине реки Реут у села Требужены. Там расположены крутые скалистые берега, скальный монастырь, остатки гето-дакских укреплений 3 в. до н.э., остатки построек столицы Золотой Орды и просто очень живописные места [5]. Все это хотелось посмотреть. Но с другой стороны, хотелось сегодня вечером лагерь поставить в ущелье Ципова, чтобы спокойно осмотреть все тамошние достопримечательности. Через Требужены мы сегодня туда не успеваем. Сказывается жара, да и физподготовка участников оказалась совсем не такой, как хотелось бы. После недолгого обсуждения откладываем посещение Требужен на следующий раз и сворачиваем вправо на север, сокращая маршрут примерно на 30 км.

Дорога, по которой едем, заасфальтирована сравнительно недавно, асфальт ровный и сплошной, транспорта почти нет, ехать легко и приятно (фото 28). Справа открывается панорама излучины Днестра у с. Маловата (фото 27).

76,6 - с сожалением съезжаем с асфальта влево на грейдер в направлении с. Вышкауцы. Перед селом съезжаем с основной грейдерной дороги вправо на грунтовку и срезаем путь. Полакомившись растущими у дороги абрикосами, съезжаем в село по крутому спуску через красивый сосновый лес. За Вышкауцами следует равнинная и довольно скучная дорога к селам Нижняя, Средняя, и Верхняя Жора. За селом Лопатна дорога выходит непосредственно на берег Днестра (фото 29, 30). Почему-то не в селе, а в стороне от села на живописном склоне расположилась небольшая церковь и какие-то прицерковные пристройки (фото 29, 30). Возможно, это монастырь, мы не стали уточнять.

Далее склон Днестра круто обрывается в воду, поэтому дорога поднимается немного вверх и на некотором удалении от воды траверсирует склон днестровского берега (фото 31). Склон довольно крутой, но между дорогой и берегом есть немало удобных и красивых мест для лагеря. Видимо, эти места отдыха пользуются популярностью у местных жителей.

Click here
27.Вид с дороги
Click here
28.К сожалению, такого только 5 км.
Click here
29.Севернее с. Лопатна
Click here
30.Самый популярный байк в этих местах - четырехкопытный
Click here
31.Дорога вдоль склонов Днестра
Click here
32.Дорога превращается в тропу...

 

Постепенно дорога ухудшается и превращается в тропу (фото 32). Через некоторое время эта тропа растворяется в лесу. Периодически мы находим участки с едва заметными тропами, но это тропы не человеческого происхождения. Лес не очень зарос подлеском и позволяет двигаться без тропы (фото 33-36). Основная неприятность - обилие липкой паутины.

Мы надеялись так выйти на окончание какой-нибудь дороги или тропы, идущей от следующего села Лалова, до которого от конца дороги, по которой мы последний раз ехали было около 3,5 км. Но пройдя чуть менее километра, мы уперлись в густые заросли, двигаться через которые стало совсем тяжело. После разведки решено подниматься вверх через лес по крутому склону до окончания склона и леса. Там есть не очень накатанная, но дорога.

Завершив подъем (фото 37), едем по границе леса и поля (фото 38).
Click here
33. а тропа постепенно растворяется в лесу
Click here
34.Что-то кемпинг давно не встречался
Click here
35.Изнурительный отдых
Click here
36.
Click here
37.Одолели подъем сквозь лес

 

Вскоре наша дорога свернула вправо вверх и пошла между пшеничным и ромашковым полями (фото 39). Прямо вдоль леса дороги нет. Жаль, поскольку далее в небольшом ущелье есть участок скал с пещерами, на который нам хотелось посмотреть. Мы ожидали, что к этому месту ведут хотя бы какие-нибудь тропы, но мы таковых не встречали. Дело к вечеру, пора заканчивать блуждания по лесам и думать об установке лагеря, что мы собирались сделать в ущелье Ципова.

Едем по дороге вверх через поле и через 700 метров упираемся в хорошо накатанную грунтовку, на которую сворачиваем вправо. Мы устремились вперед и лишь раз не смогли отказать себе в удовольствии остановиться и объесть несколько вишневых деревьев, растущих в придорожной посадке.

