Данастрис, он же Тирас, он же Турла, он же Нистру, он же Днестр
трехдневный велопоход вдоль Днестра в середине лета 2017 г.


Пройденный маршрут:

Вапнярка – Томашполь - Гнатков - Стена – Клембовка – Ямполь – Сорока – Трифауцы - Василкэу – Вэрэнкэу – Нимереука - Залучены – Вертюжены – Сэнэтэука – Бурсук – Климауцы – Сокола – Тарасова – Матеуцы – Пэпэуцы – Рыбница – Красненькое – Тимково – Слободка


Протяженность активной части - 280 км, из них:
- асфальт - 127 км
- грунтовые дороги и тропы - 154 км

Продолжительность - 3 ходовых дня c 30 июля по 1 августа

Суммарный набор высоты - 3540 м

 

Cхема маршрута


 

 

Статистика по дням

День Дата Участок пути Общий пробег, км неасфальтовых дорог, км Набор высоты, м Метеоусловия
. . Одесса - Вапнярка (поезд №146, 00:19-04:25) . . . .
1 30.07.2017 Вапнярка – Томашполь - Гнатков - Стена – Клембовка – Ямполь – Сорока – Трифауцы - Василкэу 109,3 37,1 (34%) 1187 Безоблачно, температура утром 15, днем 28 град.
2 31.07.2017 Василкэу – Вэрэнкэу – Нимереука - Залучены – Вертюжены – Сэнэтэука – Бурсук – Климауцы – Сокола 85,8 84,0 (98%) 960 Безоблачно, температура утром 18, днем 33 град.
3 1.08.2017 Сокола – Тарасова – Матеуцы – Пэпэуцы – Рыбница – Красненькое – Тимково – Слободка 84,7 32,9 (38%) 1394 Безоблачно, температура утром 20, днем 35 град.
. . . Слободка - Одесса (поезд №145, 00:15-03:10) . . . .
. . В с е г о: 279,8 158,0 (56%) 3541 .

 

 

Участники

Click here
Василий Буз
Click here
Виталий Некрасов

 

 

Идея похода

Днестр на своем пути к Черному морю за многие тысячелетия пропилил глубокое ущелье в мягких известняках. Особенностью реки является значительная извилистость русла. Один из российских путешественников в своей книге писал так: «Я не знаю более живописной реки. Величественная и могучая Волга рядом с Днестром казалась бы морем. Днепр в два-три раза шире его. Но все это не умалило бы красоты Днестра. Главная его особенность состоит в том, что оба берега одинаково высоки и река протекает по какому – то изумрудному ущелью (в верхнем течении); другая – это необыкновенная извилистость русла. Днестр точно змея изгибается между отрогами Карпат, пробираясь к Ченому морю. И с каждым изгибом, с каждым поворотом открываются чарующие виды, то зеленые горы, то группы скал, теснящиеся со всех сторон и закрывающие горизонт. И вся эта волшебная панорама в ярких тонах и переливах освещена ласкающим солнцем юга».

Многочисленные крутые повороты реки стали главным препятствием в организации здесь судоходства. Извилистость русла и сложный рельеф привели к тому, что сейчас основные автодороги проходят в стороне от Днестра. Нередко вдоль реки есть лишь тропы рыбаков, а на некоторых обрывистых участках передвижение вдоль Днестра вообще проблематично.

Живописность побережья Днестра оценена велотуристами, по этим местам уже пройдено немало велопоходов. Тем не менее, большинство веломаршрутов тяготеют к автодорогам и лишь на отдельных участках проходят в непосредственной близости от Днестра. Особенно редкопосещаемым для велотуристов является побережье Днестра на участке между городами Сорока и Каменка. Кроме этого участка Днестра в рамках велопохода планировалось еще пройти вдоль ущелья притока Днестра - Кушмирка и разыскать там водопад, упоминающийся в ряде источников, дополнительно осмотреть каньон Днестра в районе села Пояна, в том числе разыскать водопад, посетить древнее городище тиверцев Алчедар, пересечь большой лес возле с. Матеуцы, осмотреть 400-метровый стальной технологический мост через глубокий овраг возле г. Резина. Участок подъезда к Днестру и г. Сорока предполагалось также сделать не транзитным, а использовать для осмотра ряда интересных объектов - бывшей узкоколейки Вапнярка-Ямполь, русла реки Русава с крутыми лесистыми берегами, места древнего города Янград возле села Стена.

 

 

Изменения маршрута и их причины

В запланированном маршруте был предусмотрен один запасной вариант - От Рыбницы движение через Красненькое - Ивановку - Броштяны - Тимково к железнодорожной станции Слободка, вместо маршрута из Рыбницы в Котовск. Это был более короткий вариант завершения маршрута на случай, если мы не будем успевать засветло добраться до более крупной станции Котовск. Мы воспользовались этим запасным вариантом, правда, по другим причинам, и еще было несколько мелких изменений в маршруте:

1. От Вапнярки предполагалось ехать по линии разобранной узкоколейки. Но там и так грунтовки сомнительные, а в добавок оказалось, что они во многих местах еще сырые после прошедших накануне ливней. Интерес к этой бывшей узкоколейке был второстепенный, поэтому, чтобы не выбиваться из графика и успешно пройти основной участок вдоль Днестра, решено объехать участок узкоколейки по асфальту через Комаргород - Томашполь - Гнатков.
2. По тем же причинам решено от села Клембовка не ехать по основному маршруту вдоль реки Русава. Плюс к этому из-за возможной задержки на грунтовках мы могли опоздать на межгосударственный пограничный паром из Цекиновки в Сороки. Решено переходить границу с Молдовой паромом Ямполь-Косеуцы - там переход международный, т.е. более высокого ранга и более надежный.
3. В ушелье реки Кушмирка мы не смогли найти подходящий выход из ущелья, тропа нас вывела на противоположный склон. Пришлось объехать это ущелье и лес по дорогам с выходом на основной маршрут в с.Сокола.
4. Перед селом Тарасова мы не нашли подъема по крутому лесистому склону в село Куретура и объехали этот участок через Тарасова по знакомой из прошлых поездок дороге.
5. В селе Матеуцы мы долго не могли найти спуск в ущелье и совершили несколько петель по селу. При подъеме из этого ущелья в с. Пэпэуцы мы соблазнились неплохой бетонкой, которая, как оказалось, вела в карьер, съезда с нее нигде нет и она является тупиковой. Пришлось возвращаться.
6. От длинного стального моста напротив Резины планировался спуск в глубокий овраг по тропе, которая траверсировала склон и была хорошо видна на спутниковых снимках. Как оказалось, в результате осыпей тропа разрушена. Спускаться по крутому травянисто-осыпному склону без троп мы не рискнули и объехали этот участок полевыми грунтовками.
7. В Рыбнице по времени мы успевали по основному варианту маршрута проехать в Котовск. Но жара под 40 делала этот переезд изнурительным. Поэтому мы сделали двухчасовой привал на берегу Днестра, а когда жара спала поехпли по запасному варианту к более близкой, но менее крупной железнодорожной станции Слободка.

