К перечню велопоходов

 

Click here
Берег моря и соленые лиманы

26 января 2010 г.

 

 

 

Нитка пройденного маршрута:

            Одесса - платф. Сухой Лиман - электричка - ст. Бугаз - Будакская коса - Курортное - Базарьянка - лиман Бурнас - лиман Соленый - р. Алаклия - Широкое - Великомарьяновка - Долиновка - Белгород-Днестровский - электричка - платф. Сухой Лиман - Одесса.

Общая протяженность - 105 км (из них Одесса - Сухой Лиман - Одесса 17 км, основной участок Затока - Б-Днестровский 88 км)   

 

Схема маршрута

 



Год назад я в разочаровании стоял на берегу озера Соленое. Ехать было невозможно. Мороз был порядка -10, но просоленный берег озера и не собирался замерзать. Такой мороз ему был ни по чем.

В последние дни в Одессе температура воздуха опускалась до минус 20. График изменения температуры воздуха, включая день похода, представлен здесь. Интересно, как сейчас себя чувствует это и другие озера? Прогноз погоды обещал потепление к концу недели. 26 января - последний день с температурами минус 15-18, поэтому с поездкой на лиманы откладывать нельзя.

С утра было минус 19, все водные преграды должны были замерзнуть. Чтобы сэкономить время, не ехал на центральный вокзал, а решил перехватить нужную электричку на платформе Сухой Лиман. Выехал утром в половине девятого, а в половине одинадцатого вышел из электрички на станции Бугаз. Далее предполагалось проехать по песчаной косе до Курортного. Этот участок пути не был самоцелью в отличие от ранее проведенных поездок. Просто это самый короткий путь к поселку Курортное.

Click here 1.Зимняя Затока Click here 2.Пляж Затоки Click here 3.Ледовый курумник Click here 4.Морское шоссе Click here 5.Застывшие волны

 

По непривычно пустынным и заснеженным улочкам Затоки (фото 1) выехал к морю. Берег моря был довольно необычен. Первое, что поразило - это спокойствие моря, волн почти не было, а ведь два дня назад здесь бушевал мощный шторм. В районе Затоки берег был усыпан обломками льдин (фото 2-3), но вдали от кромки воды была зона льда и замерзшего песка (фото 4), по которой можно было легко ехать. Далее на косе выброшенных льдин было не так много, но берег был покрыт мощным ледяным панцырем, особенно вблизи кромки воды (фото 5-10, 12, 13, 15). По льду можно было уверенно ехать. Во-первых, он в большинстве случаев был довольно шероховатым, во-вторых, сверху ветер слегка присыпал лед песком. Встретилось лишь 2-3 небольших участка скользкого льда.

Толщина льда вблизи кромки воды достигала метра. Море подмывало песок под льдом и он обламывался под собственной тяжестью, образуя трещины (фото 15).

Между Сергеевским мостом и Курортным было место, где во время последнего шторма морские волны перехлестывали через косу и попадали в Будакский лиман (фото 10). Место перелива со стороны лимана показано на фото 11. Но в этом случае дело не дошло до размыва косы, что было на косе между Лебедевкой и Приморским две недели назад.
Обрывистый берег в районе Курортного как бы висел ввоздухе над морем (фото 8). Это небольшой мираж, связанный с тем, что температура воды имеет небольшие положительные значения и воздух над ней теплее, чем окружающий холодный воздух.

Click here 6.За этим бруствером была линия фронта схватки моря с берегом Click here 7. Click here 8. Click here 9. Click here 10.

 

Click here 11. Click here 12. Click here 13. Click here 14. Click here 15.

 

В течение дня температура воздуха не поднималась выше минус 12, тем не менее, на обращенном к солнцу и защищенном от северного ветра песчаном склоне снег слегка подтаивал (фото 14), что видно по темным пятнам мокрого песка.

