К перечню велопоходов
Осенняя Молдова
7-10 октября 2013 г.
Нитка маршрута:
Кишинев – Гояны – Требужены – Цыпова – Сахарна – Резина - Алчедар - Пояна - Вадул-Рашков - Каменка - Хрустова – Песчанка – Крыжополь
Протяженность активной части - 241 км, из них асфальт разного качества - 98 км
Продолжительность - 3,5 ходовых дня
Суммарный набор высоты - 3100 м
Обсуждение подготовки и итогов похода на форуме -
http://bike.od.ua/forum/viewtopic.php?f=8&t=25527
Схема пройденного маршрута
Статистика по дням
День |
Дата |
Пробег, км (из них асфальт) |
Набор высоты, м |
Температура воздуха утро/день/вечер |
Участок маршрута |
1 |
7.10.13 |
17,3 (17,2) |
230 |
4/14/9 |
Кишинев - Ставчены - Чореску - Гояны |
2 |
8.10.13 |
80,5 (9,8) |
1240 |
7/16/10 |
Гояны - Гыртоп Маре - Машкауцы - Бутучены – Требужены – Хородиште - Цыпова |
3 |
9.10.13 |
40,5 (18) + 14 пешком |
535 |
6/16/10 |
Цыпова – Нов.Сахарна - Сахарна – Резина - Чорна - Бошерница - Матеуцы - Алчедар |
4 |
10.10.13 |
88,7 (53) |
1100 |
7/15/12 |
Алчедар - Пояна - Вадул-Рашков - Сенатовка - Каменка - Хрустова – Пищанка – Крыжополь |
. |
всего |
227,0 (98) +14 пешком |
3100 |
. |
. |
Участники
Владислав Васильев (Мурманск, Россия)
| Юрий Рашковский (Тирасполь, Приднестровье)
| Василий Буз (Одесса, Украина)
|
Первый день, 7 октября, понедельник
Каким-то удивительным образом сформировался наш междунарордный экипаж для небольшой велопоездки по живописным местам осенней Молдовы. Влад перед этим неделю колесил по степным просторам юга Одесской области и Молдовы
http://bike.od.ua/forum/viewtopic.php?f=8&t=26890. К нему на завершающем этапе решили подключиться остальные два участника этой поездки.
Встреча была запланирована в Кишиневе вечером так, чтобы засветло выехать за город. Но реально встреча произошла в Бендерах, куда Влад приехал осмотреть крепость, а Юра и Василий здесь должны были встретиться для поездки в Кишинев.
В 16:45 все вместе поездом №103(061) отправились от станции БЕНДЕР 2 в КИШИНЭУ, куда прибыли в 18:20. По вечернему Кишиневу с оживленным автомобильным движением сравнительно быстро выкатитли за город. Возле села Ставчены нас настигла темнота, далее ехали со светом по автотрассе на Орхей. Остановились на ночевку вблизи с. Гояны в небольшом леске в ста метрах от автотрассы Кишинев - Полтава. С костром не заморачивались, на ужин - домашние бутерброды и чай на газовой горелке.
Второй день, 8 октября, вторник
Подъем в 06:40. Легкий завтрак, после которого мчим по спуску пустынной полтавской трассы к реке Икель. Не доезжая реки, при пересечении дорогой оврага, перелезаем через дорожные ограждения и движемся вправо вверх по оврагу в поисках штолен для добычи камня. Находим их в верховьях оврага (фото 1) и делаем небольшой осмотр.
Спустившись обратно по оврагу (фото 2), проезжаем по тоннелю под автотрассой (фото 3). Через 150 м тропа упирается в асфальтовую дорогу, на которую сворачиваем вправо.
Через 100 м после пересечения р. Икель (фото 4) проезжаем под мостом автотрассу Кишинев - Полтава. Сразу за мостом поднимаемся по склону насыпи на эту дорогу и продолжаем движение по ней на северо-восток. Хороший асфальт, отличная погода, красивые панорамы - легко ехать даже в горку (фото 5).