 

 

Первый день, 30 июля, воскресенье

Планировали ехать втроем и взяли билеты на удобный поезд №146. Но за шесть часов до выезда позвонил один из участников и сообщил, что он получил травму и не едет. За полтора часа до выезда позвонил другой участник и сообщил, что он уже опоздал на наш поезд 146, но не в Одессе, а в Белгороде, откуда он планировал выехать несколько ранее. Но зато он успел сесть в следующий поезд № 221, который по расписанию отправляется лишь на 9 минут позже, чем поезд №146. Так что, встречаемся не ночью в Одессе, а утром в Вапнярке, что тоже неплохо.

Собрались и выехали в 4:50. Светает, безоблачно и довольно прохладно. Это последствия прошедших накануне дождей. Обочины дороги сырые, местами лужи.

Проехав по асфальту около километра на северо-запад, сворачиваем вправо к железнодорожным путям, а затем снова влево. Здесь когда-то было узкоколейное депо. Едем по тропке вдоль какого-то забора, за которым, видимо, это депо и было. Дальше тропа идет прямо по линии бывшей узкоколейки - под колесами периодически мелькают шпалы.

2,1 км тропа выводит к идущей сквозь лес хорошо накатанной грейдерной дороге. Периодически встречаются лужи. Через километр лес заканчивается, наш грейдер упирается в асфальтовую автотрассу Ямполь - Немиров. С противоположной стороны дороги и чуть правее расположен бывший военный городок. Здесь когда-то дислоцировался вертолетный полк. По некоторой информации где-то на этой территории на постаменте установлен самолет ЯК-27. С целью осмотреть его делаем петлю по городку, но ничего не находим. На территории есть немало заброшенных служебных помещений, но много и жилых домов. Спрашивать не у кого, слишком рано, еще все спят. Решаем не терять время на поиски, в Вапнярке мы бываем часто, заедем сюда в следующий раз. Едем по асфальту в сторону Ямполя. автотранспорта почти нет.

Проехав чуть более километра, замечаем, что рядом на деревьях полно спелых груш. Без колебаний останавливаемся и облегчаем нагрузку деревьев.

Увлекшись ездой по утренней прохладе и неплохому асфальту, проскакиваем пересечение бывшего полотна узкоколейки, где мы соберались свернуть влево и дальше двигаться вдоль узкоколейки. Сворачиваем влево на грунты в попытке выехать к линии узкоколейки. Но, как оказалось, грунты пока сыроваты после прошедших дождей. Вдоль узкоколейки дорога и так сомнительная, а в нынешних условиях мы точно потратим на нее много времени. Поскольку наша главная цель - Днестр, узкоколейку тоже оставляем на следующий раз, возвращаемся на автотрассу и по асфальту объезжаем этот участок через Комаргород и Томашполь. Но в попытке вернуться на узкоколейку накатали лишних 3 км.

16,2 км, 06:20 - на перекрестке в Комаргороде сворачиваем влево к большому сторому парку. Через 300 метров по указателю "Палац початку ХIХ ст." движемся вправо по аллее парка. Парк действительно красивый, а дворец - вроде и не дворец, так, здание в парке (фото 1). Изначально это была усадьба князей Четвертинских. Сейчас - здание местного аграрного лицея. Подробнее здесь.

Click here
1. Парк и дворец в Комаргороде
Click here
2. Томашполь
Click here
3. Колодец у дороги кто-то "приватизировал"
Click here
4. Первый привал
Click here
5. Поворот в Гнаткове

25,5 км, 07:15 - центр Томашполя (фото 2). Сегодня воскресенье, видимо, базарный день. Центр плотно заставлен многочисленными торговыми лотками.
За центральной площадью есть хитрая развилка, где важно в начале спуска правильно взять влево и не уехать в Могилев-Подольский вместо Ямполя. Этот отворот с дороги сразу не виден.
Спуск-подъем, далее двухкилометровое село Ярышевка, за которым решаем сделать привал и позавтракать. Для этого решили набрать воды в придорожном колодце. Но здесь нас подстерегала неожиданная картина - кто-то решил колодец "приватизировать" и закрыл его на замок (фото 3). Другой колодец оказался без тросса и без ведра. Третий был вообще заколочен. Немало поездив по селу все же нашли рабочий колодец.

28,6 км, 7:50 Привал устроили с обратной стороны придорожной посадки (фото 4) в тени деревьев. Традиционная гречка с тушенкой, а из растущих рядом груш сварили компот.
Солнце уже начинает припекать, хотя всего девять утра.

37,3 км; 10:35 - в центре села Гнатков по указателю (фото 5) сворачиваем вправо на грейдер, ведущий в сторону села Стена.
Но в Стену по этой дороге не едем, а через два километра сворачиваем вправо на грунтовку, ведущую вниз к реке Русава. Слева за забором остается территория солнечной электростанции (фото 6). На спуске сбрасываем почти сто метров высоты, но дорога (фото 7) заставляет ехать медленно и много тормозить. В конце спуска раньше располагалось село Русава-Радянка (фото 8). Среди деревьев угадываются бывшие улицы, кое-где даже сохранились остатки построек.

Click here
6. Вдоль забора солнечной электростанции
Click here
7. Дорога на спуске к р. Русава
Click here
8. Тут когда-то было село Русава-Радянка
Click here
9. русло Русавы
Click here
10. Мостик через Русаву

41,4 км, 11:15 - русло реки Русава (фото 9). Едва заметная тропка приводит к мостику через речку (фото 10). Пройдя речку, ищем подъем. Вправо едва заметная старая дорога (фото 13) вроде начинает подъем, но через 100 метров исчезает в лесных зарослях. Делаем пешую разведку. В обе стороны метров через восемьсот-километр есть тропы вверх через лес. Выше по течению Русавы просторные луга (фото 11) со старыми причудливыми вербами (фото 12). Едем вниз по течению, такой путь ближе к селу и короче. Но здесь нет сухих лугов, тропа истоптана домашними животными по пути к лугам и залита недавним дождем (фото 14).
В конце подъема открывается живописный вид на лесистую долину реки Русава (фото 15).