Click here
38.
Click here
39.Ромашковые поля
Click here
40.Днестр у с. Ципова
Click here
41.Днестр у с. Ципова
Click here
42.Спуск в ущелье

 

Полюбовавшись вечерними панорамами на окраине села Ципова (фото 40-41) мы устремились вниз, на дно ущелья по крутой каменистой тропе (фото 42). Этот участок пути был не прост, особенно учитывая то, что тропа шла через колючие заросли шиповника и боярышника.

Лагерь поставили в ста метрах от родника за ручьем. За день пройдено 102 км, из них асфальта чуть меньше половины. Общий набор высоты более километра.

 

Третий день, 4 июля, воскресенье

С утра осмотр ущелья Ципова и его окрестностей. С 5:40 по 7:20 Максим и Василий совершили радиальный пеший выход и осмотр скального монастыря (фото 43-52). Затем Лев и Максим в течение часа осмотрели три водопада на правом ручье и водопад на левом ручье (фото 53-54). Затем завтрак, после которого Василий совершил осмотр двух водопадов на левом ручье и обход ущелья по левому и правому склонам (фото 55-58).

Ущелье Ципова еще называют Ущельем Орфея. Согласно легендам, он провел здесь последние годы жизни и похоронен под одним из водопадов. Об ущелье и скальном монастыре ходит множество легенд, некоторые из которых можно прочесть в статьях, список которых приведен в конце отчета.

Click here
43.Утренняя прогулка
Click here
44.
Click here
45."Элитный район" скального монастыря
Click here
46.Кельи

 

Click here
47.
Click here
48.
Click here
49.
Click here
50.Вид из старой кельи
Click here
51.

 

Click here
52.
Click here
53.Первый водопад
Click here
54.Еще водопад
Click here
55.Карстовые полости в скале
Click here
56.Водопад

 

В итоге начало дальнейшего движения по маршруту состоялось лишь в 11:50. От места лагеря (фото 59) поднимались на северо-восток по дну оврага по едва заметной тропе (фото 60-61), которая вскоре полностью исчезла в траве (фото 62). Здесь нас подстерегало разочарование. На этом травянистом склоне ровно два года назад были совершенно необъятные поляны земляники. Сейчас ее нет. Т.е. кроме листьев все остальное абсолютно отсутствует. Вероятно, зима была какая-то не такая.

Click here
57.Ущелье левого ручья
Click here
58.Слияние левого и правого ручьев
Click here
59.Место лагеря
Click here
60.Выход из ущелья
Click here
61.

 

После подъема из ущелья оказалось, что ранее неплохо накатанную грунтовку полностью поглотили заросли травы (фото 63). Но при продвижении вперед дорога становилась все отчетливей и вскоре стала вполне проезжаемой (фото 66, 67).

Дорога после окончания лесного массива справа выходит к началу речного склона, откуда открывается панорама Днестра (фото 65). Отсюда виден и участок берега со скальным монастырем Ципова (фото 64)

Click here
62.
Click here
63.Недавно здесь была дорога
Click here
64.Скальный монастырь Ципова
Click here
65.Днестр ниже с.Бучушка
Click here
66.

 

Далее нам повстречался неухоженный источник (фото 68), что в целом не характерно для Молдовы. Стены постройки давно не белены, в крыше дыра, ограда покосилась. Но это не повлияло на вкусовые качества воды.

Возле источника сворачиваем влево в подъем, а через 600 метров сворачиваем вправо в полосу травы между деревьями (фото 69). Максим и Лев несколько возражали против этого направления движения. Они просто не знают, что под этой травой скрывается дорога. Прошлой осенью здесь была прекрасно накатанная грунтовка. 2,5 километра по этой травянистой дороге проехали без особых затруднений, как может показаться на первый взгляд. По пути встретили странное металлическое сооружение - Кин-дза-дза, оказавшееся колодцем (фото 70). Несмотря на то, что мы находились вблизи вершины холма, глубина залегания воды была не более трех метров.