1. Штольни возле с. Гояны
| 2. Овраг у с. Гояны
| 3. Проезд под автотрассой
| 4. р. Икель
| 5.
|
Через 850 м от моста подъем заканчивается, здесь сворачиваем влево на дорогу в сторону с. Зайканы (фото 6). Качество асфальта здесь сильно ухудшается, зато автотранспорта почти нет. Еще через 2 км на развилке сворачиваем влево к селу Гыртоп Маре. Дальше идет обычный грейдер, никакого асфальта (фото 7). В самом селе - участок асфальта.
В конце подъема, сразу за с. Гыртоп Маре, сворачиваем влево на грунтовку, спускаемся по ней к лесу с несколькими избами на краю и после небольшого поворота влево продолжаем спускаться по грунтовке вдоль леса.
На перекрестке в районе смыкания двух лесных массивов выбираем дорогу на северо-восток и по ней полем завершаем спуск в балку. Далее движемся краем леса мимо зарослей терна, довольно крупные плоды которого оказались совсем не терпкими и не кислыми, поэтому заставили сделать небольшую остановку.
За лесом следует километровый подъем (фото 8) к гребню хребта, по которому проходит дорога из битого асфальта между селами Охринча и Бранешты. Ориентир - возле дороги ржавые металлические скелеты каких-то бывших хозяйственных построек.
Достигнув битоасфальтовой дороги на хребте, пересекаем ее и начинаем спуск к селу Машкауцы (фото 9). Через 800 метров спуска - развилка, чуть ниже которой находится родник.
6. Поворот с полтавской трассы
| 7. с. Гыртоп Маре
| 8.
| 9. спуск к с. Машкауцы
|
В с. Машкауцы выезжаем на асфальтовую дорогу, спускаемся по ней к мосту через приток Днестра Реут. За рекой съезжаем с асфальта влево на грейдер к с. Морова. Справа расположены крутые каменистые и скалистые склоны оврага. Само село с узкими улочками и каменными заборами несколько напоминает горный аул.
Вдоль узкой центральной улицы прорыта траншея, прокладывают какой-то трубопровод. Разминуться с работающей техникой было довольно сложно.
В центре села уходим в переулок правее и поднимаемся в гору (фото 10). Проехав далее на север по дороге через массив скумпии (часто встречающийся в Молдове кустарник, листья которого осенью окрашиваются в красный цвет) чуть более 300 метров, выезжаем на край обрывистого берега Реута, высотой 60-80 метров. Отсюда открывается прекрасная панорама излучины р. Реут (фото 11).
Далее был спуск по дороге и тропе вдоль хребта (фото 11-13). Спускаемся на асфальтовую дорогу, пересекаем р. Реут (фото 14) и далее направляемся в сторону с. Требужены (фото 15). Набрав воду в одном из колодцев (фото 16), устравиваем привал и обед (фото 17) на берегу Реута напротив развалин турецких бань.
10. Подъем из с. Морова
| 11. Старый Орхей
| 12.
|
13.
| 14. Мост через Реут возле с. Бутучены
| 15.
| 16.
|
После обеда продолжаем движение вдоль Требужен. Учитывая намечающееся отставание от графика, сокращаем запланированную езду вдоль Реута и у магазина сворачиваем вправо на подъем. Через 3,7 км от магазина, набрав 160 м высоты, упираемся в границу леса. Лес огорожен забором из деревянных кольев и колючей проволоки.
Сворачиваем влево и едем по грунтовке вдоль леса. По этой дороге с общим направлением север-северозапад предстоит проехать почти 30 км. Дорога - в основном грунтовка разного качества (фото 18, 19) от прекрасно раскатанной, до заброшенной, с комьями засохшего грунта, с сырыми участками и большими лужами в зоне леса.
Весь этот участок пути проходит вдоль хребта с незначительными наборами и сбросами высоты. На всем пути населенных пунктов нет, они находятся ниже в балках справа и слева. С учетом попутного ветра этот участок преодолели сравнительно быстро, но с остановками на сбор орехов и винограда.
В районе села Похребень (слева) сворачиваем вправо. Поперечное хребтам направление сразу проявляется ощутимым спуском и подъемом.