Click here
11. Луга в долине Русавы
Click here
12. Старая верба
Click here
13. Дорога через лес
Click here
14. Вдоль склонов Русавы
Click here
15. Вид на долину Русавы в конце подъема

43,6 км, 12:25 - справа от дороги современное кладбище. Любопытно, что каменные кресты на нем (фото 16) абсолютно такие же, как и кресты двухсотлетней давности на старом кладбище (фото 19). За кладбищем выезжаем на накатанную каменистую грунтовку (фото 17), ведущую к церкви Св. Николая на Замковой горе (фото 18). За церковью расположено старое кладбище (фото 19). Вершина Замковой горы окружена крутыми травянисто-осыпными склонами, вероятно из-за них село и назвали Стена. В 17 веке здесь располагался город Янград и крепость. Сейчас от крепости не осталось следов. Видны лишь остатки земляного вала в самом узком месте перешейка Замковой горы. Но о Янграде сохранилось немало летописных упоминаний. Осенью 1657 года вместе с турецким войском здесь побывал известный путешественник Эвлия Челеби. Вот что он пишет в своей "Книге путешествий":

Крепость Стена. Она подвластна польскому королю, а гетман ее — казак Дорошенко. Со своим семитысячным войском он вышел навстречу хану. Устроив угощения, он приказал, чтобы в знак приветствия с крепости стреляли пушки. Хану было доставлено двадцать повозок даров. Эта крепость стоит на берегу реки. Ее цитадель, воздвигнутая на крутой скале, является прекрасным прочным сооружением, построенным из камня. За крепостными стенами находятся арсеналы, пушки, несколько монастырей с колоколами.
Ее нижний посад. Он представляет собой огороженную земляным валом и бревенчатым частоколом паланку. Вокруг него глубокий обрывистый ров, наполненный водой. Посад — большой, и его огибает река.


О других событиях, связанных с укреплением Янград, можно подробнее почитать здесь.

Click here
16. Новое кладбище
Click here
17. Путь к Замковой Горе
Click here
18. Церковь Святого Николая
Click here
19. Старое кладбище середины 19 века.

Слегка подкрепившись кизилом (фото 20), продолжаем спуск в село (фото 21).

46,2 км, 13:05 - В конце спуска родник и мостик через Русаву (фото 22). Едем по каменистой дороге низом через село, которое как-то долго заканчивается: уже, вроде бы все - и опять появляются дома. Через 4 км от пройденного нами мостика через Русаву, наконец, село заканчивается и сильно разбитая дорога уходит от реки в подъем (фото 23). Далее едем по исчезающей в траве грунтовке (фото 24), местами истоптанной стадом домашнего скота до невозможности ехать (прошлись они по сырому грунту, а потом все это подсохло).

Подъезжаем е селу Клембовка и окраинами этого села выезжаем к асфальтовой автодороге Томашполь-Ямполь.

55,0 км - сворачиваем на асфальт Томашполь-Ямполь.

64,6 км - пересекаем автодорогу Дзыгавка - Писаревка. Жарко. Небольшой привал в тени.

72,8 км - в селе Русава снова пересекаем знакомую речку Русава.

16:00 - Въезжаем в Ямполь (фото 25). Принимаем решение не ехать вдоль Днестра по левому берегу в Цекиновку, поскольку можем опоздать там на паром. Переходить границу и переправляться через Днестр будем в Ямполе - здесь международный погранпереход, паром должен работать более надежно, чем межгосударственный в Цекиновке. В Ямполе находим продуктовый магазин и закупаем хлеба на три дня, остальные продукты у нас есть.

Click here
20. Кизил
Click here
21. Спуск от Замковой горы
Click here
22. Мостик через Русаву в селе
Click here
23. Подъем на южной окраине села Стена
Click here
24. Вдоль склонов Русавы
Click here
25. Ямполь

79,6 км, 16:45 - Погранпереход и паром. С паромом нам повезло - успели на стоявший у причала и готовившийся к отправке паром. Но перед этим быстро прошли традиционные пограничные процедуры. Цена парома сейчас 10 молдавских лей. Небольшого запаса молдавских денег у нас вполне хватило на оплату парома. Переправляемся - фото 26.

После переправы снова пограничные процедуры уже в Косоуцах на молдавском берегу. После их прохождения делаем привал и перекус в тени больших деревьев на берегу Днестра. На этом берегу расположено молдавское село Косоуцы. Первые поселения в этом месте возникли 22 тыс. лет назад, а населенный пункт под названием Косоуцы существует более 500 лет. Это село камнерезов. Восточнее села расположен гранитный карьер, камни из которого используют для различных поделок.
В Косоуцах начинается 2,5-километровый асфальтовый подъем с набором высоты около 130 метров. Вдоль дороги встречаются мастерские и рекламные камнерезные образцы - распятия, памятники, декоративные элементы домов и т.п.
На подъеме к нам дважды подъезжали лица в автомобилях и спрашивали, как проехать к монастырю. Несколько странно объяснять местным жителям, где у них тут монастырь. Косоуцкий монастырь расположен в лестстом овраге западнее села. Монастырь и источник рядом с ним являются популярным местом среди паломников. Но в этот раз мы туда не едем.

87,9 км - в конце длинного спуска въезжаем в город Сороки. Это один из самых крупных цыганских населенных пунктов СНГ, который иногда даже называют цыганской столицей мира.

90,0 км, 18:15 - крепость. Это одна из главных достопримечательностей Молдовы. Но вход в нее уже закрыт. Осматриваем крепость снаружи (фото 28). Когда-то вокруг крепости был большой тенистый парк из старых деревьев. Но несколько лет назад все деревья вырубили и устроили вокруг крепости открытое каменное пекло от солнца (фото 28).
Рядом курсирует паром (фото 27) Цекиновка-Сорока, на котором изначально мы собирались пересекать Днестр.
Движемся по набережной на юг. Встречаем редкий для Украины сейчас памятник о том, что в 1711 году молдавский народ встретил здесь русскую армию для совместной борьбы с турками (фото 29).