Пересекли село Новая Сахарна и в 150 метрах за окраиной села (фото 71) с грейдера сворачиваем влево на грунтовку.

Click here
67.Бородачи
Click here
68.Источник
Click here
69.Прошлой осенью здесь была отлично накатанная грунтовка
Click here
70.Пепелац из Кин-дза-дза
Click here
71.

 

Дорога становилась все менее дорОгой и перед началом оврага совсем закончилась (фото 72). Но езда просто по траве для нас стала уже привычной. Спустившись вниз, находим тропу, по которой и продолжаем движение (фото 73). Перед началом крутого спуска упираемся в хорошо натоптанную тропу. По ней ходят многочисленные экскурсанты от монастыря Сахарна к вершине склона, где расположен монумент (фото 74) на месте гето-дакских укреплений. Следы этих укреплений в виде небольших холмов видны и сейчас.

В 100 метрах юго-западнее монумента видны две большие траншеи (фото 76). Здесь ведутся археологические раскопки, хотя самих археологов сейчас нет. На краях траншей кучи мелких камней и множества костей животных. В срезе земли (Фото 77) отчетливо виден слой, в котором и камней побольше, и видны следы пожарищ. Вероятно, это и есть Экимауцкое городище.

Click here
72.И лучшей дороги не надо
Click here
73.Тропа в ущелье Сахарна
Click here
74.На месте гето-дакских укреплений (3 в. до н.э.)
Click here
75.
Click here
76.Археологические раскопки
Click here
77.Следы древних пожарищ

 

Возвращаемся к тропе, по которой спускаемся в ущелье Сахарна. Это ущелье отличается от ущелья Ципова прежде всего просто огромным количеством людей, прогуливающихся по хорошо натоптанным тропам. Мы тоже совершаем несколько радиальных пешеходных прогулок к водопаду (фото 78, 79), святому источнику и купели (фото 80), скальному монастырю (фото 81).

Сам монастырь значительно более благоустроен и посещаем, чем в Ципова. Это связано, видимо, с более удобным подъездом, а так же с тем, что здесь находятся православные святыни - единственные в Молдове мощи св. Макария, а также отпечаток стопы Божьей Матери на вершине скалы. Кроме того, монастырь и достопримечательности находятся в красивом и легкодоступном месте (фото 82), сюда турфирмы организовывают автобусные экскурсии со всех концов Молдовы.

Click here
78.Водопад в ущелье Сахарна
Click here
79.
Click here
80.Купель
Click here
81.Скальный монастырь

 

От села Сахарна едем на север в сторону г. Резина по красивой асфальтовой дороге (фото 83). Справа от дороги, видимо, расположен стадион, что угадывается по торчащим из воды воротам (фото 84). Это еще одно свидетельство того, что подъем реки от прошедших обильных дождей значительный.

Проехали мимо автомобильного моста через Днестр, по обе стороны которого расположены пограничные пункты перехода Молдовы и Приднестровья. Сразу за железнодорожным мостом начинаем подъем по ухабистой и каменистой дороге (фото 85). В конце подъема неожиданно выходим к водоему. Вероятно, это затопленный карьер. На противоположном берегу Днестра город Рыбница (фото 86) с гигантами местной индустрии - цементным и металлургическим заводами.

Click here
82.Перед монастырем Сахарна
Click here
83.Дорога вдоль Днестра
Click here
84.Стадион для водного поло
Click here
85.Подъем возле с.Бошерница
Click here
86.На том берегу - Рыбница

 

Объехав вдоль забора крупное и не подающее признаков жизни предприятие, с грейдера сворачиваем на грунтовку влево. Эта дорога идет вдоль склона долины реки Черная. В долине расположился цементный завод (фото 87). Это совсем не тот цементный завод, что на фото 86. Тот - приднестровский, а этот - молдовский.

