К перечню велопоходов

Твой знак - Луна и Козерог
Ведут к удаче средь дорог
А.Грин

Ночная покатушка к морю, 8 августа 2014


Пятница, 8 августа. Луна в Козероге. Почти полнолуние. Пора. К началу августа дневная температура воздуха устойчиво держалась на уровне 35-36 градусов. Это в тени. В открытой степи над раскаленной дорогой еще жарче. Велосипедная езда в этих условиях является мукой. Поэтому решено совершить небольшую велопоездку под прикрытием ночной прохлады. Хотя, как оказалось впоследствии, прохладой это можно назвать весьма условно. Выбран участок морского побережья от Приморского (Татарбунарского района) до Затоки. Плюс подъезды по Буджакской степи и побережью лиманов Будуры и Шаганы. Всего получился планируемый маршрут порядка 130 км. Причем, порядка 25 км песчаной косы вероятно предстояло пройти в основном пешком из-за рыхлого песка.
Побережье моря и лиманов нередко представляет собой песчаные косы, в которых могут быть промоины. Их предстоит либо преодолеть вброд, либо объехать, изменив маршрут.

Запланированный маршрут:
Кулевча - Дивизия - Желтый Яр - Кочковатое - берег лиманов Будуры и Шаганы - песчаная коса меджу лиманами и Черным морем - Лебедевка - Николаевка - Курортное - Беленькое - Затока (130 км)

Пройденный маршрут:
Кулевча - Дивизия - Желтый Яр - Кочковатое - берег лиманов Будуры и Шаганы - песчаная коса меджу лиманом Шаганы и Черным морем - Рассейка - Приморское - Вишневое - Желтый Яр - Дивизия - Широкое - Долиновка - Белгород-Днестровский (160 км)

 

 




1.

2.

3.

4.



5.

6.




Если вкратце - грунтовки по степи и вдоль лиманов - великолепно, ночное побережье моря - просто щенячий восторг, автодорога в Белгород - отвратительно.

Изначально было понятно, что возможны неожиданности, и их было. Ездил один, что, наверно, хорошо – нет чувства вины перед соучастниками за изменения маршрута, непланируемые броды, блуждание в зарослях камыша с комарами и т.п.

Выехал поездом 686 Одесса-Измаил в 16:20. В 19:25 выгрузился на станции Кулевча (фото 1). Вроде маленькая станция, а вышло на ней немало пассажиров. Кулевча известна прежде всего Свято-Николаевским храмом и сюда прибывает большое количество паломников. Во многих местах развешены указатели к храму (фото 2). До съезда на грунтовки я нигде не задерживался, хотелось засветло съехать с дорог, где возможно движение автотранспорта. Но его здесь очень мало. Состояние дороги где-то между разбитым и сильно разбитым асфальтом. Это еще одна причина, по которой этот участок лучше проехать засветло.

Как и планировал, до села Желтый Яр доехал засветло (фото 4). За селом свернул влево на грунтовку. Начались сумерки, но до с. Кочковатое доехал без света. За селом привал и перекус. Во время стоянки немного достают комары. Но легкий западный ветер не дает им сильно свирепствовать.

Выехал к берегу лимана. Полная луна поднялась выше и стала все чаще выглядывать из-за туч. Свет выключил. Дальше лишь изредка включал набобник, если нужно было посмотреть карту или показания велокомпьютера. Без света лучше - видна вся местность, а не только клочок дороги в свете фары. Подчеркну, это именно по грунтовкам ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ. Придорожные деревья обычно создают тень, в которой мало чего можно разглядеть при свете луны. Правда, возможно повышенная видимость еще связана с тем, что в эти выходные кроме полнолуния было еще суперлуние, когда Луна находится на минимальном расстоянии от Земли и света от нее, вроде бы, на 30% больше.

Ехал вдоль берега лимана. Сначала на юг вдоль лимана Будуры, затем на запад вдоль лимана Шаганы. Берег лимана - небольшой обрыв, причем, местами часть дороги обвалилась в лиман. Но все это хорошо видно в свете луны.