Click here
26. Днестр на пароме
Click here
27. Вид от крепости на паром Сорока - Цекиновка
Click here
28. Сорокская крепость
Click here
29. Памятник на набережной
Click here
30. Днестр на южной окраине Сорок


Впереди на склоне холма видна "Свеча благодарения"(фото 30). Это башня в виде свечи (фото 31) высотой 29,5 метров, построенная по инициативе молдавского писателя Иона Друцэ в память о всех разрушенных памятниках молдавской культуры. Подробнее
18:45 Со смотровой площадки открываются прекрасные панорамы Днестра и окрестностей (фото 32-33).
Вплотную к холму со "Свечой благодарения" примыкает Бекиров яр - глубокий овраг с белыми известняковыми скалами (фото 34-35). В скале расположена пещера монаха Бекира (фото 34). За несколько последних десятилетий деревья в овраге значительно выросли и за листвой скалы оврага плохо просматриваются. Раньше этот овраг выглядел намного эффектнее.

Click here
31. "Свеча благодарения"
Click here
32. Вид с Бекирова холма на восток
Click here
33. Вид с Бекирова холма на север
Click here
34. Пещера монаха Бекира
Click here
35. Бекиров яр

93,3 км, 19:10 - мост через ручей Бекирового яра. За мостом основная асфальтовая дорога уходит вправо в подъем. А мы продолжаем движение по грейдеру прямо вдоль Днестра. Через 700 метров слева от дороги родник (фото 36).

95-97 км - асфальтовый участок дороги. Здесь к Днестру примыкает небольшой овраг, крутые склоны отступают и на пологом участке расположилось множество баз отдыха. Но далее снова каменистая грунтовка, к которой вплотную примыкают крутые травчнисто-осыпные склоны, местами поросшие кустарником и небольшими деревьями (фото 37-38). На склонах во многих местах видны выходы известняка и каменистые осыпи. Но известняк здесь не монолитен и не образует скал - отдельные глыбы известняка разделены глиняными прослойками, которые постепенно размываются и камни осыпаются вниз.

99,2 км, 19:55 - крутой склон отступает от берега Днестра и уходит куда-то вправо. На пологом побережье сразу возникает село Трифауцы, которое пересекаем по центральной улице. В пределах села асфальт.

101,0 км - в конце села заканчивается асфальт, каменистый грейдер поворачивает вправо, начинается подъем. Через километр Т-образный перекресток, сворачиваем вправо, а еще через пол километра - влево. Дорога довольна тяжелая для передвижения - часто встречается "шифер", на поверхности дороги много незакрепленных камней и пыли. Слева вдали виден крутой левый берег Днестра.

104,5-108,7 км - Проезжаем село Василкэу. За селом дорога становится полностью грунтовой без примеси камней.

109,3 км, 20:55 - справа у дороги у основания склона колодец. Склон зарос в основном акацией. Недалеко от дороги находим пологие террасы с удобными для лагеря полянами (фото 40).

Click here
36. Родник у дороги
Click here
37.
Click here
38.
Click here
39.
Click here
40. Место первой ночевка


Итоги дня: пройдено – 109,3 км,
набор высоты – 1187 м.
Трек





Второй день, 31 июля, понедельник

8:40 - начало движения. Вышли поздно - раннего подъема не получилось да и сборы были какие-то медлительные. Тут непонятно, что важнее: езда или отдых в прохладный период суток.
Продолжаем движение вдоль берега (фото 41). Через полтора километра накатанная грунтовка уходит вправо от берега в небольшой подъем. Не придав этому значения продолжаем движение прямо вдоль берега по травянистой тропке (фото 42). Еще через 400 метров тропа упирается в ручей (фото 43), сворачивает влево к реке и заканчивается на полчне на берегу. Перейти ручей вброд конечно можно, хоть русло и сильно заилено, но дальше заросли кустарника и деревьев, из которых непонятно, как выбираться. Возвращаемся на дорогу (2,2 км, фото 44). Ручей легко преодолевается по камешкам (2,6 км).
Если раньше дорога была зажата между высоким крутым склоном и руслом реки, то далее между склоном и руслом 200-300 метров пологого берега, который весь используется под посевы, в основном, кукурузы. Дорога идет между этими посевами (слева) и крутым травянистым склоном справа, высотой около 100 метров, с небольшими каменисто-осыпными оврагами. Большую часть пути грунтовка идет по открытой местности и хорошо просохла после недавних дождей. Но встречаются участки среди деревьев, где сохранился сырой грунт и лужи (фото 45)

Click here
41.
Click here
42.
Click here
43.
Click here
44.
Click here
45.

5,6 км - въезжаем в село Слобозия-Вэрэнкэу. Через 100 метров упираемся в широкую улицу с каменистой грейдерной дорогой и сворачиваем на нее влево.

6,8 км - развилка в селе, основная дорога уходит вправо. Мы держимся ближе к реке и едем по улочке влево. Через 400 метров дорога упирается в церковь (фото 46), рядом с ней колодец, в котором набираем воду. Объезжаем церковь справа, еще через 400 метров дорога заканчивается у входа на кладбище. Немного вернувшись, находим заросшую тропку, по которой пересекаем овраг, а затем через кукурузное поле через 300 метров выходим на основную дорогу.
Склон справа становится круче, осыпные овражки все чаще. Перед началом следующего села справа карьер.

Click here
46.
Click here
47.
Click here
48.
Click here
49.

9,6 км, 10:00 - въезжаем в село Вэрэнкэу (фото 47). Возле села Днестр делает крутой разворот, за селом виден скалистый берег (фото 48). Но у подножия скал вдоль берега просматривается тропка. Сразу с дороги перед селом спускаться к берегу неудобно, здесь в Днестр впадает приток, его устье заилено и заросло. Поэтому едем по дороге в село, переезжаем по мосту ручей, а после этого спускаемся к Днестру.

10,5 км - спустились к Днестру и едем вдоль него по грунтовке, вскоре переходящей в тропу, которая вьется вдоль живописных известняковых скал (фото 49-53).
Участники немногочисленных велопоходов, которые проезжали через Вэрэнкэу, все далее ехали кратчайшим путем на Залучены, срезая большую петлю Днестра. А зря. Побережье Днестра ниже Вэрэнкэу очень живописное. Правда, ехать здесь удается далеко не везде.

Click here
50.
Click here
51.
Click here
52.
Click here
53.