Далее чуть более километра проезжаем по асфальту вдоль края села Матеуцы. Затем сворачиваем на север и едем по грунтовке, сильно разбитой крупным рогатым скотом (фото 88). Спустившись вниз, преодолеваем залитый водой луг, входим в лес и движемся вверх по лесной грунтовке. За лесом дорога идет через заброшенный сад. Дорога становится все хуже и почти исчезает. Спускаемся по травянистому склону (фото 89) влево к более накатанной грунтовке (фото 90). Справа виден вал вокруг цитадели городища Алчедар. Вал прекрасно сохранился, если учесть, что ему полторы тысячи лет.

Click here
87.Цементный завод в долине р. Черная
Click here
88.За с.Матеуцы
Click here
89.Дорога куда-то пропала
Click here
90.Холм справа впереди - земляной вал городища Алчедар

 

На фото 91 и 93 представлены панорамы, снятые с разных точек вала. В одном месте кольцевой вал имеет проем (фото 92). Вероятно, здесь были въездные ворота. Рядом с Валом расположен старый родник (фото 94) и установлен обелиск такой же, как на месте гето-дакских укреплений возле Сахарна.

Click here
91.Вид с земляного вала, окружающего городище
Click here
92.Вероятно здесь были городские ворота
Click here
93.

 

От городища и родника продолжаем движение в направлении села Алчедар (фото 95). Объехав село слева и преодолев овраг по каменистой дороге, попадаем в село Пояна. Пересекаем село и спускаемся к Днестру (фото 96-99). Спуск не простой, со значительными неровностями, выходом известняковых плит, крупными камнями, отколовшимися от придорожной скалы (фото 96, 97).

Click here
94.Старый родник возле стен древнего городища
Click here
95.
Click here
96.Спуск от с.Пояна
Click here
97.Спуск к Днестру
Click here
98.Продолжение спуска

 

Спустившись к Днестру, почти сразу находим родник, даже два, и ставим лагерь. Попытка искупаться в реке превращается в прогулку по затопленному водой лесу (фото 101). Вода на удивление чистая, как для такого подъема воды. Ходить приходится по поросшему травой дну, что приятнее, чем по вязкому илу.

Click here
99.Все еще спуск
Click here
100.Нас не ждали
Click here
101.Вечерняя прогулка по лесу

 

За день пройдено 47 км, из них асфальта около 8 км. Общий набор высоты около 600 метров.

 

Четвертый день, 5 июля, понедельник

Сегодня в наших планах завершить маршрут, переправившись по мосту через Днестр в районе Каменки и далее доехав до станции Кодыма. Следующая переправа через Днестр далеко и мы туда не успеваем. Всего ехать осталось около 70 км, торопиться некуда, поэтому выехали поздно, в 9:30.

Едем по едва заметной в траве дороге через обширную поляну (фото 102). Возможно именно из-за нее село на верху за скалой называется Пояна (поляна по румынски).

Здесь в скалах (фото 103) должны быть пещеры и фракийский погребальный комплекс. Но мы искать их не стали.

Click here
102.Поляна под селом Пояна
Click here
103.В этих скалах должна быть пещера
Click here
104.Через многочисленные ручьи
Click here
105.Вдоль реки
Click here
106.

 



Через 2,5 км поляна закончилась и начался полуторакилометровый участок приключений. Здесь крутой лесистый склон заканчивается прямо у реки. Грунтовка идет непосредственно вдоль берега и во многих местах залита поднявшейся рекой. На фото 108 показан пример, когда дорога уходит в воду и продолжается где-то по дну реки. В добавок к этому узкая полоска не крутой поверхности вдоль реки обезображена копытами домашних животных (фото 105, 106), которые ходят пастись на поляну. И в завершение здесь великое множество родников. Местами вода просто сочится сквозь грунт на склоне, местами сформировались ручьи, которые нужно преодолевать (фото 104, 110). А дорога идет где-то по красивой тополиной аллее, которая поглощена рекой (фото 107, 109). Когда до села Сокола осталось совсем немного, двигаться по крутому, сочащемуся водой склону стало совсем тяжело. Нашли едва заметную тропку, которая уходила круто вверх (фото 111), по ней совершили немалый подъем, и затем уже по дороге спустились в село (фото 113).