Чтобы несколько сократить путь и исключить передвижение по достаточно сложной для велосипеда тропе в ущелье Цыпова, принимаем решение ехать не через Цыпова, а через Городиште. Хотя, какого-то ощутимого выиграша не получилось.
Лагерь разбиваем в запланированном месте - на дне ущелья на поляне по левому берегу ручья в 50 метрах от родника.
17. Привал на берегу Реута
| 18.
| 19.
|
Третий день, 9 октября, среда
Будильник четко отработал в 6:40. Но наша решимость начать выполнение напряженных планов на сегодня сильно поугасла, как только мы выглянули из палатки. Все вокруг было окутано густым туманом. Слегка видны были деревья на краю поляны лагеря. И все. Что мы находимся на дне глубокого ущелья можно было только догадываться. Возникли сомнения о целесообразности экскурсии к водопадам.
Хотя, пока собрались и пока дошли туман немного поднялся и вид водопадов был вполне приемлемый (фото 20-24). Но скалы выше - сплошное молоко.
После водопадов был завтрак и вторая часть пешей экскурсии - к Днестру и скальному монастырю (фото 25-29). В конце экскурсии Влад охладился в бассейне, вырытом вблизи родника (фото 30).
20. Водопады Цыпова
| 21. Водопады Цыпова
| 22. Водопады Цыпова
| 23. Водопады Цыпова
| 24. Водопады Цыпова
| 25. Подъем из ущелья
| 26. Скальный монастырь
|
27. Туман над Днестром подымается
| 28. Келья в скале
| 29. Днестр вверх от Цыповского ущелья
| 30. Купель
| 31. Подъем из ущелья
|
Начали движение и подъем из ущелья в 11:45. Тропа вначале была хорошо видна, но она уходила к смотровой площадке на одной из вершин. Нам пришлось вторую половину подъема идти без тропы через мелкие кустарники и высокую траву (фото 32). Всего подъем занял около 40 минут, набор высоты при выходе из ущелья 130 м.
Нашли едва заметную и сильно заросшую травой старую грунтовку и движемся по ней на север вдоль лесного массива. Местами открывается панорама Днестра (фото 33). Постепенно дорога улучшается и превращается в хорошо раскатанную грунтовку (фото 35).
Перед с. Новая Сахарна расположен большой яблоневый сад. Он частично убран, но осталось еще много возможностей для того, чтобы подкрепиться сочными и сладкими фруктами. После небольшого привала обнаружен прокол у Влада. Это, вероятно, нас догоняет шиповник с подъема из Цыповского ущелья (фото 32). Редко удается проехать там группой без единого прокола.
В селе Н.Сахарна докупаем необходимые продукты на ужин и завтрак. За селом сворачиваем с грейдера влево на грунтовку, по которой скатываемся до оврага, а далее по тропке вдоль оврага едем в сторону монастыря. Снова прокол, теперь у Юры. Снова Цыпова напоминает о себе. Пока происходит клейка камеры, Василий и Влад поднялись на плато над оврагом, где расположены остатки Екимауцкого городища (фото 36, 37). Отсюда также открывается красивый вид на ущелье и монастырь (фото 38).
Продолжаем спуск по тропе к монастырю (фото 39). Спустившись вниз, совершаем пешую экскурсию к водопаду (фото 40) и скальному монастырю (фото 41).
32. Подъем из ущелья
| 33. Днестр ниже с. Бучушка
| 34. Плоды терна
| 35. Путь к с. Н.Сахарна
| 36. Монумент Екимауцкого городища
|
37. Земляной вал вокруг городища
| 38. Внизу - монастырь Сахарна
| 39. Спуск к монастырю
| 40. Водопад в ущелье Сахарны
| 41. Келья в скале
|
Через монастырский двор (фото 42) выходим во внешний мир. От монастыря вниз к Днестру ранее вела ужасная каменистая дорога. Но все меняется - сейчас ее залили бетоном и мы легко и быстро скатились вниз. Далее едем по асфальту вверх по Днестру параллельно берегу (фото 43).