11,5 км - крутой склон постепенно удаляется от берега, едем по пологим травянистым лугам (фото 54).

15,2 км, 10:55 - слева недалеко от берега странное сооружение (фото 55). Вероятно это какая-то недостроенная церковь необычной конструкции. Строительство заброшено.

16,6 км - с теряющейся в траве грунтовки выезжаем на каменистый грейдер (фото 56). На противоположном берегу хорошо виден высокий, местами обрывистый склон Днестра. Но посещение этих мест проблематично, поскольку где-то здесь проходит граница Украины и Приднестровья.

17,4-20,4 км - проезжаем село Нимереука. За селом идет отличный недавно укатанный грейдер (фото 57), не уступающий асфальту. Камешки совсем не ощущаются, все залито какой-то глиняной смесью и хорошо раскатано. По обе стороны растут высоченные тополя. А вокруг голая выгоревшая на солнце степь. Пейзаж несколько напоминает среднеазиатский.

25,8 км, 11:40 - в селе Церлина с центральной улицы сворачиваем вправо и неожиданно упираемся в Днестр (фото 58), хотя перед этим Днестр все время был слева.

Click here
54.
Click here
55.
Click here
56.
Click here
57.
Click here
58.

26,5 км - грунтовая дорога, по которой мы ехали, по склону примыкающего оврага уходит вверх (фото 59). А мы продолжаем движение вдоль берега Днестра по тропкам (фото 60), которые временами пропадают на крутом склоне (фото 61).

Стало жарко. Привал для купания в Днестре.

28,0 км - Крутой склон уходит от берега, а вслед за ним и дорога удаляется от Днестра и идет в сравнительно пологий подъем, пересекая поле кукурузы. Ехать тяжело - прошедшие недавно дожди сильно размыли ручьями грунтовую дорогу, которая в этом состоянии и засохла.

30,5-32,4 км - проезжаем село Залучены. В колодце пополняем запасы воды.
За селом Днестр (слева) снова вплотную прижимается к крутому осыпному склону, грунтово-каменистая дорога идет вдоль берега (фото 62-63). На дороге встречаются то сырые участки от сочащихся родников, то гряды мелких камней, принесенных со склонов дождевыми потоками (фото 63).

Click here
59.
Click here
60.
Click here
61.
Click here
62.
Click here
63.

26,5 км, 13:00 - На берегу Днестра просторная поляна в тени могучих верб с множеством сухих веток для костра, рядом ручей и растет алыча, из которой можно сварить компот. Делаем длительный привал для обеда и пережидания жары.

15:20 - продолжаем движение. Дорога идет в тени деревьев. На тенистом берегу Днестра много удобных мест для отдыха. С этой целью сюда приходят жители села Тыргул-Вертюжены, расположенного выше крутого склона.
Далее дорога идет по берегу вдоль сравнительно пологого лесистого склона.

37,3-39,4 км - проезжаем село Вертюжены. За селом дорога несколько подымается над берегом и идет по террасе через лес. Много удобных мест для отдыха. Но дорога довольно сложная - то глубокая разбитая колея (фото 64), то дорога теряется в лесу. Места живописные - большой тенистый лес, впереди крутой каменистый склон, на реке острова (фото 65-67).

Click here
64.
Click here
65.
Click here
66.
Click here
67.

43,9-45,2 км - проезжаем село Нэпадова. Далее пыльный каменистый грейдер через два километра идет в полукилометровый подъем (фото 68), после которого еще через два километра начинается село Сэнэтеука. На дороге много незакрепленных камней разных размеров, часто встречается "шифер"..

50,5 км - начинается асфальт

52,3 км, 16:55 - Перед погранпереходом в Приднестровье у моста через Днестр сворачиваем вправо. Асфальт закончился, начался противный грейдер с "шифером", сверху обильно присыпанный гравием. Ищем более удобные места для езды на обочинах.
Начинается километровый подъем. С подъема открывается панорама Днестра с видом на мост и село Каменка на том берегу в Приднестровье (фото 69). В конце спуска вправо уходит отворот к монастырю Жапка. Мы там бывали ранее и сейчас с целью экономии времени туда не едем.

56,6 км - за пол километра до начала села Бурсук справа от дороги родник (фото 70). Пополняем запасы воды.
В селе Бурсук к Днестру примыкает два глубоких оврага с впадающими в Днестр ручьями. На фото 71 первый из оврагов (справа), мы едем вдоль Днестра (влево).

Click here
68.
Click here
69.
Click here
70.
Click here
71.
Click here
72.

В пределах села у дороги сохранились старинные поклонные кресты (фото 72, 73).

59,1 км - конец села, дальше грунтовая дорога на протяжении километра идет через лес. На этом участке большая часть дороги оказалась залита водой, грунт сырой (фото 74, 75). Передвигаемся в основном пешком. В лесу у дороги есть мощный родник.
За лесным участком дорога снова сухая (фото 76). Проезжаем село Кот, за которым останавливаемся, чтобы полакомиться придорожными абрикосами и собрать их для вечернего компота (фото 77). Вообще сезон абрикос уже прошел, но отдельные поздние экземпляры до сих пор встречаются.

Click here
73.
Click here
74.
Click here
75.
Click here
76.
Click here
77.

65,4 км - мост через речку Кушмирка в селе Климауцы дэ жос. Ранее мы неоднократно проезжали это место и далее ехали вдоль Днестра к селу Вадул Рашков, где интерес представляет красивый вид на Рашков и Красную скалу на противоположном берегу, башня замка вблизи бывшей переправы, старое еврейское кладбище, скалистый склон с многочисленными пещерами . Но на сей раз перед мостом сворачиваем вправо на разбитую грунтовку и едем вверх вдоль речки. Наша цель - водопад Лидии на реке Кушмирка. Есть такая легенда:

Как рассказывают местные старики, на месте современной пасеки стоял небольшой домик, в ко­тором тихо жил лесник с молодой женой Лидой и двумя сыновьями. Но вот полюбила Лида кра­сивого барина и стала часто уходить в скалы, ища встреч с ним. Однажды в зимний вечер лесник подстерег барина, убил его и похоронил в одном из гротов Холма (где сейчас нагромождение камней). Жене сказал, что кровь на вещах от убитого волка, которого он не смог донести. До­гадавшись об убийстве возлюбленного, Лида бро­силась в шумящий водоворот, который, закружив, унес ее на дно. С тех пор иногда, в лунные ночи, выходит Лида со своими подругами-русалками на берег ручья и пляшет здесь до рассвета.