Click here
107.
Click here
108.Дальше дорога идет по дну реки
Click here
109.И тишина...
Click here
110.Снова ручей
Click here
111.Надоели ручьи! Идем вверх!
Click here
112.В узких улочках

 

Небольшое село Сокола больше напоминает горный аул, а не равнинное село. Два крутых ущелья, упирающиеся в село (фото 114, 117), узкие улочки с каменными заборами (фото 112), Обилие источников воды (фото 115). Большинство источников здесь снабжены ваннами с выходным отверстием внизу, закрыв которое, можно наполнить ванну. Таким образом здесь стирают белье (фото 115). Ванны аккурат в рост человека, так что можно и искупаться. Но мы не решились это делать посреди села.

Над центром села нависает скала со скальным монастырем и обычной церковью внизу (фото 117)

Click here
113.
Click here
114.Ущелье южнее с. Сокола
Click here
115.Очередной источник
Click here
116.Село Сокола
Click here
117.Скальный монастырь в с. Сокола

 

Село Сокола непрерывно переходит в село Вадул-Рашков (фото 119). В начале села Вадул-Рашков в скалах расположен фракийский погребальный комплекс и множество более поздних пещерных построек (фото 118).

В центре села расположена старая башня (фото 120). Это все, что осталось от старого замка. За башней небольшая территория обнесена забором, на ней несколько старых каменных крестов и склеп (фото 121). С временем территория замка превратилась в старое христианское кладбище. В селе есть еще старое еврейское кладбище с интересными каменными надгробьями. Но мы не знали его точного расположения, проехали и не стали возвращаться.

Интересно, что почти такая же башня (фото 120) раньше была расположена в селе Буша, севернее Ямполя. Но там сделали ремонт на европейский манер, от чего башня полностью потеряла самобытность, а теперь взымают плату за ее осмотр, как элемент историко-культурного комплекса. Хотя, какая может быть история у евроштукатурки, покрытой еврочерепицей? Так что евреи села Вадул-Рашков не дошли до того, что сделали предприимчивые новые украинцы села Буша. Нужно спешить все здесь посмотреть, пока сюда не добрались украинские предприниматели.

Оказывается, в этом селе выросла целая плеяда известных еврейских писателей. Памятник одному из них в прошлом году установлен в центре села (фото 122).

Оказывается, к концу 19 века 70% населения Вадул-Рашкова составляли евреи. Здесь было 7 синагог, школа с преподаванием на идише. Сегодня кроме старого кладбища ничего еврейского здесь не осталось.

Click here
118.
Click here
119.Вадул-Рашков
Click here
120.Башня в с.Вадул-Рашков
Click here
121.Старое христианское кладбище
Click here
122.Памятник И.Шрайбману

 

До сих пор в центре села сохранился съезд к реке, где когда-то был паром (фото 123). Но после отделения ПМР от Молдовы издревле существовавшей переправы через Днестр не стало. Собственно, "Вадул-Рашков" в переводе означает "брод на Рашков". Теперь от переправы осталось одно название села.

За селом открывается панорама изрезанного оврагами левого берега Днестра (фото 124) в районе села Рашков (в нем мы сегодня еще будем).

Грунтовка вдоль берега не простая. Местами там много ухабов, местами - камней, местами - рыхлого песка. Но красивые пейзажи делают эту дорогу не очень утомительной (фото 125).

Click here
123.Когда-то здесь был паром
Click here
124.За Днестром - с. Рашков
Click here
125.

 

Перед селом Бурсук встретили велотуристов из города Бельцы (фото 126). Встреча довольно неожиданная, велотуристы здесь бывают редко. Оказывается, основная группа сплавляется по Днестру на байдарках, а велосипедисты движутся вдоль берега, осматривая всякие интересные достопримечательности и разведывают удобные места для стоянок.