Перед мостом через Днестр проезжаем указалель поворота влево (фото 44). Туда идет дорога на мост и далее через Приднестровский пограничный пост в г.Рыбницу. Едем прямо вдоль Днестра через с. Чорна. За железнодорожным мостом въезжаем в с. Бошерница (фото 45). Здесь расположен памятник былой индустриальной мощи советского государства - канатная дорога через Днестр (фото 46). Длина этой дороги 3,7 км, построена более 50 лет назад.
По ней транспортировалось сырье к Рыбницкому цементному заводу из карьера на правом берегу Днестра. Сейчас на правобережье построен Резинский цементный завод (опять же, в советские времена, в 1985 году). В результате борьбы за независимость друг от друга канатка навсегда остановилась. Сейчас владельцем Рыбницкого цементного завода является венгерская фирма, а владельцем Резинского цементного завода - французская фирма. А ничейная канатка стала угрожать обрушением.
Сейчас власти добиваются от Европы денег на ее демонтаж (якобы).
42. Монастырь
| 43. Вверх вдоль Днестра
| 44. Влево - к мосту через Днестр и к границе с Приднестровьем
| 45. Железнодорожный мост перед с. Бошерница
| 46. Бывшая канатная дорога к цементному заводу
|
Через 2,9 км от железнодорожного моста сворачиваем по указателю влево, к с. Матеуцы. Дорога туда начинается километровым подъемом по лесистому склону Днестра с набором высоты 120 м. Через 5 км от поворота на перекрестке окраины Матеуц сворачиваем вправо на грунтовку. Далее полевыми и лесными дорогами добираемся до городища Алчедар, которое несложно определить по обелиску и роднику возле него (фото 49). Алчедар (6-11 век) - поселение славянского племени тиверцев. В начале 12 века опустел из-за набегов кочевников. Хорошо сохранился вал городища (фото 48, 49). Контуры городища отчетливо видны на космических снимках.
Здесь мы решили, что к Днестру, где запланирована ночевка, мы засветло не успеем. Решено остановиться на ночлег здесь, на краю большого леса, неподалеку от родника.
47. Матеуцы
| 48. Вал городища Алчедар
| 49. Родник возле городища
|
Четвертый день, 10 октября, четверг
В 8:45 начали движение от монумента на север вверх по травянистому склону (фото 50) к дороге. В конце подъема вышли на поперечную грунтовку, по которой едем влево к с. Алчедар. По краю села идет дорога, в основном грейдер, но встречаются участки асфальта. В конце села сворачиваем вправо по указателю к с. Пояна (фото 51). Спуск, подъем, и мы въезжаем в с. Пояна (фото 52). Пересекаем село и выезжаем на высокий берег Днестра с живописными панорамами (фото 53).
50.
| 51. На окраине с. Алчедар
| 52. Въезд в с. Пояна
| 53. Начало спуска к Днестру
|
По ухабистой каменистой грунтовке спускаемся (фото 54) на обширную поляну и едем по ней вверх вдоль Днестра (фото 55). Долина Днестра здесь имеет ширину порядка километра и зажата между крутыми, нередко скалистыми склонами, высотой порядка 150 метров. Склоны с огромными известняковыми валунами поросли кустарниками и деревьями. Места здесь живописные (фото 55-57).
Перед селом Сокола крутой склон Днестра полностью покрыт лесом, а дорога проходит непосредственно берегом Днестра (фото 58-61)
54. Спуск к Днестру
| 55. Вдоль Днестра
| 56. Вдоль Днестра
| 57. Вдоль Днестра
|
58. Вдоль Днестра
| 59. Вдоль Днестра
| 60. Днестр ниже с. Сокола
|
В скалах над с. Сокола видны многочисленные гроты и пещеры (фото 62). Село Сокола непрерывно переходит в село Вадул-Рашков (фото 63). Сворачиваем с дороги вправо к большому старому еврейскому кладбищу (фото 64).
В центре села расположена башня старого замка (фото 65), который предназначался для охраны находившейся рядом переправы через Днестр. На месте двора замка несколько христианских могил 18 века (фото 66).