67,5 км, 18:50 - по левому (орографически) берегу дорога упирается в ворота хозяйского двора (фото 78). Перед этим есть развилка и другая дорога через речку перебирается на правый берег, туда и едем. Но дальше дорога через лес уходит круто вверх по склону. Вдоль реки нет ни дороги, ни тропы. Возвращаемся к воротам в тупике, чтобы у хозяев дома спросить дорогу. Пожилая хозяйка по русски говорит плохо и на вопрос, как проехать к водопаду, отвечает, что она не понимает, что такое водопад. Приходится напрячься и вспомнить, что по молдавски это "каскада". Тут женщина оживилась, закивала головой и показывает на свой двор - да, тут надо ехать дальше. С другой стороны двора есть еще одни ворота. Поблагодарив, проезжаем через двор и двое ворот. Настроение двойственное - с одной стороны, женщина подтвердила, что водопад есть. С другой стороны, такой заезд через двор говорит о том, что туда ездят редко, т.е. водопад интереса не представляет.
Проехав последнюю на нашем пути вдоль речки группу домов, дорога, траверсируя склон, уходит вверх. Она и раньше то подымалась, то спускалась, но сейчас подъем затянулся без перспектив на спуск. Возвращаемся и возле домов внизу находим едва заметную в траве дорогу вдоль реки. Дальше была масса прекрасных мест для отдыха, проехали мимо оборудованного родника, небольшого ручья, но шума водопада не слышно. Просторные поляны перестают встречаться, а дорога превращается в тропу вдоль ручья меж двух крутых склонов. Местами тропа труднопроходима с велосипедами. Мы особенно не задарживались на этих живописных местах, поскольку до темна нам нужно еще перебраться к Днестру. Или хотябы найти водопад. Тропа уходит по склону через лес вверх, вдоль ручья заросли, через которые сложно пробираться. В месте начала подъема тропы есть большой омут, что соответствует легенде, и пара сливов ручья с камней (фото 79), которые сложно назвать водопадом. Уже после похода в интернете было найдено видео водопада Но визуально место на видео не очень похоже на то, что мы нашли. Кроме того, интерес представляет холм Циглэу на правом берегу Кушмирки, откуда открываются красивые виды на ущелье. Но тропы туда мы тоже не нашли.

Место, где мы находимся, зажато с двух сторон крутыми склонами, места для лагеря нет, сыро и много насекомых. Нужно либо возвращаться назад к полянам, там располагаться на ночлег и с утра продолжать поиск, либо выбираться из ущелья, двигаться к Днестру и там искать место ночевки. Выбираем последнее.

71,3 км, 19:40 - через 200 метров подъема тропа упирается в пасеку, видимо, ту самую, где стоял дом лесника из легенды. Поднимаемся правее на поляну среди леса. Тропа теряется в траве. Идем дальше вверх без тропы, упираемся в лес. Разведка показала, что искать тропу нет смысла, здесь лишь около 30 метров лесных зарослей до края леса, за которым начинаются поля. Далее еще был участок скошенного пшеничного поля (фото 80), после которого уже едем по дороге.

Мы вынужденно поднялись по склону не правого, а левого берега Кушмирки. Теперь предстоит дорогами объехать лес и овраг.

74,2 км, 20:15 - на дне оврага пересекаем знакомую нам речку Кушмирка (фото 81)
По пути приемлемых мест для ночевки не нашли и мы решили спускаться к Днестру. В глубоких сумерках спустились в село Сокола и разбили лагерь за селом на берегу Днестра (фото 82).

85,8 км - лагерь. Позже обнаружили, что родник, возле которого мы намерены были остановиться по плану, расположен в 30 метрах от нашей палатки.

Click here
78.
Click here
79.
Click here
80.
Click here
81.


Итоги дня: пройдено – 85,8 км,
набор высоты – 960 м.
Трек




Третий день, 1 августа, вторник

С утра состояние атмосферы в 22 градуса сложно назвать утренней прохладой, но, по крайней мере, не жарко. Рядом прекрасные панорамы утреннего Днестра (фото 83). Но, надо ехать. Вышли в 8:50. Движемся дальше на восток вдоль Днестра через лес. Через 400 метров травянистая грунтовая дорога выходит из леса на просторную поляну (фото 84) и идет по ней на протяжении почти 3 км. Справа выше крутых склонов расположено село Пояна. Но попасть из села на эту поляну очень непросто, поскольку склоны крутые, каменистые, во многих местах обрывистые и сильно заросли кустарником (фото 85). Дорога от села к Днестру есть на восточной оконечности села.

Click here
82.
Click here
83.
Click here
84.
Click here
85.

3,9 км - дорога выходит к берегу Днестра (фото 86), огибая овраг. Здесь видно, что левый берег такой же высокий и каменисто-скалистый, как и правый. Здесь Днестр на протяжении десяти километров течет в каньоноподобной долине шириной около километра и глубиной до двухсот метров. Где-то здесь выше скал противоположного берега (фото 86) располагалась крепость Калаур - грозное укрепление 15-16 веков, которая некоторое время до своего разрушения была пограничным укреплением между владениями Польши и Турции.
Далее следует пятисотметровый подъем через лес. Далее на протяжении двух километров дорога траверсирует склон через лес, а потом еще два километра по открытой местности до села. В лесу дорога местами завалена (фото 87) и несколько сырая после прошедших дождей. Но в основном проезжаема.
На противоположном берегу (фото 88) видно село Строенцы, считающееся самым живописным местом Приднестровья. На южном склоне прилегающего к Днестру оврага с середины 19 века разбит виноградник, а выше него установлена Башня Ветров в память о герое войны 1812 года генерал-фельдмаршале Петре Витгенштейне.
Нам следовало по плану свернуть вправо в подъем к селу Курэрура, но этот поворот мы где-то проскочили. Точнее, видели один отворот, но он показался сомнительным и мы не стали рисковать, а решили объехать по знакомой дороге через село Тарасова.

8,3 км - перед селом справа от дороги возле небольшого возвышения расположены два полуразрушенных каменных креста (фото 89) и один более современный цементной кладки. Это просто поклонные кресты или они с чем-то связаны, нам установить не удалось.

Click here
86.
Click here
87.
Click here
88.
Click here
89.