Перед селом Жабка дорога становится прямой, безлесой и довольно унылой (фото 128). Но вскоре снова склон стал лесистым. Перед началом леса отворот дороги влево с указателем, что там Монастырь. Монастырь довольно большой, с множеством красивых построек (фото 129, 130), ухоженными аллеями, большим водоемом. Сразу видно, что монастырь женский. На территории монастыря было пустынно, кроме нас практически никого не было. Не у кого даже было спросить, как подняться к скальному монастырю, а самостоятельно искать дорогу не хотелось. К тому же начался дождь и мы поторопились покинуть монастырь, чтобы успеть посуху доехать до асфальта.

Click here
126.Встреча с велотуристами из Бельц
Click here
127.В селе Бурсук
Click here
128.Между Бурсук и Жабка
Click here
129.Монастырь Жабка
Click here
130.Монастырь Жабка

 

Дождь все же заставил нас в селе Сенатовка остановиться и спрятаться под деревьями для того, чтобы его переждыть. Но это было уже метров за 300 до асфальта, кроме того, деревьями, под которыми мы спрятались, были шелковица и вишня. Так что дождь пережидали мы с особым удовольствием. Но дождь продолжался около часа и вскоре пришлось перебазироваться под орех с более могучей кроной.

Далее были стандартные процедуры перехода границы через молдавский и приднестровский пограничные пункты, а также переезд по мосту через Днестр между ними.

Со стороны Приднестровья вдоль Днестра идет неплохой асфальт, этот берег заселен заметно более плотно, можно даже сказать, урбанизирован. По многим параметрам он просто противоположен тому, что было на правом молдавском берегу. Асфальт высох, пока мы проходили таможенные процедуры и мы быстро по этому асфальту добрались до Рашкова. Это село с красивым скалистым окружением и богатой шестисотлетней историей. Здесь когда-то стояла крупная по тем временам крепость. Сейчас село деградирует, численность населения упала вдвое, 40% населения составляют пенсионеры. Из достопримечательностей следует отметить памятник неизвестному трактору (фото 132) в честь одной из первых МТС в этих местах, католический костел, православную церковь по убранству явно проигрывающей костелу и отстатки синагоги, очень остатки. Также есть несколько памятников Владимиру Ильичу (фото 133), в честь которого назван этот колхоз (фото 131).

В центре села нам дорогу перебежала белка и скрылась в одном из нежилых домов. Все-таки приятнее, когда дорогу перебегают белки, а не дурные кошки.

Далее следовал длинный подъем в село Катериновка с набором высоты почти 200 метров. Справа от дороги ущелье, в котором шумит водопад. Но из-за деревьев водопад почти не виден. А крутые и отвесные склоны ущелья не позволяют подойти поближе.

За Катериновкой асфальтовая дорога сворачивает вправо, а мы продолжаем движение прямо по пустынному грейдеру к границе. Обобрав на последок пару черешен, растущих у дороги, через пограничный пункт покинули заграницу.

Родина нас встречала асфальтом, столь же пустынным, как и заграничный грейдер. Бросились в глаза столбы вдоль придорожной посадки, которыми промаркирована граница. Это 15-20-ти сантиметровые дубовые бревна, напиленные, видимо, в соседнем лесу, и собранные в виде противотанковых ежей. Здесь же висели таблички, предупреждаюшие, типа "Ты туда не ходи!"

Преодолев спуск-подъем в с. Грабово, мы оказались на станции Кодыма. Правда, только начало девятого, а все поезда идут после двенадцати ночи. Пришлось несколько часов просидеть в привокзальной кафешке.
Click here
131.Колхоз им. Владимира Ильича
Click here
132.Трактор в с.Рашков
Click here
133.Рашков. Все тот же колхоз им. Владимира Ильича
Click here
134.Финиш

 

За день пройдено 71 км, из них асфальта около 50 км. Общий набор высоты около 600 метров.

 

 

Пятый день, 6 июля, вторник

Электричка в Кодыму пришла почти пустая и мы легко загрузились. Но в Одессу она прибыла рано утром изрядно забитая пассажирами. Но это уже не смогло повлиять на хорошие впечатления от похода.