Перед Курортным на косе меня ждала ранее не существовавшая преграда. Крайней постройкой здесь является "причал №18, база-стоянка маломерных судов", как следует из таблички на воротах. Это остаток социалистической собственности, назначение которой сегодня непонятно, но кем-то она оберегается. Эта территория отгорожена забором, перегородившим всю косу от лимана до моря. Во всех предыдущих поездках можно было легко обойти забор по существовавшему проходу между морем и торцом забора. Сейчас же песчаный берег размыт и забор уходит в воду. Пришлось искать другой проход - им оказались ворота, которые были не заперты, несмотря на висящий замок.

Дальше был подъем по крутому склону в Курортное, откуда открывается панорама косы (фото 17). Отсюда же было видно, что в километре от берега в море плавали ледяные поля. Видимо, именно они привели к отсутствию волнения на берегу и к появлению кусков льда на нем же.

Обычно ничем не примечательная дорога от Курортного до Базарьянки на сей раз выглядела довольно необычно, поскольку была завалена снегом (фото 18). Сугробы на дороге намело ветром, в степи снега было не так много.

В безоблачном небе цепочкой на юг летели несколько самолетов (фото 19). Хорошо там им, без снежных сугробов. Перед Базарьянкой дорога стала совсем тяжелой (фото 20), пришлось идти пешком.

Click here 16. Click here 17.Вид из Курортного на Будакскую косу Click here 18.Между Курортным и Николаевкой Click here 19.На юг Click here 20.Перед Базарьянкой

 

За Базарьянкой я с нетерпением выехал на берег лимана Бурнас - одной из главных целей поездки. Берег был тверд, можно ехать (фото 21)! Правда, прибрежная твердь была покрыта слоем неравномерно подтаявшего снега, представлявшего шероховатую поверхность (фото 21). Было около 12 градусов мороза, но снег под действием солнца и соли слегка подтаял. Это был даже не снег, а жидкая кашица, какая бывает на тротуарах после того, как снег посыпят солью.

Дальше я поехал на юго-запад по льду лимана Бурнас вдоль берега в сторону села Тузлы. Лед был покрыт такой же кашицей подтаявшего снега (или льда), толщиной 1-3 мм, что видно по следу на фото 22 и 24, и совсем не мешал езде. Было совершенно не скользко и можно было уверенно ехать.

Вообще то летом между прибрежным обрывом и водой обычно простирается довольно широкая полоса илистого берега, по которой я и предполагал ехать, если она подмерзнет. Но сейчас лед покрывал все и упирался в прибрежный обрыв. Причина такого подъема воды в лимане не понятна. Из-за температурных расширений лед полопался и вздыбился вблизи берега (фото 22-24). Кое-где выступала вода. Толщина льда на изломах составляла 3-5 см. Линия разлома была весьма замысловатой и нужно было внимательно за ней следить, чтобы случайно не наехать (лед там скользкий и искривленный, возможно падение).

Проехав пару сотен метров я решил, что засветло обогнуть мыс лимана и выехать на твердую дорогу я могу не успеть, а в темноте ехать по льду я не решался. По этой причине повернул обратно и решил проехать на север через озеро Соленое и обширное соленое болото.

Click here 21.Берег лимана Бурнас Click here 22. Click here 23.Бурнас Click here 24. Click here 25.

 

У соленых лиманов и болот есть одна интересная особенность. На них почти нет традиционных пологих берегов. Все, что отобрано у земной тверди, превращается в болото. Заболоченный край лимана обычно упирается в глинистый обрыв. Повсеместно берега лиманов - это хоть маленький, но обрыв. Но лишь сейчас я понял, казалось бы, очевидный вывод из этой особенности - выйти не берег с лимана было очень не просто, на протяжении километров я ехал вдоль обрыва, высотой 3-5 метров (фото 25, 27). Лед на всем пути был очень разным. Иногда он был волнистым, иногда гладким, иногда его покрывал слой подтаявшего снега и льда, толщиной до 1,5 см, встречались участки лопнувшего и вздыбившегося льда (фото 25). На участках с толстым слоем подтаявшего снега и льда иногда возникали легкие проскальзывания и заносы вправо-влево, как это видно на рис. 27.