В селе начинается изрядно побитый, но асфальт (фото 90). За селом подъем с набором порядка 150 метров.

11,4 км - в конце подъема основная дорога уходит влево, а мы продолжаем двигаться прямо.

12,8 км - упершись в полуразрушенную крупную ферму, дорога сворачивает влево. Нам нужно низом вдоль оврага мимо озера двигаться на юго-запад. Но там все заросло густой высокой травой. Поплутав немного по территории фермы, находим приличную грунтовую дорогу в нужном направлении (фото 91). Правда, она местами размыта последними дождями.

16,2 км - основная грунтовка сворачивает вправо к селу Алчедар, а мы продолжаем ехать прямо по заросшей травой грунтовке (фото 83). Спустившись в овраг, упираемся в лес и сворачиваем вправо.

17,2 км - справа от дороги родник, обелиск и остатки городища Алчедар (фото 93, 94). Учитывая, что городище тиверцев располагалось здесь в 6-м веке (т.е. ему 1500 лет), земляной вал, окружавший округлую цитадель городища, очень хорошо сохранился. А вот расположенный рядом памятный обелиск сохранился плохо, несмотря на то, что он значительно моложе.
Через городище Алчедар мы неоднократно проезжали и раньше, но в этой поездке дополнительно хотелось рассмотреть участок нераспаханной земли в четырехстах метрах северо-западнее. Оказалось, что посреди поля подсолнухов расположено еще одно древнее поселение, огороженное прямоугольным земляным валом (фото 95). Оба городища внутри все в ямах и холмах. Вероятно, это следы работы археологов.

Click here
90.
Click here
91.
Click here
92.
Click here
93.
Click here
94.

Встреченные три мужика с телегой настоятельно рекомендовали в село Матеуцы ехать на юго-восток вдоль леса и далее подъем полем. А через лес, как мы хотели, вроде, легко заблудиться, лес большой. Выслушав совет, мы, конечно, поехали туда, где легко заблудиться. Да и ездили мы когда-то по рекомендованной дороге - там открытое поле и солнцепек. А в лесу все же приятнее.

В ходе поиска дороги в лесу нашли еще один родник (фото 97) со столом и лавками рядом. И крест с надписью "в память от народа прадедам и дедам..." (фото 96). Вероятно это связано все с тем же городищем и построено какими-то местными энтузиастами.

В начале дорога оказалась совсем не такой, как хотелось (фото 98). Но затем глубина колеи уменьшилась и большую часть 3,5-километрового пути по лесным слегка заросшим грунтовкам мы ехали.

21,0 км - Упираемся в дорогу и сворачиваем на нее влево. Дальше снова километр через лес, но уже по песчано-каменистому грейдеру с часто встречающимся "шифером".

22,5 км, 12:50 - за лесом начинается село Матеуцы (фото 99). Здесь же начинается неплохой асфальт.

Click here
95.
Click here
96.
Click here
97.
Click here
98.
Click here
99.

Проехав чуть более километра по селу начали искать спуск в глубокий овраг. Это оказалось весьма не просто, поскольку склон здесь обрывистый, в него упираются сельские огороды и даже найти подъезд к нему сложно. Выехали на край обрыва и увидели, что сзади порядка полукилометра есть дорога вниз, т.е. мы прорехали. Возвращаемся и находим этот спуск. Но оказалось, что эта дорога ведет в карьер и тупик. По дну ущелья не видно ни дорог, ни троп, а проходящая там железная дорога уходит в тоннель (фото 100). Снова возвращаемся. На улицах людей нет, полдень, самое пекло, все попрятались, спросить не у кого.

28,2 км - нашли начало спуска. Длина спуска чуть более километра со сбросом порядка 120 метров высоты (фото 101). Дорога узкая, каменистая, сильно разбитая и, видимо, не часто используемая. Впереди виден комплекс цементного завода.

29,8 км - спустившись вниз и переехав несколько железнодородных путей попадаем на неплохую бетонку. Дорога широкая, добротная, по ней иногда ездят громадные самосвалы, чему мы вначале не придали значения. Но через два километра мы уперлись в шлагбаум, дальше карьер, выезда из которого нет, тупик. Съехать с бетонки и срезать путь к селу не удается - вдоль дороги прорыт глубокий ров, густо заросший кустарником. Приходится возвращаться и спускаться почти в самый низ.

34,0 км - возвращаемся к повороту бетонки и развилке. Здесь еще одна дорога (асфальтовая) уходит куда-то вниз, на запад, к каким-то производственным территориям. Рядом есть небольшое грунтовое ответвление, что-то среднее между дорогой и тропой. Как оказалось, нам туда и надо. Поднимаемся к селу и пересекаем его. Солнце палит нещадно. Стараемся делать небольшие остановки в тени, но удается это все реже.

36,7 км - закончилось село, выезжаем на грейдер. После нескольких развилок попадаем на более чем двухкилометровый спуск с незначительным уклоном и старым сильно разбитым асфальтом, частично покрывающим дорогу.

39,2 км - сворачиваем на заброшенную грунтовку, которая ведет в заброшенный карьер. Через 600 метров перед спуском в карьер сворачиваем влево на заросшую травой и едва заметную грунтовку (фото 102).

40,6 км, 14:45 - мост (фото 103). Это грандиозное сооружение времен индустриализации, длиной 400 метров, над оврагом глубиной 120 метров. Это технологический мост с двумя ветками трубопроводов и дорожкой для обслуживания (фото 104). Вероятно, трубопровод шел к расположенному на той стороне оврага крупному недостроенному комбинату (фото 103).

Click here
100.
Click here
101.
Click here
102.
Click here
103.

На спутниковых снимках просматривается тропа, траветсирующая склон от моста на юго-восток и спускающаяся к ручью. По ней мы и планировали спуститься. Но начав спуск мы обнаружили, что тропа разрушена осыпями. В принципе, можно было бы спуститься и без тропы, но учитывая замедленную реакцию от жары, это не безопасно. Да и выигрыша во времени не будет - быстрее объехать и найти нормальный спуск.

Пик жары. Голая степь, нет нигде тени, где можно было бы спрятаться от палящего солнца. Возвращаемся и едем грунтовками через поле, а затем мимо многочисленных огородов. На краю склона открываются прекрасные панорамы Днестра (фото 105) и расположенного на противоположном берегу города Рыбница (фото 106).

43,3 км - крутой спуск улочками села по каменистым дорогам.