 

 

Заключение

Маршрут похода пролегал по очень интересным и живописным местам. Уверенно можно сказать, что на сравнительно небольшом удалении от Одессы это самый красивый и интересный маршрут. Кроме нескольких популярных туристских объектов есть еще немало редкопосещаемых и почти неизвестных достопримечательностей.

К сожалению, сроки похода из-за погодных условий были сдвинуты и сокращены. Поэтому не удалось проехать дальше вдоль Днестра через Сороки до Могилева-Подольского. Также вдоль пройденного маршрута осталось немало неосмотренных достопримечательностей. Все это является основанием для следующих походов в этот район.

О районе путешествия есть масса интересных исторических сведений, множество легенд. В этом отчете они не представлены, следует почитать их на других сайтах, приведенных в перечне ссылок в конце отчета. Правда, к правдивости многих легенд и, якобы, исторических фактов следует относиться критически, как это показано на примере Ципова в статье [2].

Ландшафт для велопохода достаточно сложный, немало крутых подъемов и спусков. От Дубоссар до Каменки пройдено около 120 км, из них лишь 20 км асфальта. Нередко приходилось двигаться без тропы по крутым склонам, поросшим густой травой, кустарником, лесом. Но ко многим достопримечательностям этого маршрута более легкого пути просто нет. Ситуация осложнилась еще и тем, что в нескольких местах дорога, идущая вдоль реки, залита водой из-за половодья.

 

 

 

Перечень ссылок

1.       http://fenixmoldova.ru/index.php - Скальная архитектура Молдавии

2.       http://fenixmoldova.ru/tsipova.html - Скальный монастырь Ципова

3.       http://www.iatp.md/arii/TEXT/ru/dsaharna.htm - Охраняемые территории республики Молдова

4.       http://labirintmrg.narod.ru/NewPulse/Tematika/Monostyr/Moldowa/Moldowa.htm - Приднестровские пещерные монастыри

5.       Историко-археологический комплекс Старый Орхей

6.       ЦыповоВикипедия

7.       Успенский скальный монастырь в с. Ципова

8.       http://www.hanulhanganu.md/link.php?menu=imprejurimi&lang=ru&idd=1 – Скальный монастырь Ципова

9.       http://itogi.ru/Paper2003.nsf/Article/Itogi_2003_06_17_12_2615.html  - Шамбала XXI века. Скальные монастыри Ципова и Бутучены

10.   http://www.ecology.md/section.php?section=turism&id=1698  - путешествие в Ципово

11.   http://www.romantik.od.ua/reports/moldavia.html - ущелье Ципова

12.   http://everest.org.md/?page_id=61 – пешеходный маршрут «Ущелье Орфея»

13.   Сахарна – Википедия

14.   http://arda.pp.ru/moris/saharna.shtml - Поездки по Молдове (Сахарна и Жапка)

15.   http://www.hanulhanganu.md/link.php?menu=imprejurimi&lang=ru&idd=2 – Сахарна (только почему-то приведены некоторые фотографии монастыря Ципова)

16.   http://rogix.livejournal.com/105216.html - Сахарна

17.   Городище АлчедарВикипедия

18.   http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/009/belikchi01.html - Раскопки раннесредневекового поселения в городище Алчедар

19.   Екимоуцкое городище – Википедия

20.   Жабка (Флорештский район) – Википедия

21.   http://www.hanulhanganu.md/link.php?menu=imprejurimi&lang=ru&idd=3 – монастырь Жапка

22.   Рашково (ПМР) – Википедия

23.   http://shatuni.narod.ru/mold_2.htm - велопоход по Молдове, ноябрь 2005

24.   http://shatuni.narod.ru/mold07.htm - велопоход по Молдове, октябрь 2007

25.   http://shatuni.narod.ru/mold_03_08.htm - велопоход по Молдове, март 2008

26.   http://shatuni.narod.ru/troitsa.htm - велопоход по Молдове и Приднестровью, июнь 2008

27.   http://shatuny.narod.ru/moldova09.htm - велопоход по Молдове и Украине, май 2009

28.   http://shatuny.narod.ru/md_10_09.htm - велопоход по Молдове, октябрь 2009

 



Hosted by uCoz