Завершив переезд озера Соленое (фото 28, 29), выехал на дамбу, по которой, судя по картам, проходит дорога между райцентрами Белгород-Днестровский и Татарбунары. Не первый год здесь идет ремонт. Сегодня эта автотрасса имеет вид фото 30.

Click here 26.Барельеф на обрыве Click here 27.Слегка заносит Click here 28.След велосипеда - полоса в центре. Остальное - следы формирования льда Click here 29.Озеро Соленое. Переезд завершен. Click here 30.Автотрасса Базарьянка - Безымянка

 

С другой (северной) стороны дамбы простирается обширное соленое болото (фото 31). Год назад при температуре около минус 10 это болото не замерзло и выглядело так. Сейчас все сковано льдом и я по ровной глади этого болота (фото 32) проехал на север около 4 км. В верховьях болота появились травянистые кочки (фото 33, 34), на которых задерживался снег и ехать стало тяжело.

Click here 31.Соленое болото. Вид с дамбы Click here 32.Посреди соленого болота Click here 33. Click here 34.Где-то здесь устье р. Алаклия

 

В поисках русла реки Алаклия пришлось поездить поперек болота (фото 34, 36). Русло оказалось узким каналом, заросшим камышом и заваленным снегом. Пришлось выбираться на грунтовую дорогу (фото 38) вдоль берега. Вопреки ожиданиям снега на этой грунтовке было не так много, его сдул ветер, а тот который остался, был довольно плотным. Местами образовался наст, по которому можно было даже ехать. Как видно на фото 39, после езды по насту произошел провал в снег, затем снова выехал на наст, затем снова провалился.

Click here 35.Январские одуванчики Click here 36.Долина в устье Алаклии с запада Click here 37. Click here 38.Полевая дорога Click here 39.Наст Click here 40.с.Широкое. Пока ни одной жилой избы

 

Километров семь такой дороги и я въехал в село Широкое, которое встречало меня довольно угрюмо десятком нежилых хат на окраине. Мне казалось, что я помню село Широкое из предыдущих поездок и начал глазами искать полуразрушенный костел, который, как мне казалось, здесь находился. Но костела не было и я начал терять ориентацию.

Нашел ответвление дороги на Благодатное и выехал по нему из села. По дороге что-то крупноколесное уже проезжало, но снега на этой дороге намело много и я решил вернуться обратно и ехать в объезд через село Великомарьяновка.

Стало темнеть. На последнюю электричку я безнадежно опоздал, поэтому решил сделать небольшой привал и перекус между селами Великомарьяновка и Долиновка. Расположился посреди дороги прямо на асфальте - не лезть же в снег. Никакой автотранспорт на дороге не появлялся не только во время перекуса, но и последующие 30 км пути.
Мороз крепчал, надо ехать.
В селе Долиновка я увидел то, что ожидал увидеть в селе Широкое - развалины костела. Все забыл и перепутал.

От Долиновки дорога пролегла прямой ниткой на северо-восток по ровной степи. Поднялась Луна, не полная, лишь 3/4, но в чистом морозном воздухе стало светло, как днем. Давненько я мечтал прокатиться лунной ночью по заснеженной дороге - и вот оно, счастье. Снег под колесами даже не скрипел, а пел. Из этого параллельного мира я вернулся только в районе Выгонского леса - проехал встречный автомобиль. И появился ощутимый встречный ветер.

После въезда в Белгород все сразу стало плохо: снег на дороге уплотнен и раскатан до льда, причем, расположен он очень не ровно, какими-то кочками. Автомобилей стало довольно много, и ездят как-то они излишне быстро. Пропустив несколько обгонявших меня авто, я не выдержал и перебрался на тротуар. Тут утоптанный снег еще более горбатый, но зато меньше вероятность встречи с автомобилем.

Далее был горячий чай в кафешке, долгая полудрема на вокзале в ожидании поезда, и прибытие домой рано утром.



----------Отчеты о других велопоходах----------




Hosted by uCoz