61. Подъезд к с. Сокола
| 62. Убежища в скале
| 63. Въезд в с. Вадул-Рашков
| 64. Здесь все евреи, которые остались в с. Вадул-Рашков
|
65. Уцелевшая башня замка
| 66. Православная могила 1790 года
| 67. Днестр выше с. Кот
| 68. Родник у дороги
| 69. Въезд в с. Бурсук
| 70. Придорожный крест в с. Бурсук
|
Сразу за с. Вадул-Рашков следует село Климэуций де Жос (Нижние Климауцы), после которого дорога, в основном грунтовая, идет вдоль живописных берегов Днестра с небольшими подъемами и спусками (фото 67-70). За селом Бурсук следует километровый участок безлесых склонов. Затем снова начинается лес, в котором расположен известный монастырь Жапка (фото 71).
После небольшого подъема открывается вид на Днестр, расположенное на левом берегу село Каменка и мост через Днестр, по которому мы намерены попасть на левый берег в Приднестровье. Вблизи моста расположены погранияный пост Приднестровья и пост милиции Молдовы (фото 73). Перед тем, как покинуть территорию Молдовы, сначала едем в противоположную
сторону от погранпоста к центру села Сэнэтэука, где находим магазин, в котором докупаем продукты и обедаем под расположенным рядом навесом со столом и лавками.
Далее движемся в Приднестровье через пограничный пост за мостом, где проходим необходимые процедуры и получаем миграционные карты Приднестровья. Наш дальнейший путь вдоль р. Каменка, расположенной в глубокой долине, через примыкающие друг к другу населенные пункты Каменка, Севериновка и Хрустова. В последнем сохранилость имение декабриста
Юшневецкого (фото 75), в котором в советские времена располагался музей, а сейчас дом торжественных событий.
71. Возвращение из женского монастыря Жапка
| 72. Вид на устье р. Каменка и пограничный мост через Днестр
| 73. Молдавский пост перед мостом
| 74. Старинный придорожный крест
| 75. Имение Юшневецких
|
За с. Хрустова едем к международному погрчничному переходу Хрустова - Болган на границе Приднестровья и Украины. Далее асфальтовая дорога с незначительными подъемами и спусками ведет к с. Пищанка (фото 77), перед которым сворачиваем влево к железнодорожной станции Крыжополь (фото 80), где и завершаем поход.
76. Подъем за с. Хрустова
| 77. Перед с. Пищанка сворачиваем влево
| 78. Дорога за с. Пищанка
| 79. Влево, на Крыжополь
| 80. Финиш
|
Заключение и выводы
Намеченный маршрут успешно пройден, за исключением нескольких радиалок по ущельям притоков Днестра.
Короткий световой день и сильные туманы по утрам не позволили увеличить дневные пробеги. Кроме того, немало дневного времени отнимал осмотр достопримечательностей, которыми изобилует район путешествия.
Но колорит осени делает склоны Днестра и прилегающие ущелья особенно живописными. Осень - удачное время для велопутешествий по этому региону. Даже без учета дополнительных удовольствий - виноград, орехи, яблоки.
Около 60% пройденных дорог были грунтовки. Некоторые из них были хорошо раскатаны автомобилями, некоторые - с трудом угадывались в густой траве. Но все они были сравнительно легко проезжаемы, несмотря на недавно прошедшие дожди.
Несмотря на то, что маршрут избегает излишних подъемов, общий набор высоты составил 3,1 км (без учета пеших радиалок), т.е. в среднем 1,35 км на 100 км пути. Такой набор высоты характерен для горной местности.
Информационные источники
1.
http://shatuny.narod.ru/10dnestr.htm
2.
http://shatuny.narod.ru/md_10_09.htm
3.
http://shatuny.narod.ru/10_02moldova.htm
4.
http://shatuny.narod.ru/11dnestr.htm
5.
http://rhcp.io.ua/s380471
6.
http://shatuny.narod.ru/moldova09.htm
7.
http://biker.mk.ua/tours/tour_009.html
8.
http://shatuni.narod.ru/troitsa.htm
9.
http://shatuni.narod.ru/mold07.htm