44,0 км - конец спуска, упираемся в асфальт и сворачиваем на него вправо. Через километр поворот вправо на мост через Днестр. Сразу на повороте расположен пунт контроля Молдовы. Раньше это был просто полицейский пункт, а сейчас здесь еще и пункт миграционной службы, поэтому достаем паспорта и регистрируем свой выезд из Молдовы.
Еще через километр, сразу за мостом через Днестр, пограничный пункт Приднестровья, где почти мгновенно проходим регистрацию.

Click here
104.
Click here
105.
Click here
106.
Click here
107.

Город Рыбница, времени - четыре часа дня. До станции Слободка 35 км, до Котовска - 50. Электричка из Слободки на Одессу в 18:24, из Котовска в 19:08. В принципе, можем успеть хоть в Слободку, хоть в Котовск. Но, учитывая, что температура 36 в тени и солнце продолжает жарить, успевание становится неочевидным. Решаем ехать следующим поездом, сейчас сделать большой привал на берегу Днестра, а затем выехать в половине седьмого, чтобы засветло быть в Слободке.

86,3 км, 20:50 - станция Слободка (фото 107). Наш поезд №145 в 23:10. Берем билеты и на лавочке наслаждаемся относительной вечерней прохладой.


Итоги дня: пройдено – 84,7 км,
набор высоты – 1394 м.
Трек





Заключение и выводы

Запланированный маршрут успешно пройден с небольшими изменениями, перечисленными выше. Пройденные долины рек Русава, Днестр, Кушмирка очень живописны, но не просты для проходжения. На нашем маршруте участки асфальта были лишь на подъезде к Днестру и отъезде от него. Вдоль Днестра асфальт практически отсутствует, а грунтово-каменистые дороги иногда превращаются в тропы. Маршрут мы проходили в порядке разведки и заявили этот поход первой категорией, хотя основная его часть вполне может быть участком маршрута третьей категории сложности.

Прохождение маршрута в конце лета удобно из-за обилия фруктов и возможности купания в Днестре. С другой стороны, жара затрудняла передвижение и заставляла делать в середине дня продолжительные привалы порядка трех часов. Из-за зарослей высокой и густой травы, листвы на деревьях, мы не осмотрели ряд ожидаемых достопримечательностей. Для осмотра скалистых ущелий и водопадов предпочтительнее ранняя весна или поздняя осень.

Поломок на маршруте не было. Как ни странно, не было ни одного прокола, хотя мы нередко продирались сквозь заросли шиповника, акации и ежевики.

При прохождении подобного маршрута интересно ряд крутых склонов и скалистых участков проехать верхом. Также интересно на них посмотреть с противоположного берега, который интересен и сам по себе.

Среди невыполненных планов, которые, вероятно, перекочуют в следующие поездки следует отметить следующие:
- участок узкоколейки между селами Комаргород и Стена. Далее, восточнее Ямполя эта узкоколейка проходила через тоннель. Любопытно, что там сейчас;
- вдоль русла реки Русава между селами Стена и Клембовка. Но здесь, видимо, проехать маловероятно, поскольку даже скот перегоняют по тропам выше склонов;
- старинная усадьба в селе Севериновка;
- участок побережья Днестра выше села Цекиновка. Но нет уверенности в возможности прохождения там вдоль крутых лесистых склонов;
- остатки огневых точек линии Сталина, которые расположены по левому берегу Днестра как выше склонов, так и непосредственно у реки.
- скалы возле села Вэрэнкэу интересно посмотреть сверху;
- также хотелось осмотреть сверху скалы возле села Нэпадова;
- на реке Кушмирка хотелось бы все же конкретно определить места водопадов, связанных с легендой. Хотя, полноценных водопадов там скорее всего нет. Также хотелось взобраться на вершину холма Циглэу;
- пещеры в скалистом склоне в районе сел Вадул-рашков - Сокола;
- водопад ниже села Сокола. Его смотреть, видимо, лучше ранней весной или поздней осенью.
В общем, вопросов и неясностей вполне достаточно, чтобы проехать подобным маршрутом снова.



Информационные источники

1. http://imwerden.de/pdf/verina_pamyatniki_prirody_moldavii_1980.pdf - Верина В. Памятники природы Молдавии. Кишинев,«Картя Молдовеняскэ», 1980. (о р. Кушмирка)
2. http://sergekot.com - Путешествуя Историей. Блог Сергея Котелко.
3. http://www.moldovenii.md/ru/news/view/section/15/id/17226/from/mold_tourism - о водопаде Лидии на р. Кушмирка
4. http://stina.at.ua - неофициальный сайт села Стена.
5. http://zamki-kreposti.com.ua/vinnickaya-oblast/gorodok-jangrad-stena - укрепленный город Янград.
6. http://shatuni.narod.ru/troitsa.htm - велопоход н/к, июнь 2008, рук. Буз В.
7. http://shatuny.narod.ru/moldova09.htm - велопоход 3 к.с., май 2009, рук. Проценко Д.
8. http://shatuny.narod.ru/10dnestr.htm - велопоход 1 к.с., июль 2010, рук. Буз В.
9. http://velosamara.ru/2010/num2 - ВелоСамара. По Молдове, Бессарабии и Херсонщине, май 2010, рук. Акчурин К.
10. http://shatuny.narod.ru/11dnestr2.htm - велопоход н/к, октябрь 2011, рук. Буз В.
11. http://selimar.livejournal.com/6306.html - велопоход Кугурешты-Пояна, апрель 2012, рук. Селиванова М.
12. http://rhcp.io.ua/s380471 - велопоход 3 к.с., ноябрь 2012, рук. Уразбахтин А.
13. Отчет о велопоходе 2 к.с., Молдавия - Западная Украина, сентябрь 2013, рук. Инфлянскас В.
14. http://shatuny.esy.es/13/moldova10.htm - велопоход 1к.с., октябрь 2013, рук. Буз В.
15. http://velorout.com.ua/article/747-po-holmistym-dorogam-moldavii.html - Пятидневный тур по Молдавии, 2013, velorout
16. http://forum.velo.md/index.php?showtopic=11519 - Велопоход по северу Молдавии, август 2014
17. http://shatuny.esy.es/15/moldova.htm - велопоход 1 к.с., июль 2015, рук. Буз В.
18. Пилат И.Н. Туристские маршруты Молдавии - Кишинев : Тимпул, 1981. - 191 с.