К большому лиману Шаганы примыкают несколько мелких лиманов и мне нужно было пересечь гирла этих лиманов. По памяти одной из прошлых поездок это пересечение не составляло труда, поскольку все гирла летом пересыхают. Но сейчас это было не совсем так. Чуть меньше километра гирла лимана Мартаза представляли собой грунт консистенции пластилина. Ехать не получается, но можно идти. А в гирле Магалевского лимана вообще была промоина. Пришлось совершать брод. Но его ширина была порядка 10 метров, глубина порядка 20 см и на дне почти нет ила, поэтому все прошло без задержки.

С 2,5-километровой косой, оделяющей лиман Шаганы от небольшого лимана напротив села Приморское тоже интересно. Сначала была неплохая грунтовка, которая вскоре перешла в тропу, а затем и тропа исчезла в зарослях травы. Уперся в участок болотистого грунта. Уже смирился с мыслью, что сейчас будет протока с глубоким илом, придется возвращаться и объезжать лиман западнее. Но болотистый участок оказался не протяженным, вскоре вышел на твердый грунт, а затем появилась тропа. Далее был почти пятикилометровый участок дороги, которая постепенно вошла в сплошные камыши. Комаров стало значительно больше, останавливаться проблематично.

Затем была какая-то рыбачья будка и конец дороги. Дальше - пролив между лиманами Шаганы и Малый Сасык. Тут рыбаки оставляют свои машины. Проходить пролив лучше левее, ближе к лиману - там тверже дно. Глубина - до по-колено.

Едва заметная тропа идет вдоль берега на границе камышей и воды. Иногда камыши подступают вплотную к воде и приходится идти по воде. Сильно достают комары.

Тропа закончилась, да и берег перестал иметь конкретные очертания - какие-то замысловатые заливы в камышах. Южнее слышен шум прибоя, там берег моря. На слух - метров 200. Но туда стена непроходимого камыша. Делать нечего, приходится его проходить.

Ну вот и море. Скорее в воду, спасаясь от комаров. При купании в море от движений рук вспыхивали десятки светящихся точек. Но это еще так себе, а когда в набегающей на берег волне вдруг вспыхивает множество огоньков, которые рассыпаются по прибрежному песку – это сказка.

До полуночи было жарковато даже несмотря на отсутствие солнца. Легкий ветерок приносил воздух раскаленной степи. После полуночи стало комфортно, толи от многочисленных купаний в море, толи от того, что температура воздуха снизилась.

Ветер сменился на юго-западный и комары уже не так доставали. Луна - на максимуме высоты и света. В предвкушении приятного путешествия вдоль кромки моря направился по косе на северо-восток.

Радость была недолгой, вскоре я уткнулся в конец косы – промоину, шириной порядка 200 метров (ночная оценка может быть неточной) и глубиной не менее 3 метра. Это было на том же месте, где мы обнаружили промоину несколько лет назад во время одной из зимних поездок - http://shatuny.narod.ru/10kosa/IMGP8736_39.JPG .
Обнаружил такое уникальное явление, как подводный обрыв в песчаной косе (!). Его глубина более 2 метров. Здесь много лет были заросли камыша, который сплел мощную корневую сеть. Когда море часть песка вымыло, эта сеть обвисла вертикально, предохраняя оставшийся песок от размывания. Могучие волны, разрушающие бетонные плиты, оказались бессильны перед сплетенными корнями камыша. Но когда эта преграда падет, промоина станет еще шире.

Промоина в косе заставила повернуть обратно и через Рассейку, Приморское по автодорогам ехать в Белгород.

Перед селом Трихатки решил поспать до рассвета. Лег прямо в степи на скудной высохшей траве. Росы не было. Удивительно, но земля до сих пор была теплой.

Дальнейшая дорога до села Дивизия - сильно разбитый асфальт. Затем до Долиновки - Грунтовка. А в конце, от Долиновки до Белгорода, полный кошмар – разбитый грейдер с "шифером", который слегка присыпали гравием. И все это с толстым слоем пыли, сильным встречным ветром и уже палящим солнцем. Чего меня сюда понесло? Мы же в январе этого года уже вкусили прелести этой дороги, правда без жары и пыли. Лучше было объехать восточнее.

Концовка несколько смазала впечатления от поездки, но они все равно остались приятными. В Белгороде загрузился в электричку и к обеду был в Одессе.